ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Машинно-ориентированные (низкого уровня) - каждая команда соответствует одной команде процессора (ассемблер)
Языки высокого уровня – приближены к естественному (английскому) языку, легче воспринимаются человеком, не зависят от конкретного компьютера
для обучения: Бейсик, ЛОГО, Паскаль
профессиональные: Си, Фортран, Паскаль, Делфи
для задач искусственного интеллекта: Пролог, ЛИСП
для Интернета: JavaScript, Java, Perl, PHP, ASP
4160e0b7da927872192a4af46fa8f5b3.ppt
Программирование на языке Паскаль
Программирование
на языке Паскаль
Программирование на языке Паскаль
Языки программирования
• Машинноориентированные (низкого уровня)
каждая команда соответствует одной команде
процессора (ассемблер)
• Языки высокого уровня – приближены к
естественному
легче
воспринимаются человеком, не зависят от
конкретного компьютера
(английскому)
языку,
• для обучения: Бейсик, ЛОГО, Паскаль
• профессиональные: Си, Фортран, Паскаль,
• для задач искусственного интеллекта:
Делфи
Пролог, ЛИСП
ASP
• для Интернета: JavaScript, Java, Perl, PHP,
Программирование на языке Паскаль
Структура программы
program <имя программы>;
uses crt;
const …;{константы}
var …; {переменные}
{ процедуры и функции }
begin
clrscr;
… {основная программа}
readkey;
end.
комментарии в фигурных скобках
не обрабатываются
Программирование на языке Паскаль
Основные понятия
Константа – постоянная
имеющая имя.
величина,
Переменная – изменяющаяся величина,
имеющая имя (ячейка памяти).
Процедура – вспомогательный алгоритм,
описывающий некоторые действия
(рисование окружности).
Функция – вспомогательный алгоритм
вычислений
для
(вычисление квадратного корня, sin).
выполнения
Программирование на языке Паскаль
Алфавит языка
1. Символы, используемые в идентификаторах
• латинские буквы (AZ)
заглавные и строчные буквы не различаются
• цифры
имя не может начинаться с цифры
• знак подчеркивания _
2. Разделители
• любой управляющий символ (коды от 0 до 31)
• пробел
• Комментарий – { }; * *
3. Специальные символы
• знаки пунктуации [ ],( ), { }, * *, :=, .. , #, $
• знаки операций: буквенные (not, div, or, mod) и
небуквенные (+, =, *, /, <, >, <>, <=, >=)
• зарезервированные слова (begin, end)
4. Неиспользуемые символы (буквы рус. алфавита, %, &)
Программирование на языке Паскаль
Константы
const
i2 = 45; { целое число }
pi = 3.14; { вещественное число }
целая и дробная часть отделяются точкой
qq = 'Вася'; { строка символов }
можно использовать русские буквы!
L = True; { логическая величина }
может принимать два значения:
• True (истина, "да")
• False (ложь, "нет")
Программирование на языке Паскаль
Переменные
Переменная – это величина, имеющая имя, тип и
значение. Значение переменной можно изменять
во время работы программы.
Типы переменных:
• integer
• real, longint
• char
• string
• boolean
{ целая }
{ вещественная }
{ один символ }
{ символьная строка }
{ логическая }
Объявление переменных (выделение памяти):
var a, b: integer;
Q: real;
s1, s2: string;
Программирование на языке Паскаль
Типы данных
Простые
Порядковые
Массивы
Целые
Структурированные
Вещественные
Вещественные
Логические
Указатели
Массивы
Строки
Записи
Символьный
Перечисляемый
Множества
Типдиапазон
Процедурные
Объекты
Файлы
Программирование на языке Паскаль
Изменение значений переменной
Оператор – это команда языка программирования
высокого уровня.
Оператор присваивания служит для изменения
значения переменной.
a
?
5
Пример:
program qq;
var a, b: integer;
begin
a := 5;
b := a + 2;
a := (a + 2)*(b – 3);
end.
5
b
?
