Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности
Оценка 4.7

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
классное руководство +1
Взрослым
04.05.2017
Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности
Проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он ориентирован на достижение целей самих обучающихся и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности и поэтому он незаменим.
доклад Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Центр развития творчества детей и юношества» Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности Доклад Штернберг Л.Е.,  педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦРТДЮ Киселевск 2014 Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности Проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он ориентирован на достижение целей самих обучающихся и   поэтому   он   уникален.   Он   формирует   невероятно   большое   количество умений   и   навыков   и   поэтому   он   эффективен.   Он   формирует   опыт деятельности и поэтому он незаменим. Этот метод я использую при реализации программы предпрофильного курса   «Проектная   деятельность   в   программе  Power  Point»,   сочетая   его   с современными   компьютерными   технологиями.   Содержание   программы состоит   из   2   этапов:   1   этап   ­   обучение   работе   в   программе  Power  Point (создаем пробную презентацию) – использование ИКТ, 2 этап – собственно работа над проектом.  Метод проектов не новый, его начали применять еще в начале прошлого века. Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи (1859­1952), американский философ­прагматик, психолог и педагог. С начала ХХ века метод проектов стал необычайно популярен в американской школе.   «Представьте   себе   девушку,   которая   сшила   себе   платье.   Если   она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно его   сшила,   то   есть   это   и   есть   образец   типичного   проекта,   в   самом педагогическом смысле этого слова» ­ так писал в 1918 г. последователь Дж. Дьюи,   профессор   педагогики   учительского   колледжа   при   Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик. На   рубеже   1910­20х   годах   метод   проектов   вошел   в   практику отечественной   школы,   но,   по   нескольким   причинам,   он   не   прижился     в советской школе, но он оказался актуальным и в наши дни. Так что же такое проект? ПРОЕКТ – это 5 “П”: Проблема – Планирование – Поиск информации – Продукт – Презентация Разберем каждый этап подготовки проекта: (Алгоритм на слайдах) Чтобы   обучающемуся   было   интересно   работать,   требуется   проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. Поэтому тему для   проекта   обучающийся   выбирает,   определяет   сам   (полная   свобода выбора). Но именно в этом и кроется проблема – оказывается ребятам очень сложно   определиться   с   темой.   Поэтому,   основываясь   на   интересах обучающихся этого возраста, я предлагаю им различные темы:  «Мои   увлечения»     группы, исполнители, рукоделие, кошки, собаки),  (музыка,   цветоводство,   музыкальные   направления,   фильмы,   кулинария,  «Мое лето» (интересные каникулы, экскурсии, путешествия),  «Интерактивный музей»,   «Когда и как на Руси стали праздновать Новый год»,   «Музей символов любви»,  «Письма, портреты, высказывания великих о любви»,   «История компьютера»,   «Спорт»  «Юмор в компьютерном языке»  поздравительная презентация к любимым праздникам,   так же это может быть тема реферата, или доклада по  любому учебному предмету или что­то свое. Обучающиеся по желанию могут работать индивидуально, парно или в группе. По форме участия проекты будут индивидуальные (персональные), групповые. Персональные или групповые проекты: что эффективнее? Преимущества   персональных проектов Преимущества групповых проектов   1.   План   работы   над   проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.  2.   У   обучающихся   полноценно формируется чувство ответственности. 3.   Обучающиеся   приобретают опыт деятельности на всех этапах работы. 4.   Формирование   у   обучающихся важных   общеучебных   умений   и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается   вполне   управляемым процессом.       и, 1. Формируются навыки сотрудничества.  2. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне. 3.   Каждый   этап   работы   имеет   своего ситуативного   лидера,   наоборот, каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы. 4.   