Представлена программа гражданско – патриотического воспитания представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Может быть полезна для учителя начальных классов.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21
г. ЮЖНОСАХАЛИНСКА.
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
классных руководителей
Протокол № __от ________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
ВР
________ И. В. Шаврина
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ НОШ № 21
_____________А. Г. Павлов
Приказ _____ от ____2015г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Никто не забыт, ничто не забыто!»
Направление: социальное.
Возраст учащихся: 1 4 класс.
Авторсоставитель:
Шаврина Ирина
Владимировна
заместитель директора
по воспитательной работе/
учитель начальных классов
г. ЮжноСахалинск,
Сахалинская область
г. ЮжноСахалинск
2016 г.Пояснительная записка.
Введение
Программа гражданско – патриотического воспитания «Никто не забыт, ничто не
забыто» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан
Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание
граждан РФ», Уставом МБОУ НОШ №21 локальными правовыми актами. Законом РФ
«Об образовании»;Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией
РФ».
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и
приемов педагогических воздействий.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо
осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности,
способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами
общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать
свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности,
сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый
вклад должна внести современная школа.
Но реализация гражданскопатриотического воспитания только с помощью
знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от общеобразовательного
учреждения содержания, форм и методов гражданскопатриотического воспитания,
адекватных современным социальнопедагогическим реалиям. Появляется необходимость в
деятельностном компоненте гражданскопатриотического воспитания. Только через
активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через
изменение климата учреждения, развитие соуправления можно достигнуть успехов в этом
направлении. Гражданскопатриотическое воспитание способствует становлению и
развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Программа «Никто не забыт, ничто не забыто» рассчитана на 32 часа в год (1 час в
неделю) 24 классы. 1 классы 31 час в год. В рабочей программе нашли отражение цели и
задачи изучения курса.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота
России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами
деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры,
интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды
деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий
для эффективного патриотического воспитания школьников;
формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию,
обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ребенка верности Отечеству,готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей,
взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому
России, к традициям родного края;
привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и
духовнонравственных ценностей родного края.
Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации
программы
Программа «Никто не забыт, ничто не забыто» рассчитана на 1 год. Программа
ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей
МБОУ НОШ №21
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и
их родители.
Содержание программы:
Программа включает в себя следующие направления:
1. Направление «Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его
прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего
поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к
истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой
Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев,
праздники, посвященные памятным датам.
2. Направление « Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной
жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого
человека.
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к
государственным символам России.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины
по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал,встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Направление «Мой край родной»
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины
по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал,
встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4. Направление «Я и семья»
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное
консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники,
часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс
программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего
школьного возраста.
2. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
3. Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных
мероприятий.
4. Участие в тематических конкурсах, выставках.
5. Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Этапы реализации программы
I этап: проектный (сентябрь)
Цель: подготовка условий создания системы гражданскопатриотического
воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданскопатриотическому
воспитанию.3. Проанализировать материальнотехнические, педагогические условия реализации
программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический (сентябрь – май)
Цель: реализация программы по гражданскопатриотическому воспитанию «Мы –
патриоты».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы
воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по гражданскопатриотическому воспитанию.
3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования
детей и культуры, спортивными школами города.
4. Вовлекать в систему гражданскопатриотического воспитания представителей всех
субъектов образовательной деятельности.
5. Проводить мониторинг реализации программы.
6. Принимать участие в конкурсах по гражданскопатриотическому воспитанию.
III этап: аналитический (май)
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы учреждения.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
Форма реализации Программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также
используется групповая и индивидуальная формы работы.Принципы, положенные в основу массовых мероприятий
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная
педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического
сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего
гражданского долга.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации,
мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и
единства образовательной и воспитательной среды.
Механизм реализации Программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально
педагогическое пространство МБОУ НОШ №21 сотрудничает с музеем, библиотеками,
общественными организациями.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные, институциональные,
муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и
государственными датами;
муниципальных,
региональных, федеральных конкурсах.
положения институциональных,
Оценка эффективности реализации программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основеиспользования системы объективных критериев, представленных нравственнодуховными
и количественными параметрами.
Нравственнодуховные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
символика Российской Федерации;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан; гражданственность.
Количественные параметры:
включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к
учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
отсутствие детей с девиантным поведением;
участие в конкурсах по гражданскопатриотической тематике;
проведение мероприятий.
Универсальные учебные действия:
личностные – Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро»,
«терпение», «родина», «природа», «семья». Уважать к своей семье, к своим
родственникам, любовь к родителям. Уважение к своему народу, к другим народам,
принятие ценностей других народов.
