Программа "Язык и речь"
Оценка 4.9

Программа "Язык и речь"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
русский язык
2 кл
18.04.2018
Программа "Язык и речь"
Язык – духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребёнка, средство становления всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения, средство познания окружающего мира и самого себя. Язык — это величайшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества. Русский язык — один из богатейших и выразительных языков мира. Если человек не знает родного языка, то он не владеет родной речью. Неразвитая речь резко ограничивает возможности умственного и духовного становления подрастающего поколения. Таким образом, развитие речи неразрывно связано с изучением системы языка. Иначе и не может быть, так как речь в ее устной и письменной форме – это реализация системы языка. Наиболее важной ступенью в овладении речью является период младшего школьного возраста. Для младшего школьника хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Данная программа поможет учащимся понять и оценить красоту родного языка, обогатить словарный запас, повысить речевую культуру. Пояснительная записка. Цель программы: формированием у учащихся умений и навыков, обеспечивающих свободное общение на русском языке в различных ситуациях и сферах общения в соответствии с задачами общения. Задачи программы: познавательные • совершенствование представлений о литературных нормах русского языка; • формирование представлений о законах смысловой и стилистической сочетаемости слов и навыков их использования на практики; • знакомство с разнообразием и выразительностью языковых средств. • знакомство с историей русского языка. практические • обеспечение создания речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся; • формирование интереса к родному языку, потребности и возможности самостоятельной речи; • обогащение и активизация словаря младших школьников; • стимулирование самостоятельной познавательной деятельности, стремления участвовать в конкурсах, олимпиадах; • осознание красоты, образности родной речи, ее точности и пластики; • повышение культуры речи школьников. Данная программа имеет четыре основных направления: • повышение интереса к родному языку, формирование потребности к самостоятельной творческой работе над познанием тайн родного языка; • обогащение и расширение словарного запаса, активизация словаря учащихся; • формирование правильности, образности и выразительности речи младших школьников; • развитие и совершенствование артикуляционного аппарата младшего школьника.
Программа Язык и речь.doc
МБОО «Новониколаевская сош №2» ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА                       «Язык и речь» ДЛЯ  учащихся 2 КЛАССА                                                                                                                                                                                                                                    ПРОГРАММУ СОСТАВИЛА                                                                                   Торкаленко Т.И. Язык и речь 2­й класс (34 ч) Введение.  Язык   –   духовная,   культурно­историческая   ценность   народа,   и   образование младших   школьников   в  области   родного  русского   языка  представляет   собой определяющее   условие   личностного,   духовно­нравственного,   эмоционального, интеллектуального   развития   младшего   школьника,   формирование индивидуальности   ребёнка,   средство   становления   всех     форм   общения   – говорения, письма, слушания, чтения, средство познания окружающего мира и самого себя. Язык — это  величайшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности   мышления   и художественного   творчества.   Русский   язык —  один из богатейших и выразительных языков мира.  Если   человек   не   знает   родного   языка,   то   он   не   владеет   родной   речью. Неразвитая   речь   резко   ограничивает   возможности   умственного   и духовного становления   подрастающего   поколения.   Таким   образом,   развитие   речи неразрывно связано с изучением системы языка. Иначе и не может быть, так как речь в ее устной и письменной форме – это реализация системы языка. Наиболее   важной   ступенью   в   овладении   речью   является   период   младшего школьного возраста. Для младшего школьника хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Данная программа поможет учащимся понять и оценить красоту родного языка, обогатить словарный запас, повысить речевую культуру. Пояснительная записка. Цель программы:  формированием   у   учащихся   умений   и   навыков,   обеспечивающих   свободное общение   на   русском   языке   в   различных   ситуациях   и   сферах   общения   в соответствии с задачами общения.  Задачи программы: 2 познавательные языка;  совершенствование   представлений   о   литературных   нормах   русского  формирование   представлений   о   законах   смысловой   и   стилистической сочетаемости слов и навыков их использования на практики;  знакомство с разнообразием и выразительностью языковых средств.  