Программа внеурочной деятельности
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности

Оценка 4.9
Рабочие листы +1
doc
искусство
1 кл—4 кл
17.01.2017
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» Цели программы: – познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами; – дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность – к импрессионистической пленэрности; – сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника, с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора.
музей 2 класс новое.doc
Программа внеурочной деятельности  «Музей в твоем классе» Цели программы: –  познакомить   обучающихся   с   разными   жанрами   живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами; – дать начальное представление о логике развития живописного языка: от   классической   выстроенности   академических   композиций   через реалистическую повествовательность – к импрессионистической пленэрности;  сформировать   первичные   представления   о   целостности художественного мира того или иного художника, с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора. – В   ходе   освоения   курса   «Музей   в   твоем   классе»   осуществляется формирование   таких   интеллектуальных   умений   обучающихся,   как   умение ориентироваться в жанре картины (натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина, портрет); в определении темы картины и настроения автора, которым он хотел поделиться со зрителями; в особенностях композиционного решения художником поставленной задачи. Обучающиеся   осваивают   лексику,   необходимую   для   выражения чувств,  обучаются  устанавливать   причинно­следственные  связи  между  тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения. («Если у свеклы зелень увяла, значит...», «Если рядом со снегом изображена лужа, значит...», «Если   дым   из   труб   идет   вертикально   вверх,   значит...»,   «Если   старик­отец отвернулся от дочери и смотрит в сторону, значит...» и т. д.) В ходе усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов. Формы организации внеурочной деятельности: кружок. Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно­ ценностное общение. Планируемый   результат:  подготовка   экскурсоводов   по репродукциям   картин   «Музей   в   твоем   классе»;   подготовка   проектов   по направлениям:   «Моя   коллекция»,   «Каталог   репродукций   “Музей   в   твоем классе”», «Каталог моей коллекции репродукций». Примечание. «Моя коллекция» может содержать репродукции картин одного   художника   или   разных   художников   одного   жанра,   или   разных художников на одну тему. Например: «Пейзаж в творчестве художника...», «Портреты   художника...»,   «Исторические   события   в   России   глазами художников­современников», «Портреты русских писателей», «Милая сердцу природа России», «Художники нашего края, области». Организационно­методические указания Общая   методика   анализа   живописного   произведения,   с   помощью которой   можно   реализовать   поставленные   цели,   предполагает   переход   от начального,   целостного   впечатления   через   наблюдение   и   рассматривание деталей – снова к целостному впечатлению, которое уже обогащено знанием подробностей. Большое   значение   для   достижения   заявленных   целей   имеет использование   инструментов  при   работе   с   репродукцией   живописного произведения. В данном пособии используются разные инструменты: большая прямоугольная рамка для выделения содержательно­значимых фрагментов и удержания   внимания;   малая   круглая   рамка   для   поиска   и   выделения отдельных   деталей;   полоска   картона,   с   помощью   которой   можно   закрыть часть   картины,   укрупнив   значение   оставшейся   части;   лупа   для рассматривания мелких деталей, особенностей красочного слоя и характера мазка. Порядок   следования   репродукций  подчиняется   логике   музейной педагогики:   от   более   простого   к   более   сложному   через   накопление   опыта зрительского   восприятия   к   возможности   использовать   этот   опыт   в дальнейшем. Эта логика учитывает прежде всего жанровую принадлежность картин и требует следующую последовательность знакомства с жанрами: от натюрморта и детского портрета – через пейзаж и исторический пейзаж – к исторической картине, бытовой картине и портрету (то есть от предметного мира и всего того, что понятно ребенку, – к миру социальных отношений и всему тому, что составляет мир взрослых). Методический   аппарат   пособия   «Музей   в   твоем   классе»   включает выделенные   фрагменты   и   детали,  которые   вынесены   на   поля   каждой репродукции. Педагогический смысл этого приема варьируется в зависимости от возраста и от конкретной задачи. Так, обучающимся 1­х и 2­х классов выделенные детали помогают внимательно рассматривать картину и находить места   выделенных   фрагментов   с   помощью   инструментов,   удерживать внимание   на   конкретной   задаче.   Школьникам,   занимающимся   ИЗО, вынесенные   на   поля   увеличенные   детали   помогают   рассмотреть   и проанализировать   особенности   живописной   манеры   художника:   выяснить форму и фактуру мазка, которым художник пользуется, изображая разные поверхности и предметы (высокое качество репродуцирования позволяет это сделать). Для   обучающихся   всех   возрастных   групп   на   полях   репродукций помещается  дополнительный изобразительный материал.  