Промежуточная аттестация по биологии 10 класс 1 вариант
Уважаемые ребята!
Работа промежуточной аттестации включает 17 зданий, из которых 13 заданий базового уровня, 4 задания повышенного уровня (№4,8,15,17). Внимательно читайте текст заданий. Выполняйте задания последовательно. Не теряйте время, если не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, можете ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Успеха!
1. Рассмотрите предложенную схему этапов эволюции человека. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
ОТВЕТ: ___________________________________________
2. Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) почвенные зелёные водоросли
2) гадюка обыкновенная
3) мох сфагнум
4) подрост сосны
5) тетерев
6) лесная мышь
ОТВЕТ:
3. Установите соответствие между эволюционными изменениями и главными направлениями эволюционного процесса.
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
A) возникновение семени у растений
Б) возникновение четырёхкамерного сердца хордовых
B) выживаемость бактерий в вечной мерзлоте
Г) утрата пищеварительной системы у цепней
Д) приспособленность растений к опылению ветром
Е) появление копыт у лошадей
1) ароморфоз
2) идиоадаптация
3) общая дегенерация
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
ОТВЕТ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.Пропущенные элементы:
1) Линней К.;
2)биогеохимия
3) экология;
4) бинарная номенклатура;
5) учение о биосфере;
6) Б. Коммонер;
ОТВЕТ:
5. Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского. ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
A) морская соль
Б) морской ил
B) глина
Г) почва
Д) гранит
Е) двусторчатые моллюски
1) биокосное
2) косное
3) живое
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
6. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов. Перечень организмов: фитопланктон, дельфин, нехищная рыба, зоопланктон, хищная рыба.
Пищевая цепь
___________
→
_________
→
__________
→
__________
→
__________
7. Установите соответствие между характеристикой животного и критерием вида, к которому её относят.
ХАРАКТЕРИСТИКА
КРИТЕРИЙ ВИДА
А) обитание в постройках человека
Б) окраска покровов тела
В) расселение по берегам рек
Г) питание разнообразной пищей
Д)наличие конечностей копательного типа
Е) развитие слепой кишки
1) экологический
2) морфологический
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
ОТВЕТ:
8. Выберите положения, относящиеся к синтетической теории эволюции.
Ответ запишите цифрами без пробелов.
1. элементарной единицей эволюции является популяция
2. влияние внешней среды направлено на развитие полезных признаков
3. естественный отбор – главная причина видообразования и развития адаптаций
4. материалом для эволюции служит модификационная изменчивость
5. элементарной единицей эволюции является вид
6. материалом для эволюции служит мутационная и комбинационная изменчивость
ОТВЕТ:
9 . Изучите рисунок. Какой тип взаимоотношений иллюстрирует рисунок?
ОТВЕТ: ___________________
10. Укажите последовательность процессов географического видообразования.
1) распространение признака в популяции
2) появление мутаций в новых условиях жизни
3) пространственная изоляция популяций
4) отбор особей с полезными изменениями
5) образование нового вида
ОТВЕТ:
11. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 2,7 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков - мышь - полевка - хорек – филин. Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.
ОТВЕТ: ________________________________________
12. Внимательно прочитайте текст. Выберите номера тех предложений, в которых приводится характеристика вида по морфологическому критерию.
Граб обыкновенный, семейство лещиновых, класс двудольные
1. Произрастает в Западной, Средней и Южной Европе, Прибалтике, Белоруссии, в Украине, в горном Крыму и на Кавказе
2. В высоту достигает 25 м, имеет компактную крону, гладкую серебристо-серую кору
3. Листья – овальные, заостренные, гофрированные от выступающих жилок, сверху темно-зеленые, в осенний период их окраска меняется от темно-пурпуровой до лимонно-желтой.
4. Цветет одновременно с распусканием листьев
5. Граб теневынослив, средне требователен к плодородию и влажности почвы, зимостоек
6. Почти не повреждается вредителями и болезнями
ОТВЕТ: ____________________________
13. Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служит:
1) наличие высокого налета
2) цветение до распускания листьев
3) Образование многочисленных устьиц
4) способность накапливать воду в тканях
5) ярусное расположение организмов
6)глубоко уходящая в почву корневая система
ОТВЕТ:
14. Вставьте в текст «Первые организмы на Земле» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в ответ.
