Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении
Оценка 4.9

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Оценка 4.9
Научные работы
docx
воспитательная работа
Детсад
30.05.2017
Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении
Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный период так как в это время происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Состояние здоровья современных дошкольников характеризуется высокой распространенностью морфофункциональных отклонений - 69-70%. Ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления.
курсовая педагогика.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально­гуманитарная академия» Кафедра дошкольного образования Курсовая работа Проведение оздоровительно­профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении                                  Выполнил:  студент 2 курса                              заочной формы обучения          направления «Педагогическое образование»                                                               профиль «Дошкольное образование»              Савельева А.В.                                                                         Курсовая работа защищена                                                                 «___»_______________2014г.                                                                 Оценка__________________                                                                Научный руководитель: к.п.н. доцент                                                                кафедры дошкольного образования                                                                Макарова Т.Е.                                                                Подпись_________________ Самара 2014 1 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………….1 Глава   1.   Теоретический   аспект   оздоровительно­профилактической   работы   в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………...4 1.1.   Значение   оздоровительно­профилактической   работы   в   дошкольном образовательном учреждении …………………………………………………….4 1.2.   Проведение   оздоровительно­профилактической   работы     в   дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………………9 Глава   2.   Опытно­экспериментальное   изучение   организации   оздоровительно­ профилактической работы в дошкольном образовательном учреждении …..19 2.1. Организация и проведение исследования состояния здоровья детей …...19 2.2.   Результаты и анализ проведения исследования состояния здоровья детей. ……………………………………………………………………………...26 Заключение……………………………………………………………………….32 Список литературы………………………………………………………………34  Приложения……………………………………………………………………...37 2 Введение        Дошкольный возраст ­ особенно важный и ответственный период так как в это время происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Состояние здоровья современных дошкольников характеризуется высокой распространенностью морфофункциональных отклонений ­ 69­70%. Ведущими являются   нарушения   опорно­двигательного   аппарата,   сердечно­сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. По   данным   Безенчукского   районного   муниципального   учреждения здравоохранения, за последние пять лет уровень здоровья детей дошкольного возраста ухудшился на 14,5%. Среди заболеваний в этом возрасте на первом месте   стоят   болезни   органов   дыхания   (57,5%),   затем   заболевания   костно­ мышечной системы (38,8%), органов пищеварения, дефекты речи, болезни глаз, в основном,   миопия.   Причем   за   последние   5   лет   отмечено   резкое прогрессирование заболеваний зрения у дошкольников с 6,8% до 13,4%. Результаты   профилактических   осмотров   детей,   посещающих   детские учреждения района показывают, что из года в год снижается количество детей, имеющих   I   и   II   группы   здоровья,   и   увеличивается   с   III   и   IV   группами. Количество   детей   дошкольного   возраста   с   I   ­ой   группой   здоровья   перед поступлением в школу составляет 6%. Наблюдения   специалистов   показывают,   что   у   12%­19%   детей дошкольного   возраста   диагностируются   выраженные   формы   психических расстройств,   а   30­40%   составляют   группу   риска   по   развитию   психических 3 нарушений. За последние годы увеличивается число детей с дисгармоничным физическим развитием. В связи с этим возрастает значение организации работы оздоровительно­ профилактической   и   коррекционной   направленности   непосредственно   в условиях   дошкольного   образовательного   учреждения   (ДОУ),   где   ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.  Цель: изучить особенности проведения оздоровительно­профилактической работы в ДОУ.  