Программа учебной дисциплины ОП. 04. Основы материаловедения

  • Образовательные программы
  • docx
  • 30.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена программа учебной дисциплины ОП. 04. Основы материаловедения, программы профессиональная переподготовка со сроком обучения 420 часов, квалификация: Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом, по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Цель: Ознакомить преподавателей специальных дисциплин с авторской педагогической разработкой. Задачи: Передать коллегам личный опыт по разработке программы учебной дисциплины. Оказать помощь педагогам в подготовке методического материала.
Иконка файла материала Основы материаловедения.docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области  «Седельниковский агропромышленный техникум» Программа учебной дисциплины  ОП. 04. Основы материаловедения программы профессионального обучения (переподготовка) и дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка)  по профессии  15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) Срок обучения: 420 час. Квалификация: сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом  2 разряда  Форма обучения: очная Вид обучения: профессиональная переподготовка Минимальный базовый уровень: основное  общее, профессиональные навыки Разработал: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения 1Седельниково, Омской области,  2016 Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта СПО по профессии 15.01.05  Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) (утв.  приказом Министерства образования и науки РФ от 29.01.2016),  профессионального стандарта "Сварщик" (утв.  приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2013 г. N 701н), учебного плана по  профессии  сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым  электродом, рекомендаций  БПОУ «Седельниковский агропромышленный  техникум» по формированию нормативно­методической документации по  реализации ФГОС СПО, от 01.09.2016 г. Организация­разработчик:   БПОУ   техникум» с. Седельниково Омской области.   «Седельниковский   агропромышленный Разработчик: Баранов Владимир Ильич  мастер производственного обучения  БПОУ   «Седельниковский агропромышленный техникум». Согласовано: на заседании педагогического совета протокол №__________ «__»___________2016г. Рассмотрено:  на заседании методического совета «__»____________2016г. 2СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ   ДИСЦИПЛИНЫ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ 2. СТРУКТУРА   И   СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 6 10 11 31. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы материаловедения 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).   Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном   образовании   (в   программах   повышения   квалификации   и переподготовки)   и   профессиональной     подготовке     по   профессии   сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) квалификации:  Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом;  Сварщик частично механизированной сварки плавлением;   Сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном  газе;  Газосварщик;  Сварщик ручной сварки полимерных материалов;  Сварщик термитной сварки. 1.2.   Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной программы:  дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины  – требования  к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: ­пользоваться справочными таблицами для определения свойств  материалов;     ­выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  ­   наименование,   маркировку,   основные   свойства   и   классификацию углеродистых   и   конструкционных   сталей,   цветных   металлов   и   сплавов,   а также   полимерных   материалов   (в   том   числе   пластмасс,   полиэтилена, полипропилена); ­ правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; ­ механические испытания образцов материалов. 4Формируемые общие компетенции  В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,  проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов  ее достижения, определенных руководителем. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного  выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно­коммуникационные технологии в  профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. 1.4.   Рекомендуемое   количество   часов   на   освоение   программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 18 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 12 часов; самостоятельной работы обучающегося 6 часов. 52. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  Основы материаловедения 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:      лабораторные занятия      практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Объем часов 18* 12* 2* 4* 6* Итоговая аттестация в форме контрольной работы             1    62.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины  Основы материаловедения Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если Объем часов Уровень  освоения 1 Раздел 1. Основные сведения о материаловедение предусмотрены) 2 Введение. Типы атомных связей и их влияние на свойства материала. Строение металлических материалов. Тестирование. Содержание учебного материала 1 2 Практические занятия № 1. Построение графиков процессов кристаллизации.  № 2. Изучение строения металлов по моделям кристаллических решеток. Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных  преподавателем) Подготовка к практическим работам с использованием методических  рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите. Содержание учебного материала 1 Методы изучения структуры металла. Механические свойства и методы их  определения. Физические свойства металлов.  