Программа внеурочного курса "Тайны русского языка"составлена на основе авторских программ по внеурочной деятельности: Любанская Л.А. «Весёлая грамматика»; Желтовская Л.Я., Мышак Л.М. «Секреты русского языка». Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, голово-ломки, грамматические сказки.
Программа внеурочного курса
«Тайны русского языка»Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторских программ по внеурочной
деятельности: Любанская Л.А. «Весёлая грамматика»; Желтовская Л.Я., Мышак
Л.М. «Секреты русского языка».
Главное назначение начальной школы состоит в том, чтобы научить детей
осознанному чтению, письму и счёту, правильной речи; привить учащимся
хороший художественный вкус; воспитывать средствами каждого учебного
предмета лучшие нравственные качества, любовь к своему народу, его языку,
духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам;
способствовать гармоничному развитию младших школьников, раскрытию
творческих способностей. Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих
перед школой, принадлежит изучению родного языка.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить
на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его
“тайны”. В этом случае нам поможет курс “Тайны русского языка”. Программа
курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Элемент занимательности является обязательными для занятий с младшими
школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно
снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по программе
курса.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с
программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость
осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
2Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен,
разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое
значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы
учебной деятельности Воспитание интереса к “Тайнам русского языка” должно
пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку,
совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных
предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная
деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “ Тайны русского языка”
следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи
учащихся, на воспитание у них чувства языка.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими
школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях
необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного
речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс
“Тайны русского языка” позволяет работать не только над фонемами, частями
речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению
школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка,
обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:
игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и
поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды,
головоломки, грамматические сказки.
Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания
по русскому языку, показать учащимся, что русский язык не свод скучных и
3трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие на разных
ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
стимулировать интеллектуальное развитие детей;
формировать эффективную речевую деятельность;
формировать ключевые компетентности учащихся;
корректировать речевые недочёты;
способствовать успешности, самореализации и саморазвитию ребёнка;
способствовать углубление и расширение знаний и представлений о
литературном языке.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
Воспитывающие:
воспитывать патриотизм, любовь к народу через формирование любви к
родному языку;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления.
В качестве основных подходов в реализации данной программы приняты:
призван акцентировать внимание учащихся на
культурологический, системный, личностно деятельностный, компетентностный.
Культорологический подход –
мотивационноценностной стороне знаний и информации, направленной на
изучение родного языка, его богатства и мелодики.
Системный подход
среды в рамках реализации программы в аспекте взаимодействия аспектов, в их
предполагает анализ и проектирование образовательной
4психологических,
социальнопсихологических и других
педагогических,
характеристиках.
ориентирует учащихся на активное
Личностнодеятельностный подход
усвоение и выработку предметного и деятельностного подхода в формировании
культуры речи, овладение компетентностью эффективной речевой деятельности
как основы самореализации, самосовершенствования и создания условий
личностного развития ребёнка.
Компентентностный подход –
у
отражает те компетентности, которые должны быть сформированы
современного человека, и одновременно отражает те требования к личности,
ориентирован на развитие личности учащегося и
которые будут оценены как качество его подготовки к социально и личной жизни.
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4х классов.
Особенности программы « Тайны русского языка»
1 кл. «Путешествия по Стране Слов»
2кл. «Секреты орфографии»
3кл4кл. Продолжаем открывать « тайны» русского языка.
Данная программа построена на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому
школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные
5и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеурочных
учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
практические занятия с элементами игр и игровых элементов,
дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок,
считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с
разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в
занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и
личностных качеств школьника.
Средства, необходимые для реализации программы:
наличие словарей;
наличие карточек с играми и заданиями;
наличие текстов для работы на занятиях.
6«Путешествия по Стране Слов»
Содержание программы.
1й класс
Тематическое планирование (32 часа)
№ Тема занятия
В стране безмолвия и неведомых
звуков. Язык жестов.
В страну слов.
2
3-4 Когда слова теряют волшебную силу.
5
6
7
8-9 В гости к Алфавиту.
10
Тайны звуков и букв.
11
Слова, которые могут рисовать
12 Медвежья услуга.
13
14
15
16 Неожиданная остановка в пути.
17
1
2
Выбор друзей в Стране Слов
1
К несметным сокровищам Страны Слов. 1
1
Чудесные превращения слов.
