Пропедевтика географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«ДЕТСКИЙ САД №107»
Актуальность исследования обусловлена:
Во-первых, возрастающим значением географического образования дошкольников. Это связанно со значительным мировоззренческим, образовательным и воспитательным потенциалом географии и ограниченностью его использования в условиях дошкольных образовательных учреждений, а также необходимостью формирования экологически воспитанной и компетентной личности на основе ее включенности в «мир природы», необходимостью внедрения субъектного характера восприятия природных объектов и актуализации непрагматического взаимодействия с миром природы.
Во-вторых, с недостаточностью методических материалов прикладного характера по реализации географического образования в условиях дошкольных учреждений и связи с этим с необходимостью совершенствования содержания, форм и методов работы с дошкольниками.
.
Цель исследования: изучение методики реализации пропедевтики географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения.Задачи исследования:1) определить сущность понятия «пропедевтика», подходы к организации пропедевтики на первой ступени общего образования;2) проанализировать отечественный и зарубежный опыт организации пропедевтики на первой ступени общего образования;3) определить формы, методы и технологии пропедевтики географического образования на дошкольной ступени образования;4) разработать программу пропедевтического курса географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения;5) проанализировать результаты опытно-экспериментально работы по реализации пропедевтической программы географического образования.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования – учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения с учетом реализации пропедевтики географического образования.
Методы исследования:
теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, определение связи между явлениями;
эмпирические: педагогическое наблюдение, проектирование, педагогический эксперимент, беседа, опрос.
статистические: методы математического анализа, табличное интерпретирование данных.
Теоретической основой исследования
особенности развития у детей дошкольного возраста естественнонаучных знаний о природе (Т.А. Куликова, Л.М. Маневцова, С.Н. Николаева, А.М. Федотова, Л.С. Игнаткина и др.);
идеи географического образования детей (Н.А. Рыжова, В.А. Ашикова, Н.Н. Кондратьева, В.Н. Кузнецова, Е.Ф. Терентьева);
идеи развития познавательной активности детей при ознакомлении с природой (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.);
разработки в области научно-методического обеспечения дошкольного образования (К.Ю. Белая, Л.В. Байбородова, М.И.Рожкова, П. Третьяков);
исследования в области управления дошкольными образовательными учреждениями (Л.В. Поздняк, Т.В. Волосовец, Л.С. Маркова, С.Н. Сазонова).
Пропедевтика (от греч. propaideuo - предварительно обучаю) - введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме
Пропедевтический курс своей целью ставит подготовку детей к развитию умственных способностей, развитию и формированию познавательного интереса
Пропедевтический курс помогает приобрести необходимые для изучения базового курса знания и умения.
Особенности организации пропедевтики на первой ступени общего образования
Формы географического образования: занятия; целевые прогулки; гео-экологические праздники и другие досуговые мероприятия (викторины, квесты и т.д.); ознакомление детей с природой в повседневной жизни; игры; практикумы, совместные выезды и экскурсии, игры, элементарная поисковая и трудовая деятельность детей.
Для реализации данных форм географического образования применяются методы: наглядные, практические и словесные.
Педагогические технологии при организации географического образования:
технология проектирования С. Т. Шацкого, А. П. Пинкевича и др.;
технология познавательно-исследовательской деятельности Л. М. Маневцовой, Т. И. Бабаевой и др.;
технология проблемного обучения С. Л. Рубинштейна, Т. А. Ильиной и др.;
технология развивающего обучения Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова;
технология концентрированного обучения В. В. Розанова, П. П. Блонского и др.;
информационно-коммуникационные технологии;
технология гуманно-личностного воспитания Ш. А. Амонашвили;
технология проблемно-игровых ситуаций Т. А. Марковой, А. Г. Рындиной и др.;
здоровьесберегающие технологии.
Содержание географического образования в примерных основных образовательных программах дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования | Примерная основная образовательная программа «От рождения до школы» | Примерная основная образовательная программа «Детство» |
Об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира | Развивать способность наблюдать, всматриваться | - Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т. д.), о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни; |
О малой Родине | - Формировать представления о родном городе/селе, о культуре и традициях малой Родины | - Формировать представления о родном городе/селе |
Об Отечестве и об отечественных традициях и праздниках | Углублять и уточнять представления о Родине | |
О планете Земля, | Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля |
Планируемые результаты обучения:
знать название своей страны, города, улицы. Столицу своей родины и главные города нескольких стран-соседок;
может найти на карте несколько стран, приблизительно начертить контуры Родины;
иметь представления о климате, разнообразии видов живых существ и растений. Мог соотнести представителей животного и растительного мира с местом их обитания;
уметь пользоваться глобусом и картой, знал, как на них изображаются континенты и океаны, страны и основные особенности ландшафта;
четко выделять разницу между океаном, морем, рекой, озером, болотом;
объяснить, чем отличаются горы, лес, равнина и т.д.;
иметь начальное понимание о формировании осадков, сменяемости сезонов;
понимать, что такое экватор, чем он отличается от других зон земли;
иметь представление об ископаемых ресурсах, простыми словами мог объяснить, как они используются;
знать о разнообразии человеческих народов и их внешнем различии, уважал чужую культуру, особенности уклада жизни.
Учебно-тематический план пропедевтической программы
| Тема | Всего часов |
1 | Введение | 8 |
2 | Земля – планета Солнечной системы | 16 |
4 | Строение Земли | |
3 | План местности | 20 |
5 | Вокруг нас | 12 |
6 | Моя малая Родина | 16 |
7 | Подведем итоги | 1 |
Всего | 89 |
Программа пропедевтического курса географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения
Цель пропедевтического курса географического образования: формирование начальных географических представлений у дошкольника; формирование первоначальных знаний о природе и обществе; экологическое воспитание дошкольников, формирование эмоционально-положительного и бережного отношения к природе.
Задачи, которые ставятся при формировании географических представлений:
Познавательные:
• расширить знания воспитанников по основным вопросам курса (об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования);
• сформировать навыки проведения простейших исследований, таких как наблюдение;
• способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации;
• показать возможности использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Воспитательные:
• воспитание географической культуры;
• совершенствовать навыки коллективной работы;
• воспитать эмоционально положительное отношение к окружающей жизни, интереса к природе и социальным явлениям, сочувствия, сопереживания, долга и бережного отношения к природе и людям, любви к Родине.
Развивающие:
• способствовать развитию логического мышления, внимания;
• способствовать развитию творческих способностей;
• способствовать развитию эстетической сферы воспитанников;
• развивать навыки всех видов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой, трудовой и коммуникативной).
Методы и приемы
Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.
Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы воспитанников. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.
Практическая работа проведении эксперимента или исследования.
Творческое проектирование является эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.
Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
Выводы
Значимость пропедевтики географического образования в современном мире возрастает. Пропедевтика - предварительный вводный курс, позволяющий кратко ознакомиться с основными понятиями, принципами и подходами, которые предстоит более глубоко и систематично усвоить материал в дальнейшем.
Отечественный педагогический опыт делает упор на развитие личности ребенка через формирование географической культуры, а зарубежный опыт уделяет значительное внимание ознакомлению детей с окружающим миром и его явлениями.
Формы, методы технологии весьма разнообразны, отражают реализацию системно-деятельностного подхода в процессе обучения и дают возможность успешного усвоения материала детьми.
Пропедевтическая программа, разработанная на основе анализа нормативных документов рассчитана на 89 часов, состоит из семи разделов. Полученные результаты проведения диагностики развития представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы имеют положительную динамику, что указывает на эффективность разработанной программы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.