Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"
Оценка 4.9

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Оценка 4.9
Документация
doc
воспитательная работа
Взрослым
13.06.2019
Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"
Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Следовательно, толерантность понимается во - первых, как полное отсутствие препятствий движения от Я к Ты; во- вторых, как общечеловеческая ценность, которая осуществляется через закон и традиционные общественные нормы, значение которой возрастает по мере самоопределения личности, а ее актуализация происходит в переломные моменты жизни; в- третьих, как практическая норма общения, позволяющая эффективно разрешать противоречия и конфликты в процессе общения. Человек не может стать толерантным мгновенно. Толерантности нужно учиться, и чем раньше - тем лучше. И здесь огромная роль отводится педагогам и родителям. Итак, воспитание толерантности, терпимости, понимания, интереса к другому человеку и к его видению мира становится в нашем изменяющимся обществе одной из важнейших задач взрослых людей по отношению к подрастающему поколению. В нынешнее время, с его убыстренным ритмом, с нестабильностью. С трудностью прогнозирования будущего, с высокой неоднородностью общества, с востребованностью индивидуальных способностей каждого, без умения уважать чужие ценности, чужое мнение очень трудно жить среди людей и быть ими принятым. Когда говорят о толерантности, то часто под этим термином понимают, в первую очередь, этническую толерантность, терпимость к людям другой национальности, другой культуры, говорящих на другом языке и другой вероисповедания. Воспитывать толерантность надо через уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию. Опыт толерантности – это отношение к тем или иным явлениям жизни. Любой опыт можно специально обогащать, пополнять, насыщать.
программа толерантность.doc
Пояснительная записка. Актуальность программы Что такое толерантность и почему ее надо воспитывать Учение ­ это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием  в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании все главное ­ и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе.                                                                                                         В.А. Сухомлинский Трагедия нашего воспитания состоит  в том, что оно в первую очередь  обращает внимание на недостатки  В. А. Сухомлинский  Человек, большой или маленький, никогда не живет один. Его всегда окружает множество людей, разных по возрасту, по внешности, по характеру, мужчин   и   женщин,   знакомых,   близких,   родных   и   совершенно   незнакомых, чужих   и   непонятных.   Мало   того   –   оказывается,     ребенок   не   может   стать человеком, если рядом с ним не будет взрослых людей. Но   ребенка   окружают   не   какие­то   абстрактные   люди,   а   вполне конкретные  мама, папа, другие родственники, педагоги, сверстники, соседи, и каждый   вносит   в   копилку   развивающиеся   личности   свою   лепту.   Однако ребенок ­ не воск, не пластилин, из которого можно вылепить все, что угодно. В  каждом   заложены   свои   возможности,  мозг   каждого   человека   изначально имеет свои врожденные особенности, а значит, даже попав в одни и те же условия, мы станем разными людьми. То, что мы разные, важнейший фактор развития   общества.   В   жизни   существует   множество   разных   ниш: профессиональные   ниши,   социальные,   климатические,   экологические, социальные   и   другие,­   и   в   каждой   из   этих   ниш,   наиболее   успешен   будет определенный   тип   человека,   с   определенными   чертами   индивидуальности. Конечно,   индивидуальность,   определяется   не   только   врожденными факторами.  То,  что   дано   от   природы,  это   только   основная   схема,  скелет, эскиз, который под воздействием среды, в которую попадает ребенок, под влиянием взрослых, которые его окружают, наполняется красками, живыми реалиями, плотью и кровью и превращается в индивидуальность. Итак,   то,   что   мы   разные,   это   огромное   достояние   человеческого общества. Но так ли легко понять и принять другого человека, не похожего на тебя,   не   похожего   на   близких   тебя   людей?   В   русском   языке   существует понятие « терпимость». Ты другой, но я уважаю твое право быть другим. В 2 далекой истории нашей страны люди тоже отличались и по внешности, и по характеру, и уж, конечно, рядом жили мужчины и женщины, молодежь, люди зрелого   возраста,   старики   и   дети,   здоровые   и   больные,   в   том   числе   и   с психическими нарушениями. Существовали определенные традиции, которые регламентировали   отношения   между   разными   группами,   предотвращающие проявление неуважительности, агрессии, нетерпимости.  Однако   во   многом   люди   составляли   однородную   общность.   В большинстве районов нашей страны жители являлись представителями одной и той же национальности, говорили на одном и том же языке и исповедовали одну и ту же религию. Конечно, наша страна всегда была многонациональной, но встретить, например, в деревне чернокожего человека было практически невозможно.   Сейчас   ситуация   резко   изменилась.   Возросшая   миграция населения, возможность за считанные часы пересекать границы государств, резкое   социальное   расслоение   населения,   утрата   многих   традиций   во взаимоотношениях,   информационная   перегруженность   детей,   когда   дети часто знают в определенных областях больше, чем их родители или педагоги, и   многое   другое   ­   все   это   усложнило   взаимоотношения   между   людьми, расширило спектр « иных», отличных от меня, часто не доступных моему пониманию.  В таких  условиях  умение   общаться  с этими  «иными»,  жить  и работать с ними и вместе с ними стало важной жизненной необходимостью. Сейчас   очень   широко   используется   понятие   «толерантность».   Само слово   «толерантность»   происходит   от   латинского   слова   «  tolerantia»   ­ терпение.   По   определению   А.А.   Реана     понятие   толерантности психофизиологическое и означает ослабленные реагирования на какой – либо неблагоприятный   фактор   в   результате   снижения   чувствительности   к   его воздействию.  В настоящее время этот термин обычно используют, когда говорят о культуре взаимоотношений людей с разными этнокультурными установками или имеющими какие­ то другие существенные отличия в поведении, взглядах на мир, самосознание и т.д.   Толерантность означает уважение, принятие и понимание   богатого   многообразия   культур   нашего   мира,   наших   форм самовыражений и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют   знания,   открытость,   общение,   свобода   мысли,   совести   и убеждений. Толерантность ­ это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность   ­   это   добродетель,   которая   делает   возможным достижения   мира   и   способствует   замене   культуры   войны   культурой   мира. Следовательно, толерантность понимается во ­ первых, как полное отсутствие препятствий   движения   от   Я   к   Ты;   во­   вторых,   как   общечеловеческая ценность, которая осуществляется через закон и традиционные общественные нормы, значение которой возрастает по мере самоопределения личности, а ее 3 актуализация   происходит   в   переломные   моменты   жизни;   в­   третьих,   как практическая   норма   общения,   позволяющая   эффективно   разрешать противоречия   и   конфликты   в   процессе   общения.   