Программа внеурочной деятельности на тему "Искусство коренных народов Дальнего Востока"
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности на тему "Искусство коренных народов Дальнего Востока"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
15.03.2017
Программа внеурочной деятельности на тему "Искусство коренных народов Дальнего Востока"
Программа знакомит с историей и современными направлениями декоративно-прикладного творчества. Ученики узнают об особенностях жизни и быта коренных народов Дальнего Востока. Научатся владеть различными техниками работы художественными материалами, а также инструментами и приспособлениями. Программа приобщит к истокам народной культуры через творческую деятельность.Программа состоит из пояснительной записки , календарно- тематического планирования занятий внеурочной деятельности.
Программа Внеурочной деятельности Искусство коренных народов Дальнего Востока..docx
Рассмотрено                            Согласовано                              Утверждено   Руководитель МО                   Зам. директора поУВР                 педагогическим советом Протокол  № 1 от 29.08.2016    _________ Пупынина З.Я          протокол №1 от 28.08.2016                                        Рабочая программа Внеурочной деятельности по курсу «Искусство коренных народов Дальнего Востока»» Разработано: Панасенко Инна Владимировна, учитель ИЗО первой квалификационной категории Возраст  обучающихся 11­12 лет Срок реализации программы – 1 год Хабаровск 2016­2017    Пояснительная записка.  Рабочая программа «Искусство коренных народов Дальнего Востока.» ­  это комплексная программа по ознакомлению учащихся с жизнью, бытом и  творчеством коренных народов Дальнего Востока, ориентированная на  нравственно­патриотическое и художественно­эстетическое воспитание  детей. Актуальность. Одним из самых сильных средств эстетического  воспитания является искусство, мощный катализатор интеллектуально­ творческих способностей человечества. Искусство, как никакая другая форма общественного сознания, способно превращать идейно­нравственные нормы и  убеждения. Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной  жизнью и бытом каждого человека. С произведениями декоративного  искусства люди встречаются повсеместно. Именно поэтому выработка у  школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала  декоративного искусства, осознавать единство художественной и утилитарной функций имеет огромное значение для формирования культуры быта нашего  народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений. Исследования неизменно подтверждают незаменимость искусства в  духовном развитии людей, фиксируя тесную связь между приобщённостью  человека к искусству и сформированность его идейно­нравственных  установок, мировоззрением, развитостью творческих и познавательных  способностей, высокой культурой общения, ­ то есть тем, что составляет  духовный мир личности.   Традиционное искусство — чрезвычайно важная область духовной  культуры каждого этноса. В нем находит отражение многовековой опыт  народа, его мировоззрение. В настоящее время стала более очевидной  самоценность этнической культуры, непреходящая значимость ее  художественных достижений. Исследования многообразных видов  традиционного искусства имеет не только научное, но и практическое  значение в связи с активным обращением современных художников к  декоративным формам этнодизайна и широким использованием достижений национального искусства в художественной практике конца XX — начала  XXI веков. Одной из наиболее художественно и интеллектуально насыщенных  форм традиционной культуры является орнамент—специфический тип  художественной деятельности, который строится по определенным законам,  имеет свои формальные признаки, выполняет особые художественные и  идеологические функции. В народной синкретичной культуре орнамент  выступает, в первую очередь, как самый простой и рациональный способ  передачи информации, своеобразное пиктографическое письмо, позволившее  человечеству сохранить знания о своей первоистории, об общих  закономерностях развития природы и общества. Вместе с тем, орнамент  гармонизирует среду, приводит в равновесие предмет и окружающее  пространство. Орнаментальное искусство нанайцев, одного из самых многочисленных  коренных народов Дальнего Востока,—сложное, высокохудожественное,  самобытное явление амурской культуры, определяющее, главным образом,  характер и стиль этнического искусства. Оно служит бесценным вкладом в  сокровищницу мирового орнаментального искусства. Кроме этого, орнамент  нанайцев представляет собой стройную, хорошо разработанную  мировоззренческую систему, которая позволяет реконструировать древние  представления амурских жителей о мироздании. Художественные традиции Приамурья выражают коллективный  исторический опыт, на который опирается современное орнаментальное  искусство нанайцев. Являясь этнодифференцирующим признаком, орнамент  нанайцев и сегодня продолжает служить маркером национальной культуры.  Тысячелетиями творил нанайский народ свое самобытное национальное  искусство. Вкладывал в него чувство и знание природы, боготворил землю,  солнце, дождь, реки, озера, создавал образы вечной красоты В каждом прикосновении рук мастера к материалу, будь то глина,  дерево, металл, ткань, живет чувство красоты родного края. Из поколения в  поколение народные мастера передавали новому поколению свой опыт, свое  ощущение красоты жизни народа. Нанайское национальное творчество находит отражение в культуре духовной  и материальной.  