Это фрагменты других картин того автора, чья картина помещена на основной репродукции, или фрагменты картин других художников, необходимые для сравнительного анализа. При   рассмотрении   исторических   сюжетов   на   полях   репродукции помещаются   фотографии   предметов   и   реалий,   которые   могут   воссоздать необходимый историко­культурный контекст. Внеурочная деятельность с использованием этого пособия может быть построена как в рамках одного класса, так и с участием обучающихся разных классов. Занятия   могут   проводить:   учитель   начальных   классов,   учитель русского   языка   и   литературы,   преподаватель   изобразительного   искусства. Любой учитель может использовать задания и вопросы из двух предметных областей. Если  занятия  проводятся  для  детей  одного  класса, то  учитель, как правило,   использует   вопросы   и   задания,   адресованные   возрастной   группе, соответствующей   обучающимся   в   его   классе.   Но,   поскольку   уровень подготовки   школьников   очень   разный,   то   учитель   может   использовать вопросы и задания или более старшей, или младшей возрастной категории. Если занятия проводятся с обучающимися разных классов, то учитель использует   вопросы   и   задания   разной   степени   сложности,   адресованные разным   возрастным   категориям   обучающихся,   исходя   из   состава присутствующих на занятии детей. Дифференцированность   вопросов   и   заданий  подразумевает,   что учебное   пособие   рассчитано   на   детей   разного   возраста,   разных   типов восприятия и разного уровня подготовленности, в том числе и на детей с трудностями в обучении. Для детей, у которых есть речевые трудности (не хватает лексического запаса, трудно вербализовать свои наблюдения) или есть задержка   в   развитии   (трудно   сосредоточивается,   недолго   удерживает внимание),   большим   подспорьем   является   использование   инструментов (рамок, которые можно передвигать по репродукции, лупы и т. д.). Ребенок, которому по той или иной причине еще трудно сказать или рассказать, имеет возможность   показать   то,   что   он   обнаружил,   на   репродукции,   и почувствовать, что он тоже справился с заданием. На обороте обложки даны черно­белые изображения репродукций 17 картин,   представленных   в   пособии.   Это   дает   представление   о   размерах подлинных полотен, для чего рядом с репродукциями представлены силуэты детей   трех   возрастных   групп:   1–2   классы,   3–4   классы,   5–6   классы. Последовательность   размещения   репродукций   на   этом   листе   подчиняется законам музейной экспозиции и соответствует логике исторического развития искусства за 100­летний период – с первой трети 19­го века по первую треть 20­го века. К   концу   обучения   по   курсу   «Музей   в   твоем   классе»  обучающиеся научатся: •  находить   на   картине   указанные   детали,   а   затем   самостоятельно   характеризующие   предмет   подробности, открывать   (усматривать) изображения; • выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность; •  устанавливать   причинно­следственные   связи   между   тем,   что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения; • объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира. Материально­техническое обеспечение Основное пособие: Чуракова Н.А., Малаховская О.В. «Музей в твоем классе» (для 1–6 классов). – М. : Академкнига/Учебник. Список репродукций 1. Хруцкий И.В. Цветы и фрукты.1855. 2. Серебрякова З.Е. За обедом. 1914. 3. Серебрякова З.Е. На кухне. Портрет Кати. 1924. 4. Поленов В.Д. Московский дворик. 1878. 5. Левитан И.И. Свежий ветер. Волга. 1895. 6. Кустодиев Б.М. Морозный день. 1913. 7. Кустодиев Б.М. Масленица. 1916. 8. Федотов П.А. Сватовство майора. 1848. 9. Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833. 10. Горюшкин­Сорокопудов И.С. Базарный день в старом городе. 1910. 11. Горюшкин­Сорокопудов   И.С.   Сцена   из   17­го   столетия.   Московская слобода. 1934. 12. Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери). 1893. 13. Маковский В.Е. Две матери. Мать приемная и родная. 1905–1906. 14. Нестеров М.В. Три старца. 1915. 15. Коровин К.А. За чайным столом. 1888. 16. Коровин К.А. Алупка. 1912. 17. Репин И.Е. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1901. Примерное планирование занятий кружка  «Музей в твоем классе» 2 класс  Введение. И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт. Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет.   Расширение   лексического   запаса   (цвет   и   его   оттенки   в   природе), знакомство   с   миром   цветов.   Величина   цветов   и   плодов,   составляющих композицию.   Мастерство   автора   в   создании   выразительных   деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части. Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)» Своеобразный   семейный   портрет.   Дети   в   семье   Серебряковых. Рассматривание   детей,   сидящих   в   столовой.   Знакомство   с   фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом. Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати» Развитие   наблюдательности   и   внимания.   Что   главное   в   полотне: изображение   человека   или   предметов?   