Программа организации внеурочной деятельности учащихся 1 класса «Домашний мастер» (по социальному направлению) реализует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования и предназначается для учащихся 1 класса и предназначена для личностного развития учащихся. Программа составлена на основе « Примерных программ внеурочной деятельности» автора Горского В.А., - М.: Просвещение, 2010.Программа организации внеурочной деятельности учащихся 1 класса «Домашний мастер» (по социальному направлению) реализует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования и предназначается для учащихся 1 класса и предназначена для личностного развития учащихся. Программа составлена на основе « Примерных программ внеурочной деятельности» автора Горского В.А., - М.: Просвещение, 2010.
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 93
Согласовано Согласовано Утверждено
на заседании экспертной группы «____»_________20__г. на педагогическом совете
Протокол Заместитель директора Протокол
От «___» _______20__г.№__ по УВР _____________ от «___» ______20__г.№__
_________________________ Ф.И.О. Директор________________
Ф.И.О.
Программа организации внеурочной деятельности
учащихся 1 класса « Домашний мастер»
(социальное направление)
Составила: Адутова Ю.А.,
учитель технологиБарабинск, 2012
Пояснительная записка
Программа организации внеурочной деятельности учащихся 1 класса
«Домашний мастер» (по социальному направлению) реализует Федеральный
Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования и
предназначается для учащихся 1 класса и предназначена для личностного
развития учащихся. Программа составлена на основе « Примерных программ
внеурочной деятельности» автора Горского В.А., М.: Просвещение, 2010.
Цели программы:
создать в коллективе комфортные условия домашнего труда и отдыха.
воспитывать эстетические качества у учащихся
Задачи:
познакомить детей с перечнем работ в доме, на садовом участке,
объектами ремонтных работ в домашних условиях.
расширить знания учащихся о видах сигналов тревоги в различных
бытовых ситуациях.
развить творческие способности учащихся, их самостоятельность и
умения оценивать свои личностные возможности
проявить творчество, самодеятельность в проектировании простейших
устройств для своего дома
Программа позволяет повысить уровень адаптации детей, способствует
укреплению их здоровья, мотивационной и эмоциональной сфер, развитию
умения оценивать свои личностные возможности, позволяет выявить
способности детей.
Данная программа помогает заложить фундамент трудовой подготовки,
необходимой для продолжения образования, полноценного включения учащихсяв жизнь общества. Она знакомит первоклассников с видами домашнего труда,
работой на садовом участке, объектами домашнего ремонта, видами сигналов
тревоги в различных бытовых ситуациях.
Программа рассчитана на 33 часа за год. Включает в себя 14 теоретических
занятий и 19 практических. Данные занятия предусматривают экскурсии по
школе и в парк, работу на пришкольном участке, занятия проводятся как в
кабинете технологии у девочек, так и у мальчиков.
Содержание программы
Садовый участок (6 часов)
Домашний садовый участок, что растет на участке? Какие овощи и фрукты?
Заготовка овощей и фруктов на зиму: соленье, варенье, компот. Пришкольный
участок: знакомство и работа на участке. Знакомство с домашними животными.
Роль кухни в доме (7 часов)
Что такое кухня? Виды работ на кухне: приготовление еды, мытье посуды.
Использование газовой и электрической плит, а также бытовых электро
приборов: чайник, миксер, тостер, микроволновая печь. Кухонные инструменты:
ложка, вилка, нож, разделочные доски. Знакомство с этикетом: сервировка
чайного стола.
Ремонт в домашних условиях (6 часов)
Косметический ремонт: побелка, наклейка обоев, покраска. Капитальный
ремонт: перепланировка помещения, замена окон, дверей. Уборка помещения:
мытье полов, окон, дверей. Ремонт одежды. Чистка обуви. Подклейка и
подшивка домашних книг и журналов.
Сигналы тревоги в различных бытовых ситуациях (4 часа)
Правила поведения в случае возникновения пожара, при утечки газа.
Незваные гости – кто они? Как вести себя при встречи с ними?
Творческие проекты (10 часов)Изготовление гербария из заранее приготовленных сухих цветов и листьев.
