Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)
Оценка 4.6

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
физическая культура
5 кл
21.11.2017
Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы в школе» ,«Ладья» для 5-7 классов подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и концепцией физического воспитания. Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся являются: • Федеральный государственный образовательный стандарт; • СанПиН, 2.4.2.1178-02 “Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса” (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.; • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 “О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования” в части сохранения и укрепления здоровья школьников. • О недопустимости перегрузок учащихся в школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999); • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (2009 г.) Рабочая программа внеурочной деятельности “Ладья” предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5-7 классах и составлена на основе программы «Шахматы в школе» Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова, в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы Е.А. Прудниковой).
программа 5-7 по шахматам.docx
Пояснительная записка.       Программа   внеурочной   деятельности   по   спортивно­оздоровительному   направлению «Шахматы в школе» ,«Ладья» для 5­7 классов подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО   и   концепцией   физического   воспитания.   Нормативно­правовой   и   документальной   базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся являются: Федеральный государственный образовательный стандарт; СанПиН,   2.4.2.1178­02   “Гигиенические   требования   к   режиму   учебно­воспитательного процесса” (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;   Федеральный   закон   от   20.03.1999   №52­ФЗ   “О   санитарно­эпидемиологическом благополучии населения”, Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 “О проведении эксперимента   по   совершенствованию   структуры   и   содержания   общего   образования”   в   части сохранения и укрепления здоровья школьников. О   недопустимости   перегрузок   учащихся   в   школе   (Письмо   МО   РФ   №   220/11­13   от 20.02.1999); Гигиенические   требования   к   условиям   реализации   основной   образовательной   программы основного общего образования (2009 г.) Рабочая   программа   внеурочной   деятельности   “Ладья”   предназначена   для   спортивно­ оздоровительной   работы  с   учащимися,   проявляющими  интерес  к   физической  культуре  и спорту, в 5­7 классах и составлена на основе программы «Шахматы в школе» Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова,  в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и обеспечена   УМК   (учебники,   методические   рекомендации   для   учителя   составлены   автором программы Е.А. Прудниковой). В школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Грамотно поставленный  процесс  обучения детей  шахматным  азам  позволяет  реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать   многообразие   форм   обучения.   Стержневым   моментом   уроков   становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых  ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др. Шахматы в школе открывают широкие возможности и для кружковой работы, поднимают ее на   новый   качественный   уровень,   положительно   влияют   на   совершенствование   у   детей   многих психических   процессов   и   таких   качеств,   как   восприятие,   внимание,   воображение,   память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в сельской   малокомплектной   школе,   открывает   дорогу   к   творчеству   сотням   тысяч   детей некоммуникативного   типа.   возможностей   полноценного самовыражения,   самореализации   позволяет   этим   детям   преодолеть   замкнутость,   мнимую ущербность.   Расширение   круга   общения, Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят  спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке   ряд   необходимых   и   требуемых   в   обществе   качеств:   целеустремленность,   волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.  О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой   шахмат,   проведение   всемирных   шахматных   олимпиад   и   многочисленных международных   соревнований.   Шахматы   становятся   все   более   серьезным   занятием   огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.    Шахматы   это   не   только   игра,   доставляющая   детям   много   радости,   удовольствия,   но   и действенное эффективное средство их умственного развития,   формирования внутреннего плана действий ­ способности действовать в уме.  Игра   в   шахматы   развивает   наглядно­образное   мышление,   способствует   зарождению логического   мышления,   воспитывает   усидчивость,   вдумчивость,   целеустремленность.   Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать   решения,   бороться   до   конца,   не   унывать   при   неудачах.   Экспериментально   же   было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно   влияют   на   совершенствование   у   детей   многих   психических   процессов   и   таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается   развивающая   функция   обучения,   в   значительной   степени   способствующая становлению   личности   младших   школьников   и   наиболее   полному   раскрытию   их   творческих способностей.  А.Алехин   писал:   «Шахматы   не   только   знание   и   логика,   но   и   глубокая   фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни» (1924г.).  Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».  Шахматные   игры   развивают   такой   комплекс   наиважнейших   качеств,   что   с   давних   пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда­либо придуманных человечеством.  Поэтому  актуальность   данной   программы  состоит   в   том,   что   она   направлена   на организацию   содержательного   досуга   учащихся,   удовлетворение   их   потребностей   в   активных формах   познавательной   деятельности   и   обусловлена   многими   причинами:   рост   нервно­ эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.  В   центре   современной   концепции   общего   образования   лежит   идея   развития   личности ребёнка,   формирование   его   творческих   способностей,   воспитание   важных   личностных   качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.  Шахматы сильны еще и тем, что существуют для всех!  Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в   зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время,   сохранять   выдержку,   распознавать   ложь   и   правду,   критически   относиться   не   только   к сопернику, но и к самому себе.  Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими   важными   областями   общечеловеческой   культуры   вызывает   в   душе   ребенка   позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей,  это уникальный инструмент развития их творческого мышления.  Шахматы – это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг,   утоление   жажды   общения   и   самовыражения.   Как   говорил   Хосе   Рауль   Капабланка: «Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное время препровождение, в котором   есть   определённые   художественные   свойства   и   много   элементов   научного.   