Программа внеурочной деятельности по краеведению "Мой Пермский край" (5 класс)

  • Образовательные программы
  • doc
  • 21.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа внеурочной деятельности по краеведению предназначена для учащихся 5 класса, для более глубокого изучения родного края. Программа включает 2 основных раздела: первый раздел - изучение прошлого и настоящего Пермского края, знакомясь с крупными городами и их достопримечательностями. Второй раздел - изучение ближней родины, то есть района, в котором живут.
Иконка файла материала программа внеурочной деятельности юный краевед..doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Прикамский» Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению Уровень общего образования:            среднее Класс:                                                     5 Количество часов:                              35 часов, 1 час в неделю;                        Учитель: Овчинникова Екатерина Анатольевна, 1 категория Срок реализации программы:        2015­2016 учебный годПояснительная записка.          Рабочая программа по краеведческой деятельности для 5класса составлена с учётом нормативных документов:           1.Приказ МОН РФ от 26.109.2010 №1241 «О внесении изменений в ФГОС  начального общего образования, утверждённый Приказом МОН РФ от 6.10.2009».          2.Приказ  Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС  НОО, утверждённый приказом МОН от 6.10.2009 от 6.10.2009».          3. Письмо МОН РФ №03­296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО.          В качестве методических пособий  при составлении программы были использованы пособия: 1. Н.П.Горбацевич, Д.М.Софьин, О.В.Власова, Д.А. Кормилин Учебное пособие для 5 класса «Мой Пермский край», Пермь: «Книжный мир», 2015 2.  А.И. Шепель Красная книга Пермского края. Пермь: «Книжный мир», 2008 3. Чайковский. Путеводитель. Авторы О.Г.Боталова, Е.А, Имайкина и др.– Санкт­Петербург, Изд­во «Маматов», 2011           4. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» Пособие для учителя, М. «Просвещение», 2011           5. П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов «Программы внеурочной деятельности. Туристско­краеведческая деятельность. Спортивно­оздоровительная деятельность» Пособие для учителей ОУ, М. «Просвещение», 2011           Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению относится к тематическим образовательным программам для младших подростков.  Она направлена на получение воспитательных результатов  в определённом проблемном поле и использует при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.Основными объектами изучения краеведения являются природное, социально­экономическое и культурное развитие своего края.   Краеведческая   деятельность   позволяет   решать   как   возрастные   задачи,   которые   встают   перед   учеником   младшего подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с духовно­нравственным воспитанием учащихся.            Изучая свой край, дети осознают себя частью истории и настоящего своего края, его истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков. Данная программа по краеведению даст возможность учащимся определить свою роль в жизни семьи, общества, наконец, своего края, в жизни государства и всего человечества. Они осознают готовность продолжать добродетели предков, и исправлять их ошибки. Именно на этих занятиях реализуется возможность обучения нравственным   законам   и   принципам,   отвечающим   представлениям   об   истинной   человечности   и   доброте,   об   экологическом, полноценном воспитании окружающего мира, которым дети будут руководствоваться в жизни.            Последнее имеет особое значение для развития детей младшего школьного возраста. Из­за склонности к стандартному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослых не хуже других детей, одной из задач педагога является создание благоприятных условий для развития самостоятельности учащихся, их самопознания, самореализации.         Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению для 5 класса рассчитана на 1 год ­ 35часов в год, одно занятие в неделю продолжительностью 45 минут. При этом  19часов аудиторных занятий и 16­ внеаудиторных активных (подвижных) занятий.                                   Тематическое планирование.    №  п/п Название          раздела. Тема занятия                1.Вводное занятие 1. Что такое краеведение и каково его назначение. 2. Мой Пермский край: странички далёких и близких времён 2. Источники  изучения прошлого, настоящего и будущего своего края. Общее кол­во час. Часы ауди­ Часы внеауди­ торных занятий торных занят. 1 1 17 1 ­ 1 13­4. Пермский период.   Экскурсия в краеведческий музей Кто живёт, тот и название даёт. Чердынь. Ныроб. Кунгур  Основание Перми Замечательные жители Перми. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Коми­Пермяцкий округ. 11­12. Старинные города и поселки Прикамья 13. Археологические памятники, памятники архитектуры. 14­15. Устные источники: былины, предания, сказки, песни, поговорки, загадки.  16­18. Подготовка проекта "Моё открытие родного края" 3. Чайковский – жемчужина Прикамья 19. 20. Прошлое и настоящее рядом. От Сайгатки до Чайковского. 21­22. Памятники города Чайковского и окрестностей. Экскурсия по городу. 23. Чайковский православный. 24­25. Музей­Усадьба художников А. и П. Сведомских. Экскурсия в музей. 26­27. Чайковский музыкальный. Экскурсия в музыкальное училище. 2 1 1 1 1 1 1 2 1 2 3 16 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 ­ 3 1 1 ­ 1 ­ ­ 2 1 2 ­ 2 2 228­29. Чайковский спортивный. Экскурсия на спорткомплекс «Снежинка» 30. 31. Чайковский — город высокой культуры Природное богатство Чайковского 32­33. «Наш край в годы ВОВ». Экскурсия в краеведческий музей.  34. Олимпиада по краеведению 35. Заключительное занятие 2 2 2 1 1 2 1 1 ­ 1 1 1 1                                                                                                                                    ИТОГО 35 20 15                                 Ожидаемые результаты реализации программы.             Воспитательные результаты внеурочной деятельности 5 класса по краеведению распределяются по трём уровням.               1.Результаты   первого   уровня   (приобретение   школьником   социальных   знаний,   понимание   социальной   реальности   и повседневной   жизни):  приобретение   школьниками   знаний   о   принятых   в   обществе   нормах   отношения   к   памятникам   природы, истории и культуры, о рисках нарушения этих норм; о нормах отношения   к людям других поколений; о российских традициях памяти героев ВОВ; о фашизме; о действенных способах изучения своего края, способах сбора и обработки собранной информации; об истории и культуре родного края; об основах организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработке информации; о логике и правилах проведения научного исследования. 2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной   реальности   в   целом):  развитие   ценностного   отношения   к   природе   и   культуре   своей   малой   родины,   к   родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к знаниям, к другим людям.3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления при защите проекта; опыт охраны памятников истории   и   культуры;   опыт   интервьюирования   и   проведения   опроса   общественного   мнения;   опыт   общения   с   участниками   и очевидцами   ВОВ;   приобретение   школьником   опыта   самоорганизации   и   организации   совместной   деятельности   с   другими школьниками;   опыта   общения   с   людьми   разного   возраста,   заботы   о   них;   опыта   актуализации   краеведческой   деятельности   в социальном пространстве.