Представлена программа экскурсионной деятельности. Материал экскурсий даёт школьникам живой жизненный эмпирический опыт общения, в котором формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду как природную, так и социальную. Может быть полезна для учителя начальных классов
Цель: формирование мировоззрения школьников, формирование гражданско-патриотического сознания, развитие познавательных интересов учащихся.Цель: формирование мировоззрения школьников, формирование гражданско-патриотического сознания, развитие познавательных интересов учащихся.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21
г. ЮЖНОСАХАЛИНСКА.
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
классных руководителей
Протокол № __от ________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
ВР
________ И. В. Шаврина
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ НОШ № 21
_____________А. Г. Павлов
Приказ _____ от ____2014г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Я и мир»
Направление: духовнонравственное.
Возраст учащихся: 1 4 класс.
Авторсоставитель:
Шаврина Ирина
Владимировна
заместитель директора
по воспитательной работе/
учитель начальных классов
г. ЮжноСахалинск,
Сахалинская областьг. ЮжноСахалинск
2016 г.
Пояснительная записка
Программа экскурсионнокраеведческой внеурочной деятельности «Я и мир»
разработана на основе ФГОС начального общего образования, Концепции духовно
нравственного развития воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования, рекомендаций по организации внеурочной
деятельности учащихся на ступени начального общего образования, «Методического
конструктора по организации внеурочной деятельности учащихся» (издательство
«Просвещение» 2011г.)
В процессе введения ФГОС важной составляющей учебновоспитательного процесса
является научнопознавательное направление, которое заложено в экскурсионно
краеведческой работе, предполагающее изучение родного края.
Ведущими показателями качества образовательного процесса являются ключевые
компетентности, которыми овладевают учащиеся. Основой для формирования
компетентности человека является практическое познание окружающего мира, т.к.
компетентность есть результат жизненного и учебного опыта человека, поэтому для
познания мира нужно соприкосновение с ним.
Большое значение в воспитании школьника имеет ценностное отношение к познанию
малой родины, к её историческому прошлому и к современной жизни, к окружающим
фауне и флоре и причастности к ней человека, ибо незнание этого, оторванность ребёнка
от практического знакомства с окружающим его мира, в последующем не дадут
полноценных знаний об Отечестве в целом.
Экскурсионная работа краеведческого характера предоставляет уникальную
возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным
наследием Сахалинской области, пробудить у школьников чувство национального
самосознания, воспитывать уважение и терпимость к быту и обычаям людей других
национальностей, проживающих в нашей области и городе.
Программа разработана с учётом культурноисторических и иных особенностей
района, взаимодействии школы и семьи.Общая характеристика курса.
Экскурсия предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся.
Любой из видов экскурсий не является самоцелью, а входит в систему воспитательной
внеурочной деятельности и является важным звеном в целостном педагогическом
процессе. Материал экскурсий даёт школьникам живой жизненный эмпирический опыт
общения, в котором формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в
окружающую среду как природную, так и социальную. В этом и заключается ценность и
актуальность программы, т. к. основывается на интересе, потребностях учащихся и их
родителей.
Программа позволяет в свете требований ФГОС реализовать компетентностный,
личностноориентированный, деятельностный подходы.
Цели программы
> формирование мировоззрения школьников,
> формирование гражданскопатриотического сознания,
> развитие познавательных интересов учащихся.
Задачи программы
> развитие потребности в познании истории, культуры, традиций города и его
ремёсел;
> привитие чувства ответственности по сохранению и приумножению исторических,
культурных, нравственных ценностей муниципального района;
> предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая
их к участию в работе по теме знакомого объекта (улица Емельянова, Пуркаева);
> формирование умения наблюдать окружающую действительность, искать
неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
> формирование умения вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе),
содействовать формированию патриотических чувств, умения расширять свои
представления об изучаемых понятиях до понимания определённых научных
закономерностей;
> формирование целостного образа Сахалинской области как привлекательного и
интересного для всех жителей района в результате всестороннего,
синтезированного изучения родного края;
> обогащение духовного мира школьников, формирование ценностного отношения к
культурному и природному наследию области, хозяйственной деятельности
населения;
> формирование с помощью экскурсий навыка самостоятельной поисково
исследовательской деятельности;
> формирование здорового образа жизни в процессе пребывания на свежем воздухе,
учитывая возрастные особенности учащихся во время экскурсий в природу.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Курс внеурочной экскурсионнокраеведческой деятельности рассчитан на 32 ч. в год
(24 классы), 31 час – 1 классы. Возраст детей, участвующих в реализации программы,
соответствует возрастным группам: 711лет;Содержание программы
Содержание программы согласовано с содержанием программ окружающего мира,
русского языка, физической культуры. Логика построения программы обусловлена
системой экскурсионной деятельности краеведческой направленности,
которая
предполагает развитие у учащихся активной мыслительной деятельности, обучение
наблюдениям, осмыслению причинно следственных связей между хозяйственной
деятельностью человека и его жизнью. Особенностью программы является реализация
педагогической идеи формирования у младших школьников
умения учиться и самостоятельно добывать краеведческие знания, учитывая при
этом, что каждый ребёнок индивидуален как личность в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности. В содержание программы включены
элементы топонимики, т. е. происхождение того или иного географического названия
(р.Тымь, г. ЮжноСахалинск и т. п.).
Разделы программы 1 классы
Осенний цикл. (8ч.)
Данный раздел включает в себя ряд тем: «Удивительный мир природы Сахалина»
(экскурсия 4ч.), «Моя малая Родина», (экскурсия 2ч. + проект 2ч.)
