Пояснительная записка
Программа элективного курса по математике «Процентные расчеты на каждый день» рассчитана на 8 часов для учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки.
Данный элективный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты». Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представлении о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс сейчас весьма актуален, ибо понятие «кредит» (будь то ипотека или автокредит) прочно вошло в жизнь современного человека. Люди берут банковские кредиты и, как правило, не могут правильно рассчитать процентные выплаты.
Данный курс «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Цели курса:
§ сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
§ способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем;
§ создать возможность для учащихся реализовать свой интерес к математике.
Задачи курса:
· сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
· обучить решению основных задач на проценты с применением формул простого процентного роста и сложного процентного роста;
· привить учащимся основы экономической грамотности;
· помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты (2 часа)
Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.
Форма занятий: объяснение, практическая работа.
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Тема 2. Процентные расчёты в жизненных ситуациях (2 часа)
Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений.
Форма занятий: объяснение, практическая работа.
Метод обучения: выполнение тренировочных задач.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Тема 3. Задачи на смеси, сплавы, растворы (2 часа)
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.
Форма занятий: комбинированные занятия.
Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Тема 4. Решение разнообразных задач по всему курсу (2 часа)
Форма занятий: практическая работа.
Методы занятий: беседа, творческие задания.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Учебно-тематический план
Наименование тем курса |
|
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты |
2 |
Тема 2. Процентные расчеты в жизненных ситуациях (в том числе, задачи на формулы: простой процентный рост и сложный процентный рост) |
2 |
Тема 3. Задачи на смеси, сплавы и растворы |
2 |
Тема 4. Решение разнообразных задач по всему курсу |
1 |
Заключительное занятие |
1 |
Итого |
8 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Никольский, С. Н., Потапов, М. К., Решетников, Н. Н. Алгебра в 7 классе:
методические материалы. — М.: Просвещение, 2002.
2. Барабанов, О. О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления. Математика
в школе. —2003.
3. Башарин, Г. П. Начала финансовой математики. — М., 1997.
4. Башарин, Г. П. Элементы финансовой математики. — М.: Математика (приложение
к газете «Первое сентября»).№27— 1995.
5. Водинчар, М. И., Лайкова, Г. А., Рябова, Ю. К. Решение задач на смеси,
растворы и сплавы методом уравнений. Математика в школе.—2001. №4.
6. Глейзер, Г. И. История математики в школе (4—6 кл.): пособие для учителей. —
М.: Просвещение, 1981.
7. Денищева, Л. О., Миндюк, М. Б., Седова, Б. А. Дидактические материалы по
алгебре и началам анализа. 10—11 класс. — М.:
Издательский дом <Генжер», 2001.
8.
Дорофеев, Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычисления. 10— 11 классы:
учеб.-метод. пособие. — М.: Дрофа, 2003.
9. Канашева, Н. А. О решении задач на проценты. Математика в школе.—№5. —1995.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.