Программыпотехнологиииизо
Оценка 4.6

Программыпотехнологиииизо

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
труд
5 кл
10.01.2018
Программыпотехнологиииизо
Публикация является частью публикации:
Пояснительная записка изо 5-7.docx
Пояснительная записка Рабочая   программа   курса   «Изобразительного   искусства»   для   5­7   классов   составлена  на   основе   федерального компонента государственного стандарта основного общего образования» Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского –М. «Просвещение» 2015г. Изменение   в   авторскую   программу   не   внесены.   Данный   учебный   предмет   входит   в   предметную   область «Искусство». Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 102 учебных часов: 5 класс – 34часов; 6 класс – 34 часов; 7 класс – 34 часов, 1 день в неделю. Общая характеристика учебного предмета Место   и   роль   учебного   курса   изобразительного   искусства   в   овладении   обучающимися   требований   к   уровню подготовки, обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень рабочей для 5­7 классов Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении   искусства   в   их   личностном   становлении.   Предусматривается   широкое   привлечение   их   жизненного   опыта, примеров   из   окружающей   действительности.   Практическая   творческая   работа   детей   на   основе   наблюдения   и эстетического   переживания   окружающей   реальности   является   важным   условием   освоения   материала.   Стремление   к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся. Одна из главных целей преподавания искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.  Систематическое   освоение   художественного   наследия   помогает   осознавать   искусство   как   духовную   летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении обучения в 5 ­7 классах   школьники   знакомятся   с   выдающимися   произведениями   живописи,   графики,   скульптуры,   архитектуры, декоративно­прикладного   искусства,   дизайна,   синтетических   искусств,   изучают   классическое   и   народное   искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.  Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости   и   в   объеме   с   натуры,   по   памяти   и   представлению;   объемно­пространственное   моделирование,   проектно­ конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами.  Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты  ребенка  с искусством  на  каждом  этапе  обучения. В  программе  нет  механических  повторов, но  она  ведет ребенка   год   за   годом,   урок   за   уроком   по   ступенькам   познания   личных,   человеческих   связей   со   всем   миром художественной и эмоциональной культуры. Рабочая программа строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, основная школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства. Общая тема программы 5 класса – «Декоративно­прикладное искусство в жизни человека» ­ посвящена изучению группы   декоративных   искусств,   в   которых   сохраняется   наглядный   для   детей   их   практический   смысл,   связь   с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству   наивно­декоративный   язык   изображения   и   непосредственная   образность,   игровая   атмосфера,   присущие   как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы. Для   формирования   мировоззрения   подростков   особенно   важно   знакомство   с   народным,   крестьянским декоративным   искусством,   которое   наиболее   полно   хранит   и   передаёт   новым   поколениям   национальные   традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе  изучения  цветовых  и  линейных ритмов, композиционная   стройность  постепенно осваивается  учащимися от урока к уроку. Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений. Общая годовая тема 6 класса – «Изобразительное искусство в жизни человека» ­ посвящен изучению собственно изобразительного   искусства.   Здесь   формируются   основы   грамотности   художественного   изображения   (рисунок, живопись),   понимание   основ   изобразительного   языка.   Изучая   язык   искусства,   мы   сталкиваемся   с   его   бесконечной изменчивостью   в   истории   искусства.   В   свою   очередь,   изучая   изменения   языка   искусства,   изменения   как   будто   бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.  Искусство   обостряет   способность  чувствовать,  сопереживать,  входить   в  чужие   миры,  учит   живому   ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным. Общая   годовая   тема   программы  7   класса  –   «Изобразительное   искусство   в   жизни   человека»   ­   является продолжением темы, изученной в 6 классе, и посвящена изучению собственно изобразительного искусства и его места в жизни человека. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства.   Изучая   изменения   как   будто   бы   внешние,   он   на   самом   деле   проникает   в   сложные   духовные   процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство   обостряет   способность   человека   чувствовать,   сопереживать,   входить   в   чужие   миры,   учит   живому ощущению  жизни,  дает  возможность  проникнуть  в иной  человеческий  опыт  и этим  преобразить   жизнь  собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. В   основу   тематического   деления   года   положен   жанровый   принцип.   Каждый   жанр   рассматривается   в   его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и создания. Последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства. Цель программы: формирование нравственно­эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве: 1.Задачи художественного развития, учащихся в 5 классе: ­ формирование художественного вкуса учащихся; ­ понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов. ­   осмысление   места   декоративного   искусства   в   организации   жизни   общества,   в   утверждении   социальной   роли конкретного человека и общества. Формирование художественно­творческой активности: ­ учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание   в первую очередь на содержательный смысл художественно­образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства; ­ учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей; ­ проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений. 2.Задачи художественного развития, учащихся в 6 классе: Формирование   нравственно­эстетической   отзывчивости   на   прекрасное   и   безобразное   в   жизни   и   в искусстве: ­ формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества; ­ формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту; ­ формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;  ­ формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов. Формирование художественно­творческой активности личности: ­   учиться   анализировать   произведения   искусства   в   жанре   пейзажа,   натюрморта,   портрета,   проявляя самостоятельность мышления; ­ творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся. 3.Задачи художественного развития, учащихся в 7 классе: Формирование нравственно­эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве: ­ формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества; ­формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту; ­ формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран; ­ формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов. Для реализации рабочей программы используется учебно­методический комплект, включающий:   «Изобразительное искусство и художественный труд» 5­7 классы: программа, планирование, контроль / под редакцией Б.М. Неменского –М. «Просвещение» 2015г.  Изобразительно искусство. Декоративно­прикладное искусство в жизни человека учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной организации / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под. ред. Б.М. Немецкого – М.: Просвещение, 2015. – 191с.  Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека учебник для учащихся 6 класса общеобразоват. Учреждений / Л.А. Немецкая; под. ред. Б.М. Немецкого. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175с.  Изобразительно искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека для учащихся 7 класса общеобразоват. Учреждений / А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под. ред. Б.М. Немецкого. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175с. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ V­VII классы (105 час) Изобразительное искусство, его виды и жанры  (40 часов). Изобразительное искусство как способ познания, общения   и   эмоционально­образного   отражения   окружающего   мира,   мыслей   и   чувств   человека.  Искусство   как эмоциональный   опыт   человечества.  Роль   изобразительного   искусства,   архитектуры,   декоративно­прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.  