7
5+2
a
28
5
7*4
Программирование на языке Паскаль
Оператор присваивания
Общая структура:
<имя переменной> := <выражение>;
Арифметическое выражение может включать
• константы
• имена переменных
• знаки арифметических операций:
+ - * / div mod
умножение
деление
• вызовы функций
• круглые скобки ( )
деление
нацело
остаток от
деления
Программирование на языке Паскаль
Какие операторы неправильные?
program qq;
var a, b: integer;
имя переменной должно
быть слева от знака :=
целая и дробная часть
отделяются точкой
нельзя записывать
вещественное значение в
целую переменную
x, y: real;
begin
a := 5;
10 := x;
y := 7,8;
b := 2.5;
x := 2*(a + y);
a := b + x;
end.
Программирование на языке Паскаль
Арифметические функции
Функции
Abs
Arctan (X)
Cos (X)
Exp (X)
Frac (X)
Ln (X)
Pi (X)
Sin (x)
Sqr (X)
Sqrt (X)
Назначение
абсолютное знание
аргумента
арктангенс аргумента
косинус аргумента
е
дробная часть числа
натуральный логарифм
значение величины Pi=
3,14159265358979932385
синус аргумента
Тип результата
совпадает с типом X
веществ.
веществ.
веществ.
веществ.
веществ.
веществ.
веществ.
квадрат аргумента
совпадает с типом X
квадратный корень
аргумента
веществ.
Программирование на языке Паскаль
Порядок выполнения операций
• вычисление выражений в скобках
• умножение, деление, div, mod слева
направо
• сложение и вычитание слева направо
2 3 5 4 1 7 8 6 9
z := (5*a*c+3*(c-d))/a*(b-c)/ b;
dc
5
ac
z
x
2
a
(
5 2
c
ddc
)(
bad
(
)2
a
)
(3
ab
)
(
cb
)
2 6 3 4 7 5 1 12 8 11 10 9
x:=(a*a+5*c*c-d*(a+b))/((c+d)*(d-2*a));
Программирование на языке Паскаль
Оператор ввода
read ( a ); { ввод значения
переменной a}
read ( a, b ); { ввод значений
переменных a и b}
Как вводить два числа?
через пробел:
25 30
через Enter:
25
30
a25
b30
a25
b30
Программирование на языке Паскаль
Оператор вывода
write ( a ); { вывод значения
переменной a}
writeln ( a ); { вывод значения
переменной a и переход
на новую строчку}
writeln ( 'Привет!' ); { вывод
текста}
writeln ( 'Ответ: ', c ); { вывод
текста и значения переменной c}
writeln ( a, '+', b, '=', c );
Программирование на языке Паскаль
Форматы вывода
program qq;
var i: integer;
x: real;
begin
i := 15;
всего
writeln ( '>', i, '<' );
символов
writeln ( '>', i:5, '<' );
x := 12.345678;
writeln ( '>', x, '<' );
writeln ( '>', x:10, '<' );
writeln ( '>', x:7:2, '<' );
end.
в дробной
части
всего
символов
Программирование на языке Паскаль
Задания для самостоятельной работы
1. Составить программу, переводящую введенные с
клавиатуры мили в километры(1 миля =1,852 км)
2. Составить программу, запрашивающую 2 числа и
выдающую их сумму.
Программирование на языке Паскаль
Задания для самостоятельной работы
3. Вычислить периметр и площадь прямоугольника, по введенным с
клавиатуры сторонам.
4. Составить программу, запрашивающую имя и приветствующую
по этому имени.
