Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса
Оценка 4.7

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
технология
5 кл
29.04.2017
Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса
Программа внеурочной деятельности «Рукодельница» по духовно-нравственному направлению разработана в соответствии с авторской программой основного общего образования «Декоративно – прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение 2010), составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта.Программа внеурочной деятельности «Рукодельница» по духовно-нравственному направлению разработана в соответствии с авторской программой основного общего образования «Декоративно – прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение 2010), составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта. Декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.
Рукодельница.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя  общеобразовательная  школа №93 Барабинского района Новосибирской области                                                                        Принята:                                                                        Педагогическим советом школы                                                                        Протокол от «29» августа 2014г. №14                                                                        Утверждаю:                                                                        Директор школы __________ Д.В. Судариков                                                                        Приказ от «29» августа 2014г. №239­од ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ на 2014­2015 учебный год «РУКОДЕЛЬНИЦА» Напраление: духовно­нравственное Вид деятельности: творческая мастерская Количество часов: 35/1 Возраст школьников: 5 классы                                                   Разработчик: Адутова  Юлия Александровна,                                                                                               учитель технологии                                                                            I квалификационной категории г. Барабинск Пояснительная записка               Программа   внеурочной   деятельности   «Рукодельница»   по   духовно­нравственному направлению    разработана   в   соответствии   с   авторской   программой   основного   общего образования «Декоративно – прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение 2010), составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта.             Декоративно­прикладное   искусство   ­   один   из   самых   важных   и   древнейших   видов искусства.   Произведения   декоративно­прикладного   искусства   обладают   художественно­ эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде. Обучающиеся   становятся   участниками   увлекательного   процесса   создания   полезных   и красивых   изделий.   Декоративно­прикладное   искусство,   как   никакой   другой   вид   учебно­ творческой   работы   школьников,   позволяет     формировать   эстетический   вкус,   вооружать учащихся   техническими   знаниями,   вести   психологическую   и   практическую   подготовку   к труду,   к   выбору   профессии.   Изделия   декоративно­прикладного   творчества   органически сочетают   в   себе   эстетически   выразительные   моменты.   В   них   сосредоточено   единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние   на   его   образ   жизни.  Декоративно­прикладное   искусство   ­   удивительный   вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы существует  особенность ­ чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия.         Некоторые популярные сейчас виды декоративно­прикладного искусства были рождены в далеком прошлом. Любой народ должен хранить традиции своих предков, ведь без этого, как известно не может быть будущего. Поэтому и отношение к народному искусству  особенное. Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно­прикладного творчества;   приобщает   к   большому   и   разнообразному   миру   искусства;   удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками.         Цель  программы «Рукодельница» является формирование творческих, эстетических способностей обучающихся путем создания условий для самореализации личности.       Задачи программы: Воспитание уважения к народным традициям. Развитие познавательной активности и самостоятельности. Развитие индивидуальных и творческих способностей. Формирование технологической и художественной культуры.              Программа внеурочной деятельности  «Рукодельница»  предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на год обучения.  Отводится  1 час в неделю (35 часов за  год). Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Рукодельница»               Программа знакомит  обучающихся с удивительным миром народного прикладного творчества. На занятиях девочки познакомятся с тряпичной куклой, которая была наиболее распространенной игрушкой в русской деревне,  народной вышивкой, её знаками и символами, научатся   работать   с   тканью,   выполнять   художественную   обработку   кожи,   изготавливать мягкие   игрушки,   поделки   из   муки   и   соли,   которые   в   старину     называли   хлебосольки, природных материалов, нетрадиционных материалов, освоят ниточный дизайн.         Овладение школьниками программой не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных   работ   является   способность   поставлять   на   рынок   товаров   и   услуг уникальный продукт.        Обучение проводится в двух направлениях: ­ усвоение теоретических знаний; ­ формирование практических навыков.        Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, экскурсия, а также выполнение практических заданий.      Программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению   знаний,     занятия   для   каждого   обучающегося   дают   больше   возможностей   для творческого и эстетического развития личности. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса  внеурочной деятельности «Рукодельница» Личностными результатами освоения обучающимися программы являются: ­    проявление познавательных интересов и активности в данной области программы; ­ выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; ­    развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; ­     овладение   установками,   нормами   и   правилами   научной   организации   умственного   и физического труда; ­     самооценка   умственных   и   физических   способностей   для   труда   в   различных   сферах   с позиций будущей социализации и стратификации; ­ становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; ­   осознание   необходимости   общественно   полезного   труда   как   условия   безопасной   и эффективной социализации; ­   бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; ­   готовность   к   рациональному   ведению   домашнего   хозяйства, технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; ­  самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.  проявление   технико­ Метапредметными результатами освоения программы являются: ­  поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; ­   самостоятельная   организация   и   выполнение   различных   творческих   работ   по   созданию изделий; ­  виртуальное и натурное моделирование  объектов и технологических процессов; ­  отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; ­   выбор   для   решения   познавательных   и   коммуникативных   задач   различных   источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет­ресурсы и другие базы данных; ­   использование   дополнительной   информации   при   проектировании   и   создании   объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость; ­   согласование и координация совместной познавательно­трудовой деятельности с другими еёучастниками; ­     оценивание   своей   познавательно­трудовой   деятельности   с   точки   зрения   нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; ­   соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; ­   соблюдение   норм   и   правил   безопасности   познавательно­трудовой   деятельности   и созидательного труда. Предметными результатами освоения учащимися  программы являются: В познавательной сфере: ­   рациональное   использование   учебной   и   дополнительной   технической   и   технологической информации для проектирования и создания объектов труда; ­  оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; ­ ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; ­   владение   способами   научной   организации   труда,   формами   деятельности,   соответствую­ щими культуре труда. В трудовой сфере: ­  планирование технологического процесса и процесса труда; ­  подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; ­   подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально­ энергетических ресурсов; ­  соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; ­  соблюдение трудовой и технологической дисциплины; ­   обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда; ­ подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения; ­  расчет себестоимости продукта труда; ­  примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг. В мотивационной сфере: ­  оценивание своей способности и готовности к труду; ­  оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности; ­  выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; ­   согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно­трудовой деятельности; ­  осознание ответственности за качество результатов труда; ­  наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; ­   стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: ­  дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ; ­  моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ; ­  разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда; ­ эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда. В коммуникативной сфере: ­  публичная презентация и защита  изделия, продукта труда или услуги; ­  разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов. В физиолого­психологической сфере: ­  развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; ­ достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; ­   соблюдение   требуемой   величины   усилия,   прикладываемого   к   инструменту,   с   учетом технологических требований; ­  сочетание образного и логического мышления в процессе изготовления изделия. Содержание курса внеурочной деятельности «Рукодельница» Вводное занятие (1 час)         Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного  искусства. История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе. Виды декоративно­прикладного искусства (1 час)       Основные виды декоративно­прикладного искусства. Развитие декоративно­прикладного искусства, его роль в организации жизни общества и формировании материально­духовной среды жизни людей. Особый смысл декора (украшения) в декоративно­прикладном искусстве. Мода и её связь с декоративным искусством. Работа с природными материалами (4 часа)          Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно­декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие вос­ приятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.   Техника   безопасности   при   работе   с   природным   материалом.   Экскурсия   в   парк.   Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны,   берёзы,   цветы,   семена   и   т.   д.).   Правила   просушивания   и   хранения   природных материалов, необходимых для различных поделок. Гербарий. Этапы выполнения гербария. Практические работы:   сбор природного материала для работы над аппликациями;  работа с гербариями «Лекарственные растения нашего леса», «Полевые цветы»;  создание букета из сухих цветов, тематических композиций;  работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек (оформление панно). Работа с различными тканями (8 часов)        Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки, тряпичной куклой. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки. Выполнение ручных и машинных  швейных работ.  Практические работы:  изготовление тряпичных кукол; освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой при выполнении ручных работ и при работе на  швейной машине; выполнение ручных стежков; цветовое оформление мягкой игрушки; изготовление мягкой игрушки. Вышивка (4 часа)         Вышивка ­ один из самых распространенных видов декоративно­прикладного искусства. Изучение вышивки, как части духовного и материального наследия, способствует воспитанию уважения   к   истории   и   традициям,   развитию   чувства   красоты   и   гармонии,   способность воспринимать мир художественных образов. Традиционная техника (художественная гладь, крест).   Знания   композиции,   орнамента,   цветоведения.   