ПРОЦЕСС АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ БАШКОРТОСТАНА
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
история +1
Взрослым
12.05.2018
В последние годы наметилась положительная тенденция возрождения и развития языков Республики, которая охватывает все вопросы по реализации Закона "О языках народов Республики Башкортостан". Созданы все условия
для изучения родных языков, истории и культуры своего народа. Образование работает не только на настоящее, но в большей степени на перспективу. Задача современной школы — это, прежде всего, воспитать человека, достойного гражданина Башкортостана и России.
статья.docx
Мулламухаметова Лилия Хамитовна,
учитель начальных классов,
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №5"
городского округа город Сибай Республика Башкортостан
ПРОЦЕСС АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ БАШКОРТОСТАНА
В последние годы наметилась положительная тенденция возрождения и
развития языков Республики, которая охватывает все вопросы по реализации
Закона "О языках народов Республики Башкортостан". Созданы все условия
для изучения родных языков, истории и культуры своего народа. Образование
работает не только на настоящее, но в большей степени на перспективу.
Задача современной школы — это, прежде всего, воспитать человека,
достойного гражданина Башкортостана и России.
Предмет «История и культура Башкортостана» освещает историческое и
культурное развитие Башкортостана с древнейших времен до ХХ века.
Данная дисциплина относится к числу предметов национальнорегионального
компонента.
Данный курс отражает национальные и региональные особенности
Республики Башкортостан.
Дисциплина «История и культура
Башкортостана» включает материал как о развитии коренного этноса,
населявшего историческую территорию республики, так и пришлого
населения из России, об их взаимодействии и взаимовлиянии, получивших
импульс со второй половины XVI в. и продолжающиеся в настоящее время.
Исследование региональной истории и культуры имеет многоаспектный
характер и базируется на основе цивилизационного подхода с учетом
специфики природных условий региона, его политического, экономического,
социокультурного развития. В то же время изучение региональной истории и
культуры осуществляется в контексте тех событий, которые имели решающее
значение для России и Башкирии: принятие русского подданства
башкирскими племенами, постепенная интеграция Башкирии в состав России,
совместное освоение края, национальноосвободительное движение в крае.
Целью учебного предмета «История и культура Башкортостана» является
формирование у обучающихся научного представления об особенностях
исторического и культурного пути Башкортостана.
Специфика изучения данной учебной дисциплины связана с
последовательной реализацией следующих принципов: – изучение региональной истории осуществляется сквозь призму процессов,
протекающих в контексте общегосударственного развития России и на основе
исторического опыта всех народов, проживающих в Башкортостане;
– в процессе преподавания освещение каждой темы базируется на анализе
разнообразных источников, позволяющих выявить особенности развития
региона;
– историографичность в изучении основных тем курса позволяет
сформировать вариативность мышления обучающихся и способствует
критическому осмыслению процессов, протекавших в крае;
– следование объективности, историчности, системности, проблемности
излагаемого материала;
– использование новейших достижений науки в процессе преподавания
региональной истории и культуры ;
– опора на современные методы исторических исследований;
– гуманизации исторического образования;
– формирование интереса к самостоятельной исследовательской работе,
поиску нового краеведческого материала;
– использование междисциплинарных связей и достижений различных наук,
позволяющих всесторонне и объективно осветить историю и культуру
Башкортостана;
– воспитание толерантности, патриотизма и уважения к историческому и
культурному наследию многонационального народа Башкортостана.
Мною сформулирована основная идея: Процесс активизации учебно –
познавательной деятельности на уроках истории и культуры Башкортостана
является основой и залогом формирования ключевых компетенций
школьников. Познавательная активность обеспечивается за счет:
• внедрения эффективных педагогических технологий;
• постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный
уровень образования;
• использования информационнокоммуникационных технологий;
• организации процесса личностного осмысления исторического опыта.
Одним из условий формирования ключевых компетенций является –
внедрение современных педагогических технологий, в том числе
интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей,
позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе
обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен
имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт
каждого участника, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения
мнения каждого, свободного выбора личных решений. Как показывает опыт, межпредметные связи выступают непременным
дидактическим условием развития у обучающихся интереса к знаниям.