Программирование на языке Паскаль
Операторы
языка Паскаль
Программирование на языке Паскаль
Операторы языка Паскаль
операторы
• Простые
(оператор
присваивания, оператор безусловного
перехода Goto, пустой оператор)
• Структурированные
операторы
(составной
условный
оператор IF, условный оператор CASE,
оператор цикла REPEAT, оператор
цикла WHILE, оператор цикла FOR)
оператор,
Программирование на языке Паскаль
Условный оператор IF
if <условие> then begin
{что делать, если условие верно}
end
else begin
{что делать, если условие неверно}
end;
Особенности:
• перед else НЕ ставится точка с запятой
• вторая часть (else …) может отсутствовать
(неполная форма)
• если в блоке один оператор, можно убрать слова
begin и end
Программирование на языке Паскаль
Разветвляющиеся алгоритмы
Алгоритмы, в которых последовательность шагов
зависит от выполнения некоторых условий, называются
разветвляющимися.
Задача. Ввести два целых числа и вывести на
экран наибольшее из них.
Алгоритмы, в которых последовательность шагов зависит от выполнения некоторых условий, называются разветвляющимися.
Программирование на языке Паскаль
Блоксхема
начало
ввод a,b
a > b?
да
блок "решение"
нет
полная форма
ветвления
max:= a;
max:= b;
вывод max
конец
Программирование на языке Паскаль
Программа
uses crt;
var a, b, max: integer;
begin
clrscr;
writeln('Введите два целых числа');
read ( a, b );
if a > b then begin
end
else begin
max := b;
end;
writeln ('Наибольшее число ', max);
readkey;
end.
max := a;
полная форма
условного
оператора
Программирование на языке Паскаль
Сложные условия
Сложное условие – это условие, состоящее из
нескольких простых условий (отношений), связанных с
помощью логических операций:
• not – НЕ (отрицание, инверсия)
• and – И (логическое умножение, конъюнкция,
одновременное выполнение условий)
• or – ИЛИ (логическое сложение, дизъюнкция,
выполнение хотя бы одного из условий)
• xor – исключающее ИЛИ (выполнение только
одного из двух условий, но не обоих)
Простые условия (отношения)
< <= > >= = <>
равно
не равно
Программирование на языке Паскаль
Сложные условия
Порядок выполнения
• выражения в скобках
• not
• and
• or, xor
• <, <=, >, >=, =, <>
Особенность – каждое из простых условий обязательно
заключать в скобки.
Пример
4 1 6 2 5 3
if not (a > b) or (c <> d) and (b <> a)
then begin
...
end
Программирование на языке Паскаль
Сложные условия
человека
и
Задача. Фирма набирает сотрудников от
25 до 40 лет включительно. Ввести
возраст
определить,
подходит ли он фирме (вывести ответ
"подходит" или "не подходит").
Особенность:
выполняются
одновременно.
проверить,
условия
надо
ли
два
Программирование на языке Паскаль
Вариант 1. Алгоритм
начало
ввод x
x >= 25?
нет
нет
да
да
x <= 40?
'подходит'
'не подходит'
'не подходит'
конец
Программирование на языке Паскаль
Вариант 1. Программа
uses crt;
var x: integer;
begin
clrscr;
writeln('Введите возраст');
read ( x );
if x >= 25 then
if x <= 40 then
writeln ('Подходит')
else writeln ('Не подходит')
else
writeln ('Не подходит');
readkey;
end.
Программирование на языке Паскаль
Вариант 2. Алгоритм
начало
ввод x
x >= 25
x <= 40?
и
да
нет
'подходит'
'не подходит'
конец
Программирование на языке Паскаль
Вариант 2. Программа
uses crt;
var x: integer;
begin
clrscr;
writeln('Введите возраст');
read ( x );
if (x >= 25) and (x <= 40) then
writeln ('Подходит')
else writeln ('Не подходит')
readkey;
end.
сложное
условие
Программирование на языке Паскаль
Задания для самостоятельной работы
1. Составить программу, запрашивающую возраст и отвечающую
«Привет друг» если возраст введен меньше 16 лет и отвечающую «Не
знаю тебя» в противном случае.
2. Составить программу отзывающуюся только на имя «Саша»
Программирование на языке Паскаль
Задания для самостоятельной работы
3. Составьте программу, увеличивающую введенное число на 1 , если оно
больше или равно100 и уменьшающее число на 1 в противном случае.