2
1
1
1
1
1
1
1
1
В глубь веков на Машине времени.
В Королевстве ошибок.
В Страну Слогов.
В удивительном городе Незнакомых
Слов.
Чудеса в Стране Слов.
1
18-
19
20
Дата
Количест
во часов
1
К словам разнообразным, одинаковым,
но разным.
На карнавале слов.
В Театре близнецов.
Конкурс знатоков
21-
22
23
24
25 Новое представление.
26 Необычный урок.
27
28
29-
30
31
Следопыты развлекают гостей.
В Клубе весёлых человечков.
К словам – родственникам. Почему их
так назвали?
Экскурсия в прошлое.
7
2
1
2
1
1
1
1
1
1
2
132 Полёт в будущее.
1
Содержание занятий.
Тема 1. В стране безмолвия и неведомых звуков. Язык жестов.
Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория
нямням». Игры «Добавки», «Знаешь сам расскажи нам».
Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи.
Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний».
Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Тема34 . Когда слова теряют волшебную силу.
Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и
рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную
силу».
Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов.
Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на
внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов.
Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве
русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование
слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема7. Чудесные превращения слов.
Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся
слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 89. В гости к Алфавиту.
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я».
Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка
«Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
8Тема 10. Тайны звуков и букв.
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка
«Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги
«Трудные буквы».
Тема11.Слова,которые могут рисовать.
Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание
картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Тема 12.Медведжья услуга.
Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились
писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема13. В глубь веков на Машине времени.
Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита.
Разгадывание ребусов.
Тема 14. В Королевстве Ошибок.
Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению
ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 15. В Страну Слогов.
Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание
головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 16. Неожиданная остановка в пути.
Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через
ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема 17. В удивительном городе Незнакомых Слов.
Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры
«Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка
«Перекрёсток».
9Тема 1819. Чудеса в Стране Слов.
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению.
Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным.
Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование
рассказов. Головоломка.
Тема 2122. На карнавале слов
Рассказ учителя о словахдвойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и
работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Тема 23. В театре близнецов.
Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры.
Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема 24. Конкурс знающих.
Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай
толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
Тема 25. Новое представление.
Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его
друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ
учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
Тема 26. Необычный урок.
Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай
ка!» со словами – антонимами.
Тема 27. Следопыты развлекают детей.
«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы,
стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Тема 28. В Клубе весёлых человечков
Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Тема 2930. К словам – родственникам. Почему их так назвали?
10Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор
родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со
словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра
«Домино».
Тема 31. Экскурсия в прошлое.
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних
слов.
Тема 32. Полёт в будущее.
Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадайка».
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Инсценирование рассказов, рассказов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1го класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения
мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства
(слова, предложения, текст);
интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;
узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание
алфавита для упорядочивания слов;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (специальные задания);
11Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий,
используя справочные материалы;
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ,
сравнение, классификацию, обобщение).
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Учащиеся получат возможность научиться:
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
2й класс «Секреты орфографии»
Тематическое планирование (34 часа)
№ Тема занятия
1
2
3
45
68
9
10
Как обходились без письма?
Древние письмена.
Как возникла наша письменность?
Меня зовут Фонема.
Для всех ли фонем есть буквы?
«Ошибкоопасные» места
Тайны фонемы
12
Дата
Количес
тво
часов
1
1
1
2
3
1
1На сцене гласные
«Фонемы повелевают буквами»
Когда ь пишется, а когда не пишется?
Ваши старые знакомые
1112 Опасные согласные
13
14
15
16
1718 Правила о непроизносимых согласных
1920 Волшебное средство – «самоинструкция»
21
2223
2425 Поговорим о всех приставках сразу
2627 Слова – «родственники»
2830 Кто командует корнями?
3132
33
34
Строительная работа морфем
Где же хранятся слова?
«Не лезьте за словом в карман!»
«Пересаженные» корни
Итоговое занятие
2
1
1
1
1
2
2
1
2
2
2
3
2
1
1
Содержание занятий.
Тема 1. Как обходились без письма?
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле
«медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее.
Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 2. Древние письмена.
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было
написано первое письмо». Иероглифы «священные знаки.
Тема 3. Как возникла наша письменность?
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или
глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4 5. Меня зовут Фонема.
Звукисмыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера
«Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание
стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
Тема 6 8. Для всех ли фонем есть буквы?
13Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра
«Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия».
Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква.
Буква подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
Тема 9 10. «Ошибкоопасные» места.
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки
Антуана де СентЭкзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость.
Тренировочные упражнения.
Тема 11. Тайны фонемы.
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки
«запоминалки».
Тема 12 – 13. Опасные согласные.
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной
позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные
упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода
законов».
Тема 14. На сцене гласные.
Добрый «волшебник» ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без
хлопот!
Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда!
Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.
Игры со словами с сочетаниями жищи, чущу, чаща, чк, чн, щн, нщ.
Тренировочные упражнения.
Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.
14Песенки «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило.
Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.
Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления
самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по
самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди
подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема 21. Память и грамотность.
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных
произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки».
План пересказа.
Тема 22. Строительная работа морфем.
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра
«Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Тема 23. Где же хранятся слова?
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со
словарями.
Тема 24 – 26. Поговорим обо всех приставках сразу.
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С.
Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма.
Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители»
правил. Коварная приставка с. Самые трудные (пре и при). Песенка –
«напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
Тема 27. Слова – «родственники».
Правильные корни и корниуродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий
лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 28 – 30. Кто командует корнями?
15Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра
«Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с
девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует
ударение. Командует смысл.
Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч».
Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ
текста. Тренировочные упражнения.
Тема 33. «Пересаженные» корни.
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём.
Тренировочные упражнения.
Тема 34. Итоговое занятие.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2 го класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как
интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
• понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни
и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных,
так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
• осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям,
истории своего народа, интерес к русскому языку, как к родному;
• адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной
одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• осознавать слово как главное средство языка;
16• осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой,
буквенной);
• использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов
и поиска нужной информации
(в словарях и др.);
• производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры;
• соблюдать произносительные нормы в собственной речи;
• различать родственные (однокоренные) слова;
• осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка
(выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно организовывать своё рабочее место;
• понимать цель выполняемых действий;
• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
• понимать важность планирования работы;
• осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи;
• выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в
соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя;
• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она
расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические
ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Учащиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника;
• ориентироваться в словарях;
17• использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых
задач;
• выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя различные справочные материалы: толковые словари, детские
энциклопедии и др.;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
• уметь слышать, точно реагировать на реплики;
• понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Продолжаем открывать « тайны» русского языка.
3 класс
Тематическое планирование. (34 часа)
№
Тема занятия
Конкурс знатоков
Семья слов
Как растут слова
В гости к Алфавиту.
Наши помощники звуки, буквы и слова.
К тайнам звуков и букв
1
2
3
4 Встреча с «йотированными»
5
6
7
89 Приставка, суффикс, окончание
10 Что такое морфология?
11 В городе имён существительных
12 Прилагательное к чему прилагается?
13 В гостях у Глагола.
14
Знаешь ли ты части речи?
18
Дата
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
115 Синонимы
16 Слова – антонимы
17 Слова омонимы
18 Крылатые слова
19 Эмоциональная
и
интонационная
выразительность
Найди меня в тексте
В королевстве ошибок
Трудные слова
В стране сочинителей
Анаграммы и метаграммы
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Шарады и логогрифы
29
30
31
32 Откуда пришли наши имена
33 Мини –сочинение по теме «Моя любимая
игрушка».
34 КВН по русскому языку
Содержание занятий.
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1
Тема 15. Фонетическая система русского языка, звуки речи. Звуки речи.
Звуковое строение слов. Слоги. Позиционное чередование гласных и согласных в
слове. Оглушение, озвончение, парных звонких и глухих согласных. Порядок букв
в алфавите. Из истории создания алфавита. Практическое использование знания
алфавита. Обозначение йотированных звуков. Общее представление о фонеме.
Сильные и слабые позиции фонем. Особенности обозначения гласных и согласных
на письме. Практические упражнения: упражнения в отчётливом произношении
звуков в словах (скороговорки, игры в «испорченный телефон» и т.д.); упражнения
19на составление и подбор слов, отличающимся одним звуком (буквой), игры со
словами; упражнения на развитие фонематического слуха – звуковая запись слов с
использованием транскрипции, звукобуквенные анализы слов и т.д.