Объект: оздоровительно­профилактическая работа Предмет: проведение оздоровительно­профилактической работы в ДОУ  Гипотеза:   мы   предполагаем,   что   проведение   оздоровительно­ профилактической   работы   в   дошкольном   образовательном   учреждении способствует   оздоровлению   и   существенным   образом   влияет   на   состояние здоровья детей. Задачи: 1. Определить значение оздоровительно­профилактической работы в ДОУ  2.   Выделить   содержание   оздоровительно­профилактической   работы   в   ДОУ 3.Проанализировать   опыт   организации   оздоровительно­профилактической работы в ГБОУ СОШ №4 п.г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области СП «детский сад «Росинка»». 4.Дать   общую   характеристику   содержания   оздоровительно­профилактической работы в ДОУ. Методы исследования:  4 1. 2. 3. Теоретический:   анализ   литературы,   изучение   опыта   дошкольных образовательных учреждений по проблеме исследования. Организационный: сравнительный анализ. Методы   обработки   данных:   количественный   (метод   процентного соотношения   исследуемых   показателей)   и   качественный   анализ результатов исследования. Структура   исследования:   работа   состоит   из   введения,   двух   глав, заключения, списка литературы, приложения. База исследования: ГБОУ СОШ №4 п.г.т. Безенчук Самарской области структурное подразделение «детский сад «Росинка»». В исследовании приняло 15 детей старшего дошкольного возраста. 5 Глава 1. Теоретический аспект оздоровительно­профилактической работы в дошкольном образовательном учреждении. 1.1. Значение оздоровительно­профилактической работы в дошкольном образовательном учреждении.          К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Рассмотрим некоторые из них. Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации. Здоровье   –   это   динамическое   равновесие   организма   и   его   функций   с окружающей средой. Здоровье   –   это   способность   организма   приспосабливаться   к   постоянно меняющимся   условиям   существования   в   окружающей   среде,   способность поддерживать   постоянство   внутренней   среды   организма,   обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме. Здоровье   –   это   отсутствие   болезни,   болезненных   состояний,   болезненных изменений. 6 Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций. Здоровье   –   это   полное   физическое,   духовное,   умственное   и   социальное благополучие. Гармоническое   развитие   физических  и  духовных  сил, принцип единства   организма,   саморегуляции   и   уравновешенного   взаимодействия   всех органов. [19,8]      Таким образом, здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной   работоспособности,   творческой   отдачи,   эмоционального   тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.    Выделяется несколько компонентов здоровья: 1. человека, Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма   основу   которого   составляет   биологическая   программа индивидуального развития. 2. Физическое   здоровье   –   уровень   роста   и   развития   органов   и   систем организма. 3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта. 4. Психологическое   (нравственное)   здоровье,   основу   которого   определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. [20,19]  От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20 % ­ от наследственных факторов, на 20 % ­ от условий внешней среды, то есть экологии, на 10 % ­ от деятельности системы здравоохранения, а на 50% ­ от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. [20,28] 7 Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам. Программы дошкольного образования   составляются   в   соответствии   с   Федеральным   государственным образовательным стандартом дошкольного образования.     Одной   из   основных   задач   Федерального   государственного образовательного   стандарта   дошкольного   образования   является   охрана   и укрепления   физического   и   психического   здоровья   детей,   в   том   числе эмоционального благополучия. [25, 1.6] В соответствии с ФГОС ДО содержание программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и одним из направлений развития и образования детей является физическое развитие. [25, 2.6]   Физическое   развитие   включает   приобретение   опыта   в   следующих   видах деятельности   детей:   двигательной,   в   том   числе   связанной   с   выполнением упражнений,   направленных   на   развитие   таких   физических   качеств,   как     и гибкость;   способствующих   правильному   формированию   опорно­двигательной системы   организма,   развитию   равновесия,  координации   движения,   крупной   и мелкой   моторики   обеих   рук,   а   также   с   правильным,   не   наносящем   ущерба организму,   выполнением   основных   движений   (ходьба,   бег,   мягкие   прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах   спорта,   овладение   подвижными   играми   с   правилами;   становление целенаправленности   и   саморегуляции   в   двигательной   сфере;   становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и т.