В   рамках   проектной   группы   могут быть подгруппы, предлагающие   различные   пути   решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения. Этот элемент повышает   мотивацию   участников   и положительно   влияет   на   качество выполнения проекта. соревновательный образованы         Далее   наступает   стадия  планирования   действий  по   разрешению проблемы   проекта.   То   есть   обучающемуся   нужно   продумать   содержание будущего проекта.  Следующий шаг — это поиск информации. Каждый   проект   обязательно   требует   поисково­исследовательской работы   обучающихся.   На   данном   этапе   ребята   работают   с   различными источниками   информации   –   это   разнообразная   справочная   литература, журналы,   средства   массовой   информации,   электронные   базы   данных (энциклопедии), сеть Интернет и так далее. Таким образом, отличительная черта   проектной   деятельности   –  поиск   информации,   которая   затем   будет обработана,   осмыслена   и   представлена   в   проекте,   т.е.   проведена аналитическая работа.  Далее идет самостоятельная деятельность обучающихся в соответствии со своим заданием.  Результатом работы над проектом, является продукт – (в нашем случае мультимедийная презентация). Роль педагога Обучающиеся   работают   над   презентацией   самостоятельно,  так   как проектная деятельность требует от педагога не столько объяснения “знания”, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей.  Педагогу предстоит “прожить” в ходе руководства проектом несколько ролей:   энтузиаста (повышает мотивацию обучающихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);   специалиста (обладает знаниями и умениями в нескольких областях);   руководителя (особенно в вопросах планирования времени);   “человека, который задает вопросы” (поддержка обратной связи);   координатора всего процесса;   эксперта (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).  Перечень возможных выходов проектной деятельности:  мультик,   оформление кабинета,   пакет рекомендаций,   праздник,   письмо в…,  прогноз,   публикация,   путеводитель,   сказка,   справочник,   статья,   сценарий,   учебное пособие,   чертёж,   экскурсия и т.д.  сайт,   анализ данных опроса,   атлас,   бизнес­план,   видеофильмы,   выставки,   газета,   журнал,   игра,   карта,   коллекция,   костюм,   макет,   модель,   музыкальное произведение, деятельности учащихся:  Практико­ориентированный проект (например: от учебного кабинета экологии   до   пакета   рекомендаций   по   восстановлению   экономики   России); нацелен на социальные интересы самих участников или внешнего заказчика.   Исследовательский   проект  (например:   “История   моей   семьи”, “Мониторинг рек Сибири”); напоминает подлинно научное исследование. Он включает   обоснование   актуальности   избранной   темы,   обозначение   задач исследования,   выдвижение   гипотезы   с   последующей   ее   проверкой, обсуждение   полученных   результатов.   При   этом   используются   методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, соц. опрос и др.  Информационный   проект  («Курить   не   значит   быть   взрослым», “Наркомания и ее опасность”, “Япония в эпоху мэйдзи”, “История мирового футбола”, “Басня как литературный жанр”); направлен на сбор информации об   объекте,   явлении   с   целью   ее   анализа,   обобщения   и   представления   для широкой   аудитории.   Такие   проекты,   как   и   исследовательские,   требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.  Творческий проект максимально свободный и нетрадиционный подход к   оформлению   результатов.   Это   могут   быть   альманахи,   театрализации, спортивные   игры,   произведения   изобразительного   или   декоративно­ прикладного искусства, видеофильмы, создание сказки, спектакля и т.п.   Ролевой   проект.  Участвуя   в   нем,   проектанты   берут   на   себя   роли Защита (представление) презентации. Каждый обучающийся показывает свою   презентацию.   В   результате   такой   работы,   выявляются   наиболее интересные   ученические   работы,   которые   могут   быть   использованы   в процессе   обучения,   что   служит   хорошим   примером   и   критерием   успеха изучения. Остановимся   на   классификации   проектов   по   доминирующей литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. По  характеру   доминирующей   в   проекте   деятельности,   я   выделила типы проектов, наиболее удачно сочетающиеся с изучаемым нами предметом.  