Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"
Оценка 4.6

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
классное руководство +1
Взрослым
03.06.2017
Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"
Данная программа разработана Александровой Ириной Александровной и Зюзиной Еленой Владимировной и реализуется в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Гимназия «Гармония» Великого Новгорода и имеет естественнонаучную направленность. Программа преемственна по отношению к начальному общему образованию и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности. Данная программа согласуются с программами социализации и профессиональной ориентации обучающихся на уровне основного общего образования и предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение личностно и социально-значимой проблемы. Новизна программы состоит в том, что она представляет собой алгоритм действий по созданию научно-исследовательской работы учащихся. Программа может быть использована для организации образовательного процесса в школьном научном обществе, а также педагогом для проведения научно-исследовательской работы учащихся по любому предмету школьного курса. Программа составлена таким образом, чтобы воспитанники могли овладеть всем комплексом знаний по организации научно-исследовательской работы, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к оформлению и публичному представлению результатов своего труда, а также приобрести навыки сбора и обработки фактического материала, проведения исследования. Программа базируется на современных подходах к обучению в школе. Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к обучению: на первый план выдвигается компетентностный подход, предполагающий освоение учащимися умений, позволяющих им действовать в новых, проблемных, нестандартных ситуациях.
ПРОГРАММА ШКОЛА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.docx
Администрация Великого Новгорода Комитет по образованию Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия «Гармония»  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «ШКОЛА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ» Александрова И. А., Зюзина Е. В.,  учителя русского языка и  литературы  Возраст обучающихся: 10­17 лет 2 Великий Новгород 2017 год  Пояснительная записка. Образовательная   программа   внеурочной   деятельности   «Школа   исследователя»   для   5­9 классов разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральный   государственный   общеобразовательный   стандарт   основного   общего образования (Приказ об утверждении ФГОС от 17 декабря 2010 №1897 Министерство образования и науки Российской Федерации.) 2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В. А. Горского, 2­е изд. М: Просвещение. 2011 ­ 111с (Стандарты второго поколения) 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373», пункт 19.5.  Данная   программа   реализуется   в   муниципальном   автономном   общеобразовательном учреждении   «Гимназия   «Гармония»   Великого   Новгорода   и   имеет   естественнонаучную направленность. Программа преемственна по отношению к начальному общему образованию и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ  культуры исследовательской и   проектной     деятельности.   Данная     программа   согласуются   с   программами   социализации   и профессиональной   ориентации   обучающихся   на   уровне   основного   общего     образования   и предусматривает   выбор,   разработку,   реализацию   и   общественную   презентацию   предметного   или межпредметного   учебного   проекта,   направленного   на   решение   личностно   и   социально­значимой проблемы.  Одной   из   основополагающих   характеристик   современного   человека,   действующего   в   деятельности. пространстве   культуры,   является   его   способность   к   исследовательской   Исследовательская (в том числе и проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как   предполагает   преобразование   реальности,   строится   на   базе   современных   образовательных технологий,   целью   которых   является   развитие   личности,   способной   к   самоопределению,  Актуальность  овладения   основами   исследовательской   и самоорганизации,   самореализации. проектной     деятельности   обусловлена,   во­первых,   повышением   функционального   значения информации   и   информационной   культуры   в   жизни   человека   в   современном   информационном обществе;   возрастанием   объемов   информации   и   ростом   интенсивности   информационных коммуникаций,   предоставляющих   человеку   богатейшие   возможности   для   творческого   развития; интенсивным развитием информационной техники и технологий, определяющих изменение характера социально­экономического   развития   современного   общества.   Во­вторых,   владение   логикой   и инструментарием   проведения   исследования     позволит   развить   мыслительные   навыки   учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни. В­третьих, данная программа имеет широкую область   применения   на   всех   уровнях   организации   системы   образования   и   носит   метапредметный характер. Педагогическая   целесообразность  данной   программы   обусловлена   тем,   что   она предусматривает изучение тем, непосредственно примыкающих к основному курсу и углубляющих его путем   включения   более   подробного   изучение   вопросов,   касающихся     проведения   учебного исследования и участия   в нем. Овладение навыками исследовательской деятельности   становится необходимо     и   на   других   учебных   дисциплинах   при   возникновении   проблемной   ситуации.   