Виды   живописи   (станковая,   монументальная,   декоративная),   графики   (станковая,   книжная,   плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово­парковая), декоративно­прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.  Жанры   изобразительного   искусства   и   их   развитие   в   культуре.   Особенности   натюрморта,   пейзажа,   портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П.Сезанн, В.Ван Гог, К. Моне, К. П. Брюллов, И. Е.Репин, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, И. И.Левитан, В. М.Васнецов, М. А. Врубель, Б. М.Кустодиев, В. А. Серов, К. С.Петров­Водкин и др.). Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.  Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Проектирование   обложки   книги,   рекламы,  открытки,   визитной   карточки,   экслибриса,   товарного   знака, разворота   журнала,   сайта.  Создание   иллюстраций   к   литературным   произведениям,  эскизов   и   моделей   одежды, мебели, транспорта. Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов. Посещение музеев изобразительного и декоративно­прикладного искусства, архитектурных заповедников. Язык изобразительного искусства и художественный образ  (35 ч).  Художественный образ и художественно­ выразительные   средства   живописи,   графики,   скульптуры,   декоративно­прикладного   искусства.   Композиция   (ритм, пространство,   статика   и   динамика,   симметрия   и   асимметрия).  Линейная   и   воздушная   перспектива.   Пропорции   и пропорциональные   отношения.   Линия,   штрих,   пятно.   Тон   и   тональные   отношения.   Колорит.   Цвет   и   цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат. Древние   корни   народного   искусства,   специфика   образно­символического   языка   в   произведениях   декоративно­ прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно­ прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов:  дымковская, филимоновская игрушки; Гжель,  Жостово,   Городец,   Хохлома  и  др.  (с учетом  местных  особенностей). Орнамент  как  основа   декоративного украшения.   Виды   орнамента   (геометрический,   растительный,   смешанный)   и  типы   орнаментальных   композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая). Опыт творческой деятельности. Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно­ прикладного   искусства   в   собственной   художественно­творческой   деятельности.   Навыки   плоского   и   объемного изображения   формы   предмета,   моделировка   светотенью   и   цветом.  Построение   пространства  (линейная   и   воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве. Использование   орнамента   для   украшения   предметов   быта,   одежды,   полиграфических   изделий,   архитектурных сооружений   (прялки,   народный   костюм,   посуда,   элементы   декора   избы,   книги   и   др.).   Различение   национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и в элементах архитектуры. Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (20 ч). Темы и содержание изобразительного искусства Древней   Руси.  Красота   и   своеобразие   архитектуры   и   живописи   Древней   Руси,  их   символичность,   обращенность   к внутреннему   миру   человека  (древние   памятники   архитектуры   Новгорода,   Владимира,   Москвы,   икона   А.Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII–XX вв., стили и направления (В. В. Растрелли, Э.­М. Фальконе,  В.   И.   Баженов,   Ф.   С.   Рокотов,   А.   Г.   Венецианов,   А.   А.   Иванов,   П.А.   Федотов,   передвижники,   «Мир искусств», С. Т. Коненков, В. И. Мухина, В. А. Фаворский и др.).  Вечные темы и великие исторические события в русском (В. И. Суриков,  П. Д. Корин, М.В.Нестеров  и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи,  Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О. Роден) искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.А.Дейнека, А. А. Пластов, Б. М. Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.  Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).  Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея). Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).  Опыт творческой деятельности.  Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.). Содержание учебной программы 5 класс I четверть — «Древние корни народного искусства». Древние образы в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Конструкция и декор предметов народного быта. Народный праздничный костюм. Внутренний мир русской избы. Народные праздники. II   четверть  —   «Связь   времен   в   народном   искусстве».   Древние   образы   в   современных   народных   игрушках. Искусство   Гжели.   Истоки   и   современное   развитие   промысла.   Искусство   Городца.   Истоки   и   современное   развитие промысла. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Роль народных промыслов в современной жизни. Связь времен в народном искусстве. III четверть  — «Декор, человек, общество, время». Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе.   Одежда   говорит   о   человеке.  О   чем   рассказывают   гербы   и   эмблемы.  Символы   и   эмблемы   в   современном обществе. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. IV четверть  — «Декоративное искусство в современном мире». Современное выставочное искусство. Ты сам ­ мастер декоративно­прикладного искусства (кукла). Ты сам ­ мастер декоративно­прикладного искусства (ваза). Ты сам ­ мастер декоративно­прикладного искусства (панно). Декоративно­прикладное искусство в жизни. 6 класс. I  четверть  – «Виды изобразительного  искусства».  Изобразительное искусство  в семье  пластических  искусств. Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы образного языка изображения. II   четверть  –   «   Мир   вещей.   Натюрморт».   Реальность   и   фантазия   в   творчестве   художника.   Изображение предметного   мира:   натюрморт.   Понятие   формы.   Многообразие   форм   окружающего   мира.   Изображение   объёма   на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. III четверть – «Вглядываясь в человека». Портрет». Образ человека – главная тема искусства. Конструкция головы человека и её пропорции. Графический портретный рисунок и выразительность образа. Портрет в графике. Портрет в скульптуре.   Образные   возможности   освещения   в   портрете.   Портрет   в   живописи.   Роль   цвета   в   портрете.   Великие портретисты. IV   четверть  –  «Человек   и  пространство   в  изобразительном   искусстве».  Жанры   в  изобразительном   искусстве. Импрессионисты  –  новаторы   пейзажной   живописи. Городской  пейзаж.  Выразительные  возможности  изобразительного искусства. Язык и смысл. 7 класс. I четверть «Изображение фигуры человека и образ человека». Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. II четверть  – «Поэзия повседневности». Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанра. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. III четверть  – «Великие темы жизни». Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве  XIX  века. Процесс работы над тематической карты. Библейские темы в изобразительно искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века. IV   четверть  –   «Реальность   жизни   и   художественный   образ».   Искусство   иллюстрации.   Слово   и   изображение. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени а произведениях. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Тематическое планирование 5класс № Раздел «Древние корни народного искусства» Кол­во часов 9 «Связь времен в 9 народном искусстве» «Декор – человек, общество, время» 8 В том числе Характеристика деятельности УУД практика контроль учащихся         начало, Знать:  особенности   уникального крестьянского искусства (традиционность,   связь   с   природой, коллективное   масштаб космического   в   образном   строе рукотворных   вещей,   множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов); Уметь:  выявлять   в   произведениях декоративно­прикладного   искусства (народного, классического, современного)   связь   конструктивных, декоративных, изобразительных элементов,   а   также   видеть   единство материала, формы и декора Знать:  семантическое значение  традиционных образов, мотивов (древо  жизни, конь, птица, солярные знаки); Уметь: пользоваться приёмами  традиционного письма при выполнении  практических заданий (Гжель, Хохлома,  Городец, Полохов­Майдан, Жостово  и  др.) Знать: истоки и специфику образного  языка декоративно­прикладного  искусства; Уметь: различать по стилистическим  Личностные: ­ объяснять свои чувства и ощущения от восприятия   объектов.   