Программа знакомит с историей и современными направлениями декоративно-прикладного творчества. Ученики узнают об особенностях жизни и быта коренных народов Дальнего Востока. Научатся владеть различными техниками работы художественными материалами, а также инструментами и приспособлениями. Программа приобщит к истокам народной культуры через творческую деятельность.Программа состоит из пояснительной записки , календарно- тематического планирования занятий внеурочной деятельности.
Рассмотрено Согласовано Утверждено
Руководитель МО Зам. директора поУВР педагогическим советом
Протокол № 1 от 29.08.2016 _________ Пупынина З.Я протокол №1 от 28.08.2016
Рабочая программа
Внеурочной деятельности по курсу
«Искусство коренных народов Дальнего Востока»»
Разработано: Панасенко Инна Владимировна, учитель ИЗО первой квалификационной
категории
Возраст обучающихся 1112 лет
Срок реализации программы – 1 год
Хабаровск20162017
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Искусство коренных народов Дальнего Востока.»
это комплексная программа по ознакомлению учащихся с жизнью, бытом и
творчеством коренных народов Дальнего Востока, ориентированная на
нравственнопатриотическое и художественноэстетическое воспитание
детей.
Актуальность. Одним из самых сильных средств эстетического
воспитания является искусство, мощный катализатор интеллектуально
творческих способностей человечества. Искусство, как никакая другая форма
общественного сознания, способно превращать идейнонравственные нормы и
убеждения.
Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной
жизнью и бытом каждого человека. С произведениями декоративного
искусства люди встречаются повсеместно. Именно поэтому выработка у
школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала
декоративного искусства, осознавать единство художественной и утилитарной
функций имеет огромное значение для формирования культуры быта нашего
народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Исследования неизменно подтверждают незаменимость искусства в
духовном развитии людей, фиксируя тесную связь между приобщённостью
человека к искусству и сформированность его идейнонравственных
установок, мировоззрением, развитостью творческих и познавательных
способностей, высокой культурой общения, то есть тем, что составляет
духовный мир личности.
Традиционное искусство — чрезвычайно важная область духовной
культуры каждого этноса. В нем находит отражение многовековой опыт
народа, его мировоззрение. В настоящее время стала более очевидной
самоценность этнической культуры, непреходящая значимость ее
художественных достижений. Исследования многообразных видов
традиционного искусства имеет не только научное, но и практическое
значение в связи с активным обращением современных художников к
декоративным формам этнодизайна и широким использованием достиженийнационального искусства в художественной практике конца XX — начала
XXI веков.
Одной из наиболее художественно и интеллектуально насыщенных
форм традиционной культуры является орнамент—специфический тип
художественной деятельности, который строится по определенным законам,
имеет свои формальные признаки, выполняет особые художественные и
идеологические функции. В народной синкретичной культуре орнамент
выступает, в первую очередь, как самый простой и рациональный способ
передачи информации, своеобразное пиктографическое письмо, позволившее
человечеству сохранить знания о своей первоистории, об общих
закономерностях развития природы и общества. Вместе с тем, орнамент
гармонизирует среду, приводит в равновесие предмет и окружающее
пространство.
Орнаментальное искусство нанайцев, одного из самых многочисленных
коренных народов Дальнего Востока,—сложное, высокохудожественное,
самобытное явление амурской культуры, определяющее, главным образом,
характер и стиль этнического искусства. Оно служит бесценным вкладом в
сокровищницу мирового орнаментального искусства. Кроме этого, орнамент
нанайцев представляет собой стройную, хорошо разработанную
мировоззренческую систему, которая позволяет реконструировать древние
представления амурских жителей о мироздании.
Художественные традиции Приамурья выражают коллективный
исторический опыт, на который опирается современное орнаментальное
искусство нанайцев. Являясь этнодифференцирующим признаком, орнамент
нанайцев и сегодня продолжает служить маркером национальной культуры.
Тысячелетиями творил нанайский народ свое самобытное национальное
искусство. Вкладывал в него чувство и знание природы, боготворил землю,
солнце, дождь, реки, озера, создавал образы вечной красоты
В каждом прикосновении рук мастера к материалу, будь то глина,
дерево, металл, ткань, живет чувство красоты родного края. Из поколения в
поколение народные мастера передавали новому поколению свой опыт, свое
ощущение красоты жизни народа.Нанайское национальное творчество находит отражение в культуре духовной
и материальной.