В 3 современной   школе   задача   развития   исследовательских   навыков   решается   попутно   с   усвоением учащимися программного материала и не выделяется как самостоятельная.  Новизна    программы   состоит   в   том,   что   она   представляет   собой   алгоритм   действий   по созданию   научно­исследовательской   работы   учащихся.   Программа   может   быть   использована   для организации   образовательного   процесса   в   школьном   научном   обществе,   а   также   педагогом   для проведения научно­исследовательской работы учащихся по любому предмету школьного курса.  Программа составлена таким образом, чтобы воспитанники могли овладеть всем комплексом знаний   по   организации   научно­исследовательской   работы,   познакомиться   с   требованиями, предъявляемыми   к   оформлению   и   публичному   представлению   результатов   своего   труда,   а   также приобрести навыки сбора и обработки фактического материала, проведения исследования. Программа базируется на современных подходах к обучению в школе. Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к обучению: на первый план выдвигается компетентностный подход, предполагающий освоение учащимися умений, позволяющих им действовать в новых, проблемных, нестандартных ситуациях.  Компетентность  –   владение   человеком   соответствующей   компетенцией,   включающее   его личностное отношение к ней и предмету деятельности.  К базовым, ключевым компетентностям относятся:   Учебно­познавательная компетентность ( умение учиться и оперировать знаниями)  Личностная   компетентность   (развитие   индивидуальных   способностей   и   талантов,   знание своих сильных и слабых сторон, способность к рефлексии)  Самообразовательная   компетентность   (способность   к   самообразованию,   организации собственных   приемов   самообучения,   ответственность   за   уровень   личной   самообразовательной деятельности,     гибкость   применения   знаний,   умений   и   навыков   в   условиях   быстрых   изменений, постоянный самоанализ, контроль своей деятельности)  Социальная компетентность (сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки, способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей, социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе) В   рабочей   программе   учитываются   основные   идеи     и   положения   программы   развития     и   для   основного   общего   образования, формирования   универсальных   учебных   действий   преемственность  с  программами начального общего образования.  Основная цель программы – формирование навыков организации учебно­исследовательской и проектной деятельности учащихся средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо и информационно­коммуникационных технологий.  Освоение программы предполагает решение следующих задач: развивающих:  развивать   общеучебные   умения   и   универсальные   действия:   умение   опознавать, анализировать, классифицировать факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации   и   сфере   общения;   умение   работать   с   текстом,   осуществлять   информационный   поиск, извлекать   и   преобразовывать   необходимую   информацию,   формулировать   цель   деятельности, планировать, анализировать и при необходимости изменять её и др.;  развивать   творческие   и   интеллектуальные   способности   учащихся,   необходимые   для успешной самореализации личности;  совершенствовать речемыслительную деятельность учащихся, навыки взаимодействия     в процессе коммуникации обучающих:  способствовать   освоению   учащимися   основ   организации   учебно­исследовательской   и проектной деятельности, методов проведения исследования;  приобретение умения работать со справочной литературой, с фактическими материалами, с научными источниками; воспитательных:  формировать у учащихся культуры публичного выступления; 4  воспитывать у учащихся уважительное отношение к результатам интеллектуального труда других людей. Программа   отражает   особенности   проектной   и   учебно­исследовательской   деятельности обучающихся.  Учебно – исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение   ими,   сбор   собственного   материала,   его   анализ   и   обобщение,   научный   комментарий, собственные выводы Проектная деятельность учащихся –  это совместная учебно­познавательная, творческая или   игровая   деятельность   учащихся,   имеющая   общую   цель,   согласованные   методы,   способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения. Эти виды деятельности могут дать образовательные эффекты, если будут использоваться оба в образовательной практике. Если   не   задавать   возможности   учебно­исследовательской   деятельности   учащихся   основной школы, а приоритетной и единственной считать   только проектную деятельность, то в силу своего содержания   у   учащихся   может,   во­первых,   сложится   «завышенное»,   ложное   представление   о собственном опыте, знаниях из­за отсутствия «запроса на истину» и «привычки» достигать конечного результата; во­вторых, отрицательное  отношение учащихся к исследовательской, творческой работе с заранее   неизвестным     результатом,   требующей   напряжения   и   активной,   глубокой   работы,   может повлечь   потерю   интереса   к   учению   и   препятствовать   формированию   «исследовательского поведения», «поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации». Если   не   задавать   возможности   для   проектной     деятельности   учащихся   основной   школы,   а приоритетной   и   единственной   считать   только   учебно­исследовательскую   деятельность,   то   в   силу содержания   учебно­исследовательской   деятельности   у   учащихся   может,   во­первых,   не   хватить ресурса   двигаться   в   режиме   постоянного   поиска,   учитывая   специфику   их   возраста   и несформированность определенных способов деятельности, во­вторых, есть опасность из­за режима постоянного экспериментирования не дойти до оформления  результатов, что чревато отсутствием у учащихся   определенной   базы     знаний   и   умений,   которой   они   могут     свободно   и   уверенно пользоваться. Таким   образом,   только   во   взаимосвязи   и   взаимодополнении   учебно­исследовательская   и проектная деятельности учащихся основной школы создают условия для становления индивидуальной образовательной   траектории   учащихся   основной   школы.   Поэтому   данная   программа   обязана удерживать баланс между этими видами деятельности. Как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование­   изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование ­  бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе   обоих   методов   лежат   одни   и   те   же   задачи,   способы,   формы   деятельности.     Оба   метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).   Проект ­ более широкое понятие ­ это совокупность   определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического   продукта.   Это   всегда   творческая   деятельность.   В   основе   метода   проектов   лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. (Е.С. Попов) 5 Таким образом, исследование ­ это в большей степени научная деятельность, а проект ­  это  в большей     степени   творческая   деятельность.   Причем,   проект   может   быть   формой   оформления результатов исследования. В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:  развитие познавательных умений и навыков учащихся  умение ориентироваться в информационном пространстве  умение самостоятельно конструировать свои знания  умение интегрировать знания из различных областей наук  умение критически мыслить.  Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:  наличие   проблемы,   требующей   интегрированных   знаний   и   исследовательского   поиска   ее решения  практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов  самостоятельную деятельность ученика  структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов  использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы. Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность. Непременным   условием   проектной   деятельности   является   наличие   заранее   выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта) и реализации.  Учебно­исследовательская  деятельность   –   это   образовательная   работа,   связанная   с решением   учащимися   творческой,   исследовательской   задачи   с   заранее   неизвестным   решением   и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: Этапы учебно­ исследовательской работы Подготовительный  Планирование Экспериментальный Рефлексия Отчётно­презентационный Виды деятельности Выбор, формулировка и осмысление темы. Постановка цели и задач. Выдвижение гипотезы. Составление программы исследования. Подбор информационных источников и способов сбора информации. Определение методов исследования. Определение способов представления результатов. Работа с различными источниками информации. Анализ и систематизация полученной информации. Определение понятийного аппарата исследования. Проведение эксперимента. Фиксация полученных результатов. Обработка результатов с помощью методов математической  статистики. Реализация учебно­исследовательской деятельности. Анализ собственной информации. Соотнесение своего результата с целью деятельности. Формулирование выводов. Презентация учебно­исследовательской работы. Защита результатов учебно­исследовательской работы. 6 Основная   особенность   исследования   в   образовательном   процессе   –   то,   что   оно   является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся   функционального   навыка   исследования   как   универсального   способа   освоения действительности,   развитии   способности   к   исследовательскому   типу   мышления,   активизации личностной   позиции   учащегося   в   образовательном   процессе   на   основе   приобретения   субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для   конкретного   учащегося).   Таким   образом,   главное   отличие   проектной   от   учебно­ исследовательской деятельности заключается в том, что проект направлен на получение конкретного запланированного   результата   –   продукта,   обладающего   определенными   свойствами,   и   который необходим для конкретного использования. