Государственное бюджетное образовательное учреждение муниципального района Красноярский Самарской области
основная общеобразовательная школа
с. Колодинка
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор________ Зам. директора по УВР на школьном МО
________/Пуршев А.В./ _______/Прохорова Е.А./ Руководитель _______Миронова Р.Л.
«___»_______2016 «___»__________2016 Протокол от «__»_____2016
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«По тропе здоровья»
по спортивно-оздоровительному направлению»
(модифицированная)
1-4 кл.
Возраст детей: 7-10.
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Никишина Ю.П.,
учитель начальных классов
с. Колодинка
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным
общеобразовательным стандартом, на основе «Внеурочной деятельности школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов –
М.: Просвещение, 2011».
Программа
рассчитана: на 34 часа (1 час неделю).
Данная программа по внеурочной деятельности адаптирована для преподавания в
малокомплектной сельской школе.
Здоровье
человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке
она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников
вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия
является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками
двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение
частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с
получением общего среднего образования.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон
веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о
чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью,
быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую
выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического
воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное
отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа
для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это
один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они
нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют
совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического
равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты
реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым
настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных
эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и
доступны детям.
Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление
костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки
детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие
в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и
мелкие мышцы тела.
Алгоритм работы с играми.
1 Знакомство с содержанием игры.
2 Объяснение содержания игры.
3 Объяснение правил игры.
4 Разучивание игр.
5 Проведение игр.
Цель
программы:
создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка
средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «По тропе здоровья» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «По тропе здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
В результате
освоения программного материала по внеурочной деятельности обучающиеся 1-4
класса должны:
иметь представление:
уметь:
Тематическое
планирование 1-4 классы
№ п\п |
Тема занятия |
Количество часов |
1. |
Формирование системы знаний о ЗОЖ (ЗОЖ) |
3 |
2. |
Игры на совершенствование навыков бега и скоростных способностей (ИБ) |
3 |
3. |
Игры на совершенствование навыков в прыжках (ИП) |
2 |
4. |
Игры на совершенствование метаний на дальность (ИМ) |
4 |
5. |
Спортивный калейдоскоп (СК) |
17 |
6. |
Динамические прогулки. (Д) |
5 |
|
Итого |
34 |
Содержание программы
Введение
Правила
безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Значение подвижных игр
для здорового образа жизни. Способы деления на команды (группы). Разучивание
считалок.
Профилактика детского травматизма. Знакомство с правилами дыхания во время
прыжков.
Игры на совершенствование навыков бега и скоростных способностей
«Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «У медведя во бору»,
«Палочка-выручалочка», «Филин и пташки», «Фанты», «Краски», «Горелки», «Кот и
мышь», «Пятнашки», «К своим флажкам», «Ловишка в кругу»
Игры на совершенствование навыков в прыжках
«Прыгающие воробушки», «Коршун», «Волк во рву», «Два мороза», «Заяц без
логова». «Птицелов», «Шлепанки».
Игры на совершенствование метаний на дальность и точность
«Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Точный расчет», «Лапта», «Блуждающий
мяч», «Шар», «Выгони мяч», «Гонка мяча по улице».
Спортивный калейдоскоп приобщает детей к миру спорта, это своеобразный экскурс в баскетбол, волейбол, футбол.
Игры: «Удочка», «Передал – садись», «Лошадки», «Бросай – поймай», «Выстрел в
небо», «Точная передача», «Мяч в ворота», «Мячик кверху», «Большой мяч».
Динамические прогулки. Тематические прогулки.