Картины, изделия из соломки, лозы, коврики с традиционным нанайским
орнаментом входят в дом как произведения, отвечающие нашему
эстетическому вкусу. Ушла из употребления деревянная и глиняная посуда,
мы не встречаем в повседневной одежде национальный костюм, но тем
большее значение они приобретают в сфере праздничного быта и отдыха
людей. Все эти предметы нанайского национального искусства становятся
украшением жилья, как городского, так и сельского.
Искусство народа – это его культура, культура духовная, и в то же
время материальнобытовая.
Соединяя прошлое с настоящим, подчеркивая традиции и уровень
профессионального мастерства, нанайский национальный орнамент говорит не
только о культуре, но и о характере народа. Его ритм, цвет, форма,
пронесенные через века, не мешают проявляться чувство современности. Мы
видим это в изделиях наших нанайских мастериц (прихватки, салфетки,
ковры, скатерти и т. д.).
Предложенная программа плавно вплетается в программу курса
обучения в 4 классе «Каждый народ земли –художник», в 5 классе
«Декоративноприкладное искусство в жизни человека».
Цель программы
Приобщение к истокам народной культуры средствами декоративно
прикладного искусства.
Задачи
• Знакомить с историей и современными направлениями развития
декоративноприкладного творчества.
• Приобщать к истокам национальной культуры русского и коренных
народов Дальнего Востока.
• Знакомить детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих
Дальний Восток, декоративноприкладным искусством.
• Научить владеть различными техниками работы с изобразительными
материалами, инструментами и приспособлениями.• Формировать у детей основы нравственности на лучших образцах
национальной культуры, народных традициях и обычаях, а также
бережное отношение к культурному наследию, к истории и традициям,
уважение к людям труда.
• Воспитывать способность осмысления ребенком роли и значения
традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.
• Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в
совместной творческой деятельности.
• Создавать благоприятные условия для воспитания толерантной
личности – привития любви и уважения к людям другой
национальности, к их культурным ценностям.
• Развивать продуктивную деятельность через приобщение к
изобразительному, декоративноприкладному искусству народов,
проживающих на Дальнем Востоке.
• Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать
трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
• Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка;
фантазию, наблюдательность.
• Развивать образное и пространственное мышление,
память,
воображение, внимание.
• Развивать положительные эмоции и волевые качества.
• Развивать моторику рук, глазомер.
Формы и количество занятий: группа 12, каждую неделю месяца , два часа
во вторую половину дня. Программа рассчитана на детей 1011 лет.
Предполагаемые результаты:
• Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре
коренных народов Дальнего Востока ;
• Наличие у детей представлений о предметах обихода, традиционных
промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
• Приобретение детьми практических умений по работе различными
изобразительными материалами;
• Формирование уважения к историческому наследию.• Развитие творческих способностей детей.
Изучение произведений национального искусства воспитывает бережное
отношение к вещам, уважение к национальному достоянию.
Содержание программы «Искусство коренных народов Дальнего Востока»
Календарнотематическое планирование
Количество часов на год: в неделю 2 часа, всего 60 часов.
№ Тема занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Экскурсия в СикачиАлян
(этнографический музей под
открытым небом)
Мастеркласс «Изготовление
украшения из рыбьей чешуи»
Выступление ансамбля
Коренных народов Д.В
Экскурсия в музей им.
Гродекова. Искусство малых
народов.
Посещение библиотеки.
ДПИ. Стилизация образов в
искусстве малых народов
Орнамент в одежде. Эскиз
оформления одежды (халаты)
Эскиз украшения обуви
Знакомство со сказками малых
народов
Творчество художников в
оформлении книги
(Г.Павлишин, Э. Кириченко)
Эскиз оформления сказки:
Дата
Примечание
Колво
часов
6
2
2
3
4
4
4
4
4
22обложка
форзац
буквица
иллюстрация
Народные праздники
4
6
4
8
10
• Вводное занятие. 2 часа. экскурсия в музей
• Знакомство с орнаментикой.
• Цвет, форма.
• Орнамент в одежде.
• Знакомство со сказками.