Программа воспитания и социализации «Школа воспитания» Сроки реализации сентябрь 2013- май 2019
Оценка 4.7
Документация
docx
воспитательная работа
5 кл—9 кл
26.03.2017
Аннотация
В 2013-2014 учебном году 5-в класс МБОУ СОШ №4 г. Родники в пилотном режиме перешел на освоение ФГОС ООО. В соответствии с требованиями Стандарта была составлена программа воспитания и социализации класса «Школа воспитания» (далее Программа). Это документ (нормативный акт), определяющий ценностно - целевые ориентиры, принципы, основные направления, формы и методы воспитательного процесса с 5 по 9 класс, критерии, показатели и методы изучения его состояния и результатов. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России изложены представления о современном национальном воспитательном идеале: творческий, высоконравственный, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Данный идеал выступает в роли идеальной цели программируемых процессов воспитания и социализации учащихся класса. Направленность программы – духовно-нравственное развитие и воспитание, профессиональная ориентация, формировании экологической культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа воспитания и социализации.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Программа воспитания и социализации
«Школа воспитания»
Сроки реализации сентябрь 2013 май 2019
Составитель Перова Галина Владимировна,
классный руководитель
Родники, 2013
1 Аннотация
В 20132014 учебном году 5в класс МБОУ СОШ №4 г. Родники в пилотном
режиме перешел на освоение ФГОС ООО. В соответствии с требованиями Стандарта
была составлена программа воспитания и социализации класса «Школа воспитания»
(далее Программа). Это документ (нормативный акт), определяющий ценностно целевые
ориентиры, принципы, основные направления, формы и методы воспитательного процесса с
5 по 9 класс, критерии, показатели и методы изучения его состояния и результатов.
В
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России
изложены представления о современном национальном воспитательном идеале:
творческий, высоконравственный, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации. Данный идеал выступает в роли идеальной цели программируемых
процессов воспитания и социализации учащихся класса. Направленность программы –
профессиональная ориентация,
духовнонравственное развитие и воспитание,
формировании экологической культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни.
Введение
В соответствии с требованиями ФГОС и особенностями учебного заведения
определена результатная цель воспитания учащихся – эффективное содействие
проявлению и развитию личности школьника, субъектности и индивидуальности каждого
ученика, формированию у него способности к самореализации своего потенциала в
осуществляемой деятельности при освоении программы основного общего образования1.
Задачи:
сформировать и развить ценностнонасыщенную воспитывающую среду;
реализовать воспитывающий потенциал урочных, внеурочных занятий;
создать и поддерживать детсковзрослое сообщество с традициями духовного роста
уважения достоинства,
каждого,
межкультурной коммуникации, социальной активности.
командного взаимодействия,
толерантности,
помочь детям убедиться в социокультурной и личностной значимости ценностей;
1 Примечание: при выдвижении данной результатной цели разработчики программы
ориентировались на положения 6 и 8 ФГОС ООО.
2 развить у детей способности в сферах, составляющих модель гармоничной личности (ум,
тело, деятельность, общение, самосозидание).
Ввести как классные традиции тренинги личностного роста, конкурс на лучший
социальный проект, классное собрание «Итоги года», и т.д.
Ввести ежегодный смотр Партфолио учеников класса
определить круг социальных партнеров для организации дополнительного образования
организовать деятельность постоянных и временных органов соуправления,
самоуправления
организовать мониторинг результативности и качества выполнения программы в
соответствии с критериями результативности
Структура программы
Ценностноцелевые ориентиры и принципы воспитания и социализации учащихся с 5 по 9
класс;
Основные направления процесса воспитания;
Формы и способы организации воспитательного процесса;
Предполагаемые результаты реализации программы, критерии и методы их изучения,
анализа и оценки.
Основная часть
В качестве ценностноцелевой основы Программы класса выступают базовые
национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность,
гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии
России, искусство, природа и человечество. Отчетливо осознавая сложность ведения и
координации воспитательной деятельности по всем перечисленным направлениям, принято
решение воспользоваться рекомендациями российских ученых (Л.В. Байбородова, В.А.
