муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пибаньшурская средняя общеобразовательная школа»
Великая Отечественная война
в произведениях художников
Удмуртии
Исследовательская работа-проект
Автор:
Абакумова Анастасия, 7класс
Руководитель: Коротаева Е.Н.
учитель ИЗО, МХК
2020г
Оглавление
1.Введение стр. 3
2.Основная часть стр. 4
2.1. Печатные издания. Графика. стр. 4
2.2. Скульптура стр. 5
2.3. Рисунок и живопись стр. 5
3. Заключение стр. 11
4. Список литературы стр. 12
5. Приложение
Введение
Актуальность работы заключается в том, что после того как была объявлена тема «75- летие Победы в Великой Отечественной войне» и «Моя малая Родина, я задумалась, как отражалась военная действительность в картинах художников моей малой родины, Удмуртии?
На уроках изобразительного искусства и на уроках истории мы уже знакомились с произведениями художников о Великой Отечественной войне. Проблема в том, что мы очень мало знаем о творчестве наших земляков-художников, которые также не остались в стороне от этих великих событий и в своем творчестве рассказали нам о важности этого исторического времени в жизни всего советского народа.
Прошло 75 лет Победы в страшной войне 1941-1945 года. Это величайшее событие и по сей день хранит в себе множество интересных фактов. Каждый человек хоть раз задумывался о важности и роли того или иного события. Столь знаменательная дата подтолкнула меня к углубленным познаниям в области истории этой войны. Не один день ушёл на поиски важной и интересной информации. Мне удалось узнать, что наши земляки не остались в стороне, а также были причастны к этому историческому событию.
Результатом моих трудов послужит сегодняшняя работа.
Объект исследования: художники Удмуртии
Предмет исследования: произведения искусства на тему Великая Отечественная война.
Цель работы: исследовать произведения живописи Удмуртских художников, отражающие исторические факты Великой Отечественной войны, борьбу с фашизмом.
Задачи:
· Изучить литературу и ресурсы Интернета о творчестве Удмуртских художников.
· Формирование умения отбирать материал по исторической живописи.
· Изучить тему войны в изобразительном искусстве Удмуртских художников.
· Развитие навыка оформления электронной презентации по теме: «Великая Отечественная война в произведениях художников Удмуртии.
· Воспитание гражданско-патриотической позиции: любви и верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время.
При реализации исследовательской работы использовались разные формы работы: работа с литературными источниками, электронными носителями (выход в интернет), выбор направлений для исследования, собранный впоследствии материал (текст и картины) оформлять в папку; к последнему этапу готовить выступления с показом общей презентации.
Новизна проекта в том, что в ходе исследования удалось обобщить разрозненный материал о творчестве художников Удмуртии о Великой Отечественной войне, создать презентацию по теме для уроков Изобразительного искусства, МХК, истории- краеведческого характера. Проведя опрос учащихся среднего и старшего звена о художниках Удмуртии, выяснила, что 89% учащихся называют фамилии художников: Семенов, Холмогоров, Репин Г.А, и только 58% могут назвать полотна о Великой Отечественной войне. Поэтому, я и решила изучить этот вопрос и расширить свои знания.
2. Основная часть
Принято считать с глубокой древности, что, когда говорят пушки, музы молчат. Великая Отечественная война (22.06.1941. – 09.05.1945.) отринула это утверждение: грохотали орудия по всей нашей земле; умирал, голодал и замерзал в осаде город на Неве; пылал в огне город на Волге; истекала кровью Брестская крепость, а музы – не молчали! «Все для фронта, все для победы!» - эти слова в годы войны стали девизом поэтов, композиторов, художников.
