Программа внеурочной деятельности для 2 класса
Оценка 4.7

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
1 кл—2 кл
05.10.2017
Программа внеурочной деятельности для 2 класса
Программа внеурочной деятельности для первого и второго класса "волшебная кисточка". Разработана по направлению изобразительное искусство с элементами технологии. Содержит тематический план, контрольно тематическое планирование, содержание по разделам. Контрольно-измерительный материал, проект, список литературы. Можно использовать как только для первого класса, так и третем.
программа изо.docx
Шилинцева Ирина Львовна МУНИЦИПЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №1 Г. КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ Приложение 25 Рассмотрено  на заседании МО, руководитель МО   _________________ /С.В. Малышева/ Протокол № ____ от «______» 2016г Согласовано Заместитель директора по УВР  _________________/И.Г. Строганова/  «____»____________2016г. Утверждаю Директор   _____________/С.Н. Федорищев/ Приказ № ____ от «__»____2016г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогического совета  Изобразительное искусство Принято на заседании  На основе Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, 2011года, программы образовательных  учреждений «Изобразительное искусство » 5 – 7 классы, под руководством: Б.М. Неменского. Москва «Просвещение», 2011 год. Класс: 5 аб Ступень обучения: вторая Учитель: Шилинцева Ирина Львовна Стаж работы (по специальности): 28лет   протокол № _____от «___»_______20 ___ г. Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна Курсы повышения квалификации по теме: «Проектирование информационно­образовательной среды для обучения школьников искусству в  условиях перехода на ФГОС общего образования»,  72 часов,  2015год. 2016 ­ 2017  учебный год                                                                                                        5 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе «Изобразительное искусство» Рабочая программа «Изобразительное искусство» 2016 – 2017 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного   стандарта   основного   общего   образования,   утвержденного   приказом   Министерства   образования   и   науки Российской Федерации от 17 .12.2010 г. № 1897. Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобренной решением Федерального учебно­методического объединения по общему образованию ( протокол от 08.04.2015г. № 1/15) по направлению «Изобразительное искусство» для 5­7 классов; рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации по образованию под редакцией и руководством Б.М. Неменского (издательство «Просвещение» 2011год).  Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в  образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;  Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 1 имени Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева (2015 г.). Изобразительное искусство и художественный труд: 5­7  классы /под ред. и рук. Народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского. ­ М.: Просвещение, 2011;  Программы формирования универсальных учебных действий; Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность и преемственность этапов обучения. Программа предусматривает чередование   уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, сотворчество учителя и ученика. Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна   Данная   программа   предусматривает   развитие   активного   самостоятельного,   творческого   мышления   школьников,   а   также способствует развитию связной, грамотной речи и соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе РФ «Об образовании». Программа ориентирована на использование: • учебника:  – Горяева, Н. А. Изобразительное искусство: Декоративно­прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 кл. / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011г.­176с.; • дополнительных пособий для учителя: – Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства / А. М. Пономарев. – М. : Просвещение, 2014; – Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. – Ижевск, 2012;  – Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. – М. :Агар, 2011; • дополнительных пособий для учащихся: – Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись / Ю. Г. Дорожкин. – М. :Мозайский, 2013;  – Жегалова, С. И. Росписи Хохломы / С. И. Жегалова. – М. : Детская литература, 2011;  – Вачьянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания | А. М. Вачьянц. – М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 2014; – Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье / А. М. Вачьянц. – М. : Айрис­Пресс, 2014. Сроки реализации программы на 2016 ­ 2017 учебный год        В соответствии Учебным планом МОУ Гимназии № 1, количество часов, отведенных на изучение предмета «Изобразительное искусство» на учебный год составляет – 35 часов (1 час в неделю) В 1 четверти – 9 часов Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна Во 2 четверти – 7 часов В 3 четверти – 11часов В 4 четверти – 8 часов      Цели  программы: ­ развитие  визуального ­ пространственного мышления учащихся как формы эмоционально­ценностного,   эстетического освоения мира,  дающего возможность  самовыражения  и организации в художественном,  нравственном  пространстве культуры. Формирование опыта смыслового и эмоционально­ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений Обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально­пространственной формы; Освоение     художественной   культуры   как   формы   материального   выражения   духовных   ценностей   в   пространственных     Задачи  программы:  искусства;   формах;    национальных образах предметно­материальной и пространственной среды;    Развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости; Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её изобразительном искусстве, архитектуре, в Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; Овладение средствами художественного изображения; Овладение основами практической  творческой работы различными художественными материалами и инструментами. Основные содержательные линии.  Изучение искусства в основной школе  призвано сформировать у учащихся  художественный способ познания мира, дать систему знаний   и   ценностных   ориентиров   на   основе   собственной   художественно­творческой   деятельности   и   опыта   приобщения   к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Учебный материал программы представлен  примерной программой   блоками, отражающими   деятельный характер в   нагрузке   по классам   в соответствии со стандартами второго поколения и календарно­тематическим планированием для каждой параллели.  Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна           Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй – намечает эмоционально – ценностную направленность тематики заданий, третий – дает инструментарий для его   реализации, четвёртый   –   содержит   виды   и   жанры   художественной   деятельности,   в   которых   школьник   сможет   получить   художественно   – творческий опыт.   Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства; типологическую, ценностно­ ориентационную, языковую и деятельностную. Они все вместе присутствуют практически на каждом уроке.                В   качестве     домашних   заданий   детям   предлагается   самостоятельная   работа   поискового   характера   по   сбору   и коллекционированию в альбомах изобразительного материала. В  результате данного вида деятельности у учащихся формируется устойчивая потребность в общении с искусством.                Рабочая программа предусматривает чередование уроков индивидуального  практического творчества учащихся, уроков коллективной творческой деятельности, экскурсии по родному городу. Место учебного предмета  в учебном плане.       