Информационный проект  Творческий проект  Исследовательский проект Но все направления деятельности реализуются в каждом проекте. Они как бы плавно перетекающие друг в друга. В этом смысле любой проект – исследовательский, точно также как любой творческий или информационный. Поэтому речь идет не о единственной направленности, а о доминирующей (преобладающей) деятельности обучающихся. По продолжительности проекты бывают: Мини­проекты (в одно занятие) Краткосрочные проекты(4­6 занятий) Недельные проекты (в ходе проектной недели) Годичные проекты В нашем случае это краткосрочные проекты. Портфолио проекта Проектная   папка   (Портфолио)   проекта   один   из   обязательных   выходов проекта,   предъявляемых   на   защите   проекта.   Задача   папки   на   защите   – показать   ход   работы   проектной   группы.   В   состав   проектной   папки (портфолио) входят: 1. Паспорт проекта 2. План выполнения проекта и отдельных его этапов 3. Промежуточные отчеты группы 4. Вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета 5. Результаты исследований и анализа 6. Записи всех идей, гипотез и решений 7. Отчеты о совещаниях группы, дискуссиях и т.д. 8. Краткое описание всех проблем, с которыми пришлось столкнуться и способ их преодоления 9. Эскизы, чертежи, наброски продукта 10.Материалы  к  презентации  и другие рабочие  материалы  и черновики. Записи  должны   быть   по   возможности   краткими,  в  форме   небольших набросков и аннотаций. Паспорт проектной работы 1. Название проекта 2. Руководитель проекта 3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту 4. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта 5. Возраст учащихся, участвующих в проекте 6. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс) 7. Тип   проекта   (реферативный,   информационный,   исследовательский, творческий, практико­ориентированный, ролевой) 8. Цель проекта (практическая и педагогическая) 9. Задачи проекта (2­3 задачи, акцент на развивающих задачах) 10.Вопросы проекта  11.Необходимое оборудование 12.Аннотация   (актуальность   проекта,   значимость   на   уровне   школы   и социума,   личностная   ориентация,   воспитательный   аспект,   кратко   ­ содержание) 13.Предполагаемый продукт 14.Этапы работы над проектом 15.Предполагаемое распределение ролей в проектной группе В процессе работы над проектом формируются общеучебные умения и навыки: 1.Рефлексивные умения:  . умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;  Умение   отвечать   на   вопрос:   чему   нужно   научиться   для   решения поставленной задачи? 2. Поисковые (исследовательские) умения:  Умение   самостоятельно   генерировать   идеи,   т.е.   изобретать   способ действия, привлекая знания из различных областей;  Умение   самостоятельно   найти   недостающую   информацию   в информационном поле;  Умение   запросить   недостающую   информацию   у   эксперта   (педагога, консультанта, специалиста)  Навыки оценочной самостоятельности.  4.Умения и навыки работы в сотрудничестве.  5. Менеджерские   умения   и   навыки   (умение   проектировать   процесс, планировать время) 6. Коммуникативные умения.  7. Презентационные умения и навыки.  Итак, используя метод проектов в своей практике,  я решаю вопросы и проблемы связанные с развитием познавательных навыков обучающихся, их умением   самостоятельно   конструировать   свои   знания,   ориентироваться   в информационном пространстве и развитием творческого мышления.  1.НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП.  Алгоритм реализации проекта (Определяю тему и цели.) • • • •  Выберите тему проекта, сформулируйте его цель.  Выделите ключевые составляющие темы, разбейте на этапы её изучение.  Определите необходимые источники информации.  Подберите рабочую группу. 2.ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (Выбираю средства и собираю информацию.) • Обсудите задание в группе. • Уточните   задачи   и   цель   проекта   (выделите   и   оставьте   существенные сопоставимые задачи, отбросив несущественные). • Определите   коллективные   средства   достижения   цели   и   источники информации (решите вопрос о справочной, дополнительной литературе и иллюстрациях, музыкальном сопровождении и т. д.). • Обоснуйте свои критерии успеха. • Распределите роли в команде. 3.   