Программа воспитательной
работы учителя начальных классов Абдуразаковой И.Ю.
2013-2017уч.год
Содержание программы.
1. Пояснительная записка. Цель и задачи программы…………………………………………………………….. стр.
2. Приоритетные направления воспитательной работы и их характеристика………………………………………………………... стр.
3. План-сетка работы по направлениям……………………………….. стр.
4. Работа классного самоуправления ………………………………… стр.
5. Работа с детьми «группы риска» класса…………………………….стр.
6. Система работы с родителями………………….………………..…. стр.
7. Оценка результатов реализации программы …………………….... стр.
8. Оценка системы работы классного руководителя………………… стр.
9. Список используемой литературы…………………………………. стр.
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего -люди. Из них на первом месте -родители и педагоги.
А. С. Макаренко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.
Законом «Об образовании» и в рамках российской образовательной реформы, целью которой является гуманизация образования, предусматривается не только создание нового поколения учебных пособий и учебников, ориентированных на ценности отечественной и мировой культуры, но и изменения , касающиеся приоритетов регионального содержания образования.
В связи с этим в своей работе стараюсь четко определить цели и задачи обучения и воспитания
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений. Но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания , выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:
♦ личностная культура
♦ семейная культура
♦ социальная культура.
Личностная культура- это:
■ готовность и способность к пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;
■ готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать свои мысли и поступки;
■ способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора;
■ осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.
Семейная культура- это:
■ осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
■ понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
■ бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Социальная культура- это:
■ осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;
■ вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество;
■ развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.
Цель моей программы следующая:
путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации , способствовать духовно-нравственному развитию личности через систему «школа-семья-социум», формировать нравственные категории у обучающихся через принятие обучающимися семейных традиций, ценностей.
Задачи программы:
1. Воспитание граждан с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи.
2. Формирование у учащихся высокого патриотического сознания.
3. Воспитание чувства верности к своему Отечеству, вовлекать воспитуемых в использование историко - культурных традиций донского казачества и региональных особенностей Донского края.
4. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
5. Предоставить учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности , ориентированных на общечеловеческие ценности.
Программа рассчитана на учащихся начального звена.
Срок реализации программы- 3 года ( 2-4 класс)
Ожидаемые результаты:
-активная жизненная позиция школьника;
-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
-патриотическое и гражданское самосознание;
-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
-соблюдение народных традиций, любовь к фольклору и народным песням;
-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
-представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
При составлении плана воспитательной работы с классом планирую мероприятия в соответствии со следующими направлениями:
Направление
I. «Моя семья»
Цель работы классного руководителя в этом направлении является максимальное сближение
интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи работы классного руководителя в
направлении «Моя семья »:
-Организация и совместное проведение
досуга детей и родителей.
- Создание условий для благоприятного взаимодействия
всех участников учебно-воспитательного процесса- педагогов, родителей, детей.
-Обучение родителей умению быть
родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с людьми.
Формы работы с классным коллективом в направлении « Моя семья »:
- тематические классные часы «История нашей семьи»,
«Военная летопись семьи», «Моя семья в воспоминаниях родных» и др.
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием
бабушек и дедушек, мам и пап.
- Праздники, посвященные датам календаря ( 8 марта, 1 сентября, День учителя,
день Победы и др.)
- Походы выходного дня, экскурсии.
Направление II. «Моё Отечество».
Цель работы классного руководителя в этом направлении является формирование у учащихся
соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения
человека в обществе и отношений между личностью и государством.
Задачи работы классного
руководителя в направлении «Моё Отечество»
-Обучение решению задач, связанных с
нормами права и проблемами морального саморазвития.
- Формирование у учащихся правовой культуры, свободного
и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
- Формирование гуманистического мировоззрения.
Формы работы с классным коллективом в
направлении «Моё Отечество»:
- Тематические классные часы.
- Встречи с представителями правоохранительных органов.