Человек   не   может   стать толерантным мгновенно. Толерантности нужно учиться, и чем раньше ­ тем лучше. И здесь огромная роль отводится педагогам и родителям. Итак,  воспитание   толерантности,  терпимости,  понимания,  интереса   к другому человеку и к его видению мира становится в нашем изменяющимся обществе   одной   из   важнейших   задач   взрослых   людей   по   отношению   к подрастающему поколению. В нынешнее время, с его убыстренным ритмом, с нестабильностью.   С   трудностью   прогнозирования   будущего,   с   высокой неоднородностью   общества,   с   востребованностью   индивидуальных способностей каждого, без умения уважать чужие ценности, чужое мнение очень трудно жить среди людей и быть ими принятым.  Когда говорят о толерантности, то часто под этим термином понимают, в  первую очередь,  этническую  толерантность, терпимость  к  людям  другой национальности,   другой   культуры,   говорящих   на   другом   языке   и   другой вероисповедания.   Воспитывать   толерантность   надо   через   уважение   и признание   равенства,   отказ   от   доминирования   и   насилия,   признание многомерности   и   многообразия   человеческой   культуры,   норм,   верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию. Опыт толерантности – это отношение к тем или иным явлениям жизни. Любой опыт можно специально обогащать, пополнять, насыщать. В   этом   состоят   суть   и   содержание   воспитания   толерантности   – целенаправленной организации позитивного (преодоление негативного) опыта толерантности,   создания   пространства   прямого   или   опосредованного взаимодействия с другими – иными по взглядам или поведению – людьми, их сообщества, т.е. – со ­ существования разного. Каким бы это разное ни было, в любом случае педагогу приходится быть   готовым   к   нему,   а   для   этого   в   наибольшей   мере   знать   не   только источники, но и факторы, содержащие саму возможность того, что вызывает необходимость толерантности. Помимо содержательных границ толерантность имеет и качественные границы,   которые   педагогу   важно   знать.   Диапазон   этих   границ   широк:   от полного приятия, согласия, в широком смысле дружественности в отношении того   или   иного   объекта   –   до   безразличия,   равнодушия,   прямого   или опосредованного   (когда   глядят   и   не   видят!),   до   скрытого   или   явного неприятия   людей,   мнений,   ситуаций,   недопустимости   мысли   о   возможном равенстве кого­то с собой, до нетерпимости, конфликта, в худшим случае – агрессии. Нельзя   не   сказать   и   об   этических,   ценностных   границах,   требующих понимания и особенно четкой нравственной позиции, толерантности педагога в процессе воспитания этого качества у детей. Имеются в виду границы, за 4 пределами   которых   то,   что   требует   нетерпимости,   что   должно   быть неприемлемо,   с   чем   нельзя   равнодушно   сосуществовать:   предательство, преступление, терроризм… Толерантность – не равнодушие, а труд души! Она должна подвигнуть растущего   человека   на   альтернативу   толерантности   –   действительное неприятие,   доступную   возрасту   и   статусу   реальную   борьбу   с   тем,   что антигуманно,   а   потому   неприемлемо,   будь   то   разрушение   природы   или издевательство над слабым, неуважение старости или национальная вражда. Воспитание   толерантности   –   это,   с   педагогической   точки   зрения, целенаправленная   организация   позитивного   опыта   толерантности,   т.е. целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были. Опыт   толерантности,   положительный   или   отрицательный,   имеется   у каждого человека, в том числе  ребенка, даже самого маленького, у которого есть «любимые» и «нелюбимые» люди. Тем более опыт есть у школьников, обладающих   разными   характерами,   темпераментами,   представлениями, ожиданиями,   манерой   поведения,   вынужденных   принимать   школьные порядки, классного руководителя, того или иного учителя, кого­то в классе. Процесс воспитания толерантности происходит эффективней, когда он обоюдный.   Организация   жизнедеятельности   ребят   создает   ситуации, побуждающие   толерантность   и   отдельного   ребенка,   и   сообщества. Происходит   формирование   устойчивого   навыка   толерантности,   ставящей черты личности, параметром сообщества. Толерантность   –   не   столько   качество,   черта   личности,   сколько   ее состояние.   Поэтому   еще   одной   особенностью   воспитания   толерантности выступает   развитие   готовности   и   подготовленности   человека   к   со­ существованию   с   другими   людьми,   сообществами,   обстоятельствами   и принятию   их   такими,   каковы   они   есть.   Готовность   –   это   внутреннее состояние, мотивация, желание и способность положительного отношения к объекту,   а   подготовленность   ­   практические   умения   коммуникации   и понимания,   умения   разобраться,   постараться   понять   другого   и   его обстоятельства. Терпимость формируется преодолением нетерпимости. Особая   роль   принадлежит   усилиям   учителя   по   самовоспитанию толерантности.   Оно   связано   в   первую   очередь   с   осознанием   своего профессионального достоинства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать других – иных людей, в том числе и детей. Не менее важны рефлексия, самоанализ своего реализуемого отношения к   разным   окружающим,   честная,   не   вызывающая   эмоционального возбуждением  оценка своих мыслей, отношений, решений, поступков. Ведь каждый имеет право и на удачу, и на ошибку. Наконец,   не   только   самооценка,   но   стремление   владеть   собой, сдерживая   неприязнь,   негативное   отношение   к   кому   –   то   (чему­   то)   из 5 окружения. Очень непросто в нервной обстановке сдерживать свои нервы, но без   толерантности   педагог   сам,   проявляя   нетерпимость,   провоцирует обострение   обстановки   отношений.   Значит,   каждому   педагогу   важно воспитывать   в   себе   толерантность   –   одну   из   существенных   черт, характеризующих   профессиональное   достоинство   и   материнство   и проявляющихся   в   бесконечном   многообразии   школьной   или   внешкольной среды, ситуаций и условий ее существования. Несформированность   толерантности   –   профессиональная   драма педагога, приводящая его к необратимой и быстрой «амортизации сердца и души». И дело многократно осложняется тем, что жертвами такой драмы, в конечном счете, оказываются дети, с которыми этот педагог работает. Уже   само   проявление   педагогом     толерантности   –   существенный фактор,   воспитывающий   толерантность   школьников.   Чтобы   воспитать толерантность   других,  надо   самому  быть   примером   толерантности.  Работа педагога с родителями ребят, коллегами, как и его работа над собой, ­ все это во имя детства. Единственная   возможность   успешности   процесса   воспитания толерантности   –   включенность   в   общую   систему   учебно   ­   воспитательной деятельности образовательного учреждения. 6 Нормативно­правовая база Целесообразность   принятия   программы   воспитательной   программы воспитательной   работы   МАОУ   «Пешнигортская   СОШ»   обусловлена необходимостью   расширить   систему   воспитательной   работы   в   школе   в соответствии   с   новым   ФГОС,   сформулированным   в   ряде   нормативных документов:  ­ Конвенция ООн о правах ребенка; ­ Конституция Российской Федерации; ­ Федеральный закон  Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273­ФЗ «Об  образовании в РФ»; ­ Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;  ­ Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и  правонарушителей несовершеннолетних»; ­ Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности  гражданина России; ­ Устав школы; ­ Программа духовно­нравственного воспитания обучающихся начальной  школы МАОУ «Пешнигортская СОШ»; ­ Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  МАОУ «Пешнигортская СОШ». 