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта   должен   быть   точно   соотнесен   со   всеми   характеристиками,   сформулированными   в   его замысле.   Логика   построения   исследовательской   деятельности   включает   формулировку   проблемы исследования,   выдвижение   гипотезы   (для   решения   этой   проблемы)   и   последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений Эффективная организации учебно­исследовательской и проектной деятельности образования возможна лишь при соблюдении следующих принципов организации данного процесса:  Принцип   доступности­занятия   проектно­исследовательской   деятельностью   предполагают освоение   материала   за   рамками   школьного   учебника,   и   зачастую   на   высоком   уровне   трудности. Уровень сложности варьируется в зависимости от развития каждого учащегося.  Принцип   естественности­тема   исследования   учащихся   формулируется   в   соответствии   с информационным запросом самих учащихся. Она должна быть интересной и реально выполнимой самим учащимся.  Принцип наглядности, или экспериментальности – в исследовательской деятельности учащиеся познают свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью других анализаторов. Данный принцип   позволяет   учащемуся   выходить   за   рамки   только   созерцательной   стороны   восприятия предметов   и   явлений   и   экспериментировать   с   теми   предметами,   материалами,   вещами,   которые являются объектом исследования.  Принцип осмысленности­для того, чтобы знания, полученные в ходе исследования(проекта), стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться  и осмысливаться, а вся его деятельность  в ходе работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей  в рамках проблемы.   Это   возможно   только   в   случае,   если   цель,   задачи   проблема,   гипотеза исследования(проекта)   не   готовые   выкладки,   сформулированные   взрослыми,   а   плод   раздумий, поисков   ученика.   Именно   процесс   осмысливания   хода   проектно­исследовательской   работы     дает ученику   осознанность   выполняемого   им   действия   и   формирует   умение   совершать   логические умственные операции, способность переносить полученные или имеющиеся знания  в новую ситуацию.  Принцип культуросообразности – это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учетом   актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Этот принцип можно считать принципом творчества, когда обучающийся привносит в работу что­то свое, неповторимое, пронизанное своим мироощущением и мировосприятием.  Принцип   самодеятельности   ­   ученик   может   ходом     своей   исследовательской   (проектной) работы     только   в   том   случае,   если   она   основана   на   его   собственном   опыте.   Выбор   собственной предметной деятельности позволяет школьнику  самостоятельно анализировать  и последствия  своей деятельности, порождает рефлексию, что приводит к появлению новых замыслов и планов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со сверстниками и педагогами, он становится  партнером и сотрудником взрослого в решении той или иной проблемы. Принцип самодеятельности   является самым главным   принципом, так как самостоятельная деятельность в ходе учебной проектно­исследовательской работы – основной показатель понимания 7 обучающимся изучаемой им проблемы, становления его мировоззренческой позиции. Именно принцип самодеятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и экспериментальности. При   организации   проектной   деятельности   в   образовательном   учреждении   рекомендуется опираться на типологию проектов, предложенную Е.С. Полат по следующим критериям:  По содержанию (монопредметный, межпредметный, метапредметный)  По   количеству   участников   (индивидуальный,   парный,   малогрупповой   (до   5   человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой)  По длительности проекта (от проекта –урока до многолетнего проекта)   По   дидактической   цели(обеспечение   индивидуализации     и   дифференциации   обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности) Кроме этого, важно взаимопроникновение этих видов деятельности в учебную  деятельностью. Включение   учащихся   в   учебно­исследовательскую   и   проектную   деятельность   есть   один   из   путей повышения мотивации и эффективности самой учебной деятельности в основной школе.  В основе реализации основной образовательной программы лежит системно­деятельностный подход, который предполагает:  воспитание   и   развитие   качеств   личности,   отвечающих   требованиям   информационного общества,   инновационной   экономики,   задачам   построения   российского   гражданского   общества   на основе   принципов   толерантности,   диалога   культур   и   уважения   его   многонационального, поликультурного состава;  формирование   соответствующей   целям   общего   образования   социальной   среды   развития обучающихся   в   системе   образования,   переход   к   стратегии   социального   проектирования   и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы   достижения   желаемого   уровня   (результата)   личностного   и   познавательного   развития обучающихся;  ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной   учебно­познавательной   деятельности,   формирование   его   готовности   к   саморазвитию   и непрерывному образованию;  признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;  учёт   индивидуальных   возрастных,   психологических   и   физиологических   особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно­воспитательных целей и путей их достижения;  разнообразие   индивидуальных   образовательных   траекторий   и   индивидуального   развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей­инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Итак, проектная и учебно­исследовательская деятельности не просто дополняют традиционные формы   обучения.   