д.) [25, 2.4]      Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того, насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача 8 состоит   в   том,   чтобы   не   задавить   ребенка   потоком   пока   еще   не   осознанной информации,   а   дать   возможность   поразмышлять,   подумать,   прислушаться   к своему организму. [6,14]    Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное   поведение   в   различных   ситуациях,   дети   могут   оказаться   в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. [10,56]      Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказу от всего вредного, привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического  и социального благополучия ребенка. [9,203] Оздоровительно­профилактическая   работа   –   системно   организованная совокупность   программ,   приемов,   методов   организации   образовательного процесса,   направленная   на   укрепление   и   сохранение   здоровья   детей; качественная   характеристика   педагогических   технологий   по   критерию   их воздействия на здоровье воспитанников и педагогов. [15, 36] Значение   оздоровительно­профилактической   работы   в   ДОУ   велико. Главной   задачей   оздоровительно­профилактической   работы   в   ДОУ   является охрана   жизни   и   укрепление   здоровья,   улучшение   физического   развития, совершенствование   функции   организма,   повышение   его   защитных   свойств   и устойчивости к различным заболеваниям, сопротивляемости к неблагоприятным условиям   внешней   среды   (пониженной   и   повышенной   температуре   воды, воздуха, воздействию солнечного излучения) путем закаливания. Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей [17,14]. Основные задачи оздоровительно­профилактической работы в ДОУ: 9 ­    охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма; ­   воспитание   нравственно­волевых   черт   личности,   активности, самостоятельности; ­ достижение   полноценного   физического   развития:   гармоничности телосложения,   соответственно   возрасту   развитых   функций   и   адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности; ­               создание условий для целесообразной двигательной активности детей; ­                   формирование   жизненно   необходимых   видов   двигательных действий:   ходьба,   бега,   прыжков,   ползания   и   лазанья,   бросания,   ловли   и метания; ходьбы на лыжах, плавания, езды на велосипеде; движений рук, ног, туловища, головы; построений и перестроений; ­         формирование широкого круга игровых действий; ­         развитие физических (двигательных) качеств: ловкости (в том числе и   координационных   способностей),   общей   выносливости,   скоростно­силовых качеств, а также умения сохранять равновесие; ­         содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия; ­         формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах; ­   воспитание   интереса   к   активной   двигательной   деятельности   и потребности в ней. [17,15] Проблему   дошкольного   физического   воспитания   исследуют   на протяжении   многих   лет.   Основоположником   научной   системы   физического 10 образования   в   России   является   педагог,   анатом   и   врач   П.Ф.   Лесграфт.   Его последователь – один из первых отечественных учёных в области врачебного контроля за физическим развитием детей педиатр В.В. Гориневский. Их идеи продолжил Е.А. Аркин, профессор, член Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, врач – гигиенист. Е.А. Аркин в доступной форме знакомил дошкольных   работников   с   основными   закономерностями   высшей   нервной деятельности, выявленными И.М. Сеченовым и И.П. Павловым, режимом дня, организацией   жизни   ребенка,  указывал   на  важность   взаимодействия   детского сада и семьи. Его фундаментальный  труд «Дошкольный возраст» не утратил своего значения до настоящего времени. Л.И. Чулицкая, профессор, доктор медицины, углубила педагогические взгляды   П.Ф.   Лесгафта   и   В.В.   Гориневского.   Она,   опиралась   на   анатомо­ физиологические и психологические нормы его воспитания и обучения. Е.Г. Леви­Гориневская, продолжая разработки предшественников, создала ряд   работ   по   развитию   навыков   основных   движений   у   детей   дошкольного возраста. А.И.   