Первые организмы на Земле
Согласно самой распространённой на сегодняшний момент теории, первыми в ходе эволюции на Земле возникли гетеротрофные _________ (А) организмы, питавшиеся _________ (Б) веществами «первичного бульона». По мере истощения «первичного бульона» возникла необходимость в дополнительном источнике органических веществ. Тогда стали появляться _________ (В) организмы. Первые из таких организмов использовали энергию _________ (Г) реакций, энергию солнечного света автотрофы стали использовать позднее.
Перечень терминов
1) гетеротрофный
2) автотрофный
3) прокариотический
4) эукариотический
5) неорганический
6) органический
7) окислительно-восстановительный
8) ионно-обменный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
15. Внимательно изучите сравнительную характеристику главных направлений эволюции. Укажите номера параметров сравнения, в которых указаны НЕверные утверждения. Род – мало видов, семейство – мало родов
Отряд – два семейства
Класс – один отряд
Род – много видов, семейство – много родов
Отряд – несколько семейств
Класс – несколько отрядов
5
Примеры видов
Заяц-беляк
Уссурийский тигр
ОТВЕТ:____________
16. Рассмотрите схему цепи питания.
Ответ
Автотроф
Гетеротроф
Консумент 1-го порядка
Консумент 2-го порядка
1
Да
Нет
Да
Нет
2
Нет
Да
Нет
Да
3
Нет
Да
Да
Нет
4
Да
Нет
Нет
Да
Какие определения подходят волку? Выберите верный номер строки.
ОТВЕТ: ___________________
17. Раскройте этапы появления жизни на земле.
Выбранный для просмотра документ КИМ_биология_10кл_2вар.docx
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛОВ
Промежуточная аттестация по биологии 10 класс 2 вариант
Уважаемые ребята!
Работа промежуточной аттестации включает 17 зданий, из которых 13 заданий базового уровня, 4 задания повышенного уровня (№4,8,15,17). Внимательно читайте текст заданий. Выполняйте задания последовательно. Не теряйте время, если не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, можете ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Успеха!
1. Рассмотрите предложенную схему эволюционного учения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
ОТВЕТ: ______________________________________________
2. Выберите организмы, относящиеся к редуцентам.
1) бактерии гниения
2) грибы
3) клубеньковые бактерии
4) пресноводные рачки
5) бактерии-сапрофиты
6) майские жуки
ОТВЕТ:
3. Установите соответствие между направлениями эволюции и примерами эволюционных изменений.
ИЗМЕНЕНИЕ
НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
А) удлинение ушей у зайцеобразных
Б) редукция зрения у кротов
В) появление третьего слоя клеток в зародыше червей
Г) развитие маскирующей окраски у тигров
Д) формирование хорды у хордовых
1) ароморфоз
2) идиоадаптация
3) дегенерация
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
ОТВЕТ:
4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.Ученый
Наука
Вклад в развитие данной науки
(А)__________
эволюция
(Б)__________
(В)__________
(Г)__________
Учение об экосистеме
Сукачев В.Н.
(Д)__________
(Е)__________
Пропущенные элементы:
1) причины многообразия видов;
2) биогеоценология;
3) Ч. Дарвин
4) экология;
5) А. Тенсли;
6) учение о сукцессиях;
ОТВЕТ:
5. Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского. ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
A) речной песок
Б) горная порода
B) морской ил
Г) почва
Д) колония кораллов
Е) плесневые грибы
1) косное
2) живое
3) биокосное
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
ОТВЕТ:
6. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов. Перечень организмов: тля, паук, чёрная смородина, божья коровка, скворец.
Пищевая цепь
__________
→
__________
→
__________
→
__________
→
__________
ОТВЕТ: ___________________________________________________________________
7. Установите соответствие между признаком прыткой ящерицы и критерием вида, который он иллюстрирует.