Эти   деятельности   оказывают   свое   влияние   на   все   аспекты     образовательного процесса. Они поляризуют   образовательное   пространство, открывают его в сферу   внешкольной деятельности,   в   направлении   образовательной     деятельности,   в   направлении     образовательной   и профессиональной   перспективы   школьников,   превращает   оценивание     в   самооценивание,   вводит школьника в сферу социальных отношений. Основная   образовательная   программа   формируется   с   учётом  психолого­педагогических особенностей развития детей 11—13 лет, связанных:  с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью   на   ступени   основной   школы   в   единстве   мотивационно­смыслового   и   операционно­ технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к 8 новой   внутренней   позиции   обучающегося   —   направленности   на   самостоятельный   познавательный поиск,   постановку   учебных   целей,   освоение   и   самостоятельное   осуществление   контрольных   и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;  с   осуществлением   на   каждом   возрастном   уровне   (11—13   лет)   благодаря   развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно­предметные области,   качественного   преобразования   учебных   действий   моделирования,   контроля   и   оценки   и перехода   от   самостоятельной   постановки   обучающимися   новых   учебных   задач   к   развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;  с   формированием   у   обучающегося   научного   типа   мышления,   ориентирующего   на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;  с   овладением   коммуникативными   средствами   и   способами   организации   кооперации   и сотрудничества;   развитием   учебного   сотрудничества,   реализуемого   в   отношениях   обучающихся   с учителем и сверстниками;  с изменением  формы организации  учебной  деятельности  и учебного сотрудничества от классно­урочной к лабораторно­семинарской, лекционно­лабораторной, исследовательской. Переход   обучающегося   в   основную   школу   совпадает   с   предкритической   фазой   развития ребёнка   —   переходом   к   кризису   младшего   подросткового   возраста   (11—13   лет,   5—   7   классы), характеризующемуся   началом   перехода   от   детства   к   взрослости,   при   котором   центральным   и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых(с10) На этапе 5­6­х классов дети впервые по­настоящему сталкиваются с ситуацией свободного выбора, постепенно   учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению замысла. Это этап пробы себя в ситуации свободного действия. Оценка проектной  деятельности (проектной задачи на этом этапе) носит, скорее, иллюстративный  характер. В данный возрастной период целесообразно использовать   мини­проекты.   Отличием   таких   проектов   от   обычных   является   меньшая продолжительность   и   масштабность   деятельности,   более   простые   требования   к   оформлению содержания   и   итога.   Все   остальные   элементы   могут   быть   сохранены.   Главный     образовательный результат в этом возрасте – умение различать виды работ и виды деятельности. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В 5­6 классе учителя могут определять тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету (монопроекты) с учетом интересов и способностей учащихся. В 7­9 классах ­ тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и прикладные. Достижению   целей программы обучения   будет способствовать использование  современных образовательных технологий:  Технология развития критического мышления через чтение и письмо  Активные и  интерактивные методы обучения  Метод проектов  Информационно­коммуникационные технологии  Здоровьесберегающие технологии  Технологиии ТРИЗ  Кейс­метод и др. Оптимальным   средством   формирования     исследовательских   навыков   учащихся   является технология развития критического мышления через чтение и письмо, так как   представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов:  умение   работать   с   увеличивающимся   и   постоянно   обновляющимся   информационным потоком в разных областях знаний; 9  умение пользоваться различными способами интегрирования информации;  умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;  умение решать проблемы;  умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;  умение     выражать   свои   мысли   (устно   и   письменно)   ясно,   уверенно   и   корректно   по отношению к окружающим;  умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;  способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);  способность брать на себя ответственность;  способность участвовать в совместном принятии решения;  способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;  умение сотрудничать и работать в группе и др. Рекомендуемые формы организации учебно­исследовательской деятельности.    