Урок на тему «Прошлое и настоящее русской виолончели»
Подготовила
Преподаватель, концертмейстер
МБОДО «ДШИ» г. Алексеевки
Алексеевского городского округа
Гончарова Оксана Викторовна
Фоном звучит Прелюдия из сюиты №3 И.С. Баха для виолончели соло.
Мирра Лохвицкая [19 ноября 1869 - 27 августа 1905]
Виолончель (1895 г.)
Играл слепец. Душой владели чары.
Вздымалась грудь и опускалась вновь.
Смычок как нож вонзал свои удары
И песнь лилась, как льет из раны кровь.
И чудился под звук виолончели
Хор демонов, мятущихся во мгле.
Мои мечты к бессмертию летели,
Он звал меня к подземной, вечной мгле.
Он звал меня к безмолвию забвенья,
Где таят слез немая благодать.
Играл смычок. Змея смыкала звенья.
О, дай мне жить! О, дай еще страдать!
Добрый день уважаемые учащиеся, преподаватели, родители. Сегодня наш урок посвящен удивительному инструменту – виолончели.
Цель урока: Повышение мотивации к исполнительской деятельности.
Задачи урока:
· Обобщение ранее полученных знаний о виолончели;
· Рассмотрение роли виолончельного искусства в истории музыкальной культуры России;
· Показ исполнительского мастерства учащегося.
Помогает: Тимур Г., выпускник оркестрового отделения по классу виолончели.
В соответствии с Указом Д.А. Медведева № 49 от 09.01.2012 г. «О проведении в Российской Федерации Года российской истории» 2012 год был объявлен Годом российской истории. На этот год приходятся многие знаменательные даты из прошлого нашей страны.
Администрацией школы был проведен конкурсный проект «Во славу Отечества», объединивший конкурсы по различным направлениям. Одним из них стал конкурс среди преподавателей на проведение урока, посвященного историческому прошлому нашего государства.
Как правило, все знают историю своей страны и мира исключительно по глобальным историческим событиям, зачастую совершенно не зная об исторических процессах одного маленького города или села. О судьбах малоизвестных, но, тем не менее, великих людей, сыгравших важную роль в истории, оказавших огромное влияние на все сферы, в том числе и на культуру. Произведения литературы, живописи, архитектуры и других видов искусства немыслимо рассматривать вне контекста исторических событий.
Сегодня мы попробуем рассмотреть историю с позиции музыкального инструмента.
Виолончель – почти совершенный инструмент, которому доступны все технические тонкости смычковых. У нее своя природа, свое заветное, своя техника, которой ближе свободная, живописная манера выражения, не стесненная графическими границами, а играющая контрастами света и тени.
Виолончель это инструмент-универсум, способный в самых тонких нюансах заменить собой звучание и голоса, и органа, и огромного симфонического оркестра, и хора.
Все композиторы глубоко ценят виолончель - ее теплоту, искренность и глубину звучания, а ее исполнительские средства давно уже покорили сердца как самих музыкантов, так и их восторженных слушателей.
Как итальянка по происхождению – виолончель стала русским инструментом!?
Русская профессиональная музыкальная культура, как известно, тесно связана с европейской. Она складывалась из различных источников: итальянская оперная школа, немецкая музыкальная теория, французская педагогическая традиция и т.д. Часть русских композиторов XVIII-XIX веков получила профессиональное музыкальное образование в Европе, другая обучалась у иностранных музыкантов, приехавших в Россию. Так или иначе, практически все российские музыканты оказались причастными к профессиональной культуре европейских стран.
Особое место заняла и виолончель. В России виолончель появилась, вероятно, только в XVIII веке, когда она потребовалась для театральных оперных оркестров и частных музыкальных капелл. Разумеется, в Россию приехали и исполнители-виолончелисты. Так, в 1721 году в капеллу герцога Голштинского был приглашен немецкий виолончелист И. Ридель, а в 1780 граф Н.П. Шереметев заполучил в свою капеллу знаменитого композитора и виртуозного виолончелиста И.Г. Фациуса.
Сами владельцы капелл также играли на инструментах скрипичного семейства, предпочитая именно виолончель.
