Программа "Юный журналист" в начальной школе
Оценка 5

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
04.04.2017
Программа "Юный журналист" в начальной школе
Программа предназначена для детей начальных классов. Расписано по датам, для малокомплектной школы с интересными и полезными темами. Много теории, а также практики для детей в доступной форме. Программа уже в работе, дети активно посещают кружок "Юный журналист", пишем статьи и выпускаем газету "Школьный вестник"
программа ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ.docx
Государственное казенное общеобразовательное  учреждениеЯмало­ненецкого автономного округа  «Окружная санаторно­лесная школа» «Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол ____ от ________ «Утверждено» приказом директора _______ от _______ Директор школы ___________  Л.С. Филиппова Рабочая программа «Юный журналист» Возраст 7 – 12 лет Срок реализации программы – 1 год Составитель программы: Педагог – организатор  I квалификационной категории Браташ Юлия Геннадьевна 1 г. Салехард, 2015 — 2016 уч. год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа«Юный   журналист»   разработана   в   соответствии   с   требованиями федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования.  Актуальность  данной программы состоит в том, что одной из  важнейших задач образования   в   современном   мире   становится   развитие   у   учащихся   навыков   общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. Всвязи со стремительным изменением и развитием   информационной   структуры   общества   требуется   новый   подход   к   формам работы   с   детьми.   Активно   начали   развиваться   средства   информации:   глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Современные информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и   осознания   себя   в   нём,   а   не   просто   средством   для   получения   удовольствия   от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Необходимо   одновременно   помогать   юным   журналистам   в   анализе   и   понимании устного   и   печатного   слова,   содействовать   тому,   чтобы   они   сами   могли   рассказать   о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два  аспекта  теснейшим  образом  связаны  и  дополняют  друг  друга в  программе  «Юный журналист». Даная  программа нацелена  на совершенствование  основных видов  речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Цель программы Создание условий для формирования и развития у  обучающихся:   интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики; интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание); умения самостоятельно приобретать и применять знания; творческого мышления, познавательной активности; способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля; коммуникативных навыков.           Занятия     в   кружке   помогут     обучающимся   познакомиться   с   журналистикой   как профессией и областью литературного творчества. Задачи программы Развивающие: ­ развитие образного и логического мышления; ­ развитие творческих способностей подростков; ­ развитие умения устного и письменного выступления. Обучающие: ­ формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля; ­ овладение основными навыками журналистского мастерства. Воспитывающие: ­ формирование эстетического вкуса, как ориентира в самостоятельном восприятии  искусства; ­ формирование нравственных основ личности будущего журналиста. Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как  профессии, являются  2     желание овладеть навыками работы юного корреспондента;  активная позиция во время занятий;  выполнение творческих заданий; участие в ролевых играх, устных журналах, пресс­конференциях, семинарах,  творческих конкурсах. Программа   предусматривает   интенсивное   обучение   основам   журналистики   через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка. Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки,   полученные   во   время   обучения,   основам   журналистского   мастерства,   включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. Формы занятия, предусмотренные программой: свободная творческая дискуссия; ролевые игры; выполнение творческих заданий; активные методы формирования системы общения; 1. 2. 3. 4. 5. практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе). Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что­то   новое,   обогащая   свой   словарный   запас,   постигая   лексическое   многообразие   и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи.  Особенности возрастной группы детей Данная программа ориентирована на обучающихся начальных классов. Количество   обучающихся   в   учебной   группе   не   должно   превышать   15   человек. Программа   направлена   на   удовлетворение   специфических   познавательных   интересов, способствующих их разностороннему личностному развитию. Занятия  в кружке помогут  обучающимся оценить свой творческий потенциал. Технологии,   используемые   в   системе   занятий   по   программе   «Юный   журналист», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть обще  учебными  и  специальными  навыками,  позволяющими  успешно осваивать программу старшей школы. Принципы программы  Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;  Предоставление самостоятельности и опора на инициативу;  Учет интересов ребенка;  Режим занятий Предлагаемая программареализуется в рамках внеурочной деятельности. В учебном  Содружество и сотворчество детей. плане на эту программу отводится 2 часа в неделю с активистами школы,на 1  годрассчитано: 68 часов. 3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. (68 часов) ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ЧАС). Цель:Создание благоприятной психологической атмосферы, условий для самораскрытия,  установление контакта между детьми. Задачи:   знакомство с участниками кружка способствовать психологическому раскрепощению участников в группе. Занятие № 1 Знакомство с программой, решение организационных вопросов, техника безопасности. ТЕМА 2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ (1 ЧАС). Цель:Дать возможность рассмотреть журналы и газеты нашего города и из других школ. Занятие № 1 Формирование представлений о профессии журналиста. ТЕМА 3. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ (2 ЧАСА). Цель:Познакомить детей с функциями журналиста Функции:  ­ информационная; ­ коммуникативная; ­ выражение мнений определенных групп; ­ формирование общественного мнения. Занятие № 1 Журналист как представитель определенного слоя общества. Занятие № 2 Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. ТЕМА 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ (1 ЧАС). Цель:Познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного  творчества, развить творческие способности подростков. Требования к журналисту: ­ компетентность; ­ объективность; ­ соблюдение профессиональных и этических норм; ­ глубокие знания в области литературы, философии и др.; ­ владение литературным языком. ТЕМА 5. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (3 ЧАСА). 4 Цель:Рассказ об истории российской журналистики   Открытие творческого потенциала учащихся. Развитие школьной газеты. Занятие № 1 Журналистика XVIII века.                          Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля»,                           «Живописец».      Занятие № 2 Журналистика  XIX века.                          Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин –                           публицист: «Путешествие из Москвы в Петербург». Журналы                           «Современник», «Отечественные записки». Занятие № 3 Журналистика   XX века.                          В.И.Гиляровский – репортер и публицист. Истоки                           нравственных основ журналистской этики. Развитие жанра                           фельетона – И.Ильф, Е.Петров.     Задание. Написать репортаж «Мой поселок»; подготовить сообщения об особенностях  стиля журналистов и писателей прошлого. Дискуссия о профессиональной этике  журналиста  ТЕМА 6. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ (2 ЧАСА). Цель:Познакомить детей с понятием ­ жанр Занятие № 1 Жанры журналистики и их особенности.     Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности  материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность,  заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции. Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог,  интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета. Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические,  обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность  аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.     Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный,  рецензирующий прессу. Занятие № 2 Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное  восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров:  картинное описание какого­либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.    Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой  повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа.    Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. 5 ТЕМА 7. ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ (2 ЧАСА). Цель:Объяснить детям, каким языком должен владеть журналист Занятие № 1    Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Слова иноязычного  происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.  Занятие № 2    Профессиональная лексика, диалектизмы, современные сленг.     Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы.    Задание. Подготовить рассказ «Об этом слове хочется рассказать». Доклад «Пословицы  и поговорки. Их использование в журналистике». ТЕМА 8­9. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В  ТЕКСТЕ (4 ЧАСА). Цель:Показать роль стилистических фигур речив текстах художественного стиля. Занятие № 1 Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Занятие № 2 Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием  кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и  бессоюзие. Задание. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических  фигур, определить их роль в тексте. Написать зарисовку, используя определенные  стилистические фигуры. ТЕМА 10. КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА (2 ЧАСА). Цель:Научиться находить вгазетных и журнальных публикаций примеры повествования,  описания и рассуждения. Занятие № 1   Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.    Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная  хронология. Прямая хронология с отступлениями.    Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение  объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.     Основные структурные связи в рассуждении.    Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к  абстрактному.       Задание.  Найдите   в   газетных   и   журнальных   публикациях   примеры   повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения. ТЕМА 11. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА (1 ЧАС). Цель:Развивать речь, мышление, воображение, умения пользоваться общественно­ политической лексикой, средствами публицистического стиля, развивать  коммуникативные способности. Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли). Занятие № 1Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в  произведении; знакомство с различными видами заголовков. 6 Задание. Лингвистический эксперимент (работа с заглавиями текстов, замена,  обоснование). ТЕМА 12. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ: ОТЧЕТ, РЕПОРТАЖ, ИНТЕРВЬЮ,  ЗАМЕТКА (2 ЧАСА). Цель:Создание заметки, как брать интервью Занятие № 1Основные требования к информативной публицистике: оперативность,  правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность,  выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места,  времени, обстоятельств). Занятие № 2Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка,  информация­объявление (программа, афиша)    Задание. Создание и презентация текста определенного жанра. ТЕМА 13. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ: СТАТЬЯ, ОБОЗРЕНИЕ, ОТЗЫВ, РЕЦЕНЗИЯ (2 ЧАСА). Цель:Познакомить детей с понятиями статья, обозрение. Отзыв, рецензии Занятие № 1Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении,  выявить, исследовать его корни, показать его сущность. Занятие № 2Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья,  обозрение, отзыв, рецензия).    Задание. Взаиморецензирование черновых вариантов статьи, рецензии. Конкурс на  лучший отзыв. ТЕМА 14. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ: СЛОВО, ОЧЕРК, ЭССЕ, ФЕЛЬЕТОН (2  ЧАСА). Цель: Познакомить детей с понятиями слово, очерк, эссе.фельетон Занятие № 1Основные функции произведений художественно­публицистических жанров: ­ информационная; ­ эстетическая; ­ экспрессивная; ­ просветительская. Занятие № 2Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.    