Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
музыка
1 кл—4 кл
09.04.2019
Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)
Программа работы хорового кружка составлена на основе знания специфики детского хорового коллектива, знания особенностей детского голоса, его развития и охраны, основных навыков вокально-хоровой работы с детьми разного возраста. Хоровая деятельность направлена на реализацию творческого потенциала ребёнка, формирование певческих навыков, приобщение детей к певческому искусству, желание обучающихся научиться петь красиво.
Программа Кружок Хоровое пение.Киргизова Л.В.docx
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кружок «Хоровое пение» для 1­4 классов  ПРОГРАММА (хор «Звонкие горошины») Автор: Киргизова Любовь Васильевна,  учитель музыки муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №35» города Смоленска 1 Содержание 1. Пояснительная записка…………………………………………… 3 2. Общая характеристика программы……………………………… 4 3. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета  внеурочной деятельности………………………………………… 5 4. 6  Ожидаемые результаты………………………………………….. 5. Личностные и метапредметные результаты освоения предмета  внеурочной деятельности………………………………………… 7 6. Учебно­тематический план первого года обучения……………. 10 7. Учебно­тематический план второго года обучения…………….. 11 8. Учебно­тематический план третьего года обучения…………… 12 9. Учебно­тематический план четвертого года обучения………… 13 10.Содержание программы………………………………………….. 14 11.Диагностика уровня развития певческих умений…………. ….. 16 12.Методическое обеспечение программы………………………… 16 13.Алгоритм деятельности, направленной на достижение  высокого уровня исполнения  хоровых вокальных номеров….. 14.Контрольно­измерительные материалы. Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка…………………. 15.Индивидуальная карточка учета динамики личностного  18 19 развития ребенка…………………………………………………. 20 16.Список использованных источников…………………………… 21 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа   внеурочной   деятельности   для   I–IV   классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным   образовательным   стандартом   начального   общего образования. При создании программы учитывались потребности современного российского   общества   и   возрастные   особенности   младших   школьников.   В программе   нашли   отражение   изменившиеся   социокультурные   условия деятельности   современных   образовательных   учреждений,   потребности педагогов­музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования. Хоровое исполнительство ­ один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной   деятельности.   Внеурочная   деятельность   направлена   на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно­нравственное развитие ученика, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации. Программа работы хорового кружка «Звонкие горошины» составлена на основе знания специфики детского хорового коллектива, знания особенностей детского голоса, его развития и охраны, основных навыков вокально­хоровой работы с детьми разного возраста,  принципов подбора репертуара для разных возрастных групп, методики работы над хоровым произведением. Актуальность программы Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Голос – это особое богатство, природный дар, который дан человеку от Бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детских лет по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют   потребность   в   эмоциональном   общении,   испытывают   тягу   к творчеству.  Именно   в   период   детства   важно   реализовать   творческий   потенциал ребёнка,   сформировать   певческие   навыки,   приобщить   детей   к   певческому искусству,   которое   способствует   развитию   творческой   фантазии.   Каждый ребёнок находит возможность для творческого самовыражения личности через 3 сольное   и   ансамблевое   пение,   пение   детских   и   современных   песен   с музыкальным сопровождением. В настоящее время современное общество, как в развитых странах, так и в   России   столкнулось   с   мощным   развитием   научно­технического   прогресса, когда   на   ребёнка   обрушивается   огромный   поток   разнообразной   музыки: компьютерной, примитивной, однодневной. Современного ребёнка окружают музыкальный центр, компьютер, диски, синтезатор. Пассивно слушая, впитывая подобное   обилие   механической   музыки,   ребёнок,   на   наш   взгляд,   лишён возможности развить свои собственные музыкально­исполнительские задатки и способности.   Особенно   трудно   приходится   тем   детям,   у   которых   такие способности   не   ярко   выражены.   Наша   программа   «Хоровое   пение» ориентирована   на   детей,   имеющих   средний   уровень   своих   исполнительских возможностей.   По   содержанию   является   художественно­эстетической;   по функциональному предназначению – специальной, общекультурной; по форме организации – групповой, коллективной; по времени реализации – длительной подготовки.  