Данная программа рассчитана на учащихся 1 – 4 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
-формировать уважительное отношение к членам своей семьи, воспитывать семьянина, любящего свою семью
-формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу,
-воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательное отношение к своим обязанностям
- способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся
- прививать навыки культуры общения, развивать нравственно-личностные качества (доброта, желание помочь другим людям)
- прививать навыки здорового образа жизни
- прививать любовь к природе
-формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
Программа воспитательной работы МГФ.doc
Программа воспитательной работы
«Я, Ты, Мы!»
(1 – 4 классы)
От правильного воспитания детей
зависит благосостояние всего народа
Д. Локк
Национальная доктрина образования Российской Федерации утверждает «гуманистический характер образования,
приоритет общечеловеческих ценностей,
свободного развития личности»
(Закон «Об образовании»)
жизни и здоровья человека,
Основные идеи:
освоение общечеловеческих ценностей (гуманистический подход в воспитании)
ориентирована программа на воспитание людей, способных творчески и самостоятельно решать поставленные задачи,
при этом уважая мнение других.
свободное развитие личности, учитывая возрастные особенности
Проблема, над которой работает школа:
____________________________________________________________________
Проблема, над которой работаю: «Развитие творческой личности школьника на основе изучения и учета индивидуальных способностей»
Воспитание, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества осуществляется через образование,
а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные
институты; учебновоспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
Пояснительная записка
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И,
конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично
сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И
сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного
руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые
сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются
основой современного общества и государства
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его
отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в
общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся
может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность
развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично
сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих
ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовнонравственным, интеллектуально развитым,
целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.
Внеурочная воспитательная деятельность – это организованные и целенаправленные занятия (мероприятия) с учащимися воспитательного и
образовательного характера, процесс организации досуга учащихся. Внеурочная воспитательная деятельность направлена на повышение уровня
нравственной, правовой, физической, эстетической социальной культуры учащихся. Дети овладевают навыками и умениями организации социально
значимой деятельности, развивают свои творческие и иные способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты,
развивают лучшие человеческие качества: эмпатию, толерантность, доброту и т. д.
Программа “ Я.Ты.Мы! ” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития
и успеха ребёнка.
Данная программа рассчитана на учащихся 1 – 4 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными
направлениями, целями и задачами школьной программы. Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей;
воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
формировать уважительное отношение к членам своей семьи, воспитывать семьянина, любящего свою семью
формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу,
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательное отношение к своим обязанностям
способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся
прививать навыки культуры общения, развивать нравственноличностные качества (доброта, желание помочь другим людям)
прививать навыки здорового образа жизни
прививать любовь к природе
формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для
обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
1 класс
успешная адаптация к школьной жизни;
эмоциональная устойчивость обучающихся;
создание предпосылок для формирования классного коллектива;
активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 класс
устойчивые положительные результаты обучения;
активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;
негативное отношение к вредным привычкам;
создание органов классного самоуправления.
3 класс
проявление интеллектуальных способностей на уровне Республики, России;
знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 класс
овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
проявление самостоятельной творческой активности;
умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
готовность к самоопределению в социуме. создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы,
педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Содержание программы «Я, Ты,Мы!» соответствует возрастным особенностям ребенка, его интересам и потребностям. Она ориентирована на
воспитание в человеке ответственности, порядочности, уважения мнения других людей, чувства коллективизма и взаимопомощи. Воспитательная
работа проходит по следующим этапам:
1й этап 1 класс "Я и мой дом"
Цель работы – формирование эстетикоценностных ориентаций личности; развитие способностей к творчеству; воспитание красотой и через красоту.
Формирование детского коллектива.
Основные задачи развития:
овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
формирование умения учиться в средней школе;
развитие учебной мотивации, формирование интересов;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с
успешностью других;
формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития
2 –й этап «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2 класс "Ты воспитан?"
Цель работы – формирование классного коллектива, становление дружеских партнёрских отношений. Развитие творческого потенциала.
Основные задачи развития:
формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
формирование интереса к другому человеку как к личности;
развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа.
3 этап«ЧТО МНЕ СНЕГ, ЧТО МНЕ ЗНОЙ, КОГДА МОИ ДРУЗЬЯ СО МНОЙ 3 класс "Мы и наши привычки"
Цель работы гражданскопатриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания. Формирование доброго отношения к
истории родного края, своей семье, друг к другу.