В искусстве живописи можно выделить жанры: исторический, бытовой, пейзаж, портрет, натюрморт. Историческая живопись – это один из основных видов изобразительного искусства, в современном понимании этого термина есть изображение значительных событий в развитии общества. Это картины в виде батальных сцен, историко-бытовых изображений, изображений деятелей прошлого, групповых портретно-исторических композиций, исторических пейзажей. Картины, посвященные военным действиям, требуют огромного мастерства в изображении мелких деталей и большого количества людей, помещенных на разных планах.
По произведениям исторической живописи мы судим о симпатиях и антипатиях автора, о его социальной позиции. Поэтому часто в полотнах находили художественное выражение драматические столкновения исторических сил, взгляд на народ как на активную движущую силу истории, события национально-освободительной борьбы. Рождённые Великой Отечественной войной темы были различны. Неодинаковыми путями шли художники и к их воплощению. Но общим для всех мастеров был высокий пафос гуманистического утверждения красоты и ценности человека и острая ненависть ко всему, что мешает его счастью, что враждебно светлой и радостной жизни в мире.
Творчество удмуртских художников.
В годы войны проводились выставки, среди них – две Всесоюзные («Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских.
Только в Ижевске прошло 5 художественных выставок. Ушли на фронт художники из Удмуртии: Н. М. Галанов, Ф. И. Иванов, В. Г. Самарин, А. М. Сенилов, что нашло затем отражение в их творчестве.
2.1. Печатные издания. Графика.
Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники, создавшие летопись борьбы и побед Великой Отечественной войны 1941-1945гг. было создано множество политических плакатов, призывающих призывающий своих сыновей исполнить долг - защитить Отечество. Не остались в стороне и наши земляки. С большим напряжением работали в годы Великой Отечественной войны над изданием массовой печатной продукции. В Удмуртии размножались "ОКНА ТАСС", присылаемые из Москвы. В" Удмуртской правде " перепечатывались карикатуры Б. Ефимова, Кукрыниксов и других видных художников-сатириков. Наряду с этим создавалось немало газетных плакатов и карикатур местными художниками.
На фронте создавалась книга очерков народного писателя Удмуртии М. Лямина «Тыл пырти» (Сквозь огонь"). Она рассказывает о действиях 357-й ордена Суворова стрелковой дивизии, сформированной в 1941 г . на удмуртской земле .Обложку ее ,титульный лист и заставки к отдельным очеркам выполнил Б.Вихарев, фронтовик, вернувшийся в издательство в 1943 г. после тяжелого ранения. Рисунки фронтовых художников по-разному использовались при оформлении книг М.Лямина.
Благодаря вдумчивой работе художников, образы бойцов дивизии, столь не похожих, столь отличающихся друг от друга людей, продолжают жить не только в памяти боевых товарищей, но и в сознании тех, кто никогда не видел войны. По рисункам Мякотина до нас дошли достоверные облики лучших бойцов дивизии. Таков портрет санинструктора, старшины Н.К.Козлова, портреты многих боевых друзей художника.
2.2. Скульптура.
Большинство работ земляков-художников выполнено по теме в послевоенные годы, как дань памяти солдатам, их подвигу.
После победы в Великой Отечественной войне монументальное искусство Удмуртии получило мощный стимул для своего дальнейшего развития и совершенствования. Встала грандиозная задача прославления великого подвига народа-победителя. Одним из не многих авторских памятников является открытый в 1950 году в Ижевске памятник дважды Герою Советского Союза Е. М. Кунгурцеву. Автором его был известный московский скульптор, И.И.Козловский.
Волков Борис Кузьмич. Скульптор, удмуртский художник,
В Ижевске стоит монумент боевой и трудовой славы (1967), созданный совместно с Р. К. Тагировым; архитекторы- Г. С. Пономарёв, А.Г. Мифтахов). В центре площади- могучая фигура солдата с боевым знаменем в руках ,пробитым осколком. В лице бойца- неукротимая воля к борьбе.
Цибульник Виталий Александрович. Скульптор.