7 Цель и задачи Цель деятельности школы: Создание условий для воспитания,  становления и развития высоконравственного, ответственного  творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Цель разбивается на ряд конкретных задач:  воспитания   к   любви   к   родной   школе,   краю   к   формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;  формирования   гуманистического   отношения   к   окружающему   миру, понимания   своего   органичного   единства   окружающей   средой, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, присвоение этих ценностей;  развитие   творческих   способностей,  создание   условий   для   реализации склонностей и интересов одаренных обучающихся;    формирование   стремления   к   здоровому   образу   жизни,   осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;   стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, этическим   и  культурным   критериям,  воспитание   чувственной   сферы, чуткости и видения прекрасного;   участие     педагогов   и   обучающихся   в   творческих   конкурсах, соревнованиях;  формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, формирование   потребности   к   самосовершенствованию   саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире;  формирование   личности   выпускника   школы.   Выпускник   школы должен обладать такими качествами или направлениями развития, как: ­патриотизм, гражданственность, ­ экологическая культура; ­ нравственность, духовность, ­ креативность, творческость; ­ здоровый образ жизни; ­ эстетическое и культурное развитие; ­ саморазвитие. Идеология программы воспитательной работы опирается на следующие концептуальные положения:     обучающихся   –   необходимое психологического благополучия школьников, основа их здоровья;  успешность   условие  успешность   школьников   –   необходимое   условие   включения обучающихся в деятельность;  8  успешность   ребенка   –   необходимое   условие   социализации человека, развития духовно­ценностной ориентации;  успешность   воспитанника   как   социально­психологический механизм воспитания связана с опорой на вчерашний успех, с переживанием успешности   сегодня,   ожиданием,   прогнозированием,   проектированием завтрашней радости (Ш. А. Амонашвили, А.С. Макаренко);  успешность – гуманистический стиль взаимоотношений педагога и обучающегося, общения подростков друг с другом, учителей друг с другом;  успешность   школьника   –   результат   реальных   достижений обучающегося в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех – способ самоутверждения, самовыражения;  успешность   –   контекст   культуры   школы,   норма   полноценной жизни   ребенка,  школа   выступает   для   ребенка  первой   и  основной   моделью социального мира, моделью мира успеха или неуспеха;   успешность   –   это   атрибут   ученика,   и   учителя,   как   отдельной личности, так и группы, всего школьного сообщества;   успех это подведение итогов деятельности, основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.    Программа   носит   долгосрочный   характер,   т.к.   контингент обучающихся ежегодно обновляется. Деятельность данной программы будет реализована   на   разных   группах   обучающихся.   В   реализацию   программы включаются   все   педагоги   школы,   обучающиеся   и   родительская общественность, включая взаимодействие с другими организациями (Детский дом,   библиотеки,   поликлиники,   Муниципальные   образования,   Советы ветеранов, ДКи т.д) Разрабатывая данную программу, мы ни в коей мере, не претендовали на роль первооткрывателей в этой области. В данный момент важно понять, что ребенок   ­   индивидуальная,   свободная,   яркая   личность,   находящаяся   в постоянном   движении,   поиске,   личность,   которая   должна   строить   свое будущее, зная свои истоки. И словно бабочка стремиться к полету, красоте, ласке, теплу. Нам бы хотелось, чтобы программа «Толерантность – путь к успеху»   стала   своего   рода   цветком,   который   бы   притягивал,   привлекал ребенка, позволяя ему приобретать личностные ценности, характеризующие истинного   гражданина   своей   страны.   Ведь   в   начале   ХХ   века   поэт Максимилиан Волошин высказал интересное предположение, что бабочка – это продолжение цветка, несущего радость людям. Базовые национальные ценности раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):  Патриотизм ­ любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; 9       наука  ­ ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные   российские   религии  ­   представления   о   вере, духовности, религиозной   жизни  человека,  ценности,  ценности  религиозного мировоззрения, основе межконфессионального диалога;   формируемые толерантности, на        искусство   и   литература  ­   красота,   гармония,   духовный   мир человека,   нравственный   выбор,   смысл   жизни,   эстетическое   развитие, этическое развитие; природа ­ эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;  социальная   солидарность  ­   свобода   личная   и   национальная, доверие   к   людям,   институтам   государства   и   гражданского   общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;  гражданственность ­ служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедования; семья  ­   любовь   и   верность,   здоровье,   достаток,   уважение   к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество  ­ уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; человечество  ­   мир   во   всем   мире,   многообразие   культур   и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Базовые   национальные   ценности   лежат   в   основе   целостного пространства духовно­нравственного развития и воспитания школьников, т.е уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность   обучающихся.   Для   организации   такого   пространства   и   его полноценного   функционирования   требуется   согласованные   усилия   всех социальных   субъектов   –   учеников   воспитания:   семьи,   общественных организаций,   включая   детско­юношеские   движения   и   организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. 10 Принципы программы Деятельность,   общение   и   отношения   строятся   на   следующих принципах: ­ Принцип индивидуальности   Создать   условия   для   реализации   личностного   роста,   самореализации   и самоопределения   личности.   Каждый   участник   учебно­воспитательного процесса должен быть самим собой, обрести свой гражданско­нравственный образ. ­ Принцип свободы выбора  Развить умение и навыки свободы выбора цели, содержания, форм и способов организации жизнедеятельности человека и гражданина. ­ Принцип творчества и успеха.  Определить и развивать индивидуальные творческие способности личности, стимулировать процесс самосовершенствования. ­ Принцип доверия, поддержки и сотрудничества. Принципиально   отказаться   от   авторитарных   методов   формирования личности.   Установить   атмосферу   доверия   и   доброжелательности,   которая поможет самореализации и самоутверждению и педагога, и ребенка. 