В   федеральном   базисном   учебном   плане   на   изучение   предмета   «Изобразительное   искусство»   в   5   классах   основой   школы отводится всего 35 часов,  уроки проводятся 1 раз в неделю. Предусмотрен резерв свободного учебного времени – 1 час на 1 учебный год. Этот резерв использован по  блокам указанных содержательных линий. № п/п Блоки программы Количество часов 5класс 1 2 3 Роль искусства и художественной деятельности  в жизни человека и общества  Духовно – нравственные проблемы жизни и  искусства  Язык пластических искусств и художественный  образ  3 4 26 Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна Виды и жанры пластических искусств  4  Всего 2 35 Личностные результаты освоения изобразительного искусства                                                  в основной школе: В ценностно–ориентационной сфере:  Осмысленное  и эмоционально­целевое восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;  Понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально­пространственной формы;  Освоение   художественной   культуры   как   сферы   материального   выражения   духовных   ценностей,   представленных   в пространственных формах;  Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства; В трудовой сфере:  Овладение основами культуры практической  творческой работы различными художественными материалами и инструментами; В познавательной сфере:  Овладение средствами художественного изображения;  Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально­нравственной оценки;  Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры. Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства  в основной школе: В ценностно – ориентационной сфере:  Формирование активного  отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна  Воспитание   уважения   к   искусству   и   культуре   своей   Родины,   выраженной   в   её   архитектуре,   изобразительном   искусстве,   в национальных образах предметно – материальной и пространственной среды  и понимании красоты человека;  Умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира; В трудовой сфере:  Обретение   самостоятельного   творческого   опыта,   формирующего   способность   к   самостоятельным   действиям   в   ситуации неопределённости, в различных учебных  и жизненных ситуациях;  Умение эстетически подходить к любому виду деятельности; В познавательной сфере:  Развитие художественно­образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;  Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;  Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;  Получение   опыта   восприятия   и   аргументированной   оценки   произведения   искусства   как   основы   формирования   навыков коммуникации. Предметные результаты освоения изобразительного искусства  в основной школе: В ценностно­ориентационной сфере:  Эмоционально­ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;  Восприятие мира, человека,  Окружающих явлений с эстетических позиций;  Активное  отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; В познавательной сфере:  Художественное  познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;  Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образовательного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т.е. в процессе создания художественных образов;  Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства; Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна В коммуникативной сфере:  Умение   ориентироваться   и   самостоятельно   находить   необходимую   информацию   по   культуре   и   искусству   в   словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных  информационных ресурсах;  Диалогический подход к освоению произведений искусства;  Понимание   разницы   между   элитарным   и   массовым   искусством,   оценка   с   эстетических   позиций   достоинств   и   недостатков произведений искусства; В трудовой сфере:  Применять   различные   художественные   материалы,   техники   и   средства   художественной   выразительности   в   собственной художественно­творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно­прикладного искусства и т.д.) 1.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 1.1. Роль искусства и художественной  деятельности в жизни человека и общества. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и  мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных обрядов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире,  явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные  исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно­ пространственных  искусств  в  формировании образа  Родины. Художественный диалог культур. Пространственно­визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности  средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира. Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно­пространственной   среды жизни человека. Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре. Духовно­нравственные проблемы жизни и искусства. Выражение в образах искусства нравственного поиска человека,  нравственного выбора отдельного человека.  Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражение в искусстве.  Образы мира, защиты Отечества в жизни и в  искусстве.  Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений  в  жизни и  искусстве. 1.2. Язык пластических искусств  и художественный образ. Специфика художественного изображения. Художественный образ – основа и цель любого искусства.  Условность  художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. 1.3. Средства художественной выразительности. Художественные материалы и художественные техники.  Материалы живописи, графики, скульптуры.  Художественные  техники. 1. Планируемые  результаты. 1.1. По окончании 5 класса учащиеся должны овладеть различными видами деятельности: Характеристика деятельности учащихся. Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна Понимать: ­ причины возникновения искусства; ­роль народного традиционного искусства в развитии культуры; ­ роль искусства в  создании материальной среды; ­ связь  украшения со стилем эпохи, особенностями одежды, интерьера, стилем жизни; ­ и  использовать  в работе  зависимость эмоционального содержания плоскостных композиций от формата листа; ­ в собственной художественной деятельности различное и общее в народном искусстве разных народов; Осознавать: ­ характер и специфику в освоении человеком мира, познании природы; ­ потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природе, явлениям, в воспитании эстетического  вкуса, в морально­нравственной позиции личности; ­ международный, межнациональный характер искусства; ­ роль композиции в передаче эмоционального состояния и характера изображаемого, раскрытии содержания работы; Различать: ­ древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл; ­ предметы традиционного быта и понимать смысл их художественного формирования; ­ общее и специфичное в искусстве разных народов; Высказывать: ­собственное отношение к произведению изобразительного искусства; Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна Уметь: ­ в простых, условных формах передавать сложное содержание; ­трансформировать реальные формы в  декоративные; ­ видеть в обычном,  будничном, необыкновенное, особенное, оригинальное; ­ придумать и изображать красивую и  удобную в  использовании форму предметов быта; ­ придумывать и  изображать красивую и удобную одежду, обувь и т.д., делать украшения; ­ проектировать свою деятельность,  создавать предмет по проекту; Получить:  ­ опыт смыслового и эмоционально­ценностного восприятия визуального образа  реальности и произведений искусства. Создавать: ­ декоративные композиции, макеты, которые можно использовать для украшения быта, одежды и т.д.; ­при смешивании  красок необходимые оттенки цветов; ­ собственные композиции на различные исторические темы; Осваивать: ­ художественную культуру как форму материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах; Вырабатывать: ­ активное  отношение к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой  ценности; Передавать: Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна ­ на плоскости и в объёме лица, фигуры, передавать характерные  черты внешнего облика, одежды, украшений человека; ­ в собственной художественно­творческой деятельности специфику произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий); ­ художественный замысел через форму, пластику соответственно выбранному материалу; ­ объём предметов в  живописи, графики, скульптуре, проектировании предметов быта и т.