Тема 69. Роль морфем в образовании однокоренных слов. Однокоренные слова и
формы слов от слов с омонимичными корнями (водный, водитель), от слов
синонимов. Исторический корень слова Способы проверки орфограмм в корнях
однокоренных слов. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слово
приставками и суффиксами. Практические упражнения: упражнения на
морфемный состав слов.
Тема 1014. Наличие в языке речи как отражение основных реалий окружающего
мира: предметы – существительные, их признаки – прилагательные, их действия –
глаголы, их количество – числительные и т.д. Роль и правописание местоимений.
Общее представление о наличии в языке групп слов – помощников глаголов,
наречие). Практические упражнения: упражнения на нахождение и определение
функций в каждой части речи в составе предложения; упражнения на
морфологический анализ слов; составление предложений с использованием разных
частей речи.
Тема15. Синонимы.
Знакомство со словами синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра
в слова».Беседа «Что обозначают слова синонимы».Нахождение словсинонимов
в тексте.Работа со словарём.
Тема 16. Слова антонимы
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском
языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над
стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над
подбором слов антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Работа со словарём.
Тема17. Слова – омонимы.
20Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть».
Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». Работа со словарём.
Тема 18. Крылатые слова
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых
выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в
переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова
«Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Тема 1921. Словосочетание и предложение. Систематизация сведений о
признаках предложения. Предложения с однородными членами. Интонационная
окраска предложений. Знаки препинания, употребляемые в предложении. Простые
и сложные предложения. Стилевые и композиционные особенности разных типов
текстов: повествование, описание, рассуждения. Практические упражнения:
упражнения на расстановку знаков препинания с однородными членами;
упражнения на запись текста ( под диктовку, самостоятельное составление и
запись с соблюдением орфографических и пунктуационных норм).
Тема 2223. Игра «Исправь ошибки». Работа с текстами, где допущены ошибки.
Игра «Произноси правильно».
Тема 2425. Трудные слова.
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение
упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами
художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о
словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 2627. В стране Сочинителей
Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
Тема 2829. Анаграммы и метаграммы.
21Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами,
использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий
«анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан налим, актер терка ).
Тема 3031. Шарады и логогрифы
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и
разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов ответов.
Тема32. Откуда пришли наши имена
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя».
Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 33. Написать минисочинение на тему.
Тема 34. КВН по русскому языку.
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
4 класс Продолжаем открывать « тайны» русского языка.
Тематическое планирование (34 часа)
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
1
0
Тема
Количество
Дата
Что такое орфоэпия?
Что такое фонография или звукозапись?
Звуки не буквы!
Звучащая строка.
Банты и шарфы.
«Пигмалион» учит орфоэпии.
Кис кис! Мяу!, или
Кое что о
звукоподражаниях.
Как и почему появляются новые слова?
Многозначность слова.
Слова антиподы
Фразеологические обороты
22
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2Собирал человек слова
Встреча с тильдой
Откуда происходят наши корни?
Слова знаменательные и служебные
Где приставка, где предлог?
Группы слов – помощников глаголов и
существительных
Знаешь ли ты части речи?
А есть ли здесь смысл
Словосочетание
Казнить нельзя помиловать
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Слова,
не являющиеся членами
предложения
Минисочинение на тему «Мой день
рождения»
Брейнринг
Содержание курса.
1
1
1
4
2
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
112
3
4
1
1
1
5
1619
2021
2
2
2324
2526
2728
2
9
0
1
2
3
4
3
3
3
3
3
Тема 1. Что такое орфоэпия?
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение
знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями
23«орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов,
соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2.Что такое фонография или звукозапись?
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей
письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о
буквах и звуках.
Тема 3.
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции.
Звуки не буквы!
Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 4.
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание».
Звучащая строка.
Банты и шарфы.
Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие
фонематического слуха.
Тема 5.
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с
произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 6.
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство
с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная
«Пигмалион» учит орфоэпии.
постановка ударений в словах.
Тема 7.
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями.
Кис кис! Мяу!, или Кое что о звукоподражаниях.
Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний
разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия
и фонетика».
Тема 8.
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными
Как и почему появляются новые слова?
толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
24Тема 9. Многозначность слова.
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи
толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и
омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение
слов».