Основные задачи развития:
развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки: развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям.
4 этап 4 класс "Я, ты, он, она – вместе классная семья"
Цель работы – воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного
отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности;
Основные задачи развития:
формирование гипотетикодедуктивных процессов, умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии;
развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
развитие воображения;
развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов
дружеского, избирательного общения;
формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;
Программа осуществляется:
через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники,
социологические исследования);
через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастерклассы);
через систему дополнительного образования;
через систему КТД и традиционных дел ОУ;
в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского
досуга);
через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения города (школы, музеи, библиотеки, ЦДТ, ДК);
Методы:
научноисследовательский;
метод проектов;
коммуникативная методика;
личностноориентированный метод;
наглядноиллюстративный метод;
репродуктивный метод;
метод критического мышления;
Формы работы: классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
тренинги, занятия;
конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы,
карнавалы, фестивали;
встречи с интересными людьми, игры по интересам;
Принципы построения воспитательной работы.
1.Принцип открытости.
2. Принцип привлекательности будущего дела.
3. Принцип деятельности.
4. Принцип свободы участия.
5. Принцип обратной связи.
6. Принцип сотворчества.
7. Принцип успешности.
Приоритетные направления работы
интеллектуальнопознавательная деятельность
спортивнооздоровительная деятельность
духовнонравственная деятельность
творческоэстетическая деятельность
гражданскопатриотическая деятельность
работа с семьёй
Содержание программы
Первое направление: интеллектуальнопознавательная деятельность
Цель работы – оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять
свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи:
Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования;
Виды деятельности:
Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;
Сотрудничество с учителямипредметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся; Сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся.
Содержание умственного (интеллектуального) воспитания:
развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти,
мышления, воображения, речи;
умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;
формирование механизма самоорганизации умственной деятельности;
развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся;
развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала;
формирование профессионального мышления. Умственное воспитание осуществляется, прежде всего, через образование и обучение.
Второе направление: спортивнооздоровительная деятельность
Цель работы – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического
здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:
Формирование здорового образа жизни школьника;
Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
Виды деятельности:
сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города, поселка, деревни с целью изучения
состояния физического здоровья учащихся класса;
сотрудничество с родителями учащихся и учителямипредметниками;
сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции
здоровья учащихся;
сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Содержание физического воспитания:
совершенствование организма человека, предполагающее развитие двигательной и костномышечной систем, нервной системы, пропорций тела при
сохранении и укреплении здоровья. От физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности, счастье всей жизни
человека;
просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;
формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;
разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;
развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы,
появление хорошего самочувствия;
индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей. Третье направление: духовнонравственная деятельность
Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;
Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к
человеку, труду, природе;
Виды деятельности:
развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть,
осознавать и делать выводы.
Содержание нравственного воспитания:
моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;
этическое воспитание формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;
патриотическое воспитание формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, готовности встать на защиту Родины и своего
народа;
формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;
политическое воспитание формирование политического сознания. В свою очередь, каждое из этих направлений включает:
формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на земле, в космосе;
нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность правил, норм поведения людей, их
обязанности по отношению к себе, другим людям, обществу; критерии различения зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного);
развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения;
воспитание чувства личной ответственности за свои поступки и деятельности;
формирование не только взглядов и отношений, но и убеждений человека, требующих реализации в поведении и поступках.
Четвертое направление: творческоэстетическая деятельность
Цель работы – гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.
Задачи:
Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности; Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке,
саморазвитию, самовоспитанию.
Виды деятельности:
Изучение потребностей, интересов и желаний учащихся, в организации и проведении внеклассных мероприятий;
Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса и школы;
Изучение и способностей к общению каждого ученика;
Эстетическое образование, теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
Художественное воспитание;
Воспитание творческих потребностей и способностей.
Содержание эстетического воспитания:
развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;
развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения;
эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, объели” природы;
индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;
формирование механизма эстетического самообразования;
формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала;
Пятое направление: гражданскопатриотическая деятельность
Цель работы – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и
отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
Воспитание гражданскопатриотического и духовнонравственного сознания на основе сохранения культурноисторического наследия,
отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Виды деятельности:
изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственноправового выбора мотивами долга, совести, справедливости.