п.; Овладеть: ­ основами культуры практической творческой работы, работы различными художественными материалами и инструментами; Использовать:  ­ выразительные возможности различных художественных материалов в собственной художественно­творческой деятельности; ­ в самостоятельной работе приёмы композиции (ритм, симметрия и асимметрия, равновесие частей композиции, выделение  сюжетно­композиционного центра) и  средства композиции (формат, пространство, композиционный центр, равновесие контраст, динамика и  статика, открытость и  замкнутость целостность); ­ ритм, симметрию и асимметрию для  передачи эмоциональной выразительности произведения; Развивать: ­ творческий опыт, предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости; Применять: ­ знания перспективы в художественно­творческой деятельности (работа с натуры и по представлению); ­­ наброски предметов (костюм, предметы быта, мебель, сооружения и т.д.) ­ на практике  свойства изменения цвета; Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна ­ знания о композиции художественного произведения при  анализе произведений пластических искусств и в творческой  деятельности; Выбирать: ­материалы и технику работы, соответствующую художественному замыслу; Использовать: ­ ритм, симметрию и асимметрию для передачи эмоциональной выразительности произведения Учебно ­ тематический план  5 класс № п/п 1. Блоки программы УУД Количество часов Роль искусства и художественной  деятельности в жизни человека и  общества  Проект. Создание декоративной композиции, макета который можно использовать для украшения быта. Личностные – формирование картины мира древней культуры.        Регулятивные – планирует свои действия в соответствиис  поставленнойзадачейПознавательные ­ осуществление поиска  необходимой информации для выполнения учебных заданий с  использованием, учебной литературы Коммуникативные – учится  задавать вопросы         5класс 8 2. Духовно – нравственные проблемы  жизни и искусства  Личностные – формирование у ребенка ценностных ориентиров в  области создания материальной среды жизни человека.Способен к  саморазвитию.     Регулятивные – планирует свои действия в  4 Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна 3. Язык пластических искусств и  художественный образ  соответствиис поставленнойзадачей; учится отличать, верно  выполненное задание от неверного.  Сравнивает, анализирует,  обобщает. Познавательные ­ осуществление поиска необходимой  информации для выполнения учебных заданий с использова­ нием  учебной литературы Коммуникативные – учится задавать  вопросыОсваивает  способы решения проблем поискового характера.  Воспринимает мир целостно и гармонично. Эмоционально отзывчив к  восприятию произведений народного творчества. Представляет  пространство как среду. Понимает связь каждого материала.   Личностные – формирование у ребенка ценностных ориентиров в  области создания материальной среды жизни человека.Способен к  саморазвитию.     Регулятивные – планирует свои действия в  соответствиис поставленнойзадачей; учится отличать, верно  выполненное задание от неверного.  Сравнивает, анализирует,  обобщает. Познавательные ­ Представляет выразительные средства  орнаментальной композиции. Понимает связь каждого материала.  Понимает связь народного  искусства с символикой древних славян. Представляет выразительные средства орнаментальной композиции. Осуществляетпоиск необходимой информации для выполнения  учебных заданий с использова­нием учебной литературы  Коммуникативные –  Способен оригинально мыслить и  самостоятельно решать творческие задачи. Учится задавать вопросы.  Осваивает  способы решения проблем поискового характера.  Воспринимает мир целостно и гармонично.  4. Виды и жанры пластических  искусств  Итого: Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. 21 2 35 Шилинцева Ирина Львовна Особенности  5 « А»  класса Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся обучающихся класса и  специфики классного коллектива. В классе обучаются 27 детей, из которых мальчиков – 11, девочек ­ 16.Класс был составлен из трех  классов. Основной костяк класса составляют дети, которые учатся на четыре и пять. Дети имеют хорошую художественную подготовку с  начальной школы и мотивированны хорошо учиться. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения.  Основная масса обучающихся класса – это дети с высоким  уровнем способностей и высокой мотивацией учения (большинство детей  приходят в школу для получения новых знаний ), они в состоянии освоить программу по предмету выше базового уровня. Они отличаются  высокой организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий.  Большая группа учеников (25человек) проявляет желание и возможность изучать изобразительное искусство  на продвинутом уровне. С  учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на  этапе отработки зунов, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они  отличаются  высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе не только по образцу, но и в выполнении заданий  творческого характера. В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти,  внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость  использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.        Особенности  5 « Б»  классаРабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся детей 5 «Б»класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 28 детей, из которых мальчиков – 13, девочек ­ 15. Класс был составлен из трех  классов. Основной костяк класса составляют дети, которые учатся на четыре. Дети имеют хорошую художественную подготовку с  начальной школы и мотивированы хорошо учиться.Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть группа детей (4человека), которые замкнуты, необщительны, отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не  отличаются.В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к  интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных  мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.        Основная масса обучающихся класса – это дети со средними   уровнем способностей и высокой мотивацией учения (большинство детей  приходят в школу учиться), которые в состоянии освоить программу по предмету не только на базовом уровне. Они отличаются высокой  Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна организованностью, дисциплинированностью,  ответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. В классе можно  выделить группу обучающихся (4 человека), которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют домашние задания.   Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов  работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии. Небольшая группа учеников (12) проявляет желание и  возможность изучать предмет изобразительное искусство  на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал  повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля. В  организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они  отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной  деятельности и более успешны в работе не только по образцу, но и  в выполнении заданий творческого характера. В целом обучающиеся класса  весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности,  темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного  материала, разнообразных форм и методов работы. Тематический план  5 класс № п/п Дата проведе ния урока Наименован ие раздела (количество часов) Тема года «Декоративно­прикладное искусство в жизни человека» Тип урока. Тема урока Характеристика деятельности учащихся Требования к  уровню подготовки  учащихся: метапредметные, личностные, предметные  Универсальные  учебные действия:   личностные,         регулятивные,  познавательные,      коммуникативные   Домашнее задание Использо ва­ ние ИКТ Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна 1 четверть. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества (8 часов) 1 2 Роль  искусства  в  развитии  культуры      (2 часа) Урок  повторение,  ранее  приобретенн ых знаний Народное  традиционно е искусство  Урок  практикум. Тема, сюжет  и содержание в  произведении изобразитель ного  искусства Метапредметные –  воспитание  нравственных и  эстетических чувств к культуре древнего  мира. Личностные –  формирование  развития  познавательных  интересов, учебных  мотивов. Предметные Понимать условно­символический  характер народного деко­ ративно – прикладного   искусства. Утилитарно­ эстетический  характер  народного  искусства Метапредметные –  развитие интереса к  народному  традиционному  искусству Личностные –  развитие творческого  3 Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Личностные –  формирование  картины мира  древней культуры.      