4. Составить программу, вычисляющую функцию:
Программирование на языке Паскаль
Операторы циклы
Цикл – это многократное выполнение
одинаковой
последовательности
действий.
• цикл с известным числом шагов
• цикл с неизвестным числом шагов
(цикл с условием)
Программирование на языке Паскаль
Оператор цикла FOR
Увеличение переменной на 1:
for <переменная> := <начальное значение> to
<конечное значение> do begin
{тело цикла}
end;
Уменьшение переменной на 1:
for <переменная> := <начальное значение>
downto
<конечное значение> do begin
{тело цикла}
end;
Программирование на языке Паскаль
Оператор цикла FOR
Задача. Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел
от 1 до 8 (от a до b).
Особенность: одинаковые действия выполняются 8 раз.
начало
i := 1,8
i2 := i * i;
i3 := i2 * i;
i, i2, i3
блок "цикл"
тело цикла
конец
Программирование на языке Паскаль
Программа
uses crt;
var i, i2, i3: integer;
begin
clrscr;
переменная цикла
начальное значение
конечное значение
for i:=1 to 8 do begin
i2 := i*i;
i3 := i2*i;
writeln(i:4, i2:4, i3:4);
end;
readkey;
end.
Программирование на языке Паскаль
Цикл FOR с уменьшением переменной
Задача. Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел
от 8 до 1 (в обратном порядке).
Особенность: переменная цикла должна уменьшаться.
Решение:
...
for i:=8 1 do begin
i2 := i*i;
i3 := i2*i;
writeln(i:4, i2:4, i3:4);
end;
...
downto
Программирование на языке Паскаль
Оператор цикла WHILE
while <условие> do begin
{тело цикла}
end;
Особенности:
• можно использовать сложные условия:
while (a
Программирование на языке Паскаль
Цикл с условием
Особенности:
• условие пересчитывается каждый раз при входе в
цикл
• если условие на входе в цикл ложно, цикл не
выполняется ни разу
a := 4; b := 6;
while a > b do
a := a – b;
• если условие никогда не станет ложным, программа
зацикливается
a := 4; b := 6;
while a < b do
d := a + b;
Программирование на языке Паскаль
Сколько раз выполняется цикл?
a := 4; b := 6;
while a < b do a := a + 1;
a := 4; b := 6;
while a < b do a := a + b;
a := 4; b := 6;
while a > b do a := a + 1;
a := 4; b := 6;
while a < b do b := a - b;
a := 4; b := 6;
while a < b do a := a - 1;
2 раза
a = 6
1 раз
a = 10
0 раз
a = 4
1 раз
b = -2
зацикливание
Программирование на языке Паскаль
Цикл WHILE
Задача: Ввести целое число (<2000000) и определить число
цифр в нем.
Идея решения: Отсекаем последовательно последнюю
цифру, увеличиваем счетчик.
n
123
12
1
0
count
0
1
2
3
Проблема: Неизвестно, сколько шагов надо сделать.
Решение: Надо остановиться, когда n = 0, т.е. надо делать
"пока n <> 0".
Программирование на языке Паскаль
Алгоритм
начало
ввод n
count := 0;
обнулить счетчик цифр
выполнять
"пока n <> 0"
n <> 0?
нет
да
count := count + 1;
n := n div 10;
count
конец
Программирование на языке Паскаль
Программа
n1 := n;
, n1: integer;
uses crt;
var n, count: integer;
Begin
clrscr;
writeln('Введите целое число');
read(n);
count := 0;
while n <> 0 do begin
count := count + 1;
n := n div 10;
end;
writeln('В числе ', n, ' нашли ',
count, ' цифр');
readkey;
end.
выполнять
"пока n <> 0"
n1,
?
Какая ошибка?
Программирование на языке Паскаль
Замена for на while и наоборот
for i:=1 to 10 do begin
{тело цикла}
end;
for i:=a downto b do
begin
{тело цикла}
end;
i := 1;
while i <= 10 do begin
{тело цикла}
i := i + 1;
end;
i := a;
while i >= b do begin
{тело цикла}
i := i - 1;
end;
Замена цикла for на while возможна всегда.