ПРИЗНАК
КРИТЕРИЙ ВИДА
А) зимнее оцепенение
Б) длина тела — 25–28 см
В) тело веретеновидной формы
Г) различия в окраске самцов и самок
Д) обитание на опушках лесов, в оврагах и садах
Е) питание насекомыми
1) морфологический
2) экологический
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
ОТВЕТ:
8. Укажите социальные факторы антропогенеза.
1) способность к выработке условных рефлексов
2) творчество
3) изготовление орудий труда для производства орудий труда
4) добывание и сохранение огня
5) усложнение нервной системы
6) прямохождение
ОТВЕТ:
9. Изучите рисунок. Какой тип взаимоотношений иллюстрирует рисунок?
ОТВЕТ: __________________________
10. Установите правильную последовательность важнейших ароморфозов у растений
1) фотосинтез
2) образование семян
3) появление вегетативных органов
4) возникновение цветка и плода
5) возникновение многоклеточности
ОТВЕТ:
11. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 4,6 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.
ОТВЕТ: ___________________________________________________________________
12. Внимательно прочитайте текст. Выберите номера тех предложений, в которых приводится характеристика вида по морфологическому критерию.
Горчак ползучий, семейство сложноцветные, класс двудольные
1. В России растет на юге европейской части страны и в Западной Сибири по степным склонам, солончакам, берегам водоемов, вдоль дорог; около жилья, в полях
2. Многолетнее растение с разветвленной корневой системой, состоящей из вертикальных корней, проникающих в почву до 10 м, и горизонтальных ползучих отпрысков, несущих почки возобновления
3. Цветет горчак в июле-августе.
4. Плоды – обратнояйцевидные семянки 3-4 мм длиной с хохолком из сплюснутых, свободных, пильчато-щетинистых волосков.
5. Семянки – зеленовато-желтые и серые
6. Серые семянки остаются в земле и взойдут не раньше чем через несколько лет, а может быть, даже через несколько десятков лет
7. Растопыривая свои щетинистые волоски, семянка выкарабкивается из корзинки в ясный, теплый осенний день и вылетает в открытый мир.
8. Всходы из семянок появляются в марте – мае.
ОТВЕТ: ________________
13. К антропогенным экологическим факторам относится:
1) разлив нефти в океане
2) заражение глистами
3) вылов рыбы, идущей на нерест
4) низкая температура зимой
5) создание заповедников
6) переувлажнение местности в результате наводнения
ОТВЕТ:
14. Вставьте в текст «Происхождение эукариот» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в ответ.
Происхождение эукариот
Согласно самой распространенной на сегодняшний момент теории, первыми на планете появились __________ (А) организмы. Эукариоты появились намного позднее. Теория гласит, что эукариоты возникли в результате постепенного усложнения строения архебактерий и вступления их в _________ (Б) с другими бактериями. Так, митохондрии, имеющие свою собственную ДНК и рибосомы, являются органоидами, произошедшими таким образом. Митохондрии выполняют функции поставщиков __________ (В) для клетки. Другими органоидами такого происхождения являются __________ (Г).
Перечень терминов
1) паразитизм
2) симбиоз
3) органические вещества
4) энергия
5) прокариотический
6) эукариотический
7) хлоропласт
8) аппарат Гольджи
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
15. Внимательно изучите сравнительную характеристику разных форм естественного отбора Укажите номера параметров сравнения, в которых указаны верные утверждения.
ОТВЕТ:____________
16. Рассмотрите схему цепи питания.
Ответ
Автотроф
Гетеротроф
Консумент 1-го порядка
Консумент 2-го порядка
1
Нет
Да
Да
Нет
2
Да
Нет
Нет
Да
3
Нет
Да
Нет
Да
4
Да
Нет
Да
Нет
Какие определения подходят зайцу? Выберите верный номер строки.