Регулятивные –  планирует свои  действия в  соответствиис  поставленнойзадачей Познавательные ­  осуществление  поиска необходимой  информации для  выполнения учебных  заданий с  использова­нием  учебной литературы Коммуникативные  – учится задавать  вопросы         Понимать причины  возникновения искусства.  Осознаватьхарактер и  специфику древнего  искусства. Понимать роль искусства в освоении  человеком мира, познании  природы. Различать  древние знаки и символы  искусства, объяснять их  смысл.     Осознавать  потенциал искусства в  познании мира, в  формировании отношения  к человеку, природе,  явлениям, в воспитании  эстетического вкуса, в  морально­нравственной  позиции личности.   Высказывать  собственное отношение к  произведению  изобразительного  искусства.                       Понимать причины  Подобрать ил­ люстрации с  изображением  древних обра­ зов  Подобрать ил­ люстрации с  изображением  резьбы,  росписи по  дереву. Подобрать ил­ люстрации с  изображением  древних обра­ зов  и  Презента ция. «Древние  образы в  резьбе и  росписи  по дереву, в  орнамента х  народной  вышивки» Презента ция. «Древние  образы и  современн ое  искусство России» Шилинцева Ирина Львовна Роль  художествен ­ ной  деятельност и в развитии  культуры      (1 час) потенциала ученика ПредметныеФормиров ание устойчивого  интереса к народной  древней и современной  культуре Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. современног о искусства Презента ция. «Древние  образы и  современн ое  искусство » Личностные –  формирование  представления  картины мира  древней культуры.      Регулятивные –  планирует свои  действия в  соответствии с  поставленнойзадачей Учится отличать  верно выполненное  задание от  неверного.  Познавательные ­  осуществление  поиска необходимой  информации для  выполнения учебных  заданий с  использова­ нием  учебной литературы  Коммуникативные  – учится задавать  вопросыОсваивает   способы решения  возникновения  художественной  деятельности в развитии  культуры.   Осознаватьхарактер и  специфику народного  традиционного искусства.  ПониматьРоль  изобразительной символики и  традиционных образов в  развитии культуры Различать традиционную  символику искусства,  объяснять её смысл.      Осознавать потенциал  символики в познании  мира, в формировании  отношения к человеку,  природе, явлениям, в  воспитании эстетического  вкуса, в морально­ нравственной позиции  личности.  Высказывать  собственное отношение к  традициям и образам в  развитии культуры России  Уметь в простых, Шилинцева Ирина Львовна Метапредметные –  развитие интереса к  народной  традиционной  символике и  традиционных  образов. Личностные –  развитие творческого  потенциала ученика ПредметныеФормиров ание устойчивого  интереса к народному  декоративно –  прикладному  искусству. Урок  усвоения  новых знаний Роль  искусства в  организации  предметно­ пространстве н ной среды  жизни  человека Комбинирова н­ный урок  Значение  художестве н­ ногоформи рова­ ния  окружающе й среды Тест. ДПИ Роль  изобразитель­ ной символи­ ки и тради­ ционных  образов в  развитии  культуры           (2 часа) проблем поискового  характера.  Воспринимает мир  целостно и  гармонично.  Эмоционально  отзывчив к  восприятию  произведенийнародн ого творчества. Личностные –   развитие  самостоятельности в  поиске решения  различных  изобразительных  задач;   формирование  духовных и  эстетических  представлений о  символике и  традиционных  образах в развитии  культуры.        Регулятивные –  планирует свои  действия в  условных формах  передавать сложное  содержание.          Понимать роль народного традиционного  искусства  в развитии культуры.           Различать предметы  традиционного быта и  понимать смысл их  художественного  оформления.          Получить опыт  смыслового и  эмоционально­ценностного восприятия визуального  образа реальности и  произведений искусства.     Использовать древние  символические образы в  собственной творческой  деятельности.            Осваивать  художественную культуру, как форму материального  Подобрать ил­ люстрации с  изображением  древних обра­ зов  и  современног о искусства Подготовить презентацию  об  архитектуре  деревни Презента ция «Внутрен ниймир  русской  избы» 4 5 Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна Урок  усвоения  новых знаний Создание  макета  декоративн ой  композиции Метапредметные –  развитие интереса и  создание   материальной среды  жизни человекаэ Личностные –  воспитание  уважительного  отношения к  творчеству как к  своему, так и других  людей;развитие  творческого  потенциала ученика ПредметныеФормиров ание устойчивого  интереса к созданию  материальной среды  жизни человека;                проявлять  эмоциональную  отзывчивость, развивать  Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ 6         Роль  искусства в  «1» сентября 2017 г. выражения духовных  ценностей, выраженных в  пространственных  формах.                     Понимать и уметь  объяснять роль искусства в создании материальной  среды .Выработать  активное отношение к  традициям культуры как  осмысленной,  эстетической и личностно  значимой  ценности.            Создавать декоративные  композиции, макеты,  которые можно  использовать для  украшения быта, одежды и т.д.           Понимать связь  украшений со стилем  эпохи, особенностями  одежды, интерьера, стилем жизни. соответствиис  поставленнойзадачей Познавательные ­  осуществление  поиска необходимой  информации для  выполнения учебных  заданий с  использова­нием  учебной литературы.  Осваивает способы  решения  проблемного  характера.  Коммуникативные  – учится задавать  вопросыВоспринима ет мир целостно и  гармонично.  Эмоционально  отзывчив к  восприятию  произведений  народного  творчества. Личностные –  формирование у  Подготовить сообщение о  интерьере  русской  избы Работа с  интеракти в­ ной доской Подобрать  иллюстрации украшения  жилища фантазию и воображение Шилинцева Ирина Львовна создании  материально й среды  жизни  человека (2 часа) 7­8 9 Обобщение  темы  четверти Проект. Создание  декоративн ой  композиции ,  которую  можно  использова ть для  украшения  быта. Создание  декоративн ой  композиции ,  которую  можно  использова ть для  украшения  быта. Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. ребенка ценностных  ориентиров в  области создания  материальной среды  жизни человека.        Регулятивные –  планирует свои  действия в  соответствиис  поставленнойзадачей ; учится отличать,  верно выполненное  задание от  неверного.  Познавательные ­  осуществление  поиска необходимой  информации для  выполнения учебных  заданий с  использова­ нием  учебной литературы  Коммуникативные  – учится задавать  вопросыОсваивает   способы решения  проблем поискового  характера. Шилинцева Ирина Львовна Воспринимает мир  целостно и  гармонично.  Эмоционально  отзывчив к  восприятию  произведений  народного  творчества. 2 четверть. Духовно­нравственные проблемы жизни и искусства (4часов)   1 Беседа Народный праздничн ый костюм Народные  праздники,  обряды в  искусстве и в современной жизни      (2 часа) Метапредметные –  развитие интереса и  создание   материальной среды  жизни человека Личностные –  воспитание  уважительного  отношения к  творчеству как к  своему, так и других  людей;развитие  творческого  потенциала ученика ПредметныеФормиров ание устойчивого  интереса к созданию  материальной среды  Личностные –  формирование у  ребенка ценностных  ориентиров в области  создания материальной  среды жизни  человека.Способен к  саморазвитию.      Регулятивные –  планирует свои  действия в  соответствиис  поставленнойзадачей;  учится отличать, верно  выполненное задание от неверного.  Сравнивает, анализирует, обобщает.  Познавательные ­  Передавать в  собственной  художественно­ творческой  деятельности  специфику  произведений  народных  художественных  промыслов в России (с учетом местных  условий).                    Осознавать  международный  межнациональный  характер искусства.     Различать общее и  специфическое в  Презента ция  «Орнамен т» Расспросить  своих  близких  старшего  поколения о  праздниках  наших  предков:  чему  были  посвящены,  как  проходили Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна жизни человека;                проявлять  эмоциональную  отзывчивость, развивать  фантазию и воображение 2 Обобщающ ий Урок­ праздникНа родные праздничн ые обряды.  