Рабочая программа внеурочной деятельности "Игротека" может быть использована не только по прямому назначению, а и как методическое пособие для внеклассной работы, для разработки игровых классных часов, при планировании работы школьной детской площадки. Программа подходит для учащихся 5 - 9 класса.
Пояснительная записка.
аа
«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка…
Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми
мир, раскрываются творческие способности личности.
Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире
игры,сказки,музыки, фантазии,творчества. Без этого он – засушенный цветок».(В.
А.Сухомлинский. «Об умственном воспитании».)
«Детская игра это не забава. Это умный педагогический прием воспитания
юной личности», считал педагог и врач, основоположник научной системы
физического образования и врачебнопедагогического контроля в физической
культуры России Пётр Фр нцевич Лесгафт. Он видел в игре детей своеобразную
форму деятельности, при помощи которой, они готовятся к жизни, приобретают
определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в
себе черты будущего характера.
«Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для
успешной деятельности в реальной жизни», писал Д. Б. Эльконин— советский
психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической
психологии.
На современном этапе развития общества воспитание полноценного человека
ставится во главе всех ценностей, так как только полноценный гражданин может
принести пользу для общества и решать задачи его развития и процветания.
Проблема воспитания заключается в том, что дети не способны осознать
важность некоторых вещей, даже если эти вещи и полезны для них. Именно
поэтому, главное место в воспитании детей отводится игре. Игра это всегда
удовольствие, а значит отсутствие насилия. «Знания, даваемые насильно, душат
разум», сказал Анатоль Франс. Игра это единственный ненасильственный
способ заинтересовать ребёнка в выполнении какихлибо действий. Игры при
всей кажущейся доступности создают условия тренинга, формирующие и
воспитывающие ценные человеческие качества и свойства.
Автор программы СПОФДО «Игра – дело серьёзное» И. И. Фришман считает,
что «человек, который не наигрался в школе, может быть опасен для общества».
Актуальность и практическая значимость программы в том, что сегодня
происходит утрата традиций, связанных с игрой. Игра все реже используется
педагогами. Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья ребенка,
особенно с отклонениями в психике, иногда ставят диагноз: "Дети в детстве не
доиграли". Появилось даже выражение "игровая дистрофия детей".Последствия этого иногда необратимы. Неслучайно появилась отрасль медицины
и психологии – игротерапия.
К. Д. Ушинский говорил: “Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел,
который нужно зажечь”.
Основная цель программы – используя функции игры, формировать у детей
устойчивую установку на рациональное, содержательное и целенаправленное
использование свободного времени, как средство профилактики девиантного
поведения и негативных социальных явлений.
Задачи.
Образовательные: формировать определенные умения и навыки игровой
деятельности; научить детей самостоятельно организовывать и проводить игры
и игровые программы; формировать у детей навыки общения.
Развивающие: развивать внимание, память, мышление, речь; развивать
воображение и творческие способности; расширять кругозор детей,
способствовать их познавательной активности; развивать мотивацию учебной
деятельности.
Воспитательные: формировать не только игровые, но и реальные отношения,
закрепляя полезные привычки в нормы поведения в игре и в жизни;
воспитание самостоятельности, воли, нравственных, эстетических позиций,
воспитание сотрудничества,коллективизма.
Тип программы – экспериментальная,адаптированная.
Направленность программы – социальнопедагогическая.
Сроки реализации программы — 1 год. По 2 часа 2 раза в неделю.
Основные формы и методы работы развивающие игры, упражнения.
Ожидаемый результат: повышение степени контактности ребенка в микросреде
и интереса к явлениям жизни; улучшение психологического самочувствия;
развитие познавательной и творческой активности; участие в различных видах
деятельности.
Итог обучения: Развитие коммуникативных способностей, самостоятельная
разработка, подготовка и постановка игровой программы.Учебнотематический план.
№
п/п Наименование разделов и тем.
Общее колво
учебных часов.
Дата.
1. Введение. История возникновения игр.
Техника Безопасности.
2
2. Познавательные игры.
2.1. Игры на бумаге — шаблоне.
2.2. Игры с буквами и словами.
2.3. Малый эрудицион.
2.4. Игры с рисунками.
2.5 Игры с числами и цифрами.
3. Театральные игры.
3.1. Игрыинсценировки.
3.2. Эстрадные игры.
28
5
8
11
3
1
18
4
53.3. Ритмопластика.
3.4. Специальные театральные игры.
4. Интеллектуальные игры.
4.1. Игры на развитие и тренировку.
4
5
36
9
4.2. Комплексные игры. Настольные игры.
27
5. Сюжетноролевые игры (творческие). 14
5.1. Коллективные творческие дела (КТД).
5.2. Игровые программы.