В творчестве В.А.Цибульника хорошо уживаются аллегорическая символика и героический романтизм. Элементы символики присутствуют в его лучших тематических работах. Таков образ воина-солдата, центральной фигуры памятника в с. Каменное Завьяловского района(1972,бетон), посвященном подвигу солдат в годы Великой Отечественной войны.
Черты символики еще более ярко выступают в памятнике воинам, погибшим от ран в местных госпиталях, посвященном 30-летию Великой Победы и установленном в Ижевске в 1975 году.
Вместе с архитектором А.Е.Доровицким он уделяет большое внимание разработке пространства, как одного из сильно действующих эмоциональных средств образного решения. Использование низкого постамента позволило приблизить памятник к зрителю. Новой была для В.А.Цибульника и трактовка движения. Раненого воина показывает в сложном ракурсе: плащ-палатка, подобно крылу огромной птицы, парит над раненым бойцом, усиливая впечатление последнего стремительного, порывистого движения бойца.
2.3. Рисунок и живопись.
Матанцев Фёдор Прокопьевич. Живописец. По-своему воскрешает в памяти время борьбы с фашизмом в натюрморте «Не забыто»(1985). Духовный мир человека выразительно раскрыт через отбор и характер вещей, хранящих следы его недавнего присутствия. Эти вещи-память о войне. Ф.П.Матанцев-человек большой внутренней дисциплины, каждая работа-результат мучительных раздумий и долгого труда. Сила его работ-в верности правде, в искреннем отношении к тем, чьи судьбы вошли в искусство.
Постников Борис Анатольевич. Живописец.
Полотно «Хлеб»(1979)-всего лишь натюрморт. Но каравай хлеба на простом деревянном столе при трепетном свете догорающей свечи и зыбкие тени давно ушедших из жизни людей воспринимаются как целая историческая эпопея. Произведение было задумано художником как реквием по погибшим в годы войны, разрухи. Но символ оказался более емким. Картина вызывает мысль о вечном пламени жизни, силе земли, дающей хлеб, и связи многих поколений людей.
Иной сюжетный поворот приобретает тема войны в работе «Боевые будни»(1985), посвященная Великой Отечественной войне. Художник создает талантливые работы не только в области живописи, но и в сфере прикладного и монументально-декоративного искусства.
Семенов Петр Садофьевич. Живописец.
Через всю жизнь художника прошла тема Великой Отечественной войны, болью она вошла в его судьбу: на войне погиб отец, в годы лихолетья умерла сестра отдали жизнь на фронтах войны родственники, односельчане. Их памяти посвящены произведения-«Высота. Земля цветет»(1968). «На полях России»(1992), «Обелиск»(1993), «Без вести пропавший»(1993).
Глубокое волнение вызывает произведение П.С.Семенова «Н.Ф.Сидоров-отец восьми погибших сыновей»(1975).Тишина разлита в опустевшем доме, на белой стене развешаны фотографии сыновей с датами их гибели от 1941 до 1945 года. Они составляют торжественно-траурный венок над головой отца Художник показывает страшную рану, нанесенную войной.
Репин Георгий Александрович. Живописец.
Образ суровой и трудной военной поры воссоздает Г.А.Репин в картине «Ижевские оружейники. Сводка Совинформбюро» (1979). Живописцу удалось передать атмосферу войны, с ее тревогами, утратами, горечью. Она остро выражена в лицах, жестах позах женщин, детей, стариков, затаивших дыхание у черной тарелки репродуктора.
Сенилов Андрей Михайлович. Живописец. В 1942 г. ушел на фронт, был минометчиком, воевал до 1945 года и там урывками брался за карандаш и бумагу. Знаменателен факт его военной биографии. «Портрет Маршала Советского Союза К.К.Рокоссовского» был подарен маршалу 9 мая 1945 года в честь победы над фашизмом.