Масленица. Метапредметные –  Иметь представление  о роли декоративно ­  прикладного ис­ кусства в укладе  жизни русского  народа. Личностные –  воспитание  Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. осуществление поиска  необходимой  информации для  выполнения учебных  заданий с использова­  нием учебной  литературы  Коммуникативные –  учится задавать  вопросыОсваивает   способы решения  проблем поискового  характера.  Воспринимает мир  целостно и гармонично. Эмоционально отзывчив к восприятию  произведений  народного творчества.  Представляет  пространство как  среду. Понимает связь  каждого материала.   Личностные –   Активно использует  речевые, музыкальные,  знаково­символические  средства,формирует у  ребенка ценностные  ориентиры в области  создания материальной  среды жизни  искусстве разных  народов. Подготовить  презентацию  «Масленица» Презента ция. «Маслени ца» Передавать в  собственной  художественно­ творческой  деятельности  специфику  произведений  народных Шилинцева Ирина Львовна уважительного  отношения к  творчеству как к  своему, так и других  людей;развитие  творческого  потенциала ученика ПредметныеФормиров ание устойчивого  интереса к созданию  материальной среды  жизни человека;                проявлять  эмоциональную  отзывчивость, развивать  фантазию и воображение праздничных обрядрв  в России (с учетом  местных условий).        Осознавать  международный  межнациональный  характер искусства  праздничных обрядов.  Различать общее и  специфическое в  искусстве  праздничных обрядов  разных народов. человека.Способен к  саморазвитию.      Регулятивные –   применяет  информационные и  коммуникационные  технологии в решении  творческих  коммуникативных и  познавательных задач;  планирует свои  действия в  соответствиис  поставленнойзадачей;   Сравнивает,  анализирует, обобщает.  Познавательные ­  осуществление поиска  необходимой  информации для  выполнения учебных  заданий с использова­ нием учебной  литературы  Коммуникативные –   Сравнивает,  анализирует,  обобщает.Осваивает   способы решения  проблем поискового  характера.  Эмоционально отзывчив Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна 3 Комбиниро­ ванный  урокРождес твен­ ские  украшения Народные  праздники,  обряды в  искусстве и в современной жизни      (2 часа) Метапредметные – умение использовать  гуашь в творческой  работе; выполнять  орнаментальную  композицию оп­ ределенного типа,  учитывая форму  предмета развитие интереса и  создание   материальной среды  жизни человека. Личностные –  воспитание  уважительного  отношения к  творчеству как к  своему, так и других  людей;развитие  творческого  потенциала ученика ПредметныеФормиров ание устойчивого  интереса к созданию  материальной среды  жизни человека;                Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Принести  материал для  составления  кроссворда Презентац ия  «Рождест венские  украшени я» к восприятию  произведений  народного творчества.  Представляет  пространство как  среду.  Личностные –   Активно использует  речевые, музыкальные,  знаково­символические  средства,формирует у  ребенка ценностные  ориентиры в области  создания материальной  среды жизни  человека.Способен к  саморазвитию.      Регулятивные –   применяет  информационные и  коммуникационные  технологии в решении  творческих  коммуникативных и  познавательных задач;  планирует свои  действия в  соответствиис  поставленнойзадачей;   Сравнивает,  анализирует, обобщает.  Познавательные ­  Передавать в  собственной  художественно­ творческой  деятельности  специфику  произведений  народных  праздничных обрядрв  в России (с учетом  местных условий).        Осознавать  международный  межнациональный  характер искусства  праздничных обрядов.  Различать общее и  специфическое в  искусстве  праздничных обрядов  разных народов. Шилинцева Ирина Львовна проявлять  эмоциональную  отзывчивость, развивать  фантазию и воображение 4 Обобщающ ий урок­ игра Тест.Связь  времен в  народном  искусстве Метапредметные –  имеет представление о разнице между  произведениями  традиционного народ­ ного искусства  и  профессиональ­ ного.Развивает  интерес   к  материальной среде  жизни человека Личностные –  воспитание  уважительного  отношения к  творчеству как к  Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. осуществление поиска  необходимой  информации для  выполнения учебных  заданий с использова­ нием учебной  литературы  Коммуникативные –    Воспринимает мир  пространственно.  Представляет  пространство как  среду. Понимает связь  каждого предмета с  окружением, в котором он находится. Личностные –  формирование у  ребенка ценностных  ориентиров в области  создания материальной  среды жизни  человека.Способен к  саморазвитию.      Регулятивные –  планирует свои  действия в  соответствиис  поставленнойзадачей;  учится отличать, верно  выполненное задание от неверного.  Сравнивает, Передавать в  собственной  художественно­ творческой  деятельности  специфику  произведений  народных  праздничных обрядрв  в России (с учетом  местных условий).        Осознавать  международный  межнациональный  характер искусства  праздничных обрядов.  Составить  кроссворд по пройденному  материалу (5­7  слов) Презента ция. «Древние  образы в  резьбе и  росписи  по дереву, в  орнамента х  народной  вышивки» Шилинцева Ирина Львовна Различать общее и  специфическое в  искусстве  праздничных обрядов  разных народов. своему, так и других  людей;развитие  творческого  потенциала ученика ПредметныеФормиров ание устойчивого  интереса к созданию  материальной среды  жизни человека;                проявлять  эмоциональную  отзывчивость, развивать  фантазию и воображение. анализирует, обобщает.  Познавательные ­   Понимает связь  каждого материала.   Накапливает знания и  представления о разных видах искусства и их  взаимосвязи.  Осуществляетпоиск  необходимой  информации для  выполнения учебных  заданий с использова­ нием учебной  литературы  Коммуникативные –   Испытывает  нравственные и  эстетические чувства;  любовь к народному  искусству, своему  народу, к национальной культуре .               Осваивает  способы  решения проблем  поискового характера.  Воспринимает мир  целостно и гармонично. Эмоционально отзывчив к восприятию  произведений  народного творчества.  Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна Представляет  пространство как  среду.  Язык пластических искусств и художественный образ (21 час) 5 6 Специфика  художествен  ного  изображения     (4 часа) Комбиниро­ ванный урок  Образы и  мотивы в  орнаментах русской  народной  вышивки  Конструкц ия и декор  предметов  народного  быта.   Полотенце. Урок  Метапредметные –  Умеет использовать в  практической работе гра­ фические материалы и  образную символику  (цвета и изображения)  народного искусства,  условность языка декора  имеет представление о разнице между  произведениями  традиционного народ­ ного искусства  и  профессиональ­ ного.Развивает  интерес   к  материальной среде  жизни человека Личностные –  Личностные –  формирование у  ребенка ценностных  ориентиров в  области создания  материальной среды  жизни  человека.Способен к  саморазвитию.      Регулятивные –  планирует свои  действия в  соответствиис  поставленнойзадачей ; учится отличать,  верно выполненное  задание от  неверного.   Овладеть основами  культуры практической  творческой работы,  работы различными  художественными  материалами и  инструментами.        Использовать  выразительные  возможности различных  художественных  материалов в собственной  художественно­ творческой деятельности.   Развивать творческий  опыт, представляющий  способности к  самостоятельным  Презентац ия «Народна я  вышивка» Подбор  иллюстративн о го материала о русской  народной  прялке (опережающее задание) Подготовить  сообщение о  древних  образах в  современных  народных  Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна 7 воспитание  уважительного  отношения к  творчеству как к  своему, так и других  людей;развитие  творческого  потенциала ученика ПредметныеФормиров ание устойчивого  интереса к созданию  материальной среды  жизни человека;                проявлять  эмоциональную  отзывчивость, развивать  фантазию и воображение. усвоения  новых  знаний. Прялка Комбиниро­ ванный урок Древние  образы в  современн ых  народных  игрушках Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. игрушках Презентац ия «Прялка» Подбор  открыток,  книжных  иллюстраци й с  изображени ем  народной  игрушки Презента ция  «Совреме н ные  народные  игрушки» действиям в ситуации  неопределенности. Осознавать роль  композиции в передаче  эмоционального состояния и характера  изображаемого, раскрытии содержания работы.            