- Посещение воинской части.
- Конкурсы, праздники по правовой тематике.
Направление
III. «Мой образ жизни»
Цель работы классного руководителя в этом направлении является обучение учащихся пониманию
смысла жизни, ценности своего существования и ценности существования других
людей, передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей
(как позитивного, так и негативного) опыта поколений.
Задачи работы классного руководителя в
направлении
«Мой образ жизни»:
-Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
- Формировать у учащихся осознание необходимости
нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
-Знакомить учащихся с традициями и обычаями
общения различных поколений.
- Формировать у учащихся культуру общения в системе
«учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
- Создавать в детском коллективе одинаковые условия для
общения всех учащихся класса.
Формы
работы с классным коллективом в направлении
«Мой образ жизни»:
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Спецкурсы по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
-
Интерактивные игры, тематические классные
часы
- Самопрезентация и самопредставление
- Праздники, конкурсы, ролевые игры.
- Изучение нравственного наследия мира.
Направление IV. «Моё здоровье»
Цель работы классного руководителя: использование педагогических технологий и методических
приемов для демонстрации значимости физического и психического здоровья
человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы классного руководителя в
направлении «Моё здоровье»:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и
совершенствования собственного
здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих
поколений по сохранению
-физического и психического здоровья.
Формы работы с
классным коллективом в направлении « Моё здоровье»:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса,
спартакиады, олимпиады,
-марафоны, турниры;
- встречи с победителями спортивных соревнований,
семейными династиями, активно занимающимися спортом;
- походы выходного дня, дни здоровья, туристические
походы;
- предметные утренники, спортивные викторины,
тематические классные часы по
спортивной тематике, конкурсы газет, устные журналы;
- беседы и дискуссии по темам: «Спорт в моей жизни»,
«Великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Древние виды
спорта» и др.;
- психолого-педагогические консилиумы и тематические
консультации по вопросам
сохранения здоровья учащихся.
Направление V. « Моя учёба»
Цель работы классного руководителя в этом направлении является оказание помощи ученикам в
развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои
интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать
целесообразно.
Задачи работы классного руководителя в
направлении «Моя учёба»»:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика
и зону его ближайшего развития
- Создать условия для продвижения учащихся в
интеллектуальном развитии.
- Формировать интеллектуальную культуру учащихся,
развивать их кругозор и любознательность.
-Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Моя учеба»:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских
умений младших школьников;
- интеллектуальные марафоны внутри класса;
- интеллектуальные бои;
- школы интеллектуального развития.
План-сетка по направлениям
Направление «Моя семья»
Месяц |
1-й год реализации |
2-й год реализации |
3-й год реализации |
Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти)
|
Сентябрь
|
Подготовка материалов к проекту «Моя родословная» |
О родных и близких с любовью. |
Классный час «Пойми меня правильно» |
|
Октябрь
|
Исследовате-льская работа «Моя родословная» |
«История нашей семьи» |