знакомство с историей русского языка. практические   обеспечение   создания   речевых   ситуаций,   определяющих   мотивацию собственной речи учащихся;  формирование   интереса   к   родному   языку,   потребности   и   возможности самостоятельной речи;  обогащение и активизация словаря младших школьников;  стимулирование самостоятельной познавательной деятельности,  стремления участвовать в конкурсах, олимпиадах;     осознание красоты, образности родной речи, ее точности и пластики;  повышение культуры речи школьников.  Данная программа имеет четыре основных направления:  повышение   интереса   к   родному   языку,   формирование     потребности   к самостоятельной творческой работе над познанием тайн родного языка;  обогащение   и   расширение   словарного   запаса,   активизация   словаря учащихся;  формирование правильности, образности и выразительности речи младших школьников;  развитие   и   совершенствование   артикуляционного   аппарата   младшего школьника.         Главное   назначение   этой   программы   в   том,  что   она   помогает   учащимся овладеть нормами литературного языка, уметь использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. Кроме прочего, при прохождении данного курса  школьники осмысливают требования к речи, учатся при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.     Эта работа строиться на анализе и синтезе звучащей речи путем введения игр, игровых элементов, специальных упражнений с включением речевого материала: чистоговорок,   скороговорок,   считалок,   стихов,   рассказов   по   картинкам. 3 Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.        Тематика заданий ориентирована, прежде всего, на обогащение социально­ нравственного опыта младших школьников, восприятие окружающего мира, на развитие   способности   речевого   самовыражения.   Учитывая   возрастные особенности   детей   младшего   школьного   возраста,   на   каждом   занятии проводятся   коммуникативно­лингвистические   игры,   предлагаются   языковые задачи, решение которых расширит словарный запас, научит мыслить.           Данный   курс   развивает   у   детей   творческие   способности,   познавательные интересы,   самостоятельную   мыслительную   деятельность,   формирует   у   них культуру   речевого   поведения,   даёт   возможность   практической   реализации творчества, формирует у учащихся положительное мотивационное отношение к изучению   русского   языка,     развивает   личностные   качества,   воображение, мышление, умение делать логические выводы, побуждает к наблюдательности, познавательной   активности   и   овладению   навыками   общения   и   умению   ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие.      В данном курсе осуществляется знакомство с этическими нормами речевого поведения, что закладывает основы культуры речевого общения.     Курс   предполагает   систематическую   и   осознанную   тренировку   речевых   навыков,   овладение   навыками   техники   речи:   дыханием,   голосом,   дикцией, интонацией,   направлен   на   выработку   определённых   навыков,   связанных   с произносительной культурой речи: тон, сила и тембр голоса, ритм, темп речи, логическое ударение.     Данный   курс   обеспечивает   развитие  речевой   коммуникации  у   младших   школьников,   формирует   умение   свободно   общаться   в   типовых   ситуациях повседневности. Формы организации:   беседы – обсуждения;  работа в группах;  работа со словарём;  игры, викторины, конкурсы;  инсценировки;  организация выставок;  показ слайдов. 4 Формы контроля:   организация выставок творческих работ учащихся;  тестирование;  участие и победа в конкурсах различного уровня. Занятия проводятся один раз в неделю, программа рассчитана на 34 часа. ПРОГРАММА 2­й класс. 34 часа. Фонетика и графика. (8ч) Звуки речи как единицы языка, их фонетическая характеристика. Ударение. Ударение и смысл слова. Место ударения в слове. Орфоэпические и акцентологические норы русского языка.  Интонация:   повышение   и   понижение   тона   речи,   мелодика,   пауза,   темп, логическое ударение. Рифмы. Лексика. ( 6ч) Слово и его значение. Словарное богатство русского языка Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение: анализ образцов использования в тексте, употребление в собственной речи.  Синонимы и  антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.  Фразеологический  оборот:  наблюдение  в эталонных  текстах, использование  в речи. Этимология слова. Словари   русского   языка   и   их   использование   в   учебной   деятельности   и повседневной жизни.  Морфемика и морфология. (6 ч) Смысловые,   эмоциональные,   изобразительные   возможности   суффиксов   и приставок.  Слово, его номинативные и коммуникативные функции. Слово как часть речи. Классификация частей речи и их лексикограмматические признаки. Синтаксис и пунктуация. ( 5ч) Предложение как единица языка и речи. Предложение – словосочетание ­ слово: их сходство и различия.  Текст. Признаки текста. Предложение и текст. Знаки препинания, их функция в речи.  Различие и употребление в речи простых и сложных предложений. 5 Виды речевой деятельности. ( 5ч ) Слушание.   Осознание   целей   и   ситуаций   устного   общения.   Адекватное восприятие звучащей речи. Говорение.   Использование   языковых   средств   устной   речи   в   соответствии   с целями   и   условиями   общения.   