Программа внеурочной деятельности "Игротека".

  • Образовательные программы
  • docx
  • 26.09.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Игротека" может быть использована не только по прямому назначению, а и как методическое пособие для внеклассной работы, для разработки игровых классных часов, при планировании работы школьной детской площадки. Программа подходит для учащихся 5 - 9 класса.
Иконка файла материала Программа внеурочной деятельности.Игротека..docx
Пояснительная записка. аа «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми  мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка  вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности… Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире  игры,сказки,музыки, фантазии,творчества. Без этого он – засушенный цветок».(В. А.Сухомлинский. «Об умственном воспитании».) «Детская игра ­ это не забава. Это умный педагогический прием воспитания  юной личности»,­ считал педагог и врач, основоположник научной системы  физического образования и врачебно­педагогического контроля в физической  культуры России Пётр Фр нцевич Лесгафт. Он видел в игре детей своеобразную  форму деятельности, при помощи которой, они готовятся к жизни, приобретают  определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в  себе черты будущего характера. «Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для  успешной деятельности в реальной жизни»,­ писал Д. Б. Эльконин— советский  психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической  психологии. На современном этапе развития общества воспитание полноценного человека  ставится во главе всех ценностей, так как только полноценный гражданин может  принести пользу для общества и решать задачи его развития и процветания.  Проблема воспитания заключается в том, что дети не способны осознать  важность некоторых вещей, даже если эти вещи и полезны для них. Именно  поэтому, главное место в воспитании детей отводится игре. Игра ­ это всегда  удовольствие, а значит ­ отсутствие насилия. «Знания, даваемые насильно, душат разум», ­ сказал Анатоль Франс. Игра ­ это единственный ненасильственный  способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких­либо действий. Игры при  всей кажущейся доступности создают условия тренинга, формирующие и  воспитывающие ценные человеческие качества и свойства. Автор программы СПО­ФДО «Игра – дело серьёзное» И. И. Фришман считает,  что «человек, который не наигрался в школе, может быть опасен для общества». Актуальность и практическая значимость программы в том, что сегодня  происходит утрата традиций, связанных с игрой. Игра все реже используется  педагогами. Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья ребенка,  особенно с отклонениями в психике, иногда ставят диагноз: "Дети в детстве не  доиграли". Появилось даже выражение ­ "игровая дистрофия детей".Последствия этого иногда необратимы. Неслучайно появилась отрасль медицины и психологии – игротерапия. К. Д. Ушинский говорил: “Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел,  который нужно зажечь”. Основная цель программы – используя функции игры, формировать у детей  устойчивую установку на рациональное, содержательное и целенаправленное  использование свободного времени, как средство профилактики девиантного  поведения и негативных социальных явлений. Задачи. Образовательные: ­формировать определенные умения и навыки игровой  деятельности; ­ научить детей самостоятельно организовывать и проводить игры  и игровые программы; ­формировать у детей навыки общения. Развивающие: ­ развивать внимание, память, мышление, речь; ­ развивать  воображение и творческие способности; ­ расширять кругозор детей,  способствовать их познавательной активности; ­ развивать мотивацию учебной  деятельности. Воспитательные: ­ формировать не только игровые, но и реальные отношения,  закрепляя полезные привычки в нормы поведения в игре и в жизни; ­воспитание самостоятельности, воли, нравственных, эстетических позиций,  воспитание сотрудничества,коллективизма. Тип программы – экспериментальная,адаптированная. Направленность программы – социально­педагогическая. Сроки реализации программы — 1 год. По 2 часа 2 раза в неделю. Основные формы и методы работы ­развивающие игры, упражнения. Ожидаемый результат: повышение степени контактности ребенка в микросреде и интереса к явлениям жизни; улучшение психологического самочувствия;  развитие познавательной и творческой активности; участие в различных видах  деятельности. Итог обучения: Развитие коммуникативных способностей, самостоятельная  разработка, подготовка и постановка игровой программы.Учебно­тематический план. №  п/п Наименование разделов и тем. Общее кол­во  учебных часов. Дата. 1. Введение. История возникновения игр.  Техника Безопасности. 2 2. Познавательные игры. 2.1. Игры на бумаге — шаблоне. 2.2. Игры с буквами и словами. 2.3. Малый эрудицион. 2.4. Игры с рисунками. 