Урок ___ «ПРОТИВОРЕЧИЕ ПОЛИТИКИ МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ»
11 класс Дата____________
Общие цели: определить значение овладения СССР ракетно-ядерным оружием; характеризовать «холодную войну».
Вспомогательные цели: с опорой на материал § 32 установить направления внешней политики Н. С. Хрущева.
Дополнительные цели: сравнить внешнеполитический курс И. В. Сталина после окончания Второй мировой войны и международную политику, проводимую Н. С. Хрущевым; выразить свою точку зрения по вопросу: «Можно ли считать провозглашенный курс на мирное сосуществование отказом СССР от «холодной войны»?»; установить причинно-следственные связи кризисов Восточной Европы и внутриполитическими событиями в СССР.
Основные понятия и термины: мирное сосуществование государств с различным социальным строем, Берлинская стена, сверхдержава, организация объединенных наций.
Важнейшие даты и события:
1953 г. - заключение перемирия в Корее. 1955 г. - подписание государственного договора стран-победительниц с Австрией.
1955г. - прекращение состояния войны СССР с Германией. Май 1955 г. - подписание странами социалистического содружества Варшавского договора (ОВД).
1956г. - прекращение состояния войны СССР с Японией. 1956 г. - Венгерский кризис.
1962 г. - Карибский кризис.
Оборудование: политическая карта мира.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Письменная работа.
II. Изучение нового материала.
План
1. Мирные инициативы СССР.
2. XX съезд КПСС о новых теоретических положениях относительно развития отношений со странами «капиталистического лагеря».
3. Углубление военно-блокового противостояния.
4. СССР и страны Восточной Европы.
5. СССР и конфликты в Азии, Африке и Латинской Америке.
Учитель. Начальный этап «холодной войны» постепенно сменяется конфронтацией между СССР, США и сторонниками их политики.
«Холодная война» в своем развитии делится на определенные этапы, проявляющиеся, как правило, в чередовании кризисов и последующей разрядке международной напряженности.
Задание: вспомнить и назвать этапы «холодной войны»:
I этап-1956-1969 гг.;
II этап - начало 1970-х - 1977 г.; ,
III этап - конец 1970-х - конец 1980-х гг.
1. Мирные инициативы СССР.
Обучающимся для обсуждения предлагаются дискуссионные вопросы:
- Какие альтернативы в советской внешней политике существовали после смерти И. В. Сталина?
- Кто их представлял?
- Какая из них реализовалась и почему?
Вопросы:
-Почему подверглись критике внешнеполитические заявления Г. М. Маленкова в марте 1954 г.?
Задание обучающимся: слушая рассказ учителя, установить:
-В чем сходство и в чем отличие позиций Г. М. Маленкова и Н. С. Хрущева в основных вопросах советской внешней политики?
-Почему именно отношения с Западом стали важным направлением советской внешней политики после смерти И. В. Сталина?
Далее рекомендуется поднять вопрос о мирных инициативах СССР:
• После утверждения лидерства Н. С. Хрущева началась нормализация отношений между СССР и Югославией.
• Предприняты шаги, направленные на изменение положения, когда через десятилетие после окончания Второй мировой войны так и не были подведены ее итоги, не заключены мирные договоры между воевавшими странами.
• После переговоров в 1955 г. войска СССР, США и Великобритании покинули Австрию. Она стала нейтральным демократическим государством.
• СССР предложил заключить мирные договоры с Германией и Японией и даже был готов пойти на определенные уступки.
Обучающиеся выполняют задание к документальным материалам (см. § 31, с. 293-294).
2.XX съезд КПСС о новых теоретических положениях относительно развития отношений со странами «капиталистического лагеря».
Обсудить вопрос:
-Можно ли считать провозглашенный курс на мирное сосуществование отказом СССР от «холодной войны»?
3.Углубление военно-блокового противостояния.
Вопросы:
- Порассуждайте, почему мирные инициативы СССР, направленные на установление отношений с Германией и Японией, остались безрезультатными?
- Как вы оцениваете создание организации Варшавского договора (ОВД)?
- Когда ОВД была создана и кто первоначально в нее входил?
- Рассматриваемые события в итоге привели к военно-стратегическому паритету двух держав.
Сформировавшаяся к середине 1950-х гг. система международных отношений существовала около 40 лет и определила шансы и особенности взаимоотношений между странами мира.
4. СССР и страны Восточной Европы.
Попытки перестроить внешнеполитический курс привели к кризису во взаимоотношениях между СССР и странами Восточной Европы.
Задание обучающимся:
-Показать на карте социалистические страны Восточной Европы.
-Объяснить, почему эти страны стремились к самостоятельности во внутриполитическом и внешнеполитическом курсах.
5. СССР и конфликты в Азии, Африке и Латинской Америке.
Задание обучающимся:
- Назвать и показать на карте ведущие страны «третьего мира».
- Какие изменения происходили в отношении СССР со странами, «освободившимися от колониального гнета»?
-Какую помощь оказывал СССР странам «третьего мира»? Учителю необходимо обратить внимание на стремительные темпы деколонизации в странах Азии, Африки и Латинской Америки.
Рекомендуется предоставить возможность выступить обучающимся с короткими сообщениями:
• «Суэцкий кризис».
• «Конфликт вокруг Ливии и Иордании».
• «Карибский кризис».
Вопросы:
- На какие силовые элементы опиралось советское руководство, проводя жесткий внешнеполитический курс в отношении Запада?
- В чем проявляется геополитический характер интересов СССР в отношении стран «третьего мира»?
- Порассуждайте, почему принципы демократии, суверенитета, национальный самобытности по отношению к странам «третьего мира» практически игнорировались сверхдержавами, которые эти принципы декларировали после окончания Второй мировой войны?
- Объясните, в чем преимущества социалистического или капиталистического пути развития стран «третьего мира»?
- Объясните, почему Карибский кризис вошел в историю как самый острый международный кризис?
- Охарактеризуйте свою позицию в отношении действий Кубы, СССР и США в 1961-1962 гг.
На усмотрение учителя рекомендуется познакомить обучающихся с о взаимоотношениями СССР и Китая.
Подписание договора о дружбе, сотрудничестве с КНР в 1950-е гг., последующее ухудшение отношений после критики «культа личности И. В. Сталина» к началу 60-х гг. нарастало.
Основные события, свидетельствовавшие о нарастающем ухудшении отношений между СССР и КНР: в апреле 1962 г. были зафиксированы первые инциденты на советско-китайской границе; в марте 1963 г. Китаем выдвинуто требование о пересмотре границ; предъявлен список обвинений по 25 пунктам в адрес советской политики; высланы китайские дипломаты из Москвы с формулировкой «за антисоветскую пропаганду».
III. Закрепление изученного материала.
Обучающиеся отвечают на вопрос № 4 § 31 (с. 300): «Назовите и охарактеризуйте наиболее значимые проблемы внешней политики СССР данного периода».
Домашнее задание: § 31. Знать новые понятия, даты, события.
Письменно ответить на вопросы:
- Назовите цели действий СССР на Кубе.
- Определите значение Карибского кризиса для последующих событий.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.