Новизна программы Особенность программы хорового кружка «Звонкие горошины» в том, что   она   разработана   для   учащихся,   имеющих   средний   и   низкий   уровень исполнительских возможностей и большое желание научиться петь красиво. В   данных   условиях   программа   ­   это   механизм,   который   определяет содержание   обучения   вокалу   школьников,   методы   работы   учителя   по формированию и развитию вокальных умений и навыков. Новизна программы в том,   что   в   ней   представлена   структура   индивидуального   педагогического воздействия   на   формирование   певческих   навыков   обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий. Цель   программы  –   через   музыкально­творческую   деятельность сформировать   у   учащихся   устойчивый   интерес   к   пению   на   основе приобретенных   им   знаний,   умений   и   навыков   в   области   хорового исполнительства,   приобщить   их   к   сокровищнице   вокально­песенного искусства. Задачи: 1. Развить   музыкальный   слух,   чувство   ритма,   певческий   голос, музыкальную память, способность сопереживать, творческое воображение;  2. Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности; 3. Расширить   знания   обучающихся   о   музыкальной   грамоте   и искусстве вокала, особенностях музыкального языка; 4. На основе изучения национальных песен, народных песен, детских песен, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, её певческой культуре; 4 5. Воспитывать   и   прививать   любовь   и   уважение   к   духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций; 6. 7. Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой; Создать   атмосферу   радости,   значимости,   увлечённости, успешности каждого члена студии. Здоровьесохраняющие (здоровьеразвивающие) задачи:  1. Построение   учебного   процесса,   способствующего   не   только сохранению, но и укреплению, а также совершенствованию здоровья детей.  Укрепление голосового аппарата, увеличение объема дыхания.  Развитие и совершенствование  артикуляционной моторики.  Создание комфортного психологического климата, благоприятной 2. 3. 4. ситуации успеха. 5. жизни.  Владение способами саморегуляции поддержки здорового образа ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Программа   хорового   кружка  «Звонкие   горошины»  предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей  на  групповых и  коллективных занятиях. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении хорового материала. Образовательная   программа  «Звонкие   горошины»  реализовывается   в кружке  хорового пения  МБОУ «СШ №35» и рассчитана на детей 7­11 летнего возраста, имеющих хотя бы малые вокальные данные и проявляющие интерес к хоровому искусству.  Срок   реализации   программы   ­   4   года.  Содержание   программы предполагается реализовать в объёме 272 занятий за 4 года (68 занятий в год). Занятия в хоре проходят по группам (2 группы в параллели). Каждая группа включает в себя 12­16 человек. Каждая группа занимается самостоятельно 1 раз в неделю по 1,5 часа.   Форма   организации   учебного   процесса   обусловлена   возрастными особенностями обучающихся.  Формы   проведения   занятий   варьируются,   в   рамках   одного   занятия сочетаются разные виды деятельности: ­ дыхательная гимнастика; ­ артикуляционные упражнения; ­ вокально­хоровая работа; ­ занятия по музыкальной грамоте; Используются следующие формы занятий: 1. 2. По количеству детей: коллективные и групповые. По дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практические занятия, занятие по контролю знаний, умений и навыков. 5 3. По   особенностям   коммуникативного   взаимодействия   педагога   и детей: экскурсии, концерты, отчетный концерт. Занятия по программе состоят из теоретической и практической частей. Большее количество времени занимает практическая часть.  Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работу с текстом. Практическая   часть   включает   в   себя     работу   над   вокально­хоровыми навыками и передачей образа в песне. Музыкальную   основу   программы   составляют   лучшие   образцы композиторов­классиков,   современных   композиторов   и   исполнителей, разнообразные   детские   песни.   Песенный   материал   играет   самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор   произведений   осуществляется   с   учетом   доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от календарных дат, особых праздников и мероприятий).  Программа  «Звонкие   горошины»  предполагает   различные   формы контроля   промежуточных   и   конечных   результатов.   Методом   контроля   и управления   обучающего   процесса   является   тестирование   детей,   анализ результатов конкурсов, выполнение творческих заданий, участие в конкурсах, концертах,  а также наблюдение педагога в ходе занятий, подготовки, участие в городских мероприятиях. В начале и конце учебного года, с целью проследить динамику развития, проводится   диагностика   музыкальных   способностей   детей   по   следующим параметрам:  ­  эмоциональная отзывчивость  ­ память  ­ певческий диапазон  ­ чувство ритма  ­ музыкальный слух ­ качество звука (свободный, чистый, звонкий и.