Пропедевтика географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения.
Оценка 4.8

Пропедевтика географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения.

Оценка 4.8
pptx
26.03.2022
Пропедевтика географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения.
МБДОУ 107.pptx

Пропедевтика географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения

Пропедевтика географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения

Пропедевтика географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения.



Выполнила: Дятлова Анна Николаевна


Ростов-на-Дону 2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«ДЕТСКИЙ САД №107»

Актуальность исследования обусловлена:

Актуальность исследования обусловлена:

Актуальность исследования обусловлена:

Во-первых, возрастающим значением географического образования дошкольников. Это связанно со значительным мировоззренческим, образовательным и воспитательным потенциалом географии и ограниченностью его использования в условиях дошкольных образовательных учреждений, а также необходимостью формирования экологически воспитанной и компетентной личности на основе ее включенности в «мир природы», необходимостью внедрения субъектного характера восприятия природных объектов и актуализации непрагматического взаимодействия с миром природы.
Во-вторых, с недостаточностью методических материалов прикладного характера по реализации географического образования в условиях дошкольных учреждений и связи с этим с необходимостью совершенствования содержания, форм и методов работы с дошкольниками.
.

Цель исследования: изучение методики реализации пропедевтики географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения

Цель исследования: изучение методики реализации пропедевтики географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения

Цель исследования: изучение методики реализации пропедевтики географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения. Задачи исследования: 1) определить сущность понятия «пропедевтика», подходы к организации пропедевтики на первой ступени общего образования; 2) проанализировать отечественный и зарубежный опыт организации пропедевтики на первой ступени общего образования; 3) определить формы, методы и технологии пропедевтики географического образования на дошкольной ступени образования; 4) разработать программу пропедевтического курса географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения; 5) проанализировать результаты опытно-экспериментально работы по реализации пропедевтической программы географического образования.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования – учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения с учетом реализации пропедевтики географического образования.
Методы исследования:
теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, определение связи между явлениями;
эмпирические: педагогическое наблюдение, проектирование, педагогический эксперимент, беседа, опрос.
статистические: методы математического анализа, табличное интерпретирование данных.

Теоретической основой исследования особенности развития у детей дошкольного возраста естественнонаучных знаний о природе (Т

Теоретической основой исследования особенности развития у детей дошкольного возраста естественнонаучных знаний о природе (Т

Теоретической основой исследования

особенности развития у детей дошкольного возраста естественнонаучных знаний о природе (Т.А. Куликова, Л.М. Маневцова, С.Н. Николаева, А.М. Федотова, Л.С. Игнаткина и др.);
идеи географического образования детей (Н.А. Рыжова, В.А. Ашикова, Н.Н. Кондратьева, В.Н. Кузнецова, Е.Ф. Терентьева);
идеи развития познавательной активности детей при ознакомлении с природой (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.);
разработки в области научно-методического обеспечения дошкольного образования (К.Ю. Белая, Л.В. Байбородова, М.И.Рожкова, П. Третьяков);
исследования в области управления дошкольными образовательными учреждениями (Л.В. Поздняк, Т.В. Волосовец, Л.С. Маркова, С.Н. Сазонова).

Пропедевтика (от греч. propaideuo - предварительно обучаю) - введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме

Пропедевтика (от греч. propaideuo - предварительно обучаю) - введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме

Пропедевтика (от греч. propaideuo - предварительно обучаю) - введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме
Пропедевтический курс своей целью ставит подготовку детей к развитию умственных способностей, развитию и формированию познавательного интереса
Пропедевтический курс помогает приобрести необходимые для изучения базового курса знания и умения.

Особенности организации пропедевтики на первой ступени общего образования

Особенности организации пропедевтики на первой ступени общего образования

Особенности организации пропедевтики на первой ступени общего образования
Отечественный опыт:
образовательный процесс должен быть направлен на становление личности ребенка, развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности, самосознания и самооценки.
Зарубежный опыт:
Главную роль в модели географического образования играет семья;
Организованы объединения: группы семейного воспитания, ассоциации родителей, женские союзы, учреждения социально-культурной анимации, движение «Народ и культура», научные лаборатории для всех ступеней образования.
Акцент на ознакомление с природой и ее явлениями.

Формы географического образования : занятия; целевые прогулки; гео-экологические праздники и другие досуговые мероприятия (викторины, квесты и т

Формы географического образования : занятия; целевые прогулки; гео-экологические праздники и другие досуговые мероприятия (викторины, квесты и т

Формы географического образования: занятия; целевые прогулки; гео-экологические праздники и другие досуговые мероприятия (викторины, квесты и т.д.); ознакомление детей с природой в повседневной жизни; игры; практикумы, совместные выезды и экскурсии, игры, элементарная поисковая и трудовая деятельность детей.
Для реализации данных форм географического образования применяются методы: наглядные, практические и словесные.
Педагогические технологии при организации географического образования:
технология проектирования С. Т. Шацкого, А. П. Пинкевича и др.;
технология познавательно-исследовательской деятельности Л. М. Маневцовой, Т. И. Бабаевой и др.;
технология проблемного обучения С. Л. Рубинштейна, Т. А. Ильиной и др.;
технология развивающего обучения Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова;
технология концентрированного обучения В. В. Розанова, П. П. Блонского и др.;
информационно-коммуникационные технологии;
технология гуманно-личностного воспитания Ш. А. Амонашвили;
технология проблемно-игровых ситуаций Т. А. Марковой, А. Г. Рындиной и др.;
здоровьесберегающие технологии.

