"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"
Оценка 4.8

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
классное руководство
4 кл
20.02.2019
"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предназначена для обучающихся 4 класса МБОУ СОШ № 26 по внеурочной деятельности «Я - исследователь» в 2018-2019 учебном году. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности. Задачи: • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; • развивать познавательные потребности и способности, креативность. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373». • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”.
Я Исследователь 4 кл.docx
Утверждаю:                                                                      Согласовано:                                                Рассмотрено на заседании                                                                                                                                                                                    МО Директор МБОУ СОШ №26                                         Зам. директора по УР                                       Протокол № 1 _____________________                                                    _________________                                          _____________ Н.В.Истомина                                                                 Т.А. Майорова                                                  Т.Н. Бахтина           «14» 09.2018г.                                                                  «14» 09. 2018г.                                                    «14» 09.2018 Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение   «Средняя общеобразовательная школа №26» Муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) Рабочая программа по внеурочной деятельности ««Я ­ исследователь»» Класс 4  Количество часов –  1 час в неделю  (34 часа). Срок реализации программы – 1 год  (2018­2019 учебный год). Учитель –   Бальхеева Г.В.  г Мирный 2018г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предназначена для обучающихся  4  класса МБОУ СОШ  № 26 по внеурочной деятельности «Я ­  исследователь» в 2018­2019 учебном году. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:             Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.             Задачи:   формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;  формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;  развивать познавательные потребности и способности, креативность. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:  Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и  введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в  федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства  образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373».  Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении  федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".  СанПиН, 2.4.2.2821­10 «Гигиенические требования к режиму учебно­воспитательного процесса» (Приказ  Минздрава от 29.12.2010).  О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 24.11.2015 № 81.  Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ  № 26  города Мирного  (Республика Саха Якутия), (в соответствии с требованиями ФГОС) на 2018­2019 учебный год.  Учебный план ГБОУ школы №164 Санкт­Петербурга на 2017­2018 учебный год  Годовой календарный учебный график ГБОУ СОШ № 164 Красногвардейского района Санкт­Петербурга на 2017­ 2018 учебный год Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа: Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Савенкова А.И. «Я – исследователь».           Программа рассчитана на 1 года, 34 часа. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 4­х классов. Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы: Программа «Я ­ исследователь» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Новые  стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи  образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него  общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена  им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать  качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.  Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской  деятельности.  Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление  истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.            Особенно  это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности  является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и  способов деятельности.    Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на  внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения  детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.           Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с  позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.         Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются  взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к  наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и  индивидуальную деятельность. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в  образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно­исследовательской деятельности  определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.  Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание  различных курсов  и внеурочной деятельности.  Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для  организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно­ исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.         Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.          Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки  обучающихся в соответствии с ФГОС: 1 Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям  младшего школьника. Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:         • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых  произведений;                 • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при  защите проектов;                 • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная  работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, проектная  деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с  интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск  необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете,  СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители,  увлеченные люди, а также другие дети.  Основные методы и технологии.            Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс­исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини­ конференция, консультация.           Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация,  мини­конференция, научно­исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.          Технологии, методики:                уровневая дифференциация;         проблемное обучение;         моделирующая деятельность;         поисковая деятельность;         информационно­коммуникационные технологии;         здоровьесберегающие технологии; Виды и формы промежуточного и итогового контроля: В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие  мероприятия:  выставки творческих работ учащихся;  мини – конференции по защите исследовательских проектов. Содержание рабочей программы Особенности программы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников  умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает  реализацию следующих принципов:  Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;  Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной  деятельности;  Системность организации учебно­воспитательного процесса;  Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Основные понятия: Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной  работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов –  педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и  приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз  какого­либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации  познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего  образования. Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно  проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом  возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде  решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад,  сообщение), комплексная работа, социальная помощь. Проекты по содержанию могут быть технологические,  информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют  его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые  (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные.  Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем  больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий  предлагаются конструкторско­технологические, а также художественно­конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико­технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры  человечества.  Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта,  защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный  поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию,  создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета,  материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В  процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по  теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи),  подбираются материалы и инструменты. Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном  виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера. Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия  поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики  делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за  соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству  других. Специфика курса. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к  педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их  направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей  данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей,  повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты  собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом,  вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.           Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике,  информатике, окружающего мира.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по  овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности,  от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению  составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной  мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно­следственные связи между  деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.          Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции  учащихся, умениям:  •        вести устный диалог на заданную тему; •        участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;  •        участвовать в работе конференций, чтений.  •        участвовать в работе конференций, чтений.  Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается  собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может  служить одним из основных источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание  реализовать какой­либо проект, связанный по сюжету с какой­либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут  сами их сформулировать. Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт­дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со  специалистами в какой­то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч  специалистов с детьми. Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о  необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по  итогам изучения темы.   Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ,  считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление  стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.     Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется  добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте,  могут принять участие в следующем.   При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.  Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить  интерес и привлечь к работе над проектом других ребят   Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный  результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.  Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность,  открытость и адаптивность материала.        В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности;  умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления  найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться  исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу. По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного  исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к  представлению результатов работы. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Содержание программного материала Тренинг Исследовательская практика Мониторинг Итого Количество часов 10 17 7 34 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Дети, занимавшиеся по программе исследовательского обучения в первом и втором классах, уже имеют разносторонний опыт. Поэтому вопросы выбора темы, организации и проведения собственных исследований, подготовки работ к защите они решают легче. Существенно упростит решение этих задач использование рабочей тетради «Я ­ исследователь». Надо продолжать чередовать коллективную и индивидуальную учебно­исследовательскую работу детей. Важно, чтобы   каждый   ребенок   приобретал   разносторонний   опыт   как   в   проведении   учебных   исследований,   так   и   во взаимодействии со сверстниками. Планировать сроки проведения защит следует так же, как и в третьем классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года). Практику   проведения   конкурсных   защит   в   четвёртом   классе   следует   продолжить.   Результаты   детских   работ существенно разнятся, и выделение особо отличившихся в данных ситуациях вполне уместно и справедливо. Тренинг исследовательских способностей Тема 1 «Культура мышления» Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов. Тема 2 «Методы исследования» Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить   у   другого   человека,   понаблюдать,   провести   эксперимент   и   др.).   Практические   задания   _   тренировка   в использовании   методов   исследования   в   ходе   изучения   доступных   объектов.   Исследования   с   помощью   новейших информационных технологий. Тема 3 «Научная теория» Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими   бывают   научные   теории.   Главные   особенности   описательных   теорий.   Главные   особенности   объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы». Тема 4 «Научное прогнозирование» Что   такое   научный   прогноз   и   чем   он   отличается   от   предсказания.   Какими   бывают   научные   прогнозы.   Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез. Тема 5 «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования» Коллективная   беседа   _   как   правильно   проводить   наблюдения   и   эксперименты.   Практическое   занятие   _   проведение наблюдений и экспериментов. Тема 6 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них» Практические  занятия по  тренировке  умений  задавать  вопросы. Практические  задания по  развитию  умений  слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы». Тема 7 «Ассоциации и аналогии» Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий. Тема 8 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов» Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений. Тема 9 «Умение выявлять проблемы» Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования. Тема 10 «Как подготовиться к защите» Индивидуальная   работа   над   подготовкой   к   защите   собственных   исследовательских   работ.   Анализ   полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п. Самостоятельная исследовательская практика Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования» Коллективное   обсуждение   проблематики   возможных   исследований.   Обсуждение   планов   выбора   темы   собственного исследования. Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» Тема 3 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна.   Кроме   того,   большая   часть   ребят   склонна   сохранять   в   секрете   от   других   результаты   собственных изысканий до момента их завершения. Тема 4 «Семинар» Занятие,   на   котором   желающие   могут   представить   результаты   собственных   изысканий   и   провести   предварительную защиту работ. Мониторинг исследовательской деятельности Тема   1   «Участие   в   процедурах   защит   исследовательских   работ   и   творческих   проектов   учащихся   в   качестве зрителей» Участие   предполагает   заслушивание   всех   докладов   об   итогах   проведенных   исследований   и   выполненных   проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. Тема 2 «Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учеников основной школы» Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Тема 3 «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов» Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследовании и выполненных проектах, а также вопросы авторам. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  ­ решение поставленных задач по разным отраслям знаний;        ­ работа с различными источниками информации;  ­ составление собственных логических задач, ребусов, головоломок;  ­ выпуск книг­самоделок, газет, информационных листков; ­ подготовка и проведение детьми «Минуток смекалки» на уроках в своём классе;  ­ участие в интеллектуальных играх;  ­ групповые занятия;    ­ использование полученных знаний в повседневной жизни. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА В результате изучения курса «Я ­ исследователь» обучающиеся ­  получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами ­ практико­ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир; ­ обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю; ­ приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ­ познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно­следственные связи в окружающем мире; ­   получат   возможность   приобрести   базовые   умения   работы   с   ИКТ   средствами,   поиска   информации   в   электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и ­ проекты, готовить и проводить небольшие презентации.  Личностные универсальные учебные действия ­ учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ­ ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; ­ способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; ­ основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства  сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее  благополучие, осознание своей этнической принадлежности; ­ чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной  культурой. Регулятивные универсальные учебные действия  Четвероклассник научится: ­ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; ­ учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; ­ осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; ­   оценивать   правильность   выполнения   действия   на   уровне   адекватной   ретроспективной   оценки   соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; ­ адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; ­ различать способ и результат действия. Четвероклассник получит возможность научиться: ­ в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; ­ проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; ­ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в  исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.  Познавательные универсальные учебные действия Четвероклассник научится: ­ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной  литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные,  цифровые), контролируемом пространстве Интернета; ­ осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с  помощью инструментов ИКТ; ­ строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; ­ проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; ­ устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; ­ строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Четвероклассник получит возможность научиться: ­осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет. Коммуникативные универсальные учебные действия Четвероклассник научится:  ­ адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных  коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации,  используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; ­ допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его  собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; ­ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения  интересов;  ­ задавать вопросы; ­ использовать речь для регуляции своего действия; СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ     В   основу   изучения   программы   кружка   положены   ценностные   ориентиры,   достижение   которых   определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества,   о   социально   одобряемых   и   неодобряемых   формах   поведения   в   обществе   и   т.   п.),   первичного   понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов— получение школьником  опыта  переживания  и  позитивного  отношения  к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,  мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­ циальной реальности в целом.           Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне   класса,   школы,   то   есть       в   защищенной,   дружественной   про­социальной   среде.   Именно   в   такой   близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­ мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для  других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек  действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным  человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к  поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:  Стартовый,  позволяющий   определить   исходный   уровень   развития   учащихся   по   методикам   Холодовой   О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);  Текущий:  ­прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; ­ пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; ­рефлексивный,   контроль,   обращенный   на   ориентировочную   основу,   «план»   действия   и   опирающийся   на   понимание принципов его построения; ­контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.  Итоговый контроль   в формах ­тестирование; ­практические работы; ­творческие работы учащихся; Контрольные задания. Самооценка   и   самоконтроль   определение   учеником   границ   своего   «знания   ­     незнания»,   своих   потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления   деятельности.          Содержательный контроль и оценка результатов, учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты   проверки  фиксируются   в   зачётном   листе   учителя.  В   рамках   накопительной   системы,   создание портфолио. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Технические средства обучения. ­ классная доска ­ магнитная доска ­ персональный компьютер с принтером (для учителя) ­ 13 персональных компьютеров (для учеников) ­ ксерокс ­ CD/DVD­проигрыватель ­ телевизор ­ интерактивная доска ­ документ камера ­ мультимедийный проектор  ­ фотокамера Календарно ­ тематическое планирование по  внеурочной деятельности «Я ­ исследователь» №  п/  п    Коли честв о  часов 1 1 час   Тема    занятия        Понятия             Задачи предмета    Форма          занятия Тренинг (10часов)          Формирование УУД Дата План Факт 01.09 Культура мышления.      Мышление. Практические задания «Как  2 1 час   исследования. Методы       Исследование. 3 1 час  Научная теория. Теория. Беседа. Коллективная беседа «Как  гипотеза превращается в  теорию». Коллективная беседа о  том, что такое научная теория,  какими бывают научные теории.  Главные особенности  описательных теорий. Главные  особенности объяснительных  теорий. Коллективная беседа  «Известные, но недоказанные  гипотезы». 4 1 час   Научное Прогнозирова Что такое научный прогноз и чем      Личностные: ­ умение активно включаться в общение и взаимодействие  со сверстниками на   принципах   уважения   и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;   ­   осмысление   мотивов своих   действий   при Практическое  занятие. Практическое  занятие. давать определения понятиям».  Анализ и синтез. Практические  задания «Как правильно  высказывать суждения», «Как  делать обобщения», «Как  классифицировать».  Практические задания по  структурированию текстов. Практические задания по  совершенствованию владения  основными методами  исследования (подумать  самостоятельно, спросить у  другого человека, понаблюдать,  провести эксперимент и др.).  Практические задания _  тренировка в использовании  методов исследования в ходе  изучения доступных объектов.  Исследования с помощью  новейших информационных  технологий. 08.09 15.09

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

"Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2019