Отношение   девочки   к   продуктам: жесты, характеристика движений. В. Поленов «Московский дворик» Обследование  двора  с целью  внимательного  наблюдения  за  людьми, животными   и   растениями   (дети,   мама;   лошадка,   курочки;   цветы,   травы). Поиск   объектов,   предложенных   для   анализа.   Умение   выделять   предметы, важные для объяснения причинно­следственных связей. И. Левитан «Свежий ветер.Волга» Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка.   Справа:   баржи   и   буксир.   Самоходные   парусные   баржи.)   Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер? Б. Кустодиев «Морозный день» Темы и объекты, изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение   за   постройками   (вид,   забор).   Приметы,   подтверждающие,   что день морозный. Люди на  улице (много/мало).  Бег  саней:  детали  одежды и другие   изображения.   Какие   звуки   могут   быть   слышны   с   улицы   тем,   кто смотрит на нее из окон? Б. Кустодиев «Масленица» Празднование   масленицы.   Разгар   гулянья.   Развлечения   на   площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры. Федотов «Сватовство майора» Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине.   Обстановка   комнаты   и   наряды   жены   и   дочери   купца.   Названия тканей, расцветок и их качеств. К. Брюллов «Последний день Помпеи» Знания   художника   об   историческом   событии   и   организации археологической   работы.   Свидетельства   сильного   землетрясения,   грозы   и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы. И. Горюшкин­Сорокопудов «Базарный день в старом городе» Сценка   из   старинной   жизни.   Одежда   людей,   подвоз   товаров   для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые   ряды.   Стены   и   ворота   городского   кремля,   древней   крепости. Купола   храма   кремля,   древней   крепости.   Купола   храма.   Продавцы   и покупатели. Звуки торговых рядов. И. Горюшкин­Сорокопудов «Сцена из 17­го столетия» Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения. В. Маковский «Две сестры (Две дочери)» Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной   обеспеченности.   Детали   картины,   указывающие   на   интересы персонажей, особенности их работы и жизни. В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная» Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины. М.В. Нестеров «Три старца» Одежда   старцев,  их   обувь  (лапти,  обутые   на   онучи).  Позы   старцев: выводы   об   их   близком   знакомстве.   Что   делают   старцы,   как   общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу? Рассматривание   кружков­фрагментов.   Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины.   Значение   деталей. К.А. Коровин «За чайным столом» Рассматривание   предметов   на   репродукции   картины.   Стол,   посуда (чашки,   чайные   стаканы   в   подстаканниках,   фарфоровый   молочник,   белое блюдо).   Самовар,   его   состояние   (блестящий,   начищенный/тусклый). Помещение, время года, состояние погоды. Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям? Рассматривание фрагментов по названиям. К.А. Коровин «Алупка» Алупка стала в начале 20­го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? Дворец и пейзаж, который его окружает.   Изображение   окон   на   кружке­фрагменте.   Морской   берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей. И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова» О личности П.М. Третьякова.  Дар родному  городу. 1856 год –  год рождения   художественного   музея,   который   сейчас   называется Государственной   Третьяковской   галереей   (ГТГ).   В   2006   году   ГТГ исполнилось   150   лет.   Впечатление,   которое   производит   портрет. Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие   и   большие   картины.   Нахождение   трех   пейзажей   известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который   был   рассмотрен   на   занятии.   В   этой   же   экспозиции   находится   и полотно   автора   картин   «За   чайным   столом»   и   «Алупка»   (вспоминают фамилию художника). Знать К концу обучения учащиеся получат возможность: Личностные УУД Метапредметные УУД Предметные УУД ­ приобретение  школьниками знаний о  ценности и  привлекательности  речевого общения,  ценностном отношении к  произведениям  искусства; ­ о способах  самостоятельного поиска и нахождения  информации в  справочной литературе; – формы проявления  заботы о человеке при  групповом  взаимодействии;  ­ принятые в обществе  нормы языка,  ­нормы отношения к  людям других  поколений и социальных  групп; ­ правила поведения на  занятиях, экскурсиях;  ­ правила общения; ­о правильном  отношении к  собственным ошибкам, к победе, поражению. ­ русских художников; ­ правила  рассматривания  живописных  произведений; ­особенности устной  речи; ­основные качества  речи; ­стили речи; ­виды словарей; ­ типы текстов; ­волшебные слова; ­ изобразительные  средства языка; ­скороговорки Уметь ­ анализировать и  сопоставлять, обобщать,  делать выводы,  проявлять  настойчивость в  достижении цели; ­соблюдать дисциплину; ­ правильно  взаимодействовать с  партнерами по команде  (терпимо, имея  взаимовыручку и т.