Содержание гражданскопатриотического воспитания:
освоение соответствующих норм гражданского поведения и правил обеспечения безопасности жизнедеятельности;
воспитание гражданскопатриотических чувств, стремление к самореализации личности;
развитие навыков самостоятельной работы, эффективного взаимодействия с людьми в современном поликультурном обществе; знакомство с ценностями и нормами национальной культуры, с её региональными традициями;
Шестое направление: работа с семьёй
Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
организация психологопедагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных
консультаций, бесед;
деятельности;
создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебновоспитательного процесса педагогов, детей и родителей;
организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе
“учитель — ученик родитель”.
Виды деятельности в направлении “Семья”:
сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Содержание работы семейного воспитания:
совместная творческая деятельность учащихся и их родителей;
консультирование и решение проблем семейного воспитания детей младшего школьного возраста;
родительское собрание не собрание для нотации, а встреча единомышленников с одними радостями и проблемами;
работа со школьным психологом, социальным педагогом, врачом для решения насущных вопросов и проблем.
Сроки реализации программы
1й этап « Я и МОЙ ДОМ» Давайте, познакомимся. 1 класс
2 –й этап«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2 класс( деятельность по сплочению классного коллектива)
3 й п этап« ЧТО МНЕ СНЕГ, ЧТО МНЕ ЗНОЙ, КОГДА МОИ ДРУЗЬЯ СО МНОЙ» 3 класс
4 й п этап« Я, ТЫ, ОН, ОНА – ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» 4 класс
Программа «Я, Ты, Мы!» включает в себя 4 (с 14 класс) периода обучения, где каждый последующий период опирается на предыдущий. Управление в классе осуществляется через совет класса, классное собрание.
Командир несет информацию в отделы, а затем уже ответственные учащиеся в отделах начинают свою работу. Отчет о работе в отделе учащиеся
предоставляют каждую неделю. Каждый период обучения заканчивается подведением итогов за год.
Список класса
1. Веденеева Ольга Александровна – 12.12. 2007г.р.
6. Лубошнова Дарья Анатольевна – 23.08.2008г.р.
2. Дергачева Дарья Андреевна – 02.12.2008г.р.
7. Малеев Андрей Александрович – 23.03.2008г.р.
3. Ильдякова Кристина Федоровна – 21.08.2008г.р.
8. Тюнюков Денис Викторович – 23.03.2009г.р.
4. Карзанова Елена Константиновна – 03.07.2008г.р.
9. Чамеева Мария Александровна – 04.12.2008г.р.
5. Кириллов Кирилл Николаевич – 15.11.2008г.р.
Тематическое планирование классных часов в 1 классе.
Месяц
1 класс. Тема классного часа.
Результат.
Сентябрь Знакомство с правилами поведения (ПП) учащихся в школе, классе, на переменах.
Правила пожарной безопасности. Эвакуация из классной комнаты, коридора, санузла
во время урока и перемены.
Организация питания в школьной столовой.
Знакомство с правилами дорожного движения (ДД), экскурсия по прилегающей к
школе территории.
Памятка “Правила поведения в школе” (в
классном уголке).
План эвакуации (уголок).
Памятка “Правила дежурства в столовой”
(уголок)
Памятка “Маршрут движения из дома в школу”( в
дневниках)
Октябрь Правила дежурства по классу.
Памятка и график дежурства (уголок) Режим дня школьника.
Каждой вещи свое место.
ОБЖ во время осенних каникул.
Ноябрь
ПП “Если ты дома один”.
ПП обязательные для всех людей.
Я и мои родители.
Кто такие – одноклассники?
Памятка (дневники).
Росписи учся в журнале инструктажей.
Запись в дневник 01, 02, 03,04.
Памятка (уголок).
Декабрь
Ссора между детьми, к чему может это привести?
Игра “Мирись, мирись…”
О детском труде.
ОБЖ во время зимних каникул.
Чего в другом не любишь, того не делай сам.
Январь Животные – наши меньшие друзья.
Мои любимые занятия.
Телевизор, компьютер и дети.
4.Помни о других .
Росписи учся в журнале инструктажей.
Памятка (уголок).