11 Принципы воспитательной работы Личностно­ориентированные:    целостное развитие (физическое, интеллектуальное, духовное);  психологический   комфорт   (атмосфера   раскрепощенности, уважения, успешности, достижения поставленной цели);  адаптивность.   Культурно­ориентированные:      Деятельностно­ориентированные:   смысловое отношение к окружающему миру;  опора на культуру как на основу мировоззрения;  толерантность;  целостная картина мира.  овладение   деятельностью   (целеполагание,   контроль,   опора   на самостоятельное развитие);   креативность.  12 № п/п 1.  2. 3. Информационно­ аналитический Проектировочный Внедренческий 4. Корректировочный 4.   Аналитико­ обобщающий Этапы реализации программы Наименование Содержание этапа Сроки анализ  воспитательной  деятельности выявление проблем;   определение  школы   направлений развития.  – путь к успеху» приоритетных разработка  программы «Толерантность и         и внедрение реализация воспитательных  воспитательного совершенствование  комплексное использование  в  воспитательном    процессе современных технологий;  комплексно­целевых программ и проектов;  пространства и содержания воспитания;  воспитательного процесса.   каждому из приоритетных направлений;  программ, проектов. анализ данных мониторинга; корректировка   тактических   задач   по внесение   изменений   в   содержание мониторинга данных   сбор   анализ   результатов    реализации программы  «Толерантность   –   путь   к успеху»;   развития.  систематизация полученных данных; формулирование проблем и перспектив 2012­2013 2012­2013 2013­ 2014 2014 ­ 2015 2016 ­ 2017 Кадровое обеспечение Администрация   школы,   классные   руководители,   педагоги­   педагоги   социальный   педагог, организаторы, дополнительного образования и внеурочной деятельности.    педагог­психолог, 13 Структура концепции  воспитательной системы школы Разочарование   взрослых   в   результатах политической   и   экономической   перестройки: разрушение гражданско­нравственного воспитания детей, семейных воспитательных традиций, конфликтный тип общения детей и взрослых, влияние социальных «болезней» на образовательную среду. основ     Воспитание гражданина России (образованность,   нравственное   и ответственность,   компетентность,     толерантность, физическое предприимчивость, миролюбие). Педагогика   ненасилия. здоровье,   Гражданственность.   Общечеловеческие Гуманизация. ценности. Демократизация. Права  и свободы. Стандартизация  – выработка   единого   содержания   и   критериев   оценки. Стратификация – осознание себя с точки зрения своих способностей, возможностей, потребностей.   Цель:   воспитание   гражданско­нравственной личности. Задачи: разработать и внедрить в педагогическую практику   образ   воспитательной   системы   «Дети   и взрослые – сограждане в меняющемся мире». Метод   проектов,   психолого­педагогические тренинги,   образовательные   спецкурсы,   факультативы, семинары, Советы, традиции. Проекты:  ­         «Толерантность – школа жизни», ­         «Я – гражданин России», ­         «Молодежь против наркотиков». Микроклимат – проект – сотрудничество  Подготовка (рождение идеи), планирование.  Реализация  Анализ и коррекция.  Рождение новой идеи.  14 Характеристика социума Механизм развития личности Концептуальное теоретическое обоснование Цели и задачи Ведущие методы работы Образ школы Этапы построения воспитательной системы школы Механизм личностного роста Мотив – цель – деятельность  Делай как я – делай со мной – давай подумаем вместе, как сделать. Планируемый результат детей. Личностный   рост,   компетентность   взрослых   и Ни одно учебное заведение на сегодняшний день не может заявить о себе   как   о   современном,   гуманном,   личностно­направленном,   если ограничится лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, если не научит детей ценить и развивать свою собственную уникальную личность и уважать и восхищаться неповторимостью личности другой. Объектом,   субъектом,   предметом   воздействия   и   результатом деятельности   любого   образовательного   учреждения,   и   МАОУ «пешнигортская   СОШ»   –   не   исключение,   является   личность   выпускника, формирующаяся   и   развивающаяся   в   условиях   школьного   и   внешкольного пространства, испытывающих постоянное воздействие социума. 15 Управление воспитательным процессом Цель и задачи деятельности педколлектива определены в Уставе школы, в программе   развития   школы.   Цели   воспитательной   деятельности   со   своими детьми   классный   руководитель   ставит   исходя   из   характеристики   класса, специфики   межличностных   отношений,   структуры   классного   коллектива. Воспитателю   следует   помнить,   что   непосредственным   результатом воспитательного мероприятия является не мифическое «повышение уровня воспитанности» класса, а реальное изменение отношений в коллективе. Целью управленческой системы школы  является совершенствование процесса принятия решений на всех уровнях управления школой (родители – ученики – педагоги). Управление   процессом   воспитания   строится   по   следующим направлениям: 1. Совместная   работа   с   методическим   советом,   МО   классных руководителей, ЦУП (центр управления планетой, актив школы). 2. Административная работа: ­   знакомство   с   опытом   воспитательной   работы   школ   района, края; ­ обмен опытом; ­ школьное методическое объединение классных руководителей; ­   повышение   квалификации   классных   руководителей   –   учёба, семинары, курсы. 3. Сбор информации: ­ педагогическое наблюдение; ­ анкетирование, диагностика, мониторинг; ­ анализ собранной информации. 4. Планирование: ­   разработка   планов   и   программ,   направленных   на   развитие обучающихся, повышение их уровня воспитанности; ­   подбор   форм   и   методов   в   соответствии   с   собранной   и отработанной информацией. 5. Контроль   и   коррекция:   анализ   и   оценка   планов   и   программ воспитательной   работы   (педагогические   советы,   планерки,   МО классных руководителей, совещание при директоре, зам. директора). Методическая   работа  в   рамках   воспитательной   работы   школы строится в нескольких направлениях: ­ методическая работа классных руководителей; ­   методическая   работа   педагогов   дополнительного   образования, внеурочной деятельности и педагога­организатора; ­ методическая работа социально­педагогической службы школы. 16 Механизм функционирования воспитательной программы Воспитательная   программа   «Толерантность   –   путь   к   успеху» выполняет следующие функции:  формирует   правовую   культуру   молодого   поколения   и   готовит обучающихся к жизни в демократическом обществе;  способствует   развитию   личности,   способной   к   сотрудничеству   с людьми   разных   мировоззрений,   умеющей   реализовать   право   свободного выбора взглядов и убеждений;  развивает   навыки   самообразования,   самовоспитания,   творческое   и ответственное   отношение   к   любой   деятельности,   практичность   мышления, гуманистическое отношение к людям и природе;  формирует   у   обучающихся   стремление   изучать,   искать,   думать, сотрудничать, приниматься за дело и доводить его до конца. Реализация   целей,   задач   и   перечисленных   функций воспитательной   программы   возможна   при   осуществлении   таких педагогических условий, как: 1.   