д.);  ­ выражать себя в  различных доступных и  наиболее  привлекательных видах  деятельности; ­ обладать эстетическим  вкусом ­ планировать свои  действия в соответствии  с поставленной задачей; ­ адекватно воспринимать  предложения и оценку  учителя, товарища,  родителя и других  людей; ­ готовить небольшие  сообщения, доклады; ­связно и  последовательно  излагать материал,  раскрывая его тему и  основную мысль; ­ контролировать и  оценивать процесс и  результат деятельности;  ­ договариваться и  приходить к общему  решению в совместной  деятельности; ­ формулировать  собственное мнение и  позицию; ­ умение делать  логические выводы,  устанавливать причинно­ следственные связи ­видеть в картине то,  что изображено, и  реконструировать то,  что вышло за рамки  изображения; ­создавать короткие  творческие монологи с использованием  выразительных  средств языка;  ­уметь определять  жанровые особенности (сказки, рассказа,  стихотворения);  ­редактировать  тексты; ­определять  стилистическую  принадлежность  текстов, составлять  текст в заданном стиле Применять № п/п 1 ­ быть сдержанным,  терпеливым, вежливым в процессе  взаимодействия ; ­подводить  самостоятельный итог  занятия;  ­анализировать и  систематизировать  полученные умения и  навыки. ­ управлять другими  людьми и брать на себя  ответственность за  других людей; ­использовать речевые  средства для  самовыражении ­ интервьюировать и  проводить опросы  общественного мнения; ­ иметь нравственно­ этический опыт  взаимодействия со  сверстниками, старшими  и младшими детьми,  взрослыми в  соответствии с  общепринятыми  нравственными нормами; ­использовать образные  средства языка в  повседневной жизни для  решения различных  коммуникативных задач; ­использовать  полученные навыки в  самостоятельной  деятельности;  ­ разрешать конфликтные ситуации;  ­иметь  первоначальный опыт  самореализации в  различных видах  деятельности;  ­участвовать в  различных проектах,  конференциях,  праздниках,  конкурсах,  олимпиадах; ­самостоятельно  подготовиться к  выразительному  чтению; ­инсценировать  диалог;  ­импровизировать; ­использовать  накопленные знания на уроках русского  языка, ИЗО; ­уметь использовать  речевые игры для  организации своего  досуга Календарно­тематическое планирование 2 класс тема содержание материала кол­во часов дата Называние изображенных на картине плодов   и   цветов,   составляющих букет.   Расширение   лексического запаса   (цвет   и   его  оттенки   в природе),   знакомство   с   миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию.   Введение. И.  Хруцкий «Цветы и  фрукты».  Натюрморт 2  И. Хруцкий «Цветы и фрукты».  Нахождение   выделенных   деталей, предметов. Определение целого  и 1 1 Натюрморт 3­4 Г. Серебрякова «За  завтраком (За  обедом)» части.   Рассматривание   кружков  с деталями   картины   под   репродук­ цией. Своеобразный   семейный   портрет. Дети  в   семье   Серебряковых. Рассматривание  детей,   сидящих   в столовой.   5 6 7­8 9 10 11 Г. Серебрякова «На  кухне. Портрет  Кати» Развитие   наблюдательности   и внимания. Что главное в полотне: изображение   или предметов?     человека Г. Серебрякова «На  кухне. Портрет  Кати» В. Поленов  «Московский  дворик»  И. Левитан  «Свежий ветер.  Волга» И. Левитан  «Свежий ветер.  Волга» Б. Кустодиев  Морозный день» Композиционное   расположение предметов:   ближе   к   зрителю  и дальше,   в   глубине   картины. Определение местонахождения на картине   фрагментов,   выделенных на полях репродукции. Обследование   двора   с   целью внимательного   наблюдения   за людьми, животными и растениями (дети,   мама;   лошадка,   курочки; цветы, травы).   Поиск   объектов,   предложенных для анализа. Речные   суда   на   картине.   (Слева: вёсельная   лодка,   пароход, парусная лодка.  Справа: баржи и буксир.   Самоходные   парусные баржи). Название   картины.   Можно   ли   уви­ деть   ветер?   Направление   его?   Что говорит о ветре название картины? Темы и объекты, изображаемые ху­   Мир   природы   и дожником. за человека. постройками   забор).  Наблюдение   (вид,   2 1 1 2   1 1 1 Приметы,   подтверждающие,   что день   морозный.   Люди   на   улице (много/ мало). Цвет   снега.   Снег   цветной   или   ка­ жется цветным? В тени и на солнце. Рассматривание   пяти   фрагментов, расположенных   на   полях   возле репродукции картины. Празднование масленицы. Разгар  гулянья. Развлечения на площади:  народный театр, хоровод, катание  на карусели. Анализ фрагментов, расположенных на полях репродукции картины. Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на  картине. Обстановка комнаты и  наряды жены и дочери купца. Знания художника об историческом событии и организации  археологической работы.  Свидетельства сильного  землетрясения, грозы и молний на  полотне. Сценка из старинной жизни.  Одежд; людей,  подвоз товаров  для  продажи Рассматривание  товаров в Торговых рядах.  Базарные дни в старину. Развитие умения видеть взаимо­ расположение деталей предметов:  работа с фрагментами картины. 12 13 14 15­16 17­18 19 20 Б. Кустодиев  Морозный день» Б. Кустодиев «Масленица» Б. Кустодиев «Масленица» П. Федотов «Сватовство майора» К. Брюллов «Последний день Помпеи» И. Горюшкин­ Сорокопудов «Базарный день в старом городе» И. Горюшкин­ Сорокопудов «Базарный день в старом городе» 21­22 «Горюшкин­ Сорокопудов «Сцена из 17­го столетия» 23­24 В. Маковский «Две сестры (Две дочери)» Дома, особенности старинных  построек. Время года: начало зимы  или начало весны? Следы полозьев  саней; следы людей. Двойное название картины:  персонажи на полотне. Одежда и  причина разной обеспеченности. 