Памятка “Правила обращения с животными”
(уголок).
Памятка “Правила борьбы с телеманией”(уголок).
Февраль
Как подарить радость другому.
Подарок своими руками.
О детской дружбе и выборе друзей.
Необычные приключения с мальчишками.
Как я умею преодолевать трудности. Март
1.Что такое самостоятельность?
Правила работы с книгой (уголок).
2.Правила хорошего тона.
3.Девичьи посиделки.
4. Чтение – вот лучшее учение
Апрель Шутки Весельчака – шарады.
Вежливые слова и поступки.
“У ребенка есть права…”
Чему научились в кружках.
Список вежливых слов (уголок).
Выставка поделок и рисунков.
Май
Как мы прожили первый учебный год в школе – итоги.
Газета “Мы гордимся ими”.
Ученье без веселья, что жизнь без приключенья.
Росписи учся в журнале инструктажей.
ОБЖ во время летних каникул.
Лагерь – это полезный и веселый отдых.
Тематическое планирование классных часов во 2 классе.
Месяц
2 класс. Тема классного часа.
Результат.
Дата
.
сентябрь ПП в школе.
Памятка (уголок).
Правила пожарной безопасности. Пути эвакуации.
План эвакуации (уголок).
ПДД – экскурсия по прилегающей к школе территории.
Маршрут движения из дома в школу (дневники).
Организация питания и дежурство по столовой.
График дежурства по столовой (уголок) октябрь Как организовать учебный труд.
Как развивать скорость чтения.
Режим дня второклассника.
ОБЖ во время осенних каникул.
ноябрь
Что такое старательность и прилежность?
Свободное время как его использовать с пользой?
Трудности в учебе, как их преодолеть?
Общение с окружающими.
декабрь Настроение – не пустяк.
Оценка – это праздник?!
О лени и лентяях.
ОБЖ во время зимних каникул.
январь
Законы жизни семьи и класса.
Обман и его последствия.
В дружбе сила.
Собака бывает кусачей…
февраль Детская агрессия.
О жадности и жадинах.
Заполнение дневников.
10 способов развития скорости чтения (уголок).
Режим дня (уголок).
Росписи учся в журнале инструктажей.
Расписание кружков(дневники).
Памятка “Как получить хорошую оценку”.
Росписи учся.
Памятка (уголок).
Памятка “Правила крепкой дружбы”(уголок).
Правила обращения с домашними питомцами (уголок).
Памятка вежливых учеников. Рыцарский турнир.
Академия вежливости.
март
К чему ведет поощрение и наказание?
Эти забавные девчонки!
Вежливый отказ.
Помни об одноклассниках.
апрель
1.Конвенция. Права ребенка.
2.Правила приличия в житейских ситуациях.
3.Традиции – семейные и классные.
4. О детском труде.
май
1.Перелистывая страницы учебного года.
2.Здоровый летний отдых.
3.ОБЖ во время летних каникул.
4.Готов ли я к учебе в 3 классе?
Росписи учся.
Тематическое планирование классных часов в 3 классе.
Месяц
3 класс. Тема классного часа
Результат
Дат
а сентябрь 1.ПП в школе.
2.Правила пожарной безопасности. Пути эвакуации.
3.ПДД – экскурсия по прилегающей к школе территории.
4.Организация питания и дежурство по столовой.
октябрь Каждой вещи свое место.
2.Ежели вы вежливы…
3.Опрятность и аккуратность в одежде.
4. Знаток ПДД
ноябрь
Трудовые обязанности ребенка в семье.
Вы в гостях…
ПП в общественных местах.
ОБЖ во время осенних каникул.
декабрь
1.Словарь положительных моральных качеств человека.
2.Словарь отрицательных моральных качеств человека.
3.О чем может рассказать дневник школьника.
4.Правила обращения с взрывоопасными предметами.
январь
1.Как научиться жить в мире людей.
2.В мире очевидного и невероятного.
Памятка (уголок).
План эвакуации (уголок).
Маршрут движения из дома в школу (дневники).
График дежурства по столовой (уголок).
Памятка (уголок).
Росписи учся.
Памятка (уголок).
Росписи учся.
Памятка (уголок). 3.Как стать настоящим другом?
4.Эмоциональное общение.
февраль
1.Веселье у короля Зодиака.
2.О пользе пребывания на свежем воздухе.
