Промежуточная аттестация по родной литературе
Вариант 1
Часть А.
1. Кто родоначальник басни как литературного жанра?
А) И. А. Крылов Б) И. И. Дмитриев В) Эзоп Г) Лафонтен
2.Кто главные герои басни И. И. Дмитриева «Суп из костей»?
А) собаки Б) кошки В) люди Г) животные и люди
3. Определите по значению понятие. Переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение.
А) аллегория Б) метафора В) гипербола Г) эпитет
4. Кто автор этих строк:
«Наедине с тобою,
брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!»
А) А. С. Пушкин Б) М. Ю. Лермонтов В) Н. А. Некрасов Г) В. С. Высоцкий
5. Какое увлечение появилось у Саши из поэмы «Саша» после отъезда Агарина?
А) писать пейзажи Б) танцевать В) играть на фортепиано Г) читать книги
6. Какая фамилия у помещика – героя рассказа «Бурмистр»?
А) Пеночкин Б) Облачкин В) Бурмистров Г) Софронов
7. Каков итог заседания суда в рассказе «Модный адвокат»?
А) Рубашкина оправдали Б) Рубашкина осудили В) заседание перенесли
8. Как звали старого коня из рассказа «Изумруд»?
А) Онегин Б) Чацкий В) Печорин Г) Дубровский
9.Соотнесите автора и произведения:
1) Н. А. Некрасов а) «Изумруд»
2) А. И. Куприн б) «Бурмистр»
3) И. С. Тургенев в) «Мальчик в белой рубашке»
4) В. П. Астафьев г) «Сашка»
Часть В
1. Назовите в следующих примерах средства художественной выразительности.
Ответ __________________
Ответ _______________
3. И воды тусклые, под пеленой
туманов,
Дремали мертвым сном в безмолвных берегах.
Ответ ____________________
2.Прочитайте приведённый ниже отрывок. Укажите фамилию автора и название произведения.
1. Деду было семьдесят три, Петьке, внуку, — тринадцать. Дед был сухой и нервный и страдал глухотой. Петька, не по возрасту самостоятельный и длинный, был стыдлив и упрям. Они дружили.
Больше всего на свете они любили кино. Половина дедовой пенсии уходила на билеты. Обычно, подсчитав к концу месяца деньги, дед горько и весело объявлял Петьке:
— Ухайдакали мы с тобой пять рубликов!
Петька для приличия делал удивленное лицо.
Ответ __________________________________
2. Добрые люди, спокойно вы жили,
Милую дочь свою нежно любили.
Дико росла, как цветок полевой,
Смуглая Саша в деревне степной.
Всем окружив ее тихое детство,
Что позволяли убогие средства,
Только развить воспитаньем, увы!
Эту головку не думали вы.
Ответ ________________________________________
Часть С.
1.Прочитайте рассказ К. Г. Паустовского «Дружище Тобик». Как вы думаете, что автор хотел сказать читателям? Выразите свои мысли в форме мини-сочинения (8-10 предложений).
У писателя Александра Степановича Грина был в тихом
Старом Крыму невзрачный пёсик-дворняга Тобик. Пёсика этого вся улица, где жил Грин,
несправедливо считала дураком.
Когда соседской
цепной собаке – лохматому Жоре – хозяйка выносила миску с похлёбкой, Тобик
продирался в соседский двор через лаз в заборе, но к миске не подходил,
страшась предостерегающего Жориного рыка.
Тобик останавливался
в нескольких шагах от Жоры, но так, чтобы тот не мог его достать, становился
перед Жорой на задние лапки и «служил» долго и терпеливо.
Так он привык
выпрашивать кусочки еды у людей. Но Жора не давал ему даже понюхать похлёбки.
За это стояние на задних лапках перед такой же
собакой, как и он сам, люди считали Тобика дураком: зря, мол, старается.
Точно так же Тобик
выпрашивал кусочки еды у самого Грина, и всякий раз удачно. Хозяин был
молчаливый и очень добрый человек. Обращаясь к Тобику, он говорил ему:
«Дружище!»
Косясь на Тобика,
Жора рычал и давился. Он торопливо лакал похлёбку, а глаза у Тобика мутнели от
тоски напрасного ожидания. Иной раз даже слёзы появлялись у него на глазах,
когда Жора кончал есть похлёбку и тщательно, до блеска вылизывал пустую миску.