Техника   речи   как   основа   речевой   культуры. Речевое   дыхание   как   основа   звучащей   речи.   Развитие   дыхания,   четкости   и ясности произношения (дикции). Практическое   овладение   диалогической   формой   речи.   Овладение   нормами речевого этикета в ситуациях бытового и учебного общения. Чтение.   Осознанность   и   выразительность   чтения:   понимание   смысла   любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого. Письмо. Создание небольших текстов по интересной детям тематике. Общение. (4ч ) Общение   как  вид  деятельности  направленной, на  обмен  информацией  между общающимися людьми.  Формы и формулы речевого общения, использование их в практике.  Несловесное общение. Мимика и жесты. Учебно­тематический план. Наименование тем курса Для чего нужна речь? Устная и письменная речь. Письменная речь. «Стражники» письменной речи. № п/п 1 2 3 4 5,6 Предложение и слово. 7 8 9 10 Предмет и слово. 11 Действие и слово. 12 Можно ли нарисовать словом? Предлоги в предложении. Текст. Слово. 13,14 Как рождается слово? 15 Познакомимся со словом поближе. 16 Синонимы. 17 Антонимы. 18 Богатство языка родного. 6 Количество часов 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 Слова двойники. 19 20 Мудрость народная. 21 22 23 Ударение. 24 Вежливые слова. Рифмы. Речь без ошибок. 25,26 Звуки, давайте знакомиться. Как мы воспринимаем мир? 27 28,29 Общение. 30 Несловесное общение. Мимика и жесты. 31,32 Интонация. 33 Логическое ударение. 34 Как хорошо уметь читать! Ожидаемый результат. К концу  года обучения учащиеся должны  1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 Итого: 34 часа.  знать:  доступной форме;  язык, родной язык, история русского языка, процессы его изменения в   этимологию наиболее часто употребляемых фразеологизмов;   общение, виды общения;  интонация, её основные компоненты. уметь:   осуществлять контроль за речью;   использовать речевые формулы в зависимости от речевой ситуации;  использовать голос, темп речи, мимику, жесты, движения в соответствии с конкретной ситуацией общения;  уметь свободно пользоваться любыми видами словарей. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:  для адекватного восприятия речи; 7  соблюдения литературных норм;  при овладении этикетными средствами русской речи в ситуациях  повседневного общения;  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной  информации о родном языке;  для самостоятельной творческой деятельности. ЛИТЕРАТУРА Для учителя: 1.Л.В. Успенский. Слово о словах. – Л.; Детская литература, 1971 г 2. В.А. Синицын. Путь к слову. – М.; «Столетие», 1997 г 3. В.В. Волина. Учимся играя. – М.; «Новая школа», М.;1994 г 4. В.В. Волина. Весёлая грамматика. – М.; «Знание», 1995 г 5. Г.Г. Граник и др. Секреты орфографии. М.; Просвещение, 1991 г 6. Э.А.Вартаньян. Путешествие в слово. М.; «Советская Россия», 1976 г 7. В.Г. Ниорадзе. По ступенькам Скале. М.; Издательский дом Шалвы  Амонашвили, Лаборатория гуманной педагогики МГПУ, 2006 г. 8.О.А. Белобрыкина. Речь и общение.– Ярославль, «Академия развития», 1998 г 8 9. И.Г. Сухин. Весёлые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль,  «Академия развития», 2007 г Для учащихся: 1. Э.М. Курицына, Л.А. Таратаева. Большая книга занятий по развитию речи. –  Росмен – Пресс, 2006 г 2. О. А. Новиковская. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи. – М.;  АСТ, Сова, Харвест, 20008 г. 3. О.Д. Ушакова. Говори правильно. Словарик ударений. – М.; Литера, 2005 г 4. И.И. Шарова. Развиваем речь, или Маленький оратор. – М.; Феникс, 2007 г 5.Т.А. Куликовская. Скороговорки и чистоговорки. Про жучков и букашек.  Практикум по улучшению дикции. – М.; ГНОМ и Д, 2007 г 6. Т.Л. Микошина. В.Г. Ермолаева. Тренажёр по развитию речи в начальной  школе. Учимся понимать пословицы. – М.; Ювента, 20008 г Содержание занятий 1.  Для чего нужна речь?     Цель занятия: дать первоначальное представление о речи, ее значении в жизни людей, об основных видах речевой деятельности человека. 1. Речевая разминка: Дыхательные упражнения. Ветерок. Лист бумаги нарезать узкими полосками – это дерево. Ветерок дует, а листики колышутся. День рождения.  Надо представить, что перед тобой торт со свечами и задуть свечи.  Заводная   кукла.   Имитируя   движения   рук   куклы,   делать   короткие   выдохи   и вдохи.  Артикуляционная гимнастика Хоботок. Вытянуть губы и показать, какой хоботок у слоника. Слоник   пьёт.   Вытянув   перед   собой   губы   трубочкой,   образовать   «хоботок слоника» и «набирать водичку», слегка  причмокивая. 9 Качели. Открыть рот и остреньким язычком потянуться сначала  к носу, а потом опять к подбородку. Так качаются качели. Индюки болтают. Языком быстро двигать по верхней губе: «Бл­бл­бл­бл». Часики.  Приоткрыть   рот,   губы   растянуть   в   улыбке   и   кончиком   языка попеременно тянуться им в разные уголки рта, изображая маятник часов. Чистоговорка. Язык кверху ­ ша­ша­ша, Наша Маша хороша. Язык книзу – са­са­са, Укусила нос оса. Язык кверху – ши­ши­ши, Наши уши хороши. Язык книзу – сы­сы­сы, У осы усы, усы. 2.Постановка темы и цели: Ч Ь Е Р ­ Какое слово записано? ­ Что такое «речь»? (Способность говорить. Разновидность  или стиль языка. Звучащий язык. Разговор, беседа. Публичное выступление.) ­ Какова роль речи в жизни человека? 