Для умственной   работы   шахматы   значат   то   же,   что   спорт   для   физического   совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры...».  Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.  Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.  Задачи:  ­   создание   условий   для   формирования   и   развития   ключевых   компетенций   (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);  ­   формирование   универсальных   способов   мыследеятельности   (абстрактно­логического мышления,   памяти,   внимания,   творческого     воображения,   умения   производить   логические операции).     ­  воспитывать потребность в здоровом образе жизни.    учащихся   Участники программы: Участниками   программы   являются   дети   среднего   школьного   возраста   11­13   лет, посещающие   школу.   Наполняемость   групп   соответствует   нормативным   показателям   и   нормам СанПиН. Группы укомплектованы учащимися в количестве не более 15 человек (в 5­7 классах занятия посещают все ученики), режим работы не превышает 1 часа в неделю. Реализация программы «Ладья» осуществляется на базе МБОУ СОШ № 4 города Радужный ХМАО­Югра. Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:  Принцип развивающей деятельности: игра не ради игр, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.  Принцип   активной   включенности   каждого   ребенка   в   игровое   действие,   а   не   пассивное созерцание со стороны.  Принцип   доступности,   последовательности   и   системности   изложения   программного материала. Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:  Принцип   психологической   комфортности   ­   создание   образовательной   среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.  Принцип  mini­max  ­   обеспечивается   возможность   продвижения   каждого   ребенка   своим  темпом. принцип целостного представления о мире ­ при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.  Принцип вариативности ­ у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.  Принцип   творчества   ­   процесс   обучения   сориентирован   на   приобретение   детьми собственного опыта творческой деятельности. Изложенные   выше   принципы   интегрируют   современные   научные   взгляды   об   основах организации   развивающего   обучения,   и   обеспечивают   решение   задач   интеллектуального   и личностного   развития.   Это   позволяет   рассчитывать   на     проявление   у   детей   устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать   пространственное   воображение,   целеустремленность,   настойчивость   в   достижении цели,  учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Основные методы обучения:  Формирование   шахматного   мышления   у   ребенка   проходит   через   ряд   этапов   от репродуктивного   повторения   алгоритмов   и   схем   в   типовых   положениях,   до   творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.  На   начальном   этапе   преобладают   игровой,   наглядный   и   репродуктивный   методы.   Они применяются:  1. При знакомстве с шахматными фигурами.  2. При изучении шахматной доски.  3. При обучении правилам игры;  4. При реализации материального перевеса.  Большую   роль   играют   общие   принципы   ведения   игры   на   различных   этапах   шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.  При изучении дебютной теории основным методом является частично­поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.  В   программе   предусмотрены   материалы   для   самостоятельного   изучения   обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.).  На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического   мастерства   учащихся   (самостоятельное   составление   позиций,   предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).  Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.  Использование   этих   методов   предусматривает,   прежде   всего, самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.   обеспечение Основные формы и средства обучения:  1. Практическая игра.  2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.  3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;  4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.  5. Участие в турнирах и соревнованиях.  Результаты образовательной деятельности:   Рост   личностного,   интеллектуального   и   социального     развития   ребёнка,   развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.  Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.   Освоение   новых   видов   деятельности   (дидактические   игры   и   задания,   игровые   упражнения, соревнования).  Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам  шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.  Педагогический контроль.  Педагогический  контроль  включает  в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений   осваивать   новые   виды   деятельности,   развитие   коммуникативных   способностей,   рост личностного и социального  развития ребёнка.   Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный   путь   развития.   На   основе   полученной   информации   педагог   вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.   Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.  Виды контроля:  текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;  промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме тестирования; итоговая   аттестация,   проводится   в   конце   каждого   учебного   года,   в   форме   тестирования, выполнение   тестовых   упражнений   по   определению   уровня   освоенных   навыков,   а   также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.   Оценивание результатов:  По итогам тестирования каждому обучающемуся выставляется отметка:  зачёт. Особенности содержания программы:  Образовательная   программа   «Ладья»   разработана   составлена   на   основе   программы «Шахматы  в школе»  Э.Э.  Уманская, Е.И.  Волкова,  Е.А.  Прудникова,  и  модифицирует   данную программу,   рекомендованную   Министерством   образования   Российской   Федерации   и опубликованную   в   "Программах   общеобразовательных   учреждений   для   школы   (5   ­   7)   в     двух частях. Часть вторая". ­  М.: Просвещение, 2017, 3­е издание, с. 370 ­ 392.   Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам. Он   охватывает   пятый   класс,   шестой   и   седьмой   классы,   а   также   может   использоваться   в подготовительных к школе группах детского сада, в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста. Этот курс может без труда освоить каждый учитель школы, даже если он совсем не знаком с шахматной игрой.  Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным   количеством   фигур,   блоки   игровых   позиций   на   отдельных   фрагментах   доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.  На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают  силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.         Большое   значение   при   изучении   шахматного   курса   имеет   специально   организованная игровая   деятельность   детей   на   уроках,   использование   приема   обыгрывания   учебных   заданий, создания   игровых   ситуаций.   В   программе   приводится   примерный   перечень   различных дидактических   игр   и   заданий   с   небольшими   пояснениями   к   ним,   дается   вариант   примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических   игрушек,   которые   можно   использовать   в   учебном   процессе   и   сделать   своими руками.   