самостоятельная   работа   учащихся   по   сбору   необходимой   информации   (работа   со лекционные занятия  практические занятия  словарями, научной и  художественной литературой) В рамках учебного кабинета: исследование практикум лаборатория консультация учебный эксперимент творческая мастерская и др. Вне учебного кабинета:  Образовательные экспедиции (походы, экскурсии и др.)  Олимпиады  Конкурсы  Конференции  Фестивали  Интеллектуальные марафоны и др. Ведущей   формой  организации   обучения   является   групповая.   Наряду   с   групповой   формой работы,   осуществляется   индивидуализация   процесса   обучения   (самостоятельная   индивидуальная работа по выработке алгоритмов  деятельности, по сбору информации в процессе исследовательской деятельности, при выдвижении аргументов на первом этапе работы в группах),   которой придается большое значение, так как только целенаправленная тщательная   индивидуальная самостоятельная подготовка учащихся по поиску и сбору информации поможет результативно работать на занятиях. Содержание   программы   ориентировано   на   добровольные   одновозрастные   группы   детей. Наполняемость групп до 25 человек. Программа носит универсальный характер и может быть реализована в любой временной  промежуток: в течение месяца, или четверти, или учебного года в зависимости от выделенного  времени. Программа реализуется через внеурочную деятельность.  Место курса в учебном плане Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Школа исследователя» Итогами проектной и учебно­исследовательской деятельности следует считать не столько  предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие обучающихся, рост их  10 компетентности в выбранной для исследования или проекта  сфере, формирование умения  сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой учебно­ исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности  (неуспешности) исследовательской деятельности. Результатом освоения курса «Школа исследователя» является развитие личностных и  метапредметных умений. Выпускник будет учиться:  планировать и выполнять учебное исследование;  выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;  распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования;  использовать такие методы и приёмы, как анализ и синтез, сравнение и классификация, абстракция и доказательство, построение и исполнение алгоритма;  использовать   такие   эмпирические   методы   и   приёмы,   как   наблюдение,   постановка проблемы,   выдвижение   «хорошей   гипотезы»,   эксперимент,   анкетирование,   интервьюирование, проведение опыта;  использовать   некоторые   методы   получения   знаний,   характерные   для   социальных   и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;  ясно,   логично   и   точно   излагать   свою   точку   зрения,   использовать   языковые   средства, адекватные обсуждаемой проблеме;  отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; Выпускник получит возможность научиться:  самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование;  использовать догадку, озарение, интуицию;  использовать   некоторые   методы   получения   знаний,   характерные   для   социальных   и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;  использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;  целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за     качество выполненного проекта. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ШКОЛА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ» Модуль I. Введение в курс. Введение. Цели и задачи курса  Инструктаж обучающихся по ТБ. Теоретические основы научного исследования. Учебно­исследовательская деятельность  школьников. Понятия «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность»: что такое  проект, исследование, цели и задачи проекта, исследования; выявление проблемной ситуации Модуль II. Основы учебно­исследовательской  и проектной деятельности. Понятийный  аппарат. 11 Проектная  и учебно­исследовательской  деятельность.  Мотивация, цели и задачи учебного  исследования, этапы достижения цели. Планирование работы над учебным исследование (проектом).  Структура учебного исследования (проекта). Конечный продукт учебного исследования (проекта). Общие требования по оформлению проекта. Содержание введения, основной части,  заключения. Перечень используемых источников. Приложения. Взаимодействие участников в процессе учебного исследования. Правила групповой работы и  общения при работе над проектом. Оценка собственной деятельности в рамках проекта. Модуль III. Поисковый. Ситуация и проблема. Определение и признаки ситуации. Формулирование желаемой ситуации  и её признаков. Противоречие и проблема. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации,  обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы Модуль IV.  Аналитический. От проблемы к цели. Понятие «цель». Постановка цели учебного исследования. Выдвижение  гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования Определение объекта и предмета учебного исследования (проекта). Выбор методов и методики проведения учебного исследования (проекта). Этапы   организации деятельности в ходе учебного исследования (проекта).   