Обеспечение   готовности   личности   обучающегося   и   педагога   к самовыражению: ­ формирование позитивной Я­концепции личности ребенка и взрослого; ­ актуализация потребности в самореализации и самоутверждении; ­   обеспечение   формирования   умений   у   педагогов   и   обучающихся   в самопознании   и   самовыражении,   способности   быть   субъектом   своей жизни и жизнедеятельности в школе; ­   внесение   корректив   в   формы   и   методы   педагогической   работы, направленной   на   противодействие   влияниям,   вызывающим   чувство страха, отчуждения, агрессии, национального превосходства, желания насилия, превосходства по отношению к окружающим. 2.   Формирование   среды,   содействующей   развитию   толерантной   личности педагога и обучающегося: ­   создание   доброжелательного,   нравственного   и   эмоционального комфортного климата школы; содействие развитию у обучающихся и педагогов чувства защищенности; ­   обеспечение   условий   для   свободы   выбора   в   различных   видах жизнедеятельности детей и взрослых, для реализации своих творческих и интеллектуальных способностей; ­   развитие   информационной   системы   по   проблемам   толерантности, вскрывающей   культурные,   социальные,   экономические,   политические, религиозные источники нетерпимости, насилия и отчуждения; 17 ­ анализ форм и методов (создание новых) формирования независимого мышления   детей   и   взрослых   и   выработка   критического   осмысления суждений,   основанных   на   моральных   общечеловеческих   ценностях (христианских); ­ разработка квалификационного стандарта специалиста (пропагандист идей   толерантности),   проведение   курсов   обучения,   повышения педагогического   мастерства,   разработка   и   использование   новых технологий по обучению толерантности; ­ моделирование и построение воспитательных систем учебных классов по   формированию   толерантных   установок   и   развитию   гражданской активности; ­ создание системы мониторинга за изменениями в личностном росте детей и взрослых. 18 Формы работы Формы организации воспитательной деятельности:     ­ воспитание в процессе обучения;     ­внеучебная деятельность: а) внутриклассная, б) межклассная; в) внеклассная; г) участие в работе творческих объединений; д) внешкольная; е) массовая, общешкольная; ж) работа с семьей и социумом; з) организация дополнительного образования; и) организация внеурочной  деятельности; к) тематические месячники; л) марафоны знаний; м) развитие ученического самоуправления; н) экскурсионная работа и.т.д. Эти формы осуществляются в виде различного рода творческих дел, воспитательных   мероприятий,   предметных   месячников,   в   ходе   которых проходят   конкурсы,   олимпиады,   викторины,   КВНы,   акции,   фестивали. Прежде всего, это система школьных традиций. Традиции формируют дух школы, определяют ее лицо, являются объединяющим началом для детей и педагогов. Традиции являются ключевыми делами школы и проводятся, как правило, по методике КТД. Годовой цикл традиционных мероприятий и праздников Сроки Сентябрь № Мероприятия 1. День знаний «Здравствуй, школа!»   2. Туристический слет 3. Кросс «Золотая осень» Классные 4. Осенние   балы   (по ступеням) 5. День учителя Ответственные Зам.дир.   по   воспит.   работе, педагог­организатор,   учитель музыки,   техник   школы,   совет дела. Преподаватель ифизкультуры, руководители, зам.дир. по ВР ОБЖ классные       руководители, учитель   физкультуры,   тренер школы Совет педагог­ организатор,   зам.дир.   по   ВР, классные руководители Совет дела, дела,       Сентябрь Октябрь Октябрь   19 педагог­ Октябрь 6. День матери 7. Предновогодние веселые старты 8. Новогодний карнавал       дела, дела, организатор,   зам.дир.   по   ВР, учитель музыки Совет педагог­ организатор,   зам.дир.   по   ВР, классные руководители, социум Совет педагог­ организатор,   зам.дир.   по   ВР, классные руководители, учитель физкультуры педагог­ Совет   организатор,   зам.дир.   по   ВР, учитель   музыки,   классные руководители дела,       9.  День всех влюбленных Совет 10. Вечер   встречи   с выпускниками 11. Голевская эстафета 12. День рождения школы Совет 13. Праздник   последнего звонка 14. Выпускной бал Ноябрь Ноябрь Декабрь Февраль Февраль Апрель Май Май Июнь         дела, дела, педагог­ организатор,   зам.дир.   по   ВР, учитель музыки Совет педагог­ организатор,   зам.дир.   по   ВР, учитель музыки, классные рук­ ли, социум Учителя   начальных   классов, учитель   физкультуры,   тренер школы, классные руководители педагог­ организатор,   зам.дир.   по   ВР, учитель   музыки,   классные руководители Совет педагог­ организатор,   зам.дир.   по   ВР, учитель музыки Совет педагог­ организатор,   зам.дир.   по   ВР, учитель   музыки,   классные руководители дела, дела, дела,             20 Приоритетные направления воспитательной работы В   центр   программы   воспитательной   работы   мы   поставили   ученика   и ориентировали   программу   на   создание   оптимальных   условий   для формирования полноценной личности выпускника школы, основное внимание следует уделитьтследующим направлениям: ­ Интеллект ­ Здоровье ­ Нравственность и патриотизм ­ Взаимодействие и досуг ­ Семья  ­ Креативность ­ Коммуникативность ­ Саморегуляция поведения «ИНТЕЛЛЕКТ» Главная цель: осознание обучющимися значимости развитого интеллекта для будущего   личностного   самоутверждения   и   успешного   взаимодействия   с окружающим миром. Задачи воспитания: ­создавать   условия   для   становления,   развития   и   совершенствования интеллектуальных   возможностей   учащихся   средствами   воспитательной работы; ­поощрять   инициативу   и   стремление   учащихся   к   интеллектуальному самосовершенствованию; ­давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами; ­разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своём развитии. № 1. 2. 3. 4. Наименование мероприятия Сроки Ответственные  Кружки по интересам в школе, ДК (1­11 классы) В течение года Выпуск школьной газеты  «Школа + ­» Выпуск поздравительных газет  В течение года В течение года Предметные недели В течение года 21 Зам.дир.по ВР,  рук­ли кружков и  секций Ответственный  класс Ответственный  класс Учителя­ предметники 5. 6. 7. 8. 9. Конкурс «Класс года» Май  Неделя детской книги Апрель  Участие в предметных  олимпиадах, конкурсах,  марафонах В течение года   конкурс Региональный «Чеширский кот» для знатоков английского языка Региональный конкурс «Енот – знаток естественных наук» В течение года В течение года 10. 11. Региональные конкурсы  «Русский медвежонок»,  «Кенгуру» Встреча   с   сотрудниками Центра занятости (8­11 кл.) В течение года В течение года ЦУП, педагог­ организатор Школьная и  сельская библ.,  актив школы Зам.дир. по УВР,  кл. рук­ли,  учителя­ предметники Учителя­ предметники,  зам.дир.по УВР Учителя­ предметники,  зам.дир.по УВР Учителя нач.  классов,  зам.дир.по УВР Зам. дир. по ВР Информационная база знаний, полученных в результате обучения в  школе, должна сопровождаться рядом мыслительных способностей:       критичностью,  гибкостью,  способностью к рефлексии,  самостоятельностью, широтой и глубиной мышления,  способностью   самостоятельно   получать   новые   знания,  находить им применение,   способность   овладевать   общеучебными   умениями   и   навыками (ОУУН), пользоваться ими в учебной и внеучебной деятельности.   