Так среди талантов графа Николая Петровича Шереметева (1751-1809) профессиональная игра на таких музыкальных инструментах, как скрипка, виолончель, фортепиано, он умел читать партитуры и управлять оркестром. Молодой граф получил превосходное образование в одном из наиболее престижных учебных заведений – Лейденском университете в Голландии. Помимо учёбы он осваивает театральное дело, сценическое, декорационное и балетное искусства. Общается в высших кругах европейского общества, знакомится с Моцартом и Генделем. Был представлен дворам Англии, Франции и Пруссии.
Н.П. Шереметьев – граф, покровитель искусств, создатель известнейшего театра, он также безошибочно примечал даровитых людей и определял им место при музыке или театре. Так проявился гений Степана Дегтярева – будущего создателя хоровых концертов и опер, так Россия узнала имена Параши Ковалевой-Жемчуговой и балерины Шлыковой-Гранатовой.
Было и еще одно имя – Иван Батов, сын Андреев. Обучался он музыке вместе со всеми, хотя и родился в крепостной семье, в то время, когда в российской музыкальной культуре уже мелькали имена молодых Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского.
Кроме всего прочего занимался Иван и столярным делом. Музыкальный слух и умение обращаться с деревом предопределили его судьбу. Шереметьев назначает его инструментальным мастером при театральной труппе. В его обязанности входило поддержание в порядке всех музыкальных инструментов: клавесинов, клавикордов, клавичембало, фортепьяно и прочих. Батов исполнял порученное исправно, однако «Русский Страдивари» (так его называли в старости) принимается за изготовление скрипок и виолончелей самостоятельно.
В пушкинскую эпоху о Батове знала вся Россия. Его инструменты высоко ценили русские и иностранные виртуозы. Широкая известность пришла к Батову после Отечественной войны 1812 года, когда в 1814 году он преподнёс в дар царю Александру скрипку своей работы и получил за неё 2000 рублей. В 1829 году И.А. Батову была присуждена серебряная медаль за инструменты, представленные на Петербургской выставке.
Своему своенравному владельцу Батов поднес однажды замечательную виолончель, над которой он неустанно трудился свыше полугода. Приглашенный Шереметевым знаменитый музыкант Ромберг в присутствии многих русских и иностранных артистов с любопытством осматривал инструмент, трижды садился играть на нем и трижды предлагал вопрос: «Точно ли этот мастер делал его?» Лишь после этого Шереметев выдал Батову долгожданную «вольную».
Прошлое русской виолончели богато талантливыми исполнителями. Разница между профессиональными музыкантами и любителями была совершенно незначительной, музыканты-любители получали вполне профессиональное образование у лучших педагогов Европы (как правило, немцев) и участвовали в концертах наряду с профессионалами. И факт увлечения аристократов именно виолончелью, конечно, ставил этот инструмент в России в особое положение.
19 декабря 1794 родился князь Николай Борисович Голицын российский виолончелист, музыкальный критик, переводчик, военный мемуарист Герой Отечественной войны 1812 года (ординарец Багратиона в Бородинском сражении, в котором и сам был контужен), участник пятидесяти битв и сражений, включая заграничные походы
Музыка играла большую роль в жизни князя - встречавшегося в юности с Й. Гайдном, а много лет спустя и с Ф.Шопеном. Прекрасный виолончелист, он часто выступал в салонах, давал благотворительные концерты. Николай Борисович Голицын восхищался музыкой Людвига ван Бетховена. Однажды он написал знаменитому музыканту и между ними завязалась переписка (1822-1827). Князь заказал композитору несколько произведений: увертюру ор.124, три струнных квартета (последних в наследии Бетховена - ор.127, 130, 132). Эти квартеты, а также увертюру "Освещение дома" Бетховен посвятил князю Голицыну. Князь стал соучредителем основанного в 1802 Филармонического общества в Санкт-Петербурге. Не без влияния князя Голицына в концерте этого общества (6 апреля 1824) состоялась премьера бетховенской "Торжественной мессы" (Missa solemnis). Гостеприимный дом князя Голицына в Санкт-Петербурге посещали А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, В.Ф.Одоевский, А.С.Даргомыжский.
Граф Матве́й Ю́рьевич Виельго́рский (1794—1866), искусный виолончелист, ученик Бернгарда Ромберга, знаток музыки
18 лет поступил корнетом в 3-й Украинский казачий полк и участвовал в войнах 1812 – 1814 годов. Гр. Виельгорский играл видную роль в общественной жизни и заслужил почетную известность, как меценат-покровитель ученых, художников и особенно музыкантов; он и сам был талантливый музыкант: играл на виолончели, сочинял пьесы для этого инструмента и в молодости хорошо пел. Виельгорский был одним из основателей и первых директоров Русского музыкального общества и завещал свою библиотеку и инструменты Петербургской консерватории;
Особого внимания заслуживает фигура Карла Юльевича Давыдова (1838-1889), которого исследователи признают «основоположником отечественной классической виолончельной школы».