Модуль V. Практический. Работа с информацией. Определение информационного запроса. Ресурсы для удовлетворения информационного  запроса. Информационные ресурсы. Материальные ресурсы. Трудовые ресурсы. Основные виды информации по форме представления: текстовая, идеографическая,  аудиальная, тактильная, комплексная. Источники информации: книги, журналы, газеты, изоиздания,  фотографии, карты, ноты, чертежи, схем, фонограммы, компакт­диски, документы, выполненные  шрифтом Л.Брайля, звуковые фильмы, CD­ROM, азбука Морзе, презентации. Виды информации с  точки зрения необходимости использования технических средств: традиционная, непосредственно  воспринимаемая человеком; машиночитаемая, смешанная.  Работа с каталогами. Виды каталогов: алфавитный, систематический, электронный. Поиск  информации по ключевому слову в каталогах. Поиск информации в сети Интернет по ключевому слову, названию работы, автору.  Работа со справочной литературой. Оформление списка литературы и использованных  источников.  Приемы и способы первичной обработки информации и вторичной обработки информации.  Приемы свертывания информации. Способы сбора эмпирических данных. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование.  Интервьюирование. Опыт. Алгоритмы их проведения. Обработка информации: анализ, синтез, сравнение, классификация, выявление причинно­ следственных связей, обобщение полученных данных Модуль VI. Презентация учебного исследования(проекта). Обработка результатов учебного исследования. Методика оформления результатов: сводные  таблицы, диаграммы, карты, схемы, кластеры, синквейны, дневники. Презентация результатов учебно­исследовательской деятельности.  Публичное выступление.  Планирование публичного выступления: тема, план, отбор примеров для освещения темы. 12 Написание текста публичного выступления. Подготовка устного выступления по учебному  исследованию. Приемы сжатия текста. Создание визуального сопровождения публичного выступления. Графическое изображение.  Презентация в среде Microsoft Power Point. Знакомство со средой Windows Movie Maker. Подготовка к обсуждению и защите учебного исследования после публичного выступления.  Мимика, жесты, позы в процессе публичного выступления. Прогнозирование возможных вопросов.  Классификация и виды вопросов.  Вопросы на понимание, уточнение, критику. Подготовка ответов.   Краткий ответ. Развернутый ответ. Модуль VII. Создание собственного учебного исследования. Создание собственного учебного исследования (проекта). Выбор темы. Формулирование цели и задач учебного исследования. Выдвижение гипотезы. Определение объекта и предмета исследования. Выбор методов исследования. Планирование учебного исследования. Ежедневник работы. Отбор ресурсов для достижения цели учебного исследования (проекта).. Отбор информации, её систематизация.  Оформление учебного исследования (проекта).. Написание введения к учебному исследованию  (проекту).: актуальность, новизна, практическая значимость, цель, задачи, методы работы, гипотеза.  Содержание основной части. Заключение. Приложения. Подготовка к защите. Публичное выступление. Создание визуального сопровождения. Подготовка к защите учебного исследования. Защита учебного исследования (проекта). Модуль VIII. Рефлексивный. Рефлексия учебно­исследовательской деятельности. Анализ результатов выполнения учебного  исследования (проекта). Оценка собственной деятельности в рамках курса УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ­ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Список литературы 1. Алексеев   Н.Г.,   Леонтович   А.В.   Критерии   эффективности   обучения   учащихся исследовательской   деятельности   //   Развитие   исследовательской   деятельности   учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 64­68 2. Арцев М.Н.   Учебно­исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.­2005. ­ №6. ­ С.4­30.  3. Голуб   Г.Б,   Перелыгина   Е.А.Чуракова   О.В.   Основы   проектной   деятельности   школьника: Методическое пособие по преподаванию курса(с использованием  тетрадей на печатной основе) под ред.проф.Е.Я.Когана.­Самара:   Издательство   «Учебная   литература»,   Издательский   дом   «Федоров», 2006.­224с. 4. Голуб Г.Б, Перелыгина Е.А.Чуракова О.В Метод проектов­технология компетентностно­ ориентированного   образования:   Методическое   пособие   для   педагогов   –руководителей   проектов учащихся основной школы/Под ред.проф.Е.А.Когана.­Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.­176с. 5. Голуб   Г.Б,   Перелыгина   Е.А.Чуракова   О.В.   Основы   проектной   деятельности:   Рабочая тетрадь   для   5­7   класса/   Под   ред.проф.Е.АКогана.­2­е   изд.­Самара:   Издательство   «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2009.­80с. 13 6. Голуб   Г.Б,   Основы   проектной   деятельности: Коммуникативный практикум: Рабочая тетрадь для 5­9 класса/ Под ред.проф.Е.А.Когана.­Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.­64с.   Перелыгина   Е.А.Чуракова   О.В. 7. Голуб Г.Б, Перелыгина Е.А.Чуракова О.В. Дневник проектной деятельности. 5­7 класса/ Под ред.проф.Е.А.Когана.­2­е изд.­Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2008.­48с. 8. Загашев И.