Представлена программа учебной дисциплины ОП. 04. Основы материаловедения, программы профессиональная переподготовка со сроком обучения 420 часов, квалификация: Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом, по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Цель:
Ознакомить преподавателей специальных дисциплин с авторской педагогической разработкой.
Задачи:
Передать коллегам личный опыт по разработке программы учебной дисциплины.
Оказать помощь педагогам в подготовке методического материала.
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Программа учебной дисциплины
ОП. 04. Основы материаловедения
программы профессионального обучения (переподготовка) и дополнительного
профессионального образования (профессиональная переподготовка)
по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной
сварки (наплавки))
Срок обучения: 420 час.
Квалификация: сварщик ручной дуговой сварки
плавящимся покрытым электродом
2 разряда
Форма обучения: очная
Вид обучения: профессиональная
переподготовка
Минимальный базовый уровень: основное
общее, профессиональные навыки
Разработал: Баранов Владимир Ильич
мастер производственного обучения
1Седельниково, Омской области, 2016
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта СПО по профессии 15.01.05
Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) (утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 29.01.2016),
профессионального стандарта "Сварщик" (утв. приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ от 28.11.2013 г. N 701н), учебного плана по
профессии сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым
электродом, рекомендаций БПОУ «Седельниковский агропромышленный
техникум» по формированию нормативнометодической документации по
реализации ФГОС СПО, от 01.09.2016 г.
Организацияразработчик: БПОУ
техникум» с. Седельниково Омской области.
«Седельниковский агропромышленный
Разработчик:
Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения БПОУ
«Седельниковский агропромышленный техникум».
Согласовано:
на заседании педагогического совета
протокол №__________
«__»___________2016г.
Рассмотрено:
на заседании методического совета
«__»____________2016г.
2СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
6
10
11
31. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки
(наплавки)).
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и
переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии сварщик
(ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) квалификации:
Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом;
Сварщик частично механизированной сварки плавлением;
Сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном
газе;
Газосварщик;
Сварщик ручной сварки полимерных материалов;
Сварщик термитной сварки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
пользоваться справочными таблицами для определения свойств
материалов;
выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
наименование, маркировку, основные свойства и классификацию
углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а
также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена,
полипропилена);
правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
механические испытания образцов материалов.
4Формируемые общие компетенции
В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен обладать
общими компетенциями, включающими способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов
ее достижения, определенных руководителем.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 18 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 12 часов;
самостоятельной работы обучающегося 6 часов.
52. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Объем
часов
18*
12*
2*
4*
6*
Итоговая аттестация в форме контрольной работы 1
62.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы материаловедения
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
Объем часов Уровень
освоения
1
Раздел 1.
Основные сведения о
материаловедение
предусмотрены)
2
Введение. Типы атомных связей и их влияние на свойства материала.
Строение металлических материалов. Тестирование.
Содержание учебного материала
1
2
Практические занятия
№ 1. Построение графиков процессов кристаллизации.
№ 2. Изучение строения металлов по моделям кристаллических решеток.
Самостоятельная работа обучающихся.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных
преподавателем)
Подготовка к практическим работам с использованием методических
рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите.
Содержание учебного материала
1
Методы изучения структуры металла. Механические свойства и методы их
определения.
Физические свойства металлов.
Технологические свойства металлов и сплавов. Тестирование.
2
3
7
Тема 1.
Основные сведения о
строении металлов и
сплавов.
Тема 2.
Методы изучения
свойств металлов и
сплавов.
3
1
1
1
1
4
2
2Лабораторные работы:
№1. «Определение предела прочности и пластичности при растяжении металлов и
сплавов».
№2. «Определение ударной вязкости металлов и сплавов (прочность на удар)».
Самостоятельная работа обучающихся.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных
преподавателем).
Подготовка к лабораторным работам с использованием методических
рекомендаций, оформление результатов работы и подготовка к защите.
Содержание учебного материала
1
Общие понятия о железоуглеродистых сплавах. Диаграмма состояния
железоуглеродистых сплавов.
Получение чугуна. Классификация чугунов.
Конструкционные стали общетехнического назначения.
