Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов
Оценка 4.9

Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
музыка
5 кл—8 кл
08.01.2019
Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов
Программа вокального кружка "Гармония" предназначена для учеников 5-8 классов общеобразовательной школы.При разработке программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности участников школьного кружка, поэтому в темы занятий включены такие элементарные музыкальные понятия, как артикуляция,дикция,формирование чувства ансамбля,музыкальные штрихи,тембр,ритм, динамика,интонирование.Также учитывалась работа как с солистами ,так и с группой.
Программа Вокального кружка Гармония 2018-2019.docx
Пояснительная записка Рабочая  программа вокально­хорового кружка разработана  на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса Белгород, 2006г;  Д Огороднова « Музыкально –певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. « Детский академический хор», 2003г.,Г.А.Суязова «Мир вокального  искусства» (Изд. «Учитель» Волгоград 2009 г.),Т.А.Затямина,И.Н.Ходнева «Фонопедический метод развития певческого голоса школьников» (Изд.  «ВГАПКиПРО» 2012 г. ­ 24 стр.) Срок реализации  программы – 1 год. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 11­14 лет. Занятия проводятся 1 час в неделю. За это время  руководитель оставляет себе право заниматься  как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами.  В кружок вокального пения приглашаются дети среднего и  старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей.  Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы  сохраняются общие. Цель программы: заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально– хоровые  навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально­эстетический вкус детей. Основные задачи в работе вокального кружка ­ Образовательные: постановка голоса, формирование вокально­  хоровых навыков, знакомство с вокально­ хоровым репертуаром. ­ Воспитательное: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания,  естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения. ­ Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков  эмоционального, выразительно пения.   Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное  воспитание оказывает влияние на эмоционально­эстетическое развитие личности ребёнка.  Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой  фантазии. Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда. Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по  совершенствованию голосового аппарата ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.  Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства  включает решение следующих задач: 1. Певческая установка 0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены  и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как  правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя. 2. Дыхание Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика  воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная  клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне­ физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания: 1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч); 2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание; 3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу). С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных  упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит  показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку  возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время  полноценным.  К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха,  которое вентилируется только при вдохе через нос). Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо  научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком  глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание,  называется цезурой и имеет обозначение V.  3.Артикуляционные задачи.  Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта расрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для  раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о»  близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а». Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной  громкостью из­за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При  обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме  подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если  первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым.  В работе над гласными следует: а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции; б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока; в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится  позади гласной: ай, ой, ий; г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата. Важная задача для педагога ­ научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции.  Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно  без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости ­ слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться  словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков. 4. Выработка подвижности голоса.  Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса­ искусство исполнения  произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над  подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном  темпе и с умеренной силой звучания. 5. Расширение певческого диапазона детей.  Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной  энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном  отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса ­  если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.  6. Развитие чувства метроритма.  Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в  песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по  преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения. 7. Выразительность и эмоциональность исполнения.  Любое исполнение песни ­ эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения,  распределить кульминационные зоны.  Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем. 8. Работа над чистотой интонирования.  В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей  помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для  создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и  стаккато. 9. Формирование чувства ансамбля.  В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному  артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончаниия пения. Исполняя произведение в хоре, дети  должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию. 10. Формирование сценической культуры.  Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в  соответствующем темпе. Пение под фонограмму ­ заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога ­ подбирать  репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой,  правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу  вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально­хоровых навыков сочетает вокально­техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию  сценического образа. В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами: 1. Развивать голос , без торопливости расширять диапазон. 2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя. 3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала. 4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха. 5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы. 6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика. Особенности возрастной группы детей которым адресована программа. Возраст детей 11 ­14  лет. Это учащиеся 5,6,7,8­х классов. Небольшая разница в возрасте не оказывает существенное влияние на работу в вокальном кружке.  Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке. Режим занятий. Общее количество часов в год – 36 часов. Количество часов в неделю – 1 час. Периодичность в неделю – 1 раз. Продолжительность занятия – 40 минут. Прогнозируемые результаты и способы их проверки Дети должны научиться  красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные  произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно  подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие  возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать  репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать  участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни. В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики,  ритмичности. Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица,  движениях рук и корпуса. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами перед ветеранами войны и труда, тружениками села. Календарно – тематическое планирование № п/п Тема занятия Музыкальный материал Дата  проведения план факт 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. Прослушивание  голосов. Беседа о гигиене певческого голоса. Распевки. Знакомство с репертуаром. «Гимн учителям»  Певческая установка. Дыхание и дыхательная гимнастика «Любимый учитель» ­ А.Ермолов Высота звука. Работа с микрофоном. «Мы вернёмся опять» ­ А.Ермолов «Раз,два,три!» ­ из репертуара группы «Улыбка» Работа над звуковедением и чистотой интонирования.. «Мамино сердце» ­ из репертуара певицы Жасмин Формирование сценической культуры. Вокально­певческая  постановка корпуса. «Кто придёт на помощь»­ из репертуара группы  «Мастер­класс» Формирование чувства ансамбля. Дикция, артикуляция, слово. «Мама» ­ Филатов Н. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15.  Сольное исполнение. Работа над образом песни. Работа над особенностями произношения во время пения. Формирование сценической культуры. Использование  элементов ритмики. Дикция, артикуляция.. Работа над выразительным исполнением песни и созданием  сценического образа. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах  при соотношении простейших длительностей (четверть,  восьмая, половинная). Ритм и ритмические упражнения  Выразительные средства исполнения; сольфеджирование,  понятие тоники, устойчивости и неустойчивости звуков. 16. Работа с фонограммой. Дуэт. Разновидности ансамблевого звучания. Унисон. Динамика.  Тембр. Ритм.  Работа с фонограммой. Сольное исполнение. Работа с микрофоном. Владение мимикой и управление  своими эмоциями на сцене. «Когда придёт Новый Год» ­ из репертуара группы «Непоседы» «Здравствуй,Новый Год» ­ А.Ермолов «Мечты­снежинки» ­ из репертуара группы  «Мультикейс» «Серебрянные месяцы» ­ из репертуара певицы  Даяны. «Баллада о солдатской матери» ­ А.Ермолов «Белый снег войны»  «Обелиск» «Фронтовые письма» «Сталинград» ­ Д.Корнев 17. 18. 19. 20. 21. Формирование чувства ансамбля. Элементы двухголосья. «А мы Масленицу дожидались» ­ р.н.п. Звукообразование и звуковедение. «Проводы зимы»­ р.н.п. «Мама» ­ из репертуара группы «Улыбка» 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Работа над выразительным исполнением песни и созданием  сценического образа. «Есть слово которое…» «Мамины руки» Интонация. Работа с фонограммой. Сольное исполнение. Бережное отношение к голосу. Вокальные упражнения. Диапазон, регистр, понятие тесситуры. «Майский вальс» ­ муз.М.Лученка,сл.М.Ясень «Дети России» ­ из репертуара группы «Саманта» Дыхание и дыхательная гимнастика. Формирование качества звука. Звуковые упражнения. Интонация. Работа с фонограммой «Огонек» (Б. Мокроусов — М. Исаковский).  Дикция и артикуляция. Ансамблевое пение. Собственная манера исполнения вокального произведения. «Нам нужна одна победа» из к­ф «Белорусский  вокзал» Использование певческих навыков Сто святых церквей Сольное исполнение. Работа над качеством исполнения. «А закаты алые» ­ группа «Волшебники двора»  Музыкальные штрихи. «Зажгите свечи» «Мой дом» ­ В.Цветков группа «21 век» 35. «Серьезная и лёгкая музыка» Слушание эстрадной музыки. Современные  исполнители. 36. Музыкальный звук. Высота звука. «Ассоль» ­ В.Цветков группа «21 век» 37. Подведение итогов.  Исполнение любимого репертуара. «Танец под дождём» ­ В.Цветков группа «21 век»

Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов

Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов

Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов

Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов

Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов

Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов

Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов

Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов

Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов

Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов

Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов

Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов

Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов

Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов

Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов

Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов

Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов

Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов

Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов

Программа вокального кружка "Гармония" для учеников 5-8 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2019