А. Критическое мышление: технология, развитие. Умение задавать вопросы.­ С­ Петербург 20003 9. Иванов А.В. Работаем по новым стандартам. 10. Ильясов И.Критическое мышление: организация процесса обучения. ­Директор школы №2 1995 11. Казарцева О. М.. Культура речевого общения. Теория и практика общения. ­­М,1999 12. Леонтович   А.В.   Программа   профессионального   дополнительного   образования «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей» (Организация исследовательского обучения);  М.: 2005 13. Нинбург Е. А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. – СПб., 2000. – 28 с. 14. Нинбург Е. А. Технология научного исследования. Программа курса. – СПб., 2000. – 20 с. 15. Рубинштейн С.И. Основы общей психологии. М, 96 16. Селевко   Г.К.   Современные   образовательные   технологии:   Учебное   пособие.   —   М.: Народное образование, 1998. Перечень Интернет­ресурсов 1. http://schools.keldysh.ru/lambro ­   поддержки     методический   сайт   лаборатории   методики   и информационной МИОО http://www.researcher.ru/ –   портал   исследовательской   деятельность   учащихся   при   участии:   Дома научно   –   технического   творчества   молодежи   МГДД(Ю)Т,   лицея   1553   «Лицея   на   Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех­центра» Московского физико­технического института.   Публикуются   тексты   по   методологии   и   методике   исследовательской   деятельности учащихся   ученых   и   педагогов   из   Москвы   и   других   городов   России,   исследовательские   работы школьников, организованны сетевые проекты, даются ссылки на другие Интернет ресурсы. До 250 посещений в день образования развития     2. http://www.vernadsky.dnttm.ru/ –     юношеских исследовательских   работ   им.   В.   И.   Вернадского.   Русская   и   английская   версии.   Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы.   Организована   система   online   регистраций   рецензентов,   каждый   посетитель   сайта   может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. До 300 посещений в день во время чтений им. В. И. Вернадского   Всероссийского   Конкурса сайт 3. http://www.issl.dnttm.ru/ –   сайт   журнала   «Исследовательская   работа   школьника». Публикуются   основные   материалы   проекта,   избранные   тексты,   информация   по   подписке.   40 посещений в день. 4. http://www.konkurs.dnttm.ru/ – обзор исследовательских и научно – практических юношеских конференций, семинаров, конкурсов и пр. Организовано on­line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. До 50 посещений в день.  5. http://future4you.ru/ Национальной образовательной программы   6. "Интеллектуально­творческий потенциал России" ­ здесь вы сможете найти информацию о конкурсах   "Эрудиты   России",   "Созвездие   талантов",     "КИТ   ­   креативность,   интеллект,   талант", Всероссийских   Турнирах,   Форумах   и   Фестивалях,   Международных   образовательных   проектах   и многом другом. 7. Всероссийские заочные конкурсы­олимпиады "Познание и творчество" 8. Всероссийский заочный конкурс "Интеллект­Экспресс» 14 9. Всероссийские конкурсы исследовательских работ учащихся  "Юность, Наука, Культура", "Первые шаги в науку", "Научный потенциал", "Юный исследователь" 10. Педагогический сайт (Всероссийские конкурсы педагогов, форумы, семинары) 11. Сайт "Ими гордится Россия", посвященный победителям конкурсов Программы 12. Сайт Общероссийской Малой академии наук "Интеллект будущего" МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Материальное обеспечение кабинетов: Мультимедийный компьютер; Проектор; Экран; Интернет; Программное обеспечение Операционная система Windows 98/Me(2000/XP) Текстовый редактор MS Word Графический редактор Paint Программа MS  Power Point СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ШКОЛА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ» Формы подведения итогов реализации данной программы: диагностика уровня сформированности теоретических знаний по курсу «Основы учебно­ исследовательской и проектной деятельности», проводимая два раза в году (декабрь, май) в виде зачетных занятий по теории предмета;  диагностика   с   использованием   прием   технологии   развития   критического   мышления участие в конкурсах, фестивалях, конференциях школьного и городского уровня; написание   и   защита   учебно­исследовательских   и   проектных   работ   учащимися, посещающими занятия ДО по данной программе. Регулярное использование карточек самоанализа (после каждого занятия)  позволяет выявить  пробелы в знаниях и умениях и скорректировать дальнейшую работу. Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо  для диагностики  умений, навыков, выявления затруднений помогает производить коррекцию знаний и умений по изучаемой теме. Приобретенные навыки и умения носят межпредметный характер и могут  диагностироваться на конкретном предметном материале непосредственно уже в учебной  деятельности. Оценка   учебно­исследовательских   и   проектных   работ   осуществляется   по   системе   единых требований.  15      через чтение и письмо (проводимая на занятии);  году (декабрь, май) в виде зачетных занятий; диагностика уровня развития коммуникативных способностей, проводимая два раза в

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Школа исследователя"
Скачать файл