Проьлемы формирования ТПЧД
Оценка 4.7

Проьлемы формирования ТПЧД

Оценка 4.7
doc
15.11.2021
Проьлемы формирования ТПЧД
Проблемы формирования.doc

Проблемы формирования Т П Ч Д у младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы

В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся российском обществе приводит к снижению информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения.

Особенности современной ситуации актуализируют необходимость решения проблемы приобщения к чтению современных школьников.

Как же решить эту проблему? Ответ на этот вопрос был дан  более 50 лет назад  автором теории формирования читательской самостоятельности, доктором педагогических наук, профессором  Натальей Николаевной Светловской. Ею были  открыты и опубликованы основные законы обучения читателей любого возраста  желанию и умению обращаться в мир книг и пользоваться книгой для самосозидания на основе  усвоения содержащегося в книге  опыта; разработана  теория, эффективность которой проверена  в детском саду, школе, в средних и высших учебных заведениях.

Представленная система знаний о формировании любви к чтению, будучи привита с детства, сопровождает человека на протяжении всей жизни. А время, потраченное на чтение, непременно окупится с лихвой, потому что книга учит человека мыслить, адекватно оценивать ситуацию и свою роль в жизни,  гарантирует детям безусловную подготовленность к изучению литературы в средней школе.

Что же мешает широкому, повсеместному внедрению  технологии, если на настоящий момент можно констатировать падение читательской активности детей?

Изучение  основных научных характеристик феномена «чтения», анализ современных педагогических подходов к решению проблемы чтения позволяет выявить следующие группы противоречий, проблем, разрешение которых, способствует повышению уровня читательской компетентности школьников. Во-первых это то, что в настоящее  время не отводится отдельных часов на внеклассное чтение. Проблема обесценивания значения этого предмета и то, что учитель сам должен искать время для его проведения, общая для всех учителей начальных классов, вне зависимости от места их работы.

В данном случае будем говорить о специфике работы в сельской малокомплектной школе.

Сельская школа – особенная школа. Сельский учитель имеет свои  имеет свои трудности в работе, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс общего развития сельского ребенка. Условно поделим трудности в формировании читательской самостоятельности на несколько групп.

1.Социальные проблемы:

-загруженность учащихся бытовым трудом, что снижает возможности для самообразования и развития детей во внеурочное время. Многим детям просто некогда читать. В их сознании  формируется представление о чтении, как о второстепенной деятельности, не имеющей практического применения, которое ставится во главу угла;

-дети видят вокруг себя мало высоких уровней жизненных образцов, поэтому часто наблюдается занижение требований к своему развитию и образованию. Ребенок не видит в своем социальном окружении реальных примеров  читающих людей;

-отсутствие во многих школах специалистов учреждений дополнительного образования, что затрудняет удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей. Во многих  школах просто нет библиотек, нет компьютерных классов, которые могли бы стать некой заменой им. Малокомплектные школы отдалены  от методических и культурных центров;

-низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи. Большинство родителей не только не показывают личный пример чтения, но и искренне не понимают  всех важности работы с книгой в начальной школе.

2.Педагогические проблемы:

– затруднен и ограничен выбор форм и методов обучения и воспитания в классном коллективе, где обучаются несколько учеников. Некоторые виды работ провести проблематично;  

- ограничен круг общения детей, что тормозит развитие коммуникативных умений, в том числе и общение с книгой, снижается мотивация чтения из-за однообразия и бедности общения;

-контроль за чтением со стороны учителя подавляет ученика, повышает его тревожность. У ученика появляется негативное отношение к чтению;

-низкая информационная насыщенность школ на селе: отсутствие специальной литературы, уменьшением количества часов на изучение литературы, отсутствие в учебном плане предмета « Внеклассное чтение», что обязывает учителей начальных классов выводить занятия по внеклассному чтению в сферу дополнительного образования с учетом рекомендаций ФГОС НОО второго поколения. Дети «перегружены» чтением-раскодированием знаков, что на художественное чтение,нет, да и не требуется т.к. возможно заменить книгу на другие информационные ресурсы.

