Противоречия политики мирного сосуществования

  • doc
  • 24.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 1.doc

Урок ___ «ПРОТИВОРЕЧИЕ ПОЛИТИКИ МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ»

11 класс                                                                                                                                                                          Дата____________

Общие цели: определить значение овладения СССР ракет­но-ядерным оружием; характеризовать         «холодную войну».

Вспомогательные цели: с опорой на материал § 32 устано­вить направления внешней политики Н. С. Хрущева.

Дополнительные цели: сравнить внешнеполитический курс И. В. Сталина после окончания Второй мировой войны и меж­дународную политику, проводимую Н. С. Хрущевым; выразить свою точку зрения по вопросу: «Можно ли считать провозгла­шенный курс на мирное сосуществование отказом СССР от «холодной войны»?»; установить причинно-следственные связи кризисов Восточной Европы и внутриполитическими события­ми в СССР.

Основные понятия и термины: мирное сосуществование государств с различным социальным строем, Берлинская стена, сверхдержава, организация объединенных наций.

Важнейшие даты и события:

1953 г. - заключение перемирия в Корее. 1955   г. - подписание   государственного   договора   стран-победительниц с Австрией.

1955г. - прекращение состояния войны СССР с Германией. Май 1955 г. - подписание странами социалистического со­дружества Варшавского договора (ОВД).

1956г. - прекращение состояния войны СССР с Японией. 1956 г. - Венгерский кризис.

1962 г. - Карибский кризис.

Оборудование: политическая карта мира.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Письменная работа.

II. Изучение нового материала.

План

1. Мирные инициативы СССР.

2.     XX съезд КПСС о новых теоретических положениях отно­сительно развития отношений со странами «капиталистического лагеря».

3.     Углубление военно-блокового противостояния.

4.     СССР и страны Восточной Европы.

5.     СССР и конфликты в Азии, Африке и Латинской Америке.

Учитель. Начальный этап «холодной войны» постепенно сменяется конфронтацией между СССР, США и сторонниками их политики.

«Холодная война» в своем развитии делится на определен­ные этапы, проявляющиеся, как правило, в чередовании кризи­сов и последующей разрядке международной напряженности.

Задание: вспомнить и назвать этапы «холодной войны»:

I этап-1956-1969 гг.;

II  этап - начало 1970-х - 1977 г.;                                  ,

III этап - конец 1970-х - конец 1980-х гг.

 

 

1. Мирные инициативы СССР.

Обучающимся для обсуждения предлагаются дискуссион­ные вопросы:

-    Какие альтернативы в советской внешней политике суще­ствовали после смерти И. В. Сталина?

-    Кто их представлял?

-    Какая из них реализовалась и почему?

Вопросы:

-Почему подверглись критике внешнеполитические заявле­ния Г. М. Маленкова в марте 1954 г.?

Задание обучающимся: слушая рассказ учителя, ус­тановить:

-В чем сходство и в чем отличие позиций Г. М. Маленкова и Н. С. Хрущева в основных вопросах советской внешней поли­тики?

-Почему именно отношения с Западом стали важным направ­лением советской внешней политики после смерти И. В. Сталина?

Далее  рекомендуется поднять вопрос о мирных инициативах СССР:

    После утверждения лидерства Н. С. Хрущева началась нормализация отношений между СССР и Югославией.

    Предприняты шаги, направленные на изменение положе­ния, когда через десятилетие после окончания Второй мировой войны так и не были подведены ее итоги, не заключены мирные договоры между воевавшими странами.

    После переговоров в 1955 г. войска СССР, США и Вели­кобритании покинули Австрию. Она стала нейтральным демо­кратическим государством.

    СССР предложил заключить мирные договоры с Германи­ей и Японией и даже был готов пойти на определенные уступки.

Обучающиеся выполняют задание к документальным ма­териалам (см. § 31, с. 293-294).

2.XX съезд КПСС о новых теоретических положениях относительно развития отношений со странами «капитали­стического лагеря».

Обсудить вопрос:

-Можно ли считать провозглашенный курс на мирное со­существование отказом СССР от «холодной войны»?

3.Углубление военно-блокового противостояния.

Вопросы:

-     Порассуждайте, почему мирные инициативы СССР, на­правленные на установление отношений с Германией и Япони­ей, остались безрезультатными?

-     Как вы оцениваете создание организации Варшавского до­говора (ОВД)?

-    Когда ОВД была создана и кто первоначально в нее вхо­дил?

-    Рассматриваемые события в итоге привели к военно-стратеги­ческому паритету двух держав.

Сформировавшаяся к середине 1950-х гг. система междуна­родных отношений существовала около 40 лет и определила шансы и особенности взаимоотношений между странами мира.

4. СССР и страны Восточной Европы.

Попытки перестроить внешнеполитический курс привели к кризису во взаимоотношениях между СССР и странами Восточ­ной Европы.

Задание обучающимся:

-Показать на карте социалистические страны Восточной Европы.

-Объяснить, почему эти страны стремились к самостоятель­ности во внутриполитическом и внешнеполитическом курсах.

5. СССР и конфликты в Азии, Африке и Латинской Аме­рике.

Задание обучающимся:

-    Назвать и показать на карте ведущие страны «третьего мира».

-    Какие изменения происходили в отношении СССР со стра­нами, «освободившимися от колониального гнета»?

-Какую помощь оказывал СССР странам «третьего мира»? Учителю необходимо обратить внимание на стремительные темпы деколонизации в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Рекомендуется предоставить возможность выступить обучающимся с короткими сообщениями:

    «Суэцкий кризис».

    «Конфликт вокруг Ливии и Иордании».

    «Карибский кризис».

Вопросы:

-     На какие силовые элементы опиралось советское руково­дство, проводя жесткий внешнеполитический курс в отношении Запада?

-     В чем проявляется геополитический характер интересов СССР в отношении стран «третьего мира»?

-     Порассуждайте, почему принципы демократии, суверени­тета, национальный самобытности по отношению к странам «третьего мира» практически игнорировались сверхдержавами, которые эти принципы декларировали после окончания Второй мировой войны?

-    Объясните, в чем преимущества социалистического или капиталистического пути развития стран «третьего мира»?

-    Объясните, почему Карибский кризис вошел в историю как самый острый международный кризис?

-    Охарактеризуйте свою позицию в отношении действий Кубы, СССР и США в 1961-1962 гг.

На усмотрение учителя рекомендуется познакомить обучающихся с о взаимоотношениями СССР и Китая.

Подписание договора о дружбе, сотрудничестве с КНР в 1950-е гг., последующее ухудшение отношений после критики «культа личности И. В. Сталина» к началу 60-х гг. нарастало.

Основные события, свидетельствовавшие о нарастающем ухудшении отношений между СССР и КНР: в апреле 1962 г. были зафиксированы первые инциденты на советско-китайской границе; в марте 1963 г. Китаем выдвинуто требование о пере­смотре границ; предъявлен список обвинений по 25 пунктам в адрес советской политики; высланы китайские дипломаты из Москвы с формулировкой «за антисоветскую пропаганду».

III. Закрепление изученного материала.

Обучающиеся отвечают на вопрос № 4 § 31 (с. 300): «Назовите и охарактеризуйте наиболее значимые про­блемы внешней политики СССР данного периода».

Домашнее задание: § 31. Знать новые понятия, даты, со­бытия.

Письменно ответить на вопросы:

-    Назовите цели действий СССР на Кубе.

-    Определите значение Карибского кризиса для последую­щих событий.