Программа внеурочной деятельности Курса общеинтеллектуального направления "Веселая геометрия 1 класс"
Оценка 4.7

Программа внеурочной деятельности Курса общеинтеллектуального направления "Веселая геометрия 1 класс"

Оценка 4.7
Образовательные программы +1
docx
математика
1 кл
05.06.2018
Программа внеурочной деятельности Курса общеинтеллектуального направления "Веселая геометрия 1 класс"
Методической особенностью курса является разработка системы учебных заданий для каждого занятия и для всего курса в целом. Задания непосредственно адресованы ученику, обусловливая характер его учебных действий. Поэтому содержание, формулировка и система учебных заданий в данном курсе имеют целый ряд отличительных особенностей по сравнению с системой заданий, реализованных в привычных учителю пособиях по математике.Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселая геометрия 1 класс"
Внеур деят 1 кл. Весёлая геометрия.docx
Общеинтеллектуальное  направление внеурочной деятельности Программа курса     «Весёлая геометрия»   Пояснительная записка. Цель программы:  Формирование   у   школьников   представлений   о   различных геометрических фигурах и их свойствах. Задачи программы:  формировать некоторые практические умения, связанные с  построением геометрических фигур и измерениями;  развивать мелкую моторику у учащихся;  развивать конструктивное и пространственное мышление.   На   изучение   курса   по   наглядной   геометрии   в   первом   классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год. Рабочая программа курса была   скорректирована   с   учетом   количества   праздничных   дней   и составляет 32 часа в год. Программа и содержание  курса «Наглядная геометрия» находятся в полном   согласовании   с   системой   изучения   геометрического   материала   в средней школе. Методической   особенностью  курса   является   разработка   системы учебных заданий для каждого занятия и для всего курса в целом. Задания непосредственно   адресованы   ученику,   обусловливая   характер   его   учебных действий. Поэтому содержание, формулировка и система учебных заданий в данном курсе имеют целый ряд отличительных особенностей по сравнению с системой   заданий,   реализованных   в   привычных   учителю   пособиях   по математике.   Последовательность   заданий   выстраивается   таким   образом:   в начале   предлагается   организационно­подготовительное   задание,   цель которого   –   подготовить   ребенка   к   той   деятельности,   которую   он   будет выполнять в следующих   основных заданиях (это может быть активизация внимания   и   восприятия,   развитие   зрительно­моторной   координации, разработка   мелких   мышц   руки   и   т.п.).   Затем   предлагается   задание, обязательно носящее частично поисковый характер или содержащее элементы творчества.   Процесс   выполнения   такого   задания   связан   с   необходимостью проведения зрительного анализа или синтеза, активизацией пространственного анализа,   активизацией   интуиции   ребенка,   опирающейся   на   его   опыт   и продуцирующей догадку или на ранее усвоенные знания, умения и навыки, позволяющие   включить   в   активную   познавательную   деятельность   всех учеников класса. Цель такого задания – организация осознания детьми той учебной задачи, на решение которой должна быть направлена их последующая деятельность. Форма подачи задания – проблемно­поисковая, реализованная посредством   вещественной   или   графической   модели,   воспринимаемой ребенком визуально. Далее   следует   этап   закрепления,   на   котором   также   предлагаются задания,   в   определенной   мере   отличные   от   привычных   «тренировочных» заданий. Во­первых, они, как правило, уже оформлены так чтобы позволить максимально   опираться   на   зрительное   восприятие,   зрительный   анализ   и синтез,   что   немаловажно   для   ребенка   этого   возраста;   во­вторых,   они отличаются вариативностью способов выполнения, необходимостью активно привлекать   ранее   усвоенные   знания,   умения,   навыки,   а   также   требуют использования   приемов   умственных   действий.   Иными   словами,   даже тренировочные задания в приведенном курсе имеют продуктивный характер. Таким   образом,   любое   задание   в   предлагаемой   системе   является одновременно и обучающим, и развивающим. Ту же функцию выполняет и система   и логических(логико­конструктивных) заданий.   дополнительных (конструктивных)   практических   Предложенные  упражнения,  в ходе выполнения которых происходит  можно формирование   представлений   о   геометрических   фигурах, охарактеризовать как задания:  ­ геометрические фигуры используются как объекты для  пересчитывания;  на классификацию фигур;  на выявление геометрической формы реальных объектов или их  частей;  на построение геометрических фигур;  на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;  на формирование умения читать геометрические чертежи;  вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и  др.). Использование простейшей (но максимально вариабельной) предметной наглядности   на   занятиях   наглядной   геометрии   позволяет   реализовать   этот курс  в  любых   условиях.  