Тема 10. Слова – антиподы.
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах».
Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со
«Словарем антонимов русского языка».
Тема 1112.Фразеологические обороты.
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие
«фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов
в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова
«Приключение Кроша».Работа со словарём.
Тема 1314. Роль морфем в образовании однокоренных слов. Однокоренные слова
и формы слов от слов с омонимичными корнями (водный, водитель), от слов
синонимов. Исторический корень слова Способы проверки орфограмм в корнях
однокоренных слов. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слово
приставками и суффиксами. Практические упражнения: упражнения на
морфемный состав слов.
Тема 1524. Наличие в языке речи как отражение основных реалий окружающего
мира: предметы – существительные, их признаки –прилагательные, их действия –
глаголы, их количество – числительные и т.д. Роль и правописание местоимений.
Общее представление о наличии в языке групп слов – помощников глаголов 9
наречие). Практические упражнения: упражнения на нахождение и определение
функций в каждой части речи в составе предложения; упражнения на
морфологический анализ слов; составление предложений с использованием разных
частей речи.
25Тема 2532. Словосочетание и предложение. Систематизация сведений о
признаках предложения. Предложения с однородными членами. Интонационная
окраска предложений. Знаки препинания, употребляемые в предложении. Простые
и сложные предложения. Стилевые и композиционные особенности разных типов
текстов: повествование, описание, рассуждения. Практические упражнения:
упражнения на расстановку знаков препинания с однородными членами;
упражнения на запись текста ( под диктовку, самостоятельное составление и
запись с соблюдением орфографических и пунктуационных норм).
Тема 33.Минисочинение на тему « Мой день рождения»
Тема 34. Брейн – ринг.
Планируемые результаты освоения программы.
К концу 34 класса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
•
осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание
•
связи развития языка с развитием культуры русского народа;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения
•
мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи.
•
Предметные
Учащиеся научатся:
•
различать основные языковые средства (слово, словосочетания,
предложение, текст);
•
различать и называть: а) значимые части слов (корень приставка, суффикс,
окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы
предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности
(вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные);
26• применять при письме правила орфографические
практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового
словаря;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
определять грамматические признаки имён существительных, имён
прилагательных, глаголов;
различать произношение и написание слов, находить способ проверки
написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать
разговор);
ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью
извлечения информации (уметь читать);
осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить
высказывание в устной и письменной формах;
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации
общения.
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
проверять правильность постановки ударения или произношения слова по
словарю) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и
успешного решения коммуникативной задачи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их
сравнении;
27 различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении
(простые случаи);
оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать
признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных
типов речи: описание, повествование, рассуждение;
корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми
недочётами;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной
речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в
учебных и бытовых ситуациях.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
осознавать цели и задачи изучения курса в целом;
планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к
упражнениям;
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых
задач;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и
умственной форме;
руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
Познавательные
Учащиеся научатся:
28• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели,
схемы для решения языковых задач;
дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать
единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения,
простое предложение;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов,
предложений, текстов);
владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной
для понимания слушателем.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
владеть диалоговой формой речи;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
при работе в паре;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя
непонятое в высказывании;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных
задач.
29Список литературы.
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2005 г.
2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 2007 г.
3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 2006
г.
4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство
“АРГО”, 2008г.
5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии.
Москва “Просвещение”, 2001 г.
6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк.
ПКФ “БАО”, 2005 г.
7. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва
“Просвещение”, 2008 г.
8. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (14) Москва
“ВЛАДОС”, 2003 г.
9. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. РостовнаДону кн. издво, 2002 г.
3010.Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова
М : Просвещение 2004г.
11.Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для
учащихся 14 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2003 г.
12.Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 14
классы. Учебнометодический комплект «Планета знаний»: Программа
деятельности
внеурочной
М.:Астрель,Владимир:ВКТ,2012.
в
начальной
школе.
13.Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва
“Просвещение”, 2008 г.
14.Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.14 классы.
Учебно –методический комплект «Планетазнаний»: русский язык,
литературное чтение, математика, окружающий мир: (сборник).2
изд.дораб.М.:АСТ:Астрель,2011.
15.Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 2004 г.
16.Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 2005 г.
17.Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 2003 г.
18.Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2008 г.
19.Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва
“Просвещение”, 2003 г.
31