т.д.) ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   Хоровое   пение   предоставляет   детям   возможности   для   культурной   и творческой   деятельности,   позволяют   сделать   более   динамичной   и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает: ­ формирование опыта эмоционально­образного восприятия; ­   начальное   овладение   различными   видами   музыкально­творческой деятельности; ­ приобретение знаний и умений; ­овладение   универсальными     учебными   действиями,   что   становится фундаментом   обучения   на   дальнейших   ступнях   общего   образования, 6 обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Внимание   на   музыкальных   занятиях   акцентируется   на   личностном развитии,   нравственно–эстетическом   воспитании,   формировании   культуры мировосприятия   младших   школьников   через   эмпатию,   идентификацию, эмоционально­эстетический   отклик   на   музыку.     Уже   на   начальном   этапе постижения   музыкального   искусства   младшие   школьники   понимают,   что музыка   открывает   перед   ними   возможности   для   познания   чувств   и   мыслей человека,   его   духовно­нравственного   становления,   развивает   способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса   и   мотивации   к   дальнейшему   овладению   различными   видами музыкальной   деятельности   и   организации   своего   культурно­познавательного досуга. Программа предусматривает сочетание групповых и коллективных  занятий, методику хорового воспитания детей, комплекс воспитательных  мероприятий: посещение театров, филармонии, концертов и т.д. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу первого года обучения учащиеся должны: Знать/понимать:     знать строение артикуляционного аппарата; знать и понимать особенности и возможности певческого голоса; знать гигиену голоса; понимать и различать виды атаки звука и по требованию педагога петь «мягко, легко, нежно»; знать место дикции в исполнительской деятельности. стремиться   передавать   характер   песни,   петь   выразительно   и осмысленно;  уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);  уметь петь короткие фразы на едином дыхании;  принимать участие в творческой жизни школы. К концу второго года обучения учащиеся должны: Знать/понимать:   соблюдать певческую установку; понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало пения и окончание); иметь повышенный интерес к хоровому пению.  Уметь:   Уметь:  уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч); 7 уметь точно повторить заданный звук; уметь в подвижных песнях делать быстрый вдох; уметь петь чисто в унисон; уметь дать критическую оценку своему исполнению; уметь использовать элементы ритмики и движения под музыку; уметь работать в сценическом образе; участвовать в конкурсах и концертах.          К концу третьего года обучения учащиеся должны: Знать/понимать:     иметь повышенный интерес к хоровому искусству; соблюдать певческую установку; понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало пения и окончание); знать основы музыкальной грамоты. уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч); уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; уметь точно повторить заданный звук; уметь в подвижных песнях делать быстрый вдох; уметь петь чисто в унисон; уметь дать критическую оценку своему исполнению; уметь использовать элементы ритмики и движения под музыку; уметь работать в сценическом образе; участвовать в конкурсах и концертах; уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.  Уметь:           К концу четвертого года обучения учащиеся должны: Знать/понимать:    Уметь:          знать поведение певца до выхода на сцену и во время выступления; уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч); уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; уметь точно повторить заданный звук; уметь в подвижных песнях делать быстрый вдох; уметь петь чисто в унисон; уметь дать критическую оценку своему исполнению; уметь работать в сценическом образе; уметь   исполнять   вокальные   произведения   выразительно, соблюдать певческую установку; понимать дирижёрские жесты; знать основы музыкальной грамоты; осмысленно; 8   участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах; уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  3­ий уровень ­   размышление   о музыке   и   ее   анализ, выражение   собственной позиции   относительно прослушанной музыки;   ­   выступление   на отчетных концертах школы   перед   населением, участие в благотворительных концертах, ветеранами инвалидами. перед ВОВ,       ­   участие   в уровня различного конкурсах;   1­ый уровень ­ осознание детьми силы коллективного   исполнения, того, что песня, спетая хором, звучит  выразительнее и ярче; ­ приобщение ребенка к культуре, лучших музыкальной формирования человеческих качеств;      ­ приобретение навыков музыкального исполнительства, позволяющие   им,   творчески проявлять  себя в искусстве; ­ творческое выполнение учебных заданий, заинтересованность   в   личном росте;   ­   участие   в   классных мероприятиях,   наблюдение   и беседы   с   учащимися   и   их родителями   на     музыкальных праздниках и конкурсах;   ­ через музыку учащиеся моделируют   свои   эмоции,   учатся   любить   и чувства, ненавидеть,   сочувствовать, сопереживать,   учатся   быть людьми и уважать человеческое в человеке. 