ОТВЕТ: _________
17. Раскройте основные экологические законы природопользования Барри Коммонера
Выбранный для просмотра документ ПА_биология_10 класс.docx
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛОВ
КИМ для оценки достижения планируемых результатов по биологии за курс 10 класса в рамках промежуточной аттестации
(форма – стандартизированная контрольная работа)
1.Цель: Оценка достижения предметных планируемых результатов по биологии за курс 10 класса.
2.Подходы к отбору содержания: отбор содержания определяется РПУП по предмету с учетом значимости элементов содержания для дальнейшего обучения; общекультурной и мировоззренческой подготовки учащихся. При выборе содержания учитывается необходимость проверки усвоения всех разделов курса, изучаемых в 10 классе. В работу включены задания проверяющие достижение ключевых планируемых результатов. Модели заданий аналогичны заданиям ВПР, ЕГЭ.
3.Структура КИМ:
Количество заданий
базового уровня сложности
повышенного уровня сложности
1
Знать/понимать основные положения биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез
1
2
Знать/понимать строение вида и экосистем (структура)
2
3
Знать/понимать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки
1
4
Знать/понимать сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере
3
1
5
Уметь объяснять и устанавливать взаимосвязи
2
6
Уметь решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)
1
7
Уметь описывать особей видов по морфологическому критерию
1
8
Уметь выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах 3
2
9
Уметь сравнивать и делать выводы на основе сравнения
1
1
10
Уметь анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде
1
Типы заданий:
Каждый вариант КИМ промежуточной аттестации содержит 17 заданий, различающихся по форме и уровню сложности.
4 - с множественным выбором с рисунком или без него;
3 – на установление соответствия с рисунком или без него;
2– на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений;
2 - задание с изображением биологического объекта
2 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме
1 – на решение биологических задач по экологии;
1 – на дополнение недостающей информации в схеме;
1 – на дополнение недостающей информации в таблице;
1 – на анализ биологической информации
1 - Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях (развернутый ответ)
4. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом:
Оценивание проводится в соответствии критериям, указанными в обобщенном плане КИМ.
Правильно выполненная работа оценивается максимально в 32 балла.
Правильный ответ на каждое из заданий 1,6,9,16 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2-3, 5, 7-8, 12-15 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Правильный ответ на задание 4,17 оценивается в 3 балла. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 2 балла; если в ответе допущено две ошибки – 1 балл; если допущено три или более ошибки – 0 баллов.
Для каждого задания в разделе «Ответы и критерии оценивания» приведены варианты ответов, которые можно считать верными, и критерии оценивания. К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.
Нормы выставления отметок: Учитывается следующее положение: достижение планируемых результатов считается успешным при условии выполнения не менее 50% заданий базового уровня.
22
10
32
«5»
18-22 (80-100%)
10-7
28-32 (86 -100%)
«4»
14-17 (65-79%)
6-3
22-27 (70-85%)
«3»
11-13 (50-64%)
2-1
16-21 (50-69%)
«2»
Менее 15 баллов
5.Время выполнения работы: 45 мин.
6.Условия выполнения работы: работа проводится на отдельных бланках (листах) с угловым штампом ОО, на котором указывается дата проведения промежуточной аттестации. На бланках ответов (листах) напротив штампа (или на первом листе) выделена часть для записи: Промежуточная аттестация по биологии учащегося (щейся) _______ класса ______________________ (Ф.И.).
При проведении работы учащиеся могут пользоваться непрограммируемым калькулятором.
Образец бланка ответов (листа) дан в приложении.