Быкова   разработала   методику   развития   движений   ребенка, определила ее значение, содержание, организацию. Особую роль в развитии физического воспитания дошкольников сыграл Н.А. Метлов. Им написано свыше 130 работ по физическому воспитанию. Среди важнейших его публикаций следует отметить «Утреннюю гимнастику в детском саду». Написал учебник для педагогических училищ «Методика физического воспитания», а также  книга для воспитателей  и музыкальных руководителей «Утренняя гимнастика под музыку». Особое   место   среди   специалистов   в   области   физического   воспитания детей   дошкольного   возраста   занимает   выдающийся   педагог   А.В.   Кенеман. Разработала научную основу и значительно углубила методические подходы к 11 физическому воспитанию. Большое место в трудах А.В. Кенеман отводилось обучению двигательным действиям. Особенно следует отметить  заслугу А.В. Кенеман в создании  учебника «Теория   и   методика   физического   воспитания   детей   дошкольного   возраста», изданного в соавторстве Д.В. Хухлаевой. Значительный вклад в теорию и практику физического воспитания внесла Д.В.  Хухлаева.  Ее  работы   по   формированию   двигательных   навыков   у   детей, разработка   методов   и   приемов   обучения   метанию,   создание   программ   и методических пособий. Значительную   роль   в   разработке   методики   физического   воспитания ребенка сыграли методисты М.Ф. Литвинова, Т.Ф. Саулина и другие. 1.2. Проведение оздоровительно­профилактической работы в дошкольном образовательном учреждении. Дошкольное   образовательное   учреждение  (ДОУ)–  тип   образовательного учреждения   реализующий   образовательные   программы   дошкольного образования   различной   направленности.   ДОУ   обеспечивает   воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. [14,8]       Педагоги ДОУ должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказу от всего вредного, привить ребенку   с   малых   лет   правильное   отношение   к   своему   здоровью,   чувство 12 ответственности   за   него.   Эти   задачи   должны   решаться   путем   создания целостной  системы  по  сохранению   физического,  психического  и  социального благополучия ребенка. [13, 28]        Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является   грамотная   организация   оздоровительно­профилактической   работы   в детском саду. Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на   укрепление   здоровья   как   самостоятельно   культивируемой   ценности, необходим   комплекс   эффективных   лечебно­профилактических   мер,   система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.      Стремление к комплексности понятно и оправдано, так как здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно­духовного организма, требующего индивидуально­дифференцированного  подхода.  Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде   устойчивого,   константно­целостного   психосоматического   состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития. [23,55]       С   точки   зрения   современных   подходов   к   педагогике,   совместная творческая   деятельность   детей   и   педагога   является   внутренним   основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.    Формы организации оздоровительно­профилактической работы: ­непосредственно­образовательная деятельность; ­самостоятельная деятельность детей; ­подвижные игры; ­утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая); ­двигательно­оздоровительные физкультминутки; 13 ­физические упражнения после дневного сна; ­физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами; ­физкультурные прогулки (в парк); ­физкультурные досуги; ­спортивные праздники.    Изучив опыт педагогов дошкольных образовательных учреждений можно сказать, что в оздоровительно профилактической работе активно используются следующие технологии:  1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном зале, либо в групповой комнате,   в   хорошо   проветренном   помещении   специальные   упражнения   под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. [22] Динамические паузы – во время занятий, 2­5 мин, по мере утомляемости детей.   Рекомендуется   для   всех   детей   в   качестве   профилактики   утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной и других гимнастик в зависимости от вида деятельности. [22] Подвижные   и   спортивные   игры   –   как   часть   непосредственно­ образовательной   деятельности,   на   прогулке,   в   групповой   комнате   –   малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр. [21] Релаксация   –   в   любом   подходящем   помещении,   в   зависимости   от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для 14 всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов) и звуки природы. [21] Гимнастика   пальчиковая   –   с   младшего   возраста   индивидуально   либо   с подгруппой   ежедневно.   