1 1 1 2 2 1 1 2 2 25­26 В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная» 27­28 М.В. Нестеров «Три  старца» 29 К.А. Коровин «За  чайным столом» 30 К.А. Коровин «За  чайным столом» 31 32 33 К.А. Коровин «Алупка» К.А. Коровин «Алупка» И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова» Персонажи картины и ее название.  Соотношение названия картины и  вероятной ситуации. Одежда старцев, их обувь (лапти,  обутые на онучи). Позы старцев:  выводы об их близком знакомстве.  Что делают старцы, как общаются.  Взгляды персонажей. Кто более  погружен в свои мысли? Кто видит  лисицу? (чашки, Рассматривание предметов на репродукции   картины.   Стол, посуда     чайные стаканы   в   подстаканниках, фарфоровый   молочник,   белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, на­ чищенный/тусклый)   эассматривание   кружков   с деталями   картины   под репродукцией.  Нахождение этих   деталей   на   репродукции картины   с   помощью  круглой рамки.   Нахождение   деталей, которые   являются   частью предметов.   Узнавание   целого по  части.   Какие   предметы, найденные   по   деталям, находятся   ближе,  какие   — дальше от глаза зрителя. Алупка стала в начале 20­го века  мод ным курортом. Юг это или  север? Что на картине помогает об  этом догадаться? Выделение на репродукции с помощью горизонтальной рамки фрагментов по заданным названиям. Рассматривание маленьких кружков под  репродукцией. Нахождение этих  деталей на репродукции картины с  помощью круглой рамки. О личности П.М. Третьякова. Дар родному   городу.   1856   год   —   год рождения  художественного   музея, который    называется сейчас 2 2 1 1 1 1 1 Государственной   Третьяковской галереей. В 2006 году ГТГ испол­ нилось 150 лет. Впечатление,   которое   производит портрет. 34 Подведение итогов  2 – го года  обучения Совместный анализ деятельности  каждого участника, его вклада в  общее дело. Проверка знаний,  умений и навыков обучающихся,  подготовка докладов. 1 Список литературы 1. Байрамова Л. Нестеров. Серия: Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве. – М.: Классика, 2001. 2.  Данилова  И.Е.  Судьба   картины  в европейской  живописи. –  СПб: Искусство – СПБ, 2005. 3.   Докучаева   В.   Борис   Кустодиев.   Жизнь   в   творчестве.   –   М.: Изобразительное искусство, 1991. 4. Журавлева Е.В. Владимир Егорович Маковский. – М.: Искусство, 1972. 5. Забытые имена. Русская живопись 19­го века / Энциклопедия; авт.­ сост. А.А. Ш естимиров. – М.: Белый город, 2004. 6. Круглов В.Ф. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. – СПб: Золотой век. Художник России, 2004. 7.   Кузнецов   С.О.   Живописец   Иван   Хруцкий.   Проблемы изобразительного искусства 19­го столетия. – Ленинград, 1990. 8.  Мальцева   Ф.С.  Мастера  русского  пейзажа. Вторая   половина  XIX века. – М.: Искусство, 2002. 9. Ненарокомова И. Константин Коровин. – М.: Слово, 1997. 10.  Павел   и   Сергей   Третьяковы.  Жизнь.  Коллекция.  Музей.  К  150­ летию Третьяковской галереи. – М.: Махаон, 2006. 11. Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников. – М.: Искусство, 1971. 12. Чуракова Н.А. Понимание классических и неклассических языков искусства   как   основание   эстетического   мировосприятия   младших   Проблемы   и   перспективы   реализации   личностно­ школьников   / ориентированной   модели   образования   средствами   УМК   «Перспективная начальная   школа»   //   Материалы   Межрегиональной   научно­практической конференции, Омск, 8–10 апреля 2008 г. Примерное планирование занятий кружка (клуба, факультатива) «Музей в твоем классе» 3–4 классы (17 занятий) И. Хруцкий «Цветы и фрукты» Законы   красивого   построения   картины   в   XVIII   и   XIX   вв.   Центр композиции,   цвет   и   освещение.   Создание   единого   ансамбля   предметов   по закону   треугольного   построения,   принятому   в   академической   живописи. Мастерство   автора   в   создании   выразительных   деталей:   нахождение   и исследование   (на   самом   натюрморте)   изображений   предметов,   которые представлены   увеличенными   кругами­фрагментами   на   полях   репродукции. Определение целого по его части. Г.   Серебрякова   «За   завтраком   (За   обедом)»  Семейный   портрет. Знакомство с характерами детей. Отражение личностных качеств детей во внешнем облике. Взгляд, его направленность; щеки. Жесты, позы (положение тела в целом). Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати». Бытовые   картины   жизни.   Развитие   наблюдательности   и   внимания. Сравнение портрета Кати с портретами ее родителей (фрагменты портретов на полях репродукции). Фамильные черты. Сравнение времени создания двух полотен: определение возраста Кати (ровесница или старше/младше). В. Поленов «Московский дворик» Работа с названием картины и выявление того, чем хотел поделиться художник.   которые обнаруживают зрители, описывая, где она расположена и в чем ее значение   Путешествие   внутри   картины   по   дорожкам, для обитателей этого дворика.  Что   там,   за   границами   дворика?   