Замена while на for возможна только тогда, когда
можно заранее рассчитать число шагов цикла.
Программирование на языке Паскаль
Задания для самостоятельной работы
1. Найти сумму чисел от 1 до 10
2. Напечатать таблицу умножения на
введенное с клавиатуры число,
например ввели 7
7х1=7
7х2=14
…….
7х9=63
Программирование на языке Паскаль
Цикл с постусловием (цикл REPEAT)
Цикл с постусловием – это цикл, в котором проверка
условия выполняется в конце цикла.
Особенность: Один раз тело цикла надо
сделать в любом случае => проверку условия
цикла надо делать в конце цикла (цикл с
постусловием).
Цикл с постусловием – это цикл, в котором проверка условия выполняется в конце цикла.
Программирование на языке Паскаль
Цикл с постусловием: алгоритм
нет
начало
ввод n
n > 0?
да
основной
алгоритм
конец
тело цикла
условие ВЫХОДА
блок "типовой
процесс"
Программирование на языке Паскаль
Программа
program qq;
var n: integer;
begin
repeat
writeln('Введите положительное число');
read(n);
until n > 0;
until n > 0;
... { основной алгоритм }
end.
Особенности:
условие ВЫХОДА
• тело цикла всегда выполняется хотя бы один раз
• после слова until ("до тех пор, пока не…")
ставится условие ВЫХОДА из цикла
Программирование на языке Паскаль
Задания для самостоятельной работы
1. Составить программу , запрашивающую числа до тех пор, пока не ввели числа
большего 50.
2. Составить программу, печатающую слово «Привет» и запрашивающую
«Повторить Д/Н?». Программа завершает выполнение в случае нажатия Н,
если Д, то повторяет.
Программирование на языке Паскаль
Оператор выбора CASE
Особенности:
• после case может быть имя переменной или
арифметическое выражение целого типа (integer)
case i+3 of
1: begin a := b; end;
2: begin a := c; end;
end;
или символьного типа (char)
var c: char;
...
case c of
'а': writeln('Антилопа');
'б': writeln('Барсук');
else writeln('Не знаю');
end;
Программирование на языке Паскаль
Оператор выбора
Особенности:
• если нужно выполнить только один оператор,
слова begin и end можно не писать
case i+3 of
1: a := b;
2: a := c;
end;
• нельзя ставить два одинаковых значения
case i+3 of
1: a := b;
1: a := c;
end;
Программирование на языке Паскаль
Оператор выбора
Особенности:
• значения, при которых выполняются одинаковые
действия, можно группировать
перечисление
диапазон
смесь
case i of
1: a := b;
2,4,6: a := c;
10..15: a := d;
20,21,25..30: a := e;
else writeln('Ошибка');
end;
Программирование на языке Паскаль
Оператор выбора CASE
Задача: Ввести номер месяца и вывести количество
дней в этом месяце.
Решение: Число дней по месяцам:
28 дней – 2 (февраль)
30 дней – 4 (апрель), 6 (июнь), 9 (сентябрь), 11
(ноябрь)
31 день – 1 (январь), 3 (март), 5 (май), 7 (июль),
8 (август), 10 (октябрь), 12 (декабрь)
Особенность: Выбор не из двух, а из нескольких
вариантов в зависимости от номера месяца.
Программирование на языке Паскаль
Алгоритм
ни один
вариант не
подошел
да
да
D := 31;
D := 28;
да
D := 31;
начало
ввод M
M = 1?
нет
M = 2?
нет
M = 12?
нет
ошибка
конец
вывод D
оператор выбора
Программирование на языке Паскаль
Программа
uses crt;
var M, D: integer;
begin
clrscr;
writeln('Введите номер месяца:');
read ( M );
case M of
2: begin D := 28; end;
4,6,9,11: begin D := 30; end;
1,3,5,7,8,10,12: D := 31;
else D := -1;
end;
if D > 0 then
writeln('В этом месяце ', D, ' дней.')
else
writeln('Неверный номер месяца');
readkey;
end.