Получив домашнее образование, Карл в шестнадцать лет поступил на математический факультет Московского университета. В то время он занимался музыкой для себя. Играл на фортепиано и на виолончели.
19 июня 1858 года Давыдов окончил Московский университет, получив степень кандидата математических наук. Но его влекла не математика, а музыка. Для совершенствования композиторского мастерства Карл уехал в Германию и поступил в Лейпцигскую консерваторию.
Молодой виолончелист становится «гвоздем сезона»; он нарасхват в известнейших музыкальных салонах города. После отъезда Грюцмахера в Дрезден его, двадцатидвухлетнего юношу, приглашают занять пост концертмейстера виолончелей в оркестре Гевандхауза и профессора виолончельной игры в консерватории.
Однако как раз в это время в России происходят важные перемены. Благородные просветительские тенденции воодушевляют русскую музыкальную интеллигенцию. Захвачен этими идеями и Давыдов. Музыкант возвращается на родину, где его ожидает исключительный прием. Его выступления потрясают слушателей. В восторженном порыве стареющий граф Виельгорский преподнес Давыдову в дар виолончель работы Страдивариуса.
«Мне довелось присутствовать,— писала М.П. Фредерике,— когда граф Матвей Юрьевич передал свой знаменитый виолончель, будучи уже преклонных лет, известному виолончелисту Давыдову, как русскому артисту, сказав при этом следующие слова: „Не нахожу никого достойнее получить мой Страдивариус, кроме вас!“ Вся зала Дворянского собрания задрожала от аплодисментов, когда маститый старик, взойдя на эстраду, перед всей публикой вручил свой инструмент молодому концертанту, удостоившемуся своим талантом столь драгоценного дара».
Во вновь образованной Петербургской консерватории Давыдову поручают класс виолончели и курс истории музыки. Параллельно с работой в консерватории музыкант поступил в оркестр Итальянской оперы. Здесь он прослужил в качестве солиста двадцать лет.
Кроме того, Давыдов выступал и как солист Русского музыкального общества. Ежегодно он давал сольные концерты. Затем он вошел в состав Петербургского квартета РМО, который считался одним из лучших в мире. Посетивший в 1871 году Петербург Иоахим, выступив с музыкантами квартета, писал: «Квартетисты не причиняют мне ни малейшего труда, — отличные, опытные музыканты, играющие последние бетховенские произведения и во сне (но не сонно)».
Благодаря исполнительской деятельности К. Ю. Давыдова рус. виолончельная школа становится одной из ведущих исполнит. школ мира. Среди выдающихся воспитанников возглавлявшейся им рус. классич. виолончельной школы - его ученик А. В. Вержбилович, а также А. А. Брандуков, С. М. Козолупов, И. И. Пресс, Е. Я. Белоусов, Л. Б. Ростропович, Г. П. Пятигорский, В. Т. Подгорный и др.
Просмотр видео «Романс без слов» К. Давыдов, исполняет Кнушевицкий (архивная запись)
Отразилось это на деятельности наиболее выдающихся русских композиторов – П.И.Чайковского, С.И.Танеева, Н.Г.Рубинштейна, Глазунова А. и др.
В известнейших «Вариациях на тему Рококо» Чайковский представили виолончели такие права, что сделал свое небольшое произведение достойным украшением всех концертных программ, требуя от исполнения подлинного совершенства в умении владеть своим инструментом.
Не менее популярной стала «Испанская серенада» А. Глазунова.
В 1884 г. вместе с покровительствовавшим ему М. П. Беляевым Глазунов выехал в большое путешествие по Германии, Франции, Испании и Северной Африке. В отличие от немецкой и французской культуры, в испанской, его прежде всего интересовала народная музыка. «Из всех городов Испании, виденных мною, мне понравились больше всего Севилья (Гренады я еще не видел) и Барцелона<. слушали песни и смотрели танцы цыганок. Их песни были прекрасны..> В Севилье я наслушался вдоволь испанской музыки, даже кое-что записал».