6. Подвижные игры.
6.1. Игры — тренировки.
6.2. Эстафеты.
6.3. Салки и пятнашки.
7. Народные игры.
7.1. Обрядовые.
5
9
10
4
3
3
27
117.2. Развлекательные.
7.3. Музыкальноритмические.
8. Предметнотрудовые игры.
8.1. Изготовление игрового инвентаря.
8.1. Изготовление игрушек.
Итого часов:
10
6
9
5
4
144
Содержание программы.
1. Введение: «Игра – дело серьёзное».
Знакомство с коллективом: игры на знакомство, кричалки (шумелки)
История возникновения игр: эпоха – люди – работа – быт – страны.
2. Познавательные игры: «От игры к знаниям». Игры на бумаге шаблоне:
кроссворды, сканворды, чайнворды. Игры с буквами и словами: логогрифы,
акростих, анаграммы, метаграммы, логогрифы. Малый эрудицион: загадки,
задачишутки, викторины, аукционы, головоломки.
Игры с рисунками: ребусы, шарады, «Весёлые художники». Игры с числами и
цифрами.
3. Театральные игры.
Игрыинсценировки: сказка, приключение, путешествие. Эстрадные игры: по
командам, для зала, участие по этапам. Ритмопластика: игры на развитие
двигательных способностей; музыкальнопластические импровизации; язык
жестов. Специальные театральные игры: на превращения; на действия с
воображаемыми предметами; на память физических действий.
4. Интеллектуальные игры.Игры на развитие и тренировку: памяти; внимания и наблюдательности;
логического мышления; воображения и фантазии; пальцевой моторики.
Комплексные игры:«Крестикинолики», «Морской бой»... Настольные
игры:лото,шашки,шахматы...
5. Сюжетноролевые игры (творческие).
Коллективные творческие дела (КТД)
Игровые программы: «Путешествиеквест», «Экскурсия по книжным
полкам»,«Телепортация», «Бермудский треугольник»...
6. Подвижные игры. Игры тренировки: координации движений, ловкости,
быстроты реакции. Эстафеты, с различными предметами,видами движения.
Салки и пятнашки.
7. Народные игры. Обрядовые: календарные, семейнобытовые, ритуальные.
Развлекательные: орнаментные, драматические, посиделочные, уличные,
состязательные. Музыкальноритмические: хороводные; сюжетные, ловишки.
8. Предметнотрудовые игры. Изготовление игрового инвентаря. Изготовление
игрушек.
Методическое обеспечение программы.
Игра настолько многофункциональна, оригинальна, уникальна, ее границы
настолько обширны и прозрачны, что дать ей какоелибо четкое, лаконичное
определение, наверное, просто невозможно. Поэтому точная классификация игр
затруднительна. Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию,
характеру, организации. Игры с одинаковыми правилами и информационной
базой могут быть разными, так как используются в разных целях: для обучения,
развлечения, психотерапии и т. п.
В программе используются следующие функции игры (по С. А. Шмакову):
Социализации. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему
общественных отношений, усвоения им богатств культуры;
Межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать
общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей;
Самореализации. Игра позволяет спроектировать конкретные жизненные
затруднения в практике ребенка и выявить недостатки опыта;
Коммуникации. Это деятельность, позволяющая ребенку войти в реальный
контекст сложнейших человеческих коммуникаций;
Диагностики. Предоставляет возможность педагогу диагностировать различные
проявления ребенка, и ему самому проверить свои силы в свободных действиях; Терапии. Использование игры как средства преодоления различных трудностей,
возникающих у ребенка, через новые социальные отношения свободы и
сотрудничества;
Коррекции.В игре этот процесс внесения позитивных изменений, дополнений в
структуру личностных показателей ребенка происходит естественно, мягко.
Классифицируя игры, педагоги преследуют определённую цель, которая
помогает им в воспитании детей.
Формы деятельности: в основном практическая: групповая, массовая,
индивидуальная.
Характер деятельности: обучение, развитие, активность, творчество,
эмоциональность.
Список литературы.
1.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы
психологии. – М., 1966. – 541с. 2.Краткий психологический словарь / Под общ.
ред. А. В.Петровского, М. Г.Ярошевского. – РостовнаДону: Феникс, 1998.
3.Программа СПОФДО «Иградело серьёзное». 4.Организация и методика
проведения игр: Взрослые игры для детей: Учеб.метод. пособие. – М.: Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 5. Коротков И. М. Подвижные игры детей. – М.:
Россия, 1987. – 160 с.: ил. 6. Модель организации досуга и творчества детей:
программа интеллектуального клуба, рекомендации / авт.сост. Е. А.Ципляева. –
Волгоград: Учитель, 2009.