3. Знакомство с видами речевой деятельности человека с опорой на  рисунки. Рассматривание и обсуждение рисунков.  Ответы на вопросы: в каких случаях жизни человека осуществляется слушание? говорение? чтение? письмо?  Вывод: речь есть один из главных способов общения людей друг с другом.  4. Соотнесение рисунков с отдельными видами речевой деятельности. ­ О ком можно сказать: пишет, слушает, говорит, читают? ­   Можно   ли   применить   эти   слова   к   животным:   зверям,   насекомым,   рыбам, птицам? Почему?  ­ А что означают слова слушать, читать, рассказывать, писать? 10 5.Обсуждение вопроса: что легче и проще — слушать? говорить? читать?  писать? Лучше слушать, чем разговаривать. Один мудрец учил: ­ Лучше слушать, чем разговаривать. Его спросили: ­ Почему? Он ответил: ­ Недаром Бог создал один язык и пару ушей. 6. Правила слушания: 1. Смотреть на того, кого слушаешь. 2. Не перебивать. 3.Если необходимо, задавать уточняющие вопросы. 7.Игра «Кто это?». Цель: развитие слухового восприятия. Водящий   становится   к   классу   спиной,   а   все   учащиеся   читают   хором стихотворение,   последнюю   строчку   которого   произносит   один   из   детей   по указанию учителя. Если водящий угадывает его, то узнанный ученик становится водящим. Мы немножко поиграем, Как ты слушаешь, узнаем. Постарайся, отгадай, Кто позвал тебя, узнай! (Имя водящего).    Сел петух на забор,    Закричал на весь двор.    Слушай, (имя водящего), не зевай, 11 Кто петух у нас, узнай!    « Кукареку!» К нам кукушка в огород Залетела и поёт. А ты, (имя водящего), не зевай, Кто кукует, отгадай! «Ку­ку! Ку­ку!»     Вот лягушка по дорожке    Скачет, вытянувши ножки.    Увидала комара,    Закричала:    «Ква­ква­ква!» Мы по кругу идём, Мы лисичку зовём. Пусть глаза не открывает, Нас по голосу узнает. Кто позвал тебя, узнай: «Лисичка, это я!»    8.Итог занятия. Для чего нужна речь в нашей жизни? (Речь позволяет людям  общаться друг с другом. Для того чтобы состоялось общение, наша речь должна  быть содержательной, точной, правильной и выразительной.) 2. Речь устная и письменная. Цель   занятия:  дать   первоначальное   представление   об   устной   и   письменной речи. 1. Речевая разминка. Дыхательные упражнения. Снежинки.  Положить кусочек ваты на ладонь – это снежинка, а затем сдувать её. Вдох спокойный через нос, выдох длительный, плавный, только через рот. Грузинский хор  Это упражнение на развитие дыхания. Все ребята одновременно тянут один  звук, например «а». Тут важно экономно расходовать дыхание. Звук должен  быть ровным, одинаковым по громкости, не затухающим. Кто последний – тот  молодец. Можно тянуть и другой звук: «и», «е», «о».  Артикуляционная гимнастика.  12 Часики.   Приоткрыть   рот,   губы   растянуть   в   улыбке   и   кончиком   языка попеременно тянуться им в разные уголки рта, изображая маятник часов. Хоботок. Вытянуть губы и показать, какой хоботок у слоника. Слоник пьёт. Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника" "набирать водичку", слегка при этом причмокивая. Индюки болтают. Языком быстро двигать по верхней губе : «Бл­бл­бл­бл...» Скороговорка. Белка шишки шелушила, На сучках грибы сушила: Скоро осень. Белка в спешке: «Мне б собрать ещё орешки!» 2. Постановка темы и цели. Разделите эти слова на две группы. СЛУШАНИЕ ПИСЬМО ЧТЕНИЕ    ГОВОРЕНИЕ Почему? 3.  Обсуждение  ответов   на вопросы:  что такое  устная  речь? письменная речь? Почему этим формам речи дали такое название? Устная речь ­ это любая звучащая речь. ( Уста – устная.) Устная форма речи   возникла гораздо раньше письма. Письменная речь ­ это система знаков для  обозначения звучащей речи.  4. Уточнение значений слова «язык», значений словосочетаний «русский  язык», «родной язык», запоминание написаний этих слов и выражений.       Рассматривание рисунков и предложений, написанных на разных языках. Ответы на вопросы: какое предложение вам удалось прочитать и понять? Почему?  Прослушивание какого­либо текста на русском и иностранном языках. Ответы на вопросы: какая речь звучала на русском языке? Как вы об этом узнали? А на каком языке звучала другая речь? Поняли ли вы ее? Почему?  5. Язык жестов. ­   Но   давайте   представим   себе   на   минуту,   что   в   мире   исчез   язык.   Нет,   не конкретно русский, японский, немецкий, английский, а язык вообще. Исчезли книги,   газеты,   почта,   телефон…   Как   смогут   люди   понять   друг   друга?   Чем воспользуются для этого? Жестами?  ­  В давние времена человек мог передать свои мысли при помощи жестов и звуков.   Наконец   он   додумался   звуками   обозначать   все,   что   узнавал.   На   это человечеству потребовалось сотни тысяч лет. Сейчас я разговариваю с вами. Это речь? Мы с вами говорим, слушаем – это … устная речь. Но не смог человек пользоваться только устной речью, и звуки стал обозначать значками, а затем 13 буквами. То, что написано, – это письменная речь. Когда мы пишем или читаем, то мы пользуемся … письменной речью. 6. Упражнение в различении форм речи. ­ Теперь послушайте историю, которая однажды произошла с Крошем. Какая форма речи помогла ему? В один из дней пошел сильный дождь, и Крош   оказался окруженным со всех сторон водой. Ему было очень страшно и одиноко. Но он нашёл в себе силы, чтобы   взобраться   на   одинокую   сосну.   