3.ОБЖ во время зимних каникул.
4.О пользе двигательной активности.
март
1.Здоровье – полезные советы на каждый день.
2.Звездный час для девочек.
3.Кто больше скажет комплиментов.
4.Мы в ответе за наш класс!
апрель
1.Посеешь привычку – пожнешь характер.
2.Почему мы все такие разные?
3.Путешествие в страну любимых увлечений.
4. Безопасный мир ребенка.
Росписи учся.
Плакат “Если хочешь быть здоровым…”
Плакат “Особенности темперамента”.
май
1.Разговор на трудную тему (профилактика вредных привычек).
Выставка рисунков.
Вот и стали мы на год взрослей.
ОБЖ во время летних каникул.
Ты у себя дома!
Росписи учся. Тематическое планирование классных часов в 4 классе.
Месяц
4 класс. Тема классного часа
Результат
Дат
а
сентябрь 1.ПП в школе.
2.Правила пожарной безопасности. Пути эвакуации.
3.ПДД – экскурсия по прилегающей к школе территории.
4.Организация питания и дежурство по столовой.
октябрь
Ты один остался дома…
Как можно обратиться к другому человеку с просьбой.
Урок этики.
Знаешь ли ты себя?
ноябрь
Упрямство – хорошо это или плохо?
Кто такой – непослушный ребенок.
К чему может привести шалость.
ОБЖ во время осенних каникул.
декабрь
Взаимоотношения в классном коллективе.
Как найти правильный выход в спорной ситуации.
Памятка (уголок).
План эвакуации (уголок).
Маршрут движения из дома в школу (дневники).
График дежурства по столовой (уголок).
Росписи учся.
Памятка “Пути выхода из сложной ситуации” (уголок). Ученье – шаг за шагом.
январь
Застенчивые и неуверенные дети.
Бездомному всегда плохо. Разговор о животных.
Твой живой уголок.
У тебя зазвонил телефон…
февраль Мы едем, едем, едем…
“Театр уж полон…”
март
Конкурс “Ай, да умница!”
Как самим ухаживать за вещами. Мода, мода, мода!
Чем опасны джинсы?
Вкус – это чувство меры.
апрель
Игры – шутки.
Не искажай язык!
“Вежливая” грамматика.
Чтобы словам было свободно, а мыслям тесно.
май
“Что было для вас открытием…”
Настроение не пустяк.
От чего прибавляется счастья?
Памятка “Правила ухода за животными”(уголок).
Памятка “Как вести себя в транспорте”.
“Как вести себя в театре” (уголок).
Памятка (уголок).
Росписи учся. ОБЖ во время летних каникул.
Месяц
Правила дорожного движения (ПДД)
1 класс
3 класс
2 класс
Сентябрь Дорога в
школу и
домой.
Почему дети
попадают в
дорожные
аварии.
Причины
несчастных
случаев на
улицах и
дорогах.
4 класс
Мы и
транспорт.
(ОБЖ 4 кл)
Октябрь Кого
называют
пешеходом ,
водителем,
пассажиром.
Новое о
светофоре и
дорожных
знаках.
Что такое
Транспорт.
История
появления
автомобиля
и ПДД.
Ноябрь
Какие
опасности
подстерегают
на улицах и
дорогах.
Что такое
ГИБДД и
кто такой
инспектор
ДПС.
Что надо
знать о
перекрёстках
и опасных
поворотах
транспорта.
Скорость
движения и
остановочн
ый путь.
(ОБЖ 4 кл)
Если ты
стал
водителем.
(ОБЖ 4 кл)
Правила пожарной безопасности (ППБ)
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Краткие
сведения
о пожарной
охране и
добровольных
пожарных
организациях.
Тренировочная
эвакуация.
Огонь друг и
враг человека.
Навыки
осторожного
обращения с
огнём.
Тренировочная
эвакуация.
Отчего
происходят
пожары.
Тренировочная
эвакуация.
Твои действия при
пожаре. (ОБЖ 4
кл)
Тренировочная
эвакуация.
Викторина по
пожарной
безопасности.
История
создания
пожарной
охраны.
Осторожно –
электричество!
«Спички это
не игрушки»
Что делать, если
пожар сразу
потушить не
удалось.
Противопожарны
й режим в жилом
доме.