Какие   звуки   можно   услышать   во дворе? И. Левитан «Свежий ветер. Волга» Цвета,   создающие   впечатление   свежести   летнего   ветреного   дня. Определение местонахождения на картине фрагментов, выделенных на полях репродукции. Ощущение   праздника.   Наблюдение   деталей,   создающих   ощущение праздника. Прием временного изменения фрагмента на репродукции картины (удаление/возвращение)   с   целью   определения   выразительных   средств   для создания нужного образа. Б. Кустодиев «Морозный день» Городские   постройки.   Первые   этажи,   их   назначение   и   обитатели. Перекресток: метки, отграничивающие пешеходную часть улицы от проезжей. Причины малолюдности на улице. Цвета и оттенки снега. Б. Кустодиев «Масленица» Главное развлечение на масленицу. Цветовая гамма неба. Снега выпало много. Местность: город или деревня. Рельеф и растительность местности: холмы и деревья. Вечность окружающего нас мира природы. П. Федотов «Сватовство майора» Стихи, написанные художником и сопровождающие полотно. Интерьер в   доме   купца.   Украшения   и   одежда   женщин   (купчихи   и   дочери   купца). Подготовка к угощению майора. К. Брюллов «Последний день Помпеи» Вера художника в человеческие достоинства: люди сохраняют лучшие человеческие   качества   при   угрозе   гибели.   Знакомство   с   воспоминаниями очевидцев   трагедии.   Выразительный   звуковой   образ   в   картине.   Законы построения картины в академической живописи XVIII и XIX вв.: треугольная основа композиции. И. Горюшкин­Сорокопудов «Базарный день в старом городе» Развитие наблюдательности и внимания. Продавцы, их помощники и покупатели.   Рулоны   тканей,   мода   на   определенную   расцветку   платков. Посетители­покупатели на базаре: кто они? Словесное описание покупателей, определение рода занятий по одежде. И. Горюшкин­Сорокопудов «Сцена из 17­го столетия» Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения. В. Маковский «Две сестры (Две дочери)» Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной   обеспеченности.   Детали   картины,   указывающие   на   интересы персонажей, особенности их работы и жизни. В. Маковский «Две матери. Приемная мать и родная» Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной   ситуации.   Предположения   о   взаимоотношениях   персонажей   на картине. М.В. Нестеров «Три старца» Фигуры   старцев,   их   руки.   Выводы­суждения   о   возрасте   старцев, подтверждение   деталями   на   репродукции.   Изображение   мира   северной природы. Краски (яркость/приглушенность). Время года: деталь для подтверждения приметы наступления осени. Предположение,   в   течение   какого   времени   уже   сидят   старцы.   Их   связь   с миром природы (фрагмент с лисой, безбоязненно вышедшей из леса). Работа   с   фрагментами   картины.   Цветовой   контраст   в   изображении пейзажа. Работа с рамкой по рассматриванию лисицы. Нахождение подписи художника. К.А. Коровин «За чайным столом» Люди   на   веранде.   Описание   гостей   (определить,   кто   гость).   Позы, жесты, одежда. Натюрморт перед людьми. Определить, сколько людей было за столом, кто сидел на пятом стуле (мужчина/женщина). Общение, эмоции людей. Городской/загородный   дом   (имение).   Детали,   говорящие   о   теплом времени   года.   Интересно/грустно,  уютно/неуютно   всем   вместе.   Настроение персонажей на картине К.А. Коровин «Алупка» Местность, на которой расположена Алупка. Рельеф. Море и суша, граница между ними. Причины строительства дворцов в Алупке. Работа с вертикальной рамкой в левом нижнем углу на репродукции. Домик с двумя окнами, забор, деревья за забором. Группа людей на берегу моря. Нахождение постройки на круге­фрагменте. Работа   с   вертикальной   рамкой   над   фрагментом   с   лодками   на репродукции.   Обнаружение   паруса   на   кругах­фрагментах   на   полях репродукции. Работа с большой вертикальной рамкой над фрагментом репродукции в   правом   нижнем   углу.   Открытый   павильон,   окрашенный   в   желтый   цвет, строительные материалы и лодки рядом. Отыскивание темной лодки с ярко­ желтым днищем на кругах­фрагментах на полях репродукции И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова» Рассматривание   картины   И.   Репина   «Портрет   Павла   Михайловича Третьякова». Поза, лицо создателя галереи. Впечатление, которое производит портрет. Что можно сказать об изображенном на нем человеке (оригинале) и какого человека видел перед собой художник? Примерное планирование занятий кружка (клуба, факультатива)  «Изобразительное искусство» 1–2 классы (17 занятий) И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт Нахождение выделенных деталей,  предметов. Определение  целого  и части.   Рассматривание   кружков   с   деталями   картины   под   репродукцией. Нахождение этих деталей на репродукции картины с помощью круглой рамки. Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)» Своеобразный   семейный   портрет.   Дети   в   семье   Серебряковых. Рассматривание   детей,   сидящих   в   столовой.   Знакомство   с   фрагментами портретов   художницы   и   ее   мужа.   «Знакомство»   с   конкретными   детьми: возраст, имя; сравнение детей друг с другом. Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати» Композиционное расположение предметов: ближе к зрителю и дальше, в глубине картины. Определение местонахождения на картине фрагментов, выделенных   на   полях   репродукции.   