По следам этих живых непосредственных впечатлений Глазуновым был написан ряд «испанских» произведений: «Испанская песня» (сл. народные, 1885), Серенада №2 op. 11 (1884), «Испанская серенада» для виолончели и фортепиано ор. 20 (1888), пять новеллет для струнного квартета (1 ч. «В испанском роде», 1886). В одном из писем композитор также сообщает о своем намерении написать Испанскую увертюру.
Учитель: Тимур, скажи, пожалуйста, а есть ли в произведении подлинно народная мелодия?
Ученик: Подлинно народной мелодии композитор не использовал. В произведении отразились впечатления Глазунова от поездки, слышен испанский колорит.
Учитель: Действительно, ни в одном из упомянутых сочинений буквально не воспроизведена ни одна из записанных фольклорных мелодий, но национальный колорит воспроизведен исключительно тонко и художественно убедительно.
В исполнении Тимура Г. звучит «Испанская серенада»
На рубеже XX века большую роль в популяризации виолончели играет концертная деятельность русского музыкального общества. В ноябре 1875 по приглашению Русского музыкального общества К. Сен-Санс посещает с концертами Санкт-Петербург, где дирижирует «Пляской смерти» и выступает как пианист. К этому времени относится знакомство Сен-Санса с Н. Рубинштейном и П. Чайковским. Возможно услышав «Аллегро-аппассионато» для виолончели с оркестром Чайковский и написал свои знаменитые вариации.
Просмотр видео записи К. Сен-Санс «Аллегро аппассионато» выступления Тимура Г. с камерным оркестром Волгоградского музыкального театра, Дирижер А.Смирнов.
Учитель: ребята, а кто может сказать, как дети в дореволюционной России получали музыкальное образование?
Ученики: дома.
Учитель: Совершенно верно. Большую популярность виолончель получила и в домашнем музицировании. Ведь обязательным и совершенно естественным элементом воспитания детей русского дворянства было основательное музыкальное образование. Конечно, для девочек эта дисциплина считалась обязательной, и учили их музыке основательно. Для мальчиков музыкальное образование оставалось скорее желательным.
Царская семья не стала исключением, все представители Дома Романовых имели домашнее музыкальное образование, в том числе и императоры. Притом музыкальное образование было весьма востребовано в их повседневной жизни. Степень музыкально-исполнительской квалификации, конечно, разная, но все русские императоры владели теми или иными музыкальными инструментами. Самое главное – все они были ценителями и знатоками музыки, с удовольствием посещая оперу, различные музыкальные спектакли и концерты.
Сыновья и племянники императорской четы музыку любили с детства и реализовали свои музыкальные интересы в полной мере. Так, великий князь Константин Константинович, будучи молодым человеком, каждую пятницу играл на виолончели в русском оркестре под управлением Направника. С великим князем разучивались новые произведения, но, конечно, без публики. Вероятно, у «Константиновичей» виолончель – семейный инструмент, поскольку отец знаменитого «К. Р.», великий князь Константин Николаевич, также играл на этом инструменте. Более того, «Константиновичи» часто устраивали у себя в Мраморном дворце домашние концерты. Так, в марте 1889 г. в Мраморном дворце у великой княгини Александры Иосифовны состоялся концерт, на котором ее сын Константин Константинович играл концерт Моцарта на фортепиано. Причем отец, великий князь Константин Николаевич, играл на виолончели в оркестре.
А виолончель императора Николая II была изготовлена в 1898 г. в городе Нанси Альбертом Жако, представителем одной из старейших династий французских скрипичных мастеров. Внешняя сторона дна инструмента украшена накладной резьбой: монограмма Императора Николая II вплетена в пышную цветочную композицию. Виолончель была показана мастером на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. и затем преподнесена русскому императору.
Шли годы. Закончилась первая мировая война, позади осталась Октябрьская революция. И вновь на Россию обрушилось новое испытание… 1941г…
Особое место заняла виолончель в годы Великой отечественной войны.
Не умея с криком бежать в атаку, ее звук движется на вас с неотвратимостью бытия того Великого Времени, в котором измерение жизни приобретает смысл.
Многие музыканты были призваны в действующую армию либо добровольно ушли на фронт, стали участниками фронтовых концертных бригад. В вестибюле Зала имени Чайковского установлена мемориальная доска в память об артистах и сотрудниках Московской филармонии, отдавших жизнь на полях сражений.