Картины, изделия из соломки, лозы, коврики с традиционным нанайским орнаментом входят в дом как произведения, отвечающие нашему  эстетическому вкусу. Ушла из употребления деревянная и глиняная посуда,  мы не встречаем в повседневной одежде национальный костюм, но тем  большее значение они приобретают в сфере праздничного быта и отдыха  людей. Все эти предметы нанайского национального искусства становятся  украшением жилья, как городского, так и сельского.  Искусство народа – это его культура, культура духовная, и в то же  время материально­бытовая.  Соединяя прошлое с настоящим, подчеркивая традиции и уровень  профессионального мастерства, нанайский национальный орнамент говорит не только о культуре, но и о характере народа. Его ритм, цвет, форма,  пронесенные через века, не мешают проявляться чувство современности. Мы  видим это в изделиях наших нанайских мастериц (прихватки, салфетки,  ковры, скатерти и т. д.). Предложенная программа плавно вплетается в программу курса  обучения в 4 классе «Каждый народ земли –художник», в 5 классе  «Декоративно­прикладное искусство в жизни человека». Цель программы Приобщение   к   истокам   народной   культуры   средствами   декоративно­ прикладного искусства.  Задачи • Знакомить   с   историей   и   современными   направлениями   развития декоративно­прикладного творчества. • Приобщать   к   истокам   национальной   культуры   русского   и   коренных народов Дальнего Востока.  • Знакомить детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Дальний Восток, декоративно­прикладным искусством. • Научить   владеть   различными   техниками   работы   с   изобразительными материалами, инструментами и приспособлениями. • Формировать   у   детей   основы   нравственности   на   лучших   образцах национальной   культуры,   народных   традициях   и   обычаях,   а   также бережное отношение к культурному наследию, к истории и традициям, уважение к людям труда. • Воспитывать   способность   осмысления   ребенком   роли   и   значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни. • Воспитывать   уважительное   отношение   между   членами   коллектива   в совместной творческой деятельности. • Создавать   благоприятные   условия   для   воспитания   толерантной личности   –   привития   любви   и   уважения   к   людям   другой национальности, к их культурным ценностям.  • Развивать   продуктивную   деятельность   через   приобщение   к изобразительному,   декоративно­прикладному   искусству   народов, проживающих на Дальнем Востоке. • Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. • Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность. • Развивать   образное   и   пространственное   мышление,   память, воображение, внимание. • Развивать положительные эмоции и волевые качества. • Развивать моторику рук, глазомер. Формы и количество занятий:  группа ­ 12, каждую неделю месяца , два часа  во вторую половину дня. Программа рассчитана на детей 10­11 лет.  Предполагаемые результаты:  • Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре коренных народов Дальнего Востока ;  • Наличие у детей представлений о предметах обихода, традиционных  промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;  • Приобретение детьми практических умений по работе различными  изобразительными материалами;  • Формирование уважения к историческому наследию. • Развитие творческих способностей детей.   Изучение произведений национального искусства воспитывает бережное  отношение к вещам, уважение к национальному достоянию.  Содержание программы  «Искусство коренных народов Дальнего Востока» Календарно­тематическое планирование Количество часов на год: в неделю 2 часа, всего 60 часов. № Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Экскурсия в Сикачи­Алян   (этнографический музей под  открытым небом) Мастер­класс «Изготовление  украшения из рыбьей чешуи» Выступление ансамбля  Коренных народов Д.В  Экскурсия в музей им.  Гродекова. Искусство малых  народов. Посещение библиотеки.  ДПИ. Стилизация образов в  искусстве малых народов Орнамент в одежде. Эскиз  оформления одежды (халаты) Эскиз украшения обуви Знакомство со сказками малых  народов Творчество художников в  оформлении книги  (Г.Павлишин, Э. Кириченко) Эскиз оформления сказки: Дата Примечание Кол­во  часов 6 2 2 3 4 4 4 4 4 22 обложка форзац буквица иллюстрация Народные праздники 4 6 4 8 10 • Вводное занятие. 2 часа. экскурсия в музей • Знакомство с орнаментикой. • Цвет, форма. • Орнамент в одежде. • Знакомство со сказками.

Программа внеурочной деятельности на тему "Искусство коренных народов Дальнего Востока"

Программа внеурочной деятельности на тему "Искусство коренных народов Дальнего Востока"

Программа внеурочной деятельности на тему "Искусство коренных народов Дальнего Востока"

Программа внеурочной деятельности на тему "Искусство коренных народов Дальнего Востока"

Программа внеурочной деятельности на тему "Искусство коренных народов Дальнего Востока"

Программа внеурочной деятельности на тему "Искусство коренных народов Дальнего Востока"

Программа внеурочной деятельности на тему "Искусство коренных народов Дальнего Востока"

Программа внеурочной деятельности на тему "Искусство коренных народов Дальнего Востока"

Программа внеурочной деятельности на тему "Искусство коренных народов Дальнего Востока"

Программа внеурочной деятельности на тему "Искусство коренных народов Дальнего Востока"

Программа внеурочной деятельности на тему "Искусство коренных народов Дальнего Востока"

Программа внеурочной деятельности на тему "Искусство коренных народов Дальнего Востока"

Программа внеурочной деятельности на тему "Искусство коренных народов Дальнего Востока"

Программа внеурочной деятельности на тему "Искусство коренных народов Дальнего Востока"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2017