2­ой уровень ­   формирование   и поддержание   интереса   к хоровому пению;   ­ участие всех детей в проводимых   общешкольных мероприятиях, конкурсах, новогодних  представлений,      ­ использование приобретенных   знаний   и умений   в   практической деятельности   и   повседневной жизни; ­   пение   дома,   в   кругу друзей   и   сверстников,   на внеклассных   и   внешкольных музыкальных   занятиях, школьных праздниках;       ­ слушания музыкальных   произведений разнообразных   стилей,   жанров и форм; ­ музыкальное самообразование: знакомства с литературой   о   музыке, слушания музыки в  свободное от   уроков   время   (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание      музыкальных   радио­   и телепередач и др.);  ­определение   своего отношения к музыкальным    явлениям действительности;   выражения своих   личных   музыкальных впечатлений в форме   устных выступлений   и   высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий. Личностные результаты: 9 ­   оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения   собственных   ощущений   (явления,   события   внутри   творческого объединения,   обсуждения   музыкальных   произведений),   в   предложенных ситуациях   отмечать   конкретные   поступки,   которые   можно   оценить   как хорошие или плохие; ­     называть   и   объяснять   свои   чувства   и   ощущения   от   произведений музыкального искусства, объяснять своё отношение к содержанию с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; ­    самостоятельно   определять  и  объяснять   свои   чувства   и  ощущения, возникающие   в   результате   созерцания,   рассуждения,   обсуждения,   самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); ­     в   предложенных   ситуациях,   опираясь   на   общие   для   всех   простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить (песни о красоте родной природе, традициях русского народа, патриотизме и т. д). Средством    достижения   этих   результатов   служат     музыкальные произведения  (беседы по содержанию, обращение к опыту детей, правила поведения на концертах,   поведения   в   творческом   коллективе),   нацеленные   на   2­ю   линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей. Метапредметные результаты Метапредметными   результатами   изучения   является   формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: ­ определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога; ­   проговаривать   последовательность   действий   при   исполнении произведений; учиться   высказывать   своё   предположение   (версию)   по   исполнению музыкальных произведений; ­   с   помощью   педагога   объяснять   выбор   наиболее   подходящих   для выполнения задания; выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану; Средством   для   формирования   этих   действий   служит   технология продуктивной художественно­творческой деятельности. Познавательные УУД: ­   ориентироваться   в   своей   системе   знаний:   отличать   новое   от   уже известного с помощью педагога; ­ добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный   опыт   и   информацию,   полученную   на   занятии;   пользоваться памятками; 10 ­ перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего объединения; ­ перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. ­   учиться   совместно   с   педагогом   и   другими   партнерами   давать эмоциональную оценку деятельности коллектива на занятии. Средством   формирования   этих   действий   служит   технология   оценки успехов. Коммуникативные УУД: ­ донести свою позицию до других: слушать и понимать речь других;  ­   вставать   на   позицию   другого   человека,   вести   диалог,   участвовать   в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;  ­   осуществлять   информационную,   познавательную   и   практическую деятельность   с   использованием   различных   средств   информации   и коммуникации. Средством   формирования   этих   действий   служит   технология продуктивной   художественно­творческой   деятельности.   