Предлагается   также   перечень   диафильмов,   рекомендательный   список   художественной литературы, которую можно читать на занятиях, и список методической литературы для учителя. Учебно­методический комплекс «Шахматы в школе, первый год» состоит из программы «Шахматы в школе, первый год», учебника для первого года обучения «Шахматы в школе, первый год, рабочей тетради, методического пособия для учителя и рабочей программы. Программой «Шахматы в школе, первый год» предусматривается 34 занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает пять тем: «Сведения из истории шахмат», «Базовые понятия шахматной игры», «Конкурсы решения позиций», «Соревнования», «Шахматные праздники». На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных   тем.   Основной   упор   на   занятиях   делается   на   детальном   изучении   силы   и   слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том,  что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Курс «Шахматы в школе, первый год» разработан в помощь учителям общеобразовательных школ   для   внедрения   его   в   пятые   классы   средней   школы.   Но   он   может   быть   использован   на начальном этапе обучения в шестых классах, а также и седьмых. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. Например, при   изучении   игровых   возможностей   ладьи   детям  одиннадцати   лет  предлагаются   более   легкие дидактические   задания,   чем   детям   двенадцати   лет,   при   этом   последовательность   изложения материала остается прежней. Учебник для первого года обучения «Шахматы в школе, первый год, подобно другим учебникам для   учащихся   содержит   минимум   слов   и   максимум   иллюстративного   материала.   Самый элементарный   шахматный   материал   в   нем   закрепляется   благодаря   большому   количеству дидактических   игр   и   заданий.   Для   изучения   силы   и   слабости   каждой   шахматной   фигуры приводится большое количество заданий. В учебнике или на демонстрационной доске дети сами решают задания, а поучительные положения разыгрывают друг с другом или с учителем. Много страниц учебника занимают задачи на мат в один ход. Приводятся примеры разыгрывания начала шахматной партии, показывается, как наказывают за грубые ошибки одну из сторон. И все это – без шахматной нотации. Пособие для учителей «Шахматы в школе, первый год – серьезное подспорье для педагогов, не умеющих играть в шахматы, но желающих их освоить и преподавать. В этом пособии впервые в мировой практике приводится не только материал, который должны усвоить первоклассники, но даются   и   формы   его   подачи.   Детально   излагается   методика   проведения   каждого   из   34 программных занятий. Подробно описывается, как использовать на уроках учебник «Шахматы в школе, первый год. Здесь же приводятся верные решения (или указывается точный первый ход) большинства учебных положений дидактических заданий и игр из учебника. Перед изложением методики проведения каждого конкретного занятия объясняется минимальный объем шахматных терминов и сведений, которые потребуются учителю именно на этом уроке. Учебно­методический   комплект   «Шахматы   в   школе,   первый   год»   позволит   оснастить необходимыми материалами педагогов, обучающих шахматным азам детей 11­13 лет. Стержень комплекта   –   программа,   учебник   для   учащихся   и   пособие   для   учителя.   В   нем   реализован сравнительно несложный курс начального обучения детей, доступный всем. Его может освоить учитель, незнакомый прежде с азами мудрой игры (что значимо особенно для сельской школы). Предлагаемый   курс   разработан   с   учетом   мирового   опыта   преподавания   шахмат   в   школе   и опирается на ряд нестандартных авторских наработок. В их числе:  детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;  выявление базисной игры первого этапа обучения: фигура против фигуры;  использование игры на фрагментах шахматной доски (3х3, 2х2 и т.п.);  инсценирование на уроках оригинальных дидактических сказок;  применение на уроках нестандартных заданий и игр;  преимущественное использование в учебном процессе положений с ограниченным количеством шахматных фигур; разработка конкретных блоков игровых позиций для каждой дидактической игры; постепенный подвод детей к краеугольному шахматному термину «мат»; разработка дидактических игр и игровых положений для создания компьютерной обучающей шахматной программы; установление   рациональных   соотношений   в   применении   на   уроках   шахматных   диафильмов, викторин, дидактических заданий и сказок. Тематика курса «Шахматы в школе,  первый год».     I. Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры. Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат. Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. Диагонали. Центр шахматной доски. Дидактические игры и игровые задания. «Горизонталь».   Двое   играющих   по   очереди   заполняют   одну   из   горизонтальных   линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.) «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. «Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски. Шахматная нотация. «Адреса» шахматных полей. Шахматные фигуры и начальная позиция Шахматные   фигуры.   Белые   и   черные   фигуры.   Ладья,   слон,   ферзь,   конь,   пешка,   король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур. Дидактические игры и игровые задания. «Волшебный мешочек».  В  непрозрачном  мешочке  по  очереди  прячутся   все   шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана. «Угадай­ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана. «Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма). «Большая и маленькая». Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту. «Кто   сильнее?».   Педагог   показывает   детям   две   фигуры   и   спрашивает:   «Какая   фигура сильнее? На сколько очков?». «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. Начальная позиция. Расстановка фигур перед шахматной партией/ Дидактические игры и игровые задания. «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да   или   нет?».   Педагог   берет   две   шахматные   фигуры,   а   дети   отвечают,   стоят   ли   эти фигуры рядом в начальном положении. «Не зевай!». Педагог говорит какую­либо фразу о начальном положении, например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому­либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать. IV. Ходы и взятие фигур. (основная тема учебного курса) Ладья.  Слон. Ферзь. Конь. Пешка. Король.  Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Слон.     Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона. Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ладьи и слона. Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь – легкая фигура. Конь против ферзя, ладьи, слона. Пешка. Место пешек в начальном положении.   Ладейные,   коневые,   слоновые,   ферзевые,   королевские   пешки.   Ход   пешки.   Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Король.  Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Король против других фигур. Дидактические игры и игровые задания. «Игра   на   уничтожение»  –   важнейшая   игра   курса.   Именно   здесь   все   плюсы   шахмат начинают   «работать»   на   ученика   –   формируется   внутренний   план   действий,   аналитико­ синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной   доске,   уничтожая   каждым   ходом   по   фигуре   (черные   фигуры   считаются заколдованными, недвижимыми). «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Перехитри   часовых».   