Иллюстраций, результатов   трудовой   деятельности человека – мастера; ­   ориентироваться   на   искусство   как значимую сферу человеческой жизни; ­   уважительно   относиться   к   чужому мнению, к результатам труда мастеров. Регулятивные: ­   определять   с   помощью   учителя   и самостоятельно   цель   деятельности   на уроке; ­   учиться   выявлять   и   формулировать учебную проблему совместно с учителем; ­   учиться   планировать   практическую деятельность на уроке; ­   под   контролем   учителя   выполнять пробные действия   (упражнения) выявления оптимального   решения   проблемы (задачи); ­ работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические   средства   (рисунки, инструкционные   карты,   инструменты   и поисковые   для «Декоративное искусство в современном мире» 9 особенностям декоративное искусство  разных народов и времён (например,  Древнего Египта, Древней Греции,  Китая, Средневековой Европы,  Западной Европы 17 века); Знать:  художественных промыслов России; Уметь: различать по материалу, технике исполнения виды декоративно­прикладного   искусства (художественное   стекло,   керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.); современные несколько народных         приспособления),осуществлять   контроль точности   выполнения   операций   (с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов); ­определять   в   диалоге   с   учителем успешность выполнения своего задания. Познавательные: ­   наблюдать   конструкции   и   образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края; ­   сравнивать   конструктивные   и декоративные   особенности   предметов быта   и   осознавать   их   связь   с выполняемыми утилитарными   понимать   особенности функциями, изделий   декоративно­   прикладного искусства,   называть   используемые   для рукотворной деятельности материалы; ­   учиться   понимать   необходимость использования   пробно   –   поисковых практических   упражнений   для   открытия нового знания и умения; ­   находить   необходимую   информацию   в учебнике,   предложенных   учителем словарях и энциклопедиях; ­   с   помощью   учителя   исследовать конструкторско   –   технологические   и декоративно художественные особенности   объектов   (графических   и реальных), наиболее целесообразные способы решения задач из искать – уметь   слушать   учителя   и   высказывать   своё числа освоенных; ­   самостоятельно   делать   простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные: ­ одноклассников, мнение; ­ уметь вести небольшой познавательный диалог   по   теме   урока,   коллективно анализировать изделия; ­   вступать   в   беседу   и   в   обсуждение   на уроке и в жизни; ­учиться   выполнять задания в паре, группе.   предлагаемые № 1. 2. Раздел «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» «Мир наших вещей. Натюрморт» Кол­во часов 8 8 Тематическое планирование 6 класс В том числе Характеристика деятельности учащихся практика контроль Знать: о месте и значении изобразительных искусств; Уметь: пользоваться красками, обладать первичными навыками   лепки,   уметь   использовать   коллажные техники; Знать:  основные   виды   и   жанры   изобразительных искусств; Видеть:  конструктивную   форму   предмета,   владеть первичными   навыками   плоского   и   объёмного изображений предмета; 3. 4. Вглядываясь в человека. Портрет» Человек и пространство в изобразительном искусстве» 9 9 Знать: общие правила построения головы человека; Уметь: передавать характер человека используя цвет, тень и свет, индивидуальные особенности; Уметь: пользоваться начальными правилами линейной перспективы; Знать:  особенности   творчества   и   значение   в отечественной культуре великих русских художников­ пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; Видеть:и использовать в качестве средств выражения соотношение   пропорций,   характер   освещения, цветовые   отношения   при   изображении   с   натуры,   по памяти и воображению. № 1 Раздел Изображение фигуры человека и образ человека Кол­во часов 8 Тематическое планирование 7 класс В том числе Характеристика деятельности учащихся практика контроль Образ человека стоит в центре искусства, но есть разница между  изображением  человека  и  задачей  изображения  его фигуры.   Представления   о   красоте   человека,   о   наиболее существенном в его облике и в его действиях менялись в истории искусства. Овладение даже первичными навыками изображения фигуры и   передачи   движений   человека,   несомненно,   представляет 2 Поэзия повседневности 8 3 4 Великие темы жизни 12 Реальность жизни и художественный образ 7 трудность   для   ученика,   однако   представления   о   разных подходах   и   способах   изображения   облегчают   эту   задачу. Последовательность   заданий   позволяет   постепенно наращивать этот навык. Материал включает работу во всех основных   видах   изобразительной   деятельности:   рисунок, лепка,   живопись.   Художественно­практическая   работа учащихся   связана   содержательно   с   изучением   истории искусства и развитием навыков восприятия Материал   посвящен   бытовому   жанру   в   изобразительном искусстве.   Понятие   жанра   формируется   в   европейском искусстве   Нового   времени,   однако   изображение   бытовых занятий   присутствует   в   искусстве   на   всех   этапах   его истории и создает для нас возможность представить жизнь разных народов и их культурах. Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра при изображении самых простых, обычных действий людей   художник   способен   раскрыть   глубину   и   поэзию понимания мира и себя в этом мире. Материал   включает   в   себя   последовательность   ярких творческих     направленных   на   развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирование   навыков   композиционного   мышления учащихся.   Обращенность Появление монументального   искусства   к   массе   людей;   обращенность станкового   искусства   к   индивидуальному   восприятию. Темперная   и   масляная   живопись.   Исторический   и мифологический   жанры   в   искусстве   17   века.   Беседа   о развитии произведений изобразительного искусства. Материал   посвящен   итоговым   теоретическим   знаниям   об искусстве, но главной задачей изучения искусства является станкового   искусства. восприятия заданий,     навыков обучение   ребенка   живому   восприятию   ради   нового понимания и богатого переживания жизни. Зрительный материал для восприятия не следует расширять, задачей   является   систематизация   фактически   уже сформированных   знаний   и   представлений.   Однако   здесь ведется   художественно­практическая   деятельность.   Это работа   над   графическими   иллюстрациями   к   выбранному литературному произведению или создание индивидуальных, коллективных творческих проектов. Итого  34 Требования к уровню подготовки учащихся 5 класс Учащиеся должны научиться: ­ понимать значение древних корней народного искусства; ­ определять связь времён в народном искусстве; ­ понимать место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена; ­ различать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома): ­ различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма; ­ представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства. ­ отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне); ­   создавать   собственные   проекты­импровизации   в   русле   образного   языка   народного   искусства,   современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов) ­ создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи); ­ объединять в индивидуально­коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале. Учащиеся должны научиться: ­ понимать особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры; ­ различать основные жанры изобразительного искусства; ­ узнавать известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, 6 класс Дрезденская галерея); ­ анализировать произведения скульптуры, живописи, графики; ­ работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом; ­ выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом; ­ добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма; ­ передавать при изображении предмета пропорции и характер формы; ­ передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица; ­   передавать   пространственные   планы   в   живописи   и   графике   с   применением   знаний   линейной   и   воздушной перспективы; ­ в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов; ­ пользоваться различными графическими техниками ­ оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах. 7 класс Учащиеся должны научиться: ­ анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; ­   определять   особенности   образного   языка   конструктивных   видов   искусства,   единство   функционального   и художественно­образных начал и их социальную роль; ­   представлять   основные   этапы   развития   и   истории   архитектуры   и   дизайна,   тенденции   