Крош   стал   звать   на   помощь:   «Ёжик! Нюша! Спасите! Это я Крош.» В час прилива Ёжик спал на берегу моря, развалившись на надувном матрасе. Морские волны унесли соню далеко от берега. Когда ёжик проснулся, он совсем отчаялся: "Вот я сижу тут, весь окруженный водой, и совсем ничего не могу сделать".  Но   все­таки   Ёжику   удалось   кое­что   придумать.  Он   нашел   кусочек бумаги, карандаш, бутылку, пробку и написал:"Помогите Ёжику (это я), а на обороте: " Потом он положил бумагу в бутылку, закупорил ее и бросил в воду. Смешарики выловили   плывущую по волнам бутылку, прочли призыв о помощи и спасли беднягу.  ­ Какая форма речи помогла Ёжику?   Помогите! спасите, я,   Ёжик,       это   7. Итог занятия.  Существуют две формы речи: устная и письменная.  Устная речь ­ это звучащая речь. Письменная речь ­ это система знаков для обозначения звучащей речи. Устная форма речи  возникла гораздо раньше письма. 3. Речь письменная. Цель занятия: расширить представление о письменной речи, дать начальное  представление об истории её возникновения. 1. Речевая разминка. Дыхательные упражнения.  Вороны. В классе я не засыпаю, И ворон я не считаю. А сейчас вдохну  И считать начну. ( На одном выдохе посчитать «ворон» как можно больше.) 14 Артикуляционная гимнастика. Чашечка. Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать  ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка). Дудочка. С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты). Заборчик. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Скороговорка. Однажды галок поп, пугая  В саду увидел попугая  И говорит тот попугай:  Пугай та галок, поп, пугай.  Но, галок поп, в саду пугая,  Не напугай ты попугая.  2. Постановка темы и цели. Загадки. Чёрные птички на каждой страничке  Молчат, ожидают, кто их отгадает. Чёрные, кривые,  От рожденья все немые,  Встанут вряд ­  Сейчас заговорят.  Тридцать три сестрички  Ростом невелички.  Если знаешь их секрет,  То на всё найдёшь ответ.  ­ Мы с лёгкостью используем буквы в повседневной жизни и даже не  задумываемся об истории их возникновения. Сегодня мы поговорим об истории  возникновения письменной речи. 3. Из истории рисунчатого письма. В детстве я очень боялась Африки. Почему? А вы вспомните… Маленькие дети, ни за что на свете Не ходите в Африку гулять! В Африке акулы, в Африке гориллы, В Африке большие злые крокодилы. Будут вас кусать, бить и обижать. ­ Страшно? И я тоже боялась. И только позже я узнала, что в Африке не так уж  15 и много кусачих крокодилов и драчливых горилл. Зато в Африке много  удивительных стран. Одна из таких Египет. Именно в Египте давным­давно  придумали писать при помощи рисунков.  И мы сейчас с вами этому научимся. 4. Игра « Создай пиктограмму» . Учитель говорит слова, а дети «прячут» их в рисунки, так чтобы потом их  можно было найти. Важно объяснить детям, что рисунки не должны быть очень  хорошими, важно, чтобы потом ребята смогли найти слова, которые они  зашифровывали в рисунок, «прятали».   Слова: идёт дождь, день, хорошая погода, тёмный лес, интересная сказка,  сильный человек, умная кошка. Пиктограммы используются и в современном обществе.                                5. Написание рисунчатого письма. Работа в группах. (Три группы.) Детям даётся текст, они должны записать его, используя рисунчатое письмо, текст должен «легко читаться» другими. Проснулся я рано. Умылся, попил чай и пошёл в школу. По дороге встретил одноклассницу Дашу. Я помог ей донести портфель. Возвращаясь домой, я встретил бездомного котёнка. Он жалобно мяукал. Взял я малыша к себе, накормил. Теперь Барсик живёт у меня. Вчера мы с Мишкой ходили на рыбалку. Улов был большим. Но поесть ухи нам так и не удалось. Всю нашу рыбу съел соседский кот. 6. Обсуждение: трудности понимания письма без знания букв. 7. История возникновения русской азбуки. 16 8. Итог: Человек не мог пользоваться только устной речью. Ещё в древности  люди стали обозначать звуки знаками, буквами. Русская азбука была создана  Кириллом и Мефодием в 863 году. 4.Стражники письменной речи.  Цель занятия: расширение представлений о знаках препинания и их функции в речи. 1. Речевая разминка. Дыхательные упражнения. Вдох, выдох;  вдох, задержим дыхание на счет от 1 до 5, выдох.  « 33 Егорки» . «На горе да на пригорке Стоят тридцать три Егорки…  ( глубокий вдох и на одном выдохе надо просчитать) Один Егорка, два Егорка… … Тридцать три Егорка.»   варенье.     Артикуляционная гимнастика. Вкусное губу. Жил язычок в своем домике. Проснулся и осмотрелся. Выглянул за калитку, посмотрел вниз, нет ли луж на земле. Понравилось ему на улице, и захотел он погулять. Устал он, решил поесть, чтобы сил набраться. Стал молочко лакать, как кошечка. Вот он наелся, а губки испачкал. Почистил губки и решил поспать. Упражнения «Лошадки», «Бублик», «Дудочка».  Облизнули верхнюю   Скороговорка. Дядя Коля дочке Поле Подарил щеночка колли, 17 Но щенок породы колли ,  Убежал от Поли в поле. 2. Постановка темы и цели. Загадки. Вечно думая над смыслом, Изогнулся коромыслом.                      (Вопросительный знак.) Загораживая путь,  Предлагает отдохнуть.                       (Точка.) Ляжет палочка на строчку: ­ Проходите по мосточку.                         (Тире.) Бурным чувствам нет конца: Пылкий нрав у молодца!                    (Восклицательный знак.) Выйдет на дорожку, Всем подставит ножку.                    (Запятая). 3. Обсуждение:  « Стражники» письменной речи, или зачем нужны знаки препинания? Знаки   препинания   появились   значительно   позже,   чем   алфавит.   Очень   долгое время текст вообще писался   без промежутков между словами. Раньше всех была введена точка, затем запятая. Восклицательный и вопросительный знаки появились   намного   позже.   Интересно,   сто   раньше   восклицательный   знак назывался удивительным. 4. Как правильно «прочитать» знак препинания? Точки, палочки, крючки… Неприметные значки, А во время чтения  Требуют почтения. 5. Точка, её функция в речи. Точка. У неё особый пост В самой малой строчке. 18 Если точка – Вывод прост: Это значит – Точка. Фразу следует кончать, Если точка рядом. Точку надо уважать. Точку слушать надо. И хотя она твердыня В книге и в тетради, Без особого труда Можно с ней поладить, Если только мысли Нить  От воды избавить, Если точку  Не забыть Вовремя поставить. Разделите текст на предложения, правильно расставив точки. В реке там рыба на бугре Мычит корова в конуре Собака лает на заборе Поёт синичка в коридоре Играют дети на стене Висит картина на окне Узоры инея в печурке Горят дрова в руках девчурки Нарядная там кукла в клетке Ручной щегол поёт салфетки Там на столе лежат коньки К зиме готовят там очки Лежат для бабушки тетрадки Всегда содержатся в порядке 6. Упражнение в выразительности чтения. Переполох. Слушай… ­ Кража! ­ Кража? ­ Кража! ­ Грабят, 19 Братцы, Где же кража? ­ Что украли? ­ Два пера. ­ Безобразие! ­ С утра? ­ Вы украли? ­ Мы не брали, ­ Брали! Брали! Крали! Крали!.. Это я грачиный крик Перевёл на наш язык.                 А. Шибаев. 7.   Итог:  знаки   препинания   необходимы   в   письменной   речи,   каждый   из   них выполняет свою функцию.  5.Предложение и слово. Цели и задачи занятия: совершенствовать умение составлять простые  предложения и развивать умение определять количество слов в предложении. 1. Речевая разминка. Дыхательные упражнения. Ветерок. Лист бумаги нарезать узкими полосками – это дерево. Ветерок дует, а листики колышутся. Заводная   кукла.   Имитируя   движения   рук   куклы,   делать   короткие   выдохи   и вдохи.  Говорящая кукла. Имитируя движения рук куклы, говорить один звук, на одном выдохе. Артикуляционная гимнастика. Чашечка.  Открыть широко рот  и показать  язычком чашечку. Зубная   щётка.   Рот   не   открывать   и   круговыми   движениями   языка   провести между губами и зубами, подражая зубной щётке. Сладкое   варенье.   Рот   открыть.   Язычком   облизать   верхнюю   и   нижнюю   губу, представляя, что ты облизываешь  варенье с губ. Орешки. Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики ­ "орешки". Скороговорка. 20 Кукушка кукушонку купила капюшон.  Одел кукушонок капюшон,  Как в капюшоне он смешон!  2. Постановка темы и цели. Какое слово зашифровано? ПРДЛЖНЕОЕИЕ 3.Формирование понятия «предложение», «слово». ­ Посмотрите на это дерево. Оно не простое, а волшебное. Что выросло на этом  дереве? А как назвать их одним словом? (Фрукты).  Сейчас мы будем собирать урожай в эту волшебную корзинку. Мы называли  фрукты, а собрали… (слова). Значит, когда мы что­то называем, то произносим слово. Игра «Закончите предложение». Учитель: Я скажу предложение, а вы его закончите, скажите последнее слово. Хлеб кладут в (хлебницу). Масло кладут в (масленку). Рыбу ловит (рыбак). Серый волк в густом лесу встретил рыжую (лису). Хитрый след плести стараясь, по дороге прыгал (заяц). Что мы добавляли? (Слова). А получились? (Предложения).  Из чего же состоит предложение? (Из слов).  4. Игра «Живые слова». Вариант 1.Ребята выбирают себе слово из предложения и становятся в таком  порядке, чтобы получилось предложение. Вариант 2.Учитель шепчет слова на ушко ребенку. Дети громко произносят  слова и выстраивают в предложение. 5.Игра «Исправь ошибку». Коза принесла корм девочке. Мяч играет с Сашей. Оля с картинкой рисует папу.  Маша несет сумку в капусте. 6.Игра « Снежный  ком». Задача участников игры дополнять (распространять) предложение. Побеждает  тот, кто скажет последнее слово. 7.Игра « Кто больше». 21 Участникам игры даётся слово, за ограниченное время необходимо составить  как можно больше предложений с этим словом. 8. Итог: предложение состоит из слов, все слова в предложении взаимосвязаны,  предложение содержит законченную мысль. 6.Предложение и слово. Цель: обогащение грамматического опыта, развитие умения строить  сложноподчинённые предложения. Использование термина «сложное  предложение». 1. Речевая разминка. Дыхательные упражнения. Ветерок. Лист бумаги нарезать узкими полосками – это дерево. Ветерок дует, а листики колышутся. День рождения. Надо представить, что перед тобой торт со свечами и задуть свечи.  Шумит   ветерок.  Ребята   произносят   звук  [С­с­с].   (Тише,   громче,   медленнее, быстрее. Артикуляционная гимнастика. Окошко. Широко открыть рот ­ "жарко", закрыть рот ­ "холодно". Чистим зубки. Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны  "почистить" поочередно нижние и верхние зубы. Месим тесто. Улыбнуться, пошлепать языком между губами ­ "пя­пя­пя­пя­пя",  покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения) Скороговорка. Осип орёт, Архип не отстаёт. Кто кого переорёт? Осип охрип, Архип осип. 2. Постановка темы и цели.  Послушайте, что сказал Лунтик. Сегодня я не пошёл гулять, что заболел. Когда я поправлюсь, туда пойду к друзьям. Верно составлены высказывания? Давайте поможем Лунтику. 22 3. Составление сложноподчинённых предложений. Соединить стрелками. Если любишь ты морковку,                                     надо спорт любить. Чтобы  сильным быть,                                             то гулять я не пойду. Если дождь идёт в саду,                                           то здоровым будешь, ловким. Если любишь ты морковку, то здоровым будешь, ловким. Чтобы  сильным быть, надо спорт любить. Если дождь идёт в саду, то гулять я не пойду. 4. Игра « Как, зачем и почему». Продолжить. Мама сказала дочке, что … Мы завтра пойдём в лес, если … Я не пошёл в школу, потому что … Дворник взял метлу, чтобы… Я заболел, поэтому … Так как кошка мяукала, то… 5. Составление текста с использованием сложноподчинённых предложений. Работа в группах.  Необычная история. Это было__________________________, когда__________________________.  Приснилось __________________________, будто ______________. Так  _______________, что _____________________________. ___________________ сказал, что ________________________________. 6. Итог: в речи есть сложные предложения, которые состоят из двух и более  частей. 7  .   Предлог в предложении. Цель: учить детей составлять распространенные предложения с использованием предлогов. 1.Речевая разминка. Дыхательные упражнения. Сказать на одном выдохе: 23 ­Кра!­ Кричит ворона.­ Кража! Караул! Грабёж! Пропажа! Артикуляционная гимнастика. Маляр. Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить  ("покрасить") нёбо Грибочек. Улыбнуться, поцокатъ языком, будто едешь на лошадке присосать широкий язык к нёбу.  Киска. Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы Разговорчивая рыбка. Втянуть щёки, вытянув губы вперёд. Губами имитировать  движения открывающегося рта рыбы. Скороговорка. Бык­тупогуб, тупогубенький бычок.  У быка была губа, была тупа  2.Постановка темы и цели. Сегодня мы будем продолжать знакомство с предложением и узнаем о роли маленьких слов. Повторим. Закончите хором. Наша речь состоит из............................  Предложение состоит из.................................  3. Наблюдение за функцией предлога в речи. Вы принесли красивые игрушки. Возьмите их в руки. А теперь сделайте то, что я прошу.  Положите свою игрушку ____парту. Не знаете, куда положить, потому что  потеряно маленькое, но очень важное слово. Какое?  Положите игрушку на парту. Где лежит ваша игрушка?  Положите игрушку под парту. Посмотрите, как изменилось место нахождения  вашей игрушки?   … Какое слово так подействовало? За, перед, на, в – это предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении. 4.Составление предложений с использованием предлогов. Составление предложений с использованием предлогов по сюжетной картине. 24 «Какая команда соберёт больше грибов?» «Гриб» срезан только тогда, когда команда смогла составить предложение с  выбранным предлогом. в к по д о из 5. Дополнение предложения предлогами. Миша строит дом кубиков. Кошка лежит корзине. Щенок спрятался крыльцом. Человек пошёл калитку. 6. Исправь ошибку. Маша с мамой идут на кино. Вышел с автобуса. Пришёл со школы. 7. Итог: предлоги служат для связи слов в предложении. 8.Текст. Цель: обучение детей построению связного высказывания, знакомство с  отличительными особенностями текста, введение понятий «заглавие», «главная  мысль». 1. Речевая разминка. Дыхательные упражнения. Снежинки.   Положить кусочек ваты на ладонь – это снежинка, а затем сдувать её. Вдох спокойный через нос, выдох длительный, плавный, только через рот. День рождения.  Надо представить, что перед тобой торт со свечами и задуть свечи.  Заводная   кукла.   Имитируя   движения   рук   куклы,   делать   короткие   выдохи   и вдохи.  Сказать на одном выдохе: ­Кра!­ Кричит ворона.­ Кража! Караул! 25 Грабёж! Пропажа! Вор прокрался Утром рано! Грош украл он Из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую Коробку! Артикуляционная гимнастика. Качели. Открыть рот и остреньким язычком потянуться сначала  к носу, а потом опять к подбородку. Так качаются качели. Часики.   Приоткрыть   рот,   губы   растянуть   в   улыбке   и   кончиком   языка попеременно тянуться им в разные уголки рта, изображая маятник часов. Чашечка.  Открыть широко рот  и показать  язычком чашечку. Зубная   щётка.   Рот   не   открывать   и   круговыми   движениями   языка   провести между губами и зубами, подражая зубной щётке. Сладкое   варенье.   Рот   открыть.   Язычком   облизать   верхнюю   и   нижнюю   губу, представляя, что ты облизываешь  варенье с губ. Скороговорка.  На Ерему напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма. 2. Постановка темы и цели. Какой из предложенных вариантов является текстом. Почему? Соединить  стрелочкой. ТЕКСТ В саду рос пышный куст калины.                       