После этого Жора ещё долго обнюхивал землю вокруг миски – не завалилась ли там
какая-нибудь косточка.
– Ну и дурак ваш
Тобик, – злорадно говорили Грину соседи – Нет никакого соображения у этой
собаки.
На это Грин спокойно
отвечал соседям:
– Не дурак, а просто
умная и вежливая собака.
В спокойствии
гриновского голоса слышался нарастающий гнев, и соседи, всю жизнь привыкшие
лезть в чужие дела, уходили, пожимая плечами, – лучше подальше от этого
человека.
Я увидел Тобика после
смерти Грина. Он ослеп, как говорили, от старости. Он сидел на пороге
глинобитного белого дома, в котором умер Грин, и солнце отражалось в его жёлтых
беспомощных глазах. Услышав, как скрипнула за мной калитка, он встал,
неуверенно подошёл ко мне, ткнулся холодным носом в ноги и замер. Только старый
и пушистый его хвост помахивал из стороны в сторону и поднимал белую
известковую крымскую пыль.
– Давно он ослеп? –
спросил я.
– Да после смерти
хозяина. Всё тоскует, всё ждёт.
Я ожидал, что ответ
будет именно таким, так как знал давно, что единственные живые существа на
земле, которые умирают от разлуки с человеком, – это собаки.
Только один раз за
всю жизнь я видел действительно глупую собаку. Это было под Москвой в дачной
местности Переделкино. Молодой рыжий сеттер лаял на шишки, падавшие с вершин
сосен. Дул сильный, порывистый ветер, и чем сильнее он дул, тем всё чаще падали
шишки и тем всё больше разъярялся сеттер. Он свирепо гонялся за шишками, грыз
их, мотал головой и отплёвывался. Потом он выбежал за забор дачи в чистое поле,
где не было сосен и вообще никаких деревьев и никакие шишки не падали. Он сел
среди поля, начал лаять на небо и лаял до рассвета, пока не охрип. По мнению
одного поэта – знатока астрономии, он лаял на созвездие Малой Медведицы.
Очевидно, он полагал, что все шишки сыплются из этого созвездия.
Выражение «собака –
друг человека» безнадёжно устарело. У нас нет ещё слова, которое могло бы
выразить одновременно самоотверженность, смелость и ум – все те великолепные
качества, какими обладает собака. Я точно знаю, что человек, избивающий или
мучающий собаку, – отпетый негодяй, даже если собака его за это простила.
Не знаю, как вы, а я
испытываю величайшую нежность к собакам за их ласковость, за бурные проявления
радости и обиды. Невозможно удержаться от смеха, когда видишь, как какой-нибудь
Бобик бешено мчится со всех ног, чтобы догнать и облаять самое ненавистное для
него изобретение человека – обыкновенное велосипедное колесо.
Любите собак. Не
давайте их никому в обиду. Они ответят вам троекратной любовью.
Промежуточная аттестация по родной литературе
Вариант 2
Часть А.
1. Что такое вывод, итог басни, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом?
А) концовка Б) зачин В)мораль Г) кульминация
2. Где жила Лисица из басни И. И. Дмитриева «Две Лисы»
А) в лесу Б) у Волка В) при дворе Г) у людей
3. Определите по значению понятие. Иносказание, когда за одним образом закреплен другой устойчивый образ, например: заяц – трусливый, лиса – хитрая и т.п.
А) аллегория Б) метафора В) олицетворение Г) эпитет
4. Кто автор этих строк?
«А если спросит кто-нибудь…
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был»
А) А. С. Пушкин Б) М. Ю. Лермонтов В) Н. А. Некрасов Г) В. С. Высоцкий
5. Зачем Лев Агарин возвращается к Саше в поэме «Саша»?
А) повидать родителей Б) получить наследство В) жениться на Саше Г) продать имение
6. Как называлась деревня, которой владел Пеночкин и управлял бурмистр из рассказа «Бурмистр»?
А) Шипиловка Б) Шаповаловка В) Спасское Г) Сафроново
7. Как умер конь Изумруд из одноименного рассказа?
А) погиб на войне Б) отравили люди В) причина неизвестна
8. Сколько детей было у тети главного героя в рассказе «Мальчик в белой рубашке»?
А) двое Б) трое В) четверо Г) пятеро
9. Соотнесите автора и произведения:
1) В. С. Высоцкий а) «Критики»
2) В. М. Шукшин б) «Бурмистр»
3) И. С. Тургенев в) «Модный адвокат»
4) Тэффи г) «Песня о друге»
Часть В
1. Назовите в следующих примерах средства художественной выразительности.