Совместно договариваться   о   правилах   общения   и   поведения   в   школе,   творческом объединении, на концертах и следовать им. Предметные результаты:   ­ иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена; ­  воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать   своё   отношение   к   искусству,   проявлять   эстетические   и художественные   предпочтения,   позитивную   самооценку,   самоуважение, жизненный оптимизм;  ­   применять   полученные   знания   и   приобретённый   опыт   творческой деятельности   при   организации   содержательного   культурного   досуга   во внеурочной и внешкольной деятельности. По исполнительской деятельности: ­ знать особенности исполнения песен различных жанров, их возможности для создания образа; ­ знать правила охраны детского голоса; ­   знать   строение   голосового   аппарата,   певческого   дыхания,   дикции; упражнения для развития детского голоса; ­   знать   средства   исполнительской   выразительности;   уметь   исполнять песни; ­ определять достоинства и недостатки звучания голоса; 11 ­   с   помощью   педагога   анализировать,   планировать   предстоящую   осуществлять   контроль   качества   результатов практическую   работу, собственного исполнения; ­ реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно­практических задач. Учебно­тематический план 1­го года обучения 12 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Темы программы Общее количество часов Кол­во часов, отведённых на теорию Кол­во часов, отведённых на практику       основы. основы.         Регистры голоса. Введение.   Знакомство   с певческим аппаратом. Певческая установка. Аттестация. Теоретические Гигиена певческого голоса Теоретические Психологическая готовность к выступлению. Дыхание.   Типы   певческого дыхания.   Работа   над певческим дыханием. Распевание. певческого Сглаживание регистров. Распевание.   Атака   звука. Виды атаки звука и способ звуковедения. Распевание. звуковысотного диапазона. Распевание. динамического диапазона. Распевание. тембром. Распевание. подвижностью голосов. Дикция. согласными. Дикция. гласными. Дикция.   над выразительностью   слов   в пении. Работа   над   сценическим образом.   Использование элементов ритмики   Работа   над   Работа   над   Работа   Работа   над   Работа Развитие Развитие   над ИТОГО: 3 1 1 5 4 4 3 2 2 2 5 5 10 21 68  1  1  1 1   1 1 1 1 1 1 10 2 4 3 3 3  2  2   2  4 4 9 20  58 Учебно­тематический план 2­го года обучения № п/п Темы программы Общее количество Кол­во часов, Кол­во часов, 13 часов отведённых на теорию отведённых на практику 2 5 4 4 3 2 2 4 3 7 18 54 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. основы.     Владение аппаратом.   певческих   Введение. голосовым   Использование навыков. Аттестация. Теоретические Гигиена певческого голоса Теоретические основы. Психологическая   готовность к выступлению. Дыхание.   Типы   певческого дыхания.   над   Работа певческим дыханием. Распевание.   Атака   звука. Виды   атаки   звука   и   способ звуковедения. Распевание. звуковысотного диапазона. Распевание. динамического диапазона. Распевание. тембром. Распевание. подвижностью голосов. Дикция.   согласными. Дикция. гласными. Дикция. над выразительностью   слов   в пении. Работа   над   сценическим   Использование образом. элементов ритмики. Движения под музыку.   Работа   над   Работа   над   Работа   Работа над над   Работа     Развитие Развитие       3 1 1 7 5 5 4 3 3 5 4 8 19 1  1  1 2  1 1 1 1 1 1 1 1 1 ИТОГО: 68 14 Учебно­тематический план 3­го года обучения 14 п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. № Темы программы Общее количество часов Кол­во часов, Кол­во часов, отведённых на теорию отведённых на практику 2 3 3 3 4 4 3 3 10 23 58         Введение.   Владение   голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Аттестация. Теоретические   основы.   Гигиена певческого голоса Теоретические основы. Психологическая   готовность   к выступлению. Теоретические   основы.   Нотная грамота. Дыхание.   Типы   певческого дыхания.   Работа   над   певческим дыханием. Цепное дыхание. Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона. Распевание. Работа над тембром. Распевание. над Работа подвижностью голосов. Дикция. Работа над согласными. Дикция. Работа над гласными. Дикция. выразительностью слов в пении. Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики,   сценической   культуры. Движения под музыку. Работа     над     3 1 1 4 4 4 4 4 4 4 10 25 1 1 1 1 1 1 1 1 2 ИТОГО: 68 10 15 Учебно­тематический план 4­го года обучения № п/п Темы программы Общее количество часов Кол­во часов, Кол­во часов, отведённых на теорию отведённых на практику 1 1 1 1 1 2 7 2 2 2 4 3 4 3 3 10 28 61 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.         Введение.   Владение   голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Аттестация. Теоретические   основы.   Гигиена певческого голоса Теоретические основы. Психологическая   готовность   к выступлению. Теоретические   основы.   Нотная грамота. Дыхание.   Типы   певческого дыхания.   Работа   над   певческим дыханием. Цепное дыхание. Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона. Распевание. Работа над тембром. Распевание. над Работа подвижностью голосов. Дикция. Работа над согласными. Дикция. Работа над гласными. Дикция. выразительностью слов в пении. Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики,   сценической   культуры. Движения   музыку. танцевальных Постановка движений. под   над     Работа       3 1 1 3 3 4 3 4 3 3 10 30 ИТОГО: 68 16 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа   предусматривает   теоретический   и   практический   разделы. Теоретический раздел включает в себя сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Необходимо отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель. Необходимые теоретические сведения и понятия воплощаются   по­разному.   Больше   внимания   уделяется   постановке   голоса   и сценическому   искусству,   ритмическим   движениям,   движениям   под   музыку, поведению   на   сцене.   Поэтому   программа   разнообразна   и   интересна   в применении. Особое  место уделяется концертной деятельности. В образовательном учреждении   регулярно   проходят   праздники   и   конкурсы,   где   задействованы ребята из школьного хора. На каждое мероприятие практически всегда звучат новые произведения, тем самым расширяется исполнительский репертуар. Всё это приобретает прикладной смысл занятиям хорового пения. 1. ТЕМА:  Введение.     Знакомство   с   певческим   аппаратом. Певческая установка. Владение голосовым аппаратом.  Знакомство   с   воспитанниками.   Рассказ   о   режиме   работы   кружка,   о правилах поведения, содержании занятий, о планах на учебный год. В хоровой кружок   поступают   дети   со   склонностью   к   пению.  Певческая     установка. Владение   голосовым   аппаратом.  Аттестация     проводится   для   того,   чтобы проследить   динамику   развития   творческих   способностей   детей,   развития музыкального   слуха   и   памяти   и   чтобы   узнать,   усвоена   ли   программа обучения.Тестирование дает возможность выявить знания, умения и навыки, полученные на занятиях.  2. ТЕМА:  Дыхание.   Типы   певческого   дыхания.   Работа   над певческим дыханием. Цепное дыхание. Певческое дыхание – один из трудных вопросов в вокальной педагогике. От правильного певческого дыхания зависит качество звука. Типы певческого дыхания:     Дыхательные упражнения учат нарабатывать мышечные ощущения.  ключичный (верхнегрудной); грудной; брюшной (диафрагматический); смешанный (грудобрюшной). Цепное дыхание берется не вместе, а по очереди; главное – чувство ансамбля.  Правила цепного дыхания. 17 3. ТЕМА:  Распевание.   Развитие   звуковысотного   диапазона. Развитие   динамического   диапазона.   Работа   над   тембром.   Работа   над подвижностью   голосов.   Регистры   певческого   голоса.   Сглаживание регистров. Атака звука. Виды атаки звука и способы звуковедения.  Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения. Как известно, упражнения — это многократно повторяемое,   специально   организованное   действие,   которое   направлено   на улучшение   качества   его   выполнения.   Часть   занятия,   которая   состоит   из упражнений,   называется  распеванием.   Упражнения   обычно   выполняют   в начале вокальных занятий и тогда они не только служат целям формирования и развития навыков, но и «разогревают» голосовой аппарат.  Атака звука Атака   звука   —   это   момент   возникновения   звука   при   взаимодействии дыхания   и   голосового   аппарата.Вдох   и   атака   звука   являются   моментом первостепенной важности, т.к. они определяют характер звучания.Атака звука определяется   различными   вариантами   взаимодействия   голосовых   связок   и дыхания. Кантилена и способы звуковедения. Кантилена   —   это   непрерывно   льющийся   звук,   составляющий   основу пения. Она образуется только тогда, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него. Такая манера пения называется связной или пением легато. 4. ТЕМА: Дикция. Работа над согласными. Работа над гласными. Работа над выразительностью слов в пении.  Пение   —   это   вид   музыкального   искусства,   в   котором   музыка органически   связана   со   словом.   Пение   ещё   иначе   называется   музыкальной речью.   Часть   голосового   аппарата,   формирующая   звуки   речи,   называется артикуляционным   аппаратом,   а   органы,   входящие   в   его   состав,   — артикуляционными.   К   ним   относятся:   ротовая   полсть   с   языком,   мягким   и твёрдым   нёбом,   нижняя   челюсть,   глотка,   гортань.   Работа   этих   органов, направленная   на   создание   звуков   речи   (гласных   и   согласных),   называется артикуляцией. 5. ТЕМА:  Работа   над   сценическим   образом.   Использование элементов   ритмики,   сценической   культуры.   Движения   под   музыку. Постановка танцевальных движений.  Движение на сцене – одно из важнейших составляющих имиджа артиста, исполнителю   необходимо   знать   правила   поведения   на   сцене   и   работы   со зрителем, а так же,  как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений.   18 6. ТЕМА:  Теоретические   основы.   Нотная   грамота.   Гигиена певческого голоса. Психологическая готовность к выступлению.  Гигиена голоса –группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. Звук–   результат   колебаний   упругого   тела.   