Программа внеурочной деятельности "Логика и фантазия"
Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
математика
3 кл
15.02.2017
Практика показывает, если регулярно решать логические задачи, то дети точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам, приобретают самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях. Систематический курс как «Логика и фантазия» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Рабочая программа внеурочной деятельности Логика и фантазия.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алханайская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Логика и фантазия»
для 3 класса
Учитель: Дондокова Хандама Дашинмаевна, учитель начальных классов Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Логика и фантазия» составлена в
соответствии с требованиями
1. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373).
С учетом:
2. Программы курса «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных
способностей» (базовый уровень) (авт. О.А.Холодова)
Направление внеурочной деятельности общеинтеллектуальное
Цели и задачи программы
Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного
образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее
достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый
ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить
природные способности, сформировать ключевые компетенции.
Главной задачей обучения детей Л.В.Занков считал достижение оптимального общего
психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное
развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и
методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной
познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной
мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей
познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее
рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным
учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день тричетыре задачи,
то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что
приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в
проблемных ситуациях.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в
постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование.
Такой систематический курс как «Логика и фантазия» создает условия для развития у
детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску,
вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Появление курса «Логика и фантазия» связано с тем, что:
в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при
преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления,
обучающиеся должны владеть и другими навыками;
конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика
является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт
ученика.
Данный курс разбит на несколько направлений
Задания на развитие внимания;
Задания на развитие памяти; Задания на развитие воображения;
Задания на развитие логического мышления.
Курс «Логика и фантазия» ставит своей задачей обучить детей навыкам основных
мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить
умозаключения, выделять закономерности, рассуждать т. д.
Цель курса – формирование и развитие у учащихся общелогических умений, основных
мыслительных операций, необходимых для любой интеллектуальной деятельности;
закладка основ правильности, точности и креативности
мышления. Воспитание
самостоятельно мыслящего человека, способного справиться с проблемами, которые
ставит перед ним жизнь.
Задачи курса:
Научить ребёнка осмысленно видеть мир и успешно ориентироваться в нём.
Помочь справиться с предметами школьной учебной программы.
Научить полноценно и продуктивно общаться с другими людьми, правильно подходить
к принятию жизненно важных решений.
закрепить интерес, с которым дети пришли в школу;
привить интерес к математике, русскому языку, окружающему миру;
расширить и углубить программный материал по данным предметам;
пробуждать у учащихся потребность к самостоятельной работе;
содействовать развитию способностей и потребностей познавательного характера,
интеллектуальных и нравственноволевых качеств.
Развивать у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление,
способность описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определённым
параметрам, устанавливать связи между различными явлениями, легко переходить от
одних связей к другим.
Научить детей точно выражать свои мысли, творчески мыслить, развивать речь.
Формирование навыков учебного сотрудничества.
Результаты реализации программы
Личностные результаты
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех
людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические
нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор,
какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблемусовместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен
ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе
продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства
(учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной
задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике,
так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2го
класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать
информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
полученную
Коммуникативные УУД:
устанавливать
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать,
закономерности, называть последовательность простых действий;
делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи,
раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных
признаков;
находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков,
решать задачи на логику;
называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на
смекалку;
точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с
изографами, уникурсальными фигурами;
уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок
данной длины;
узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник,
четырёхугольник,
многоугольник; читать
информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два
действия (сложение и/или вычитание);
составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
заполнять магические квадраты размером 3×3;
находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а
другой – второму множеству;
проходить числовые лабиринты, содержащие двоетрое ворот;
объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и
решением;
шестиугольник,
пятиугольник,
решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса
Способы оценки результатов
участие в олимпиадах, конкурсах;
диагностика ценностных ориентаций учащихся;
публичный экзамен
Формы и виды организации деятельности обучающихся
по количеству детей, участвующих
в занятии
коллективная, индивидуальная
по особенностям коммуникативного
взаимодействия
практикум, тренинг, семинар, ролевая и
деловая игра
по дидактической цели
вводные занятия, занятия по углублению
знаний, практические занятия,
комбинированные формы занятий.
Программа предназначена для обучающихся 2х классов и рассчитана на реализацию
в объёме 34 часа (1 занятие по 45 минут в неделю).
I. Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)
Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах,
буквах и словах.
II. Сравнение (6 часов)
Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание
признаков. Правила сравнения.
III. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род
вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
IV. Комбинаторика (4 часа)
Перестановки. Размещения. Сочетания.
V. Элементы логики (7 часов)
Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинноследственные
цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
VI. Развитие творческого воображения (2 часа)
Создание собственных картин «Игра с закономерностями» .
VII.
Практический материал (3 часа)
Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
Составление вопросов и загадок. Логические игры.
№
п/п
Тема занятия
Тематическое планирование
3 класс
Всего
часов
В том
числе
теория
В том числе
практика
Контроль 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Входной тест
Выделение признаков.
Различие.
Сходство.
Существенные признаки.
Характерные признаки.
Упорядочивание признаков.
Правила сравнения.
Значение сравнения.
Тест «Сравнение».
Истинные и ложные
высказывания.
Отрицание высказывания.
Понятие о классах.
Правила классификации.
Вопросы.
Алгоритм.
Тест «Алгоритм».
Закономерность в числах и
фигурах.
Закономерность в буквах и
словах.
Комбинаторика.
Перестановки.
Комбинаторика. Размещения.
Комбинаторика. Сочетания.
Причина и следствие.
Причинноследственные
цепочки.
25. Противоположные отношения
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
между понятиями.
Отношения: родвид.
Упорядочивание по
родовидовым отношениям.
Виды отношений.
Тест «Отношения».
Определения.
Ошибки в построении
определений.
Суждения.
Итоговый тест.
Работа над ошибками.
Итоговое занятие.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тест №1
Тест №2
1
1
1
исследование
1
исследование
1
1
С мультимедиа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Семинар
1
1
1
С мультимедиа
Тест №3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Викторина
1
1
1
Тест №4
Тест №5 позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый,
(результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
тестирование;
практические работы;
творческие работы;
самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания
незнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Критерии оценки результатов тестов.
80 – 100% высокий уровень освоения программы;
6080% уровень выше среднего;
5060% средний уровень;
3050% уровень ниже среднего;
меньше 30% низкий уровень
3 класс
Тест «Алгоритм»
Задумай однозначное число;
Выполни действия. Впиши результаты.
Прибавь 5;
Сложи результаты действий 1 и 2 ;
Вычти 4 ;
Прибавь 10;
Вычти удвоенное задуманное число;
У тебя получилось 11?
Если нет, проверь правильность выполнения каждого действия.
Нарисуй рамку. Выполни действия:
Отметь внутри рамки две точки;
Обозначь эти точки буквами А и В;
Отметь внутри рамки точку, не лежащую на прямой АВ;
Обозначь эту точку буквой С;
Соедини отрезками прямой точки А и С; С и В; А и В.
Какая фигура у тебя получилась?
Какие действия и в каком порядке нужно выполнить, чтобы решить
пример: 2 * 3 + 8 : ( 12 – 10) = ___ ? Перечисли эти действия в нужном порядке:
a) _________________;
b) _________________;
c) _________________;
d) _________________;
e) _________________ .
3 класс
Тест «Сравнение»
1. Назови предметы, которые имеют указанные признаки:
Деревянный, удобный, письменный … .
Летний, солнечный, праздничный … .
Узкий, длинный, кожаный … .
Черная, рыхлая, влажная … .
Большие, сине, грустные … .
Душный, сухой, пыльный … .
2. Подбери близкие по значению слова.
Друг – товарищ.
Храбрый … .
Скоро … .
Разломать … .
Думать … .
Редко … .
3. Сравни самолет и автобус.
Сходство
Самолет
Различие
Автобус
4. Какой признак отличия лежит в основе деления:
Перелетных и зимующих птиц;
Хвойные и лиственные деревья.
5. Выдели признаки сходства.
Песок, крупа … .
Глина, снег … .
Книга, телевизор … .
Чайник, утюг … .
6. Напиши красивое сравнение.
Например: Осенние листья лежат, как пестрый ковер.
Красногрудые снегири похожи на … .
Волосы мягкие, как … .
Голос звучал нежно, как … .
7. Подбери такое словоприлагательное, которое подходило бы сразу к двум
словам.
Например: друг ( старый) шкаф.
Настроение ( … ) утро.
Обида ( … ) таблетка.
Торт ( … ) загар. Дополнительное задание.
а) Пропали гласные:
Н … В … Д … Н … Н
К … Р … С … Л
Р … С … Н … К
б) Восстанови порядок букв и получи слово.
ИКОРКДОЛ
ЯЯЛБНО
3 класс
Тест « Отношения».
1. Определи тип отношений, запиши рядом.
