Просвирякова Марина Васильевна Театрализация сказок в приобщении дошкольников к истокам народной культуры".
Оценка 5

Просвирякова Марина Васильевна Театрализация сказок в приобщении дошкольников к истокам народной культуры".

Оценка 5
Семинары
docx
воспитание
Детсад
13.10.2023
Просвирякова Марина Васильевна Театрализация  сказок  в приобщении дошкольников к истокам народной культуры".
статья Театрализация сказок в приобщении дошкольников к истокам русской культуры.docx

 

Театрализация сказок – важный аспект в приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры

 

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой.

Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе.

Языке, живописи…»

академик Д.С. Лихачев

 

Родная культура должна найти дорогу у к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. 

Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к    национальной культуре своего народа.

Актуальность данной проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в этом направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, театра, музыки.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. А главная задача нашей деятельности - обогащение детей знаниями о национальной культуре.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности своей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, здесь встает вопрос «Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям русского народа?

И величайшим счастьем становится для него встреча с высокохудожественными произведениями русских народных сказок.  Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка.

В любом возрасте в русских народных сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый « банк жизненной ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание « сказочных уроков» начиналось с раннего возраста ответа на вопрос : «Чему нас учит сказка?».

На протяжении последних лет в нашем детском саду уделяется большое внимание театрализованной деятельности. Это на наш взгляд самое популярное и увлекательное направление в дошкольном воспитании. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся воспитания нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок. Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее.

Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения он находит  в театре. Дети верят в чудеса, и в то, что где-то на земле есть необыкновенная страна, в которой птицы и звери могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где добро всегда побеждает зло.  Театр – помощник в воспитании детей. А мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов,  музыки и звуков. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Для драматизации в ДОУ мы отбираем известные сказки. Хорошо инсценируются русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Колобок»

Русские народные сказки поучительны и отличаются простым языком, что позволяет использовать их практически для всех возрастных категорий дошкольников.
Обращение к драматизации сказок позволяет реализовать нам основные цели:
 воспитание нравственной личности ребенка, приобщении его к истокам народной культуры.
Во время подготовки к инсценировке дети знакомятся с народным творчеством, некоторыми свойствами сказки как литературного произведения, учатся анализировать характер героев и их поступки, соотносить действия персонажей с реальными людьми.
Драматизация помогает развивать воображение, внимание, память, эмоциональную сферу, выразительность речи, совершенствовать коммуникативную деятельность и двигательную активность в их сочетании.
Инсценировка сказок воспитывает интерес к литературному творчеству, фольклору, сказкам отдельных авторов; формирует эстетический вкус, укрепляет чувства дружбы, поддержки и взаимовыручки.

Система нашей работы по воспитанию нравственной личности ребенка, приобщению его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок включает в себя три позиции:

·художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

• освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер");

• самостоятельная творческая деятельность.

Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество детей постепенно, с каждым годом усложняется.

Работа с воспитанниками ведется по следующим формам: чтение сказок,  рассказывание сказок,  просмотр мультфильмов и фильмов по русским сказкам, проведение досугов народных праздников, драматизация сказок, игровые занятия, комплексные занятия, самостоятельная игровая деятельность детей, самостоятельная продуктивная деятельность детей

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализации русских народных сказок в доу созданы:

      - театральная зона с различными видами театра: настольный, пальчиковый,    конусный, а также костюмы и маски-шапочки для использования в  драматизациях народных сказок;

- собрана большая копилка сценариев  народных праздников и  театрализованных представлений с детьми 3-7 лет;

- аудиотека  народных песен, хороводов;

-  книжные  уголоки в группах  постоянно   пополняется и обновляется  различной  

литературой  согласно возрастной категории детей: народными сказками,

сборниками загадок, потешек, небылиц, репродукциями  известных художников, иллюстрационным материалом;

- уголок уединения, в котором ребёнок может побыть один, «прорепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или ещё раз посмотреть иллюстрации к сказкам;

- гримёрная - где дети учатся наносить нужный грим;

- создан  мини-музеи «Русский народный уголок»,   где дети  получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа,  русской души, русского характера.    

-за годы работы по данному направлению создана  коллекция народных  

костюмов, сказочных героев.

Сейчас мне хочется рассказать вам о работе с детьми над постановкой спектакля. 

Спектакль по мотивам русской народной сказки « Маша и Медведь» - совместная творческая работа педагогического коллектива детского сада и детей старшего возраста.

Как в любой русской сказке в идеи спектакля, заложены воспитательные задачи: осуждаем капризность и своенравность; воспитываем положительные, нравственные качества - чуткость, доброту, взаимопонимание, дружбу, по отношению к окружающим.

Создание спектакля совместно с детьми – это увлекательное и полезное занятия. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс

постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.

Был разработан план работы над сказкой.

 

1. Чтение сказки.

2. Рассматривание иллюстраций

3. Показ по содержанию.

4. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки

5. Чтение сказки по ролям.

6. Работа с ведущими по ролям.

7. Знакомство со вступлением.

1. Работа с артистами: над

а) выразительное чтение;

б) игровые движения;

в) мимика.

8. Разучивание танцев и Работа над танцами.

9. Работа с фонограммой.

Генеральная репетиция.

 Премьера.

 

Участие детей в театрализованном спектакле « Маша и Медведь» позволило маленьким исполнителям проявить врожденные, естественные актерские способности. Преодолеть трудности, которые возникли, в работе над спектаклем помогли: небольшой объем пьесы, ритмизованная и рифмованная речь, знакомые сказочные персонажи и мотивы, несложные попевки, мелодии песен. Дети выражали себя естественно, непринужденно, увлеченно, в импровизациях к сказке.

В процессе подготовки спектакля дети совместно с воспитателем изготовили лесные цветы, грибы. Домашнем заданием было изготовление атрибутов из соленого теста: калачи, пироги, чашки.

Чтобы создать атмосферу русской народной сказки, подготовили выставку художников иллюстраторов «По страницам русских-народных сказок».

Одежда детей стилизованна под русский народный костюм – сарафаны, ленты, рубахи, фартуки .

Перед выступлением детям-актерам создали психологический настрой в несложных народных играх: «Плести венок», « Мельница», «Колечко». Творчество маленьких актеров проявилось также и в разных формах оповещения зрителей ( родителей, педагогов ). О нашем спектакле известили заранее: вывесили разрисованные плакаты, премьерная афиша, рекламные буклеты, а почетным гостям послали пригласительные билеты, оформленные детскими веселыми рисунками.

Наш спектакль выиграл от того, что каждый участник внес в него свое творчество, свой труд. Каждый ребенок вложил в одну и ту же роль свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. А задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь в поиске своих выразительных средств.

Таким образом, значение сказок для приобщения детей к русской культуре велико. Сказка – источник детского мышления, а мысль старшего дошкольника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать чувства и через чувства приобщить детей к русской культуре.





 

Театрализация сказок – важный аспект в приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов –…

Театрализация сказок – важный аспект в приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов –…

Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее

Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее

Русский народный уголок», где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера

Русский народный уголок», где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера

Участие детей в театрализованном спектакле «

Участие детей в театрализованном спектакле «

Просвирякова Марина Васильевна Театрализация сказок в приобщении дошкольников к истокам народной культуры".

Просвирякова Марина Васильевна Театрализация  сказок  в приобщении дошкольников к истокам народной культуры".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2023