Рекомендуется   всем   детям,   особенно   с   речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). [16] Гимнастика для глаз – ежедневно по 3­5 мин в любое свободное время в зависимости   от   интенсивной   зрительной   нагрузки   с   младшего   возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. [16] Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5­10 мин. [16] Гимнастика   корригирующая   –   в   различных   формах   физкультурно­ оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. [16] Гимнастика   ортопедическая   –   в   различных   формах   физкультурно­ оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. [16] 2. Технологии обучения здоровому образу жизни. Непосредственно­образовательная   деятельность   –   2­3   раза   в   неделю   в спортивном или музыкальном зале. Ранний возраст – в групповой комнате 8­10 мин; младший возраст – 15 мин; средний возраст – 20 мин; старший возраст – 25­ 30 мин. Перед образовательной деятельностью необходимо хорошо проветрить помещение. [17,68] 15 Проблемно­игровые (игротренинги и игротерапия) ­ в свободное время, можно во второй половине дня, время строго не фиксировано, в зависимости от задач,   поставленных   педагогом.   Деятельность   может   быть   организована незаметно   для   ребенка,   посредством   включения   педагога   в   процесс   игровой деятельности. [3] Коммуникативные   игры   –   1­2   раза   в   неделю   по   30   мин   со   старшего возраста.   Организованная   деятельность   строится   по   определенной   схеме   и состоит   из   нескольких   частей.   В   нее   входят   беседы,   этюды   и   игры   разной степени подвижности, рисование, лепка и т.д. [3]        В утренние часы рекомендуется проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. [3] 3. Коррекционные технологии   Технологии   музыкального   воздействия   –   в   различных   формах физкультурно­оздоровительной   работы;   либо   отдельная   организованная деятельность   2­4   раза   в   месяц   в   зависимости   от   поставленных   целей. Используются   в   качестве   вспомогательного   средства   как   часть   других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.         Сказкотерапия.   Организованная   деятельность   используется   для психологической   терапевтической   и   развивающей   работы.   Сказку   может рассказывать   взрослый,   либо   это   может   быть   групповое   рассказывание,   где рассказчиком   является   не   один   человек,   а   группа   детей.   Остальные   дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. [3] Артсинтезтерапия ­семь видов искусств в единой тренинговой системе: ассоциации, живопись, театр, пластика, драматургия, риторика. [11] 16 Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.    Закаливание – важное звено в системе физического воспитания детей. Оно   обеспечивает   тренировку   защитных   сил   организма,   повышение   его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов: ­ закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты; ­проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя; ­проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности; ­ сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно. [1,6]     Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в   комплексе   закаливающих   мероприятий,   проводимых   в   повседневной   жизни детского сада.         Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные: ­   нахождение   детей   в   групповой   комнате   в   облегченной   одежде   в   течение дня; ­  проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в теплый период года; 17 Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением   развивающей   программы   оздоровления   приводит   не   только   к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.        Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности,   он   жизнерадостен,   оптимистичен,   открыт   в   общении   со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: ­медико­профилактические; ­физкультурно­оздоровительные; ­   технологии   обеспечения   социально­психологического   благополучия ребенка; ­здоровьсбережение   и   здоровьеобогащение   педагогов   дошкольного образования; ­ валеологическое просвещение родителей; ­здоровьсберегающие образовательные технологии в детском саду. [17,28]                      Медико­профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством   медицинского   персонала   детского   сада   в   соответствии   с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств к   ним   относятся   следующие   технологии:   организация   мониторинга   здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация   и   контроль   питания   детей   раннего   и   дошкольного   возраста, физического   развития   дошкольников,   организация закаливания;   профилактических   мероприятий   в   детском   саду;   организация   контроля   и 18 помощь в обеспечении требований Сан ПиНов; организация здоровьсберегающей среды в детском саду. [2.39]     Физкультурно­оздоровительные технологии в дошкольном образовании –   технологии,   направленные   на   физическое   развитие   и   укрепление   здоровья дошкольников;   развитие   физических   качеств,   двигательной   активности   и становление   физической   культуры   дошкольников,   закаливание,   дыхательная   массаж   и   самомассаж, гимнастика,   профилактика   плоскостопия   и формирование   правильной   осанки,   воспитание   привычки   к   повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. [12,5]         Реализация   этих   технологий,   как   правило,   осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями детского сада в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.        Здоровьесберегающие оздоровительные технологии в детском саду – технологии   воспитания   валеологической   культуры   или   культуры   здоровья дошкольников. Цель – становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать   и   сохранять   его,   обретение   валеологической   компетентности, позволяющей   дошкольнику   самостоятельно   и   эффективно   решать   задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно­ ориентированного   воспитания   и   обучения   дошкольников.   Ведущий   принцип таких   технологий   –   учет   личностных   особенностей   –   учет   личностных особенностей   ребенка,   индивидуальной   логики   его   развития,   учет   детских интересов   и   предпочтений   в   содержании   и   видах   деятельности   в   ходе воспитания и обучения.          Технологии обеспечения социально­психологического благополучия ребенка   –   технологии,   обеспечивающие   психическое   и   социальное   здоровье ребенка­дошкольника.   Основная   задача   этих   технологий   –   обеспечение 19 эмоциональной   комфортности   и   позитивного   психологического   самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.   К   ним   относятся:   технологии   психологического   или   психолого­ педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе детского сада. [18,16] Задача   технологий   валеологического   просвещения   родителей   – обеспечение   валеологической   образованности   родителей   воспитанников детского сада.            Технологии   здоровьесбережения   и   здоровьеобогащения   педагогов­ технологии,   направленные   на   развитие   культуры   здоровья   педагогов,   в   том числе   культуры   профессионального   здоровья,   развитие   потребности   к здоровому образу жизни. Профессиональная деятельность педагога дошкольной организации на психоэмоциональную   сферу   личности.   Большая   часть   его   рабочего   дня характеризуется значительными       нагрузками   протекает   в   эмоционально­напряженной   обстановке:   эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Напряженные факторы такого рода оказывают   влияние   на   эмоциональное   и   физическое   самочувствие   педагога: появляется   нервозность, недомогания.   раздражительность,   усталость,   разного   рода       Огромную   помощь   в   сохранении   здоровья,   в   восстановлении психоэмоциональной   сферы   оказывает   релаксация.     С   помощью   этого   вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую фазу стресса. Тем самым он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или, если стрессовая ситуация еще не наступила, ослабить стресс, предотвратив тем   самым   психосоматические   нарушения   в   организме.   Активизируя деятельность   нервной   системы,   релаксация   регулирует   настроение   и   степень 20 психического   возбуждения,   позволяет   ослабить   или   сбросить   вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение. [16]                                     Вывод по первой главе. Изучив   педагогическую,   психологическую,   медицинскую   литературу, проанализировав опыт педагогов по оздоровительно­профилактической работе делаем   вывод:   проведение   оздоровительно­профилактической   работы   в   ДОУ необходимо. В следующей главе пойдёт речь о том, как же проводится оздоровительно­ профилактическая работа в ДОУ. 21 Глава 2. Опытно­экспериментальное изучение организации оздоровительно­профилактической работы в дошкольном образовательном учреждении. 2.1. Организация и проведение исследования состояния здоровья детей. Исследование   здоровья   детей   и   организации   оздоровительно­ профилактической   работы   проводилось   в   ГБОУ   СОШ   №   4   п.