«За что уважают в семье и обществе?» |
|
Ноябрь
|
Конкурс рисунков «Кем работает моя мама?»( ко Дню матери) |
Беседа «Слово о матери» |
Кл. час «Я песню милой маме пою» |
|
Декабрь |
Устный журнал «Загляните в семейный альбом» |
Беседа «Что означает моя фамилия?» |
Кл. час «А у нас в семье» |
|
Январь |
Беседа «Семья- это семь «Я» |
Устный журнал «Семейные ценности» |
Анкетирование «Главное в семье- это…» |
|
Февраль
|
«Папа, мама, я- спортивная семья» |
Поисковая операция «Как образовалась моя семья» |
Отношение к религии в нашей семье. Исследовательская работа. |
|
Март
|
Утренник для мам «Мамин день» |
Встреча с бабушками и мамами «Как трудно быть мамой» |
Устный журнал «История одного ордена ( медали)» |
|
Апрель
|
Организация экскурсион-ной поездки в г. Москва |
Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем» |
Семейный вечер «Классный звездопад» |
|
Май
|
Организация с родителями похода по родным местам |
«Во имя любви» ( Ко Дню семьи, любви и верности) |
Праздник «Прощание с начальной школой» |
|
Направление «Моё Отечество»
Месяц |
2-й год реализации |
3-й год реализации |
4-й год реализации |
Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти)
|
Сентябрь
|
Праздник «Родина любимая моя» |
Урок «2000-летие Дербента
|
Кл. час « Я о Родине пою» |
|
Октябрь
|
Заочное путешествие «Чем богат наш край» |
«Всероссийский урок,посвященный 25-летию МЧС России |
Фольклорный праздник «Милые сердцу места» |
|
Ноябрь
|
«Фольклор родного края» исследовательская работа. |
«Живем в мире и согласии» конкурс стихов |
Конкурс сочинений «Я –человек и гражданин» |
|
Декабрь
|
Праздник «Новогодние посиделки» |
Беседа «Символы Российского государства» |
Кл. час «Ими славен наш край» |
|
Январь
|
«Газетное слово о жизни в мире» |
Беседа «Моя малая Родина» |
«Что значит быть счастливым в своей стране?» |
|
Февраль
|
Инфочас «Чем живет планета Земля» |
Утренник «Юные герои»( ко дню памяти Героя –антифашиста) |
Встреча с воинами-земляками « И я буду солдатом!» |
|
Март
|
Кл. час «Весенние праздник и обряды» |
«Воспитание детей в царской семье» Устный журнал |
«Кем и чем прославлено моё село» |
|
Апрель
|
«Праздник русской березки» |
Беседа «И вот он, дом, в котором мы живем» |
Кл. час «Природоохранные традиции» |
|
Май
|
Встреча с ветераном «О чем рассказал орден?» |
Кл. час «Поговорим о земляках!» |
Игра-викторина»Сохраним нашу Землю голубой и зеленой!» |
|
Направление «Мой образ жизни»
Месяц |
2-й год реализации |
3-й год реализации |
4-й год реализации |
Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти)
|
Сентябрь
|
Кл. час «Чтение- вот лучшее учение» |
Кл. час «Дружба крепкая» |
Кл. час «Встречают по одежке, провожают по уму» |
|
Октябрь
|
Игра-викторина «Мои четвероногие друзья» |
«Правила поведения в транспорте» учебная игра |
Беседа «Мир моих увлечений» |
|
Ноябрь
|
«Ярмарка талантов» |
КВН по правилам дорожного движения |
Кл. час «Поговорим о наших мамах» |
|
Декабрь
|
Беседа «Спешите делать добро» |
Концертное представление «Я и мои таланты» |
Час доверительного разговора «Моё «хочу» и «надо» |
|
Январь
|
Музыкальная гостиная «Времена года» |
Круглый стол «Поговорим о вежливости» |
Урок благотворительности «Кому нужна моя помощь?» |
|
Февраль
|
Кл. час «Делу- время, потехе-час» |
Беседа «Считаете ли вы себя культурным человеком» |
Устный журнал «Мы в ответе за тех, кого приручили» |
|
Март
|
Праздник «Мамочка, милая мама» |
Конкурс «Коса-девичья краса» |
Кл. час «Все работы хороши» |
|
Апрель
|
Экологичес-кая беседа «Человек- хозяин природы» |
Кл. час «Праздник –проказник» |
Игра-викторина «Мы- девочки, мы- мальчики!» |
|
Май
|
Утренник «Праздник цветов» |
Познаватель-ная программа «Скуку, лень из жизни вон» |