современного конструктивного искусства. ­   конструировать   объёмно­пространственные   композиции,  моделировать   архитектурно­дизайнерские   объекты   (в графике и объёме); ­ моделировать в своём творчестве основные этапы художественно­производственного процесса в конструктивных искусствах; ­ работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды; ­   конструировать   основные   объёмно­пространственные   объекты,   реализуя   при   этом   фронтальную,   объёмную   и глубинно­пространственную композицию; ­ использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур; ­   владеть   навыками   формообразования,   использования   объёмов   в   дизайне   и   архитектуре   (макеты   из   бумаги, картона, пластилина); ­ создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; ­ создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; ­ работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); ­ использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля; ­ использовать разнообразные графические материалы и материалы для работы в объёме. Контроль и оценка планируемых результатов объективность; гласность; систематичность; всесторонность; индивидуализация учета; дифференцированность учета. Проверка знаний учащихся Принципы, на которых основана оценка результатов учебной деятельности учащихся:       Критерии оценки устной формы ответов учащихся     Критерии оценки творческой работы Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:  Активность участия. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. Самостоятельность. Оригинальность суждений. Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).  Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.  Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося.  Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.  Формы контроля уровня обученности Устный опрос Викторины Кроссворды Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ При   оценке   результатов   учебной   деятельности,   учащихся   учитывается   характер   допущенных   ошибок: существенных и несущественных. К   категории  существенных  ошибок   относятся   такие,   которые   свидетельствуют   о   непонимании   учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также   о   неумении   правильно   применить   на   уроке   знания   в   процессе   элементарного   анализа   воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала. К категории  несущественных  ошибок  относятся  ошибки,  связанные  с подменой  одного  термина   или  понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан   нехарактерный   факт   (явление),   упущен   один   из   нескольких   признаков,   характеризующих   явление,   сферу применения, область воздействия. Оценка результатов учебной деятельности по предмету Отметка  Показатели оценки результатов учебной деятельности Оценка «5» (отлично) Оценка «4» (хорошо) Оценка «3» (удовлетворительно) Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно. Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта,   учебного   материала   о   закономерностях   колористического   решения   художественного   образа,   о   способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера. Демонстрирует   свободное   владение   программным   учебным   материалом,   передача   основных   закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету. Ученик   обнаруживает   усвоение   обязательного   и   частично   повышенного   уровня   сложности   учебных   программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в практических работах делает незначительные ошибки.   Обучающийся   воспроизводит   содержание   учебного   материала,   основанного   на   заучивании   терминов,   понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем. Демонстрирует   осознанное   использование   учебного   теоретического   материала,   сведений   о   композиционном   и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный   выбор   сюжета   композиции,   использование   нетрадиционных   размеров   формата   для   решения художественного замысла Ученик   обнаруживает   усвоение   обязательного   уровня   учебных   программ,   но   испытывает   затруднения   при   его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы   воспроизводящего   характера   и   испытывает   затруднение   при   ответах   на   видоизмененные   вопросы;   допускает ошибки в практических работах. Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных   карточках­заданиях,   узнавание   и   различение   отдельных   специальных   терминов,   осуществление практических   действий   по   рекомендациям   и   указаниям   учителя   при   выполнении   линейно­конструктивного   рисунка объекта. Обучающийся  воспроизводит в устной или письменной форме фрагменты содержания теоретического учебного материала. Оценка «2» У ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного (неудовлетворительно) уровня учебных программ не усвоена, в практических работах ученик допускает грубые ошибки. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Декоративно­прикладное искусство в жизни человека 5 КЛАСС № п/п Дата  Тема урока Кол­ во часо в  Характеристика деятельности учащихся  Планируемые результаты  (познавательные,  коммуникативные,  регулятивные и личностные  результаты) План Факт 2 3 1 1 Древние образы в народном искусстве 1 2­3 Убранство русской избы 2 4 5 6 7 Раздел «Древние корни народного искусства»­ (9 ч)  отмечать Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков­символов   традиционного   крестьянского  их   лаконично уклада   жизни, выразительную красоту. Сравнивать,   сопоставлять,   анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах   народной   вышивки,   резьбе   и  видеть  многообразие росписи   по   дереву, варьирования трактовок. Создавать  выразительные   декоративно­ образные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. Понимать и объяснять целостность образного строя   традиционного   крестьянского   жилища, выражаемого   в   его   трехчастной   структуре   и декоре. Раскрыть значение, содержательный   смысл   знаков­образов   в декоративном убранстве избы. Определять  и   характеризовать   отдельные детали   декоративного   убранства   избы   через конструктивную, и изобразительную деятельность.  Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.  символическое     декоративную   Познавательные: определять  принадлежность на основе  выделения существенных  признаков. Коммуникативные:  аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать  действие в соответствии с  поставленной задачей. ЛР: доброжелательность,  эмоционально­нравственная  отзывчивость. Познавательные: рассуждать о  характерных признаках народного  жилища. Коммуникативные: задавать  вопросы, формулировать свои  затруднения. Регулятивные: выбирать  действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями ее реализации. ЛР: ценностное отношение к  культуре своего края. 4 5 6 Внутренний мир русской избы 1 Конструкция и декор предметов народного быта 1 Русская народная вышивка 1 Создать эскизы декоративного убранства избы.  Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. Сравнивать   и   называть  конструктивные, декоративные   элементы   устройства   жилой среды крестьянского дома. Осознать   и   объяснить  мудрость   устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, крестьянских жилищ. Находить  своеобразия. Создавать  цветовую   композицию   внутреннего пространства избы. в   них   черты   национального сопоставлять  интерьер     о связи   произведений Сравнивать,  находить   общие   и   особенное   в конструкции,   декоре   традиционных   предметов крестьянского быта и труда.  Рассуждать  крестьянского искусства с природой. Помнить, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать  характерные   черты,   свойственные народным мастера­умельцам.  Изображать  выразительную  форму  предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать  орнаментальную   композицию   в соответствии с традицией народного искусства. Анализировать   и   понимать  особенности образного   языка   народной   вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.  Создавать  варианты орнаментального построения вышивки с опорой самостоятельные           задачу оказывать  узнавать   и объективные пространства   самооценка   на   основе успешной Познавательные: называть внутреннего крестьянского дома. Коммуникативные  взаимопомощь в сотрудничестве. Регулятивные:   преобразовывать познавательную   в практическую. ЛР: критериев деятельности. Познавательные: использовать  общие приемы задач. Коммуникативные: формировать собственную позицию. Регулятивные: применять  установленные правила в решении  задачи. ЛР: ценностное отношение к  природному миру.  