7.Обобщенный план КИМ для промежуточной аттестации:
Планируемый результат
(Требования к уровню подготовки для ФКГОС)
Элементы содержания по классу
(или Коды раздела, согласно РПУП)
Номер задания в вариантах КИМ
Уровень (базовый или повышенный)
Б/П
Критерии оценивания достижения планируемого результата (задания)
Максимальный балл за задание
1
1
Б
Верно определен этап эволюционного учения
1
3
2
Б
Верно определены компоненты пищевых цепочек
2
4
3
Б
Верно соотнесены эволюционные изменения и главные направления эволюционного процесса
2
1
4
П
Верно соотнесены ученые и достижения в соответствующих областях биологии
3
2
5
Б
Верно соотнесены природные образования к веществу биосфере согласно учению В.И. Вернадского
2
3
6
Б
Верно установлены пищевые связи в экосистеме
1
4
7
Б
Верно соотнесены характеристики и критерии вида
2
4
8
П
Верно определены положения СТЭ, социальные факторы антропогенеза
2
3
9
Б
Верно определены типы взаимоотношений между организмами в природе
1
4
10
Б
Верно указана последовательность процессов микро- и макроэволюции
2
3
11
Б
Верно составлены схемы переноса веществ и энергии (цепи питания)
2
4
12
Б
Верно определены признаки морфологического критерия
2
3
13
Б
Верно определены приспособления организмов к среде обитания, верно выделены антропогенные экологические факторы
2
2
14
Б
Верно представлены термины в правильной последовательности
2
4
15
П
Верно проанализирована сравнительная характеристика направлений эволюции и форм естественного отбора
2
3
16
Б
Верно охарактеризован компонент пищевой цепи
1
2
17
П
Верно раскрыта сущность гипотезы происхождения жизни на земле
3
Приложение 1
Кодификатор умений
Распознавать конкретные примеры общих понятий по характерным признакам,
Объяснять значение понятий,
Применять данный закон (гипотезу, теорию, закономерность, правило) на практике для определения свойств биологического объекта Оперировать основными биологическими понятиями при проведении рассуждений, доказательств, определений и т.д.
Выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую биологическую информацию
2
Знать/понимать строение вида и экосистем (структура)
3
Знать/понимать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки
Принимать решение, основанное на сопоставлении, сравнении и/или оценке биологической информации;
Выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую биологическую информацию
4
Знать/понимать сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере
Оперировать основными биологическими понятиями при проведении рассуждений, доказательств, определений и т.д.
Создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Различать изученные биологические процессы
Сравнивать биологические процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о взаимосвязях между изученными биологическими процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
5
Уметь объяснять и устанавливать взаимосвязи
Определять основные типы взаимоотношений
Устанавливать причинно-следственную связь
6
Уметь решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)
Создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
7
Уметь описывать особей видов по морфологическому критерию
Описывать виды по внешнему облику
Замечать особенности, характерные для вида
8
Уметь выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах 3
Соблюдать правила поведения в окружающей среде, Оперировать основными биологическими понятиями при проведении рассуждений, доказательств, определений и т.д.
9
Уметь сравнивать и делать выводы на основе сравнения
Различать биологические процессы и явлений;
Устанавливать черты сходства и различия особенностей биологических процессов, явлений, взаимоотношений; адаптации организмов к разным природным условиям;
Приводить примеры взаимоотношений между живыми организмами
Выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую биологическую информацию
10
Уметь анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде
Уметь критически оценивать информацию о биологических объектах; соблюдать правила поведения в природной среде
Выбранный для просмотра документ бланк для учащихся_1 вариант.docx
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛОВ
Промежуточная аттестация по биологии
учащегося (щейся) _______ класса
______________________ (Ф.И.).
1. вариант
1. _______________
2.
3.
4.
5.
6. Пищевая цепь
__________
→
__________
→
__________
→
__________
→
__________
7.
8.
9 _____________________________________________
10
11. РЕШЕНИЕ
12 ___________________
13
14
15 ___________________
16 ___________________
17 Развернутый ответ:
Выбранный для просмотра документ бланк для учащихся_2 вариант.docx
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛОВ
Промежуточная аттестация по биологии
учащегося (щейся) _______ класса
______________________ (Ф.И.).
2. вариант
1. _______________
2.
3.
4.
5.
6. Пищевая цепь
__________
→
__________
→
__________
→
__________
→
__________
7.
8.
9 _____________________________________________
10
11. РЕШЕНИЕ
12 ___________________
13
14
15 ___________________
16 ___________________
17 Развернутый ответ:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.