В   качестве   раздаточного   материала   используются счетные   палочки   и   стандартный   «Дидактический   набор»,   содержащий двусторонние   фигурки   трех   основных   форм:   круг,   треугольник,   равный половине   квадрата,   и   квадрат,   затем   простейшая   геометрическая   мозаика (размер фигур – 16 х 16 см). Из этих основных форм дети конструируют как фигуры, так и различные композиции по образцу, по заданию, по замыслу, развивая   конструктивное   и   пространственное   мышление.   Для   работы   в тетрадях дети используют специальную рамку­трафарет с геометрическими прорезями.   Такие   рамки   заводского   изготовления   имеются   в   продаже. Используемая   рамка   позволяет   организовать   не   только   работу   по распознаванию   геометрических   форм,   но   и   разработку   моторики,   а   также является   основой   для   формирования   конструктивной   моделирующей деятельности   через   приемконструктивного   рисования   и   конструктивной аппликации. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (11 часов) Уточнение   представлений   о   форме   геометрических   фигур:   простые задания   на   распознавание   (знакомство   с   рамкой,   игра   «Закрой   окошки», выполнение рисунка из геометрических форм и его закрашивание). Выполнение геометрического орнамента с помощью рамки­трафарета. Квадрат и его распознавание. Получение квадрата методом загибания «от угла». Геометрические орнаменты в квадрате. Конструирование геометрических фигур из отдельных частей (работа с геометрической мозаикой, наборами «Сложи фигуру»). НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (16 часов) Точка.   Прямая.   Кривая.   Получение   прямой   сгибанием   листа неправильной формы. Сходство и различие прямой и кривой. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведенных через одну и две точки на плоскости. Линии   на   плоскости.   Ломаная.   Моделирование   линий   из   шнура   и палочек и их отношения на плоскости. Сходство и различие прямой и кривой, кривой и ломаной. Их распознавание. Отрезок   как   часть   прямой.   Распознавание   отрезков   в   плоских   и объемных   фигурах.   Сравнение   длин   отрезков   с   помощью   наложения   и   с помощью циркуля. (круга, Конструирование   геометрических   фигур     квадрата, треугольника,   прямоугольника)   из   плоских   частей   и   заданного   количества элементов   (квадрат   из   2,   4,   8   треугольников;   прямоугольник   из   4,   6,   8 треугольников;   треугольник   из   4,   9   треугольников   и   т.   д.)   и   выполнение эскизов   собранных   композиций   (от   руки   на   клетчатой   бумаге). Конструирование узоров из геометрической мозаики и их эскизы. Циркуль. Начальные приемы работы с циркулем. Окружность и круг. Представление о радиусе на основе  строения циркуля. Деление круга пополам и на четыре части сгибанием. Распознавание окружности (в орнаменте). Самостоятельное вычерчивание   и   вырезание   круга   с   дальнейшим   его   использованием   для конструктивной деятельности. Использование   циркуля   для   получения   деталей   аппликации («Снеговик»,   «Слоненок»   и   др.).   Простые   орнаменты   с   использованием циркуля. Диаметр круга и его свойства. Радиус круга и его свойства. Представление   о   симметрии:   распознавание   фигур,   имеющих   ось симметрии, и проверка этого свойства перегибанием фигуры пополам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, равнобедренная  трапеция,  звездочка, лист, груша и т. д.). Симметричный орнамент в круге и квадрате. РАБОТА С КОНСТРУКТОРОМ (5 часов) Ознакомление   с   деталями   конструктора   и   инструментами   (ключ, отвертка). Конструирование букв с ориентацией на их графическую модель. Знакомство с разными видами соединения полос: встык с накладкой и внахлест. Примеры сборки простейших моделей: лесенка. Понятие о техническом задании и техническом рисунке. Понятие   о   функциональной   и   технологической   целесообразности модели (для чего делаем; какую работу будет выполнять данная модель и в связи   с   этим   какими   свойствами   и   качествами   она   должна   обладать; целесообразное использование имеющихся деталей; дизайн конструкции; ее прочность и устойчивость). Изготовление моделей многоугольников. Изготовление конструкции на основе   многоугольника:   часы   (шестиугольник)   и   дорожный   знак (треугольник). Решение   простых   конструктивных   задач.   Соединение   «под   углом». Изготовление мебели: стол, стул, кресло, кровать (диван). Знакомство с понятием «план». План комнаты: расстановка мебели. ОБЪЕМНЫЕ ФИГУРЫ  Представление о геометрическом теле. Классификация простых геометрических тел по некоторым признакам сходства   и   различия   (основной   признак   –   форма).   