1. Над бабушкиной
избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки на нее воют, -
А достать не могут.
Ответ ___________
2.Где летом пели
зяблики,
Сегодня — посмотри! —
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Ответ _____________
3.Рассеялись пары, и
зашевелились горы…
Ответ ______________
2. Прочитайте приведённый ниже отрывок. Укажите фамилию автора и название произведения.
1. «Пришли домой злые.
А дома в это время смотрели по телевизору какую-то деревенскую картину. К ним в гости приехала Петькина тетя, сестра матери Петьки. С мужем. Из города. И вот все сидят и смотрят телевизор. (Дед и Петька не переваривали телевизор. «Это я, когда еще холостым был, а брат, Микита, женился, так вот я любил к ним в горницу через щелочку подглядывать. Так и телевизор ихний: все вроде как подглядываешь», — сказал дед, посмотрев пару раз телевизионные передачи.)
Вот, значит, сидят все, смотрят,
Петька сразу ушел в прихожую учить уроки, а дед остановился за всеми, посмотрел минут пять на телевизорную мельтешню и заявил:
— Хреновина. Так не бывает.
Отец Петьки обиделся:
— Помолчи, тять, не мешай».
Ответ __________________________________
2. "В нашем соседстве усадьба большая
Лет уже сорок стояла пустая;
В третьем году наконец прикатил
Барин в усадьбу и нас посетил,
Тонок и бледен. В лорнетку глядел,
Мало волос на макушке имел.
Звал он себя перелетною птицей:
- Был,- говорит,- я теперь за границей,
Много видал я больших городов,
Синих морей и подводных мостов,-
Всё там приволье, и роскошь, и чудо,
Да высылали доходы мне худо».
Ответ ________________________________________
Часть С.
1. Прочитайте рассказ К. Г. Паустовского «Дружище Тобик». Как вы думаете, что автор хотел сказать читателям? Выразите свои мысли в форме мини-сочинения (8-10 предложений).
У писателя Александра Степановича Грина был в тихом
Старом Крыму невзрачный пёсик-дворняга Тобик. Пёсика этого вся улица, где жил Грин,
несправедливо считала дураком.
Когда соседской
цепной собаке – лохматому Жоре – хозяйка выносила миску с похлёбкой, Тобик
продирался в соседский двор через лаз в заборе, но к миске не подходил,
страшась предостерегающего Жориного рыка.
Тобик останавливался
в нескольких шагах от Жоры, но так, чтобы тот не мог его достать, становился
перед Жорой на задние лапки и «служил» долго и терпеливо.
Так он привык
выпрашивать кусочки еды у людей. Но Жора не давал ему даже понюхать похлёбки.
За это стояние на задних лапках перед такой же
собакой, как и он сам, люди считали Тобика дураком: зря, мол, старается.
Точно так же Тобик
выпрашивал кусочки еды у самого Грина, и всякий раз удачно. Хозяин был
молчаливый и очень добрый человек. Обращаясь к Тобику, он говорил ему:
«Дружище!»
Косясь на Тобика,
Жора рычал и давился. Он торопливо лакал похлёбку, а глаза у Тобика мутнели от
тоски напрасного ожидания. Иной раз даже слёзы появлялись у него на глазах,
когда Жора кончал есть похлёбку и тщательно, до блеска вылизывал пустую миску.
После этого Жора ещё долго обнюхивал землю вокруг миски – не завалилась ли там
какая-нибудь косточка.
– Ну и дурак ваш
Тобик, – злорадно говорили Грину соседи – Нет никакого соображения у этой
собаки.
На это Грин спокойно
отвечал соседям:
– Не дурак, а просто
умная и вежливая собака.
В спокойствии
гриновского голоса слышался нарастающий гнев, и соседи, всю жизнь привыкшие
лезть в чужие дела, уходили, пожимая плечами, – лучше подальше от этого
человека.
Я увидел Тобика после
смерти Грина. Он ослеп, как говорили, от старости. Он сидел на пороге
глинобитного белого дома, в котором умер Грин, и солнце отражалось в его жёлтых
беспомощных глазах. Услышав, как скрипнула за мной калитка, он встал,
неуверенно подошёл ко мне, ткнулся холодным носом в ноги и замер. Только старый
и пушистый его хвост помахивал из стороны в сторону и поднимал белую
известковую крымскую пыль.