г.т.   Безенчук Самарской области СП «детский сад «Росинка»». Принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста.  Цель   исследования:   Выявить   действительно   ли   проведение оздоровительно­профилактической   работы   в   дошкольном   образовательном учреждении   способствует   оздоровлению   и   существенным   образом   влияет   на состояние здоровья детей. Задачи исследования: 1. Выявить особенности организации физкультурно­оздоровительной системы в дошкольном учреждении. 2. Определить уровень физического развития детей. 3. Проведение и анализ результатов эмпирической части исследования. Далее определены методы исследования. 1. Общая характеристика форм оздоровительно­профилактической работы и их использование в режиме дня. 2. Врачебно­педагогический контроль в процессе физического воспитания. 3. Анкетирование родителей. 4. Беседа с родителями. 22 Ознакомимся   с   тем,   каким   образом   проводится   оздоровительно   – профилактическая работа в ГБОУ СОШ № 4 п.г.т. Безенчук Самарской области СП «детский сад «Росинка»»: 1. Система оздоровительно­профилактической работы №  п\п Разделы и направления работы 1. Использование  вариативных режимов дня  и пребывания ребенка в  детском саду. Формы работы Типовой режим дня по возрастным  группам. Щадящий режим дня. Скорректированный режим дня. Оздоровительный режим дня. Индивидуальный режим дня. Коррекция учебной нагрузки. 2. Психологическое  сопровождение развития. Создание психологически комфортного  климата в детском саду. Обеспечение педагогами положительной  эмоциональной мотивации всех видов  детской деятельности. Личностно ориентированный стиль  взаимодействия педагогов и специалистов с детьми. Формирование основ коммуникативной  деятельности у детей. Диагностика и коррекция развития. Психолого­медико­педагогическая  поддержка ребенка в адаптационный  период. 23 3. Разнообразные виды  организации режима  двигательной активности  ребенка: Регламентированная  деятельность. Утренняя гимнастика. Физкультминутки, физкультпаузы. Частично  регламентированная  деятельность. Нерегламентированная  деятельность. Динамические переменки. Физкультурные занятия.  Физические упражнения после сна. Спортивные праздники. Спортивные игры. Подвижные игры на воздухе и в  помещении. Оздоровительный бег на воздухе. Спортивные досуги. Дни здоровья. Ритмическая пластика. Хореография. Подгрупповые и индивидуальные занятия  с варьированием физической нагрузки с  учетом исходного уровня здоровья,  двигательной активности детей. Самостоятельная двигательная  деятельность детей в помещении и на  прогулке. 24 4. Система работы с детьми  по формированию основ  гигиенических знаний и  здорового образа жизни. 5. Организация питания. 6. Оздоровительное и  лечебно­профилактическое сопровождение. Профилактические  мероприятия. Развитие представлений и навыков  здорового образа жизни и поддержания  здоровья. Воспитание общих и индивидуальных  гигиенических навыков, интереса и любви к физической активности. Формирование основ безопасности  жизнедеятельности. Сбалансированное питание в  соответствии с действующими  натуральными нормами (группы с 10­ часовым пребыванием). Индивидуальное коррекционное питание  в соответствии с соматической  патологией. Нетрадиционные дыхательные  комплексы. Фитоаэроионотерапия. Фитотерапия. Комплекс неспецифической  профилактики ОРВИ и гриппа. Витаминопрофилактический комплекс. Общеукрепляющие  мероприятия. Закаливание естественными физическими факторами: ­режим теплового комфорта в выборе  одежды для пребывания в группе, на  занятиях по физической культуре, во  время прогулок; ­режим проветривания и оптимизации  вентиляции во время дневного сна; 25 ­местные и общие воздушные ванны; ­световоздушные ванны и солнечные  ванны в весенне­летний сезон, полоскание полости рта и горла водой комнатной  температуры; ­диспансеризация: 2 раза в год профилактические осмотры  детей старших возрастных групп 4. Направления работы с родителями • Первое   направление   –   просвещение   родителей,   передача   им необходимой информации по тому или иному вопросу. Родителям предлагают ознакомиться   с   визитной   карточкой   детского   сада,   с   нормативно­правовыми документами; с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития; информационными листами: «Движение и здоровье», «Физкульт­ура!»,   «Для   чего   нужна   зарядка?»;   с   содержанием   физкультурно­ оздоровительной работы и лечебно­профилактическими мероприятиями. • Второе   направление   –   организация   продуктивного   общения   всех участников образовательного пространства, создание условий для общения по вопросам физического воспитания детей. • С  целью   выявления   знаний   и  умений   в   области   здорового   образа жизни, организации питания и двигательной активности, выполнения режимных моментов в семье проводят анкетирование родителей. Совместно с родителями организуют   и   проводят   физкультурные   праздники,   досуги,   где   происходит непосредственное общение взрослых и детей.        