Моделирование   куба, прямой призмы и пирамиды из палочек и пластилина. Распознавание   плоских   геометрических   фигур   в   объемных   телах (представление о трех проекциях объемной фигуры). Соотнесение объемной фигуры с плоским чертежом: игры «Угадай, какая фигура, как она стояла?» и «Поставь так же, как на рисунке». № Календарно­тематическое планирование  Наименование тем Количество часов 1 2,3 Вводное занятие. Стартовая диагностика. Сравнение фигур по различным признакам. Геометрические фигуры (11ч) 4 5 6 Классификация фигур по размеру и форме. Классификация фигур по форме. Треугольник. 1 2 1 1 1 Дата 04.09 11.09 18.09 25.09 02.09 09.10 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Геометрические фигуры. Сравнение фигур. Круг. Сравнение фигур. Квадрат. Геометрические фигуры. Форма геометрических фигур. Начальные геометрические понятия (16ч) Симметричный рисунок Точка, прямая. Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и  непересекающихся прямых. Линии на плоскости. Ломаная. Отрезок. Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент  фигуры. Квадрат. Диагональ квадрата. Геометрические фигуры (повторение) Конструирование букв. Конструирование лесенки.  Окружность и круг. Диаметр круга и его свойства. Радиус круга и его свойства. Окружность и ее элементы. Взаимное  расположение окружностей. Симметричные фигуры. Внутри и снаружи. Замкнутая и незамкнутаялинии. Работа с конструктором * (5ч**) Конструирование букв. Конструирование лесенки. 30,31 Конструирование на основе многоугольника. 32 План. Конструирование мебели. Что я знаю. Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 32 ч. 16.10 23.10 13.11 20.11 27.11 04.12 11.12 18.12 25.12 15.01 22.01 29.01 12..02 19.02 26.02 05.03 12.03 19.03 02.04 09.04 16.04 23.04 28.04 07.05 14.05 21.05 *если в школе нет конструктора, то учитель заменяет работу с конструктором на конструирование из палочек и работой с различными мозаиками; **если в школе есть конструктор, то 2­3 занятия проводятся из темы «Работа с   конструктором»,   затем   2­3   занятия   обобщения   и   повторения   материала, изученного в течение года. В конце курса дети должны: 1)   иметь   представления   о   точке,   прямой,   кривой,   ломаной,   отрезке, квадрате, треугольнике, круге; 2) знать отличие прямой от кривой (уметь выделять их и обосновывать свой выбор), отличие прямой от отрезка, отрезка от ломаной; 3)   различать   основные   формы   фигур   в   различных   положениях: треугольник, четырехугольник, круг; 4)   различать   внутреннюю   и   внешнюю   часть   в   замкнутых   фигурах основных форм; 5)   уметь   построить   модель   квадрата   загибанием   «от   угла»;   уметь начертить окружность с помощью циркуля; 6)   уметь   найти   центр   круга,   прямоугольника,   квадрата   (сгибанием). Уметь   пользоваться   рамкой   для   выполнения   рисунков   и   орнаментов   из геометрических фигур и для получения деталей аппликации; 7)   уметь   пользоваться   циркулем   при   сравнении   длин   отрезков   и изготовлении модели круга; 8) уметь чертить и измерять отрезок с помощью линейки. 1 Белошистая А.В. Наглядная геометрия в 1 классе.­ М.: Классикс Стиль, Литература: 2007. 2 Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. Программа курса  математики для четырехлетней школы. – М.: Баласс, 2008 г. 3 Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной  геометрии», М., «ВАКО», 2004 4 Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для  учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса».  2002

Программа внеурочной деятельности Курса общеинтеллектуального направления "Веселая геометрия 1 класс"

Программа внеурочной деятельности Курса общеинтеллектуального направления "Веселая геометрия 1 класс"

Программа внеурочной деятельности Курса общеинтеллектуального направления "Веселая геометрия 1 класс"

Программа внеурочной деятельности Курса общеинтеллектуального направления "Веселая геометрия 1 класс"

Программа внеурочной деятельности Курса общеинтеллектуального направления "Веселая геометрия 1 класс"

Программа внеурочной деятельности Курса общеинтеллектуального направления "Веселая геометрия 1 класс"

Программа внеурочной деятельности Курса общеинтеллектуального направления "Веселая геометрия 1 класс"

Программа внеурочной деятельности Курса общеинтеллектуального направления "Веселая геометрия 1 класс"

Программа внеурочной деятельности Курса общеинтеллектуального направления "Веселая геометрия 1 класс"

Программа внеурочной деятельности Курса общеинтеллектуального направления "Веселая геометрия 1 класс"

Программа внеурочной деятельности Курса общеинтеллектуального направления "Веселая геометрия 1 класс"

Программа внеурочной деятельности Курса общеинтеллектуального направления "Веселая геометрия 1 класс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2018