– Давно он ослеп? –
спросил я.
– Да после смерти
хозяина. Всё тоскует, всё ждёт.
Я ожидал, что ответ
будет именно таким, так как знал давно, что единственные живые существа на
земле, которые умирают от разлуки с человеком, – это собаки.
Только один раз за
всю жизнь я видел действительно глупую собаку. Это было под Москвой в дачной
местности Переделкино. Молодой рыжий сеттер лаял на шишки, падавшие с вершин
сосен. Дул сильный, порывистый ветер, и чем сильнее он дул, тем всё чаще падали
шишки и тем всё больше разъярялся сеттер. Он свирепо гонялся за шишками, грыз
их, мотал головой и отплёвывался. Потом он выбежал за забор дачи в чистое поле,
где не было сосен и вообще никаких деревьев и никакие шишки не падали. Он сел
среди поля, начал лаять на небо и лаял до рассвета, пока не охрип. По мнению
одного поэта – знатока астрономии, он лаял на созвездие Малой Медведицы.
Очевидно, он полагал, что все шишки сыплются из этого созвездия.
Выражение «собака –
друг человека» безнадёжно устарело. У нас нет ещё слова, которое могло бы
выразить одновременно самоотверженность, смелость и ум – все те великолепные
качества, какими обладает собака. Я точно знаю, что человек, избивающий или
мучающий собаку, – отпетый негодяй, даже если собака его за это простила.
Не знаю, как вы, а я
испытываю величайшую нежность к собакам за их ласковость, за бурные проявления
радости и обиды. Невозможно удержаться от смеха, когда видишь, как какой-нибудь
Бобик бешено мчится со всех ног, чтобы догнать и облаять самое ненавистное для
него изобретение человека – обыкновенное велосипедное колесо.
Любите собак. Не
давайте их никому в обиду. Они ответят вам троекратной любовью.
Аттестация по русской (родной) литературе
5 класс
Ключи
№ задания |
Ответ |
Максимальный балл за задание |
Вариант 1 |
||
Часть А |
||
1 |
В |
1 |
2 |
А |
1 |
3 |
Б |
1 |
4 |
Б |
1 |
5 |
Г |
1 |
6 |
А |
1 |
7 |
Б |
1 |
8 |
А |
1 |
9 |
1Г 2 А 3Б 4В |
1 |
Часть В |
||
1.1 |
метафора |
1 |
1.2 |
сравнение |
1 |
1.3 |
олицетворение |
1 |
2.1 |
В. М. Шукшин, «Критики» |
2 |
2.2 |
Н. А. Некрасов, «Саша» |
2 |
|
||
2 вариант |
||
Часть А |
||
1 |
В |
1 |
2 |
В |
1 |
3 |
А |
1 |
4 |
Б |
1 |
5 |
В |
1 |
6 |
А |
1 |
7 |
Б |
1 |
8 |
Б |
1 |
9 |
1Г 2А 3Б 4В |
4 |
Часть В |
||
1.1 |
метафора |
1 |
1.2 |
сравнение |
1 |
1.3 |
олицетворение |
1 |
2.1 |
В. М. Шукшин, «Критики» |
2 |
2.2 |
Н. А. Некрасов, «Саша» |
2 |
Критерии оценивания развернутого ответа
Критерии оценивания |
Баллы |
Содержание ответа (сочинение) |
|
Работа соответствует теме и заданию |
1 |
Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания |
0 |
Речевое оформление ответа (сочинения) |
|
Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения |
2 |
Допущена одна логическая ошибка |
1 |
Допущено более 1 логической ошибки |
0 |
Грамотность |
|
Соблюдены орфографические нормы |
2 |
Допущено 1-2 ошибки |
1 |
Допущено более 2 ошибок |
0 |
Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка) |
2 |
Допущены 1-2 ошибки |
1 |
Допущено более 2 ошибок |
0 |
Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет) |
2 |
Допущены 1-2 ошибки |
1 |
Допущено более 2 ошибок |
0 |
Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок) |
2 |
Допущены 1-2 ошибки |
1 |
Допущено более 2 ошибок |
0 |
Максимальное количество баллов |
11 |
Максимальное количество баллов – 30
30-27 – «5»
26-21 – «4»
20-15 – «3»
14-0 – «2»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.