Понимать и использовать  в работе зависимость  эмоционального  содержания плоскостных  композиций от формата  листа. Уметь использовать  выразительные средства  художественных  материалов в творческой  деятельности. Уметь ритмически  выстраивать декоративные элементы росписи по  форме предмета Сравнивает,  анализирует,  обобщает.  Познавательные ­  Представляет  выразительные  средства  орнаментальной  композиции. Понимает связь  каждого материала.   Понимает связь  народного искусства  с символикой  древних славян.  Представляет  выразительные  средства  орнаментальной  композиции. Осуществляетпоиск  необходимой  информации для  выполнения учебных  заданийсиспользо ванием учебной  литературы  Коммуникативные   Способенориги­ нально мыслить и  самостоятельно  решать творческие Шилинцева Ирина Львовна задачи. Учится  задавать вопросы.  Осваивает  способы  решения проблем  поискового  характера.  Воспринимает мир  целостно и  гармонично.                         3 четверть.  Язык пластических искусств и художественный образ (17 час) 1 2 Композиция     (4 часа) Комбиниро­ ванный урок Искусство  Гжели.  Истоки и  совре­ менное  развитие  промысла Комбиниро­ ванный урок Искусство  Городца.  Истоки и  современно е развитие  Метапредметные –  Умеет использовать в  практической работе гра­ фические материалы и  образную символику  (цвета и изображения)  народного искусства,  условность языка декора  имеет представление о разнице между  произведениями  традиционного народ­ ного искусства  и  профессиональ­ ного.Развивает  интерес   к  материальной среде  жизни человека Личностные –  воспитание  уважительного  Личностные –  формирование у  ребенка ценностных  ориентиров в  области создания  материальной среды  жизни  человека.Способен к  саморазвитию.      Регулятивные –  планирует свои  действия в  соответствиис  поставленнойзадачей ; учится отличать,  верновыполненное  задание от  неверного.   Сравнивает,  анализирует,  Овладеть основами  культуры практической  творческой работы,  работы различными  художественными  материалами и  инструментами.        Использовать  выразительные  возможности различных  художественных  материалов в собственной  художественно­ творческой деятельности.   Развивать творческий  опыт, представляющий  способности к  самостоятельным  действиям в ситуации  неопределенности. Подбор  иллю­ стративного материала  гжельской  посуды  необычной  формы Подобрать  изображение  орна­ ментальной  или  сюжетной  композиции  в  Презента ция  «Искусст во Гжели» Презента ция  «Искусст во  Городца» Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна 3 4 5 промысла Комбиниро­ ванный урок Искусство  Жостова.  Истоки и  современ­ ное  развитие  промысла Комбиниро­ ванный урок Искусство  Хохломы.  Истоки и  совре­ менное  развитие  промысла Комбиниро­ ванный урок Роль  отношения к  творчеству как к  своему, так и других  людей;развитие  творческого  потенциала ученика ПредметныеФормиров ание устойчивого  интереса к созданию  материальной среды  жизни человека;                проявлять  эмоциональную  отзывчивость, развивать  фантазию и воображение. обобщает.  Познавательные ­  Представляет  выразительные  средства  орнаментальной  композиции. Понимает связь  каждого материала.   Понимает связь  народного искусства  с символикой  древних славян.  Представляет  выразительные  средства  орнаментальной  композиции. Осуществляетпоиск  необходимой  информации для  выполнения учебных  заданий с  использова­нием  учебной литературы  Коммуникативные  –  Способен  оригинально мыслить и самостоятельно  решать творческие  задачи. Учится  задавать вопросы.  Осознавать роль  композиции в передаче  эмоционального состояния и характера  изображаемого, раскрытии содержания работы.            Понимать и использовать  в работе зависимость  эмоционального  содержания плоскостных  композиций от формата  листа. Уметь использовать  выразительные средства  художественных  материалов в творческой  деятельности. Уметь ритмически  выстраивать декоративные элементы росписи по  форме предмета произведени ях  ДПИ Принести  иллюстрации хохломских  игрушек Презента ция «  Жостовск ие  букеты» Подготовить сообщение:  «Какие  традицион­ ные  художест­ венные  промыслы  нашей  области вы  знаете?» Презентац ия  «Искусст во  Хохломы » Презентац ия  «Коренны Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна Цвет (4) 6 7 8 народных  художестве нных  промыслов  в  современно й жизни Тест.  Народные  художествен ные  промыслы Урок  усвоения  новых  знаний Цветовые  отношения Урок  усвоения  новых  знаний Колорит  картины Урок  усвоения  новых  Осваивает  способы  решения проблем  поискового  характера.  Воспринимает мир  целостно и  гармонично.  е народы  Презентац ия»Народ ные  промыслы Приамурь я» Метапредметные –  Умеет использовать в  практической работе  цветовые отношения.  Знает основные и  дополнительные цвета Личностные –  воспитание  уважительного  отношения к  творчеству как к  своему, так и других  людей;развитие  творческого  потенциала ученика ПредметныеФормиров ание устойчивого  интереса к созданию  цветовых отношений;         Личностные –  формирование у  ребенка ценностных  ориентиров в  области создания  колорита  картины.Способен к  саморазвитию.      Регулятивные –  планирует свои  действия в  соответствиис  поставленнойзадачей ; учится отличать,  верно выполненное  задание от  неверного.   Сравнивает,  анализирует,  Использовать разные  виды освещения дл  передачи выразительности  своей работе. Применять разнообразные штрихи и линии для  создания выразительного  образа и передачи  фактуры в графике. Выбирать материалы и  технику работы,  соответствующую  художественному  замыслу. Передавать  художественный замысел  через форму, пластику  соответственно выб­ Принести  иллюстрации о природе. Презентац ия  «Цветово й круг» Подготовить сообщение о  насыщенност и цвета Презентац ия  «Цветово й круг» Подготовить презентацию  «Какие  бывают  Презентац Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна Линия,  штрих,  пятно    (4 часа) знаний Напряженн ость и  насыщенно сть цвета.  Свет и  цвет. Урок  усвоения  новых  знаний Характер  мазка Урок  усвоения  новых  знаний Линия,  штрих,  пятно и  художестве нный образ Урок  9 10 11 проявлять  эмоциональную  отзывчивость, развивать  фантазию и воображение. ранному материалу. мазки в  передаче  движения и  фактуры» ия  «Цветово й круг» Подготовить сообщение  ­художестве нный образ  изображенны й линией,  штрихом,  пятном. Принести  иллюстрации о природе Презентац ия  «Линия,  штрих,  пятно» Использовать разные  виды освещения дл  передачи выразительности  своей работе. Применять разнообразные штрихи и линии для  создания выразительного  образа и передачи  фактуры в графике. Выбирать материалы и  технику работы,  соответствующую  художественному  замыслу. Передавать  художественный замысел  через форму, пластику  соответственно выб­ ранному материалу. обобщает.  Познавательные ­  Представляет  выразительные  средства цветовых  отношений. Понимает основные  характеристики  цветов.  Понимает  смешение цветов.  Представляет  передачу средствами цвета  эмоционального  состояния природы. Осуществляетпоиск  необходимой  информации для  выполнения учебных  заданий с  использова­нием  учебной литературы  Коммуникативные  –  Способен  оригинально мыслить и самостоятельно  решать творческие  задачи. Учится  задавать вопросы.  Осваивает  способы  решения проблем  поискового  Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. характера.  Воспринимает мир  целостно и  гармонично.  