Виноградов Семён Николаевич. Народный художник, живописец, поэт фронтовик Картины написаны в тревожных тонах, отражающих военную действительность. С.Н.Виноградов глубоко почувствовал и передал духовную сущность картины. Поэт фронтовик Н.С.Байтеряков. 1987г. Ожидание.
За годы войны развивались портретный, бытовой и пейзажный жанры живописи. В начале это была лишь «живописная зарисовка» увиденного. В первые месяцы войны враг теснил нашу армию, захватил Белоруссию, Украину, Прибалтику, кольцом блокады окружил Ленинград, подбирался к окрестностям Москвы. Главная идеологическая задача живописцев в 1941 г. - это утверждение морального превосходства над врагом.
Алексей Павлович Холмогоров.
Народный художник УАССР, заслуженный художник РСФСР, народный
художник РСФСР. Участник Великой Отечественной войны. В 1943г. был призван
в армию, воевал на Дальнем Востоке, получил награды. Художник своим нравственным долгом считал
необходимость показать, художественно отобразить свою боль о погибших товарищах
и гордость за подвиг всего народа в Великой Отечественной войне. Одной из
центральных и особо любимых в творчестве художника была военно-патриотическая
тема. в многофигурном жанровом полотне «Возвращение»(1959) художник
создает образ воина, вернувшегося к мирной жизни. Одну за другой бывший солдат
Холмогоров создает такие этапные в его творчестве полотна, как «Ветераны
Великой Отечественной войны из Удмуртии» (1970-1974), «Выстояли», «Портрет
ветерана Н. С. Кулагина» (1974). Первое полотно "Выстояли" (1974)
передает картину только что закончившейся танковой битвы. На переднем плане
расположены в полный рост крупные фигуры трех солдат, только что вышедших из
боя, и генерала с офицером-адъютантом, приехавших, чтобы тут же, на поле
сражения, вручить награду герою. Генерал крепко-крепко, по-отечески, как
родного сына, обнимает солдата . Запоминаются и все другие образы картины -
раненного в голову солдата, опирающегося на противотанковое ружье, морского
пехотинца, понимающего значимость момента, и адъютанта генерала, в глазах
которого восторг и удивление одновременно. Композиция, колорит, правдивость
образов - все художественные средства картины работают на передачу правды
жестокой и тяжкой войны, героизма солдат и офицеров, вставших на защиту
Отечества, родной земли.
Второе полотно триптиха «Ветераны
Великой Отечественной войны из Удмуртии» (1971-1974) посвящено групповому
портрету семи земляков, участников Великой Отечественной войны. Перед
художником стояли сложные задачи по композиции и колориту, объединению всех
фигур картины, по созданию разных по характеру образов. Ему удалось решить все
задачи. Зритель видит документально выверенный групповой портрет
воинов-освободителей, с точной передачей их индивидуальных характеров. В центре первого ряда писатель, бывший
пехотинец М. А. Лямин внимательно слушает Героя Советского Союза генерал-майора
А. Н. Сабурова. На левой стороне беседующих бывший артиллерист И. М. Телятников
внимательно разглядывает лежащие перед ним фотографии, а на правой -
опирающийся на трость, суровый на вид, бывший знаменосец Н. И. Нариманов
поглощен думами о предстоящем выступлении с воспоминаниями. Во втором ряду,
опершись на подставку с пулеметом, стоит в задумчивости бывший пулеметчик И. Д.
Лукин, а рядом с ним Герой Советского Союза, бывший летчик А. А. Девятьяров и
военный разведчик с характерной бородой В. Н.Перлинов.
«Портрет ветерана Н. С. Кулагина» (1974) - завершающая часть живописного триптиха Холмогорова.