Календарно-тематическое планирование 1-4 классы
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Экскурсия в осенний лес. «Красота осенней природы» |
1 |
|
2 |
Игры наших родителей. Фанты, горелки. |
1 |
|
3 |
Значение подвижной игры для здорового образа жизни (ЗОЖ) |
1 |
|
4 |
Способы деления на команды (группы). Разучивание считалок (ЗОЖ) |
1 |
|
5 |
Игры на совершенствование навыков бега. «Гуси-Лебеди», «Обыкновенные жмурки» (ИБ) |
1 |
|
6 |
Игры на совершенствование навыков бега. «У медведя во бору», «Палочка-выручалочка» (ИБ) |
1 |
|
7 |
Игры на совершенствование навыков бега. «Краски», «Горелки» (ИБ) |
1 |
|
8 |
Игры на совершенствование навыков в прыжках. «Прыгающие воробушки» (ИП) |
1 |
|
9 |
Игры на совершенствование навыков в прыжках. «Коршун» (ИП) |
1 |
|
10 |
Динамическая прогулка. В гостях у леса. (Д) |
1 |
|
11 |
Игры на совершенствование метаний на дальность и точность. «Кто дальше бросит» (ИМ) |
1 |
|
12 |
Игры на совершенствование метаний на дальность и точность. «Шар» (ИМ) |
1 |
|
13 |
Игры на совершенствование метаний на дальность и точность. «Метко в цель» (ИМ) |
1 |
|
14 |
Игры на совершенствование метаний на дальность и точность. «Точный расчет» (ИМ) |
1 |
|
15 |
Упражнения на ловкость и координацию. Подвижная игра «Удочка» (СК) |
1 |
|
16 |
Упражнения на ловкость и координацию. Игра «Охотники и утки» (СК) |
1 |
|
17 |
Упражнения на ловкость и координацию. Эстафета. (СК) |
1 |
|
18 |
Упражнения на ловкость и координацию. «Заяц без логова» (СК) |
1 |
|
19 |
Динамическая прогулка. «Сказки зимнего леса» (Д) |
1 |
|
20 |
Урок – экскурс. «Баскетбол. Стойка баскетболиста». Игра «Передал-садись» (СК) |
1 |
|
21 |
Баскетбол. Стойка баскетболиста. Броски мяча на меткость. (СК) |
1 |
|
22 |
Баскетбол. Стойка баскетболиста. Броски мяча на скорость. (СК) |
1 |
|
23 |
Ведение и передача баскетбольного мяча. «Удочка» (СК) |
1 |
|
24 |
Ведение и передача баскетбольного мяча. Соревнование (СК) |
1 |
|
25 |
Ведение и перебрасывание баскетбольного мяча. (СК) |
1 |
|
26 |
Броски волейбольного мяча в цель (на полу) (СК) |
1 |
|
27 |
Броски волейбольного мяча в корзину (в форме игры на метание) (СК) |
1 |
|
28 |
Подвижные игры на материале волейбола (СК) |
1 |
|
29 |
Урок-экскурс. «Футбол. Удар по неподвижному и катящемуся мячу» (СК) |
1 |
|
30 |
Футбол. Подвижная игра. «Точная передача» (СК) |
1 |
|
31 |
Футбол. Подвижная игра «Мяч в ворота» (СК) |
1 |
|
32 |
Экскурсия в весенний лес. (Д) |
1 |
|
33 |
Урок-игра. Мини-футбол. (СК) |
1 |
|
34 |
Урок-игра. Мини-футбол. (СК) |
1 |
|
Планируемые
результаты:
- высокий уровень мотивации здорового образа жизни;
- укрепление здоровья и повышение физической подготовленности и выносливости;
- расширение кругозора о подвижных играх и забавах;
- соблюдение дисциплины, правил безопасного поведения в местах проведения спортивных
игр и занятий спортом,
- самостоятельная организация и проведение подвижных игр в малых группах сверстников;
- соблюдение норм общения и взаимодействия с одноклассниками и сверстниками в
процессе подвижных игр и занятий спортом;
- владение двигательными действиями, составляющими содержание подвижных игр –
проявление самостоятельности в принятии адекватных решений в условиях игровой
деятельности.
Список дополнительной литературы
1 Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
2 Программы внеурочной деятельности. Системы Занкова: сборник программ/ сост. Е.Н. Петрова. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
3 Физическая культура. 1-11 классы: подвижные игры на уроках и во внеурочное время / авт.-сост. С.Л. Садыкова, Е.И. Лебедева. – Волгоград: Учитель, 2008.
4 Простые игры для физического развития/ Б. Шер; пер. с англ. В.В. Гуринович. – Минск: «Попурри», 2008
5 Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
Интернет - ресурсы:
http://74444s007.edusite.ru
sk1ost.narod.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.