Они горькие.  На ветках красные ягоды.                                    В саду рос пышный куст калины. Они горькие.                                                          На ветках красные ягоды. 3. Обнаружение отличительных  особенностей текста на основе сравнения результатов. Учитель пишет какое­либо предложение на листе бумаги и загибает листок так, чтобы не было видно написанного и передаёт ученику (для экономии времени лучше   на   каждый   ряд   по   листу).   Теперь   ученик   пишет   на   листе   своё предложение,   загибает   лист   и   передаёт   другому.   Последний   читает   то,   что получилось. 26 Дети приходят к выводу, что текст имеет следующие признаки: наличие группы  предложений, объединённых общим предметом речи (темой) и основной мыслью (идеей), развитие мысли от предложения к предложению, определённая  последовательность предложения, определяемая мыслью, наличие заглавия  ( заголовок) как отражение его темы или основной мысли. 4. Восстановление логической последовательности предложений текста. Малыши гагар. Их сразу ведут к воде.   Через месяц они могут и рыбу ловить.  Малыши кидаются в воду и плывут. В гнезде появились два птенца гагар. 5. Введение понятий ««заглавие», «главная мысль». Соотнести заглавие текстов с самими текстами. Почему так? Заголовок – это своеобразная «входная дверь»текста. Заголовок как бы  «приоткрывает дверь» в содержание текста. Заголовок рождает догадку о том,  что будет дальше, вызывает различные вопросы. Один и тот же текст может  иметь несколько заголовков, т.е. названий. Заголовок – окошко для взгляда вперёд. Посмотри и подумай: что тебя ждёт? Заголовок – это не просто слова: Эти слова всему голова. Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему он учит, с какой  целью написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из  предложений текста. Но чаще её надо « найти» и сформулировать. В каждом тексте, в каждом рассказе, В сказке и песне, даже Во фразе – Ты только вдумайся, Только всмотрись – Кроется самая главная мысль. 6.Эстафета – рассказ. Учащиеся   должны  составить   коллективный   рассказ.  Тема  определяется   либо учениками, либо учителем. Каждый ученик имеет право дополнить только одно – два слова к написанному. 27 7.   Итог:  текст   имеет   следующие   признаки:   наличие   группы   предложений, объединённых   общим   предметом   речи   (темой)   и   основной   мыслью   (идеей), развитие   мысли   от   предложения   к   предложению,   определённая последовательность предложения, определяемая    мыслью,     наличие заглавия (заголовок) как отражение его темы или основной мысли. 9.Слово. Цель: дать общее представление о слове как единице речи, 1. Речевая разминка. Дыхательные упражнения. Птенцы. Отработка речевого дыхания в сочетании с плавным движением рук вверх – вниз. Представьте, что мы с вами птенцы. Мы будем учиться летать. Взмахнём крыльями и одновременно прочитаем три слога на одном вдохе, а последний ­ на одном выдохе, крылья опустим. та – та – та ­ та то – то – то – то  ту – ту – ту – ту  Сказать на одном выдохе: ­Кра!­ Кричит ворона.­ Кража! Караул! Грабёж! Пропажа! Вор прокрался Утром рано! Грош украл он Из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую Коробку! ­Стой, ворона, Не кричи. Не кричи ты, Помолчи. Жить не можешь 28 Без обмана – У тебя ведь  Нет кармана. Артикуляционная гимнастика. Поймаем мышку. Губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести "а­а" и прикусить  широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).                                   Лошадка. Вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокатъ "узким" языком (как  цокают копытами лошадки).                                                                             Пароход гудит. Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое  "ы­ы­ы..." Скороговорка. Сразу сорок шесть мышат По утрам с утра шуршат: Сорок шустрых шалунишек И шесть скромных коротышек. 2. Постановка темы и цели.  ­ Какие формы речи знаем? ­ Из чего состоит речь? ­ Из чего состоит предложение? ­ Что такое слово? 3. Формирование понятия «слово». ­ Посмотрите, перед вами волшебный огород. Что на нём выросло? Как назвать  их одним словом? (Овощи).  Сейчас мы будем собирать урожай. Мы называли овощи, а собрали… (слова). Значит, когда мы что­то называем, то произносим слово. Слово – значащая смысловая единица. Оно должно, что­то обозначать,  выражать.  ­ Придумайте новое слово? Например, название овоща. ­ Трудно? Почему? Так что придумать новое слово непохожее на другие, практически невозможно.  Их в мире единицы. Например, слово «кодак». Сочинил это слово Джордж  Истмен, конструктор фотоаппаратов. Слово не может быть «без роду, без  племени». Новые слова рождаются из уже имеющихся в языке слов.   4.Игра «Слово или не слово». Учитель показывает карточку, на которой написано слово или набор слогов,  если дети видят слово, то они хлопают в ладоши, «ловят слово». Прыва, поле, сарак, майка, поёт, рисет, шесть, муль, молодцы. 29

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"

Программа "Язык и речь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2018