регулятивные Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в
жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять самостоятельно
критерии оценивания, давать самооценку.
познавательные –
Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную
информацию. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять
тему. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
коммуникативные
высказывать свою точку зрения на события. Критично относиться к своему мнению.
Понимать точку зрения другого
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других,
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимостьВ результате реализации программы ожидается:
1. В учреждении, как в образовательной системе:
o
o
o
создание работы по гражданскопатриотическому воспитанию;
обогащение содержания гражданскопатриотического воспитания;
вовлечение в работу гражданскопатриотического воспитания представителей
всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
o
o
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в историко краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны,
формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
o
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского
государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм
правового государства;
o
в духовнонравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей,
идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на
воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией
Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская
позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина
России.
№
1.
2.
3.
4.
№
1.
2.
3.
Тематический план 1 классы
Наименование тем
«Связь поколений»
«Растим патриота и гражданина России»
«Мой край родной»
«Я и семья»
Тематический план 24 классы
Наименование тем
«Связь поколений»
«Растим патриота и гражданина России»
«Мой край родной»
Колво часов
7 часов
8 часов
8 часов
8 часов
Всего: 31 час.
Колво часов
8 часов
8 часов
8 часов4.
«Я и семья»
8 часов
Всего: 32 часа.
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник,
который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном
году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию
итоговой выставки с художественно прикладными и техническими работами;
формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
Используемая литература:
1. Военнопатриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к
празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим
праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературномузыкальных
композиций, классных часов, военноспортивных игр. Авторсоставитель М.В. Видякин.
Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание
истории и обществознания в школе. 2001. № 9.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения –
российский путь развития. // Воспитание школьников. 2002. – № 7.
4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в
России. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 9.
5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и
«гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и
обществознания в школе. 2006. № 9.
6. Мастеркласс для заместителей директора по воспитательной работе:
Организация и планирование работы. Авторсоставитель Т.М. Кумицкая. М.: 5 за
знания,2006.
7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2е издание,
переработанное. М.: 2006.
8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков,
разработки занятий. Авторсоставитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
9. Фестиваль «Открытый урок», Москва, 20072008 уч. год.Приложение.
Состав
Директор учреждения
Заместитель директора по
методист по
обеспечению,
УВР и ВР,
программному
методист по УВР
Классные
руководители,
педагог организатор
Ресурсное обеспечение Программы
Кадровое обеспечение
Административно
координационная
Функции
Осуществление
общего контроля и
руководства.
Руководство деятельностью
коллектива.
Анализ ситуации и внесение
корректив.
Консультативная
Координация
Педагоги
учреждения
реализации программы.
Проведение
семинаров, консультаций.
Подготовка и издание
методических
рекомендаций.
Реализация
программы в системе
воспитательной работы.
Использование
современных
воспитательных
технологий.
Специалисты,
Организация
сотрудничающие
учреждением
( социум)
с
профессиональной помощи
педагогам.
Проведение
тренингов, круглых столов,
встреч.
Методисты,
классные
руководители, специалисты
Диагностика.
Участие
мероприятиях учреждения
вДля успешной реализации данной программы необходимы следующие средства
Методическое обеспечение
обучения:
листы ватмана;
маркеры;
ручки, карандаши;
листы бумаги;
ножницы;
линейки;
цветная бумага;
наглядный материал;
различные атрибуты;
стулья;
костюмы;
шары;
призы;
столы…
И техническое оснащение мероприятий:
музыкальный центр;
мультимедийная установка;
микрофон;
диски с музыкальными композициями…
Схема экспертной оценки уровня воспитанности
Методика Н.П. Капустиной
Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6
качеств личности:
1
2
3
Любознательность
Трудолюбие
Бережное отношение к природеОтношение к школе
Красивое в жизни школьника
Отношение к себе
б. Заниматься не хочет. Результатами не интересуется.
шкала. Трудолюбие
4
5
6
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ребенок имеет 6 оценок,
которые затем складываются и делятся на 6. средний балл и является условным определением
уровня воспитанности.
Нормы оценок:
5 4,5 высокий уровень
4,4 4 хороший уровень
3,9 2,9 средний уровень
2,8 2 низкий уровень
1 шкала. Любознательность
56. Занимается с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные
вопросы. Большое стремление получать хорошие результаты своей работы.
46. На занятии работает, положительные и отрицательные ответы чередуются..
36. Интерес к занятиям проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные
вопросы.
26. Интереса к занятиям не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы.