ни один вариант
не подошел
Программирование на языке Паскаль
Задания для самостоятельной работы
1. По введенному номеру от 1 до 7 определить день недели например 1 –
Понедельник и т.д.
2. Ставить программу , запрашивающую
возраст и при введении до 15 включительно
говорит «Привет», от 16 до 20 говорит
«друг», и говорит «Пока» в противном
случае.
Программирование на языке Паскаль
Процедуры
Процедура – это вспомогательный алгоритм, который
предназначен для выполнения какойто законченной
последовательности действий.
• Для
исполнения
процедуры
необходимо сначала описать ее, а потом к ней
обращаться
подпрограммы
• Описание процедуры включает заголовок (имя) и
тело процедуры
• Заголовок состоит из зарезервированного слова
procedure, имени процедуры и заключенных в
скобки
с
указанием типа
списка формальных
параметров
Программирование на языке Паскаль
Процедуры
Особенности:
• в процедуре можно объявлять дополнительные
локальные переменные, остальные процедуры не
имеют к ним доступа
локальные
переменные
program qq;
procedure A(x, y: integer);
var a, b: real;
begin
a := (x + y)/6;
...
end;
begin
...
end.
Программирование на языке Паскаль
Процедуры
Задача: найти наибольшее из 4х чисел, используя
подпрограмму нахождения наибольшего из 2х чисел
program max;
uses crt;
var a,b,c,d,p,q,m: integer;
procedure bid(x,y: real; var z: real);
begin
if x>y then z:=x else z:=y
end;
begin
clrscr;
write(‘введите 4 числа:’);
readln (a,b,c,d);
bid (a,b,p);
bid (c,d,q);
bid (p,q,m);
writeln(‘наибольшее из 4-х чисел’; m);
readkey;
end.
Программирование на языке Паскаль
Функции
–
это
вспомогательный
Функция
алгоритм
(подпрограмма), результатом работы которого
является некоторое значение.
Примеры:
x
sin
x
• вычисление , ,
• расчет значений по сложным формулам
• ответ на вопрос (простое число или нет?)
cos
x
Отличия
• в заголовке
• в теле функции: хотя бы раз имени функции должно
быть присвоено значение
Программирование на языке Паскаль
Функции
Особенности:
• заголовок начинается словом function
Max (a, b: integer): integer;
function
• формальные параметры описываются так же, как и для
процедур
function qq( a, b: integer; x: real ): real;
a, b: integer; x: real
• в конце заголовка через двоеточие указывается тип
результата
function Max (a, b: integer): ;
integer
• функции располагаются ВЫШЕ основной программы
Программирование на языке Паскаль
Функции
Особенности:
• можно объявлять и использовать локальные
переменные
function qq (a, b: integer): float;
var x, y: float;
begin
...
end;
• значение, которое является результатом, записывается в
переменную, имя которой совпадает с названием
функции; объявлять ее НЕ НАДО:
function Max (a, b: integer): integer;
begin
...
end;
Max := a;
Программирование на языке Паскаль
Функции
Задача: найти наибольшее из 4х чисел, используя
подпрограмму нахождения наибольшего из 2х чисел
program max;
uses crt;
var a,b,c,d,p,q,m: integer;
function bid(x,y: real): real;
begin
if x>y then bid:=x else bid:=y
end;
begin
clrscr;
write(‘введите 4 числа:’);
readln(a,b,c,d);
p:=bid(a,b);
q:=bid(c,d);
m:=bid(p,q);
writeln(‘наибольшее из 4-х чисел’;m);
readkey;
end.
Программирование на языке Паскаль
Массивы
Массив – это группа однотипных элементов,
имеющих общее имя и расположенных в памяти
рядом.