22 «ЗДОРОВЬЕ» Главные идеи: ­сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей; ­образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений; ­социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья; ­воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма; ­стремление   к   воспитанию   в   человеке   воли,   характера,   стремления   к достижению невозможного. Главная   цель:  формирование   у   обучающихся   всех   возрастов   понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения. Задачи воспитания: ­знакомить   обучающихся   с   традициями   и   обычаями   бережного   отношения человека к собственному здоровью; ­создавать условия для формирования у обучающихся культуры сохранения собственного здоровья; ­формировать у обучающихся отношение к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы; ­создавать   возможность   обучающимся  демонстрировать   свои   достижения   и усилия по сохранению здоровья; ­способствовать   преодолению   вредных   привычек   обучающихся   средствами физической  культуры и занятием спортом. № Наименование мероприятия Сроки Ответственные 1. 2. 3. 4. 5. 6. Кросс «Золотая осень» Сентябрь  День здоровья  «Веселые старты»  Апрель  Ноябрь  Первенство   школы   по баскетболу Первенство по пионерболу Ноябрь  Акция «12 шагов от курения» Февраль  23   уч­ль   уч­ль   кл. Кл.рук­ли, физ.культ Кл.рук­ли, физ.культ Педагог­ организатор, рук­ли Кл.рук­ли, физ.культ Кл.рук­ли, физ.культ Зам.дир. по ВР   уч­ль   уч­ль 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Лыжные гонки Февраль  В течение года Начало уч. года   уч­ль Кл.рук­ли, физ.культ Зам.дир. по ВР, кл. рук­ли Администрация школы, кл.рук­ли         Сотрудничество   с   ФАП (лекции,   беседы,   осмотры учащихся) с Совместная   работа поликлиникой районной (проведение   медицинского центром осмотра), профилактики, центром СПИД и ИЗ Просветительская   работа   с обучающимися по сохранению,   развитию   и коррекции здоровья Выпуск   газет,   листовок     по ЗОЖ Оформление   тематического стенда   «Береги   себя   для жизни» Классные часы по ЗОЖ Проведение инструктажей по ПДД, ППБ и др. Голевская эстафета   В течение года В течение года Обновление течение года   в Мед.   работники ФАП и центра мед. профилактики Информационный экипаж ФАП,   учителя   кл. рук­ли В течение года В течение года Кл.рук­ли Кл. рук­ли Апрель  Администрация школы,   кл.рук­ли, уч­ль физ.культ. поселение 1­9 классы Кл.рук­ли Зам.дир.по ВР Зам.дир.по   ВР, классные рук­ли соцпедагог   Май  эстафета, Спортивная посвященная Дню Победы Генеральная уборка в классах В течение года Беседы   с   учащимися   о В течение года правилах  поведения в школе и общественных местах Месячник по туберкулезу Декада   по   предупреждению социально значимых заболеваний Оформление   и   обновление материалов   Уголке здоровья По плану Ноябрь  В течение года в     24 Экологическая   ситуация   в   мире   нестабильна,  влияние   наркотических средств,   алкоголя,   никотина   на   молодой   растущий   организм   губительно, возможности   приобретения   этих   веществ   расширяются,   несмотря   на деятельность правоохранительных органов – общество не справляется с этими проблемами.   Мы   видим   задачу   школы,   в   связи   с   вышеперечисленным,   в профилактической   работе,   в   формировании   у   школьников   следующих установок:  потребности в здоровом образе жизни;  неприятия негативного влияния окружающих;  умения   управлять   своими   эмоциями,   здоровьем   (психическим, физическим);  стремления к укреплению, совершенствованию своего здоровья.      25 «НРАВСТВЕННОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ» Главная цель: Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений   и   к   проявлению   нравственного   поведения   в   любых   жизненных ситуациях. Задачи воспитания: создавать условия для проявления обучающимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков; знакомить   обучающихся   с   нравственными   законами   и   поступками предыдущих поколений; изучать с обучающимися нравственные традиции их семей и поколений; развивать   у   обучающихся   потребность   в   совершении   нравственных поступков; создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни; способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков; создавать условия для нравственного самовоспитания обучающихся.        Наименование мероприятия Сроки  Ответственные  Сентябрь  Зам.директора по ВР № 1. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Торжественная линейка,  посвященная Дню Знаний  «Здравствуй, школа» Операция «Прояви внимание и  заботу», «Моя рука в твоей руке» Проведение экскурсий в школьную  музейную комнату «Жили­были»,  краеведческий музей г. Кудымкар Парламентский урок В течение года  В течение года  Сентябрь  Акция милосердия «Внимание» Уроки Мужества (согласно датам) В течение года, к  праздничным датам В течение года Месячник пожилого человека Октябрь  Смотр строя и песни 1­9 классы Май  Кл.рук­ли, зам.дир.  по ВР Кл.рук­ли, зам.дир.  по ВР Кл.рук­ли, зам.дир.  по ВР, учитель  истории Кл.рук­ли, зам.дир.  по ВР, актив школы Кл.рук­ли, зам.дир.  по ВР Администрация  школы Кл.рук­ли, учитель  физ.культ., совет  школы, социум Кл. рук­ли, учителя  языковеды, зам. дир.  по ВР 8. Шефская работа.  Май  26 9. 10. 11. Месячник по оборонно­массовой  работе Праздник, посвященный Дню  защитников Отечества Конкурс рисунков к 9 Мая Февраль  Февраль  Май  12. Митинг, посвященный Дню Победы Май  13. 14. 15. 16. 17. Возложение гирлянды Славы  Солдату Освободителю Поселенческий фестиваль  патриотической песни Последний звонок День учителя 17 февраля – День коми­пермяцкого языка: Май Апрель  Май  Октябрь  Февраль  Учитель физ. культ. Кл. рук­ли, учитель  физ. культ Кл.рук­ли, зам.дир.  по ВР Кл.рук­ли, зам.дир.  по ВР,  ДК,с.библиотека,  поселение Учитель физ.культ, 9 класс, педагог­ организатор Кл. рук­ли, педагог­ организатор,  зам.дир.по ВР Педагог­организатор Профком школы,  совет школы Зам.дир. по ВР,  учителя языковеды,  кл. рук­ли Изучение общепринятых норм поведения в мире, в стране, в учебном заведении,   культурных   ценностей   исторического   прошлого   обеспечивают внешнюю   нормированность   нравственного   поведения   обучающегося. Формирование   внутренней   этической   нормированности   осуществляется посредством выработки рефлексивного отношения к себе в соответствии с этическими   идеалами:   гуманизмом,   патриотизмом,   интернационализмом, честностью, справедливостью, ответственностью, уважением к окружающим людям, чувством собственного достоинства, милосердием. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделять национальной культуре, традициям русского и коми­пермяцкого народов. 27 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И  ДОСУГ» Главная цель:  Создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. Задачи воспитания: ­формировать у обучающихся на всех возрастных этапах культуру общения; ­развивать   способности   обучающихся   в   самых   различных   видах   досуговой деятельности; ­использовать   активные   и   творческие   формы   воспитательной   работы   для полного раскрытия талантов и способностей обучающихся; ­создавать   кружки,   клубы,   секции   с   учётом   интересов   и   потребностей обучающихся,   стимулировать   активное   участие   обучающихся   в   различных видах досуговой деятельности; ­учитывать   возрастные   особенности   обучающихся   для   развития   умения общаться, проводить свободное время; ­демонстрировать достижения обучающихся в досуговой деятельности; ­воспитывать   справедливое   отношение   обучающихся   к     способностям   и талантам сверстников; ­воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели; ­оказывать помощь обучающимся и их родителям в выборе кружков, секций, клубов для занятий досуговой деятельностью; ­способствовать   качественной   деятельности   школьных   внеклассных объединений; ­предоставлять родителям необходимую информацию об участии ребёнка в жизни школы и класса, демонстрация его достижений в динамике. № Наименование мероприятия Сроки Ответственные  1. Выставка рисунков учащихся В течение года 2. 