Пожарная охрана,
её назначение и
задачи. Декабрь Светофор
Новое о
светофоре
Правила
перехода
проезжей
части дороги
Январь
Правила
поведения на
тротуаре,
пешеходной
дорожке,
обочине.
Правила
безопасного
перехода
улиц и
дорог.
Остановочный
и тормозной
путь
автомобиля
В детстве
не
научишься
– всю
жизнь
промучишь
ся. (ОБЖ 4
кл)
Как стать
грамотным
пассажиро
м.
(ОБЖ 4 кл)
Причины
возникновения
пожаров.
Тренировочная
эвакуация.
Просмотр и
обсуждение
презентации
«Пожарная
безопасность»
Безопасное
использование
бытовой
техники,
новогодних
гирлянд.
План пожарной
эвакуации в школе,
дома.
Берегите
жилище
от пожаров.
«Запомнить
твёрдо нужно
нам – пожар не
возникает сам!»
Правила
безопасного
поведения на
кухне.
Назначение и
оборудование
пожарного щита.
Февраль Что такое
проезжая
часть дороги.
Новое об
улицах,
дорогах и
дорожных
знаках.
Правила
перехода
железной
дороги.
Учись быть
пешеходом.
(Экскурсия
) (ОБЖ 4
кл)
Первичные
средства
пожаротушения.
Знаки
безопасности.
«При пожаре не
сидим, набираем
01»
Оказание
помощи при
ожогах.
Первичные
средства
пожаротушения.
Март
Пешеходный
переход
Правила
перехода
перекрёстка
Правила езды
на
велосипеде.
Апрель
Что
означают
дорожные
знаки
Мы
пассажиры.
Правила
поведения в
транспорте.
Поездка на
электропое
зде.
(ОБЖ 4 кл)
Железнодо
рожный
переезд.
(ОБЖ 4 кл)
Системы
автоматическог
о
пожаротушения
и
пожарной
сигнализации.
Что нужно
делать
при пожаре?
Правила
обращения с
огнём в лесу.
Главные причины
лесных пожаров.
Что делать, если
квартиру покинуть
нельзя?
30 апреля –
Всемирный День
пожарной
охраны.
Правильные
действия во
время грозы и
молнии.
Причины
возгорания
бытовых
электроприборов и
способы его
тушения. Май
Экскурсия:
“Я
пассажир”
Экскурсия:
“Япешеход
и
пассажир”
Экскурсия:
“Япешеход”
Викторина
по
дорожным
знакам.
Пожарная
безопасность на
каникулах.
Пожарная
безопасность на
каникулах.
Пожарная
безопасность на
каникулах.
Пожарная
безопасность на
каникулах.
ЦЕЛЬ: сделать родителей активными участниками педагогического процесса.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
ЗАДАЧИ:
Постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка.
Организация психологопедагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных
консультаций и собеседований.
Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
Создание условий для благоприятного взаимодействия всех
участников учебновоспитательного процесса педагогов, детей и
родителей.
Привлечение к организации досуга детей по интересам.
СВОБОДНОЕ ОБЩЕНИЕ:
1. Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками.
2. Создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения.
Тематика родительских собраний в 14 классах с
с
а
л
к
1
с
с
а
л
к
2
с
с
а
л
к
3
с
с
а
л
к
4
1. Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни.
2. «Учусь учиться» (методические рекомендации по организации учебной деятельности).
3. Круг детского чтения.
4.«Гиперактивные дети»
5. Здоровый образ жизни школьника.
1. Отметка – не самоцель, а показатель качества знаний и прилежания.
2. Организация семейного чтения (из опыта родителей).
3. Трудовое воспитание младших школьников.
4. «Традиции семьи – важный фактор воспитания здорового поколения»»
5.«Компьютер в семье. Польза и вред.»
1. Возрастные особенности младшего подростка.
2. «Поощрение и наказание детей в семье»
3. Место ребёнка в детском коллективе.
4. Детское лидерство.
1. Как помочь ребёнку учиться.
2. Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.
3. Как понастоящему любить детей?
4. Подготовка к переходу на следующую ступень обучения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей.
2. Дети научаться жить дружно, сплочённо.
3. Сформируется взаимодействие семьи и школы.
4.
