Программа внеурочной деятельности на тему "Искусство коренных народов Дальнего Востока"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 15.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа знакомит с историей и современными направлениями декоративно-прикладного творчества. Ученики узнают об особенностях жизни и быта коренных народов Дальнего Востока. Научатся владеть различными техниками работы художественными материалами, а также инструментами и приспособлениями. Программа приобщит к истокам народной культуры через творческую деятельность.Программа состоит из пояснительной записки , календарно- тематического планирования занятий внеурочной деятельности.
Иконка файла материала Программа Внеурочной деятельности Искусство коренных народов Дальнего Востока..docx
Рассмотрено                            Согласовано                              Утверждено   Руководитель МО                   Зам. директора поУВР                 педагогическим советом Протокол  № 1 от 29.08.2016    _________ Пупынина З.Я          протокол №1 от 28.08.2016                                        Рабочая программа Внеурочной деятельности по курсу «Искусство коренных народов Дальнего Востока»» Разработано: Панасенко Инна Владимировна, учитель ИЗО первой квалификационной категории Возраст  обучающихся 11­12 лет Срок реализации программы – 1 год Хабаровск2016­2017    Пояснительная записка.  Рабочая программа «Искусство коренных народов Дальнего Востока.» ­  это комплексная программа по ознакомлению учащихся с жизнью, бытом и  творчеством коренных народов Дальнего Востока, ориентированная на  нравственно­патриотическое и художественно­эстетическое воспитание  детей. Актуальность. Одним из самых сильных средств эстетического  воспитания является искусство, мощный катализатор интеллектуально­ творческих способностей человечества. Искусство, как никакая другая форма общественного сознания, способно превращать идейно­нравственные нормы и  убеждения. Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной  жизнью и бытом каждого человека. С произведениями декоративного  искусства люди встречаются повсеместно. Именно поэтому выработка у  школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала  декоративного искусства, осознавать единство художественной и утилитарной функций имеет огромное значение для формирования культуры быта нашего  народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений. Исследования неизменно подтверждают незаменимость искусства в  духовном развитии людей, фиксируя тесную связь между приобщённостью  человека к искусству и сформированность его идейно­нравственных  установок, мировоззрением, развитостью творческих и познавательных  способностей, высокой культурой общения, ­ то есть тем, что составляет  духовный мир личности.   Традиционное искусство — чрезвычайно важная область духовной  культуры каждого этноса. В нем находит отражение многовековой опыт  народа, его мировоззрение. В настоящее время стала более очевидной  самоценность этнической культуры, непреходящая значимость ее  художественных достижений. Исследования многообразных видов  традиционного искусства имеет не только научное, но и практическое  значение в связи с активным обращением современных художников к  декоративным формам этнодизайна и широким использованием достиженийнационального искусства в художественной практике конца XX — начала  XXI веков. Одной из наиболее художественно и интеллектуально насыщенных  форм традиционной культуры является орнамент—специфический тип  художественной деятельности, который строится по определенным законам,  имеет свои формальные признаки, выполняет особые художественные и  идеологические функции. В народной синкретичной культуре орнамент  выступает, в первую очередь, как самый простой и рациональный способ  передачи информации, своеобразное пиктографическое письмо, позволившее  человечеству сохранить знания о своей первоистории, об общих  закономерностях развития природы и общества. Вместе с тем, орнамент  гармонизирует среду, приводит в равновесие предмет и окружающее  пространство. Орнаментальное искусство нанайцев, одного из самых многочисленных  коренных народов Дальнего Востока,—сложное, высокохудожественное,  самобытное явление амурской культуры, определяющее, главным образом,  характер и стиль этнического искусства. Оно служит бесценным вкладом в  сокровищницу мирового орнаментального искусства. Кроме этого, орнамент  нанайцев представляет собой стройную, хорошо разработанную  мировоззренческую систему, которая позволяет реконструировать древние  представления амурских жителей о мироздании. Художественные традиции Приамурья выражают коллективный  исторический опыт, на который опирается современное орнаментальное  искусство нанайцев. Являясь этнодифференцирующим признаком, орнамент  нанайцев и сегодня продолжает служить маркером национальной культуры.  