Караковский, Н.Е. Щуркова и др.) о выделении приоритетных направлений процесса
воспитания детей. Основные направления связаны с формированием у школьников
приоритетных ценностных отношений, к которым относятся:
3 уровня результатов
преимущественные формы достижения
результатов
ключевые
(приоритетные)
направления
воспитания
социализации
и
3 учащихся класса
отношение
познавательной
деятельности
к
к
отношение
преобразовательной
деятельности
и
проявлению в ней
творчества
к
и
отношение
социальному
природному
окружению (на основе
норм права и морали)
1.Приобретение
школьником социальных
знаний
2.Формирование
ценностного отношения к
социальной реальности
3.
самостоятельного
социального действия
Получение опыта
1.Приобретение
школьником социальных
знаний
2.Формирование
ценностного отношения к
социальной реальности
Получение опыта
3.
самостоятельного
социального действия
1.Приобретение
школьником социальных
знаний
2.Формирование
ценностного отношения к
социальной реальности
Викторины,
познавательные беседы
познавательные
игры,
акции
исследовательские
Дидактический театр, общественный смотр
знаний, помощь тем, кто отсутствовал в
школе
Детские
проекты,
внешкольные
познавательной
направленности (олимпиады, конференции
учащихся, интеллектуальные марафоны)
Просмотр видеоматериалов, кинофильмов,
спектаклей и их обсуждение; организация
экскурсий и обсуждение увиденного с
встречи с
ценностной точки зрения;
интересными людьми,
знакомство с
традициями семей
Дискуссии, ролевые игры, разбор реальных
ситуаций, проговаривание и обоснование
выборов конкретной ситуации; планирование
конкретных дел ценностного содержания
(индивидуально и в группе). Творческая
деятельность
(нахождение ценностных
сюжетов для фотографий, рисунков). Поездки
насыщенные культурными и
в места,
духовными смыслами,
погружение в
атмосферу.
Театральные постановки, опыт принятия
других, забота о других; установление и
поддержание ценностных традиций класса,
публичная оценка событий и
акции,
поступков,
проведение
совместной рефлексии значимых событий
Написание эссе на нравственноэтические
темы, обсуждение фильмов, спектаклей на
данную тему, эмоциональное взаимодействие
с живой природой, проведение исследований
творчества поэтов, писателей, художников,
раскрывающих общность природы и мира
человека,
знакомство с
публикациями Всемирного природного
наследия ЮНЕСКО и т.п.,
в
участия
Первоначальный
опыт
природоохранительной
деятельности
(экологические акции, десанты, подкормка
птиц, разбивка клумб и т.п.), осмысление
темы природы в собственном творчестве
(рисунки, коллажи, стихотворения и т.д.)
углубленное
праздники,
3.
Получение опыта Посильное
участие
в
делах
4 самостоятельного
социального действия
отношение
Отечеству
к
1.Приобретение
школьником социальных
знаний
2.Формирование
ценностного отношения к
социальной реальности
3.
самостоятельного
социального действия
Получение опыта
отношение
прекрасному
к
1.Приобретение
школьником социальных
знаний
2.Формирование
ценностного отношения к
социальной реальности
Получение опыта
3.
самостоятельного
социального действия
1.Приобретение
школьником социальных
знаний
2.Формирование
ценностного отношения к
социальной реальности
Получение опыта
3.
самостоятельного
отношение к себе,
образу своей жизни,
собственному
развитию
экологически
проекты,
благотворительности, милосердия, в заботе о
животных и природе т.д., коллективные
усвоение
природоохранные
принципов
грамотного
поведения в природе, фотографирование
природных объектов,
представляющих
эстетическую ценность
Дискуссии, знакомство с сохранившимися
культурными традициями и ремеслами края,
знакомство с символикой России, классные
часы по обсуждению реальных событий с
этической точки зрения, встречи с ветеранами
Организация социальных проб, экскурсий,
например, «Путешествие по губернии»,
посещение
Краеведческая работа по выявлению и
сохранению мест памяти,
забота о
памятниках,
публичные презентации о
славных людях нашего края, забота о
ветеранах
Творческие кружки, тематические классные
часы, беседы о прекрасном. Просмотр
видеофильмов,
выставок,
спектаклей. Экскурсии. Мастер класс по
народному творчеству. Использование Малой
Родины в качестве «образовательной
программы» по культуре народа, салоны.