Примерная тематика индивидуальной работы:
Психологическая тематика
Учебная тематика
Тематика на темы воспитания
1 класс
• Как развивать произвольное внимание
• Непослушный ребенок
• Режим дня первоклассника
• Как помочь ребенку в выполнении домашнего задания
• Предупреждение детских капризов
• Ваши семейные традиции
2 класс • Как развивать самостоятельность при выполнении домашних заданий
• Учите детей мыслить
• Ребенок в среде сверстников
• Отметка – не самоцель, а показатель качества знаний и прилежания • Ребенок в коллективе детей
• Как воспитывать нравственность
3 класс
• Индивидуальные особенности вашего ребенка
• Как развивать память
• Учи ребенка учиться
• Поощрения и наказания
• Телевидение и дети
4 класс
• Почему дети лгут?
• Психологический контакт между ребенком и родителем
• Что такое осмысленное запоминание
• Здоровый образ жизни школьника
Работа с одаренными учашимися
Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей
развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –
одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
Задачи развития:
развитие личности одаренных учащихся;
развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
развитие позитивной Яконцепции;
развитие творческой самостоятельности;
развитие коммуникативных умений;
развитие рефлексивных умений.
Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия с одаренными учащимися;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
исследовательская деятельность. Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию
одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психологопедагогическая поддержка и
помощь; результативность деятельности с одаренными детьми.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного
обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
План работы с одаренными учащимися №
Содержание работы
Сроки
Результат
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Изучение нормативных документов по организации
работы с одарёнными детьми
Сентябрь
Изучение и реализация
Составление списков мотивированных учащихся
Сентябрь
Списки
Планирование работы
Составление карты одарённости детей:
тип одарённости
способности ребёнка
определение креативности обучающегося
экспертная оценка одарённости
Еженедельные индивидуальные и групповые занятия
Предметная школа
Участие в конкурсах творческих работ
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
в т.г.
в т.г.
в т.г.
Интеллектуальный марафон для учащихся 12 классов
Март
Проведение предметной олимпиады по математике
Февраль
План
Карта одарённости
Участие
Участие
Участие
Школьный конкурс исследовательских работ
Участие во всероссийских конкурсах:
Подведение итогов
Апрель
в т.г.
Май
Исследовательские работы
Сертификаты
Анализ работы Работа со слабоуспевающими учащимися
Исследование жилищно – бытовых условий учащихся.
Консультации и беседы с родителями по воспитанию детей.
Организация досугового времени путём вовлечения учащихся в кружки, секции и другие внешкольные учреждения.
Контроль за выполнением поручений, которые учащиеся выбрали по своему желанию.
Повышение интереса к учению, путём предоставления им посильных дополнительных заданий по предметам.
Цели: выполнение Закона об образовании, принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся
Задачи:
Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.
Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников
Реализация разноуровнего обучения
Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации
Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду
Основополагающие направления и виды деятельности:
1.Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.
2. Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.
3. Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.
4. Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.
Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимися:
1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не
имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 57 учащихся).
4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем
5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. 6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление
неудовлетворительных оценок (3 и более 2)
7. Проводить индивидуальногрупповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений
План работы со слабоуспевающими учащимися № п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Мероприятия
Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым
предметам. Информацию сдать завучу
Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным
разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:
Срок
Сентябрь
а) Определение фактического уровня знаний детей.
Сентябрь
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой
ликвидации.
Провести собеседование с учителями по поводу выяснения причины их
отставания. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через
беседы со школьными специалистами: психологом,
Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися
Сентябрь
В течение
учебного года
Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен
В течение
опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах, ШМО)
учебного года
Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего
ученика на текущую четверть.
Сентябрь,
обновлять по мере
необходимости.
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной
работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания
слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.
В течение
учебного года
Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся
класса при анализе тематического учет знаний по предмету детей всего класса.
В течение
учебного года.
Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или
специальных тетрадях по предмету.
В течение
учебного года. Циклограмма деятельности классного руководителя Виды деятельности и проводимые мероприятия
Периодичность
Встреча детей
Проведение утренней зарядки
Контроль посещаемости и успеваемости
Организация питания
Индивидуальные беседы
Консультации
Работа с классным журналом
классный час
проверка дневников
консультации и беседы с родителями
внеклассные мероприятия по плану и вне плана
работа с активом класса
Работа с родительским комитетом
Проведение экскурсий, встреч.