3. Выпуск общешкольных газет В течение года Праздник осени (1­11 классы) Октябрь 4. Новогодний праздник Декабрь Зам.дир. по ВР,  педагог­ организатор Ответственный  класс Педагог­ организатор,  кл.рук­ли Ответственный  класс, педагог­ организатор,  зам.дир. по ВР 28 5. 6. День защитников Отечества (1­ 11 классы) Февраль «Международный женский  день» Март 7. Рейды в вечернее время В течение года 8. 9. Участие в районных  мероприятиях и конкурсах Генеральная уборка классных  помещений В течение года В течение года 10. Участие в районных,  В течение года областных мероприятиях,  конкурсах 11. 12. Выпуск общешкольной газеты  «Школа плюс минус до и  после» Тематические дискотеки 13. Л/а пробеги 14. Заседания экипажей 15. Заседания ЦУП В течение года В течение года Апрель  В течение года В течение гоа 16.  Выбор актива школы Сентябрь  17. Дежурство по школе В течение года 18.  Операции «Учебник»,  В течение года «Дневник», «Чистый класс»  и.т.д. 29 Учитель  физ.культ, совет  школы, педагог­ организатор Педагог­ организатор, кл.  рук­ли Члены СП,  соцпедагог,  ОКДН, кл.рук­ли Коллектив школы Кл.рук­ли,  педагог­ организатор,  зам.дир. по ВР, Зам.дир. по ВР,  педагог­ организатор,  учителя школы Ответственный  класс Ответственный  класс Денисов В.Д Педагог  организатор Педагог­ организатор,  зам.дир.по ВР  актив школы Педагог­ организатор Кл.рук­ли 5­9  классов, админ.  школы Дежурный класс «СЕМЬЯ» Главные идеи: ­семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне; ­ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение; ­ребёнок   должен   расти   и   развиваться   в   атмосфере   любви,   доброты   и поддержки, свободной от любых форм насилия; ­школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьёй. Главная цель:  осознание обучающимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека. Задачи воспитания: ­создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания обучающихся; ­позитивно   влиять   на   формирование   у   детей   и   родителей   позитивных семейных ценностей; ­преодолевать негативные тенденции в воспитании обучающихся в отдельных семьях,   привлекать   с   целью   помощи   и   поддержки   соответствующие организации; ­способствовать   демонстрации   положительного   опыта   воспитания   детей   в семье; ­создавать условия для духовного общения детей и родителей; ­создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого – педагогического   просвещения   родителей   и   совместного   проведения   досуга детей и родителей. № Наименование мероприятия Сроки Ответственные    родительские Классные собрания Общешкольный   родительский лекторий «Семейный очаг» Вовлечение   родителей   в воспитательную жизнь школы 1. 2. 3. 4. Проведение   индивидуальных консультаций для родителей В течение года 30 В течение года Кл. рук­ли Два раза в год В течение года Администрация школы Кл.рук­ли,   уч­ля предметники, зам.дир. по ВР Директор   школы, кл. рук­ли, учителя   школы, психолог, соцпедагог 5. 6. 7. 8. 9. Коммунарские сборы Каникулы  Рейды по семья детей «группы риска» и СОП Общешкольный семейный праздник,   посвященный   Дню Матери   В течение года Ноябрь    родителей     в конкурсах, Участие различных конференциях Индивидуальная   работа   с родителями   детей   «группы риска» и СОП В течение года  В течение года   зам. ВР, На   базе   д.дома, команда школы Кл.рук­ли,   члены СП и ОКДН Кл.рук­ли, дир.по   педагог­ организатор Классные   рук­ли, родители, зам дир по ВР Кл.   рук­ли,   зам. дир. по ВР, члены СП,   инспектор Карпецкая И.С «КРЕАТИВНОСТЬ» В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник нашей школы   должен   иметь   возможность   проявить   свои   природные   способности, творческий   потенциал,   уметь   находить   нестандартные   решения   жизненных ситуаций,   быть   восприимчив   к   новизне,   оригинальности.   Педагогическому коллективу необходимо уделять особое внимание стимулированию детской активности, творчеству. «КОММУНИКАТИВНОСТЬ» В связи с необходимостью адаптации к изменяющимся условиям социума, выпускник школы должен обладать следующими коммуникативными навыками:  готовностью к сотрудничеству;  способностью к пониманию другой личности, к сопереживанию;  готовностью оказать помощь;  доброжелательностью;  тактом.        «САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ» Важной   характеристикой   личности   является   способность обучающегося к саморегуляции поведенческих реакций, к самоорганизации своей   жизни,   умение   планировать   свою   и   чужую   деятельность,   иметь   и отстаивать   свои   убеждения,   реализовывать   свои   проекты.   Для   этого 31 необходимо личности: целеустремленность,   инициативность,   организованность,   ответственность, самостоятельность, чувство долга, дисциплинированность, самоконтроль. сформировать качества   следующие     Самоуправление МАОУ «Пешнигортская СОШ» Организовывая   школьное   самоуправление,   мы   формируем   школьный коллектив.   Основная   цель   школьного   самоуправления   –   подготовка обучающихся   к   участию   в   общественном   самоуправлении,   воспитании организаторов.   Ученическое   самоуправление   обеспечивает   возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это   помогает   сделать:   процесс   воспитания   в   школе   поистине демократическим. Открытым, гуманистическим. Самоуправление,   на   наш   взгляд   должно   базироваться   на   следующих принципиальных позициях: ­Равноправие  ­ все должны иметь право  решающего голоса при принятии того или иного решения. ­Выборность ­ полномочия приобретаются в результате выборов. ­Откровенность и гласность ­ работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся. ­Законность ­ неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов. ­Целесообразность  ­   деятельность   органов   самоуправления   должна   быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся. ­Гуманность  ­   действие   органов   самоуправления   должно   основываться   на нравственных принципах. ­Самодеятельность ­ творчество, активность, самостоятельность учащихся. ­Ответственность  ­   необходимо   регулярно   отчитываться   о   проделанной работе и о результатах. Структура школьного ученического самоуправления  Орган второго уровня ­ актив школы (ЦУП). ЦУП  ­   это   пусковой   механизм   организаторской   работы   в   школе,   он утверждает   конкретный   план   работы   на   определенный   срок,   а   затем анализирует его выполнение. Основные функции органов ученического самоуправления: ­Общее собрание: 1.Рассматривает   и   утверждает   перспективный   план   деятельности   органов самоуправления. 2.Решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой, 3.Формирует органы самоуправления в школе. 32 4.Вырабатывает   и   формирует   предложения   ребят   по   совершенствованию работы. 5.Рассматривает   и   утверждает   положения, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе.   инструкции,   памятки, ­Совет обучающихся: 1.Планирует   деятельность   органов   и   объединений   учащихся,   планирует   и организует внешкольную работу. 2.Организует   самообслуживание   учащихся,   их   дежурство,   поддерживает дисциплину и порядок в школе. 3.Устанавливает шефство старшеклассников над малышами. 4.