Прогрессивная методика обучения детей и подростков технике игры на гитаре на базе клуба по месту жительства.
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
музыка +2
Взрослым
18.07.2017
Для реализации данной программы необходимо следующее:
Помещение для занятий, музыкальные инструменты, звукозаписывающая и звукоусилительная аппаратура, компьютер с соответствующим программным обеспечением, методическая литература. Важно, так же, чтобы педагог владел теоретическими знаниями в области музыки и педагогики, владел техникой игры на гитаре, знал и умел использовать различные музыкальные компьютерные программы и технологии. Разработанная и используемая мной на протяжении 29 лет методика преподавания постоянно совершенствовалась и показывает хорошие результаты. Её применение позволило мне в значительной степени повысить уровень мотивации у подростков к совместной творческой деятельности, развить их коммуникативные качества и музыкальные способности, повысить уровень развития художественного опыта , эмоционально-образную отзывчивость на музыку, потребность в общении с искусством, развить художественный вкус, общехудожественные знания, умения и навыки.
ПРОГРЕССИВНАЯ МЕТОДИКА.doc
Прогрессивная методика обучения детей и подростков технике игры
на гитаре на базе клуба по месту жительства.
Разрабатывая свою методику преподавания , я исходил из того, что в клуб, в
основном, приходят дети, не имеющие возможности обучаться в музыкальной
школе, практически, не владеющие нотной грамотой и знаниями в области теории
музыки. У многих из них плохая успеваемость в школе, а так как музыкальная
грамота на прямую связана с логикой и математикой, то изучение нотной грамоты
вызывает определенные трудности в плане понимания .
Проанализировав все эти факторы, я пришёл к выводу, что если в процессе
обучения использовать методику музыкальных школ , то для того , чтобы разучить
элементарную мелодию, ребенок сразу же сталкивается с большими проблемами:
1.Необходимо быстро и безошибочно читать ноты, знать их расположение на нотном
стане.
2.Одновременно высчитать длительности нот для создания ритмического рисунка
мелодии.
3.Знать расположение нот на грифе гитары.
4.Чтобы легко, бегло и выразительно сыграть мелодию, надо иметь хорошо
развитые мышцы рук и быстрые , независимые друг от друга движения пальцев.
Для достижения более быстрого результата в овладении техникой игры на
гитаре, я решил на начальной стадии обучения исключить ряд проблем, создающих
дополнительные трудности.
В методическую основу реализации данной методики обучения вошли основные
дидактические принципы. Это принцип доступности, наглядности, постепенного
перехода от простого к сложному. Как маленького ребенка, сначала учат говорить
и образно воспринимать слова, а только после того , как у этого ребенка появится
определённый словарный запас, изучают с ним буквы и грамматику. Так и в музыке,
слушая и анализируя каждую музыкальную фразу, можно запоминать её интонацию,
ритмику, тем самым развивать свой музыкальный и ритмический слух. После этого
уже можно осознанно изучать нотную грамоту.
Методика включает следующие упражнения и приемы обучения игре на
гитаре:
1. Для развития координации рук и беглости пальцев я разработал специальный
комплекс упражнений
[см. приложение N1], включающий в себя силовые
упражнения для пальцев рук, растяжки, скоростные движения. Занимаясь этими
упражнениями, ребенок очень быстро видит результат своих занятий. Движения
пальцев на грифе гитары становятся более свободными и скоординированными.
2. Работа с табулатурами:
В отличие от записи на нотном стане, запись при помощи табулатуры гораздо
нагляднее, так как сразу же показывает расположение нот на грифе гитары и
позволяет быстро читать с листа. 3. Изучение различных аппликатурных форм гамм, пентатоники, аккордов
на грифе гитары.
Запоминая различные аппликатурные формы , учащиеся могут безошибочно
обыгрывать гармонические последовательности в определенной тональности. Этими
же аппликатурными формами они могут обыграть гармонию в любой тональности,
меняя только позиции, при этом, играя всегда «правильные» ноты. Такой тип
упражнений при регулярной тренировке даёт свободу движений и знание грифа
гитары. Непременным условием является пропевание всех нот при
игре
упражнений. Это хорошо влияет на развитие музыкального слуха. Осваивая технику
импровизации, ученик на первом этапе привязан к аппликатурам, но в дальнейшем
он начинает мыслить музыкой, а не аппликатурами, создавая свой стиль
импровизации.