Кл. час «Благодарность- это…» |
|
Направление «Моё здоровье»
Месяц |
2-й год реализации |
3-й год реализации |
4-й год реализации |
Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти)
|
Сентябрь
|
День здоровья ( поход) |
Викторина «Школа пешехода» |
День здоровья ( поход) |
|
Октябрь
|
Кл. час «Режим дня» |
Кл. час «Здоровье сгубишь- новое не купишь» |
Беседа «Азбука безопасного поведения» |
|
Ноябрь
|
«История возникнове-ния Правил дорожного движения» |
«Тормозной путь автомобиля» беседа |
Кл. час «Привычки, которые мешают нам жить» |
|
Декабрь
|
Праздник «В гостях у Мойдодыра» |
Кл. час «Огонь- друг и враг человека» |
Игра-викторина «Почему важно не забывать о гигиене» |
|
Январь
|
«Дорожные знаки и их виды» |
Беседа «Меры безопасного поведения на дорогах,покрытых льдом» |
«Сигналы светофора с дополнительными секциями» |
|
Февраль
|
Игры-состязания «Богатырская сила наша» |
Игра «Было у отца три сына» |
«А ну-ка, мальчики!» спортивные состязания. |
|
Март
|
Беседа «Правила приёма пищи» |
Беседа «Правила здорового питания» |
Встреча с медсестрой «Генномодифицированные продукты и их влияние на организм человека» |
|
Апрель
|
Устный журнал «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» |
«Здоровье сгубить новое не купить» — круглый стол |
«Витамины нам нужны.» |
|
Май
|
«Правила перехода улиц и дорог» |
Праздник «Друзья здоровья» |
Беседа «Причины несчастных случаев» |
|
Направление «Моя учеба»
Месяц |
2-й год реализации |
3-й год реализации |
4-й год реализации |
Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти)
|
Сентябрь
|
«Путешествие по рекам, странам, городам» |
Индивидуальное собеседование с учащимися.
|
Игра-викторина «Русская печь» |
|
Октябрь
|
Кл. час «В песне душа народа» |
Беседа «Учимся выполнять домашнее задание самостоятельно» |
Конкурс веселых математиков» |
|
Ноябрь
|
Внеклассное занятие «Как хорошо уметь считать» |
Игра-исследование «Больше-меньше» |
Выпуск газеты. |
|
Декабрь
|
Игровая программа «Огонек» |
Кл.час.,посвященный250-летию Н.М. Карамзина |
Литературный ринг «Смеять-ся , право, не грешно над тем, кажется смешно» |
|
Январь
|
Устный журнал «И вот сама идет волшебница-зима» |
КВН по русскому языку |
КВН «Волшебный мир» |
|
Февраль
|
Ролевая игра «Мистер ИКС- званый гость» |
«Путешествие по стране Геометрии» |
Литературный праздник «А как у Вас говорят?» |
|
Март
|
«Путешест-вие по сказкам» |
Кл. час «В гостях у дедушки Корнея» |
Олимпиады по предметам |
|
Апрель
|
«Желтый, красный, зеленый»- игра-путешествие |
Игра «Путешествие на остров шипящих согласных» |
КВН по русскому языку |
|
Май
|
Экскурсия «Ищем клад» |
«Вечер веселых вопросов и ответов» |
Литературное лото«Что за прелесть эти сказки!» |
|
Классное ученическое самоуправление.
Самоуправление в классном коллективе – это действие детей, осуществляемые как самостоятельно, так и совместно со взрослыми членами классного общества ( классный руководитель, родительский комитет ) по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для развития духовно богатой личности каждого учащегося, для оптимального общения друг с другом.
Работа классного самоуправления распределена по следующим станицам:
1. Станица Патриотическая. Предназначена для формирования у учащихся гражданских качеств личности, отношения к патриотизму как к высокой нравственной категории.
Функции:
- планирует вместе с классным руководителем проведение мероприятий на патриотическую тему,
- занимается подготовкой и непосредственным проведением данных мероприятий;
- организует акции посильной трудовой помощи ветеранам;
- вместе с учителями-предметниками организует экскурсии по достопримечательным местам родного края;
- готовит и проводит политинформации.