Задание. Знакомство с письмами выдающихся людей. Выразительное чтение писем.  Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями  очерка, анализ текстов­образцов; презентация портретного очерка, создание чернового  варианта эссе или фельетона. ТЕМА 15. КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ  ЖАНРАХ (2 ЧАСА). Цель:Проверить, как дети поняли пройденный материал Занятие № 1Конкурс сочинений на свободную тему. Необходимый критерий – выбор  одного из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и  особенностей.  Занятие № 2Презентация собственного. Выставка работ. Награждение лучших в отдельных номинациях. 7 ТЕМА 16. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА (3 ЧАСА). Цель: Научиться работатьс техническими средствами Занятие № 1Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними  (фотоаппарат, видеокамера, компьютер). Занятие № 2Фотографирование. Роль фотографий в газете.  «Портрет», «пейзаж»,  «композиция» Занятие № 3Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности  компьютерных программ MSWORD, MSPUBLISHER).    Фотоконкурс.    Задание. Фотографирование живых объектов. Просмотр и обсуждение работ.  Оформление фотовыставок, фоторепортажей. ТЕМА 17. ГАЗЕТНЫЙ ЯЗЫК И АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК (2 ЧАСА). Цель:Научить будущих журналистов правильному общению, умению расположить  собеседника к беседе Занятие № 1Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк. ТЕМА 18. ЭТИКА И МОРАЛЬ. ПОСТУПОК И МОТИВ.  ПЛАГИАТ (2 ЧАСА). Цель:Развитие норм человеческого поведения в процессе развития общества. Занятие № 1Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике. Плагиат.  Занятие № 2Составление понятийного словаря. ТЕМА 19. ЭСТЕТИКА (1 ЧАС). Цель: Формирование представления о предмете и методе эстетическойнауки Занятие № 1Эстетика как философская категория.   ТЕМА 20. ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА (2 ЧАСА). Цель: Является развитие личности подростков, их творческих способностей, навыка  устных и письменных публицистических выступлений, формирование гражданской позиции учащихся, допрофессиональная подготовка юных корреспондентов. Занятие№ 1Медиаобразование. Организация работы редколлегии. Планирование.  Техническое обеспечение. ТЕМА 21. МИССИЯ И НАЗВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ (1 ЧАС). Цель: Продумать и выбрать название газеты Занятие№ 1Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может  достичь? Выбор названия. ТЕМА 22. ЧИТАТЕЛЬ И ЕГО ИНТЕРЕСЫ (1 ЧАС). Цель: Повысить качество знаний учащихся по литературному чтению и  читательскогоинтереса. Занятие№ 1Кто будет читателем школьной газеты и что он ждет от нее? Методы  выявления читательских запросов и предпочтений. Анкета.    Задание. Провести анкетирование. 8 ТЕМА 23. КАК И О ЧЕМ ПИСАТЬ ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ? (2 ЧАСА). Цель: Создать живую, активно работающую информационную среду через издание  школьнойгазеты Занятие№ 1Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой».  Занятие№ 2Правило перевернутой пирамиды. Юмореска.  ТЕМА 24. ТЕМЫ, РУБРИКИ, ПОЛОСЫ (3 ЧАСА). Цель: Научиться составлять эскизы первой страницы газеты Занятие№ 1  «Гвоздевой» материал.  Занятие№ 2Правила расположение новостей, обзоров, интервью и пр. Рубрики. Занятие№  3Полосы. Первая полоса.  Задание. Составить эскиз первой страницы газеты. ТЕМА 25. ВЗРОСЛЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ (2 ЧАСА). Цель:Объяснить правила работы журналиста Занятие№ 1 Правила:  ­ точность и проверка информации; ­ честность и достоверность; ­ ссылка на источник; ­ разделение фактов и мнений; ­ краткость и ясность. Занятие№ 2  Способы предупреждения фактических ошибок: ­ проверять и перепроверять информацию, особенно цифры, даты, имена и фамилии,  географические названия; ­ использовать метод прямого наблюдения, присутствовать на месте события; ­ если допущена ошибка, дать исправление или опровержение в последующих номерах  газеты. ТЕМА 26. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ (1 ЧАС). Цель:Изучить требования к информации, как правильно построить текст, проверить  ошибки. Занятие№ 1   Достоверность. Краткость, ясность. Правильное построение текста,  отсутствие орфографических, лексических, пунктуационных и стилистических ошибок.  Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.  ТЕМА 27. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ( 1 ЧАС). Цель: Научиться подбирать нужные источники для информации  Занятие№ 1 Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет­источники (обязательное правило  – указание интернет­ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила  оформления. ТЕМА 28. КАК ПРИДУМЫВАТЬ ЗАГОЛОВКИ И ПИСАТЬ ЛИДЫ? Цель: Познакомить с понятием лид, попробовать написать лид. Занятие№ 1  (2 ЧАСА). 9 Объем заголовков, их стилистика. Констатирующие заголовки. Образные заголовки. Лид.  Функции лида: ­ информировать читателя с минимальной потерей времени; ­ акцентировать внимание на самом главном в информации с точки зрения журналиста. Занятие№ 2 Задание. Написать лид и придумать 5 заголовков. ТЕМА 29. КАК ВЕСТИ ИНТЕРВЬЮ (2 ЧАСА). Цель:Познакомить с правилами ведения интервью. Занятие№ 1 16 основных правил ведения интервью. Занятие№ 2 Задание. Взять интервью.  ТЕМА 30. ПЛАНИРОВАНИЕ ШАГ ЗА ШАГОМ (4 ЧАСА). Цель: Научиться планировать работу с газетой Занятие№ 1 Этапы выпуска номера газеты: 1. планирование номера газеты (планерка); 2. сбор информации; Занятие № 2 1. подготовка материалов, рубрик, полос; 2. подбор иллюстраций; Занятие № 3 1. макетирование и верстка номера; 2. редактирование и вычитка, подписание номера; Занятие № 4 1. обсуждение номера на летучке.    Время каждого этапа определяется в зависимости от периодичности выхода газеты. ТЕМА 31. СТРУКТУРА ШКОЛЬНОЙ РЕДАКЦИИ  (2 ЧАСА). Цель: Показать как правильно построить структуру школьной газеты Занятие№ 1 Редактор, его функции и обязанности. Редактор темы, рубрики. Занятие№ 2 Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик (дизайнер).  ТЕМА 32. ПОДБОР И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В  ГАЗЕТЕ (2 ЧАСА). Цель: Формирование ответственности за порученное дело; Занятие№ 1 Занимательный материал, используемый в газетах: загадки, кроссворды, сканворды,  чайнворды, ребусы головоломки, картинки на наблюдательность и внимание, викторины,  логические задачи. Анаграммы и др. Занятие№ 2 Алгоритм подбора занимательного материала в газету: 1. определить объем юмористической страницы (количество статей); 2. определить тему рубрики, используемые жанры, подобрать занимательный  материал, статьи; 10 3. сделать макет страницы (художественное оформление, заголовки, расположение  материалов, обязательно указать сроки и адреса, куда посылать ответы на  сканворды, викторины и т.д.); 4. сдать готовую страницу редактору; 5. в следующем номере опубликовать имена победителей, ответы на сканворды,  викторины и др. ТЕМА 33. ДИЗАЙН ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ (3 ЧАСА). Цель:Сформировать представление о процессе выпуска газеты, его взаимосвязях с  процессами планирования, написания и редактирования материалов, предоставить ряд  практических рекомендаций по оформлению издания. Занятие№   1Анализ   материалов   периодической   печати.   Иллюстративное   оформление газеты. Изучение шрифта. Роль фотографий в газете. План создания газеты  Классический   дизайн   газеты.   Просмотр   газет   с   классическим   дизайном,   выявление особенностей, основных черт. Современный дизайн газет. Просмотр газет с современным дизайном, модернистским дизайном. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов. Занятие№ 2Выбор шрифта для определённого по содержанию текста.  Самостоятельный выбор шрифта и оформление плаката.  Занятие№ 3Дизайн школьной газеты. Особенности оформления газеты к празднику. ТЕМА 34. ИНТЕРНЕТ­ЖУРНАЛИСТИКА (2 ЧАСА). Цель:Исследование становления и развития интернет-журналистики в системе СМИ Занятие№   1Компьютер   как   средство   работы   с   информацией.   Использование   ПК   в журналистике. Знакомство с ПК. Набор текста и сохранения материала.  Печатание материала, выведение материалов на принтер.  Школьный Интернет – сайт. Занятие№ 2Работа на ПК  Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор материала. Печатание текста Выбор дизайна работы Редактирование проекта Просмотр работ. Обсуждение подготовленных проектов. ТЕМА 35. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЖУРНАЛИСТ – ОКО  НАРОДНОЕ» (2 ЧАСА). Цель:Формирование интереса к журналистике Занятие№ 1 Деловая игра «Журналист – око народное». Приглашение на занятие всех желающих. Выставка наиболее интересных материалов и проектов.  Занятие№ 2Выпуск газеты с отчётом работы кружка «Юный журналист». № П/П I II УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ» НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ КОЛ­ВО ЧАСОВ В ТОМ ЧИСЛЕ ТЕРОРИЯ ПРАКТИКА ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ 1 1 ­ 1 1 ­ 11 III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ  ЖУРНАЛИСТИКИ ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ  ЖУРНАЛИСТИКИ ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В  ТЕКСТЕ. КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ  РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО  ЯЗЫКА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ:  ОТЧЕТ, РЕПОРТАЖ, ИНТЕРВЬЮ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ:  СТАТЬЯ, ОБОЗРЕНИЕ, ОТЗЫВ,  РЕЦЕНЗИЯ  ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ:  СЛОВО, ОЧЕРК, ЭССЕ, ФЕЛЬЕТОН КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ В  РАЗЛИЧНЫХ  ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРАХ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА  ЖУРНАЛИСТА  ГАЗЕТНЫЙ ЯЗЫК И АВТОРСКИЙ  ПОЧЕРК XVIII ЭТИКА И МОРАЛЬ. ПОСТУПОК И  МОТИВ. ПЛАГИАТ ЭСТЕТИКА XIX XX ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА XXI МИССИЯ И НАЗВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ  ГАЗЕТЫ XXII ЧИТАТЕЛЬ И ЕГО ИНТЕРЕСЫ XXIII КАК И О ЧЕМ ПИСАТЬ ДЛЯ  ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ? XXIV ТЕМЫ, РУБРИКИ, ПОЛОСЫ XXV ВЗРОСЛЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ЮНЫХ  ЖУРНАЛИСТОВ ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ XXVI XXVII ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ XXVII КАК ПРИДУМЫВАТЬ ЗАГОЛОВКИ И ПИСАТЬ ЛИДЫ? I XXIX КАК ВЕСТИ ИТЕРВЬЮ XXX XXXI СТРУКТУРА ШКОЛЬНОЙ  ПЛАНИРОВАНИЕ ШАГ ЗА ШАГОМ РЕДАКЦИИ 2  1  3  2  2  2  2 2  1  2 2 2 2 3 2 2 1 2 1 1 2 3 2 1 1 2 2 4 2 2 ­ 1 1 1 1 1 1 ­ 1 1 1 ­ 1 1 1 1 1 1 ­ ­ 2 1 1 1 1 1 2 1 ­ 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 ­ 1 ­ 1 2 1 1 ­ ­ 1 1 2 1 12 XXXII ПОДБОР И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В  ГАЗЕТЕ ДИЗАЙН ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ XXXII I XXXIV ИНТЕРНЕТ ­ ЖУРНАЛИСТИКА XXXV ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. ДЕЛОВАЯ  ИГРА «ЖУРНАЛИСТ – ОКО  НАРОДНОЕ» ИТОГО:  2 3 2 2 ­ 1 ­ ­ 67 29 2 2 2 2 38 13 № П/П I 1. II 1. III 1. 2. IV 1. V 1. 2. 3. VI 1. 2. VII 1. 2. VIII 1. 2. IX 1. 2. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ» НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ КОЛ­ВО ЧАСОВ ДАТА ПРОВЕДЕНИ Я ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Знакомство с программой, решение организационных вопросов, техника безопасности. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ Формирование представлений о профессии  журналиста ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ Журналист, как представитель определённого слоя  общества Факт, как объект интереса журналиста и основной  материал в его работе ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ Обсуждения, ролевые игры ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ Журналистика XVIII века Журналистика XIX века Журналистика XX века ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ Изучение терминов: жанры, заметка, интервью… Изучение терминов: репортаж, очерк… Ролевая игра «Журналист» ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность  слова. Слова иноязычного происхождения,  старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы,  современный сленг. Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ. Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение,  метонимия, гипербола, ирония. Найти в газетных и журнальных публикациях  примеры тропов и стилистических фигур,  определить их роль в тексте. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ТЕКСТЕ. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора,  антитеза, градация, эллипсис, прием кольца,  умолчание, риторическое обращение, риторический  вопрос, многосоюзие и бессоюзие. Написать зарисовку, используя определенные  стилистические фигуры. 