Прошедшее время глагола
Оценка 4.9

Прошедшее время глагола

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
Взрослым
22.12.2022
Прошедшее время глагола
Прошедшее время обозначает предшествование действия моменту речи о нём. Форма прошедшего времени есть и у глаголов НСВ, и у глаголов СВ и выражается формообразующими суффиксами –л- или Ø , присоединяемыми к основе инфинитива (говорить – говори-л, нести - нёс ø).
тема 1 (1).docx

Прошедшее время глагола

Прошедшее время обозначает предшествование действия моменту речи о нём. Форма прошедшего времени есть и у глаголов НСВ, и у глаголов СВ и выражается формообразующими суффиксами –л- или ‑Ø‑, присоединяемыми к основе инфинитива (говорить – говори-л, нести - нёс‑ø).

Глаголы в прошедшем времени не изменяются по лицам (я говорил, ты говорил, он говорил), но изменяются по числам (мы говорили).

В единственном числе в глаголах прошедшего времени различают род: мужской, женский, средний (Санжар говорил, Лайло  говорила, привидение говорило).

Глаголы в форме прошедшего времени в мужском роде окончаний не имеют (читал, писал, рисовал), к глаголам женского рода прибавляется  окончание –а (читала, писала, рисовала), среднего рода окончание –о (читало, писало, рисовало)

Во множественном числе все глаголы прошедшего времени имеют окончание –и (читали, писали, рисовали).

Не имеют суффикса –л- в форме мужского рода прошедшего времени следующие глаголы:

а) на -чь: мочь, помочь, беречь, стеречь;

б)  на -сти: нести , везти, расти;

в) с суффиксом -ну-: привыкнуть, засохнуть, погибнуть, достигнуть;

г) с –ере- в основе: умереть, тереть

Глаголы на –ся в форме прошедшего времени имеют –ся в форме мужского рода, а в других –сь: родился, учился, занимался, готовился

Особые случаи образования прошедшего времени глаголов

 

Неопределенная

форма

Окончание

глагола

Мужской  род

Женский род

Средний род

Множественное число

беречь

жечь

лечь

мочь

-чь

берег

жег

лег

мог

берегла

жгла

легла

могла

берегло

жгло

легло

могло

берегли

жгли

легли

могли

везти

грести

-ти

 

вез

греб

везла

гребла

везло

гребло

везли

гребли

запереть

исчезнуть

мокнуть

-ть

запер

исчез

мок

заперла

исчезла

мокла

заперло

исчезло

мокло

заперли

исчезли

мокли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образование прошедшего времени глагола
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО
м.р.мужской
женский
средний	что делал? (я, ты, он)
что делала? (я, ты, она)
что делало? (оно)	Студент работал. Завод работал.
Студентка работала. Фирма работала.
Министерство работало.
Множественное число
для всех родов	что делали?
(мы, вы, они)	Студенты работали. 
Заводы, фабрики и министерства работали.

 


Задание 46. Объяснение значений слов и словосочетаний: медресе, юриспруденция, теологические и прикладные науки, служитель культа, обсерватория.

 

Задание 47. Чтение текста, ориентируясь на задания: 

А) дайте тексту название;

 Б) ответьте на вопрос: Когда стали возникать очаги научных центров и культуры в Средней Азии?

 

На территории современного Узбекистана очаги научных центров возникли в глубокой древности. В IX-XI веках Средняя Азия стала одним из важнейших центров научной мысли Востока. В Мерве, Бухаре, Ургенче, Самарканде, Ходженте и других городах возникли «Дома мудрости», астрономические обсерватории и библиотеки. В XI веке в Ургенче образовалась своего рода «Академия», где проходили собрания ученых, диспуты, обсуждались вопросы философии, математики, врачебной науки и т.д.

Развитие науки и культуры привело к необходимости создания новых высших школ медресе. В начале-середине XV века медресе были построены в Бухаре, Самарканде, Гиждуване. В них преподавали арабский язык, юриспруденцию, теологические и некоторые прикладные науки. В Медресе готовили служителей культа, учителей начальных школ, государственных чиновников.

В 1428-29 годах близ Самарканда было завершено строительство обсерватории. Здесь работали Улугбек, Казызаде Руми, Али Кушчи и др. Самаркандская астрономическая школа Улугбека оказала большое влияние на развитие математики и астрономии. В XVI-XVII веках широкое развитие получили медицинские науки. В Бухаре была построена специальная лечебница, где наряду с практической деятельностью проводились различные исследования. Здесь была создана специальная медицинская библиотека.

 

Задание 48. Составление вопросов к тексту, используя вопросы:что было?  что случилось? Что делали?  что было сделано?  и др. Пересказ текста по составленным вопросам.

 

Задание 49. Прочитайте предложения, раскрывая скобки. Поставьте глаголы в форме прошедшего времени.

1. Я (учить) новые слова. Я (знать) новые слова, потому что я хорошо (выучить) их. 2. Студенты (выполнять) задание в течение пятнадцати минут. Они (выполнить) задание за пятнадцать минут. 3. Лектор (говорить) целый час. В конце он (сказать) заключительную фразу: “Можете задавать вопросы”. Студенты  (задать) ему несколько вопросов.

 

Задание 50. Укажите, чем различаются приводимые ниже глаголы.

Образец: Засохнуть - засох, засохла, засохло, засохли. Растение засохло из-за недостатка влаги.

а) Печь, стричь, нести, пасти, ползти, расти, лезть, мерзнуть, окрепнуть, ослепнуть, погибнуть, продрогнуть, ошибиться.

 б) Увозил – увезла, вёл – водили, летели – летал – летала, тащил – таскал, подходили –– подошли, идти – шёл, ходил, ушёл – уходило, , хочу – захотел, бегал – пробегала – убежала.

 

Задание 51. Запишите глаголы в форме мужского, женского, среднего рода и множественного числа.

 

С тремя из этих форм составьте предложения.

 

 

Задание 52. Прочитайте, употребляя глаголы, данные в скобках, в прошедшем времени.

1. Источник (иссякнуть). 2. Шторм (утихнуть). 3. Пловец (достигнуть) берега. 4. Танки (настигнуть) противника. 5. Костер (потухнуть). 6. Голос (охрипнуть). 7. Река (замерзнуть).   8. Вражеское наступление (выдохнуться). 9. Ребенок (озябнуть). 10. Шахматист (отвергнуть) предложение противника. 11. Дети (продрогнуть) от холода.

 

Задание 53. Прочитайте предложения, используя глаголы, данные справа. Употребите их в форме прошедшего времени.

 

1. Он долго ... материалы по экономической теории.  Наконец он ... их во всемирной сети “Интернет”.

2. Студенты УМЭДа ... на двух-трех иностранных языках. Преподаватель ... студентам, что завтра занятие будет проведено в музее прикладного искусства.

3. Старик ... неводом рыбу. Однажды он ... золотую рыбку.

4. Не ... все яйца в одну корзину.

найти

искать

 

сказать

говорить

поймать

ловить

класть

положить

 


 

Прошедшее время глагола Прошедшее время обозначает предшествование действия моменту речи о нём

Прошедшее время глагола Прошедшее время обозначает предшествование действия моменту речи о нём

Задание 46. Объяснение значений слов и словосочетаний: медресе, юриспруденция, теологические и прикладные науки, служитель культа, обсерватория

Задание 46. Объяснение значений слов и словосочетаний: медресе, юриспруденция, теологические и прикладные науки, служитель культа, обсерватория

Самаркандская астрономическая школа

Самаркандская астрономическая школа

Он долго ... материалы по экономической теории

Он долго ... материалы по экономической теории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.