Урок № _________________________________________________________________________
Класс: 10
Тема урока: Практическая работа «Программирование алгоритмов разветвляющейся структуры»
Цели урока:
- формирование навыков решения задач на составление разветвляющихся алгоритмов с использованием блок-схем;
- формирование навыков сопоставления блок-схемы и программы, а также написания программы по блок-схеме;
- закрепление навыков формального исполнения алгоритма, набора и отладки программы, нахождения и исправления ошибок в программе.
Задачи урока:
- закрепить понятие логического выражения (условия – простого и составного), выполнение логических операций AND и OR;
- помочь учащимся в составлении математической модели поставленных задач;
- научить правильно подбирать условия для выполнения тех или иных действий;
- научить учащихся записывать алгоритм с помощью блок-схемы и языка программирования Паскаль;
- разобрать примеры решения простейших задач на использование ветвящихся алгоритмов;
- предвидеть результат выполнения алгоритма и проводить анализ полученного результата;
- продолжить формирование умений учащихся находить ошибки в программе.
Ход урока.
Учитель. На предыдущих уроках мы изучили операторы, с помощью которых научились составлять алгоритмы и решать задачи с использованием линейных алгоритмов. Сегодня мы с вами начинаем изучать операторы, которые помогают решать задачи разветвляющейся структуры. Но сначала проверим выполнение домашнего задания: вы должны были повторить, что такое разветвляющийся алгоритм, команду ветвления (запись псевдокода), условие и соответствующие определения.
Опрос проводится для повторения определений. После ответа учащихся на поставленный вопрос учителем демонстрируется слайд с правильным ответом и учащиеся делают соответствующие записи в тетрадь.
Вопросы:
Þ Что такое алгоритм ветвления? (слайд 3 )
Þ Что такое условие? (слайд 3, 15, 16, 17 )
Þ Какое условие называется простым, какое составным? (слайд 15, 16, 17)
Þ Какой геометрической фигурой обозначается условие?
Þ Какие формы разветвляющихся алгоритмов вы знаете? (слайд 4, 5 - структура )
Þ Чем отличаются названные формы?
После устного опроса учитель объявляет баллы, и учащиеся вписывают в свои карточки.
Смена динамических поз – переход за компьютеры.
Вопросы компьютерного теста:
1. Точное и понятное предписание исполнителю — ...
а) блок-схема
б) алгоритм
в) программа
г) оператор
2. Изображение алгоритма с помощью специальных блоков называется ...
а) блок-схемой
б) алгоритмом
в) программой
г) оператором
3. Алгоритм, в котором выполнение команды зависит от выполнения условий, называется ...
а) линейным
б) циклическим
в) разветвляющимся
г) вспомогательным
4. Некое логическое выражение, принимающее значение «Да» или «Нет», — это ...
а) блок
б) алгоритм
в) программа
г) условие
5. Блок условия изображается ...
а) овалом
б) прямоугольником
в) ромбом
г) параллелограммом
6. При использовании логической операции AND в условиях true получается в том случае, если...
а) все простые условия приняли значение true
б) хотя бы одно простое условие приняло значение true
в) все простые условия приняли значение false
7. При использовании логической операции OR в условиях true получается в том случае, если...
а) все простые условия приняли значение true
б) хотя бы одно простое условие приняло значение true
в) все простые условия приняли значение false
8. Записать логическое выражение на языке PASCAL:
т.M(X,Y) принадлежит 1-ой или 3-ей координатной плоскости
а) ( x>0 ) AND ( y>0 ) OR ( x<0 ) AND ( y<0 )
б) ( x>0 ) AND ( y>0 ) AND ( x<0 ) AND ( y<0 )
в) ( x>0 ) OR ( y>0 ) AND ( x<0 ) OR ( y<0 )
Критерий оценок: «5» - 8; «4» - 6-7; «3» - 4-5; «2» - меньше 4.
По окончании тестирования учащиеся записывают полученные ими оценки с свои карточки.
Выполняют работу над ошибками. Если остается время выполняют тест еще раз. Вторую оценку также вписывают в карточку через /.
Смена динамических поз – переход от компьютеров к рабочим местам
Объяснение нового материала сопровождается показом презентации. Учащиеся слушают объяснение учителя, отвечают на наводящие вопросы, конспектируют материал в свои рабочие тетради.
Þ операторы перехода по условию (полная и неполная формы) (слайд 4, 5, 6 ),
следует обратить внимание учащихся на ввод нового понятия - составной оператор begin…end;
Þ вложенная структура (слайд 7 ),
один из вариантов вложенной конструкции ветвления показан на слайде,
учащимся предлагается самим перечислить и изобразить другие варианты вложенных разветвляющихся структур.
(слайд 8, 9, 10 )
Формулируется условие задачи.
Учитель. Давайте вспомним основные этапы решения задач с помощью ЭВМ.
Учащиеся перечисляют.
Далее в зависимости от уровня обученности учащихся разбор задачи может проходить несколькими способами:
1) учитель сам объясняет каждый этап,
2) каждый этап расписывает на доске ученик с последующей проверкой через презентацию.
Перед составлением программы учащимся предлагается ответить на ряд вопросов, которые позволят выбрать правильную форму записи условного оператора:
• Какая структура ветвления используется в данном алгоритме (простая или сложная, т.е. ветвление в ветвлении)?
• Какая конструкция используется во внешнем и внутреннем ветвлении ? Какой способ записи оператора выбираем?
Учитель.
Разбирает программу (слад 10) и заполнение трассировочной таблицы для контрольного примера (слайд 12). Обращает внимание на то, что данных для контрольного примера должно быть подобрано столько, сколько “веток” в данном алгоритме. Чтобы при отладке программы отработали все ветви и были получены результаты в соответствии с контрольными.
Далее учащиеся работают по заданию, представленному на слайде 11 .
По завершении работы
- учащийся по сети сообщает учителю, что работа закончена,
- учитель проверяет и сообщает ученику баллы за выполненную работу,
- ученик вписывают полученные баллы в карточку.
Если осталось время, учащиеся выполняют задание для самостоятельной работы (слайд 13).
Указание:
при выполнении задания целесообразно использовать раздаточный материал
1.
1) Ввести a, b, c 2) Вычислить d = b2 – 4ac 3) если d<0 то вывод “корней нет” иначе если d=0 то вычислить х = вывести х иначе вычислить х1 = х2 = вывести х1, х2 все все
4) Конец
|
3. Блок – схема
|
Рефлексия: выявление ошибок в соответствии с карточкой.
Карточка учета работы на уроке
Тема ___________________________________________
Фамилия ____________________ Класс: ________
№ |
Этапы работы на уроке |
оценка / балл |
1. |
Устный опрос |
(1) |
2. |
Тестирование на компьютере |
оценка |
3. |
Заполнение трассировочной таблицы |
(2) |
4. |
Отладка программы |
(2) |
5. |
Обработка результата выполнения программы |
(1) |
7. |
Оформление отчета по решению задачи |
(2) |
6. |
Задание для самостоятельной работы |
(2) |
ИТОГО: |
|
|
ОЦЕНКА: |
|
|
Критерий оценки: «5» - 13 и выше баллов «4» - 10,11,12 баллов «3» - 7,8,9 баллов |
7. Домашнее задание.
1) Проработать выявленные ошибки.
2) Дописать ход и выводы к пр.работе.
3) Подготовиться к тесту на компьютере по теоретическому материалу.
4)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.