2. Станица Образовательная. Предназначена для развития познавательных интересов учащихся, творческого подхода и активной позиции в образовательном процессе.
Функции:
- организует и планирует совместно с классным руководителем и родителями познавательные дела;
- помогает педагогам в подготовке и проведении олимпиад, интеллектуальных марафонов, предметных недель;
- ведет учет и разрабатывает систему поощрений лучших учащихся;
- ведет контроль за успеваемостью (заполнение дневников, экрана успеваемости);
- ведет учет пропусков уроков;
- образует помощь в учебе нуждающимся учащимся;
- совместно с классным руководителем проводить на классных часах пятиминутки «Мир вокруг нас»;
3. Станица Оздоровительная. Предназначена для формирования у учащихся здорового образа жизни, приобщения к спорту и физкультуре, развития уважения к себе, своему здоровью, здоровью окружающих.
Функции:
- планирует, организует и проводит классные спортивные мероприятия;
- помогает в подготовке и проведении школьных спортивных соревнований,
- праздников, Дней здоровья; отвечает за комплектование команд;
- ведет учет и пропаганду спортивных достижений учащихся класса;
- совместно со станицей Печатной выпускает стенгазету «Наши достижения»;
- заботится о проведении физкультминуток на уроках;
- совместно с классным руководителем проводит беседы и классные часы о пропаганде здорового образа жизни;
- ведет учет и разрабатывает систему поощрений учащихся, активно участвующих в спортивной жизни класса и школы.
4. Станица Культурная. Предназначена для приобщения учащихся к эстетическому восприятию окружающего мира, к общечеловеческим культурным и нравственным ценностям; для координации действий при проведении классных и школьных мероприятий.
Функции:
- планирует, организует и проводит классные досуговые мероприятия;
- ведет подготовительную работу и отвечает за участие класса в школьных мероприятиях;
- предоставляет информацию о проводимых в слободе выставках, концертах, организует посещение музеев;
- организует поздравления учащихся с днем рождения, с призовыми местами на конкурсах, соревнованиях;
- проводит совместно с классным руководителем классные часы о культуре общения (поведения, внешнего вида, речи, быта и т. д.);
- помогает классному руководителю в проведении бесед, диспутов по нравственным вопросам и вопросам этика и гуманизма;
- организует акции гуманитарной помощи малообеспеченным семьям.
5. Станица Правоохранительная. Предназначена для формирования сознательной дисциплины учащихся и их правовой культуры.
Функции:
- следит за соблюдением Устава школы;
- вносит предложения по внесению изменений и дополнений в Устав школы;
- участвует в разрешении коллективных споров среди учащихся класса;
- отвечает за дежурство в классе;
- следит за соблюдением правил поведения учащихся на уроках, переменах, во время проведения классных и школьных мероприятий;
- совместно с классным руководителем проводит классные часы и беседы по правовым вопросам.
6. Станица Печатная. Предназначена для обеспечения гласности в жизни класса, сообщения информации о проводимых мероприятиях и участия в них учащихся класса.
Функции:
- выпускает газеты к праздникам, различные плакаты, боевые листки;
- готовит фотогазету об увлечениях, спортивных достижениях учащихся класса;
- отвечает за оформление
газет к предметным олимпиадам;
- оформляет класс, школу к различным праздникам, мероприятиям;
- ведет фотоальбом «Наш класс»
- обеспечивает наличие на мероприятиях фотоаппарата и отвечает за печатание фотографий;
- предоставляет возможность каждому учащемуся из класса высказывать свою точку зрения по различным вопросам.
Устав класса.
1. Мы и наша Родина.
· Мы любим нашу Родину и сделаем ее красивой
· Мы уважаем традиции своей страны и бережно относимся к истории.
· Мы заботимся о природе.
· Мы соблюдаем чистоту и порядок там, где находимся.
· Мы заботимся о своем здоровье и здоровье окружающих нас людей.
2. Мы и школа.