Белая   фигура   должна   достичь   определенной   клетки   шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой  маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур. «Кратчайший   путь».   За   минимальное   число   ходов   белая   фигура   должна   достичь определенной клетки шахматной доски. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.  «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. «Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. Ценность   фигур.  Знакомство   с   ценностью   шахматных   фигур,   сравнительной   силой шахматных фигур. Понятие «равноценный размен», «неравноценный размен», «качество» Цель шахматной партии. Шах. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат. Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход. Ничья. Пат. Отличие пата   от   мата.   Варианты   ничьей.   Примеры   патовых   ситуаций.   Рокировка.   Длинная   и   короткая рокировка. Правила рокировки. Нападение. Атакующие возможности всех шахматных фигур. Создаем нападения Дидактические игры и игровые задания. Взятие. Взятие на проходе.  Возможность взятие различными фигурами. Знакомство с понятиями «выгодное взятие» и «невыгодное взятие», «взятие на проходе». Научиться находить взятие на проходе в различных позициях. Дидактические   игры   и   игровые   задания.  «Сними   часовых».   Белая   фигура   должна побить все черные фигуры; избирается такой  маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур. «Кратчайший   путь».   За   минимальное   число   ходов   белая   фигура   должна   достичь определенной клетки шахматной доски. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.  «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. «Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. Шах и защита от шаха.  Знакомство с понятием «шах» и способами защиты от него. Дидактические игры и игровые задания. «Шах или не шах». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. «Объяви шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха. Мат. Знакомство с понятием «мат» Дидактические игры и игровые задания. «Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. «Мат в один ход». Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход. Пат – ничья. Знакомство с понятием «пат» Дидактические игры и игровые задания. Рокировка.    Знакомство   с   понятием   «рокировка»   и   «искусственная   рокировка».   Виды рокировки. Условия, при которой может быть сделана рокировка. Дидактические игры и игровые задания. «Рокировка». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можно рокировать или нет. Основные принципы игры в начале партии. Важные моменты в начале партии. Дидактические игры и игровые задания.  Игра всеми фигурами из начального положения.      Шахматная   партия.   Начало   шахматной   партии.   Представления   о   том,   как   начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.  Дидактические игры и игровые задания. «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд. Мат двумя ладьями одинокому королю. Мат ферзем и ладьей одинокому королю. Мат ферзем и королем одинокому королю. Дидактические игры и игровые задания. «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд. «Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. «Мат в один ход». Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход. Материальное преимущество. Нарушение основных принципов игры в начале партии. Дидактические игры и игровые задания.  Игра всеми фигурами из начального положения.      Шахматная   партия.   Начало   шахматной   партии.   Представления   о   том,   как   начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.  Партия – миниатюра. «Детский мат». Способы защиты. Мат «Легеля» и «жертва». Дидактические игры и игровые задания.  Игра всеми фигурами из начального положения.      Шахматная   партия.   Начало   шахматной   партии.   Представления   о   том,   как   начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.  Шахматный этике. Правила поведения партнеров во время игры. Шахматный кодекс.  2. Практико – соревновательная деятельность Шахматные турниры. Шахматные праздники. Конкурсы решения позиций. Повторение основных вопросов курса. Закрепление полученных знаний в ходе игры.    К концу первого года обучения дети должны знать:  шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры. К концу первого года обучения дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса; правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию; различать горизонталь, вертикаль и диагональ; рокировать;      объявлять шах, мат; решать элементарные задачи на мат в один ход. 1­й год обучения № п/п Наименование разделов и тем Учебно­тематический план Количество часов Теория Практика Всего часов 1. Теоретические основы и правила шахматной игры 1 2­30. Из истории шахмат Базовые понятия шахматной игры 1 ч. 29 ч. 1 ч. 30 ч. 15  –   20 минут   на каждом занятии 2. Практико – соревновательная деятельность 4 ч. ­ Соревнования 31­34. Формируемые УУД и планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности. В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение   норм   и   правил   здорового   образа   жизни,   культуры   здоровья   у   обучающихся формируются   познавательные,   личностные,   регулятивные,   коммуникативные   универсальные учебные действия. Основная   образовательная   программа   учреждения   предусматривает   достижение   следующих результатов образования трех уровней: Первый уровень: приобретение школьником социальных знаний, представлений 4 ч. Определять и высказывать простые   и   общие   для   всех   людей   правила   поведения   при сотрудничестве (этические нормы); В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех   простые   правила   поведения, делать   выбор, при   поддержке   других   участников   группы   и педагога, как поступить. Второй уровень: формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества; готовность   и   способность   учащихся   к   саморазвитию,   сформированность   мотивации   к учению и познанию, ценностно­смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально­ личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; Третий уровень: получение школьником опыта самостоятельного социального действия  освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Метапредметными   результатами   программы   внеурочной   деятельности   по   направлению клуба “Ладья” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1.Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно. Проговаривать последовательность действий.                 Учить высказывать своё   предположение   (версию)   на   основе   данного   задания, учить работатьпо   предложенному   учителем   плану,   а   в   дальнейшем   уметь   самостоятельно планировать свою деятельность. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии. Средством   формирования   этих   действий   служит   технология   оценивания   образовательных достижений (учебных успехов). 2. Познавательные УУД: Добывать   новые   знания: находить   ответы на   вопросы,   используя   разные   источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. 3. Коммуникативные УУД:   свою   позицию   до   донести Умение   других:   оформлять   свою мысль. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им. Рост   личностного,   интеллектуального   и   социального   развития   ребёнка,   развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С  ОПИСАНИЕМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 класс (34 часа) Дата Тема Характеристика учебной деятельности учащихся 5а 5б 5в 5г План факт План факт План факт План факт 1. Теоретические основы и правила шахматной игры (30 часов) 07.09 05.09 06.09 01.09 Шахматы   –   мои   друзья. История   возникновения шахмат 14.09 12.09 13.09 08.09 Шахматная доска 21.09 19.09 20.09 15.09 Горизонталь 28.09 26.09 27.09 22.09 Вертикаль 05.10 03.10 04.10 29.09 Диагональ 12.10 10.10 11.10 6.10 Шахматная нотация     партнерами, Беседа о ТБ. Знакомство детей с понятием  «Шахматная игра», с историей  возникновения данного понятия и шахматной  игры в целом Учиться   ориентироваться   на   шахматной доске, правильно размещать шахматную доску между организовывать комфортные отношения с партнерами по игре Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь. Соблюдение   основных   правил   личной гигиены.   Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами:  белое  и  черное  поле,  вертикаль. Соблюдение   основных   правил   личной гигиены. Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами:  белое  и  черное  поле,  диагональ. Соблюдение   основных   правил   личной гигиены. Знакомство с обозначением вертикалей,  горизонталей, шахматных полей, шахматных фигур,  № п\п 1 2 3 4 5 6 7 19.10 17.10 18.10 13.10 Шахматные начальная позиция   фигуры 8 26.10 24.10 25.10 20.10 Ладья 9 09.11 07.11 08.11 27.11 Слон закрепить полученные знания в динамических  шахматных играх. Знакомство расстановкой шахматных фигур в  начальной позиции, месторасположением  короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки в начальной позиции, правило «ферзь любит свой   цвет»,   закрепить   полученные   знания   в динамических шахматных играх. Знакомство с шахматной фигурой «ладья»,  местом ладей в начальной позиции, способом  передвижения ладьи по доске: ход и взятие, понятием «ход фигуры», «невозможный ход», закрепление полученных знаний в динамических  шахматных играх. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности   с   другими   фигурами   без нарушения правил шахматного кодекса Уважать мнение и решение других Соблюдать основные правила личной гигиены. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Знакомство с новой шахматной фигурой  «слон», местом слонов в начальной позиции,  объяснить способы передвижения слона по  доске: ход и взятие. Ввести новые понятия  «белопольный» слон, «чернопольный» слон,  закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности   с   другими   фигурами   без нарушения правил шахматного кодекса Уважать мнение и решение других 10 16.11 14.11 5.11 10.11 Ферзь 11 23.11 21.11 22.11 17.11 Конь 12 30.11 28.11 29.11 24.11 Пешка Соблюдать основные правила личной гигиены. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Знакомство с шахматной фигурой «ферзь»,  местом ферзя в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие, закрепление полученных знаний в  динамических шахматных играх. Научиться  играть фигурой в отдельности и в совокупности   с   другими   фигурами   без нарушения правил шахматного кодекса Уважать мнение и решение других Соблюдать основные правила личной гигиены. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Знакомство с шахматной фигурой «конь»,  месторасположением коня в начальной  позиции, способом передвижения коня по  доске: ход и взятие. Научиться играть  фигурой в отдельности и в совокупности   с   другими   фигурами   без нарушения правил шахматного кодекса Уважать мнение и решение других Соблюдать основные правила личной гигиены. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Познакомиться     с   понятиями:   ход,   взятие, стоять под боем.  Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности   с   другими   фигурами   без нарушения правил шахматного кодекса Уважать мнение и решение других 13 07.12 05.12 06.12 01.12 Превращение пешки 14 14.12 12.12 13.12 08.12 Король 15 16 21.12 28.12 17 11.01 19.12 26.12 09.01 20.12 27.12 10.01 15.12 22.12 12.01 Ценность фигур Нападение Взятие. Взятие на проходе Соблюдать основные правила личной гигиены. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Знакомство с превращением пешки во все  фигуры: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, с  понятием проходная пешка, закрепить  полученные знания в динамических шахматных играх. Делать     выводы,   выяснять   закономерности Анализировать   ситуацию   и   принимать правильное решения Знакомство с шахматной фигурой королем,  месторасположением короля в начальной  позиции, способом передвижения короля по  доске: ход и взятие, закрепить полученные  знания в динамических шахматных играх. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности   с   другими   фигурами   без нарушения правил шахматного кодекса Уважать мнение и решение других Соблюдать основные правила личной гигиены. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию.   Оценивать   правильность   ходов.   Работать   в парах.   Уметь   организовать   комфортные отношения с партнерами по игре. Знакомство с особым ходом пешки: взятием  на проходе, с названием вертикалей,  закрепить полученные знания в динамических  шахматных играх. 18 18.01 19 25.01 06.01 23.01 17.01 24.01 19.01 26.01 Шах и защита от шаха Мат 20 01.02 30.01 31.01 02.02 Пат­ ничья 21 08.02 06.02 07.02 09.02 Рокировка 22 23 15.02 22.02 13.02 20.02 14.02 21.02 16.02 02.03 Основные   принципы   игры в начале партии Мат   двумя   ладьями одинокому королю Уметь организовать комфортные отношения с партнерами   по   игре.   Анализировать положение   фигур   на   шахматной   доске. Оценивать правильность ходов. Познакомиться   с   понятиями:   шах,   защита. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Познакомиться с понятиями: мат. Научиться объявлять шах. Научиться ставить мат. Оценивать   правильность   ходов.   Уметь организовать   комфортные   отношения   с партнерами по игре. Познакомиться   с   понятиями:   пат,   ничья. Оценивать   правильность   ходов.   Уметь организовать   комфортные   отношения   с партнерами по игре. Знакомство с особым ходом короля и ладь: с  рокировкой, короткая и длинная рокировки, с условия при которых рокировка возможна,  закрепить полученные знания в динамических  шахматных играх. Оценивать   правильность   ходов.   Уметь организовать   комфортные   отношения   с партнерами по игре. Развитие понятия дебюта. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Научиться   ставить   мат.   Анализировать положение фигур на шахматной доске. Уметь организовать   отношения партнерами по игре. Оценивать правильность ходов.   комфортные 24 01.03 27.02 28.02 09.03 Мат   ферзем   и   одинокому королю   ладьей Знакомство с техника матования одинокого  короля ферзем и ладьей, закрепление с метода 25 15.03 06.03 07.03 16.03 Мат   ферзем   и   королем одинокому королю 26 22.03 13.03 14.03 23.03 Материальное преимущество 27 05.04 28 12.04 20.03 03.04 21.03 04.04 06.04 13.04   Нарушение основных принципов   игры   в   начале положения Партия ­ миниатюра 29 19.04 10.04 11.04 20.04 Запись шахматной партии 30 26.04 17.04 18.04 27.04 Шахматный этикет   комфортные «лесенка», закрепить полученные знания в  динамических шахматных играх. Анализировать   положение   фигур   на шахматной   доске.   Уметь   организовать комфортные отношения партнерами по игре. Оценивать правильность ходов. Научиться   ставить   мат.   