выделять   и Познавательные: обобщенно   фиксировать   группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка,   цветом,   декором   главный   мотив (птицы,   коня,   всадника,   матери­земли,   древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать  традиционные   по   вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать  собственную   художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки  зрения  выразительности   декоративной формы. Понимать   и   анализировать  образный   строй народного  костюма,  давать  ему  эстетическую оценку.  Соотносить  особенности   декора   женского праздничного   костюма   с   мировосприятием   и мировоззрением предков.  Объяснять  общее   и   особенное   в   образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области.  Осознать  значение   традиционной   русской одежды   как   бесценного   достояния   культуры народов. Создавать  эскизы   народного   праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в   форме,   в   цветном   решении   черты национального своеобразия. Характеризовать событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать   в   художественной   жизни   класса, школы. Создавать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты,  праздник   как   важное вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные:   составлять   план последовательности действий. ЛР:  уважительное   отношение   к иному мнению. Познавательные: использовать  знаково­символические средства  для решения задачи. Коммуникативные: ставить  вопросы по данной проблемы. Регулятивные: определять  последовательность действий. ЛР: уважительное отношение к  труду и культуре своего народа.  осуществлять Познавательные: поиск   и   выделение   необходимой информации.  Коммуникативные: формировать собственное мнение. 7­8 Народный праздничный 2 костюм 9 Народные праздничные 1 обряды. участвовать в народных действах.  Проявлять   себя   в   роли   знатоков   искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного     прикладного искусства.  (крестьянского) адекватно Регулятивные:  использовать речь. ЛР:  уважительное   отношение   к труду и культуре своего народа. 10 Древние образы в современных народных 1 игрушках 11 Искусство Гжели 1   рассуждать Размышлять,  об   истоках возникновения современной народной игрушки.  Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих   различным   художественным промыслам. Распознавать   и   назвать  игрушки   ведущих народных   художественных   промыслов,   в   том числе и старооскольскую глиняную игрушку. Осуществлять  собственный   художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладеть  приемами   создания   выразительной формы   в   опоре   на   народных   традиции старооскольской игрушки. Осваивать  характерные   для   того   или   иного промысла   основные   элементы   народного орнамента и особенности цветового строя. Эмоционально  воспринимать, выражать  свое отношение,   давать   эстетическую   оценку произведениям гжельской керамики. Сравнить  благозвучное   сочетание   синего   и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать  связь конструктивных,   и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. нерасторжимую   декоративных     оценивать Познавательные:  осуществлять поиск   и   выделение   необходимой информации   для   достижения цели;   результат деятельности. Коммуникативные: задавать вопросы,   вести   устный   диалог осуществлять   поиск   и   выделение необходимой информации. Регулятивные: использовать речь. Составлять  план   работы   по достижению планируемого результата. ЛР:   ценностное   отношение   к труду и культуре своего народа.  адекватно         Познавательные:  выделять   и обобщенно   фиксировать   группы существенных признаков объектов. Коммуникативные:  задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные:  составлять   план последовательности действий. 12 Городецкая роспись 1 13­14 Хохлома 15 Жостово. Роспись по металлу. 2 1   Осваивать приемы гжельского кистевого мазка – «мазка с тенями». Создавать  композицию   росписи   в   процессе практической творческой работы. Эмоционально  воспринимать, выражать  свое отношение, оценивать произведения городецкого промысла.  Определять произведений городецкого промысла.  Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать  композицию   росписи   в   традиции Городца.  характерные особенности эстетически         эстетически Эмоционально  воспринимать, выражать  свое отношение, оценивать произведения Хохломы. Иметь  представление  о   видах   хохломской росписи   («травка»,   роспись   «под   фон», «кудрина»), различать их. Создавать  композицию   травной   росписи   в единстве   с   формой,   используя   основные элементы травного узора.     эстетически Эмоционально  воспринимать, выражать  свое отношение, оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.  Осознавать  единство   формы   и   декора   в изделиях мастеров. ЛР:  уважительное   отношение   к народным традициям.   Познавательные:  выделять     и обобщенно   фиксировать   группы существенных признаков объектов. Коммуникативные:  задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные:  составлять   план последовательности действий. ЛР:  уважительное   отношение   к народным традициям. Познавательные:  сравнить различные   элементы   на   основе зрительного ряда. Коммуникативные:  вопросы, организации деятельности. Регулятивные:  применять установленные   правила   решении задачи. ЛР:  ценностное   отношение   к природному миру. Познавательные:  выбирать наиболее   эффективные   способы для   решения   художественной задачи.  Коммуникативные: формулировать   вопросы   по данной проблеме. задавать   необходимые   для собственной 16 17 Искусство керамики. Истоки и современное развитие промысла. 1 Роль народных промыслов в современной жизни. 1     эстетически Осваивать  основные   приемы   жостовского письма. Создавать  фрагмент   жостовской   росписи   в живописной   импровизационной   манере   в процессе выполнения творческой работы. Эмоционально  воспринимать, выражать  свое отношение, оценивать произведения борисовской керамики. Сравнивать  сочетание теплых тонов керамики с   традиционными   цветами   гончарных промыслов России. Осознавать  взаимосвязь   конструктивных, декоративных   и   изобразительных   элементов, единство   формы   и   декора   в   изделиях борисовских мастеров. Создавать  орнаментальную   композицию   с использованием   древнейших   знаков­символов, используемых   в   декоре   гончарных   изделий России. Объяснить важность сохранения традиционных художественных   промыслов   в   современных условиях. Выявлять  общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Участвовать  в   отчете   поисковых   групп, связанном   со   сбором   и   систематизацией художественно­познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать  свои   творческие   работы   и работы   своих   товарищей,   созданные   по   теме «Связь времен в народном искусстве». определять Регулятивные:  последовательность действий. ЛР:  уважительное   отношение   к труду и культуре своего народа.   Познавательные:  выбирать   и обобщенно   фиксировать   группы существенных признаков объектов. Коммуникативные:    задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные:  составлять   план последовательности действий. ЛР:  уважительное   отношение   к народным   традициям   и   мастеров своего края. Познавательные:  осуществлять поиск   и   выделение   необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение. Регулятивные:  использовать речь. ЛР: культуре своего народа.  