Отчёт микрогрупп органа самоуправления класса о работе
Посещение линейки
Генеральная уборка классной комнаты
День Здоровья
Библиотечные занятия
ежедневно
еженедельно
ежемесячно
Родительское собрание
Подведение итогов успеваемости, награждение.
каждую четверть Критерии и способы изучения эффективности воспитательной деятельности
Критерии
Показатели
Методики
1. Интеллектуальная
развитость
2. Нравственная
развитость, воспитанность
1. Освоенность образовательной
программы.
2. Развитость познавательных
интересов.
3. Способность к проведению
научного поиска, олимпиадное движение
1. Сформированность основных
нравственных качеств личности.
2. Социальная активность учащихся
Анализ текущей и итоговой
аттестации.
Участие в интеллектуальных
конкурсах, олимпиадах.
Методика диагностики
жизненных ценностей Л.М. Фридмана.
Методика М.И. Шиловой для
изучения воспитанности учащихся.
Тест Н.Е. Щурковой
“Размышляем о жизненном опыте”.
Методика СМ. Петровой
“Пословицы” для определения
направленности личности. Педагогическое
наблюдение
3. Коммуникативная
развитость
1. Коммуникабельность.
2. Сформированность
коммуникативной культуры учащихся
Методика. «Выявление мотивов
участия учащихся в делах классного и
общешкольного коллектива» О.В. Лишина.
“Я в глазах других” (анализ
4. Развитость
креативных способностей
1. Способность к оригинальному
мышлению. 2. Стремление к творчеству
портфолио). Методика Р.В. Овчаровой для
выявления коммуникативных склонностей
учащихся. Педагогическое наблюдение
Тест П. Торранса.
Педагогическое наблюдение 5. Сформированность
классного коллектива
1. Состояние эмоционально
психологических отношений в коллективе.
Методика выявления уровня
развития самоуправления М.И. Рожкова.
6. Удовлетворенность
учащихся и родителей
жизнедеятельностью классного
сообщества
2. Сформированность
индивидуальности классного коллектива
1. Комфортность, защищенность
личности учащегося, его отношение к
основным сторонам жизнедеятельности в
классе.
2. Удовлетворенность родителей
результатами обучения и воспитания своих
детей
Методика А.Н. Лутошкина для
определения степени удовлетворенности
учащихся своим коллективом.
Социометрия
Методика А.А. Андреева
“Изучение удовлетворенности учащихся
школьной жизнью”.
Методика Е.Н. Степанова для
выявления уровня удовлетворенности
родителей работой образовательного
учреждения
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения
определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться,
чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовнонравственного
развития, воспитания личности гражданина России.
Требования к выпускнику начальной школы
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Ожидаемые результаты реализации программы «Я, ТЫ, МЫ!»
Активизация учебноисследовательской, учебнопознавательной деятельности;
Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
Становление нравственных, гражданскоправовых основ, умение их применять в жизни;
Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру; Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданскопатриотических ориентиров;
Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к
человеку, труду, природе;
Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их
добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе
Литература
1. М.А.Алоева, В.Е.Бейсова. Родительские собрания в 34 классах. – Ростов н\Д: издво «Феникс», 2004.
2. Г.И.Воронцов, В.И.Воронцова. Ачасемпе çамрăксен вăййисем. – Шупашкар: Чăваш кĕнеке изви, 2001.
3. Н.И.Дереклеева. Справочник классного руководителя. 1 – 4 классы. – Москва: «Вако», 2007.
4. Е.А.Тарасов. Самопомощь от А до Я. Полный справочник. – Москва: Эксмо, 2009.
5. Периодический журнал «Педсовет». – 2010 – 2014 годы.
Интернет – адреса
1. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы – http
. iot
. ru
:// katalog
2. Журнал "Начальная школа" – http://www.openworld.ru/school
3. Журнал "Начальная школа плюс До и После" – http://www.school2100.ru/magazine/magazine_main.html
4. Фестивале педагогических идей "Открытый урок" 2007/2008 учебного года http://festival.1september.ru/
5. Детский портал «СОЛНЫШКО» http://www.solnet.ee 6. Сайт "УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЖИВОЙ ЗЕМЛЕ" http://www.deti.religiousbook.org.ua/
7. Справочно-информационный портал Грамота.ру. - http://www.gramota.ru/
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.