Анализировать положение фигур на шахматной доске. Уметь организовать   отношения партнерами по игре. Оценивать правильность ходов. Понятие   лишняя   фигура.   Значение   слова «зевок». Анализировать положение фигур на шахматной   доске.   Уметь   организовать комфортные отношения партнерами по игре. Оценивать правильность ходов. Анализировать   положение   фигур   на шахматной   доске.   Оценивать   правильность ходов. Познакомиться с элементарными шахматными задачами.   Познакомиться   с   понятиями: Детский мат, и способы защиты от него, «мат Легаля» и «жертва» Познакомиться   с   понятиями:   шахматная нотациия,   «гроссмейстер»,   «соревнование». Научиться   записывать   шахматную   позицию партию. Познакомиться   с   правилами   поведения партнеров   во   время   игры,   понятием «шахматный кодекс» 31­ 34 03.05 10.05 17.05 24.04 08.05 15.05 25.04 02.05 16.05 04.05 11.05 18.05 Шахматный турнир Решение заданий, игровая практика Оценивать   свои   достижения   и   достижения 2. Практико – соревновательная деятельность (4 часа) 24.05 22.05 23.05 25.05 других учащихся. Играть   всеми   фигурами   из   начального положения. Организовывать   комфортные   отношения   с партнерами по игре. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С  ОПИСАНИЕМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6 класс (34 часа) Дата Тема учащихся Характеристика учебной деятельности 6а 6б 6в 6г План факт План факт План факт План факт 1. Теоретические основы и правила шахматной игры (30 часов) 02.09 02.09 02.09 02.09 Шахматы   –   мои   друзья. История   возникновения шахмат 09.09 09.09 09.09 09.09 Шахматная доска 10.09 10.09 10.09 10.09 Горизонталь 23.09 23.09 23.09 23.09 Вертикаль 30.09 30.09 30.09 30.09 Диагональ     партнерами, Беседа о ТБ. Знакомство детей с понятием  «Шахматная игра», с историей  возникновения данного понятия и шахматной  игры в целом Учиться   ориентироваться   на   шахматной доске, правильно размещать шахматную доску между организовывать комфортные отношения с партнерами по игре Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь. Соблюдение   основных   правил   личной гигиены.   Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами:  белое  и  черное  поле,  вертикаль. Соблюдение   основных   правил   личной гигиены. Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами:  белое  и  черное  поле,  диагональ. Соблюдение   основных   правил   личной № п\п 1 2 3 4 5 6 07.10 07.10 07.10 07.10 Шахматная нотация 7 14.10 14.10 14.10 14.10 Шахматные начальная позиция   фигуры 8 21.10 21.10 21.10 21.10 Ладья 9 28.10 28.10 28.10 28.10 Слон гигиены. Знакомство с обозначением вертикалей,  горизонталей, шахматных полей, шахматных фигур,  закрепить полученные знания в динамических  шахматных играх. Знакомство расстановкой шахматных фигур в  начальной позиции, месторасположением  короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки в начальной позиции, правило «ферзь любит свой   цвет»,   закрепить   полученные   знания   в динамических шахматных играх. Знакомство с шахматной фигурой «ладья»,  местом ладей в начальной позиции, способом  передвижения ладьи по доске: ход и взятие, понятием «ход фигуры», «невозможный ход», закрепление полученных знаний в динамических  шахматных играх. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности   с   другими   фигурами   без нарушения правил шахматного кодекса Уважать мнение и решение других Соблюдать основные правила личной гигиены. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Знакомство с новой шахматной фигурой  «слон», местом слонов в начальной позиции,  объяснить способы передвижения слона по  доске: ход и взятие. Ввести новые понятия  «белопольный» слон, «чернопольный» слон,  закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. 10 11.11 11.11 11.11 11.11 Ферзь 11 18.11 18.11 18.11 18.11 Конь 12 25.11 25.11 25.11 25.11 Пешка Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности   с   другими   фигурами   без нарушения правил шахматного кодекса Уважать мнение и решение других Соблюдать основные правила личной гигиены. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Знакомство с шахматной фигурой «ферзь»,  местом ферзя в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие, закрепление полученных знаний в  динамических шахматных играх. Научиться  играть фигурой в отдельности и в совокупности   с   другими   фигурами   без нарушения правил шахматного кодекса Уважать мнение и решение других Соблюдать основные правила личной гигиены. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Знакомство с шахматной фигурой «конь»,  месторасположением коня в начальной  позиции, способом передвижения коня по  доске: ход и взятие. Научиться играть  фигурой в отдельности и в совокупности   с   другими   фигурами   без нарушения правил шахматного кодекса Уважать мнение и решение других Соблюдать основные правила личной гигиены. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Познакомиться     с   понятиями:   ход,   взятие, стоять под боем. 13 02.12 02.12 02.12 02.12 Превращение пешки 14 09.12 09.12 09.12 09.12 Король 15 16 16.12 23.12 17 13.01 16.12 23.12 13.01 16.12 23.12 13.01 16.12 23.12 13.01 Ценность фигур Нападение Взятие. Взятие на проходе Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности   с   другими   фигурами   без нарушения правил шахматного кодекса Уважать мнение и решение других Соблюдать основные правила личной гигиены. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Знакомство с превращением пешки во все  фигуры: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, с  понятием проходная пешка, закрепить  полученные знания в динамических шахматных играх. Делать     выводы,   выяснять   закономерности Анализировать   ситуацию   и   принимать правильное решения Знакомство с шахматной фигурой королем,  месторасположением короля в начальной  позиции, способом передвижения короля по  доске: ход и взятие, закрепить полученные  знания в динамических шахматных играх. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности   с   другими   фигурами   без нарушения правил шахматного кодекса Уважать мнение и решение других Соблюдать основные правила личной гигиены. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию.   Оценивать   правильность   ходов.   Работать   в парах.   Уметь   организовать   комфортные отношения с партнерами по игре. Знакомство с особым ходом пешки: взятием 18 20.01 19 27.01 20.01 27.01 20.01 27.01 20.01 27.01 Шах и защита от шаха Мат 20 03.02 03.02 03.02 03.02 Пат­ ничья 21 10.02 10.02 10.02 10.02 Рокировка 22 23 17.02 03.03 17.02 03.03 17.02 03.03 17.02 03.03 Основные   принципы   игры в начале партии Мат   двумя   ладьями одинокому королю на проходе, с названием вертикалей,  закрепить полученные знания в динамических  шахматных играх. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами   по   игре.   Анализировать положение   фигур   на   шахматной   доске. Оценивать правильность ходов. Познакомиться   с   понятиями:   шах,   защита. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Познакомиться с понятиями: мат. Научиться объявлять шах. Научиться ставить мат. Оценивать   правильность   ходов.   Уметь организовать   комфортные   отношения   с партнерами по игре. Познакомиться   с   понятиями:   пат,   ничья. Оценивать   правильность   ходов.   Уметь организовать   комфортные   отношения   с партнерами по игре. Знакомство с особым ходом короля и ладь: с  рокировкой, короткая и длинная рокировки, с условия при которых рокировка возможна,  закрепить полученные знания в динамических  шахматных играх. Оценивать   правильность   ходов.   