отношение   к   труду   и адекватно Декор – человек, общество, время (9 ч) 18 Зачем людям  украшения 1 Характеризовать  смысл декора не только как украшения,   но   прежде   все   как   социального знака,   определяющего   роль   хозяина   вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания   с   формой   его   воплощения   в произведениях декоративно­прикладного искусства. Участвовать  в   диалоге   о   том,   зачем   людям украшения, что значит украсить вещь.   19­20 Роль декоративного искусства в жизни древнего общества 2 21­22 Одежда «говорит» о человеке 2 признакам   Эмоционально  воспринимать,   различать  по характерным   произведения декоративно­прикладного   искусства   древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять  в   произведениях   декоративно­ прикладного   искусства   связь   конструктивных, декоративных   и   изобразительных   элементов,   а также единство материалов, формы и декора. Вести   поисковую   работу  (подбор познавательного   зрительного   материала)   по декоративно­прикладному   искусству   Древнего Египта. Создавать  ожерелье) прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать  декоративного обобщения     выполнения практической творческой работы. Высказываться о многообразии форм и декора в   одежде   народов   Древней   Греции,   Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий. Соотносить  положением ее владельца в обществе. эскизы   украшений   (браслет,   по   мотивам   декоративно­ образный   строй   одежды   с навыками     процессе в       Познавательные:  выделять   и обобщенно   фиксировать   группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные:  составлять   план последовательности действий. ЛР:  уважительное   отношение   к иному имению. узнавать, Познавательные: назвать,   определять   основные характерные   черты   предметного мира окружающей действительности. Коммуникативные:  проявлять активность,   выбирать   наиболее эффективные   способы   для решения художественной задачи. Регулятивные: использовать речь для   регуляции   своих   действий; вносить необходимые изменения в действие. ЛР:  критериев деятельности. самооценка   на   основе успешной     Познавательные:  выделять   и обобщенно   фиксировать   группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать 23­24 Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» 2 25 О чём рассказывают нам гербы области 1 образный   строй   одежды   с Участвовать в индивидуальной и коллективной формах   деятельности,   связанной   с   созданием творческой работы. Передавать  в   творческой   работе   цветом, формой,   пластикой   линий   стилевое   единство декоративного   решения   интерьера,   предметов быта и одежды людей. Высказываться о многообразии форм и декора в   одежде   народов   разных   стран   и   у   людей разных сословий. Участвовать  в   поисковой   деятельности,   в подборе   зрительного   и   познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».  Соотносить  положением ее владельца в обществе. Участвовать  в   коллективной   форме деятельности, связанной с создание творческой работы. Передавать  в   творческой   работе   цветом, формой,   пластикой   линий   стилевое   единство декоративного   решения   интерьера,   предметов быта и одежды людей. Понимать: значение изобразительно­декоративных   элементов   в гербе родного города и городов области. Определять, символические элементы герба и использовать их при создании герба. Находить  в   рассматриваемых   гербах   связь конструктивного, и изобразительного элементов. Создавать  декоративную композицию герба, в соответствии   с   традициями   цветового   и декоративного   называть   смысловое       вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные:  составлять   план последовательности действий. ЛР:  уважительное   отношение   к иному мнению.   Познавательные:  выделять   и обобщенно   фиксировать   группы существенных признаков объектов. Коммуникативные:  задавать вопросы,   проявлять   активность   в коллективной деятельности. Регулятивные:  составлять   план последовательности действий. ЛР:  доброжелательность эмоционально­нравственная отзывчивость, отношение к иному мнению. уважительное   и     Познавательные:  выделять   и обобщенно     фиксировать   группы существенных признаков объектов. Коммуникативные:  задавать вопросы,   проявлять   активность   в коллективной деятельности. Регулятивные:  составлять   план последовательности действий. ЛР:  доброжелательность эмоционально­нравственная   и символического изображения гербов. отзывчивость. 26 Роль декоративного искусства в жизни 1 и Участвовать  в   итоговой   игре­викторине   с активным   привлечением   экспозиций   музея,   в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.  систематизировать Распознавать  зрительный   материал   по   декоративно­ прикладному   искусству   и   систематизировать его по социально­стилевым признакам. Соотносить  костюм,   его   образный   строй   с владельцем. Размышлять  и вести диалог об особенностях художественного классического декоративно­прикладного   искусства   и   его отличии народного от (крестьянского). Использовать  в   речи   новые   художественные термины. искусства языка           Декоративное искусство в современном мире (8 ч) 27­28 Современное выставочное искусство  2   Ориентироваться  в   широком   разнообразии современного декоративно­прикладного искусства,   различать   по   материалам,   технике исполнения  художественное   стекло,   керамику, ковку, литье, гобелен и т.д. Выявлять   характерные особенности   современного   декоративно­ прикладного искусства. Находить  и   определять  в   произведениях декоративно­прикладного   искусства   связь конструктивного, и изобразительного видов деятельности, а также декоративного  называть и     Познавательные:   осуществлять поиск   и   выделение   необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение. Регулятивные:  использовать речь. ЛР:  ценностное   отношение   к труду и культуре своего народа. адекватно Познавательные:  узнавать, называть,   определять   основные характерные   черты   современного декоративно­прикладного искусства. Коммуникативные:  обсуждать и анализировать работы художников с   точки   зрения   пластического языка   материала   при   создании художественного образа. Регулятивные: познавательную    преобразовать задачу в 29­30 31­32 Ты сам – мастер декоративно­прикладного искусства (Витраж) Ты сам – мастер декоративно­прикладного искусства(мозаичное панно) 2 2     создавать  практическими языком искусства, неразрывное   единство   материала,   формы   и декора. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно­прикладным искусством.  Объяснять отличия современного декоративно­ прикладного   искусства   от   традиционного народного искусства. Разрабатывать,  эскизы   коллективных   панно,   витражей   коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться  декоративно­ прикладного принципами декоративного   обобщения   в   процессе выполнения практической творческой работы. Владеть навыками, выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств. Собирать  отдельно   выполненные   детали   в более   крупные   блоки,   т.е.   вести   работу   по принципу «от простого к сложному».  Разрабатывать,  эскизы коллективных   панно,   витражей   коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться  декоративно­ прикладного принципами декоративного   обобщения   в   процессе выполнения практической творческой работы. Владеть навыками, выразительного использования формы, объема, цвета,   фактуры   и   других   средств   в   процессе создания   плоскостных   или   объемных декоративных композиций. Собирать  отдельно   выполненные   детали   в более   крупные   блоки,   т.е.   вести   работу   по языком искусства,  практическими создавать               практическую. ЛР:   целостный   взгляд   на   мир   в единстве разнообразии современных   художественных произведений, эстетические потребности. и         оказывать Познавательные: ориентироваться   в   разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: взаимопомощь в сотрудничестве. Регулятивные:  применять уставленные   правила   в   решении задачи. ЛР:  уважительное   отношение   к иному мнению.   оказывать Познавательные: ориентироваться   в   разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: взаимопомощь в сотрудничестве. Регулятивные:  применять уставленные   правила   в   решении задачи. ЛР:  уважительное   отношение   к иному мнению. 33­34 Создание декоративной композиции «Здравствуй 2 лето!»   создавать  принципами   декоративного выполнения принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке к итоговой выставки творческих работ. Разрабатывать,  эскизы коллективных   панно,   витражей   коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться обобщения     практической творческой работы. Владеть навыками выразительного использования  формы, объема, цвета, фактуры и других средств. Собирать  отдельно   выполненные   детали   в более   крупные   блоки,   т.е.   вести   работу   по принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке к итоговой выставки творческих работ. практическими   процессе в     Познавательные: ориентироваться   в   разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться   за   помощью   к одноклассниками и учителю Регулятивные:  возможности конкретного результата ЛР: эстетические чувства предвидеть получения КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС Изобразительное искусство в жизни человека № Дата  План  Факт Тема урока Элементы содержания Требования к результатам 1 1 2 3 2 3 4 5 6 Виды изобразительного искусства и основы их образного языка ­ 8 часов «Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств» ­ 1 час Художественные материалы» ­ 1 час «Рисунок ­ основа изобразительного творчества» ­ 1 час Виды и жанры  изобразительного  искусства: живопись,  графика, скульптура.  