Шилинцева Ирина Львовна 1 2 усвоения  новых  знаний Передача  графически мисредст­ вами  эмоциональ ного  состояния  природы Урок  усвоения  новых  знаний Передача  графически ми  средствами  эмоциональ ного  состояния  человека Урок  усвоения  новых  знаний Передача  Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Принести  иллюстрации о человеке Принести  иллюстрации с животными Шилинцева Ирина Львовна 3 4 Объем и  форма (3  часа) графически ми  средствами  эмоциональ ного  состояния  животного Урок  усвоения  новых  знаний Передача  на  плоскости и в  пространст ве  многообраз ных форм  предметног о мира Урок  усвоения  новых  знаний  Зачем  людям  украшения Метапредметные –  Умеет использовать в  практической работе  цветовые отношения.  Знает основные и  дополнительные цвета Личностные –  воспитание  уважительного  отношения к  творчеству как к  своему, так и других  людей;развитие  творческого  потенциала ученика ПредметныеФормиров ание устойчивого  интереса к созданию  цветовых отношений;         проявлять  эмоциональную  отзывчивость, развивать  фантазию и воображение. Личностные –  формирование у  ребенка ценностных  ориентиров в  области создания на  плоскости  многообразных форм предметного  мираСпособен к  саморазвитию.      Регулятивные –  планирует свои  действия в  соответствиис  поставленнойзадачей ; учится отличать,  верно выполненное  задание от  неверного.   Сравнивает,  анализирует,  обобщает.  Познавательные ­  Представляет  выразительные  Передавать объем  предметов в живописи,  графике, скульптуре,  проектировании  предметов быта ит.д. Создавать скульптурные  композиции. Уметь с помощью формы  предмета передавать его  характер, смысл и  настроение в композиции. Уметь трансформировать  реальные формы в  декоративные. Использовать ритм,  симметрию и асимметрию  для передачи  эмоциональной  выразительности  произведения. Подобрать  зрительный  ряд с изображение м украшений на родов  разных стран Подготовить презентацию о Древнем  Египте Презентац ия  «Египет.  Боги  Древней  Греции» Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна 5 6 Урок  усвоения  новых  знаний,  умений,  навыков Декор и  положение  человека в  обществе.  Роль  декоративн ого  искусства в  эпоху  Древне го Египта. Тест. Декор  и украшения в  жизничелове ка Ритм (1 час) Урок  усвоения  новых  знаний,  Метапредметные –  Умеет использовать в  практической работе  цветовые отношения.  средства цветовых  отношений в  украшениях.  Представляет  передачу  многообразия форм  предметного мира. Осуществляетпоиск  необходимой  информации для  выполнения учебных  заданий с  использова­нием  учебной литературы  Коммуникативные  –  Способен  оригинально мыслить и самостоятельно  решать творческие  задачи. Учится  задавать вопросы.  Осваивает  способы  решения проблем  поискового  характера.  Воспринимает мир  целостно и  гармонично.  Личностные –  формирование у  ребенка ценностных  ориентиров в  Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Принести  иллюстра ции с  украшения ми Передавать объем  предметов в живописи,  графике, скульптуре,  проектировании  Составить  кроссворд на основе  изученного  Работа с  интеракти в­ной  доской Шилинцева Ирина Львовна материала  (групповая  работа) предметов быта ит.д. Создавать скульптурные  композиции. Уметь с помощью формы  предмета передавать его  характер, смысл и  настроение в композиции. Уметь трансформировать  реальные формы в  декоративные. Использовать ритм,  симметрию и асимметрию  для передачи  эмоциональной  выразительности  произведения. умений,  навыков Роль ритма в  построении  композиции . Знает основные и  дополнительные цвета Личностные –  воспитание  уважительного  отношения к  творчеству как к  своему, так и других  людей;развитие  творческого  потенциала ученика ПредметныеФормиров ание устойчивого  интереса к созданию  цветовых отношений;         проявлять  эмоциональную  отзывчивость, развивать  фантазию и воображение. области создания на  плоскости  многообразных форм предметного  мираСпособен к  саморазвитию.      Регулятивные –  планирует свои  действия в  соответствиис  поставленнойзадачей ; учится отличать,  верно выполненное  задание от  неверного.   Сравнивает,  анализирует,  обобщает.  Познавательные ­  Представляет  выразительные  средства цветовых  отношений в  украшениях.  Представляет  передачу  многообразия форм  предметного мира. Осуществляетпоиск  необходимой  информации для  выполнения учебных  Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна Декоративно – прикладные виды искусства (2 часа) 7 Народное  искусство (1 час) Метапредметные –  Умеет использовать в  практической работе  цветовые отношения.  Знает основные и  дополнительные цвета Личностные –  воспитание  уважительного  отношения к  творчеству как к  своему, так и других  Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ Уроки  творческог о  применения знаний,  умений и  навыков Ты сам ­  мастер  декоративн о ­ «1» сентября 2017 г. заданий с  использова­нием  учебной литературы  Коммуникативные  –  Способен  оригинально мыслить и самостоятельно  решать творческие  задачи. Учится  задавать вопросы.  Осваивает  способы  решения проблем  поискового  характера.  Воспринимает мир  целостно и  гармонично. Личностные –  формирование у  ребенка ценностных  ориентиров в  области создания на  плоскости  многообразных форм предметного  мираСпособен к  саморазвитию.      Регулятивные –  Выражает мнение на  происходящее в мире.  Осваивает выразительные  особенности языка разных  искусств. Проявляет  интерес к различным  видам искусств. Умеет использовать  навыки поэтапного  воплощения творческого  замысла в выбранном  Сбор  материала  для работы  над панно.  Отбор и  оформление работ к  итоговой  выставке.  Подготовка  к  Выход в  музей  изобразит ельного  искусств а Шилинцева Ирина Львовна 8 Истоки ДПИ   (1час) людей;развитие  творческого  потенциала ученика ПредметныеФормиров ание устойчивого  интереса к созданию  цветовых отношений;         проявлять  эмоциональную  отзывчивость, развивать  фантазию и воображение. прикладног о искусства. Натюрморт из  предметов  ДПИ Уроки  творческог о  применения знаний,  умений и  навыков. Ты сам ­  мастер  декоративн о ­ прикладног о искусства. Эскиз  витража. планирует свои  действия в  соответствиис  поставленнойзадачей ; учится отличать,  верно выполненное  задание от  неверного.   Сравнивает,  анализирует,  обобщает.  Познавательные ­  Представляет  выразительные  средства цветовых  отношений в  украшениях.  Представляет  передачу  многообразия форм  предметного мира. Осуществляетпоиск  необходимой  информации для  выполнения учебных  заданий с  использованием  учебной литературы  Коммуникативные  –  Способен  оригинально мыслить и самостоятельно  материале, используя язык декоративно­прикладного  искусства, принципы  декоративного обобщения. Презента ция  «Витраж » обобщающе му уроку  учеников ­  экскурсовод ов Сбор  материала  для работы  над панно.  Отбор и  оформление работ к  итоговой  выставке.  Подготовка  к  обобщающе му уроку  учеников –  экскурсовод ов. Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна решать творческие  задачи. Учится  задавать вопросы.  Осваивает  способы  решения проблем  поискового  характера.  Воспринимает мир  целостно и  гармонично Осознает цикличность и ритм  жизни и в природе.  Итого: 35 часов  Проверка и оценка знаний и умений: Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение рисунка или поделки, учитывается умение точно передать через создание эскиза сюжет, раскрыть тему, пользоваться палитрой, изученными приёмами рисования, выбирать кисти нужного размера, размещать рисунок в заданной плоскости, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока. (При обязательном соблюдении правил безопасности работы с инструментами, красками, палитрой.) Оценка «4»  выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения эскиза или сюжета рисунка (поделки). Оценка «3» выставляется, если рисунок или поделка выполнены недостаточно аккуратно, но без нарушения эскиза или сюжета.                  За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на 1 балл или оценить это дополнительной отметкой. Рисунок   или   поделка   с   нарушением   эскиза   или   сюжета,   не   отвечающих   их   назначению,  не   оценивается,   они   подлежат исправлению, переделке. Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна         За готовый рисунок, поделку во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся.          Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определённого количества уроков или как итоговый урок по видам изобразительной деятельности.                                        