Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения
Чувашской Республики
«Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашской Республики в городе Канаш
Простые и сложные проценты. Процентные вычисления
в профессиональных задачах.
Специальность 31.02.01 Лечебное дело
Канаш, 20224
Введение.
Умение выполнять процентные вычисления, − безусловно, одна из самых
необходимых математических компетенций вычисление процентов.
Процентом (от латинского pro cento – с сотни)
называется сотая часть. Запись 1% означает
0,01; 27%=0,27; 100%=1; 150%= 1,5 и т.д.
1. При решении задач на проценты используются основные формулы:
1% числа а равен а.
р% от числа а равно а.
Если известно, что некоторое число а составляет р% от х, то х можно найти из пропорции
а − р%
х − 100%,
откуда х= а.
Пусть имеются числа a, b, причем а<b. Тогда
Число b больше числа а на100%.
Число а меньше числа b на100%.
Три основные математические задачи на проценты
таковы.
Задача 1. Найти указанный процент данного числа.
Данное число делится на 100, и полученный результат
умножается на число процентов.
Примеры:
Найти 20% от числа 40
Найти 15% от числа 150
Задача 2. В отделении за сутки в среднем расходуется 0,5 кг хлорной извести. Во
время генеральной уборки помещений было израсходовано 153% среднесуточного
количества хлорной извести. Сколько хлорной извести израсходовал персонал
отделения во время генеральной уборки помещения?
Решение:
Ответ: Во время генеральной уборки израсходовано
0,765 кг хлорной извести.
Задача № 3. Найти число по данной величине указанного его процента.
Данная величина делится на число процентов, и
результат умножается на 100.
Вес хлорной извести в растворе составляет 10%.
Сколько потребуется воды для разведения раствора, если известно, что хлорной
извести взяли 0,2 кг?
Решение:
Ответ: Потребуется 2 литра воды.
Задача № 4: Длина малой берцовой кости человека составляет 22% его роста, а
локтевой кости – 16%. При раскопках нашли малую берцовую кость длиной 37,8 см и
локтевую кость длиной 20,3 см. Определить принадлежали ли эти кости одному и
тому же человеку?
Ответ: Кости не принадлежали одному и тому же
человеку.
Примеры:
Найти 100% , если 5% это число 10
Решение:
Найти 100%, если 20% это число 12
Решение:
Задача № 3 Найти выражение одного числа в
процентах другого.
Примеры:
Найти 25%, если 75% это число 120
Решение:
Найти 50%, если 23% это число 69
Решение:
Задача: За сутки в отделении израсходовано 765 г
хлорной извести вместо среднесуточной нормы расхода 500 г. На сколько процентов
больше израсходовано хлорной извести?
Решение:
Ответ: хлорной извести было израсходовано на 53%
больше.
Задачи для самостоятельной работы:
Задача 1: Найти массу костной системы человека весом 95кг, если известно, что костная система составляет 55% от массы тела.
Задача 2:Сколько граммов фурацилина находится в:
а) 200 мл 0,02% раствора;
б) 500мл 0,02% раствора.
2. Формула сложных процентов.
Задачи на сложные проценты Сложные проценты каждый раз начисляются на всю имеющуюся суму А0 (с учетом процентов, которые до этого были уже начислены и тем самым добавлены к сумме вклада). Пусть изначальная сумма вклада равна А0 и x% начисляются в конце каждого периода по правилу сложных процентов (в зависимости от условия задачи периодом может быть месяц, квартал, год и т.п.). Тогда через m периодов величина средств, лежащих на счету вкладчика, станет равной 𝐴𝑚 = (1 + 𝑥 100 ) 𝑚 𝐴0
Пример 1. Предприниматель Петров получил в 2005 году прибыль в размере 12000 рублей. Каждый следующий год его прибыль увеличивалась на 110% по сравнению с предыдущим годом. Сколько рублей заработал Петров за 2008 год? Решение. Прибыль увеличивалась 3 года, следовательно, к 2008 году она составит 𝐴3 = (1 + 110 100) 3 12000 = 111132 Ответ: 111132 руб.
Если на вклад положена сумма а денежных единиц, банк начисляет р% годовых, то через n лет сумма на вкладе составит
aден.ед.
Задачи на проценты.
Задача 1.
Умных людей на 45 % меньше, чем красивых, 36% умных обладают красивой внешностью. Каков процент умных людей среди красивых?
Решение: пусть х − количество красивых людей, тогда количество умных людей:
х − 0,45х = 0,55х.
Среди умных 36% составляют красивые люди, следовательно, количество умных и одновременно красивых людей:
0,36 ·0,55х= 0,198х.
Составим пропорцию:
х − 100%
0,198х − а%.
Отсюда получим:
а = 19,8%.
Ответ: 19,8%
Студенты с интересом решают текстовые задачи на проценты, которые ближе к реальной жизни. Особый «прикол» представляет собой подача задач не из задачника, а прямо с газетной полосы. Тут уж не возникает мыслей о ненужности математики. А «процентная журналистика» в связи с разразившимся экономическим кризисом на страницах газет буквально процветает.
Задача 2.
Цены на путевки уже подросли: например, туры во Францию − на 20%. Можно ли сказать, на сколько процентов раньше тур во Францию был дешевле?
Решение: пусть х − старая цена, а n − новая цена.
1) Составим первую пропорцию:
х − 100%
n − 120%,
Получим n=1,2х.
2) Составим вторую пропорцию:
1,2х − 100%
х − (100-а%)
(100-а) 1,2х = 100х
Решив уравнение, получим: а ≈17%.
Ответ:17%.
5. Литература.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.