Цвет   и   предметы:   что   с   чем перекликается на полотне по цвету. В. Поленов «Московский дворик» Поиск   объектов,   предложенных   для   анализа.   Умение   выделять предметы, важные для объяснения причинно­следственных связей. И. Левитан «Свежий ветер. Волга» Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Фрагменты, их поиск и определение целого по его части. Все летит, течет, едет. Б. Кустодиев «Морозный день» Цвет снега. Снег цветной или кажется цветным? В тени и на солнце. Рассматривание   пяти   фрагментов,   расположенных   на   полях   возле репродукции картины. Обнаружение их на репродукции с помощью круглой рамки. Б. Кустодиев «Масленица» Анализ фрагментов, расположенных на полях репродукции картины. Поиск их на репродукции с помощью круглой рамки. П. Федотов «Сватовство майора» Детали   картины   в   кружках­фрагментах.   Нахождение   деталей   на репродукции картины. К. Брюллов «Последний день Помпеи» Знание   художника   об   историческом   событии   и   организации археологической   работы.   Работа   с   большой   рамкой   над   изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы. Использование цвета и сочетания нескольких цветов для воздействия на восприятие зрителей. Рассмотрение   семейных   групп   с   помощью   поиска   выделенных фрагментов на репродукции картины. И. Горюшкин­Сорокопудов «Базарный день в старом городе» Развитие   умения   видеть   взаиморасположение   деталей   предметов: работа с фрагментами картины. Развитие умения работать с большой рамкой. И. Горюшкин­Сорокопудов «Сцена из 17­го столетия» Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней, следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям. В. Маковский «Две сестры (Две дочери)» Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной   обеспеченности   сестер.   Детали   картины,   указывающие   на   интересы персонажей, особенности их работы и жизни. В. Маковский «Две матери. Приемная мать и родная» Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины. М.В. Нестеров «Три старца» Одежда   старцев,  их   обувь  (лапти,  обутые   на   онучи).  Позы   старцев: выводы   об   их   близком   знакомстве.   Что   делают   старцы,   как   общаются. Направление взглядов персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит   лисицу?   Рассматривание   кружков­фрагментов.   Значение   деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины. К.А. Коровин «За чайным столом» Рассматривание   кружков   с   деталями   картины   под   репродукцией. Нахождение этих деталей на репродукции картины с помощью круглой рамки. Нахождение деталей, которые являются частью предметов. Узнавание целого по части. Какие предметы, найденные по деталям, находятся ближе, какие – дальше   от   глаза   зрителя.   Нахождение   подписи   художника.   Выделение   на репродукции   с   помощью   вертикальной   рамки   фрагментов   по   заданным названиям К.А. Коровин «Алупка» Выделение   на   репродукции   с   помощью   горизонтальной   рамки фрагментов по заданным названиям. Рассматривание   маленьких   кружков   под   репродукцией.   Нахождение этих деталей на репродукции картины с помощью круглой рамки. Выбор из предложенных   названий   тех,   которые   подходят   к   1­му,   2­му,   5­му фрагментам. И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова» О личности П.М. Третьякова.  Дар родному  городу. 1856 год –  год рождения   художественного   музея,   который   сейчас   называется Государственной Третьяковской галереей. В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет. Впечатление, которое производит портрет о его оригинале.   Рассматривание кружков слева от репродукции. Нахождение   на   репродукции   тех   картин,   которые   представлены   в кругах­фрагментах: двух – в зале, где находится П.М. Третьяков, двух – в соседнем зале. Нахождение подписи художника и года создания картины на ее репродукции. Рассматривание с помощью лупы. Примерное планирование занятий кружка (клуба, факультатива)  «Изобразительное искусство» 3–4 классы (17 занятий) И. Хруцкий «Цветы и фрукты» Законы   красивого   построения   картины   в   XVIII   и   XIX   вв.   Центр композиции,   цвет   и   освещение.   Создание   единого   ансамбля   предметов   по закону   треугольного   построения,   принятому   в   академической   живописи. Нахождение   и   исследование   (на   самом   натюрморте)   увеличенных изображений предметов, которые представлены в кругах­фрагментах на полях репродукции.   Объем   предметов,   средства   его   изображения.   Глубина пространства. Изображение плоских предметов. Теснота и «воздух» Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)» Семейный   портрет.   Умение   рассматривать   детали,   уловить особенности предметов интерьера. Окна и их количество в помещении.  Рассматривание   фрагментов   картины.   Нахождение   фрагментов   по предложенным названиям. Исследование заданных названиями фрагментов: «Женя за завтраком», «Тата за обеденным столом». Анализ выделенных предметов, их значение для представления окружающего пространства. Мастерство владения искусством портрета. Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати».  