На полотне изображен сидящий человек с плотно сбитой фигурой, в праздничном
костюме, с воинскими наградами на пиджаке, в белой рубашке. Он в домашней,
уютной обстановке. Крупные черты лица, большие, крепкие, жилистые руки выдают
твердый характер и благородство воина-победителя и труженика в условиях мирной
жизни. В День Победы он с баяном, от портрета веет радостью бытия и
уверенностью человека-труженика в завтрашнем дне. Много лет спустя Холмогоров
снова обращается к написанию большой картины «В День Победы. Деревенские
ветераны» (1985), которая была приобретена Государственной Третьяковской
галереей. В ней просматривается иной настрой художника, чем это было в
триптихе.
В праздничный день в плохо отапливаемом
сельском клубе за столом собрались ветераны - пожилые женщины и старики. На
переднем плане в полный рост с красиво посаженной седой головой в кожанке и
сапогах с газетой в руках стоит бывший фронтовик. На груди просматривается
солдатский орден Славы. Он только что прочитал что-то важное. Рядом у знамени в
почетном карауле школьники. Уверенными мазками с явной симпатией к героям
картины художник мастерски лепит их немолодые, озабоченные лица, подчеркивая их
индивидуальные черты внешности. В позах и взглядах изображенных лиц - тяжелое и
даже печальное раздумье о человеческом бытие, об их прошлом, настоящем и
будущем внуков. Образы фигурантов картины, одежда, обстановка передают время
действия, национальный психологический склад их характеров, мудрость и терпение
поколения, пережившего войну и продолжающего испытывать многие лишения. Общая
атмосфера, настрой картины перекликается с сегодняшним днем, когда многие
ветераны войны и труда оказались в незавидном материальном положении.
Холмогоровские картины на военную тему
достоверно передают драматизм событий, несгибаемость народного духа, подвиг
солдата, воина-освободителя, гордость и преклонение перед их мужеством и
стойкостью. Они волнуют зрителя и сегодня, напоминают ныне живущим о
непреходящих человеческих ценностях, о вечных моральных устоях общества и
каждого человека, о неоплатном долге перед ветеранами войны.
Костылева Вера Григорьевна. График.
Картины: «Ветеран войны, полный кавалер орденов Славы Т.Ф. Емельянов»(1985), «Ветеран войны, Герой Советского Союза, полковник Г. С. Томиловский»(1985), « Ветеран войны, Герой Советского Союза, летчик-истребитель А.А. Девятьяров»(1985), «Серебряная грусть»(1984), «Кострома»(1984) и другие. Хорошо передаёт внутреннее состояние человека - портрет Г.С. Томиловского. С большой теплотой, искренностью написано его лицо. Много лет за спиной ветерана, но печать боевой юности отложилась на его характере - мужественном и добром, пытливым и открытым – всё это зорко подмечено художницей. Кажется, огненные вспышки боёв и пожаров, всё виденное и пережитое навсегда отразились в глубине в глубине его глаз. Портрет привлекает психологической выразительностью. Художница сумела передать состояние сосредоточенности в лице ветерана с тревожным вопрошающим взглядом.