1
2
5б. Старателен, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью.
Ответственно относится к дежурству в объединении.
4б. Старается быть внимательным, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за
помощью. Чаще ответственно относится к дежурству в объединении.
3б. Редко проявляет старание. На занятиях бывает невнимателен. На призыв о помощи
откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях.
2б. Заниматься не старается, внимание на занятиях рассеянное.
1б. Заниматься не хочет. В общих делах не участвует.
3
шкала. Бережное отношение к занятиям
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит
животных. Активен в походах на природу.
4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на
природу.
3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В мероприятиях участвует
редко. Природу не любит.
2б. За растениями и животными не ухаживает. В мероприятиях не участвует. Проявляет
варварское отношение к природе.
1 б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.
4
5б. Полностью выполняет правила для воспитанников, в отношениях с людьми добр. Активно
участвует в делах объединения и учреждения.
4б. Правила для воспитанников выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен,
активность в делах класса и школы выражена в малой степени.
3б. Требования педагога выполняет частично. В отношениях с детьми непостоянен, переходит
от одной группы детей к другой. В делах объединения и учреждения участвует по настоянию
педагога.
2б. Пассивный, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с
людьми, чаще избегает других. В делах объединения и учреждения не участвует.
1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего
поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.
5
5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с
шкала. Отношение к учреждению
шкала. Красивое в жизни воспитанникашкала. Отношение к себе
людьми вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В
отношениях с людьми бывает замкнут.
3б. Чаще небрежен в делах, неопрятен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях
с людьми старается быть незаметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не
поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работ грязные, небрежные, вокруг себя
создает обстановку хаоса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарногигиенические правила ухода за собой. Нет
вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой умыт,
причесан). Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, непричесан.
Возможно отсутствие привычки мыть руки.
2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу неумытый и непричесанный.
Необходим постоянный контроль за мытьем рук.
1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарногигиенических
правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.
Мониторинг:
Мониторинг деятельности проводится ежегодно; отслеживаются количественные и
качественные показатели.
Количественные показатели:
участие в жизни класса, школы;
участие в школьных, районных, республиканских мероприятиях обучающихся;
изготовление и представление различных проектов (на бумажных электронных
носителях);
Качественные показатели:
освоение новых технологий и форм работы по патриотическому воспитанию;
удовлетворенность обучающихся и родителей проводимой работой,
организацией, содержанием, методами, задействованностью учеников);
изменения в гражданской активности учеников и родителей в жизни класс школы,
города: .
повышение статуса класса в школе.Диагностика: п о патриотическому воспитанию «Никто не забыт, ни что не
забыто»
Расшифровка показателей
«3» высокий уровень сформированности патриотического сознания,
патриотических чувств, проявление гражданской активности;
«2» хороший уровень;
«1» низкий уровень.
Диагностика проводится выборочно
При проведении диагностики используются следующие формы:
наблюдение педагогом;
лист самооценки качеств личности;
анкетирование;
рисуночный тест;
беседа;
минисочинения.
Основные показатели воспитанности
патриотизма
1. Сформированность основных понятий
«родина», «государство», «малая
родина», «патриот», «служение
Отечеству», символы России, PC (Я) и др.
2. Сформированность патриотических
чувств: любовь к родине, гордость за свою
страну и др., сопереживает и испытывает
гордость за свой семью, класс, школу,
республику.
3. Сформированность чувства любви к
своей малой родине
Признаки и уровни формирующихся качеств.
3 знает и может объяснить все основные понятия;
2 объясняет понятия не полностью;
1 в объяснении понятий допускает ошибки.
3 интересуется и гордится историческим прошлым
Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев
и великих людей, сопереживает историческим
событиям;
2 знакомится с историческим прошлым только при
побуждении старших, проявляет интерес и
сопереживание к историческим событиям, людям;
1 не интересуется историей страны, нет
эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями.
3 знает теорию и культуру родного края,
уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и
бережет природу, уважительно относится к людям;
2 интересуется историей и культурой родного края,
любит природу, участвует в деятельности по ее
охране под руководством учителя, приветлив с
жителями;
1 не проявляет особого интереса к истории и
культуре родного края, не бережет природу, бывает,
неуважителен к своим сверстникам, взрослым.4. Служение своими силами
5. Забота о своей школе
3 участвует в делах при организации и поддержке
учителя, проявляет инициативу при организации дел;
2 участвует в организованных другими делах;
1 неохотно принимает участие в делах.
3 активно участвует в делах класса, школы,
проявляет инициативу, привлекает других;
2 участвует в делах класса и школы;
1 в делах класса участвует при побуждении.