Всего несколько дней назад профессора и студенты консерватории были разделены экзаменационными столами во время сессии, теперь же они стояли в одной общей очереди, где записывали в народное ополчение. - Вас записывать не имею права, - сказал военком пианисту Эмилю Гилельсу и членам знаменитого квартета имени Бетховена, профессорам Василию и Сергею Ширинским, Дмитрию Цыганову и Вадиму Борисовскому. - Есть распоряжение правительства, согласно которому известные музыканты призыву на военную службу не подлежат. У вас свой фронт: поднимать боевой дух Красной Армии, на нем и воюйте. Так и было. Во фронтовых концертных бригадах участвовали выдающиеся мастера искусств.
Для исполнения в действующих частях Красной Армии студенческими концертными бригадами Дмитрий Шостакович создает сборник «Песни фронтовых дорог». Композитор избрал минимальный исполнительский состав: певческий голос, скрипка и виолончель. 26 популярных, легко воспринимаемых сочинений разного жанра Дмитрий Шостакович инструментировал в течение трех дней, обозначив на нотных листках даты: 12, 13 и 14 июля 1941 года.
Среди вокальных сочинений – песни Ю. Милютина, Д. Прицкера, братьев Покрасс, И. Дунаевского. Значительную часть сборника составляют произведения русской и зарубежной классики: арии из опер Ж. Бизе, Р. Леонкавалло, обработки песен Людвига Ван Бетховена, Дж. Россини, А.Верстовского, А. Гурилева, А. Драгомыжского и др.
Музыка звучала и в Блокадном Ленинграде.
В Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства хранится великолепная коллекция музыкальных инструментов — одна из лучших в мире. Так же, как коллекции многих других ленинградских музеев, она не была вывезена в годы войны и оставалась в блокадном Ленинграде. Среди её экспонатов есть один уникальный инструмент — виолончель, имеющая на внутренней поверхности корпуса скромную записку мастера: «Инструмент был начат в 1941 г. — окончен в 1956 г. — помешала война — блокада Ленинграда». В конце — приписка о характере повреждения, которое получила виолончель в годы войны. Во время блокады она была повреждена осколком вражеского снаряда, но реставрация вернула инструменту голос, в каждой ноте которого голод, холод и желание жить.
Эта виолончель создана ленинградским мастером Алексеем Алексеевичем Ушаковым, который учился изготовлению струнных смычковых инструментов в Москве. По профессии он архитектор и это сказалось на соразмерности форм виолончели. Когда созерцаешь этот инструмент, то бросается в глаза гармоничность его пропорций, умиротворяющее и благостно воздействующая на нашу душу. Каждая деталь, особенно внутренняя, изготовлены с необыкновенной тщательностью. Это сказалось и на звуковых качествах виолончели, поскольку на ней равно замечательно звучат как классические произведения, так и сочинения современных композиторов.
Но до игрового состояния она была доведена совсем недавно. И заслуга в этом принадлежит петербургскому мастеру Китову, который так отреставрировал виолончель, что теперь только специалист сможет увидеть насколько серьёзно она была когда-то повреждена. Ее голос услышали совсем недавно, на концерте проекта «Блокадная виолончель», в рамках которого кроме проведения благотворительных концертов была открыта 9 ноября этого года в центре «Эрмитаж-Казань» одноимённая выставка.
В музее хранятся также афиши спектаклей и концертов, проходивших в блокадном Ленинграде, гравюры и рисунки художников, которые пытались запечатлеть трагические и героические моменты того времени. Среди них — работы Елены Мартилла, которой в 1941 году было всего лишь 18 лет. Один из её рисунков просто удивителен. На нём изображены зимние заснеженные улицы Ленинграда и человеческая фигура, которая везёт на саночках виолончель. Её придерживает идущий следом ребёнок. Потому что, отправляясь на концерты, музыканты брали с собой детей: если умереть, то вместе.
Фоном звучит видео соната Д. Шостаковича для виолончели и фортепиано.
Поэтесса Степанова Валерия посвятила своему дедушке, виолончелисту Большого Симфонического оркестра Ленинградской Филармонии, Сафонову Андрею Николаевичу стихотворение. В августе 1942 года в блокадном Ленинграде он был в составе квартета виолончелистов, исполнявших 7 симфонию Шостаковича.
«Виолончель»
Зачем
душа моя страдает
И плачет, как виолончель...
Приюта хочет, но не знает,
Что не придет весной капель...
И звуки стихли, ноты стерты,
Виолончель спокойно спит...
Не важны шорохов просчеты,
Душа усталая скорбит...