Технологические свойства металлов и сплавов. Тестирование. 2 3 7 Тема 1. Основные сведения о строении металлов и сплавов. Тема 2. Методы изучения свойств металлов и сплавов. 3 1 1 1 1 4 2 2Лабораторные работы: №1. «Определение предела прочности и пластичности при растяжении металлов и  сплавов». №2. «Определение ударной вязкости металлов и сплавов (прочность на удар)».  Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных  преподавателем). Подготовка к лабораторным  работам с использованием методических  рекомендаций, оформление результатов работы и подготовка к защите. Содержание учебного материала 1 Общие понятия о железоуглеродистых сплавах. Диаграмма состояния  железоуглеродистых сплавов.  Получение чугуна. Классификация чугунов.  Конструкционные стали общетехнического назначения.   Инструментальные материалы. Стали и сплавы с особыми свойствами. Цветные металлы и сплавы. Тестирование. 2 3 4 5 6 Практические занятия № 3. Отработка навыков пользования справочными таблицами. Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных  преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических  рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите. Содержание учебного материала 1 2 3 Понятие о термической обработке. Превращения при нагреве и охлаждении. Термическая обработка стали.  Термическая обработка чугунов. Тестирование. 8 1 1 1 1 1 1 2 2 Тема 3. Железоуглеродистые, цветные металлы и сплавы.Тема 4. Термическая и химико­ термическая обработка железоуглеродистых сплавов Тема 5. Основные сведения о неметаллических материалах Практическое занятие № 7. Анализ диаграммы состояния сплавов системы железо­цементит. Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных  преподавателем). Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций,  оформление отчета и подготовка к защите.  Полимерные материалы. Стекло. Древесина. Композиционные материалы. Горюче­смазочные материалы и технические жидкости. Тестирование. Содержание учебного материала 1 2 3 4 Практическое занятие № 8. Определение качества моторного масла простейшими методами. Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных  преподавателем). Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций,  оформление отчета и подготовка к защите. Контрольная работа 1 1 1 2 2 1 2 9Требования   к   минимальному   материально­техническому 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. обеспечению Реализация   программы   дисциплины   требует   наличия   учебного   кабинета материаловедение. Оборудование учебного кабинета:  ­ интерактивная доска с мультимедийным сопровождением; ­ посадочные места по количеству обучающихся; ­ рабочее место преподавателя; ­ комплект учебно­наглядных пособий «Основы материаловедения»; ­ комплект бланков технологической документации ­ материаловедение. Плакаты. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и документ­камера EIKI Залы: библиотека, читальный зал с выходом в Интернет  3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий, дополнительной литературы Основные источники:    Интернет­ресурсов, 1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учебник для нач. проф. образования ­ М.: Издательский центр «Академия», 2004.  2. Кузьмин Б.А. и др.,  Металлургия, металловедение и конструктивные материалы: Учебник. – М: Высшая школа, 1997. 3.Журавлева   Л.В.   Электроматериаловедение:   Учебник   для   НПО.­   М.: ИРПО; Проф Обр Издат, 2004 Дополнительные источники:  1. Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и  металлообработке: учеб. пособие для нач. проф. образования / [В.Н.Заплатин,  Ю.И. Сапожников, А.В.Дубов, В.С.Новосёлов] ; под ред. В.Н.Заплатина. – М.:  Издательский центр «Академия», 2010. 2. Заплатин В.Н. Справочное пособие по материаловедению  (металлообработка): учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Н.  Заплатин, Ю.И.Сапожников, А.В.Дубов; под ред. В.Н.Заплатина. – М.:  Издательский центр «Академия», 2009. 103. Соколова Н.Н. Материаловедение: Контрольные материалы: учеб. пособие  для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2010. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ Контроль  и   оценка  результатов   освоения   дисциплины   осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения: Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  пользоваться справочными таблицами  для определения свойств материалов; выбирать материалы для осуществления  профессиональной деятельности. Знания: наименование, маркировку, основные  свойства и классификацию углеродистых  и конструкционных сталей, цветных  металлов и сплавов, а также полимерных  материалов (в том числе пластмасс,  полиэтилена, полипропилена); правила применения охлаждающих и  смазывающих материалов; Оценка выполнения лабораторных работ. Наблюдение и оценка выполнения  практических работ. Оценка выполнения тестовых заданий. Контроль и оценка выполнения  самостоятельной работы. Оценка выполнения лабораторных работ. Наблюдение и оценка выполнения  практических работ. Оценка выполнения тестовых заданий. Контроль и оценка выполнения  самостоятельной работы. Наблюдение и оценка выполнения  практических работ. Оценка выполнения тестовых заданий. Контроль и оценка выполнения  самостоятельной работы. Наблюдение и оценка выполнения  практических работ. Оценка выполнения тестовых заданий. Контроль и оценка выполнения  самостоятельной работы. 11механические испытания образцов  материалов. Наблюдение и оценка выполнения  практических работ. Оценка выполнения тестовых заданий. Контроль и оценка выполнения  самостоятельной работы. 12