ПРИНЯТИЕ   РЕШЕНИЯ   И   СОЗДАНИЕ   МОДЕЛИ   ПРОЕКТА. (Составляю план своей работы.) • Систематизируйте собранную информацию. • Проведите   анализ   и   синтез   идей  (прослушайте   и   оцените   сообщения всех членов команды, отберите действительно яркий материал). • Выберите оптимальный вариант деятельности рабочей группы (отдайте предпочтение той форме проекта, которая покажется целесообразной всем членам команды). • Перераспределите роли (если это необходимо). •Составьте   и   уточните   план   деятельности   каждого   члена   команды, сообразно общим целям. 3.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.  (Выполняю свою часть работы. Репетируем вместе.) • Выполните намеченное исследование по своему индивидуальному плану (внимательно изучите свою часть задания, выделите его ключевые положения; соотнесите   сделанное   с   общими   задачами   и   целью   проекта;   сопоставьте результат своей работы с деятельностью других членов команды). •Проведите работу над проектом. •Оформите проект, завершая своё выступление четко сформулированными выводами. 4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.   (Справился ли я? Исправляем ошибки.) •Проанализируйте свою работу, оценивая её сильные и слабые стороны. •Определите научный уровень проекта. •Ответьте на вопрос: удалось ли показать связь проблемы/идеи проекта с  изучаемой темой. •Покажите уровень самостоятельности группы при раскрытии темы. •Подтвердите актуальность проекта. •Внесите коррективы в проект. 5.ЗАЩИТА ПРОЕКТА. (Мы выступаем!) •Представьте проект аудитории. •Проведите самоанализ выступления. •Оцените проект (устные и письменные рецензии­эссе). Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения Название этапа Содержание этапа 1 Продумывание  темы проекта­ презентации Выбор темы для проекта 2 Составление  плана проекта­ презентации Определение  дидактических и  методических  целей и задач  проекта­ презентации Условия  демонстрации  проекта­ презентации Выделение  основных идеи  проекта  презентации Подбор  информации для  создания проекта­ презентации Подача материала проекта­ презентации •   Определение дидактических и методических целей и  задач проекта­презентации.                                             •   Определение основной идеи проекта­презентации. •   Подбор информации для проекта­презентации. •   Создание структуры презентации. •   Проверка логики подачи материала.          •   Подготовка заключения (итога) Данные цели и задачи формулирует сам педагог: •   Какие цели хотите достичь в результате осуществления  данного проекта? •   Какие задачи должны решить в ходе создания проекта? Каковы технические условия для демонстрации проекта­ презентации:  отчет,  лекция,  занятие ­ знакомство с новым    материалом и т.д.;  презентация в роли раздаточного (электронного)  материала (самотестирование, повторение материала,  описание предстоящей работы, справочные материалы) и т. д . • Какие идеи будут соответствовать целям презентации?     • Какие идеи ученики должны запомнить лучше всего?        Основные идеи должны: • служить конкретным целям; • содержать умозаключения; • быть интересными аудитории; • их должно быть не более 4­5  • Основной материал проекта­презентации. • Графические иллюстрации для проекта­презентации. • Статистика. • Диаграммы и графики.  • Аудио­ и видеоматериалы. • Экспертные оценки. • Примеры. • Сравнения. • Цитаты и т.д. Материал необходимо излагать:  • в хронологическом порядке; • в порядке приоритета; • в территориальном порядке; • в тематической последовательности; • структурируя его по принципу «проблема — решение» Структура  проекта­ презентации Логика и  переходы во  время проекта­ презентации Заключение Дизайн проекта­ презентации, мультимедиа, анимация • Из каких основных частей состоит проект­презентация?  • Какова логика их чередования (горизонтальная логика)? • Какие слайды  раскрывают  идеи  основных  частей   (вертикальная логика)?  • Заголовки слайдов — названия параграфов,  раскрывающие   их содержание Необходимы переходы:  • от вступления к основной части выступления;  • от одной основной идеи (части) к другой;  • от одного слайда к другому. • гиперссылки  • Ключевые составляющие заключения. • Яркое высказывание — переход к заключению. • Повторение основных идей выступления.  • Подведение итогов. • Короткое и запоминающееся высказывание в конце  презентации Является важным моментом при создании проекта­ презентации. Необходимо корректно работать с цветом, не перегружать презентацию элементами анимации, эффектами  мультимедиа

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности

Пропедевтическая профориентационная работа в условиях УДО в процессе проектной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017