Всё   многообразие   звуков можно сгруппировать в три категории – звуки музыкальные, не музыкальные (шумы) и звоны. Музыкальные звуки, в отличие от всех остальных, являются результатом   регулярных   колебаний,   поэтому   ихвысота   может   быть   точно определена. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ УМЕНИЙ № Критерии 1. Качественное исполнение знакомых песен. 2. Наличие певческого слуха, вокально­слуховой   О Не Уровни развития Н низкий С средний В высокий Справляется с помощью 19 Справляется с частичной Справляется самостоятельн справляется с заданием педагога помощью педагога о координации. 3. Умение импровизировать. чисто 4. Умение интонировать   на   кварту вверх   и   вниз,   квинту   и сексту.   5. Навыки   выразительной дикции. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ № № Тема  или раздел программы 1. Аттестация. 2. Музыкально­ теоретическая  подготовка. Формы   занятий Выполнение  диагностических  тестов. Концерты. Конкурсы. Занятия по  музыкальной грамоте. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Вокально­ хоровая работа. Беседа. Объяснение. Показ.   Дыхание. Цепное дыхание. Дикция. Работа с гласными и согласными звуками.   Развитие диапазона. Работа над  сценическим  образом.   Движения под  музыку. Концертно­ исполнительская деятельность. Беседа. Показ. Беседа. Показ. Показ, пение. Музицирование, показ,  пение. Участие в концертах Дидактический материал, техническое оснащение  занятий Формы контроля Диагностические тесты. Тестирование. Интонационные  упражнения.  Артикуляционные  упражнения. Дыхательная  гимнастика. Фонопедические,  ритмические  упражнения.  Музыкальное  сопровождение.  Дыхательные  упражнения. Дикционные   упражнения.    Вокальные  данные. Выполнение  творческих  заданий. Наблюдение  учителя. Наблюдение  учителя. Наблюдение  учителя. Упражнения на  расширение диапазона. Познавательные игры,  викторина, сюжетные  импровизации,  инсценировка песен. Музыкальное  сопровождение. Творческая  деятельность.  Музыкальное  20 Прослушивание. Коррекция  движений. Анализ  результатов  выступлений. сопровождение Отчетный  концерт. Оформление информационного стенда. Проведение родительских собраний. Оформление   расписания   на   сайте   школы   и   информационном Информационное обеспечение: 1. 2. 3. стенде. 4. 5. 6. Оформление стенда «Наши достижения». Размещение копий благодарностей и грамот на сайте школы. Размещение мобильной информации на сайте школы. Алгоритм деятельности, направленной на достижение высокого уровня исполнения  хоровых вокальных номеров III этап                   «Завершающий этап:                         творчество (Эмоционально­образная  и           концертно­исполнительская   работа)» 1. Работа над фразировкой:    выявление главных интонаций смысловых стихотворного   текста   и музыки.   2. Интонационно­ драматургическое  (общее) развитие песни:    кульминационное, контрастное,  повторное. 3. Жанр и характер  вокального произведения,  соответствие образному  содержанию:  опера,  мюзикл,   романс,  народная песня,   поп­музыка,  джаз,  блюз,  хип­хоп и др.  4. Дополнительные   средства выразительности:  с помощью пластического  интонирования,   играна музыкальных  инструментах, использование игровых   актерских моментов. 5. Работа   с   техническими оборудованием:  магнитофон,  микрофон, II этап «Работа над деталями:  при помощи выразительных средств музыки»    1. Певческое дыхание:     виды дыхания (верхнее  ­ключичное, среднее ­  грудное, нижнее ­  диафрагмальное),  вокальная  (диафрагматическая) опора,  знание дыхания в песне,  цезуры.   мест   взятия 2.Работа   над   единой   манерой звукообразования:  Формирование   гласных   и согласных (в зависимости от вида вокала: народный, академический, эстрадный);   Атака   звука   (твердая, 21 I этап «Начальный: техническое освоение» («Изучение нового материала»)  1. Ознакомление: прослушивание новой песни в   различных   исполнениях, сбор сведений об авторах. 2. Анализ нового  произведения:       строение песни (сколько частей), лад,  ритм,  характер (настроение), содержание текста  (какова главная мысль), структура  мелодии(плавно или  скачкообразно  развивается мелодия). 3. Разучивание  (работа   по фразам):  ритм;  мелодия, чистота  интонации (в  ансамблевых песнях:  работа над унисоном и  многоголосием), своевременное  вступление, ровность темпа, текст.     мягкая, предыхательная);  Дикция и артикуляция;  Орфоэпия   (правильность произношения   слов   в пении). 3.Динамика: крещендо, диминуэндо и др.  pmf,  f,  mp,  фонограмма.  закрепление полученных знаний и  доведение изучаемого материала  6. Репетиции (повторения): умений, до качественного  исполнительского уровня. 4.Штрихи:  стаккато,   легато, акцент и др. 7. Исполнение вокального  произведения. 5.Темп, изменения темпа:  быстрый, умеренный, не  торопливый, медленный, чуть  быстрее, замедлить  и др. 8. Анализ выступления. Контрольно­измерительные материалы Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка  Фамилия, имя  ребенка______________________________________________________________  Возраст______________________________________________________________  Вид и название детского  кружка__________________________________________________________  Ф.