· Наш класс – структурное поздравление школы.
· Мы активные участники всех общественных дел.
· Наш адрес: кабинет №14, самый красивый и уютный кабинет в школе.
· Наш девиз: относись к другим так, как хотел бы, чтобы отнеслись к тебе.
3. Только мы.
Цель: воспитать в себе человека, чтобы созидать.
Перспектива: жить так, чтобы тебя уважали.
Правила нашей жизни:
· Мы - самые дружные.
· Мы работаем над собой, развиваем свои творческие способности.
· Мы трудимся, чтобы стало лучше вокруг.
4. Мы и наши родители.
Родители – наши помощники и друзья.
Мы всегда вместе:
· Мы в школе – они переживают.
· Мы дома – они контролируют.
· Мы трудимся – они помогают советом и делом.
· Мы отдыхаем – они отдыхают и веселятся вместе с нами.
Нельзя огорчать своих родителей!
5 . Мы и наши учителя.
· Уважаем всех учителей школы.
Стараемся, чтоб учителям было интересно с
нами работать.
6. Мы и наши младшие товарищи.
· Никогда не обидим наших младших друзей!
· Поможем и защитим!
Классная газета как средство развития детского самоуправления
Очень эффективным помощником в моей работе стала классная газета, в которой отражается жизнь ребенка, проявляются его таланты, развиваются умения сотрудничества и творчества. Работа в газете способствует привитию любви к интеллектуальному труду, формирует возможность профессионального самоопределения , активизирует творческую деятельность детей, создаёт ситуацию успешности. Более того, выпуск классной газеты- это то дело, вокруг которого складывается настоящее ученическое самоуправление.
Мы с детьми придумали следующие рубрики для нашей газеты:
♦ учебный марафон ( здесь рассказывается об учебе ребят, даются советы по учебным вопросам, ведутся репортажи, даётся информация из библиотеки, информация о проверке состояния дневников);
♦ отдыхай-ка ( как мы проводим внеклассные мероприятия, участвуем в спортивных соревнованиях, организуем разные интеллектуальные конкурсы в газете, придумываем кроссворды с призами);
♦ наш взгляд ( делимся мнениями, высказываем свои мысли по разным вопросам);
♦ копилка добрых слов ( поздравляем с победами в соревнованиях и в конкурсах, отмечаем именинников;
♦ семья .ru. ( колонка для родителей)
Работа с родителями
Основная задача классного руководителя (общая с задачами родителей) — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Основные направления классного руководителя и родителей :
Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность-человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.
Интерес к жизни -это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы.
Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).
Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
Познавательная сфера жизни ребенка.
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:
а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;
б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса на родительских собраниях;
г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся:
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации ;
- посещение на дому;
-тематические консультации;
- родительские чтения;
- проведение совместных праздников;
- общешкольные родительские собрания
Примерная тематика
проведения классных родительских собраний и консультаций в начальных классах
2 класс
1Снова вместе! Первые уроки школьной отметки.
2.Причины и последствия детской агрессии.
3. Поощрения и наказания детей в семье.
4. Праздники и будни нашей жизни.
5. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.
6. О разумной родительской любви.
7. Как вырастить ребенка нравственным?
3 класс
1. Семейные традиции и способность ребенка трудиться.
2.Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка в себе.
3.Мой ребенок становится трудным…
4. Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника?
6. Мужчины нашего дома.
7. Поощрение и наказание как методы воспитания.
4 класс
1. Роль семьи и школы в формировании интереса к учению.
2.Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.
3. О родных и близких с любовью.
4.Как научить своего ребенка жить в мире людей?
5. Как уберечь ребенка о насилия?
6. Нужно ли воспитывать у ребенка патриотизм?
Работа с детьми «группы риска»
Особого
внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок,
который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными дети становятся, в
первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные
взаимоотношения в семьях, разводы родителей, манипулирование детьми,
перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую- все это приводит к
тому, что ребенок становится трудным.
