Программа внеурочной деятельности "Литература Прикамья"
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
чтение
4 кл
05.03.2019
Программа включает в себя и национальный региональный компонент (знакомство с коми-пермяцким фольклором и литературой). Предметом изучения в данном курсе стали произведения талантливых пермских прозаиков и поэтов Л. Давыдычева, Л.И.Кузьмина, В.Ф.Телегиной, Б.В. Ширшова, А.А. Гребёнкина, В. И. Воробьёва и других писателей.
программа Литература Прикамья.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 152 для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья» г. Перми
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛИТЕРАТУРА ПРИКАМЬЯ»
(для учащихся начальных классов)
Авторы:
Глущенко Альфия Фаритовна,
Трянина Людмила Александровна,
Валетова Раиса Кузьминична.
В рамках проектов «Мой город Пермь» и
«Мой Пермский край»
в начальной школе. 2017г. Пояснительная записка.
Если человек мало знает о том месте, где он родился, вырос и стал
взрослым, то он лишён той основы мировоззрения, которая делает его
патриотом и гражданином. Изучение « малой Родины», её исторических
особенностей формирует бережное отношение к истории и культуре своего
края, даёт ему жизненную опору.
Вот почему возникла проблема воспитывать не только человека вообще,
и даже не только русского человека, но и пермяка, в частности, и
культивировать у учащихся земляческие чувства. Любить свой край,
испытывать чувство ответственности за его сегодняшний и завтрашний день
важнейшая воспитательная задача.
Изучение литературного краеведения сегодня востребовано самой жизнью.
Внедрение данного курса носит актуальный и современный характер.
Содержание и структура курса «Литература Прикамья» даёт
возможность системно изучать региональную литературу в школе.
Цель курса:
приобщить младших школьников к чрезвычайно богатой и многокрасочной
литературе Прикамья.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с произведениями пермских писателей, фольклором
края.
2. Организовать экскурсии по известным и неизвестным местам г. Перми.
4. Привлечь детей к творческой деятельности через сочинения сказок,
стихов, рассказов и написание сценариев. Также иллюстрирование
произведений.
5. Дать возможность детям принять участие в школьных и районных
мероприятиях.
6. Организовать родителей (помощь в выпуске книги, помочь подготовить
детей к конкурсу чтецов)
Предметом изучения в данном курсе стали произведения талантливых
пермских прозаиков и поэтов Л. Давыдычева, Л.И.Кузьмина, В.Ф.Телегиной,
Б.В. Ширшова, А.А. Гребёнкина, В. И. Воробьёва и других писателей.
Программа включает в себя и национальный региональный компонент
(знакомство с комипермяцким фольклором и литературой). Это позволит
сформировать у учащихся представление о Прикамье как о своеобразном и
неповторимом социокультурном регионе.
Возраст. 4 класс.
Срок реализации 1 год Формы проведения занятий: беседы, библиотечные часы, литературные
викторины, экскурсии, встречи с писателями, занятияспектакли, просмотр
мультфильмов, посещение музеев и выставок, конкурс рисунков, проектная
деятельность.
Формы подведения итогов:
выставки рисунков,
выставки самодельных книжекмалышек,
спектакли,
сочинения,
литературные викторины
мультфильм
Форма диагностики результатов воспитания и развития ребёнкапроект
« Книга сказок, рассказов и рисунков маленьких Пермяков».
Подведение итогов: творческий отчёт.
№ Название
модуля
1. Мой город
Пермь
2. Про твою
книгу
3. Дети
Прикамья.
Учебнотематическое планирование.
4класс 34 часа
Тема занятия
Из истории Перми
Культурные традиции
Прикамья.
Комипермяцкая легенда
«Пера и Зарань»
Конкурс чтецов «Любимый
город»
Что такое библиотека?
Всё о книге.
Сказки Л. Кузьмина.
Фольклор народов
Прикамья.
Как жили крестьянские
дети.
Загадки Б.Ширшова.
Изготовление книжки
малютки.
Кол
во
часов
3ч.
1ч
1ч
1ч.
1ч.
1ч
1ч.
1ч.
1ч.
Форма проведения
Экскурсия.
Слушание, беседа
Слушание
Экскурсия.
Игразанятие.
Беседа, викторина.
Чтение, беседа.
Слушание
Творческое занятие. 4. Мир
животных.
5. Современные
пермские
писатели
6.
Здравствуй,
Оляпка
Животный мир Прикамья в
сказках. Посещение
Пермского краеведческого
музея.
Комипермяцкая сказка
«Медвежья нянюшка».
Сравнение с русской
народной сказкой « Маша и
медведь».
Встреча с писателем
А.С.Зелениным
Фантастический рассказ В.
Киршина «Кваквабус».
Знакомство со сборником
стихов , рассказов и сказок
«Оляпка».
Как появилась книга?
Стихи из сборников
«Оляпка»
1ч
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
1ч
Напиши письмо в «Оляпку»
1ч
7. Художники
Прикамья
Сказочный художник
С. Ковалёв
1ч.
8. Привет, Иван
Семёнов!
Удмуртская сказка «Лапти
скороходы»
Л. Давыдычев
«Многотрудная, полная
невзгод и опасностей жизнь
Ивана Семёнова,
второклассника и
второгодника»
Экскурсия «По местам
съёмок фильма про Ивана
Семёнова»
1ч
1ч
3ч
Игразанятие.
Экскурсия
Слушание, беседа,
просмотр
мультфильма
«Маша и медведь».
Диалог с писателем.
Беседа, викторина,
конкурс рисунков.
Беседа, презентация
сборников.
Экскурсия в
типографию
Конкурс чтецов.