Бытовые картины жизни. Сравнение времени создания двух полотен: определение возраста Кати (ваша ровесница или старше/младше). Выделение горизонтальной и вертикальной композиций, заданных названием: «Свеклы и рыбы». Предметы в тени и на свету. Освещение лица и руки Кати.  Отражение в картине Г. Серебряковой нового подхода к изображению предметов, открытому Полем Сезанном: совмещение в картине нескольких точек   зрения   на   предмет.   Рассматривание   фрагмента   натюрморта французского художника «Яблоки и апельсины» (справа от репродукции) и репродукции картины Г. Серебряковой. Сходство в общем пространственном подходе и в отдельных деталях. В. Поленов «Московский дворик» Глубина   пространства,   определяемая   размерами   изображенных   на полотне людей и предметов. Выделение пейзажа и бытовой сценки. И. Левитан «Свежий ветер. Волга» Цвета,   создающие   впечатление   свежести   летнего   ветреного   дня. Определение местонахождения на картине фрагментов, помещенных на полях репродукции.   Развитие   умения   точного   выделения   фрагмента:   детали,   их взаимное расположение. Цвета неба и реки. Мазки и ровное полупрозрачное нанесение краски. Вода: цвета и оттенки. Наблюдение деталей, создающих ощущение   праздника.   Прием   временного   изменения   фрагмента   на репродукции   картины   (удаление/возвращение)   с   целью   определения выразительных   средств   для   создания   нужного   образа.   Определение направления взгляда и местонахождения художника, который представляет открывающийся его взору мир, по изображению на репродукции картины. Подпись художника, дата написания картины. Б. Кустодиев «Морозный день» След   от   саней   отражает   глубину   снега.   Другие   признаки подтверждения снегопада. Безветрие. Цвета и оттенки снега. Тени на снегу.  Рассматривание фрагментов картины. Б. Кустодиев «Масленица» Определение местонахождения художника, направления его взгляда. Поиск   горизонтальных   и   вертикальных   фрагментов   по   предложенным названиям.   Развитие   умения   вести   поиск   нужной   информации   на художественном   полотне,   выбирая горизонтальный или вертикальный формат, исходя из анализа содержания при рассмотрении фрагмента. Изменение цвета при написании снега.   умения   пользоваться   рамкой, П. Федотов «Сватовство майора» Цвет, контраст цветов; изображение тканей, их прозрачности, блеска металла. Определение величины оригинала картины с помощью специальной экспозиции в конце пособия, позволяющей соотнести полотна друг с другом и с фигурами детей, изображенных рядом с картинами. К. Брюллов «Последний день Помпеи» Рассмотрение картины с целью выделения необходимых фрагментов. Выразительный   звуковой   образ   в   картине.   Законы   построения   картины   в академической живописи XVIII и XIX вв.: треугольная основа композиции. И. Горюшкин­Сорокопудов «Базарный день в старом городе» Снег и его цвет в зависимости от его нахождения на солнце или в тени. Наблюдение над техникой живописи. Мазки кисти, их направление. Выделение вертикальных и горизонтальных фрагментов по заданным названиям фрагментов. Анализ выбора формата полотна. Подпись художника. И. Горюшкин­Сорокопудов «Сцена из 17­го столетия» Признаки,   позволяющие   определить   время   года   и   месяц   в   деталях картины. Использование разных цветов для написания белого снега. Выделение фрагментов по указанным названиям. Направление взгляда персонажа помогает привлечь внимание зрителя к нужному плану картины В. Маковский «Две сестры (Две дочери)» Взгляд,   поза   и   характер   персонажа.   Разница   масштабов   фигур позволяет показать глубину пространства. Возможные названия фрагментов и содержание полотна. Занятия   главного   персонажа.   Освещение   кабинета.   Время   суток изображенного визита. В. Маковский «Две матери. Приемная мать и родная» Выделение и анализ фрагментов, предложенных на полях репродукции. Пейзаж за окном. Нахождение на картине фрагментов по заданному названию. М.В. Нестеров «Три старца» Рассматривание   кружков­фрагментов.   Значение   деталей.   Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины. К.А. Коровин «За чайным столом» Изображенные   предметы   на   первом   плане,   на   втором.   Пейзаж   на третьем плане. Изображение глубины пространства. Демонстрация эффекта света. Белые предметы, их цветовое изображение. Белые блузки дам, белая скатерть. Использование белого цвета, оттенков серого, голубого, розового цветов. Работа   с   большой   рамкой   по   выделению   горизонтального,   а   затем вертикального фрагментов: первого – с двумя дамами у самовара; второго – с одной из них. Рассматривание кружков­фрагментов. Нахождение цветового контраста, пейзажа, игры света и тени К.А. Коровин «Алупка» Постановка проблемы, связанной с техникой письма. Рассматривание кружков­фрагментов.   Нахождение   фрагментов   на   репродукции   картины   с помощью   лупы.   Пастозные   мазки.   Значение   техники   письма   для   создания образа   и   воздействия   на   восприятие.   Мазки   плотные   и   полупрозрачные, разной величины и направленности. Что и где? Какие образы возникают? И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова» О личности П.М. Третьякова.  Контур   сюртука   выделяет   фигуру   создателя   галереи   из   фона,   из окружающей его среды. Руки, пальцы, лицо, взгляд П.М. Третьякова.

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017