Знакомство   с   основами   дизайна   и художественного оформления. Практические работы:  Вышивание картин: натюрмортов, пейзажей, портретов, изображений животных. Работа с соленым тестом (5 часов)         Вид   народного   творчества   ­   игрушки   из   соленого   теста.   Виды   соленого   теста,   виды красителей, способы изготовления, применяемые инструменты и материалы. Приготовление соленого теста.     Изготовление  изделий.  Создание  эскизов  по желанию  учащихся   изделий. Тепловая обработка изделия: сушка и обжиг. Практические работы: изготовление работ из соленого теста (цветы, медальоны); оформление изделий ( раскрашивание); изделия по желанию учащихся: символ будущего года, различные подарки. Работа с нетрадиционными материалами (6 часов)                При работе с нетрадиционными материалами дети учатся анализировать свойства изучаемого материала, знакомятся с технологическими приемами обработки и изготовления изделия. Нетрадиционные материалы такие как: пластиковая посуда и  бутылки; упаковочный тарный и кондитерский картон; жестяные банки, упаковки с ячейками в коробках,  поролон, пенопласт интересны и вполне доступны в использовании. Практические работы: изготовление веера из пластиковых вилок; изготовление тюльпана и розы из пластиковых ложек; изготовление пано из пластиковой посуды и упаковочного картона.   Кожная пластика (5 часов)        Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных  Практические работы:  подготовка кожи к работе;  работа над эскизом; подбор материала для работы;  оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов. Выставка­ярмарка (1 час)             Подведение   итогов.   Подготовка   итоговой   выставки   ­   ярмарки   работ   школьников. Организация   и   проведение   школьной   выставки­ярмарки.   Награждение   авторов   наиболее интересных творческих работ. Практическая работа:  проведение выставки­ярмарки. Тематическое планирование № п/п Наименрование разделов Всего часов Количество часов Теория Практика 1 2 3 4 5 6 Вводное занятие Виды декоративно­ прикладного искусства Работа с природными материалами Работа с различными тканями Вышивка Работа с соленым тестом 1 1 4 8 4 5 1 1 1 1 1 2 ­ ­ 3 7 3 3 7 8 9 Работа с нетрадиционными материалами Кожная пластика Выставка­ярмарка работ школьников Итого: 6 5 1 35 1 1 ­ 9 5 4 1 26                                                                                                                            Календарно ­ тематический план для 5 класса № п/п Тема занятия Общее кол­ во часов Теория Практика Сроки проведе­ ния Вводное занятие (1 час) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Водное занятие 1 1 Виды декоративно­прикладного искусства (1 час)      Основные виды декоративно­ прикладного искусства 1 1 Работа с природными материалами (4 часа) Экскурсия  в парк Гербарий. Этапы выполнения  Создание букета из сухих цветов Оформление панно 1 1 1 1 1 Работа с различными тканями (8 часов) 1 Мягкая игрушка Изготовление тряпичных кукол ТБ со швейной иглой при выполнении  ручных работ и при  работе на  швей­ ной машине Выполнение ручных стежков Цветовое оформление мягкой игрушки Технология кройки  различных деталей мягкой игрушки. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13­14 Изготовление мягкой игрушки «котик» 2 Вышивка (4 часа) 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35   История вышивки Техника (художественная гладь, крест) Композиция, орнамент Вышивание картины (по желанию) 1 1 1 1 Работа с соленым тестом (5 часов) Соленое тесто, способы приготовления Изготовление изделия (игрушки,цветы) Изготовление изделия Тепловая обработка изделия Оформление изделия (раскрашивание) 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с нетрадиционными материалами (6 часов) Нетрадиционные материалы и их  обработка История возникновения столовых  приборов Изготовление тюльпана Изготовление веера Изготовление розы Оформление панно 1 1 1 1 1 1 Кожная пластика (5 часов) Художественная обработка кожи Техника изготовления декоративного  изделия Изготовление броши сувенира Изготовление сувенира Оформление тематического панно 1 1 1 1 1 Выставка­ярмарка (1 час) Выставка изделий Итого: 1 35 1 1 9 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26 Учебно ­ методическая, информационная, материально – техническая база 1. Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. — М., 2009. 2. Г у л ь я н ц  Э. К. Что можно сделать из природного материала / Э. К. Гульянц. — М., 1991. 3. Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству 5­7 классы. «Учитель», Волгоград 2010 4. «Декоративно   –   прикладное   искусство»   О.А.   Кожиной,   (Примерные   программы внеурочной   деятельности.   Начальное   и   основное   образование   /   [В.   А.   Горский, А.А.Тимофеев,   Д.В.   Смирнов   и   др.]   под   ред.   В.А.   Горского.   –   М.:   Просвещение 2010),Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. — М., 2009. 5. И л ь и н  М. П. Школьный гербарий / М. П. Ильин. — М., 1997. 6. Н а г и б и н а  М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры / М. И. Нагибина. — Ярославль, 1997. 7. Маркуцкая С.Э. Тесты по технологии. «Обслуживающий труд» 5­7 классы. «Экзамен» ­  М.: 2009 8. Мерсиянова,   Г.   Н.   Швейное   дело.   5–6   классы   /   Г.   Н.   Мерсиянова   [и   др.].   –   М.   : Просвещение, 2008.  Межуева Ю.В. Рабочая тетрадь по технологии  5 класс / Саратов : «Лицей», 2008. 9. 10.   Хуравская, В. М. Десять творческих проектов для учащихся 5–9 классов / В. М. Хуравская, В. Д. Симоненко. – Брянск : НИЦ «Октид», 2000. 11. Юдина Н.А. Русские традиции и обряды.­  М.: Вече, 2000. Оборудование и раздаточные материалы: Швейные машины – 14 штук Оверлог – 2 штуки Утюг – 2 штуки Гладильная доска – 1 штука Ножницы – 15 штук Набор ручных игл – 3 штуки Наперсток – 10 штук Сантиметровые ленты – 10 штук Набор образцов ткани и ниток – 2 штуки Линейки,   нитки,   ткань,   спицы,     мелки,     шаблоны,   лекала,   бумага   –   белая,   цветная, миллиметровая, клей, цветные карандаши. Ресурсы интернета: http://festival.1september.ru/  hhttp://trudovik.ucoz.ua/load/12­1­0­360    ttp://www.openclass.ru/lessons/48792 http://wiki.pskovedu.ru/index.php/ http://www.sdelaet.ru/?page_id=72 http://www.my­plants.ru/2008/07/ampelnye­rasteniya/   p=i/photogallery/dk­008.jpg     http://www.disint.ru/one_photo.php?

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница" для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2017