В кружке «Чудеса своими руками» дети учатся изготовлению вещей – сувениров, вещей – подарков, вещей для украшения дома. Получают знания о разных технологических процессах изготовления вещей, истории их возникновения, о культуре разных народов, обучаются культуре отношения к себе, своему дому, близким и друзьям. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия в кружке «Чудеса своими руками» имеют и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками, дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.
Программа внеурочной деятельности «Чудеса своими руками»
Пояснительная записка.
Программа «Чудеса своими руками» реализует общекультурное направление во внеурочной
деятельности в 1 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования второго поколения.
В кружке «Чудеса своими руками» дети учатся изготовлению вещей – сувениров, вещей –
подарков, вещей для украшения дома. Получают знания о разных технологических процессах
изготовления вещей, истории их возникновения, о культуре разных народов, обучаются культуре
отношения к себе, своему дому, близким и друзьям. У них формируются эстетические чувства:
чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия в кружке «Чудеса своими руками» имеют и
культурнопсихологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для
интерьера своими руками, дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи,
традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.
Событие, когда ребенок изготовил своими руками какуюнибудь поделку, имеет большое
значение для всей семьи. А постоянное контактирование с различными материалами,
инструментами развивают тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев рук.
Цели работы в кружке «Чудеса своими руками»:
научить детей изготавливать вещи из разных материалов, сформировать у них стремление
доставлять людям радость переживания значимых в их жизни событий и желания преобразить и
украсить свой домашний интерьер;
развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения,
логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками,
опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой
деятельности, объективной оценки своей работы;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда,
интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил
сотрудничества в коллективной деятельности.
1Задачи кружка:
познакомить детей с миром сувениров;
научить детей основным техникам изготовления поделок;
привить детям основы этики поведения, в том числе и в ситуациях дарения и
принятия подарков;
развить у детей внимание и творческие способности, закрепить их в процессе
индивидуальной и коллективной и творческой деятельности;
организовывать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского
творчества;
содействовать нравственноэстетическому развитию ребёнка.
Организация образовательного процесса:
Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Возраст детей 78 лет.
Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:
освоение техники безопасности при работе ребенка в объединении;
ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать
поделки из различных материалов;
изготовление самих поделок и подарков, сувениров, украшений и вещей интерьера,
выставочных образцов;
участие в создании коллективных композиций;
изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
освоение навыков грамотного и экономного использования различных материалов.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Курс занятий
построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды
своих способностей. В данном кружке игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную.
Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия,
проводятся в активной форме: конкурса с элементами творчества и самостоятельного поиска
2знаний. Это способствует формированию учебнопознавательных мотивов, потребности в
творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Структура занятий.
1. Ведение в тему занятия (кроссворд, ребус, загадка).
2. Повторение правил рабочего человека.
3. Выполнение творческой работы.
4. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Объем программы:
На реализацию кружковой работы «Чудеса своими руками» в 1 классе отводится 33 часов в
год
(1 час в неделю).
Ожидаемые результаты кружковой работы:
участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
расширение кругозора о применении поделок в жизни,
заинтересованность в развитии своих способностей, возможность попробовать свои силы в
различных областях коллективной деятельности,способность добывать новую информацию из
различных источников.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
часы
Дата
проведения
I четверть
1
2
3
4
Экскурсия на пришкольный участок. Сбор листьев,
желудей, шишек, семян.
Аппликация из осенних листьев (рыбка, белочка,
барашек)
Цветочный праздник. Аппликация из семян овощей.
Праздник урожая «Хлеб наше богатство». Выставка
рисунков и поделок.
1
1
1
1
35
6
7
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
Упражнение в вырезании. Симметрия в природе.
«Золотая осень в парке» Коллективная работа.
Путешествие в страну «Золотая осень». Аппликация из
пластилина.
Выставка «Чудеса природы».
I I четверть
Знакомство с техникой Оригами. Складываем рыбку.
Береги бумагу сам, посоветуй и друзьям. Складываем
собачку.
Праздник «Дорогие наши мамы». Выставка рисунков.
Беседа «Птицы наши друзья!» Операция «Кормушка»
Конкурс рисунков – открыток «С новым годом!»
Изготовление елочных игрушек. «Фонарик»
Упражнение в вырезании. Снежинки
I I I четверть
История возникновения бумаги. Мозаика из кусочков
цветной бумаги.
Симметричные детали. Аппликация.
Конкурс стихов и рисунков «Мой папа».Коллективное
панно «Наши защитники»
Беседа «Ты на свете лучше всех, мама». Открытки –
самоделки «8марта»
Контраст. Черное и белое. Аппликация «Ночь.
Домик в лесу»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
46
7
1
2
3
4
5
6
7
Объемная аппликация «Одуванчик».
Операция «Живи книга»
IV четверть
Уход за комнатными растениями. Посев семян цветов.
Чудесный мир бабочек. Вырезание бабочек,
оформление. Коллективная работа
Аппликация « Мухомор»
Пришиваем пуговки.
Уборка и озеленение школьной территории. Субботник.
«Мы юные садоводы». Экскурсия на пришкольный
участок.
Оформление коллективного панно « Первый год
школьной жизни»
1
1
1
1
1
2
2
1
2
Всего: 33ч
56