4. Изучение ритмических рисунков.
Прежде, чем сыграть какой – либо ритмический рисунок или мелодию,
предлагается сначала проанализировать и ритмически воспроизвести каждую фразу.
Только после правильного и четкого воспроизведения ритма каждой фразы
музыкального произведения, ставится задача сыграть это на гитаре. Таким же
образом изучаются ритмические рисунки различных музыкальных стилей.
5.Работа с компьютером.
Развитие информационных технологий в современном обществе позволяет повысить
наглядность обучения и мотивацию к ней. Интерактивные средства позволяют
ученику управлять потоком информации, акцентировать внимание на наиболее
интересных или сложных моментах изучаемого материала.
В процессе обучения дети знакомятся с музыкальной компьютерной программой
Guitar Pro . Установив на домашний компьютер эту программу , у детей появляются
большие возможности для разучивания различных музыкальных произведений.
Музыкальные произведения в огромном количестве представлены в этой программе
в виде нот и табулатур. Их можно прослушать в любом темпе и любой тональности,
что существенно облегчает процесс разучивания. Программа очень наглядна и
проста в использовании, позволяет очень быстро освоить любое произведение,
записать звучание собственной гитары для анализа ошибок.
6. Изучение нотной грамоты
Освоив гаммы, аппликатурные формы, научившись извлекать звук , играть
гармонические последовательности и различные ритмические рисунки, приступаем
к изучению нотной грамоты. На данном этапе учащиеся уже понимают, о чем идет
речь , и с интересом осваивают данный материал. Изучая нотную грамоту, учащиеся
рассматривают музыкальное произведение уже с позиции гармонии. Это даёт
осознание и понимание того, что они играют, умение записывать собственную
музыку. Со временем они осваивают построение гармонических моделей ,
транспонирование музыкальных произведений в любую тональность. Опираясь на
знание нотной грамоты и гармонии, учатся подбирать музыкальные произведения на
слух. 7. Изучение способов и средств выразительной игры для создания
музыкального образа
Следующей ступенью исполнительского мастерства является изучение различных
способов выразительной игры . К ним относятся приёмы вибрато, глиссандо, бенды,
теппинговая техника, мелизмы, динамические оттенки и так далее. Овладение
этими приемами позволяет превратить простое чередование нот в музыкальное
произведение, создающее определенное настроение и образ.
8. Занятия в компьютерной студии
Освоив технику игры на гитаре, изучив нотную грамоту и технику импровизации, у
учащихся возникает потребность в создании и записи собственной музыки,
аранжировок и песен. Для этой цели я создал компьютерную студию, где учащиеся
осваивают музыкальные компьютерные программы, основы звукооператорского и
звукорежиссёрского мастерства, запись, обработку и сведение звука, мастеринг и
запись компакт дисков. Такие занятия очень хорошо развивают музыкальный и
художественный вкус, создают высокий уровень мотивации собственной творческой
деятельности.
Для реализации данной программы необходимо следующее:
Помещение для занятий, музыкальные инструменты, звукозаписывающая и
звукоусилительная аппаратура, компьютер с соответствующим программным
обеспечением, методическая литература. Важно, так же, чтобы педагог владел
теоретическими знаниями в области музыки и педагогики, владел техникой игры на
гитаре, знал и умел использовать различные музыкальные компьютерные программы
и технологии.
Разработанная и используемая мной на протяжении 29 лет методика
преподавания постоянно совершенствовалась и показывает хорошие результаты. Её
применение позволило мне в значительной степени повысить уровень мотивации у
подростков к совместной творческой деятельности, развить их коммуникативные
качества и музыкальные способности, повысить уровень развития художественного
опыта , эмоциональнообразную отзывчивость на музыку, потребность в общении с
искусством, развить художественный вкус, общехудожественные знания, умения и
навыки.
Прогрессивная методика обучения детей и подростков технике игры на гитаре на базе клуба по месту жительства.
Прогрессивная методика обучения детей и подростков технике игры на гитаре на базе клуба по месту жительства.
Прогрессивная методика обучения детей и подростков технике игры на гитаре на базе клуба по месту жительства.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.