Тема : Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики.
Содержание:
Противоречия, структура алгоритм модели музейной педагогики, особенности содержание направлений развития в ДОО мини музеев.
Лекция
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В 2001-2015 годах реализованы три государственные программы патриотического воспитания, что говорит об актуальности проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня.
В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечивать... воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Анализ педагогической литературы позволил утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с раннего возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей, привлекательность которого определяется тем, что он хранит и предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала, подчеркивая важность системы связей человека с миром во всем их богатстве, разнообразии и противоречивости.
В настоящее время, когда педагогическая концепция общества принципиально переосмысливается, центральное значение в детской педагогике приобретают идеи гуманитаризации и гуманизации образования и воспитания, в том числе идеи приобщения «особых детей» к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, обогащения их духовного мира.
В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей, педагогов школ и дошкольных образовательных организаций, стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т.д., но и наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.).
Важную роль в развитии музейной педагогики сыграли труды М.С. Страховой, М.Ю. Юхневича. Исследованы и разработаны методологические аспекты взаимодействия музея и образовательной организации, и организационно-педагогические основы отечественной музейной педагогики в трудах Б.А. Столярова и М.Ю. Юхневич. Анализ существующих научных исследований по данной теме позволяет выделить музейные средства как основу нравственно-патриотической воспитательной работы в ДОУ.
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея.
В многообразном процессе освоения ребенком культуры музей занимает особое место. Одной из основных функций музея с момента превращения его в общественный институт стала образовательно-воспитательная функция.
Благодаря открытости и доступности музей создает особые условия для педагогического воздействия на аудиторию. Музей в современном обществе - не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности.
Музей, музейные экспонаты имеют
уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и
эмоциональные сферы личности ребенка одновременно, а каждая экспозиция представляет
собой программу передачи через её экспонаты знаний, навыков, суждений,
оценок и чувств.
Музей, как окно в прошлое и в
окружающий мир, дает мощный стимул для формирования и развития личности ребенка
дошкольника, усиливает отдельные грани воспитания и значительно расширяет
диапазоны взаимодействия личности с обществом, формируя механизмы
самостоятельной зрелой оценки неизвестных ранее ценностей иной
культуры, исторических пластов духовного опыта человечества.
Музей как способ познания мира содержит огромный потенциал для личностного развития детей дошкольного возраста. Он приобщает ребенка к русской культуре, развивает его визуальную грамотность, образное и ассоциативное мышление, творческие способности, эмоциональную сферу.
Вариантность образования открывает простор для поиска его альтернативных моделей и освоения таких программ, которые «выводят» ребенка за пределы детского сада.
Именно детский сад призван помочь детям открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями
Интерактивность – основной методологический приём в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи:
· расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике;
· гармонизация развития творческой личности;
· формирование национальной идеологии;
· сохранение традиций, возвращение к исконно нравственным ценностям;
· патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
· создание новой музейной аудитории;
· расширение пространства влияния музея.
Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала.
Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации ребёнка к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов, музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.
В то же время здесь существует ряд противоречий:
· стихийность создания и работы мини-музеев;
· отсутствие серьёзной опоры на формирующуюся теорию, методику работы мини-музеев в мировой образовательной практике;
· отсутствие теории и методики, технологии разработки комплексных программ, включающих музейную педагогику или обеспечивающих деятельность мини-музеев: в результате не учитывается специфика отдельного мини-музея и его возможностей для оптимизации образовательно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Во многих дошкольных образовательных организациях сегодня создаются различные мини-музеи. Слово «музей» происходит от греческого и латинского слов – храм, муза, место, посвященное наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.
При разработке инновационных проектов по внедрению программ воспитания детей средствами музейной педагогики целесообразно использовать модель музейной педагогики в составе дидактической системы образования.
И так, в первую очередь необходимо определить структуру модели музейной педагогики, которая включает в себя:
· цель;
· задачи;
· направления;
· принципы;
· музейные педагогические технологии.
По данному алгоритму можно составить
модель музейной педагогики.
Цель музейной педагогики – создание условий для всестороннего развития
личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
· нравственно-патриотическое воспитание детей, воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к её сбережению;
· обогащение развивающей предметно пространственной среды ДОУ;
· формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
· построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности;
· развитие речи и расширения словарного запаса.
Направления деятельности музея:
- Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини-музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в музее .
- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание – закрепление - применение.
Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:
1. Разработка концепции будущей экспозиции, т.е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции.
2. Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции.
- Экскурсионное. Музейная
экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на
коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной
теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание
показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое
дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения,
на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется
вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности
ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать,
стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое
дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков.
Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под
руководством педагога.
- Культурно-массовые мероприятия. Одним из основных критериев в оценке работы музея является разнообразие форм массовой и образовательно-воспитательной работы: проведение экскурсий и занятий по экспозиции, встреч с участниками войн, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Музей должен органично вписываться в план работы образовательной организации.
Особенности мини-музея в детском саду:
· участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей;
· ребенок – активный участник оформления экспозиции музея;
· мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.
Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики обоснованно можно считать мини-музей «тематического содержания».
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй). Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысливание – закрепление – применение.
Работа с использованием технологии музейной педагогики предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, но и пробуждения творческой активности детей. Поэтому необходимо продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры - упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. Помимо игр необходимо использовать такие виды деятельности как: изготовление технологических карт опытов и экспериментов, рисунки, коллажи, аппликации, схемы, модели.
Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит воспитателя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал воспитателя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование нравственно-патриотических чувств у детей.
Таким образом, использование технологии музейной педагогики в детском саду актуально и эффективно. Музейная педагогика даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Именно в деятельности мини-музея, моделируя разнообразные ситуации, ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребёнку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Музейная педагогика является эффективным средством нравственно-патриотического воспитания детей, в том числе и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Литература, рекомендуемая для изучения:
1. Виниченко В. Ребенок в пространстве музея // Дошкольное воспитание. 2003. № 5. С. 38-41.
2. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия / Под ред. К.Ю. Белой, Т.С. Комаровой. М.: ТЦ Сфера, 2013. 186с.
3. Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. Волгоград: Учитель, 2016. 116с.
4. Морозова А.Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы М.: ТЦ Сфера, 2006. 416 с.
5. Пантелеева Л. Хочу в музей // Дошкольное воспитание. 2006. № 9. С. 115.
6. Попова И.А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников // Управление ДОУ. 2016. № 5. С. 84-87.
7. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2013. 96 с.
8. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2004. 216 с.
9. Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре. Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. М.: АРКТИ, 2016. 80 с.
10. Юхневич
М.Ю. Я поведу тебя в музей:
учебное пособие по музейной педагогике. М., 2012. 154 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.