Тема: «Понятие о простом и сложном предложениях»
Класс: 4
Цели: - формировать представление о сложных предложениях;
- учить отличать сложные предложения от простых;
- познакомить со способами соединения простых предложений в составе сложного;
- формировать интерес к предмету;
- воспитывать любовь к родному языку;
-развивать память и мышление.
УУД:
Предметные результаты:
Уметь отличать сложные предложения от простых;
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Литература: Русский язык, 4 класс, Часть 1, Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Минутка чистописания
- Какую букву мы будем повторять сегодня на минутке чистописания?
- Спишите. Обозначьте орфограммы в пословиц.
III. Актуализация знаний
Спишите. Выделите грамматическую основу.
К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме.
-что такое грамматическая основа?
-чем выражено подлежащее? Сказуемое?
- определите другие члены предложения.
IV. Изучение нового материала
Составьте предложения из слов.
С, капусту, мама, лук, огорода, морковь, принесла. ( С огорода мама принесла капусту, лук, морковь)
Дедушка, сажала, копал, овощи, грядки, бабушка. ( Дедушка копал грядки, бабушка сажала овощи.)
- Чем осложнено первое предложение? ( В нем есть однородные дополнения)
- Сколько грамматических основ в предложении? ( одна)
Подчеркните грамматическую основу во втором предложении. Сколько в нем грамматических основ? (две)
- Как называется предложение с одной грамматической основой? ( простое)
- А если в предложении несколько основ? Такое предложение называется сложным. Это и будет темой нашего урока.
Работа по учебнику
Упр.74, с.43 (устно)
- почему одно из предложений выделено жирным шрифтом? Прочитайте ниже правило.
Упр. 77 с. 44. Спишите. Подчеркните грамматическую основу.
(день прошел; царица вопит; дитя торопит)
- Какое из них простое предложение, а какое сложное? ( первое – сложное, второе простое)
Прочитайте правило.
Физкультминутка
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись,
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет
V. Закрепление изученного
с. 44, упр.78 ( самостоятельно)
Спишите. Разберите текст по членам предложения.
Я и собака отправились на прогулку в березовую рощу. Настроение у нас было прекрасное. Светило солнце, мы перешли по мостику через овражек, и лесная тропинка вывела нас на вырубки.
Корень: березовую, лесная, тропинка, настроение, вырубки
Приставка: отправились, прогулку
Суффикс: мостику, овражек, вывела.
VI. Рефлексия
Спишите текст. Подчеркните грамматическую основу. Найдите в нем сложные предложения.
- Как вы различали сложные и простые предложения?
VII. Подведение итогов
- С какой темой мы сегодня познакомились?
- Что нового вы узнали о предложении?
- Что такое простое предложение? А сложное?
- Как отличить сложное предложение от простого?
- Всегда ли ставится запятая между простыми предложениями, объединенными в сложное?
VIII. Домашнее задание
С. 45 упр. 80
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.