Уметь организовать   комфортные   отношения   с партнерами по игре. Развитие понятия дебюта. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Научиться   ставить   мат.   Анализировать положение фигур на шахматной доске. Уметь организовать   отношения партнерами по игре. Оценивать правильность   комфортные 24 10.03 10.03 10.03 10.03 Мат   ферзем   и   одинокому королю   ладьей 25 17.03 17.03 17.03 17.03 Мат   ферзем   и   королем одинокому королю 26 24.03 24.03 24.03 24.03 Материальное преимущество 27 07.04 28 14.04 07.04 14.04 07.04 14.04 07.04 14.04   Нарушение основных принципов   игры   в   начале положения Партия ­ миниатюра 29 21.04 21.04 21.04 21.04 Запись шахматной партии 30 28.04 28.04 28.04 28.04 Шахматный этикет ходов.   комфортные Знакомство с техника матования одинокого  короля ферзем и ладьей, закрепление с метода «лесенка», закрепить полученные знания в  динамических шахматных играх. Анализировать   положение   фигур   на шахматной   доске.   Уметь   организовать комфортные отношения партнерами по игре. Оценивать правильность ходов. Научиться   ставить   мат.   Анализировать положение фигур на шахматной доске. Уметь организовать   отношения партнерами по игре. Оценивать правильность ходов. Понятие   лишняя   фигура.   Значение   слова «зевок». Анализировать положение фигур на шахматной   доске.   Уметь   организовать комфортные отношения партнерами по игре. Оценивать правильность ходов. Анализировать   положение   фигур   на шахматной   доске.   Оценивать   правильность ходов. Познакомиться с элементарными шахматными задачами.   Познакомиться   с   понятиями: Детский мат, и способы защиты от него, «мат Легаля» и «жертва» Познакомиться   с   понятиями:   шахматная нотациия,   «гроссмейстер»,   «соревнование». Научиться   записывать   шахматную   позицию партию. Познакомиться   с   правилами   поведения партнеров   во   время   игры,   понятием «шахматный кодекс» 2. Практико – соревновательная деятельность (4 часа) 31­ 34 05.051 2.05 19.05 26.05 05.05 12.05 19.05 26.05 05.05 12.05 19.05 26.05 05.05 12.05 19.05 26.05 Шахматный турнир Решение заданий, игровая практика Оценивать   свои   достижения   и   достижения других учащихся. Играть   всеми   фигурами   из   начального положения. Организовывать   комфортные   отношения   с партнерами по игре. № п\п 1 2 3 4 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С  ОПИСАНИЕМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7 класс (34 часа) Дата Тема учащихся Характеристика учебной деятельности 7а 7б 7в 7к План факт План факт План факт План факт 1. Теоретические основы и правила шахматной игры (30 часов) 04.09 05.09 01.09 06.09 Шахматы   –   мои   друзья. История   возникновения шахмат 11.09 12.09 08.09 13.09 Шахматная доска 18.09 19.09 15.09 20.09 Горизонталь 25.09 26.09 22.09 27.09 Вертикаль     партнерами, Беседа о ТБ. Знакомство детей с понятием  «Шахматная игра», с историей  возникновения данного понятия и шахматной  игры в целом Учиться   ориентироваться   на   шахматной доске, правильно размещать шахматную доску между организовывать комфортные отношения с партнерами по игре Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь. Соблюдение   основных   правил   личной гигиены.   Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами:  белое  и  черное  поле,  вертикаль. Соблюдение   основных   правил   личной гигиены. 5 6 02.10 03.10 29.09 04.10 Диагональ 09.10 10.10 06.10 11.10 Шахматная нотация 7 16.10 17.10 13.10 18.10 Шахматные начальная позиция   фигуры 8 23.10 24.10 20.10 25.10 Ладья 9 06.11 07.11 27.10 08.11 Слон Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами:  белое  и  черное  поле,  диагональ. Соблюдение   основных   правил   личной гигиены. Знакомство с обозначением вертикалей,  горизонталей, шахматных полей, шахматных фигур,  закрепить полученные знания в динамических  шахматных играх. Знакомство расстановкой шахматных фигур в  начальной позиции, месторасположением  короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки в начальной позиции, правило «ферзь любит свой   цвет»,   закрепить   полученные   знания   в динамических шахматных играх. Знакомство с шахматной фигурой «ладья»,  местом ладей в начальной позиции, способом  передвижения ладьи по доске: ход и взятие, понятием «ход фигуры», «невозможный ход», закрепление полученных знаний в динамических  шахматных играх. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности   с   другими   фигурами   без нарушения правил шахматного кодекса Уважать мнение и решение других Соблюдать основные правила личной гигиены. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Знакомство с новой шахматной фигурой  «слон», местом слонов в начальной позиции,  объяснить способы передвижения слона по  доске: ход и взятие. Ввести новые понятия 10 13.11 14.11 10.11 15.11 Ферзь 11 20.11 21.11 17.11 22.11 Конь «белопольный» слон, «чернопольный» слон,  закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности   с   другими   фигурами   без нарушения правил шахматного кодекса Уважать мнение и решение других Соблюдать основные правила личной гигиены. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Знакомство с шахматной фигурой «ферзь»,  местом ферзя в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие, закрепление полученных знаний в  динамических шахматных играх. Научиться  играть фигурой в отдельности и в совокупности   с   другими   фигурами   без нарушения правил шахматного кодекса Уважать мнение и решение других Соблюдать основные правила личной гигиены. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Знакомство с шахматной фигурой «конь»,  месторасположением коня в начальной  позиции, способом передвижения коня по  доске: ход и взятие. Научиться играть  фигурой в отдельности и в совокупности   с   другими   фигурами   без нарушения правил шахматного кодекса Уважать мнение и решение других Соблюдать основные правила личной гигиены. Уметь организовать комфортные отношения с 12 27.11 28.11 24.11 29.11 Пешка 13 04.12 05.12 01.12 06.12 Превращение пешки 14 11.12 12.12 08.12 13.12 Король 15 16 18.12 25.12 19.12 26.12 15.12 22.12 20.12 27.12 Ценность фигур Нападение партнерами по игре. Познакомиться     с   понятиями:   ход,   взятие, стоять под боем.  Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности   с   другими   фигурами   без нарушения правил шахматного кодекса Уважать мнение и решение других Соблюдать основные правила личной гигиены. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Знакомство с превращением пешки во все  фигуры: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, с  понятием проходная пешка, закрепить  полученные знания в динамических шахматных играх. Делать     выводы,   выяснять   закономерности Анализировать   ситуацию   и   принимать правильное решения Знакомство с шахматной фигурой королем,  месторасположением короля в начальной  позиции, способом передвижения короля по  доске: ход и взятие, закрепить полученные  знания в динамических шахматных играх. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности   с   другими   фигурами   без нарушения правил шахматного кодекса Уважать мнение и решение других Соблюдать основные правила личной гигиены. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию.   Оценивать   правильность   ходов.   