И.О. педагога______________________________________________________  Дата поступления в  кружок__________________________________________________________  Дата начала  наблюдения__________________________________________________________ 1 год обучения Конец 1  полугод. Конец  уч. года 2 год обучения Конец 1  полугод. Конец уч.  года 3 год обучения Конец 1  полугод. Конец  уч. года 4 год обучения Конец 1  полугод. Конец  уч. года Сроки диагностики Показатели I. Теоретическая  подготовка.  1.1 Теоретические  знания:  ­основы музыкально­ художественной  культуры  ­сценическая  культура  1.2. Владение  специальной  терминологией. II. Практическая  подготовка. 2.1. Практические  умения и навыки:  ­слушание музыки  ­вокально­хоровые, 22 ­музыкально­ пластические  движения  ­импровизация  ­драматизация муз.  произведений  ­актерское  мастерство  2.2. Творческие  навыки III.  Общеучебные   умения и навыки.  3.1.Учебно­­ интеллектуальные:  ­умение  анализировать  3.2.Учебно­ коммуникативные  3.3Учебно­ организационные Индивидуальная карточка учета динамики  личностного развития ребенка Фамилия, имя  ребенка______________________________________________________________  Возраст______________________________________________________________  Вид и название детского  кружка__________________________________________________________  Ф.И.О. педагога______________________________________________________  Дата поступления в  кружок__________________________________________________________  Дата начала  наблюдения__________________________________________________________ 1 год обучения Конец 1  полугод. Конец  уч. года 2 год обучения Конец 1  полугод. Конец  уч. года 3 год обучения Конец 1  полугод. Конец  уч. года 4 год обучения Конец 1  полугод. Конец  уч. года Сроки диагностики Показатели I. Организационно­волевые  качества: o терпение o воля o самоконтроль II. Ориентационные  качества: o самооценка  o интерес к занятиям в кружке:  o хоровое пение o пение и движение      23 III. Поведенческие качества: o конфликтность o тип сотрудничества IV. Личностные   достижения учащегося: o на уровне кружка o на уровне школы o на уровне района,  города  o на  республиканском,  международном СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Абдуллин   Э.Б.   Теория   и   практика   музыкального   обучения   в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. – 112с. 2. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975. 3.  Алиев Ю. Б. «Пение на уроках музыки».­ М. Изд. Владос­пресс, 2005 г. 4. Анисимов   В.П.   Методы   диагностики   музыкальных   способностей.   –   М.: Музыка, 2007. 5. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. 6. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. ­ М.: «Музыка», 1972.­30с. 7. Емельянов   В.В.   Фонопедический   метод   формирования   певческого голосообразования.   Методические   рекомендации   для   учителей   музыки.   – Новосибирск.: «Наука», 1991.­40с. 8. Емельянов Е.В.   Развитие голоса. Координация и тренинг, 5­ изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007. 9. Коваленко   Е.В.   Программа   работы   хорового   кружка   «Остров   детства» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.zavuch.ru/methodlib/179/52993/ (дата обращения 15.08.2017) 24 –  URL:  URL:   (дата   10. Кульневская О.И. Программа кружка «Хоровое пение» по внеурочной деятельности   (в   рамках   реализации   программы   ФГОС   ООО)   [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/ 2015/11/15/ programma­ kruzhka­horovoe­penie­po­vneurochnoy­deyatelnosti­v обращения 30.08.2017). 11. Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966. 12. Павлова С.В. Диагностика образовательного процесса и его результатов в вокально­хоровых объединениях дополнительного образования [Электронный  https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe­ ресурс]. obrazovanie/library/2014/09/23/metodicheskie­rekomendatsii­diagnostika  (дата обращения 21.08.2017). 13. Правило Е.Ю. План­конспект открытого занятия [Электронный ресурс]. –  https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe­obrazovanie/library/ 2014/08/10/algoritm­raboty­napravlennoy­na­dostizhenie   обращения 30.08.2017). 14. URL: penie.html (дата обращения 30.08.2017). 15. «Музыка», 1981.­68с. 16. репертуаром. – С.П., 1997. 17. Струве Г. А.. Школьный хор. М., 1981. 18. 19. Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. М.,1978 Рабочая программа кружка «Хоровое пение» [Электронный ресурс]. –  https://compedu.ru/publication/rabochaia­programma­kruzhka­khorovoe­  Струве   Г.   Методические   рекомендации   к   работе   над   песенным Работа с детским хором: Сб. статей/ Под ред. Проф. В.Г. Соколова. М.: Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.­ М., 1947.   (дата 25

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение" (1-4 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2019