Инструментальные материалы.
Стали и сплавы с особыми свойствами.
Цветные металлы и сплавы. Тестирование.
2
3
4
5
6
Практические занятия
№ 3. Отработка навыков пользования справочными таблицами.
Самостоятельная работа обучающихся.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных
преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических
рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите.
Содержание учебного материала
1
2
3
Понятие о термической обработке. Превращения при нагреве и охлаждении.
Термическая обработка стали.
Термическая обработка чугунов. Тестирование.
8
1
1
1
1
1
1
2
2
Тема 3.
Железоуглеродистые,
цветные металлы и
сплавы.Тема 4.
Термическая и химико
термическая обработка
железоуглеродистых
сплавов
Тема 5.
Основные сведения о
неметаллических
материалах
Практическое занятие
№ 7. Анализ диаграммы состояния сплавов системы железоцементит.
Самостоятельная работа обучающихся.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных
преподавателем).
Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций,
оформление отчета и подготовка к защите.
Полимерные материалы.
Стекло. Древесина.
Композиционные материалы.
Горючесмазочные материалы и технические жидкости. Тестирование.
Содержание учебного материала
1
2
3
4
Практическое занятие
№ 8. Определение качества моторного масла простейшими методами.
Самостоятельная работа обучающихся.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных
преподавателем).
Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций,
оформление отчета и подготовка к защите.
Контрольная работа
1
1
1
2
2
1
2
9Требования к минимальному материальнотехническому
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
материаловедение.
Оборудование учебного кабинета:
интерактивная доска с мультимедийным сопровождением;
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнонаглядных пособий «Основы материаловедения»;
комплект бланков технологической документации
материаловедение. Плакаты.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением и документкамера EIKI
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в Интернет
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Основные источники:
Интернетресурсов,
1.Адаскин А.М., Зуев В.М.
Материаловедение (металлообработка): Учебник для нач. проф. образования
М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Кузьмин Б.А. и др.,
Металлургия, металловедение и конструктивные материалы: Учебник. – М:
Высшая школа, 1997.
3.Журавлева Л.В. Электроматериаловедение: Учебник для НПО. М.:
ИРПО; Проф Обр Издат, 2004
Дополнительные источники:
1. Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и
металлообработке: учеб. пособие для нач. проф. образования / [В.Н.Заплатин,
Ю.И. Сапожников, А.В.Дубов, В.С.Новосёлов] ; под ред. В.Н.Заплатина. – М.:
Издательский центр «Академия», 2010.
2. Заплатин В.Н. Справочное пособие по материаловедению
(металлообработка): учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Н.
Заплатин, Ю.И.Сапожников, А.В.Дубов; под ред. В.Н.Заплатина. – М.:
Издательский центр «Академия», 2009.
103. Соколова Н.Н. Материаловедение: Контрольные материалы: учеб. пособие
для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
пользоваться справочными таблицами
для определения свойств материалов;
выбирать материалы для осуществления
профессиональной деятельности.
Знания:
наименование, маркировку, основные
свойства и классификацию углеродистых
и конструкционных сталей, цветных
металлов и сплавов, а также полимерных
материалов (в том числе пластмасс,
полиэтилена, полипропилена);
правила применения охлаждающих и
смазывающих материалов;
Оценка выполнения лабораторных работ.
Наблюдение и оценка выполнения
практических работ.
Оценка выполнения тестовых заданий.
Контроль и оценка выполнения
самостоятельной работы.
Оценка выполнения лабораторных работ.
Наблюдение и оценка выполнения
практических работ.
Оценка выполнения тестовых заданий.
Контроль и оценка выполнения
самостоятельной работы.
Наблюдение и оценка выполнения
практических работ.
Оценка выполнения тестовых заданий.
Контроль и оценка выполнения
самостоятельной работы.
Наблюдение и оценка выполнения
практических работ.
Оценка выполнения тестовых заданий.
Контроль и оценка выполнения
самостоятельной работы.
11механические испытания образцов
материалов.
Наблюдение и оценка выполнения
практических работ.
Оценка выполнения тестовых заданий.
Контроль и оценка выполнения
самостоятельной работы.
12