1  1 1 1 2  1 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 02.09. 07.09. 09.09. 14.09. 16.09. 21.09. 23.09. 28.09. 30.09. 05.10. 07.10. 12.10. 14.10 19.10 21.10 26.10 14 X 1. 2. XI 1. XII 1. 2. XIII 1. 2. XIV 1. 2. XV 1. 2. XVI 1. 2. 3. XVII КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА Основные типы построения текстов: повествование,  описание, рассуждение. Найдите в газетных и журнальных публикациях  примеры повествования, описания, рассуждения.  Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое  происшествие», используя разные типы построения ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУССКОГО  ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Анализ выразительных средств языка  публицистических произведений (выделение в  тексте, определение их роли) ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ: ОТЧЕТ,  РЕПОРТАЖ, ИНТЕРВЬЮ Основные требования к информативной  публицистике: оперативность. Правдивость, полнота  отражения явлений современной жизни,  актуальность, доступность, выразительность,  фактологичность. Создание и презентация текста определенного жанра АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ: СТАТЬЯ,  ОБОЗРЕНИЕ, ОТЗЫВ, РЕЦЕНЗИЯ Назначение произведений аналитических жанров –  сообщить о явлении, выявить исследовать его корни,  показать его сущность Взаиморецензирование черновых вариантов статьи,  рецензии ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ: СЛОВО, ОЧЕРК,  ЭССЕ, ФЕЛЬЕТОН Основные функции произведений художественно –  публицистических жанров: информационная,  эстетическая, экспрессивная, просветительская. Знакомство с письмами выдающихся людей.  Выразительное чтение писем. КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ  ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРАХ Конкурс сочинений на свободную тему Выставка работ. Награждение лучших в отдельных  номинациях. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА Знакомство с техническими средствами и приемами  работы с ними (Фотоаппарат, видеокамера,  компьютер) Фотографирование. Роль фотографий в газете.  «Портрет», «Пейзаж», «Композиция» Фотографирование живых объектов. Просмотр и  обсуждение работ. Оформление фотовыставок,  фоторепортажей. ГАЗЕТНЫЙ ЯЗЫК И АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК 2 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 3 1 1 1 2 28.10 02.11. 05.11. 09.11. 11.11. 16.11. 18.11. 23.11 25.11 30.11 03.12 07.12 09.12. 14.12 15 1. 2. Особенности газетного языка.  Что такое авторский почерк. XVIII ЭТИКА И МОРАЛЬ. ПОСТУПОК И МОТИВ.  1. ПЛАГИАТ Знакомство с философскими понятиями, их место в  журналистике. Плагиат.  Составление понятийного словаря ЭСТЕТИКА Эстетика  как философская категория 2. XIX 1. XX ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА 1. Медиаобразование. Организация работы  редколлегии. Планирование. Техническое обеспечение. 2. XXI МИССИЯ И НАЗВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ 1. Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого  выходит? Каких целей может достичь? Выбор  названия. ЧИТАТЕЛЬ И ЕГО ИНТЕРЕСЫ Кто будет читателем школьной газеты и что он ждет  от нее? Методы выявления читательских запросови  предпочтений. Анкета.  XXII 1. XXIII КАК И О ЧЕМ ПИСАТЬ ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ  ГАЗЕТЫ? Жанровые формы. Заметка. Структура заметки.  «Новость одной строкой» Правило перевернутой пирамиды. Юмореска.   1. 2. XXIV ТЕМЫ, РУБРИКИ, ПОЛОСЫ 1. 2. 3. XXV 1. 2. XXVI 1. «Гвоздевой» материал. Правила расположения  новостей, обзоров, интервью и пр. Рубрики. Полосы. Первая полоса. Составить эскиз первой страницы газеты ВЗРОСЛЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ЮНЫХ  ЖУРНАЛИСТОВ Правила . Способы предупреждения фактических ошибок. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ Достоверность. Краткость, ясность. Правильное  построение текста, отсутствие орфографических,  лексических, пунктуационных и стилистических  ошибок XXVII ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 1. XXVII I 1. 2. Очевидцы событий. Литературные источники.  Интернет ­ источники КАК ПРИДУМЫВАТЬ ЗАГОЛОВКИ И ПИСАТЬ  ЛИДЫ? Объем заголовков, их стилистика. Констатирующие  заголовки. Образные заголовки. Написать лид и придумать 5 заголовок. 