Кривоногов Петр Александрович
Родился Петр Кривоногов в 1911 году около Сарапула в Удмуртии, в маленькой, отгороженной лесами деревушке Киясово. Старший брат Петра был красногвардейцем. Отца на глазах у сына белые запороли шомполами насмерть. Оставшись сиротой, будущий художник сначала батрачил, потом беспризорничал. Когда Петра отправили в детский дом, в мешке за его плечами уже было несколько тетрадей с рисунками. В детдоме в Кинешме впечатлительный подросток понял, что такое чувство товарищества и личная ответственность за порученное дело, за свои поступки. Здесь он встретился с учителем рисования С.Н.Коковиным, раскрывшим перед ним мир искусства и привившим любовь к живописи. Затем рабфак при Всероссийской академии художеств, учеба в академии. Увлекшись А.Серафимовичем, в 1938 году он пишет свою дипломную работу, посвященную легендарному походу Таманской армии. Признана она была отличной и экспонировалась на Всесоюзной выставке к 20-летию Ленинского комсомола. Позже, вспоминая свое детство и юность, на страницах газеты "Удмуртская правда"(4 октября 1950 г.) он писал:"Советская власть из беспризорного сделала меня человеком. Комсомол был моим воспитателем, коммунистическая партия сделала меня большевиком"С1939 года П.А.Кривоногов на всю жизнь связал себя с красной Армией. Начал он службу в кавалерийской части, где начальником штаба был Л.М.Доватор. И понятно, почему в любой его картине вы всегда обнаружите доскональное знание военного быта.В 1940 году Кривоногов был зачислен в ряды Студии имени М.В.Грекова. Пройдя суровую школу Великой Отечественной войны, художник собрал огромный материал для своих картин, сделал сотни этюдов. Тяжелые испытания народа жгучей болью отзывались в его сердце. И первые впечатления у прибывшего на Западный фронт Петра Александровича были связаны с трагическими картинами последствий зверств, чинимых на нашей земле немецко-фашистскими оккупантами. В солдатской шинели прошел художник Петр Кривоногов по дорогам Великой Отечественной войны. Начал войну солдатом, а закончил ее в звании майора. Кривоногов хорошо изучил и полюбил армейскую жизнь. От набросков художник переходил к станковым произведениям, отразившим бессмертные подвиги советского народа. Лучшие картины Кривоногова вошли в золотой фонд советского изобразительного искусства. После войны художник Петр Кривоногов стал заслуженным деятелем искусств РСФСР, лауреатом государственной премии. П.А.Кривоногов первым награжден был золотой медалью имени М.В.Грекова (1966 г.) За большие заслуги в деле развития советского искусства в 1955 году П.А.Кривоногову указом Президиума Верховного Совета РСФСР было присвоено звание заслуженного деятеля искусств республики. Жизнь П.А.Кривоногова оборвалась в 1967 году в то время, когда он вместе со своими товарищами по студии выполнял ответственное поручение по реставрации панорамы Рубо «Бородинская битва». Творчество художника П.А.Кривоногова (1911-1967)- одна из ярких и неповторимых страниц в советском изобразительном искусстве. Картины Кривоногова знают и любят миллионы советских людей и наших друзей за рубежом. В них сражается судьба советского народа, великие испытания ,подвиги и победы защитников Советской Родины, верным сыном которого был этот неутомимый художник. Поэтому они украшают залы многих музеев и выставок, репродукции с них часто можно встретить на страницах военно-мемуарных книг, учебников и произведений художественной литературы, а некоторые из них стали
хрестоматийным. Жизнь этого человека сама по себе примечательна и интересна. Она была связана с эпохой тяжелых испытаний, бурных процессов строительства новой жизни, с печалями и радостями минувшей войны. Известно, что жизненный опыт художника, его мысли и чувства, склад характера накладывают определенный отпечаток на творчество. Они проявляются и в выборе темы и в самом подходе к изображению, в индивидуальных особенностях своего видения действительности, событий прошлого, поступков людей. Это в полной мере относится к Кривоногову. Скромный и тихий, лишенный каких-либо стремлений произвести на окружающих внешний эффект, мягкий по натуре и добрый человек. Таким помнят его товарищи. Но за его молчаливостью и, как иногда казалось, замкнутостью угадывалось умение размышлять, внутренне переживать и анализировать, подолгу вынашивая свой замысел.
В картине «Поединок» Кривоногов отобразил оранжево красное поле битвы, пожар. И на этом фоне мы видим одного советского офицера, идущего со связкой гранат на металлическое чудовище. Вся его фигура дышит таким огнем ненависти к врагу, что мы безошибочно угадываем закономерность.