Выставки, фестивали искусств, спектакли в
классе, школе, акции, творческие вечера,
знакомство с местными мастерами
прикладного искусства, наблюдение за их
работой и обсуждение.
Социальные проекты на основе творческой
деятельности,
публичные лекции для
родителей, местных жителей о прекрасном,
экскурсии с обсуждением увиденного и
оформлением в виде презентаций, эссе и
других форм длительного хранения.
Вынесение
творческой
деятельности в публичное пространство..
Классные часы, игры, беседы, анкетирование
учащихся и родителей, диспуты, обсуждение
прочитанных книг
Участие в самоуправлении, благоустройстве
школьного и пришкольного пространства,
совместные игры,
направленные на
приобретение опыта совместной деятельности
Участие в выпуске школьной газеты,
в волонтерской, природозащитной, поисковой
5
собственной социального действия
деятельности,
образовательной программы
в реализации основной
100% учащихся класса включено в школьную систему дополнительного
в себя художественное, общественноорганизаторское,
образования, включающую
духовнонравственное, спортивно оздоровительное , творческий, познавательный профили
(образовательные программы объединений прилагаются). Результативность учитывается в
Портфолио.
Планируемые результаты воспитания и социализации в аспекте предмета изучения и
диагностических методов
Уровни воспитательных результатов
1 уровень
Приобретение
воспитанником социального
знания
Достигается во
взаимодействии с
педагогом
2 уровень Получение учащимся опыта
переживания и позитивного
отношения к базовым
национальным ценностям
Достигается в
дружеской
детской среде
(коллективе)
Предмет изучения
Представления,
знания (что ученик
знает о нормах
взаимоотношений)
Ценностные
ориентации, мотивы
поведения,
предпочтения
3 уровень Получение учащимся опыта
самостоятельного
общественного действия
Достигается во
взаимодействии с
социальными
субъектами
Отдельные
поступки,
поведение в целом
Беседа, метод
незаконченных
предложений и
т.д.
Постановка
учащегося в
ситуацию
выбора,
принятия
решения и т.д.
Педагогическое
наблюдение в
совместной
деятельности
учащихся
Приемы и методы воспитания
6 В процессе гуманистического взаимодействия учительребенок применяются
приемы и методы личностноориентированного подхода:
Деятельность педагога
познание ученика
понимание ученика
педагогическое проектирование
педагогическая рефлексия
педагогическая коррекция
Активность ученика
самопознание
самопонимание
самопроектирование
саморефлексия
самокоррекция
Неотъемлемой частью программируемого процесса воспитания и социализации
является самоуправленческая деятельность школьников (описание модели ученического
самоуправления на ступени основного общего образования). В классе действуют
постоянные органы самоуправления (Совет класса) и временные (оргкомитет, совет дела).
В конце года традиционно проводится классное собрание «Итоги года». Психолого
педагогическая поддержка осуществляется через школу актива «Лидер».
Предполагаемые результаты реализации программы,
критерии и методы их изучения, анализа и оценки
Главные результаты процессов воспитания и социализации учащихся:
сформированные (развитые) у детей ценностные отношения;
социальная адаптация и активность школьников;
наличие у детей и взрослых чувства удовлетворенности процессом и результатами
воспитания и жизнедеятельностью в образовательном учреждении;
произошедшие в ходе развития изменения в школьном коллективе как среде бытия и
развития ребенка.
Для изучения, анализа и оценки перечисленных результатов разработан
диагностикоаналитический инструментарий, который включает в себя критерии и
методики оценочноаналитической деятельности.
7
Программа воспитания и социализации «Школа воспитания» Сроки реализации сентябрь 2013- май 2019
Программа воспитания и социализации «Школа воспитания» Сроки реализации сентябрь 2013- май 2019
Программа воспитания и социализации «Школа воспитания» Сроки реализации сентябрь 2013- май 2019
Программа воспитания и социализации «Школа воспитания» Сроки реализации сентябрь 2013- май 2019
Программа воспитания и социализации «Школа воспитания» Сроки реализации сентябрь 2013- май 2019
Программа воспитания и социализации «Школа воспитания» Сроки реализации сентябрь 2013- май 2019
Программа воспитания и социализации «Школа воспитания» Сроки реализации сентябрь 2013- май 2019
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.