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 16.12 21.12 23.12 28.12 11.01 13.01 18.01 20.01 25.01 27.01 01.02 03.02 08.02 10.02 15.02 17.02 22.02 24.02 29.02 02.03 16 XXIX КАК ВЕСТИ ИТЕРВЬЮ 1. 2. XXX 1. 2. 3. 4. 16 основных правил ведения интервью. Взять интервью ПЛАНИРОВАНИЕ ШАГ ЗА ШАГОМ Планирование номера газеты. Сбор информации. Подготовка материалов, рубрик, полос. Подбор иллюстраций. Макетирование и верстка  номера. Редактирование и вычитка, подписание номера.  Обсуждение номера на летучке. XXXI СТРУКТУРА ШКОЛЬНОЙ РЕДАКЦИИ 1. 2. Редактор, его функции и обязанности. Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик  (дизайнер) XXXII ПОДБОР И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ГАЗЕТЕ Занимательный материал, используемый в газетах:  загадки. Кроссворды, сканворды и др. Алгоритм подбора занимательного материала в  газету. ДИЗАЙН ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ 1. 2. XXXII I 1. 2. 3. Анализ материалов периодической газеты. Классический дизайн газеты. Современный дизайн  газеты. Черты различных дизайнов. Особенности оформления газеты к празднику. XXXIV ИНТЕРНЕТ ­ ЖУРНАЛИСТИКА 1. 2. Компьютер, как средство работы с информацией.  Использование ПК в журналистике. Знакомство с  ПК. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор  материала. Печатание текста. XXXV ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. ДЕЛОВАЯ ИГРА  1. 2. «ЖУРНАЛИСТ – ОКО НАРОДНОЕ» Деловая игра «Журналист – око народное» Выпуск газеты с отчетом работы кружка «Юный  журналист». 2 1 1 4 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 3 1 1 1 2 1 1 2 1 1 07.03 10.03 14.03 16.03 21.03 23.03 28.03 30.03 04.04. 06.04 11.04 13.04 18.04 20.04 25.04 27.04 03.05 17 Предполагаемые результаты реализации программы за курс знания:     и умения:     из истории журналистики; о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста; о деятельности журналиста и других профессий, связанных  с журналистикой, о  выдающихся журналистах; о законе о СМИ. создавать сочинения разных жанров; соблюдать   языковые   нормы   (орфографические,   орфоэпические,   лексические, грамматические,   стилистические,   пунктуационные)   в   устных     и   письменных высказываниях; работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием  ИКТ; участвовать в дискуссии, пресс­конференции. Виды деятельности обучающихся:    теоретические занятия; творческий практикум (сочинения разных жанров); работа   с   прессой   (обзор,   анализ,   рецензирование,   сбор   материала, редактирование, исследование); работа   со   справочной   литературой   (словарями, указателями  и каталогами, энциклопедиями и т.п.); анкетирование; социологический опрос; участие в школьных и городских мероприятиях, конкурсах прессы; выпуск школьной газеты; посещение обучающих семинаров.   библиографическими       Конечные результаты: ­ умение построить устное и письменное сообщение; ­ умение работать в различных жанрах публицистического стиля; ­ умение общаться с отдельным человеком и аудиторией; ­ самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной газеты. 18 Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью –  овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения  задач программой используются современные методики обучения основам журналистики.  Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе  дифференцированного подхода. Литература. 1. Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. М.: Высшая школа.1987 2. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. –М.:  Просвещение. 2002 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1998 4. Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996 5. Ливанова М.В. Газета в школе. Учебно­методические материалы по организации и  выпуску школьного печатного издания. Смоленск, 2011 6. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971. 7. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996 8. Розенталь Д.Э.. Практическая стилистика русского языка. М., 1974. 9. Шкопоров Н.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М .,1990 Интернет­источники: 1. www.proshkolu.ru 2. www.testoch.com 3. www.festival.1september.ru 4. www.nsportal.ru 5. www.uroki.net 19

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе

Программа "Юный журналист" в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017