В картине «На Курской дуге» царит торжественная тишина, только что наступившая на полях битв. Земля еще не остыла от кромешного ада, от невероятного по своему напряжению столкновения танков и людей. В этой картине еще дымятся фашистские «тигры», мы как будто физически ощущаем, как накалена броня наших танков, тлеет ковыль, горит примятая рожь. Эта картина напоминает мотивы полотен Верещагина и Васнецова. В ней звучат со всей силой и грозное предостережение захватчикам чужих земель, и гимн славы павшим в боях за свободу и независимость нашей Отчизны.
В картине «На ничейной полосе» художник показал советского летчика, которого подбили над ничейной полосой и он с ненавистью смотрит на запад.
Галерею произведений П.А.Кривоногова о защитниках Брестской крепости называют оптимистической трагедией. Вся она отличается образной документальностью. Это живопись большого накала и вместе с тем художественно - историческая, документальная книга в красках. Историзм в самом высоком смысле слова - характерная черта почти всех произведений Кривоногова. Немало дней провел художник у стен этой легендарной русской твердины, создавал множество этюдов. Постепенно складывались у него замыслы батальных полотен. На одном из них-«Защитники Брестской крепости»-коммунисты ведут в атаку солдат. На красном стяге, развевающемся в окне крепости, как знамя слова призыва «Да здравствует коммунизм». Душой обороны Брестской крепости были командиры: капитан И.Н.Зубарев и полковой комиссар Е.М.Фомин, образ которого стал основой сюжета полотна «Комиссар крепости». Архивные изыскания и свидетельства очевидцев, участников обороны, позволили художнику узнать о всех подробностях подвига этого героя. Фомин был уроженцем Лиозненского р-на Витебской области, воспитанником комсомола. «Будьте беспощадны к врагам, берегите друг друга»- говорил комиссар своим товарищам-бойцам перед контратакой. Полумертвого его схватили гитлеровцы и расстреляли у ворот крепости.
Художник запечатлел комиссара в момент расстрела, сумел передать непоколебимость его воли, уверенность в победу.
Героическая Брестская эпопея пополнялась все новыми полотнами. Расскажем о двух из них, особенно запоминающихся: «Приказ по крепости» и «Комиссар крепости». В первой мы видим, как в одном из казематов за столом бойцы и политработники слушают и принимают к неуклонному исполнению «Приказ №1 на оборону крепости». Документ этот был найден в развалинах и сейчас выставляется в музее.
Начиная с защиты Брестской крепости, П.А.Кривоногов запечатлел многие крупные сражения. Поэтому, когда надо иллюстрировать книги по истории минувшей войны или использовать репродукции с картины на политических занятиях в роте, всегда обращаются к творениям этого художника.
Так бои за Москву предстали в картинах «Рейд Доватора» и «Советская конница под Москвой», «В Волоколамске». Сталинградская битва - в полотне «Поверженный враг». Широко известны его картины «На Курской дуге», «У переправы через Днестр», «Корсунь -Шевченковское побоище», «Капитуляция фашистских войск в Берлине» и, наконец, «Победа».
Из дневника художника: «…2 мая, в весенний солнечный день, я делал этюд с рейхстага. На его куполе сквозь пламя и дым реяло Красное знамя. Отовсюду спешили сюда бойцы- группами и в одиночку, пешком и на машине. И какая это была волнующая картина: у стен мрачного, испещренного огнем здания, торжествовали победу советские воины! Здесь же было много неожиданных встреч. Для меня радостной была встреча с товарищами по студии, которые, словно сговорившись, пришли к рейхстагу и расположились на площади группами и в одиночку. Я давно уже наметил писать картину, в которой был бы обобщенный образ Победы, но к ней я пришел не сразу. До нее было еще сделано немало отдельных работ. Трудностей при работе над картиной «Победа» было очень много. Самая главная из них заключалась в том, что мне надо было преодолеть масштабы здания по отношению к воинам. Фоном, или, иначе говоря, исторической обстановкой, где должно развиваться событие, был рейхстаг. Нужно было найти такое решение, чтобы люди не были поглощены огромным массивом здания. Вторая задача - это выбрать кульминацию развивающегося события. Я остановился на том моменте, когда наши воины только что очистили рейхстаг и стихийно, но в то же время по-военному строго торжествуют победу». Картина впервые была показана на выставке работ художников Студии им. М. Б. Грекова к 30 годовщине Советской Армии.