Художественные  материалы и их  выразительность в  изобразительном  искусстве Значение особенности  художественного  материала в создании  художественного  образа. Основные  скульптурные,  художественные,  графические материалы и их особенности. Виды графики. Рисунок как самостоятельное  графическое  произведение. Рисунок ­ основа мастерства  художника.  Графические  материалы и их  выразительные  возможности Знать виды пластических и  изобразительных искусств;  различные художественные  материалы  и  их значение  в  создании  художественного  образа. Уметь определять, к какому виду и жанру относится  рассматриваемое произведение. Объяснять, роль ИЗО в жизни,  вести диалог на заданную тему. Знать графические   художественные материалы и их  значение в создании  художественного образа.  Уметь использовать  выразительные возможности  графических материалов при  работе с натуры (карандаш,  фломастер) Иметь представление о  различных художественных  материалах Знать виды графики, графические художественные материалы и их  значение в создании  художественного образа.  Уметь приобретать  представления о рисунке как  виде художественного  творчества. Овладевать навыками рисунка с  натуры. Учиться сравнивать, обобщать  Вид, формы контроля (содержание) 7 Практическая работа №1 по теме урока «Семья  пространственных  искусств» Сгруппировать  предложенные фото и  репродукции произведений  по видам изобразительных  искусств Практическая работа №2 по теме «Художественные  материалы» Творческая работа разными материалами   по   выбору учащихся № 1 1 2­3 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС Изобразительное искусство в жизни человека Дата  План  Факт Тема урока Элементы содержания Требования к результатам 2 3 4 5 6 Изображение фигуры человека и образ человека ­ 8 часов «Изображение фигуры человека в истории искусств»­ 1 час «Пропорции и строение фигуры человека» – 2 часа         человека Изображение   человека   в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение фигуры   Изображение человека. человека   в   истории разных эпох, особенности образа в европейском,   русском искусстве и современном мире. Конструкция и основные пропорции  человеческого тела.  Особенности изображения человека художниками Древнего Египта, Древней Греции. Древнегреческая краснофигурная и  чернофигурная вазопись.  ­знать   представления   о   красоте человека в истории искусства; ­знать   о   процессе   работы художника   над   созданием станковых произведений. ­уметь   классифицировать   по особенностям характерным изображения в искусстве стран Древнего мира. человека       ­знать   термины   «пропорции», «канон»; ­уметь   строить   пропорции человека. ­знать   пропорции   строения фигуры   человека   в   разные исторические периоды. ­уметь   классифицировать   по заданным   основаниям   (движения Вид, формы контроля (содержание) 7 Практическая   работа   №1 «Изображение на плоскости» Изображение   с   натуры,   по памяти   и   по   представлению; изучение художественного наследия. Практическая   работа   №2 «Построение фигуры человека». Построение   фигуры,   соблюдая пропорции. 4­5 6­7 8 «Лепка фигуры человека)» ­ 2 часа «Набросок фигуры человека с натуры» – 2 часа Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве – 1 час   Древней Творчество Леонардо да  Винчи.  Скульптура Греции. «Ожившая статуя»: легенда   о   Пигмалионе   и Галатее. Художественное средство   скульптора   – пластика   (моделировка, создание объемности фигуры или предмета).     Энгра, Зарисовки   и   наброски фигуры   человека   в европейском   и   русском искусстве.   Набросок   с натуры, по памяти или по воображению художника. Творчество   художников Ван   Гога,   Рембрандта, Матисса,   В. Серова, А. Дейнеки и др. Проблемы и выявления в  изобразительном  искусстве соотношения  духовной и внешней  красоты человека.  Красота человека в  античном искусстве,  искусстве Средних веков, и европейском и русском  фигуры человека).     как   ­уметь   передавать   в   объёмной форме   и   в   рисунке   по наблюдению   натуры   пропорции фигуры человека, её движение и характер. ­знать   историю   возникновения скульптуры вида искусства; изобразительного особенности восприятия   скульптурного   образа,   великие скульптурные произведения. ­знать     термины   «набросок»   и техниках его выполнениях; ­уметь наблюдать особенностями натуры; ­уметь   делать   набросок   фигуры человека. ­знать   особенности   и   виды набросков творчество художников. за и           ­знать   картины   и   имена художников, изображающих человека.   анализ ­уметь   находить произведения; достоверную информацию, необходимую   для   решения учебных задач. составлять     Практическая   работа   №3 «Лепка фигуры человека».  Лепка   фигуры   человека   на сюжетной с использование   проволочного каркаса. основе           подбор натуры); Практическая   работа   №4 «Набросок фигуры» Изображение на плоскости (с иллюстративного материала к   изучаемым   темам;   изучение художественного наследия; обсуждение   работ   товарищей, результатов   индивидуальной работы. Практическая   работа   №5 «Построение фигуры человека в движении». Построение фигуры, соблюдая пропорции. 9 10 11 искусстве.  Индивидуальный  драматический, духовно­ нравственный образ,  идеал. Поэзия повседневности (8 ч) «Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов» – 1 час Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр – 1 час         мира и Картина представление о ценностях   жизни   в изображении повседневности   у   разных народов.   Изображения труда   и   повседневных занятий   человека   в искусстве древних восточных цивилизаций и Античности.  Понятие   «тематическая картина»   как   вид живописи.   Формирование станковой картины. Бытовой,   исторический, мифологический жанры в зависимости от содержания тематической картины.     «Сюжет и содержание в картине» ­ 1час Формирование   понятия темы,   содержания   и сюжета   в   произведениях изобразительного искусства. Закрепление ­различать произведения древних культур   по   их   стилистическим признакам   и   традициям   поэтики их искусства; ­развивать ценностные представления о многообразии и единстве мира людей; ­приобретать   композиционный изображения   и опыт навыки         жанры ­знать о тематической картине, ее видах; ­знать   о   бытовом   жанре, историческом жанре,   графических сериях; ­уметь различать изобразительного искусства. ­уметь и характеризовать основные жанры сюжетно­тематической картины. ­знать о понятиях сюжет, тема и содержания   в   произведениях изобразительного искусств; ­уметь   связывать   графическое   и цветовое   решение   с   основным перечислять     Практическая   работа   №6   по теме   Поэзия   повседневной жизни   в   искусстве   разных народов». Изображение выбранных   мотивов   из   жизни разных   народов   в   контексте традиций поэтики их искусства.   Самостоятельная   работа   по теме «Бытовой и исторический жанр».   Участие   в   беседе   об особенностях произведений искусства и   исторического жанра.   бытового   Самостоятельная   работа   по теме   «Сюжет   и   содержание   в картине». Изучение художественного подбор иллюстративного наследия; «Жизнь каждого дня ­ большая тема в искусстве» – 1 час представления   о   картине как об обобщении жизненных   впечатлений художника. Произведения   искусства на   темы   будней   и   их значение   в   понимании человеком   своего   бытия. Выражение   ценностной картины   мира в произведениях   бытового жанра.   Поэтическое восприятие   в   жизни. Интерес   к   человеку   – необходимое   качество деятельности художника.   «Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)» – 2 часа Изобразительное искусство о повседневной жизни   людей   в   истории моей   Родины.   Интерес   к истории   и   укладу   жизни своего народа. «Праздник и карнавал в изобразительном Сюжеты   праздника   в изобразительном 12 13­14 15­16 замыслом изображения. ­знать разницу между сюжетом и содержанием. Уметь композиции. создавать эскизы                     рассуждать публичного, и ­уметь о мировоззрении   художника   и   его поэтическом видении жизни; ­навыки индивидуального коллективного выступления. ­знать произведения изобразительного   искусства   и имена художников­ импрессионистов. ­уметь   составлять   речевое на высказывание основе восприятия произведений изобразительного искусства. ­развивать   интерес   к   жизни   умение   наблюдать, людей, представлять, сопереживать людям; ­развивать   интерес   к   истории своего народа; ­формировать   представление   о повседневной   жизни   в   прошлом своих родных мест ­   учиться   понимать   значение праздника в культуре народа;     материала   к   изучаемым   темам; явлений восприятие   действительности   и искусства; произведений   обсуждение работ товарищей и   результатов   индивидуальной работы. Практическая   работа   №7 «Жизнь   моей   семьи».   