Лепка из пластилина овощей и фруктов. Рисование садового участка цветными
карандашами и красками. Изготовление и оформление кухонных досок из
картона и цветной бумаги по шаблонам. Проектсообщение « Хлеб – всему
голова». Выставка работ учащихся.
Планируемые результаты освоения программы
«Домашний мастер»: личностные, метапредметные и предметные
представлены в виде Универсальных Учебных Действий:
Личностные
проявление познавательных интересов и активности в данной области
программы;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
овладение установками, нормами и правилами научной организации
Метапредметные
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по
созданию изделий;
отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, интернетресурсы и
другие базы данных;
деятельности с другими её участниками;
оценивание своей познавательнотрудовой деятельности;
соблюдение норм и правил безопасности познавательнотрудовой деятельности
и созидательного труда.
согласование и координация совместной познавательнотрудовой
Предметные
организовать рабочее место, пользоваться ножницами, клеем, бумагой, картоном, пластилином, шаблонами овощей, фруктов, цветов, цветными
карандашами и красками;
мыть дома полы, двери; чистить свою одежду и обувь;
знать перечень работ на садовом участке; виды и объекты домашних работ;
что такое капитальный и косметический ремонт;
понимать значение слов: гербарий, этикет, ремонт, инструмент, сигнал;
сигналы тревоги в различных бытовых ситуациях
проявлять творчество, самодеятельность в проектировании простых
устройств для дома; делать гербарий; сервировать «чайный» стол;
реагировать на различные виды сигналов тревоги.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 часа)
№ п/п
1.
2.
3.
4.
Тема занятия
Вводное занятие
Какой разнообразный окружающий мир. Экскурсия
Пришкольный участок. Экскурсия
Овощи и фрукты, самые витаминные продукты
(лепка овощей и фруктов)
Заготовка овощей и фруктов на зиму
Домашние животные
Гербарий
Учимся делать гербарий
Оформление садового участка
Проект - садовый участок
Изготовление кухонных досок
Оформление кухонных досок
Роль кухни в доме (виды работ на кухне)
Кухонная посуда, инструменты
Знакомство с этикетом (сервировка чайного
стола)
Хлеб — всему голова
Проект - « Хлеб — всему голова»
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15-16.
17.
18.
19-20. Объекты ремонтных работ в домашних условиях
(капитальный и косметический ремонт, наклейка
обоев)
Теор. Практ.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
121.
22.
23.
24.
25.
26.
Генеральная уборка (мытье дверей, полов)
Ремонт одежды (пришивание пуговиц)
Чистка обуви
Домашние книги и журналы
Книжный доктор (подклейка книги)
Виды сигналов тревоги в различных бытовых
ситуациях
Осторожно! Пожар
Осторожно! Газ
Незваные гости
Вежливость
27.
28.
29.
30.
31. Мой домашний друг
32.
33.
Итоговая конференция
Выставка работ учащихся
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Материально – техническое обеспечение
Литература:
1. Артемова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В. и др. Большая энциклопедия
открытий и изобретений. М.: РОСМЭН, 2007
2. Бибиков П.Д. Справочник домашнего мастера / П.Д. Бибиков. М., 2007.
3. Горский В.А. «Примерные программы внеурочной деятельности» М.
Просвещение, 2010.
4. Журналы «Юный натуралист», № 2,3,4/ 2009; «Детская энциклопедия»,
№ 6,8 / 2008; № 3,5,7,9 / 2010
5. Ликум А. Энциклопедия «Всё обо всём». М.: Слово, 2004
6. Сделай сам: энциклопедия. М., 2008.
Раздаточные материалы:
Пластилин, белая и цветная бумага, клей, ножницы, цветной картон, линейка,
игла, нитки, шаблоны, цветные карандаши и краски.
Ресурсы интернета:
http://pedsovet.su/load/241106946
http://remondom.com/tag/уроксервировкастола/http://festival.1september.ru/
http://festival.1september.ru/articles/311745/
Диски:
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО « Кирилл и Мефодий»,
2009.
Мультипликационные уроки осторожности. Уроки тетушки совы.
Основы безопасности жизни для малышей. Творческое объединение « Маски»,
2009.