Особенности:
• все элементы имеют один тип
• весь массив имеет одно имя
• все элементы расположены в памяти рядом
Примеры:
список учеников в классе
•
• квартиры в доме
• школы в городе
• данные о температуре воздуха за год
Программирование на языке Паскаль
Объявление массивов
• определить имя массива
• определить тип массива
• определить число элементов
• выделить место в памяти
Массив целых чисел:
имя
начальный
индекс
конечный
индекс
тип
элементов
var A : array[ 1 .. 5 ] of integer ;
Размер через константу:
const N=5;
var A: array[1.. ] of integer;
N
Программирование на языке Паскаль
Массивы
Объявление:
const N = 5;
var a: array[1..N] of integer;
i: integer;
Ввод с клавиатуры:
for i:=1 to N do begin
write('a[', i, ']=');
read ( a[i] );
end;
Поэлементные операции:
for i:=1 to N do a[i]:=a[i]*2;
Программирование на языке Паскаль
Массивы
Задача: Заполнить массив из 5 элементов с клавиатуры и вывести
на экран сумму 2 и 5 элементов
uses crt;
var i,sum: integer; a: array[1..5] of integer;
begin
clrscr;
for i:=1 to 5 do
begin
write(‘Введите’, i, ‘элемент’); read (a[i]);
end;
sum:=a[2]+a[5];
write(‘Сумма 2 и 5 равна’, sum);
readkey;
end.
Программирование на языке Паскаль
Задания для самостоятельной работы
1. Заполнить массив из 5 элементов и
вывести на печать сначала все, ниже
третий.
2. Заполнить массив из 5 элементов
с клавиатуры и найти их среднее
арифметическое.
Программирование на языке Паскаль
Строковые величины
Строка – это последовательность символов
кодовой таблице.
Длина строки (количества символов) может лежать
в диапазоне 0..255
Для определения длины данных строкового типа
используется идентификатор string, за которым
следует максимальное значение длины строки
данного типа.
В программе значения переменных и констант типа
char (символьный) заключается в апострофы.
Например, st:=’река’
var s: string[20];
Программирование на языке Паскаль
Символьные строки
Задача: ввести строку с клавиатуры и заменить все
буквы "а" на буквы "б".
program qq;
var s: string;
i: integer;
begin
writeln('Введите строку');
readln(s);
readln(s);
for i:=1 to Length(s) do
if s[i] = 'а' then s[i] := 'б';
writeln(s);
end.
writeln(s);
вывод строки
ввод строки
длина строки
Length(s)
Программирование на языке Паскаль
Операции со строками
var s, s1, s2: string;
Запись нового значения:
s := 'Вася';
Объединение: добавить одну строку в конец
другой.
s1 := 'Привет';
s2 := 'Вася';
s := s1 + ', ' + s2 + '!';
'Привет, Вася!'
Подстрока: выделить часть строки в другую строку.
s := '123456789';
с 3его символа
s1 := Copy ( s, 3, 6 );
s2 := Copy ( s1, 2, 3 );
6 штук
'345678'
'456'
Программирование на языке Паскаль
Удаление и вставка
Удаление части строки:
s := '123456789';
Delete ( s, 3, 6 );
6 штук
'123456789'
'129'
строка
меняется!
с 3его символа
Вставка в строку:
начиная с 3его символа
s := '123456789';
Insert ( 'ABC', s, 3 );
'12ABC3456789'
что
вставляем
куда
вставляем
Insert ( 'Q', s, 5 );
'12ABQC3456789'
Программирование на языке Паскаль
Задания для самостоятельной работы
1. Ввели слово, определить его длину и
вывести 3 символ, а так же вывести
вырезку с 2 символа , длинной 5
символов.
2. Из слова «вирус» путем замены
букв получите слово «фокус».
Программирование на языке Паскаль
Программирование на языке Паскаль
Программирование на языке Паскаль
Программирование на языке Паскаль
Программирование на языке Паскаль
Программирование на языке Паскаль
Программирование на языке Паскаль
Программирование на языке Паскаль
Программирование на языке Паскаль
Программирование на языке Паскаль
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.