Работать   в 17 15.01 09.01 12.01 10.01 Взятие. Взятие на проходе 18 22.01 19 29.01 16.01 23.01 19.01 26.01 17.01 24.01 Шах и защита от шаха Мат 20 05.02 30.01 02.02 31.01 Пат­ ничья 21 12.02 06.02 09.02 07.02 Рокировка парах.   Уметь   организовать   комфортные отношения с партнерами по игре. Знакомство с особым ходом пешки: взятием  на проходе, с названием вертикалей,  закрепить полученные знания в динамических  шахматных играх. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами   по   игре.   Анализировать положение   фигур   на   шахматной   доске. Оценивать правильность ходов. Познакомиться   с   понятиями:   шах,   защита. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Познакомиться с понятиями: мат. Научиться объявлять шах. Научиться ставить мат.   Уметь Оценивать   правильность   ходов. организовать   комфортные   отношения   с партнерами по игре. Познакомиться   с   понятиями:   пат,   ничья. Оценивать   правильность   ходов.   Уметь организовать   комфортные   отношения   с партнерами по игре. Знакомство с особым ходом короля и ладь: с  рокировкой, короткая и длинная рокировки, с условия при которых рокировка возможна,  закрепить полученные знания в динамических  шахматных играх. Оценивать   правильность   ходов.   Уметь организовать   комфортные   отношения   с партнерами по игре. Развитие понятия дебюта. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.   Анализировать 22 23 19.02 26.02 13.02 20.02 16.02 02.03 14.02 21.02 Основные   принципы   игры в начале партии Мат   двумя   ладьями Научиться   ставить   мат. одинокому королю 24 05.03 27.02 09.03 28.02 Мат   ферзем   и   одинокому королю   ладьей 25 13.03 06.03 16.03 07.03 Мат   ферзем   и   королем одинокому королю 26 19.03 13.03 23.03 14.03 Материальное преимущество 27 02.04 28 09.04 20.03 03.04 06.04 13.04 21.03 04.04   Нарушение основных принципов   игры   в   начале положения Партия ­ миниатюра 29 16.04 10.04 20.04 11.04 Запись шахматной партии положение фигур на шахматной доске. Уметь организовать   отношения партнерами по игре. Оценивать правильность ходов.   комфортные   комфортные Знакомство с техника матования одинокого  короля ферзем и ладьей, закрепление с метода «лесенка», закрепить полученные знания в  динамических шахматных играх. Анализировать   положение   фигур   на шахматной   доске.   Уметь   организовать комфортные отношения партнерами по игре. Оценивать правильность ходов. Научиться   ставить   мат.   Анализировать положение фигур на шахматной доске. Уметь организовать   отношения партнерами по игре. Оценивать правильность ходов. Понятие   лишняя   фигура.   Значение   слова «зевок». Анализировать положение фигур на шахматной   доске.   Уметь   организовать комфортные отношения партнерами по игре. Оценивать правильность ходов. Анализировать   положение   фигур   на шахматной   доске.   Оценивать   правильность ходов. Познакомиться с элементарными шахматными задачами.   Познакомиться   с   понятиями: Детский мат, и способы защиты от него, «мат Легаля» и «жертва» Познакомиться   с   понятиями:   шахматная нотациия,   «гроссмейстер»,   «соревнование». Научиться   записывать   шахматную   позицию партию. 30 23.04 17.04 27.04 18.04 Шахматный этикет Познакомиться   с   правилами   поведения партнеров   во   время   игры,   понятием «шахматный кодекс» 2. Практико – соревновательная деятельность (4 часа) 31­ 34 30.04 07.05 14.05 21.05 24.04 08.05 15.05 22.05 04.05 11.05 18.05 25.05 25.04 02.05 16.05 23.05 Шахматный турнир Решение заданий, игровая практика Оценивать   свои   достижения   и   достижения других учащихся. Играть   всеми   фигурами   из   начального положения. Организовывать   комфортные   отношения   с партнерами по игре. Нормативные документы Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования 2009г.  Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября  2009 г. № 373  Примерная программа Министерства образования и науки Российской Федерации на основе  Федерального государственного образовательного стандарта  среднего общего образования 2017г. Учебно­методическая литература для учителя № Автор,  год издания Название пособий Вид пособия 1 2 Е.А. Прудникова. Программа курса Шахматы в школе,  первый год,  ­Москва: Просвещение, 2017 Е.А. Прудникова.  Шахматы в школе, первый год,  ­Москва: Просвещение, 2017. Сборник программ Пособие для  учителя 3 Авербах   Ю. “Что   нужно   знать   об   эндшпиле”.   /   М.:   ФиС, 1979. 4 Авербах   Ю.,   Бейлин   М. Путешествие   в   шахматное 5 6 королевство. / М.: ФиС, 1972. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,2015. Гришин   В.,   Ильин   Е. Шахматная   азбука.   /   М.:   Детская литература, 1980. 7 Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986. 8 Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985. Злотник Б., Кузьмина С. Курс­минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990. 9 10 Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983. 11 Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990. 12 Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992. 13 Князева   В. Уроки   шахмат   в   общеобразовательной   школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987. 14 Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984. 15 Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986. 16 Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980. 17 Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960. 18 Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984. 19 Программы   общеобразовательных   учреждений.   Начальные классы. / М.: Просвещение, 2017. 20 Сухин   И. Приключения   в   шахматной   стране.   /   М.: Педагогика, 1991; 21 Шахматы   –   школе.   Сост. Б.Гершунский,   А.Костьев.   /   М.: Педагогика, 1991; 22 Сухин   И. Шахматы,   первый   год,   или   Там   клетки   черно­ белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.2016. 23 Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. 24 Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981. 25 Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 2016. 26 Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979. 27 Шахматы   как   предмет   обучения   и   вид   соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986. 28 Шахматы.   Энциклопедический   словарь.   /   М:   Советская энциклопедия, 1990. 29 Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976 30  ://   chess http     .  cs   .  msu   .  su. Интернет – ресурс Учебная литература для обучающихся № Автор, год издания Название пособий Вид пособия 1  «Шахматы в школе» 1­ый год  обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А., М.:  Просвещение», 2017 г Учебник Учебник для школы  в 2­х частях  На занятиях используются: Материально­техническое обеспечение.    словарь шахматных терминов; комплекты шахматных фигур с досками – 15–штук. демонстрационная доска Октябрь Октябрь­ ноябрь Октябрь­ декабрь Декабрь Январь­март Апрель ЕЖЕГОДНЫЙ ГРАФИК СОРЕВНОВАНИЙ Личное школьное первенство Подготовка к городским соревнованиям на приэ Белая Ладья. Первенство города на приз БЕЛАЯ ЛАДЬЯ. Приложение 1 Первенство по шахматам среди начинающих шахматистов. Квалификационные турниры на 3 спортивные разряды по шахматам (на базе спорт школы Сибирь) Экскурсия в городской  шахматный  клуб. Первенство   средней   школы   по   шахматам   среди   новичков   (участники ученики. 5,6,7 классов)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)

Программа внеурочной деятельности по шахматам. (5-7 класс, Шахматы в школе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2017