Тысячелетиями творил нанайский народ свое самобытное национальное  искусство. Вкладывал в него чувство и знание природы, боготворил землю,  солнце, дождь, реки, озера, создавал образы вечной красоты В каждом прикосновении рук мастера к материалу, будь то глина,  дерево, металл, ткань, живет чувство красоты родного края. Из поколения в  поколение народные мастера передавали новому поколению свой опыт, свое  ощущение красоты жизни народа.Нанайское национальное творчество находит отражение в культуре духовной  и материальной.  Картины, изделия из соломки, лозы, коврики с традиционным нанайским орнаментом входят в дом как произведения, отвечающие нашему  эстетическому вкусу. Ушла из употребления деревянная и глиняная посуда,  мы не встречаем в повседневной одежде национальный костюм, но тем  большее значение они приобретают в сфере праздничного быта и отдыха  людей. Все эти предметы нанайского национального искусства становятся  украшением жилья, как городского, так и сельского.  Искусство народа – это его культура, культура духовная, и в то же  время материально­бытовая.  Соединяя прошлое с настоящим, подчеркивая традиции и уровень  профессионального мастерства, нанайский национальный орнамент говорит не только о культуре, но и о характере народа. Его ритм, цвет, форма,  пронесенные через века, не мешают проявляться чувство современности. Мы  видим это в изделиях наших нанайских мастериц (прихватки, салфетки,  ковры, скатерти и т. д.). Предложенная программа плавно вплетается в программу курса  обучения в 4 классе «Каждый народ земли –художник», в 5 классе  «Декоративно­прикладное искусство в жизни человека». Цель программы Приобщение   к   истокам   народной   культуры   средствами   декоративно­ прикладного искусства.  Задачи • Знакомить   с   историей   и   современными   направлениями   развития декоративно­прикладного творчества. • Приобщать   к   истокам   национальной   культуры   русского   и   коренных народов Дальнего Востока.  • Знакомить детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Дальний Восток, декоративно­прикладным искусством. • Научить   владеть   различными   техниками   работы   с   изобразительными материалами, инструментами и приспособлениями.• Формировать   у   детей   основы   нравственности   на   лучших   образцах национальной   культуры,   народных   традициях   и   обычаях,   а   также бережное отношение к культурному наследию, к истории и традициям, уважение к людям труда. • Воспитывать   способность   осмысления   ребенком   роли   и   значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни. • Воспитывать   уважительное   отношение   между   членами   коллектива   в совместной творческой деятельности. • Создавать   благоприятные   условия   для   воспитания   толерантной личности   –   привития   любви   и   уважения   к   людям   другой национальности, к их культурным ценностям.  • Развивать   продуктивную   деятельность   через   приобщение   к изобразительному,   декоративно­прикладному   искусству   народов, проживающих на Дальнем Востоке. • Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. • Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность. • Развивать   образное   и   пространственное   мышление,   память, воображение, внимание. • Развивать положительные эмоции и волевые качества. • Развивать моторику рук, глазомер. Формы и количество занятий:  группа ­ 12, каждую неделю месяца , два часа  во вторую половину дня. Программа рассчитана на детей 10­11 лет.  Предполагаемые результаты:  • Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре коренных народов Дальнего Востока ;  • Наличие у детей представлений о предметах обихода, традиционных  промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;  • Приобретение детьми практических умений по работе различными  изобразительными материалами;  • Формирование уважения к историческому наследию.• Развитие творческих способностей детей.   Изучение произведений национального искусства воспитывает бережное  отношение к вещам, уважение к национальному достоянию.  Содержание программы  «Искусство коренных народов Дальнего Востока» Календарно­тематическое планирование Количество часов на год: в неделю 2 часа, всего 60 часов. № Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Экскурсия в Сикачи­Алян   (этнографический музей под  открытым небом) Мастер­класс «Изготовление  украшения из рыбьей чешуи» Выступление ансамбля  Коренных народов Д.В  Экскурсия в музей им.  Гродекова. Искусство малых  народов. Посещение библиотеки.  ДПИ. Стилизация образов в  искусстве малых народов Орнамент в одежде. Эскиз  оформления одежды (халаты) Эскиз украшения обуви Знакомство со сказками малых  народов Творчество художников в  оформлении книги  (Г.Павлишин, Э. Кириченко) Эскиз оформления сказки: Дата Примечание Кол­во  часов 6 2 2 3 4 4 4 4 4 22обложка форзац буквица иллюстрация Народные праздники 4 6 4 8 10 • Вводное занятие. 2 часа. экскурсия в музей • Знакомство с орнаментикой. • Цвет, форма. • Орнамент в одежде. • Знакомство со сказками.

Посмотрите также