Виолончель, ты словно муза,
Мечтаешь, утонув в ночи,
Любви многострадальной узы...
Не звука больше... помолчи...
Смычок бежит по стану гибкой
И исковерканной души...
Мир музыки настолько зыбкий,
Не тронь - поранишь об шипы..
Виолончель страдать устала,
Она притихла, замерла...
Моя душа свободной стала,
Раскрепостившись ото зла...
Победа, Победа! Россия отстраивается вновь. И виолончель продолжает свое триумфальное шествие. Советская виолончельная школа пользуется мировой славой! Концерты для В. написали Н. Я. Мясковский, Р. М. Глиэр, С. С. Прокофьев (Симфония-концерт), Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, Т. Н. Хренников, Л. К. Книппер, С. Ф. Цинцадзе, Я. А. Иванов, А. А. Бабаджанян, Б. А. Чайковский, М. С. Вайнберг, В. А. Власов, Б. И. Тищенко и др.; сонаты - Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, В. Я. Шебалин, Д. Б. Кабалевский, М. С. Вайнберг, Э. М. Мирзоян, К. С. Хачатурян и др.
Айвазян Артемий (Арутюн) Сергеевич (1902 - 1975) джазовый композитор, дирижер, руководитель одного из самых популярных оркестров в Советском Союзе.
В 1923 году окончил Тифлисскую консерваторию по классу виолончели, занимался композицией у А.Спендиарова. В 1932 году окончил Московскую консерваторию и в 1935 году там же аспирантуру по классу виолончели (учился у С.Козолупова).
В 1933 году стал лауреатом I Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, но как виолончелист карьеры не сделал. В 1938 году организовал Государственный эстрадный оркестр Армении, который прославился благодаря песням Айвазяна.
В 1956 году уступил руководство оркестром
(единственный коллектив, не распущенный во время гонений на джаз в конце 40-х
годов) Константину Орбеляну и сосредоточился на композиторском творчестве.
Айвазян - автор музыки к м.ф. «Волк и семеро козлят», «Снежная королева»,
«Похитители красок».
В исполнении Тимура Г. «Концертный этюд».
Мы живем с вами в эпоху компьютеризации, но ничто не сможет заменить живого голоса виолончели.
И вот новые имена вписаны в летопись: С. Н. Кнушевицкий, М. Л. Ростропович, Д. Б. Шафран, Александр Князев, Борис Андрианов, Александр Бузлов, Кирилл Родин...
По инициативе Дениса Шаповалова в память о Ростроповиче был организован концерт «Celloвек». Денис ученик Мстислава Леопольдовича. Приходили к Ростроповичу те же композиторы — «посвящаем вам концерт», а маэстро указывал на Шаповалова: «для него теперь пишите, он — вместо меня». Большие надежды на мальчика возлагал. И вот мальчик вырос, радуя публику игрой на виолончели в самых невероятных синтетических жанрах.
Суть такая: в первом отделении на сцене будут от 1 до 25 человек, а во втором —65.
Впечатление — невыразимое. Звук настолько тугой, мощный, слаженный, что удивляешься? Настоящее торжество виолончели!
В 2008 году состоялся первый в истории России Виолончельный Фестиваль! Действительно, в стране, подарившей миру наибольшее количество великих виолончелистов, никогда не проходили музыкальные форумы, посвященные этому красивейшему инструменту! Первый фестиваль организаторы посвятили памяти Мстислава Ростроповича. На фестиваль приехали два живых классика композитора - Кшиштов Пендерецкий и Родион Щедрин!
Международный Виолончельный фестиваль впервые прошел в Москве в 2008 году по инициативе Бориса Андрианова. «Мы идем с виолончелью по жизни, не думая о том, что модно, а что нет. В мире много замечательных виолончелистов, и нам было бы хорошо время от времени объединяться. И чтобы одним из центров виолончельного искусства была Москва».
Виолончель вдохновляет не только музыкантов, но и поэтов, художников, архитекторов, режиссеров, думаю, вдохновила она и Вас.
Мы с Тимуром достигли за весь период обучения высоких побед. Это и мастер-классы международного уровня, победы на конкурсах различного уровня и вершина выступлений – соло с оркестром.
Просмотр видео мультфильма «Виолончель»
Список использованного материала
1. http://www.agitclub.ru/hist/old/peterburg08.htm
2. http://www.kkovalev.ru/Batov.htm
3. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.