Телевизор – экран Воробей – утка
Брюки – одежда Горький – сладкий
Почтальон – письмо Сегодня – завтра
Гололед – перелом руки Карман – кнопка
2. Допиши второе понятие, соответственно указанным отношениям.
а) Вид – род
лето …
столяр …
поезд …
б) Целое – часть
растение …
рыба …
воздух …
в) Противоположности
аккуратный …
прямой …
бросил …
г) Рядоположности
люстра …
Буратино …
сердце …
д) Функциональные
уши …
гитара …
корова …
е) Последовательности
седьмой …
завтра …
молния …
ж) Причина – следствие
игра со спичками …
долго был летом на солнце … погибло много птиц …
род – вид;
рядоположности;
целое – часть;
причины – следствия.
3. Составить самостоятельно пару понятий:
4. Зачеркни неверные пары.
Род – вид: звери – животные.
Противоположные: жара – засуха.
Причина – следствие: утро – вечер.
Последовательные: последний этаж – чердак.
Функциональные: медведь – берлога.
Целое – часть: озеро – глубина.
Рядоположности: река – рыба.
свежая газета …
свежая рубашка …
свежий хлеб …
5. Напиши противоположные понятия:
6. Расположи понятия от более широкого к более узкому ( пронумеруй).
Спортивная обувь, кеды, обувь.
Первоклассник, Петя Иванов, человек, школьник.
7. Построй сам такую цепочку.
Роза … … … .
Расшифруй слова.
а) М З К … б) Ц Е Л С Н Т И А
К Р К Д Л … И Ч Т О Н К И Л
З М Л Т Р С Н …
3 класс
Итоговый тест
1. Впишите слово, которое является понятием данного определения.
Мера длины, равная 100 см, … .
Явление природы, вследствие которого река выходит из берегов, … .
Твердое состояние воды непрозрачного цвета … .
Математическое действие, при котором происходит увеличение числа в несколько
раз, … .
Четырехугольник, у которого все углы прямые, … .
Небесное тело, которое самостоятельно излучает свет, … .
Полезное ископаемое: жидкое, с резким запахом, горит … .
Положение губ, характерное для выражения хорошего настроения, … .
2. Дополни определение.
Час – это единица времени.
Гроза – это явление природы.
Корень – это часть растения. 3. Самостоятельно составь определение.
Дневник – это … .
Делитель – это … .
Береза – это … .
Справедливость – это … .
4. Вычеркни определения с ошибками.
Враг – это человек, который желает тебе зла.
Утюг – предмет бытовой техники для одежды.
Чай – это кипяченая вода чайнике.
Шуба – зимняя верхняя одежда из меха.
Лимон – это цитрусовый фрукт желтого цвета, кислый на вкус.
Корова – животное, которое дает молоко.
Ствол – это древесный стебель.
5. Объясни своими словами крылатые выражения.
Юмор – это жизненная рессора, которая помогает облегчить удары судьбы.
Глаза – зеркало души.
Учебнометодическая литература для учителя
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями
и дополнениями, принятыми в 2010г.).
2. Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор:
пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. 223
с. – (Стандарты второго поколения).
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий.
В 2х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.:
Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 –
е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
6. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления.
7. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
8. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов
Волгоград. 2004г.
наДону.2008г. 9. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост»,
2007г.
Литература для учащихся
1. Савенков А.И.Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей
67 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
2. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления для
детей 78 лет. Ярославль. Академия развития.2010г.
3. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления для
детей 910 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
Холодова О.А. «Юным умникам и умницам78 лет (2 класс): учебниктетрадь: в 2 ч./
О.А.Холодова. – М.: РОСТ книга,2010 г.
Холодова О.А.
способностей 78 лет (2 класс)
«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных
Программа внеурочной деятельности "Логика и фантазия"
Программа внеурочной деятельности "Логика и фантазия"
Программа внеурочной деятельности "Логика и фантазия"
Программа внеурочной деятельности "Логика и фантазия"
Программа внеурочной деятельности "Логика и фантазия"
Программа внеурочной деятельности "Логика и фантазия"
Программа внеурочной деятельности "Логика и фантазия"
Программа внеурочной деятельности "Логика и фантазия"
Программа внеурочной деятельности "Логика и фантазия"
Программа внеурочной деятельности "Логика и фантазия"
Программа внеурочной деятельности "Логика и фантазия"
Программа внеурочной деятельности "Логика и фантазия"
Программа внеурочной деятельности "Логика и фантазия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.