Беседа. Творческая
работа ( пишем
письмо, стихи,
сказки)
Рассматривание
иллюстраций в
книгах и
репродукций
картин.
Беседа,
иллюстрирование
Беседа по прочит.
книге.
Экскурсия.
Просмотр фильма. 9. Большая книга
Мои рассказы.
маленьких
Пермяков
10 Мультфильмы
пермской
киностудии
Как создаются
мультфильмы.
Пишем сценарий
Создание мультфильма по
сценарию учащихся
(маленьких пермяков)
Стихи о войне.
11
Пермские
писатели о
Великой
отечественной
войне
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
Сочинение стихов,
рассказов и сказок и
иллюстрирование.
Просмотр
мультфильмов,
снятых по
произведениям
пермских писателей
Беседа, «проба
пера»
Съёмка
мультфильма
Конкурс чтецов.
12. ИТОГ
Творческий отчёт.
1ч
Показ мини
спектаклей, чтение
по ролям, чтение
стихов. Просмотр
мультфильма,
созданного
учащимися. Краткое описание модулей дополнительной образовательной программы.
историю
1. Мой город Пермь. Дети совершают путешествие на автобусе по городу. Им
рассказывают
показывают
достопримечательности, говорят о культурных традициях Прикамья.
Учащиеся слушают комипермяцкую легенду Пера и Зарань и беседуют по
прочитанному.
происхождения
города,
2. Про твою книгу. Проводится ознакомительная экскурсия в районную
библиотеку. Сотрудники библиотеки проводят игрузанятие «Всё о книге».
3. Дети Прикамья. Дети слушают и читают стихи, песенки, потешки народов
Прикамья. Совместно с детьми готовятся выступления на тему: «Как жили
крестьянские дети».
Дети изготавливают и иллюстрируют книжкумалютку с полюбившимися
стишками, загадками Б. Ширшова.
4. Мир животных. Выезд в Краеведческий музей города Перми. Чтение коми
пермяцкой сказки «Медвежья нянюшка», просмотр мультфильма «Маша и
медведь». Сравнение двух сказок.
5. Современные пермские писатели. Встреча с писателем А.С.Зелениным.
Дети учатся задавать вопросы писателю, вести диалог.
В подарок получают книгу «Сказки». Дома читают в кругу семьи.
Проводится литературная викторина, конкурс рисунков.
6. Сборник стихов и сказок «Оляпка». Знакомство с выпусками прошлых лет.
Чтение, беседа. Дети посещают типографию, получают в подарок «Оляпку».
Конкурс чтецов «Оляпкины стихи». Пишут письма в «Оляпку».
7. Художники Прикамья. Знакомство с работами пермского художника С.
Ковалёва. Конкурс на лучшее иллюстрирование Удмуртской сказки «Лапти
скороходы».
8.Привет, Иван Семёнов! Знакомство с творчеством Л. Давыдычева.
Экскурсия «По местам съёмок фильма про Ивана Семёнова». Литературная
викторина по прочитанной книге. Просмотр фильма.
9. Проект «Большая книга сказок, рассказов и стихов». Каждый ученик
оформляет лист А4 формата. На листе пишут собственные стихи, загадки, сказки, делают к ним иллюстрации. Листы скрепляются в одну большую книгу
сказочников и поэтов 2А класса.
Выпуск книги в типографии.
10 Мультфильмы пермской киностудии. Дети смотрят мультфильмы, снятые
на пермской киностудии по произведениям пермских писателей. Обсуждают
сценарий собственного мультфильма. Снимают мультфильм. Принимают
участие в школьном конкурсе фильмов «Золотой кит».
11. Пермские писатели о Великой отечественной войне. Учащиеся вместе с
родителями подбирают произведение. Проводится «Конкурс чтецов».
Победители читают стихи воспитанникам детского сада.
12. Итог. Творческий отчёт. Показ сценок, миниспектакля, чтение стихов.
Презентация книги. Просмотр мультфильма по сценарию учащихся.
Планируемые результаты.
К окончанию курса учащиеся :
1.Будут называть фамилии 56 пермских писателей и их произведения;
2.Будут рассказывать наизусть 23 стихотворения;
3.Научатся выполнять творческие задания (писать небольшие сочинения,
сказки, делать иллюстрации к прочитанным произведениям, изготавливать
книжкималютки)
4. Примут участие в мероприятии детского сада, где прочтут стихи пермских
писателей о Великой Отечественной войне.
5.Примут участие в школьном мероприятии «Семейные чтения» Литература.
1.Литература Прикамья. Хрестоматия для нач. школы. Составители Суркова
О. П., Петрова Н. П. Пермь : Книжный мир. 2000368с.
2.Произведения пермских писателей в начальной школе. Составители Суркова
О. П. ,Петрова Н, П. Пермь: ПОИПКРО.142с.
3. Светловская Н. Н., Пичеоол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая
методика.М.Издательский центр Академия, 2001. 288 с.
4. Школа 2000… Концепция и программа непрерывных курсов для
общеобразовательных школ. Выпуск 1.М.:1998208 с.
Программа внеурочной деятельности "Литература Прикамья"
Программа внеурочной деятельности "Литература Прикамья"
Программа внеурочной деятельности "Литература Прикамья"
Программа внеурочной деятельности "Литература Прикамья"
Программа внеурочной деятельности "Литература Прикамья"
Программа внеурочной деятельности "Литература Прикамья"
Программа внеурочной деятельности "Литература Прикамья"
Программа внеурочной деятельности "Литература Прикамья"
Программа внеурочной деятельности "Литература Прикамья"
Программа внеурочной деятельности "Литература Прикамья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.