Готовит и проводит собрания и конференции учеников. 5.Организует выпуск школьной газеты 1 раз в четверть. 6.Обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий. 7.Заслуживает отчеты о работе своих рабочих органов. 8.Решает   вопросы   поощрения   и   наказания,   принимает   решения   об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями. ­Рабочие   органы   самоуправления  планируют   и   организуют   деятельность обучающихся   по   конкретному   направлению,   организуют   и   оценивают результаты соревнования обучающихся в общественно ­ полезной и досуговой деятельности. 33 Организация деятельности детского объединения  «Школьная планета».   интересное   и   полезное   общение Цель:  развитие   творческой   индивидуальности   и   формирование   активной жизненной позиции через все виды досуговой деятельности, способствующему личностному росту. Задачи: ­ заинтересовывать ребят общением друг с другом; ­   организовывать   культурное, старшеклассников с взрослыми и сверстниками; ­ дать возможность, как можно большему количеству ребят показать себя с положительной стороны, продемонстрировать свои возможности, помочь им завоевать авторитет и самоутвердиться на основе положительного в их жизни; ­ воспитывать нравственные черты характера; ­ пропагандировать здоровый образ жизни; ­развивать инициативу и самоуправление; ­ помогать приобщаться к общественно ­ полезной деятельности. С   целью   выполнения   всех   поставленных   задач   установить   тесную   связь   с классным   руководителями, сельской администрацией, ДК, ФАП, Домом детства, детским садом. Школьной планетой управляет актив школы ­ ЦУП (Центр управления планетой). Девиз: «Дерзать, мечтать, творить и верить». Песня: «Школьная планета». Наши законы: ­ единства слова и дела; ­ дружбы и товарищества; ­ чести и совести; ­ памяти и долга; ­ заботы и милосердия; ­ здоровья.   администрацией   школы,   Систему   самоуправления   воспитательной   деятельностью   в   школе образуют следующие подсистемы:   ШМО классных руководителей;  Школьная библиотека;  Совет школы (ЦУП). Важнейшие   управленческие   решения   по   проблемам   воспитания принимаются   на   заседаниях   школьных   педсоветов,   совещаниях   при директоре,   педконсилиумах,   заседаниях   ЦУП,   родительских   собраниях 34 школы, классов, ШМО классных руководителей. Полный анализ состояния воспитательной работы проводится на итоговом педсовете. В Совет обучающихся школы (ЦУП) входят экипажи: ­ трудовой экипаж; ­ учебный экипаж; ­ информационный экипаж; ­ культурный экипаж; ­ экипаж скорой помощи; ЗАДАЧИ КАЖДОГО ЭКИПАЖА Учебный экипаж:  проводит   учет   успеваемости   каждого   класса, устраивает соревнования между классами, проводит беседы с неуспевающими обучающимися   на   своих   заседаниях,   готовит   помощников   неуспевающим ученикам. Члены экипажа следят за сохранностью учебников в своем классе, следят за тем, чтобы не было должников в библиотеку среди одноклассников. Культурный   экипаж:  члены   экипажа   являются   главными помощниками   педагогического   коллектива   во   время   проведения   школьных мероприятий. На своих заседаниях члены экипажа получают информацию от куратора   о   готовящемся   мероприятии   и   доводят   до   сведения   своего классного   руководителя   и   класса.   На   учебных   занятиях   члены   экипажа обучаются   писать   сценарии,   готовить   и   проводить   мероприятия   в   классе, являются   помощниками   своего   классного   руководителя   в   подготовке классных   мероприятий.   На   всех   школьных   мероприятиях   отвечают   за оформление   зала,   выступают   ведущими   и   исполнителями   ролей   в театрализованных праздниках. Экипаж   скорой   помощи:  члены   экипажа   являются   главными помощниками   учителя   физкультуры,     занимаются   подготовкой   школьных соревнований, на учебных занятиях изучают спортивные игры, которые можно провести в своем классе на природе или во время классного мероприятия. Члены   экипажа   следят   за   соблюдением   гигиены   в   классе,   проветриванием кабинетов,   на   учебных   занятиях   министерства   —   все   виды   первой медицинской   помощи,   отвечают   за   наличие       в       классе     аптечки,       за соблюдение  техники безопасности  в  школе,   на  природе.    Трудовой экипаж: члены экипажа следят за сохранностью мебели в  классе,   организуют   дежурства   в  классе   по   уборке   кабинета,  занимаются необходимой   ремонтной   работой   в   кабинетах   и   в   школе,   занимаются организацией работы по уборке школьной территории.  Информационный   экипаж:  члены   экипажа   ­     это     юные журналисты,   готовят   стенгазеты   к   различным   школьным   праздникам, оформляют стенды в школе и классах, выпускают поздравительные открытки, 35 листовки посвященные какому­либо событию в школе или в классе, помогают в художественном оформлении школьных мероприятий, на учебных занятиях члены   экипажа   учатся   писать   статьи,   учатся   как   выпускать   газету,   как правильно писать репортажи, готовят фоторепортажи и фотостенды в школе.   Командирский   совет:  планирует   и   организует   работу   по отдельным направлениям; принимает участие в  решении спорных вопросов и конфликтных   ситуаций;   подводит   итоги   соревнований   между   классами; координирует работу совета школы. 36 37 Реализация системы воспитательной работы предполагает: Ожидаемые результаты  формирование ведущих интегративных качеств личности;  непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самопознание;  практическую деятельность педагогов и воспитанников;  содержание просвещения в области гуманитарной культуры;  оптимальное   сочетание   индивидуального   воспитания,   воспитания   в коллективе и самовоспитания;  педагогизацию   воспитательной   среды   в   микрорайоне,   неразрывную связь   с   воспитательными   факторами   среды:   родителями,   внешкольными воспитательными   учреждениями,   производственными   и   обслуживающими объектами микрорайона;   развитие общей и педагогической культуры учителей. Создание толерантной школы. Повышение социальной активности обучающихся   как   в   школе   (ученики   школы   активно   участвуют   в   данной воспитательной программе, наличие здоровой конкуренции), так и на уровне микрорайона,   города   (создание   и   реализация   новых   социальных   проектов, участие учеников школы в масштабных социальных акциях и т.д.). Увеличение числа обучающихся, добившихся значительных успехов в какой – либо сфере деятельности.  38 Мониторинга эффективности воспитательного процесса:  ­   формулировка   главной   цели,   которая   предполагает   описание конечного результата.  ­ определение субъектов мониторинга, методик.  ­   диагностика,   оформление   таблиц,   графиков   с   фиксированием проблемы или успеха.  ­ определение причин, порождающих проблему.  ­ определение программы мер разрешения проблемы.  Качество   выполнения   каждой   операции   позволяет   досконально разобраться   в   природе   дефектов   воспитания,   определить   дальнейшие направления   деятельности   с   учащимися,   классом,   определить   технологии управления.  Разработчиками   программы   воспитательной   работы   является творческий коллектив педагогов школы во главе с администрацией.  Ответственная   за   реализацию   проекта  –   О.А.Хозяшева   – заместитель директора по ВР, Т.А. Хозяшева – руководитель МО классных руководителей, Е.В. Томилина – педагог – организатор.  39

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"
Скачать файл