Формы проведения занятий. Программный материал реализован за 1 учебный час в неделю. Основной формойпроведения занятий по программе является урок. Урок состоит из:   ­введения в тему занятия, ­восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни; Проявления его творческой инициативы. Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки­диспуты, уроки­путешествия и уроки­праздники. Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:  ­сотворчество учителя и ученика;  ­диалогичность;  ­чёткость поставленных задач и вариативность их решения;  ­освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Коллективные формы работы могут быть разных видов:  ­ работа по группам;  ­индивидуально­коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и  решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих   силах.   Чаще   всего   такая   работа­   это   подведение   итога   какой­то  большой   темы   и   возможность   более   полного   и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна Необходимо   постоянно   уделять   внимание   и   выделять   время   на   обсуждение   детских   работ  с   точки   зрения   их   содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы для праздников, родительских собраний. На уроках происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски акварель, гуашь, карандаши, мелки, пластилин), инструментов (кисти, стеки.ножницы...) Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к  предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.   Учебно­методическое обеспечение. Рабочая программа ориентирована  на использование: • учебников:  Неменская, Л. А. Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека: учебник для 5 класса / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. Москва  Просвещение, 2015. • дополнительных пособий для учителя:  Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства / А. М. Пономарев. ­ М. : Просвещение, 2014;  Рыкова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. ­ Ижевск, 2012;  Колокольчиков, В. В. Рисование в педагогическом училище / В. В. Колокольников. ­ М.: Просвещение, 2015;  Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. ­ М.: Агар, 2011;  Фомина, Н. Н. Изобразительное искусство и художественный труд. 5­8 классы / Н. Н. Фомина. М.: Просвещение, 2014;  Алехин, А.Д. Изобразительное искусство/ Алехин, А. Д. – М.:Просвещение, 2014  Алехин, А. Д.Когда начинается художник / Алехин, А. Д. – М.:Просвещение, 2014 Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна  Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству/Аранова, С. В­ СПб., 2012  Неменский, Б. М.  Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений : с краткими методическими рекомендавциями: 1 ­9  кл./ Б.М.Неменский, Л. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б.М. Неменского, М. Просвещение, 2014  Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и учебник для уч­ся 5 ­ 8 кл. М. Просвещение, 2014 • дополнительных пособий для учащихся:  ­Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись / Ю. Г. Дорожкин. ­ М.: Просвещение, 2014  ­Жегалова, С. И. Росписи Хохломы / С. И. Жегалова. ­М.: Детская литература, 2011.  Вачъянц,   А.   М.  «Звучащее   безмолвие»,   или   Основы   искусствознания   /   А.   М.   Вачьянц.   ­   М.:   ТОО   «Издательский   и книготорговый центр A3», 2014.  Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье / А. М. Вачьянц. ­ М.: Айрис­Пресс, 2014.  Интернет ­ ресурсы    Сайты официальных учреждений 1.Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/ 2.Российский общеобразовательный портал Министерства образования РФ http://school.edu.ru/ 3.Московский комитет образования http://www.educom.ru/                Образовательные сайты. 1. http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=24 — Интергуру (интернет­государство учителей) 2. http://www.openclass.ru/ — Открытый класс (сетевые образовательные сообщества) 3. http://zavuch.info/ — Завуч.Инфо 4. http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p1aa1.html — Коллекция электронных материалов по ИЗО и МХК Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна 5. http://tehnologiya.ucoz.ru/dir/130 — Непрерывная подготовка учителей ИЗО 6. http://portfolio.1september.ru/subject.php?sb=16 — Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся  (художественное творчество) 7. http://portfolio.1september.ru/subject.php?sb=17 — Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся. 8. http://festival.1september.ru/subjects/13/ — Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (ИЗО и МХК) 9. http://imc.rkc­74.ru/catalog/rubr/8f5d7210­86a6­11da­a72b­0800200c9a66/21895/?onpage=20page=12 — Единая коллекция  цифровых образовательных ресурсов   (ИЗО и МХК) 10. http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.22/p/page.html — Федеральный центр информационно­ образовательных ресурсов (раздел:ИЗО) 11. http://www.it­n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com — Сеть творческих учителей 12. http://www.uchportal.ru/load/108 — Учительский портал (ИЗО и МХК) 13. http://pedsovet.su/load/212 — Педсовет (ИЗО) 14. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1139/Itemid,118/limit,20/limitstart,0 —Всероссийский  интернет­педсовет (раздел:ИЗО и МХК) 15. http://www.rusedu.info/Search.html?cx=partner­pub­7460132158830888%3Aqu8zr4ez48b&cof=FORID%3A10&ie=windows­ 1251&q=%F2%E5%F5%ED%EE%EB%EE%E3%E8%FF&sa=%CF%EE%E8%F1%EA#1055 — Информационные технологии в  образовании  16. http://www.rusedu.info/index.php?module=News&catid=&topic=9 — Использование ПК на уроках 17. http://www.rusedu.ru/subcat_35.html — Архив учебных программ и презентаций (раздел:ИЗО и МХК) 18. http://window.edu.ru/window/catalog?p_mode=1&p_frubr=3.53&p_frubr=1.4&p_rubr=2.1.12&p_page=1 — Технология. Каталог.  Единое окно доступа к образовательным ресурсам 19. http://www.rnmc.ru/default.asp?trID=358 — Республиканский мультимедиа центр (Электронные образовательные ресурсы  нового поколения (ЭОР НП)) 20. http://tehnologiya­ipk.ucoz.ru/load/0­48 — Образовательный сайт кафедры технологического образования Ульяновского  института повышения квалификации и переподготовки работников образования 21. http://trudovik.ucoz.ua/load/0­51 — Сайт учителей профобучения (материалы для уроков) Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна 22. http://works.tarefer.ru/82/index.html — Курсовая, диплом, реферат по технологии ИЗО 23. http://metodisty.ru/m/groups/view/tehnologiya — Методисты.ру 24. http://www.edu54.ru — Новосибирская открытая образовательная сеть 25. http://edu.of.ru/profil/default.asp?ob_no=13017 — Сайт дистанционной поддержки профильного обучения 26. http://www.proforientator.ru — Профориентация: кем стать Сайты научно­исследовательских институтов по проблемам художественного образования и  высших учебных заведений по подготовке учителей изобразительного искусства      1.НИИ художественного  образования  РАО http://art­education.ioso.ru/            2. НИИ общего и среднего образования РАО http://www.art.ioso.ru/index.php/ 3. Московский   педагогический   государственный   университет   (художественно­графический   факультет) http://www.mpgu.ru/18.shtml 4. Ярославский институт развития образования. Раздел искусство (МХК, изо)  http   ://   www   .  iro   .  yar    .  ru   / 5. Московский институт открытого образованияhttp   ://   www   .  mioo    .  ru   /  Методические объединения и образовательные каталоги 1.Сетевое объединение методистов «СОМ» http   ://   som   .  fio   .  ru   / 2.«Учитель.ru». Педагогическая мастерская, конкурсы, виртуальный педсовет и дрhttp://teacher.fio.ru/ 3.Каталог ссылок на портале «Все образование» http://catalog.alledu.ru/    4.Конкурс «Учитель года России». Учительская копилка http   ://   www   .  teacheryear    .  ru   / Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г. Шилинцева Ирина Львовна            Профессиональное общение 1.Еженедельный педсовет http   ://   school  ­  sector    .  relarn    .  ru   /   2.Ежегодный Августовский педсовет. Секция учителей общественных дисциплин, "Искусство"  http   ://   pedsovet  .  alledu    .  ru   /   Директор ___________________________ /С.Н. Федорищев/ «1» сентября 2017 г.

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Программа внеурочной деятельности для 2 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2017