2.5 Игры с числами и цифрами. 3. Театральные игры. 3.1. Игры­инсценировки. 3.2. Эстрадные игры. 28 5 8 11 3 1 18 4 53.3. Ритмопластика. 3.4. Специальные театральные игры. 4. Интеллектуальные игры. 4.1. Игры на развитие и тренировку. 4 5 36 9 4.2. Комплексные игры. Настольные игры. 27 5. Сюжетно­ролевые игры (творческие). 14 5.1. Коллективные творческие дела (КТД). 5.2. Игровые программы. 6. Подвижные игры. 6.1. Игры — тренировки. 6.2. Эстафеты. 6.3. Салки и пятнашки. 7. Народные игры. 7.1. Обрядовые. 5 9 10 4 3 3 27 117.2. Развлекательные. 7.3. Музыкально­ритмические. 8. Предметно­трудовые игры. 8.1. Изготовление игрового инвентаря. 8.1. Изготовление игрушек. Итого часов: 10 6 9 5 4 144 Содержание программы. 1. Введение: «Игра – дело серьёзное». Знакомство с коллективом: игры на знакомство, кричалки (шумелки) История возникновения игр: эпоха – люди – работа – быт – страны. 2. Познавательные игры: «От игры к знаниям». Игры на бумаге ­ шаблоне:  кроссворды, сканворды, чайнворды. Игры с буквами и словами: логогрифы,  акростих, анаграммы, метаграммы, логогрифы. Малый эрудицион: загадки,  задачи­шутки, викторины, аукционы, головоломки. Игры с рисунками: ребусы, шарады, «Весёлые художники». Игры с числами и  цифрами. 3. Театральные игры. Игры­инсценировки: сказка, приключение, путешествие. Эстрадные игры: по  командам, для зала, участие по этапам. Ритмопластика: игры на развитие  двигательных способностей; музыкально­пластические импровизации; язык  жестов. Специальные театральные игры: на превращения; на действия с  воображаемыми предметами; на память физических действий. 4. Интеллектуальные игры.Игры на развитие и тренировку: памяти; внимания и наблюдательности;  логического мышления; воображения и фантазии; пальцевой моторики.  Комплексные игры:«Крестики­нолики», «Морской бой»... Настольные  игры:лото,шашки,шахматы... 5. Сюжетно­ролевые игры (творческие).  Коллективные творческие дела (КТД) Игровые программы: «Путешествие­квест», «Экскурсия по книжным  полкам»,«Телепортация», «Бермудский треугольник»... 6. Подвижные игры. Игры ­ тренировки: координации движений, ловкости,  быстроты реакции. Эстафеты, с различными предметами,видами движения.  Салки и пятнашки. 7. Народные игры. Обрядовые: календарные, семейно­бытовые, ритуальные.  Развлекательные: орнаментные, драматические, посиделочные, уличные,  состязательные. Музыкально­ритмические: хороводные; сюжетные, ловишки. 8. Предметно­трудовые игры. Изготовление игрового инвентаря. Изготовление  игрушек. Методическое обеспечение программы. Игра настолько многофункциональна, оригинальна, уникальна, ее границы  настолько обширны и прозрачны, что дать ей какое­либо четкое, лаконичное  определение, наверное, просто невозможно. Поэтому точная классификация игр  затруднительна. Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию,  характеру, организации. Игры с одинаковыми правилами и информационной  базой могут быть разными, так как используются в разных целях: для обучения,  развлечения, психотерапии и т. п. В программе используются следующие функции игры (по С. А. Шмакову): ­  Социализации. Игра ­ есть сильнейшее средство включения ребенка в систему  общественных отношений, усвоения им богатств культуры; ­  Межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать  общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей; ­  Самореализации. Игра позволяет спроектировать конкретные жизненные  затруднения в практике ребенка и выявить недостатки опыта; ­ Коммуникации. Это деятельность, позволяющая ребенку войти в реальный  контекст сложнейших человеческих коммуникаций; ­ Диагностики. Предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка, и ему самому проверить свои силы в свободных действиях;­ Терапии. Использование игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка, через новые социальные отношения свободы и  сотрудничества; ­ Коррекции.В игре этот процесс внесения позитивных изменений, дополнений в  структуру личностных показателей ребенка происходит естественно, мягко. Классифицируя игры, педагоги преследуют определённую цель, которая  помогает им в воспитании детей. Формы деятельности: в основном практическая: групповая, массовая,  индивидуальная. Характер деятельности: обучение, развитие, активность, творчество,  эмоциональность. Список литературы. 1.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы  психологии. – М., 1966. – 541с. 2.Краткий психологический словарь / Под общ.  ред. А. В.Петровского, М. Г.Ярошевского. – Ростов­на­Дону: Феникс, 1998.  3.Программа СПО­ФДО «Игра­дело серьёзное». 4.Организация и методика  проведения игр: Взрослые игры для детей: Учеб.­метод. пособие. – М.: Гуманит.  Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 5. Коротков И. М. Подвижные игры детей. – М.:  Россия, 1987. – 160 с.: ил. 6. Модель организации досуга и творчества детей:  программа интеллектуального клуба, рекомендации / авт.­сост. Е. А.Ципляева. –  Волгоград: Учитель, 2009.