Подходы к организации пропедевтики на первой ступени общего образования

Подходы к организации пропедевтики на первой ступени общего образования

Подходы к организации пропедевтики на первой ступени общего образования

Содержание географического образования в примерных основных образовательных программах дошкольного образования

Содержание географического образования в примерных основных образовательных программах дошкольного образования

Содержание географического образования в примерных основных образовательных программах дошкольного образования

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Примерная основная образовательная программа «От рождения до школы»

Примерная основная образовательная программа «Детство»

Об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира

Развивать способность наблюдать, всматриваться
Формировать представления о временах года;
Формировать умения проводить сезонные наблюдения

- Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т. д.), о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни;
- Формирование представление о временах года

О малой Родине

- Формировать представления о родном городе/селе, о культуре и традициях малой Родины

- Формировать представления о родном городе/селе

Об Отечестве и об отечественных традициях и праздниках

Углублять и уточнять представления о Родине
формировать представления о Российской армии,
Формировать представления о традициях и обычаях страны

О планете Земля,
особенностях ее природы

Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля

Планируемые результаты обучения: знать название своей страны, города, улицы

Планируемые результаты обучения: знать название своей страны, города, улицы

Планируемые результаты обучения:

знать название своей страны, города, улицы. Столицу своей родины и главные города нескольких стран-соседок;
может найти на карте несколько стран, приблизительно начертить контуры Родины;
иметь представления о климате, разнообразии видов живых существ и растений. Мог соотнести представителей животного и растительного мира с местом их обитания;
уметь пользоваться глобусом и картой, знал, как на них изображаются континенты и океаны, страны и основные особенности ландшафта;
четко выделять разницу между океаном, морем, рекой, озером, болотом;
объяснить, чем отличаются горы, лес, равнина и т.д.;
иметь начальное понимание о формировании осадков, сменяемости сезонов;
понимать, что такое экватор, чем он отличается от других зон земли;
иметь представление об ископаемых ресурсах, простыми словами мог объяснить, как они используются;
знать о разнообразии человеческих народов и их внешнем различии, уважал чужую культуру, особенности уклада жизни.

Учебно-тематический план пропедевтической программы

Учебно-тематический план пропедевтической программы

Учебно-тематический план пропедевтической программы

 

Тема

Всего часов

1

Введение

8

2

Земля – планета Солнечной системы

16

4

Строение Земли

3

План местности

20

5

Вокруг нас

12

6

Моя малая Родина

16

7

Подведем итоги

1

Всего

89

Программа пропедевтического курса географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения

Программа пропедевтического курса географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения

Программа пропедевтического курса географического образования на примере дошкольного образовательного учреждения



Цель пропедевтического курса географического образования: формирование начальных географических представлений у дошкольника; формирование первоначальных знаний о природе и обществе; экологическое воспитание дошкольников, формирование эмоционально-положительного и бережного отношения к природе.

Задачи, которые ставятся при формировании географических представлений:

Задачи, которые ставятся при формировании географических представлений:

Задачи, которые ставятся при формировании географических представлений:

Познавательные:
• расширить знания воспитанников по основным вопросам курса (об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования);
• сформировать навыки проведения простейших исследований, таких как наблюдение;
• способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации;
• показать возможности использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Воспитательные:
• воспитание географической культуры;
• совершенствовать навыки коллективной работы;
• воспитать эмоционально положительное отношение к окружающей жизни, интереса к природе и социальным явлениям, сочувствия, сопереживания, долга и бережного отношения к природе и людям, любви к Родине.
Развивающие:
• способствовать развитию логического мышления, внимания;
• способствовать развитию творческих способностей;
• способствовать развитию эстетической сферы воспитанников;
• развивать навыки всех видов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой, трудовой и коммуникативной).

Методы и приемы Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования

Методы и приемы Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования

Методы и приемы

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.
Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы воспитанников. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.
Практическая работа проведении эксперимента или исследования.
Творческое проектирование является эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.
Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

Выводы Значимость пропедевтики географического образования в современном мире возрастает

Выводы Значимость пропедевтики географического образования в современном мире возрастает

Выводы

Значимость пропедевтики географического образования в современном мире возрастает. Пропедевтика - предварительный вводный курс, позволяющий кратко ознакомиться с основными понятиями, принципами и подходами, которые предстоит более глубоко и систематично усвоить материал в дальнейшем.
Отечественный педагогический опыт делает упор на развитие личности ребенка через формирование географической культуры, а зарубежный опыт уделяет значительное внимание ознакомлению детей с окружающим миром и его явлениями.
Формы, методы технологии весьма разнообразны, отражают реализацию системно-деятельностного подхода в процессе обучения и дают возможность успешного усвоения материала детьми.
Пропедевтическая программа, разработанная на основе анализа нормативных документов рассчитана на 89 часов, состоит из семи разделов. Полученные результаты проведения диагностики развития представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы имеют положительную динамику, что указывает на эффективность разработанной программы.

Свидетельства, справки и сертификаты

Свидетельства, справки и сертификаты

Свидетельства, справки и сертификаты

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2022