3. Заключение
Культуроведческая учебно-исследовательская деятельность ориентирована на социальные интересы общества и связана с историей нашей страны и Удмуртской Республики. Патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика каждого, выражающаяся в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Я, как участница этого проекта, участвовала в её реализации, задумалась над тем, что будущее родного края будет зависеть от того, насколько все помнят исторические события прошлых лет своего посёлка, своей республики, своего края и страны, насколько ценят подвиги тех, кого Родина называет Героями. Ценность работы состоит в полноте раскрытия темы и документальной точности картин о событиях Великой Отечественной войны, а главное – это осознание истины: повторение войны гибельно для всех людей планеты. Ценности исторической живописи остаются прежними: воспитание патриотизма и интернационализма, веры в торжество справедливости на мирной земле.
Чаще всего учащиеся получают информацию из книг и из уст учителя. Исследовательская работа осуществлялась в условиях возможности самостоятельного выбора учащимися направлений деятельности, методов исследований, форм отчета о работе. Такая личностная ориентация позволила максимально приблизить проблемы исследовательской работы к жизни каждого (семей, товарищей), что способствовало переводу участника из пассивного в активного деятельного субъекта. В этом и заключается ценность работы.
Исследовательская работа проводилась с декабря 2019 по январь -2020 года.
После знакомства с литературой по творчеству художников Удмуртии из ресурсов Интернета, автор решила не только рассказать о произведениях искусства на данную тему, но и создать презентацию по теме.
Перед началом исследования автор вместе с руководителем, Коротаевой Еленой Николаевной, взяли книги из библиотеки о творчестве художников Удмуртии, открыли сайт художников Удмуртии.
Вместе с учителем, под контролем учителя, а также самостоятельно автор училась работать с книгой, текстом, каталогом, электронными носителями, выделять главную мысль, структурировать текст, ориентироваться в информационном пространстве, овладевая, таким образом, новыми знаниями, включающие не только школьное образование.
Исследовательская работа позволила автору прикоснуться к прекрасному, удивить окружающих новыми познаниями, а значит, проявить себя. Этот вид работы предоставляет возможность каждому сделать значимое и полезное дело для общества. Материалы данной исследовательской работы можно использовать на различных уроках: изобразительного искусства, МХК, истории родного края, на занятиях в кружках во внеурочное время.
Заканчиваю свою работу строчками из произведения Флора Васильева ("Не говори: все минет, всей пройдет…".
Не говори:
Все минет, все пройдет,
Хотя и ждет нас всех
Страна покоя,
Но на земле ничто не пропадет,
Одно - уйдет -
Поднимется другое.
Список литературы
1. Александров В.Н. История русского искусства. / Минск: «ХАРВЕСТ», 2007.
– 736 с.
2. Андреева М., Антонова А., Дмитриева О. Рассказы о трёх искусствах. /
Ленинград: «Детская литература», 1975. – 223 с.
3.Андрюшкин А.М., Поляк А.И. Удмуртия в изобразительном искусстве. / Иж.: издательство «Удмуртия»,2001.-139 с.
3. Искусство Удмуртии. Сборник статей./Иж.: издательство «Удмуртия»,1975.-256 с.
4. Платонова Н.И. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 2.
Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX
веков./ М.: ООО «Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2002. - 653 с.
5. Поляк А.И.Художники Удмуртии./Иж.: издательство «Удмуртия»,1970.-77 с.
4. Розенберг Н.А. Развитие удмуртской графики. /Иж.: издательство «Удмуртия», 1977.-140 с.
4. http: // www.victory.mil.ru/lib/art/list.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.