При поиске причин появления трудностей в поведении ребенка я пытаюсь найти
ответы на такие вопросы:
- Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения?
- Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения
ученика?
- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может
преодолеть
самостоятельно?
- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может
преодолеть с помощью родителей?
- Какую помощь может оказать общественность?
- Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребенка?
- Как исправить ошибки, которые уже допущены мной и семьей?
Для ответов на эти вопросы использую следующие формы работы с детьми «группы риска»:
· посещение семей;
· индивидуальные беседы с детьми и родителями;
· педагогическая диагностика ( тестирование, анкетирование, наблюдение);
· привлечение к беседам социального педагога, участкового инспектора, администрацию школы;
· · привлечение учащихся к посещению объединений дополнительного образования.
При составлении плана воспитательной работы на учебный год провожу анализ социального паспорта класса. Исходя из результатов, определяю направления работы с каждой семьёй.
Тест «Незаконченный тезис»
( методика «Свободный выбор»)
Цель: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни.
Ход проведения: учащиеся дописывают предложения в течение 1-2 минут. По ним определяется позитивное или негативное отношение к миру.
1. Я иду утром в школу……………………………………………………….
2. Хорошая жизнь- это……………………………………………………..…
3. Быть человеком- значит……………………………………………………
4. Самое главное в жизни……………………………………………………..
5. Нельзя прожить жизнь………………………………………………………
6. Чтобы иметь друзей, надо…………………………………………………..
7. В хорошей школе……………………………………………………………
8. Когда есть свободное время, я………………………………………………
9. Музыка нужна, так как……………………………………………………….
10. Я не согласен с тем, что говорят, будто я……………………………………
Результаты анкетирования во 2 классе
Позитивное отношение к жизни |
Негативное отношение к жизни |
62% |
38% |
Вывод: результаты анкетирования за 2 года свидетельствуют о положительной динамике повышения позитивного отношения обучающихся к школе, одноклассникам, друзьям, к жизни в целом.
Оценка системы работы классного руководителя
В качестве инновационного метода оценивания уровня обучения и воспитания , компетентностного подхода к этому процессу в течение уже 3 лет практикую введение портфолио ученика начальной школы.
Портфолио- это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. Портфолио- нечто большее, чем папка школьных и семейных работ, отчетов о выполнении каких-либо дел.
И я вот как определяю
основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
●
создание ситуации успеха для каждого
ученика, повышение самооценки и
уверенности в собственных возможностях;
●
максимальное раскрытие индивидуальных
способностей каждого ребенка, развитие познавательных интересов учащихся и
формирование готовности к
самостоятельному познанию,
● формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
●
приобретение навыков рефлексии,
формирование умения анализировать
собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися
возможностями («я реальный», «я идеальный»;
●
формирование жизненных идеалов,
стимулирование стремления к
самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по моему мнению ) необходимо сместить акцент, сделав
основной упор в начальной школе не на портфолио документов, а на портфолио
творческих работ. Другими словами, раздел «Творческие работы» должен стать
основным и главным, раздел «Официальные документы» должен отойти на второй
план и использоваться только в качестве приложения!
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный
творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
Безусловная ценность портфолио
заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика,
максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию
мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя
и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия
в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Жестких требований портфолио (государственного образца) на данный момент не
существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески
к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как правило, администрация
школы дает советы, рекомендации по оформлению.
Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика
начальной школы не назывался «Портфель моих достижений» («Мои достижения» и
т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально
подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).
Список используемой литературы
1.Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.
3.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
4.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
5.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2007.
6.Классный руководитель \ научно-методический журнал №3. М.,2007.
7.Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
8.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
9.Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008.
10.Классный руководитель \ научно-методический журнал №1. М.,2006.
11.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2006.
12.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2008.
13.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека.
14.Отечество: гражданское и патриотическое воспитание \ Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко.-М.:ВАКО,2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.