Зимний цикл. (11 ч . )
Данный раздел включает в себя ряд тем: «Животный мир Сахалинской области»
(экскурсия в зоопарк 3ч.), «Зимняя сказка» (экскурсия 4ч.), «Земля Сахалинская».
Достопримечательности нашего города, (экскурсия 4ч.)
Весенний цикл. (12 ч . )
Данный раздел включает в себя ряд тем: «Земля Сахалинская». Дом, в котором я
живу. Моя семья, (заочная экскурсия 2ч. + проект 2ч.) «Профессии». Экскурсия в музей
пожарной охраны. (4ч.) «Природа Сахалинской области весной» (экскурсия 4ч.)
Всего 31 час
Разделы программы 2 4 классы
Данный раздел включает в себя ряд тем: «Удивительный мир природы Сахалина»
Осенний цикл. (8ч.)
(экскурсия 4ч.), «Моя малая Родина», (экскурсия 2ч. + проект 2ч.)
Зимний цикл. (12 ч . )
Всего 32 часа
Данный раздел включает в себя ряд тем: «Животный мир Сахалинской области»
(экскурсия в зоопарк 4ч.), «Зимняя сказка» (экскурсия 4ч.), «Земля Сахалинская».
Достопримечательности нашего города, (экскурсия 4ч.)
Весенний цикл. (12 ч . )
Данный раздел включает в себя ряд тем: «Земля Сахалинская». Дом, в котором я
живу. Моя семья, (заочная экскурсия 2ч. + проект 2ч.) «Профессии». Экскурсия в музей
пожарной охраны. (4ч.) «Природа Сахалинской области весной» (экскурсия 4ч.)Формы организации экскурсионнокраеведческой работы
Основной формой работы является заочные и очные экскурсии в музей,
выставочный зал, на природу, на предприятия местного хозяйственного производства
(конфеты, хлебокомбинат и т.п.), беседы учителя на занятиях, конкурсы рисунков,
конкурсы знатоковкраеведов, экскурсии к историческим памятникам, краеведческие
игры.
Методы контроля
> оценка рисунков, изображающих то, что увидено на экскурсии,
> оценка мини сочинений и мини рассказов об увиденном и услышанном на
занятиях,
> фиксация наблюдений,
> участие в конкурсах, отчётах об экскурсионной деятельности
Ожидаемые результаты реализации программы
Программа предполагает следующие результаты экскурсионнокраеведческой
деятельности: Предметные результаты:
— усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений, изучаемой социальной и природной действительности;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, описывать и
характеризовать факты и события культуры, истории города, выделять характерные
особенности окружающих природных объектов и явлений.
Личностные результаты:
1. осознание себя членом общества, жителем своего города, сформированное
чувство любви к своей Родине, выражающееся в интересе к ее истории, культуре,
природе и желании участвовать в ее делах и событиях
2. осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность
нравственных представлений, этических чувств, культуры поведения и
взаимоотношений с окружающим миром;
3. установка на безопасный здоровый образ жизни;
4. способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание
окружающей действительности;
5. способность осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных
задач;
6. осознание и выполнение правил и норм поведения в природе;
Метапредметные результаты:
1. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в процессе экскурсионно
краеведческой деятельности;
её реализации;
2. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
3. умение учиться: осуществлять во время занятий (очных и заочных экскурсий)
решение творческих и познавательных задач;
4. учитывать при анализе деятельности разные мнения и стремиться к координации
различных позиций;5. умение планировать, контролировать и оценивать действия одноклассников во
время контроля их деятельности;
6. освоение способов решения творческого и поискового характера;
7. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
8. активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач;
9. использование различных способов поиска в книгах, в справочниках и
пространстве сети Интернет, сбора, обработки, анализа информации о
Сахалинской области;
10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
11. умение договариваться в совместной деятельности, адекватно оценивать своё
поведение и поведение окружающих во время внеурочной деятельности;
12. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях рассматриваемого
объекта;
13. овладение правилами безопасности во время проведения экскурсий.
Программа предусматривает достижение двух уровней ожидаемых
результатов.
Первый уровень предполагает приобретение учащимися новых знаний, умений,
расширение кругозора по различным направлениям; результат деятельности выражается в
понимании детьми сути экскурсионнокраеведческой деятельности, умении поэтапно
осуществлять аналитическую и рефлексивную деятельность после осуществления этой
работы.
Второй уровень предусматривает позитивное отношение детей к базовым ценностям
общества, в частности, к образованию, самообразованию; результат проявляется через
осознанное поведение учащихся во время экскурсий, в уважении к людям труда, в любви к
малой родине, через конкурсы, выступления, выставки, сочинения.Литература:
1. Барышева Ю.А. «Формирование экологокраеведческих знаний в начальной
школе» Москва, «ЦЦЮТур», 1997г.;
2. Багаундинова Ф.Г. «Туристскокраеведческая деятельность учащихся начальной
школы» Москва, «ЦДЮТур», 1996г.;
Багаундинова Ф.Г. «Туристскокраеведческая деятельность учащихся
3.
начальных классов. Программа и методические рекомендации для учителя»
Казань, «Республиканская СЮТур», 1991г.;
4. Салеева Л.П. «Здоровье человека и окружающей среды» Курган, ГУНО
Администрация Курганской области, 1983г.;
5. Ашуркова Л.В. «Организация воспитательной работы в начальной школе» «Завуч
начальной школы» №6, 2005г.;
6. Васильева Л.В. «По лесной тропинке» «Начальная школа» №7,2007г.;
7. Груздева Н.В. «Окружающий мир глазами детей. Развивающие задания для работы со
школьниками» СанктПетербург, «КАРО», 2004г.;