Сделать композиционные   рисунки   по теме. Практическая   работа   №8 «Жизнь людей на моей улице». Выполнение   набросков   сценок на   улице   по   возможности   с натуры,   по   памяти   и   по представлению. Практическая   работа   №9 «Жизнь   в   моем   городе   в прошлых   веках».   Создание композиции   на   темы   жизни людей своего города в прошлом. Практическая   работа   №10 «Праздник   и   карнавал». искусстве» ­ 2 часа «Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох» – 1 час. «Тематическая картина в русском искусстве XIX в.» ­ 1 час 17 18 искусстве.   Праздники разных   эпох.   Праздник как   яркое   проявление народного духа, национального характера.   ­   приобретать   представление   о произведениях   изобразительного искусства, изображающих праздник и карнавал   Создание композиции в технике коллажа   (индивидуальная   или коллективная работа). Великие темы жизни (12 ч)     Жанровые разновидности исторической   картины   в зависимости   от   сюжета. Исторический   жанр   как идейное   и   образное выражение   событий   в истории   общества. Взаимосвязь исторического и мифологического жанров. Монументальная живопись, фреска, темперная   и   масляная живопись, станковое искусство. Особенности   развития исторической   картины   в русском   искусстве   с появлением   светского искусства и исторической Творчество науки. великих русских художников, понимание значения картины как   живописной события           культуры ­   учиться   рассуждать   о   месте   и значении исторической картины в развитии   и общественного самосознания; ­   учиться   понимать   взаимосвязь исторического и мифологического   жанров   в изобразительном искусстве.           в о ­рассуждать значении творчества   великих   русских художников   в   создании   образа народа, становлении национального сознания и образа национальной истории;   об ­учиться   рассказывать особенностях развития исторической картины в русском искусстве       «Исторические Самостоятельная   работа   по теме и мифологические темы в   искусстве   разных   эпох». Участие в беседе, нацеленной на развитие   навыков   восприятия произведений   изобразительного искусства. Самостоятельная   работа   по теме   «Тематическая   картина   в русском   искусстве   XIX   в». Участие   в   беседе   о   великих русских   живописцах  XIX столетия. 19­20­ 21 22­23­ 24 25­26­ 27 «Процесс работы над тематической картиной» – 3 часа «Библейские темы в изобразительном искусстве» – 3 часа «Монументальная скульптура и образ истории народа» – 3 часа   общественной жизни. Формирование представления о тематической картине как выражении идейных   представлений художника,   обобщенный образ его наблюдений и   размышлений   о   жизни. Поиск   композиционного решения картины.     Формирование представления о великих, вечных темах в искусстве на   основе   сюжетов   из Библии. Развитие учащихся   ассоциативного и   образного   мышления эмоциональной   сферы, умения чувствовать. Расширение знаний о   языке   изображения   в христианском искусстве.   монументальных Роль памятников в исторической памяти народа   и   в   народном самосознании. Героические   образы   в скульптуре,     ­ приобретать творческий опыт  разработки художественного  проекта – создания композиции  на историческую тему; ­ приобретать навыки восприятия и объяснения изобразительной  метафоры в художественной  картине; ­ получать творческий опыт  разработки и создания  изобразительного образа на  выбранный исторический сюжет ­ узнавать о значении библейских сюжетов   в   истории   культуры, определять   сюжеты   Священной истории     произведениях искусства; ­   приобретать   творческий   опыт создание   композиции   на   основе библейского сюжета в     характеризовать ­ роль монументальных   памятников   в жизни общества; ­   знать   авторов   и   объяснять значение этих монументов; ­   приобретать   творческий   опыт лепки памятника работы   Практическая   работа   №11 над «Процесс   тематической картиной». Выполнение творческого художественного   проекта   по созданию композиции на тему из истории нашей Родины.     Практическая   работа   №12 «Рождество». Создание композиции   на   библейскую тему.   Практическая   работа   №13 «Монументальная   скульптура». Создание   проекта   памятника, посвященного выбранному историческому   событию   или историческому герою. 28 29­30 «Место и роль картины в искусстве XX в.» ­ 1 час   значимые художественные   средства выразительности, наиболее монументальные памятники.  Искусство   XX   века. Направления   и   образный язык   изображения   в искусстве в., метафорическое претворение реальности в изобразительном искусстве.    XX     ­   анализировать   художественно­ выразительные средства произведений   изобразительного искусства XXв.; ­   понимать   и   рассказывать   о множественности изобразительных   языков   в российском   искусстве   второй половины XX в. Самостоятельная   работа   по теме «  Место и роль картины в искусстве   XX   в.».   Участие   в беседе   и   дискуссии   о современном искусстве. Реальность жизни и художественный образ (7 ч) ­   характеризовать   временные   и пространственные искусства; ­   понимать   разницу   между реальностью   и   художественным образом,   значение   и   условность художественного образа Практическая   работа   №14   по теме «Искусство иллюстрации». литературного Выбор   произведения ряда интересных   эпизодов   из   него, сочинение   эскизов   будущих иллюстраций и исполнение их. и     «Искусство иллюстрации. Слово и изображение» – 2 часа     Искусство   иллюстрации как форма взаимодействия   связи слова с изображением. Творчество   известных иллюстраторов книг. между Разница   реальностью и художественным образом, искусством   временным   и пространственным.   Идея, замысел, эскиз, пространственное искусство, искусство. временное       31­32 «Зрительские умения и Понятие   художественный образ, конструирование ­   понимать   декоративный   язык изобразительного искусства; Самостоятельная   Творческая работа.   композиция, их значение для современного человека» – 2 часа «История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве» – 1 час   в умения художественной реальности   беспредметном или абстрактном   искусстве начала   XX   в.   Развитие культуры зрительского восприятия, понимать конструктивное, изобразительное и декоративное начало живописи, графике   и   скульптуре, анализировать творческую   позицию художника   и   мир   его времени. Историко­ художественный   процесс в   искусстве.   Стили   как художественное выражение восприятия мира. «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре» и Художественно­ творческий проект» – 1 Особенности художественных коллекций   крупнейших музеев мира.   Роль   и   значение художественного   музея, влияние   и   особенность 33 34 ­ развивать культуру зрительного восприятия; ­   анализировать   творческую позицию   художника   и   мир   его времени созданная по воображению.     силы   основные ­узнавать художественные в европейском   искусстве   и   время их развития в истории культуры; ­   называть   имена   крупнейших художников и их произведения в истории   мирового   и   русского искусства ­   получать   представления   об особенностях   художественных коллекций крупнейших музеев; ­ характеризовать  роль  музеев  в сохранении культурного наследия. ­уметь самостоятельно       Самостоятельная   работа   по теме   «  Стиль   и   направление   в изобразительном   искусстве». Анализ произведений изобразительного   искусства   с точки   зрения   принадлежности их   к   определенному   стилю, направлению. Самостоятельная   работа   по теме   «  Крупнейшие   музеи изобразительного   искусства». Участие в беседе о роли музеев изобразительного   искусства   в культуре. Творческий проект час его коллекции на развитие художественной культуры   и   понимание искусства. Жанр, портрет, натюрморт,   колорит. Коллаж. Проект. пейзаж,             ставить цели своей определять деятельности,   и формулировать   для   себя   новые задачи; ­учиться планировать самостоятельно пути достижения целей,  ­ учебное сотрудничество   и   совместную деятельность со сверстниками. организовать Материально­тематическое обеспечение образовательного процесса Основная литература: ­ Изобразительное искусство:5 класс ­ Декоративно­прикладное искусство в жизни человека (авт. Горяева Н. А., Островская О. В.);  ­ Изобразительное искусство:6 класс ­ «Изобразительное искусство в жизни человека» (авт. Неменская Л.А.); ­ Изобразительное искусство:7 класс – «Изобразительное искусство дизайн и архитектура в жизни человека (авт. Питерских А. С., Гуров Г. Е.). Оборудование и приборы: •Компьютер. •DVD­проектор •Магнитная доска.

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо

Программыпотехнологиииизо
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2018