Использование на уроке различных источников в значительной степени
повышает познавательный интерес к предмету. Особенно важное воздействие
на эмоциональную сферу восприятия исторического материала производит
использования литературного материала.
Информационные технологии позволяют поновому использовать на уроках
истории и культуры Башкортостана текстовую, звуковую, графическую и
видеоинформацию, что позволяет применять учителю и обучающимся в
творческой деятельности различные источники информации.
В современных условиях главной задачей образования является не только
получение обучающимися определенной суммы знаний, но и формирование у
них навыков самостоятельной работы.
Практика показала, что школьники, активно использующие навыки работы с
компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень
умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное,
систематизируют и обобщают.
Презентация позволяет учителю иллюстрировать изучаемый учебный
материал. Данная программа позволяет развить познавательный интерес и
творческие способности обучающихся.
Использование ресурсов Интернета позволяет применять в создании
яркие иллюстрации, карты, схемы,
творческих проектов по курсу
фотографии, справочный материал. В процессе демонстрации презентации
обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений. Элемент
соревнования повышает самооценку ученика, что позволяет развить и
сформировать его личностные качества в современном информационном
обществе.
Значительную роль играет краеведение, включенное в современные
образовательные процессы. Использование краеведческого материала на
уроках истории культуры Башкортостана приобретает особую важность как
фактор формирования исторического мышления школьников, познания
истории культуры
местного края, национального самосознания и
социализации личности в целом. Историкокраеведческая работа в школе
способствует осмыслению обучающимися сложных тенденций развития
страны в целом и родного края, в частности, причастности к историческому
развитию своей Родины.
Очень важным моментом является создание положительной личностной
мотивации на изучение каждой темы! Построить начало урока таким образом,
чтобы ученик осознал – мне это важно! Мне это интересно!
Система школьного исторического образования переживает сегодня
серьезные перемены, которые связаны с попытками пересмотреть,
оптимизировать структуру и управление, содержание и формы. Современная
школа находится в поиске технологий обучения и воспитания, позволяющих ей решать стоящие перед образованием и обществом проблемы адекватной
социализации личности.
На уроках истории и культуры Башкортостана я добиваюсь у обучающихся
осознания сопричастности к общему (российскому) целому, к российской
цивилизации («с кем мы»), ответственности за общее государство,
историческое, духовное и природное наследие которое представляет собой
сегодня едва ли не главный ресурс дальнейшего развития страны и её
многонационального народа.
Духовный человек, прежде всего, должен знать родной язык и культуру
своего народа, национальную культуру, его истоки. Изучение предмета
«История и культура Башкортостана» призвано формировать у обучающихся
адекватные знания по истории и культуре региона, воспитывать на этой
основе патриотические чувства, приобщать школьников к исследовательской
работе по краеведению.
Моим кредо в отношении преподавания истории и культуры
Башкортостана является девиз «Учить детей истории так, чтобы она учила их
мудрости жизни». Главное, к чему стремлюсь прививать ребятам глубокий
интерес к истории и культуре своего края , прививать каждому школьнику
навыки самостоятельной работы и мышления, умения анализировать
исторические факты, поиск аргументов в дискуссиях.
Я считаю, что нужно в первую очередь начать с себя! Современный учитель
должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть
инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать
достаточно высокую компетентность в передаче знаний обучающимся и
применение полученных знаний в жизни в комплексе. Тогда мы способны
решить многие проблемы!
Ведь как говорили еще древние греки: «Люди не хотят, чтобы ими
управляли. Они хотят, чтобы их вели вперед!»
1. Низамов А.Г.История Башкортостана. Методика преподавания. Уфа:
Литература
Китап, 2006.136 стр.
2. Чигрина Э.Г., Чигрина А.И.Методические материалы к школьному
курсу «История Башкортостана с древнейших времен до конца 19
века». Уфа: БИРО, 2003.85 стр.
ПРОЦЕСС АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ БАШКОРТОСТАНА
ПРОЦЕСС АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ БАШКОРТОСТАНА
ПРОЦЕСС АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ БАШКОРТОСТАНА
ПРОЦЕСС АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ БАШКОРТОСТАНА
ПРОЦЕСС АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ БАШКОРТОСТАНА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.