Психологическая проблема: 

-низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся в связи с отсутствием в большинстве школ специалистов, социально-психологической службы и большой загруженностью учителей;

-изменение позиции  взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека учащемуся ребёнку, что влияет на систематическое и полноценное общение с детьми в первые годы обучения).

-резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, развитием духовно-нравственной личности, возросло.

При имеющихся трудностях можно и нужно находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса (формы, ме-

тоды, приемы обучения и воспитания), оптимально используя для этого все

возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе.

Малая наполняемость класса имеет и  преимущество - более тесные связи школы и социума, педагогов и семьи, всех участников образовательного процесса, непосредственные личные контакты обучающихся, учителей, родителей.

          Для решения указанных выше проблем можно предложить ряд педагогических средств при организации учебной деятельности школьников.

         1. Формирование временных и постоянных разновозрастных групп в малочисленной и малокомплектной школе с учетом оптимального возрастного диапазона детей, специфики предмета, особенностей содержания ученого материала, количества учащихся в классах.

Организация обучения в разновозрастных группах учащихся, может осуществляться по принципам объединения и разделения задач, содержания, форм совместной деятельности детей в разновозрастных группах, взаимообучения детей, передачи ряда функций педагога самим детям, регулирования взаимодействия детей разного возраста и др.

2.Организация самостоятельной работы учащихся в малочисленных классах и разновозрастных группах, обучение по индивидуальным планам и программам.

Таким образом, отмечая всю значимость детского чтения, а так же достижения современной науки по изучению данной проблемы и ее решению, можно выделить круг проблем, специфичных для работы сельского учителя, поиск решения которых, а так же разработка новых форм и методов работы позволит улучшить качество работы по формированию типа правильной читательской деятельности в начальной школе.

Список литературы:

1.Л. В. Байбородова, Т. А. Степанова Особенности введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 4 – Том II (Психолого-педагогические науки)

2.Бочарова Г.В. Стратегия модернизации сельского образовательного социума/ Г.В.Бочарова, М.П.Гурьянова// Педагогика.2005. № 8 с.32-38.

3.Зайкин М.И. Плюсы и минусы малой наполняемости классов в организации учебного процесса. Н.Новгород, 1991.

4.Зайкин М.И. Сельская школа: модернизация содержания образования// Сельская школа.2004.№ 2. с.3-6.

5.Ланцова, И.О. Особенности развития современной сельской школы / И.О. Ланцова // Издательство Института общего образования. - 2008.


Проблемы формирования Т П Ч Д у младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы

Проблемы формирования Т П Ч Д у младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы

Что же мешает широкому, повсеместному внедрению технологии, если на настоящий момент можно констатировать падение читательской активности детей ?

Что же мешает широкому, повсеместному внедрению технологии, если на настоящий момент можно констатировать падение читательской активности детей ?

Ребенок не видит в своем социальном окружении реальных примеров читающих людей; -отсутствие во многих школах специалистов учреждений дополнительного образования, что затрудняет удовлетворение образовательных потребностей детей…

Ребенок не видит в своем социальном окружении реальных примеров читающих людей; -отсутствие во многих школах специалистов учреждений дополнительного образования, что затрудняет удовлетворение образовательных потребностей детей…

Психологическая проблема: -низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся в связи с отсутствием в большинстве школ специалистов, социально-психологической службы и большой загруженностью учителей; -изменение позиции…

Психологическая проблема: -низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся в связи с отсутствием в большинстве школ специалистов, социально-психологической службы и большой загруженностью учителей; -изменение позиции…

Организация обучения в разновозрастных группах учащихся, может осуществляться по принципам объединения и разделения задач, содержания, форм совместной деятельности детей в разновозрастных группах, взаимообучения детей, передачи…

Организация обучения в разновозрастных группах учащихся, может осуществляться по принципам объединения и разделения задач, содержания, форм совместной деятельности детей в разновозрастных группах, взаимообучения детей, передачи…

Зайкин М.И. Сельская школа: модернизация содержания образования//

Зайкин М.И. Сельская школа: модернизация содержания образования//
Скачать файл