3.  Релаксационные техники в работе с педагогами 26 С релаксационной техникой педагогический коллектив знакомит педагог – психолог. Выполняют упражнения релаксационной гимнастики в отдельном помещении. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и помогает достичь душевного равновесия.  Каковы же результаты организации оздоровительно – профилактической работы в ДОУ?  Для проведения исследования нами была использована работа О.А. Скорлуповой «Контроль как один из этапов диагностики физкультурно­ оздоровительной   работы».   Контроль   предназначен   для   оценки   состояния здоровья детей дошкольного возраста. Во время исследования присутствовали: воспитатель,  медицинский   работник,  инструктор  физкультуры,  помогавшие   и поддерживающие дисциплину. Исследование проводилось в групповой форме в I половине дня.    1. Для определения уровня развития физических качеств детей упражнения были подобраны с учетом возрастных особенностей, программы, физического развития, состояния здоровья, физической подготовленности. 2. С   целью   изучения   интегративных   качеств   по   направлению   «Физическое развитие»   использовали   мониторинг   результатов   освоения   программы   "От рождения   до   школы".   Под   редакцией   Н.Е.   Веракса,   М.А.   Васильевой,   Т.С. Комаровой (Приложение 1) 3. Беседа и анкетирование родителей по вопросам организации оздоровительно­ профилактической работы в ДОУ (Приложение 2) 27 2.2 Результаты и анализ проведения исследования состояния здоровья детей. 1. Исследование по определению уровня развития физических качеств показало следующие результаты: Ползание, лазание – хорошо 90%, удовлетворительно 10%. Бросание, ловля – хорошо 100%, удовлетворительно 0%. Метание – хорошо 100%, удовлетворительно 0%. Передвижения с техническими средствами – хорошо 90%, удовлетворительно 10%. Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития физических качеств высокий. 2.   Результаты   изучения   интегративных   качеств   по   направлению   «Физическое развитие» отражены в Таблице 1,2. 28 Диагностическая таблица уровня сформированности интегративных качеств в процессе освоения программы Н.Е. Веракса, М.А.Васильевой  Таблица 1  Дети  Проявляет  интерес к  участию в под.  играх и физ.  упражнениях. Сам­тельно выполняет доступные возрасту гигиеничес. процедуры, соблюдает   элем правила ЗОЖ Имеет  элем.представле ния о ценности  здоровья, пользе  закаливания,  знает о пользе  утренней  зарядки, физ.  упражнений. «От рождения до школы».   а в о к д а л Г а ш а 3 С а н и д о Р я ь ф о С 3 в е з я н К а ж ё р е С 3 д а л В   в о н а в И 3 н и к р о д и С ь р о г 2 И р о г Е   в ё ч а р Г 3 а в о к а м р Е я л У 3 к а н у и ч н й с и о п С а а Г а р р е и В К 3 2   н а р и н о к и г н Е к а р   ч в а л о М о г о я М д Ж л О а 2 3 л В 3 н в о я н о и р г а о С н Л я е р л а о К К 3 2 в о к ь с у Г я т е П 3 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 2 2 3 3 3 2 3 2 3 3 2 3 2 3 3 2 2 29 Средний балл 2, 6 3 3 3 3 2, 6 3 3 2, 3 3 2 3 3 2 2, 3 Высокий результат – 3 балла; средний результат – 2 балла; низкий балл – 1 балл КАРТА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Таблица 2. Изучение интегративного качества по направлению «Физическое развитие» Дети  легко и  быстро  засыпает, с  аппетитом  ест редко болеет острыми респираторн о­вирусными инфекциями (1­2   раза   в год) умеет  быстро,  аккуратно  одеваться и  раздеваться,  соблюдать  порядок в  своем  шкафу имеет  навыки  опрятности  (замечает  непорядок в  а в о к д а л Г а ш а С 3 а н и д о Р я ь ф о С 3 в е з я н К а ж ё р е С 2 д а л В   в о н а в И 3 н и к р о д и С я л о 2 Т р о г Е   в ё ч а р Г 2 а в о к а м р Е я л У 3 к а н у и ч н й с и о п С а а Г а р р е и В К 3 3 н а р и н о и к г к н Е а р   ч а в л М о о г я М о л д Ж О а 3 2 л В 2 н в о я н о и р г а о С н Л я е р л а о К К 3 2 в о к ь с у Г я т е П 2 3 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 2 2 3 3 3 3 2 2 3 2 2 3 2 2 3 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 2 2 2 2 30 одежде,  устраняет  его при  небольшой  помощи  взрослых) сформирова ны  элементарны е навыки  личной  гигиены  (самостояте льно чистит  зубы, моет  руки перед  едой; при  кашле и  чихании  закрывает  рот и нос  платком) владеет  простейшим и навыками  поведения  во время  еды,  пользуется  вилкой,  ножом имеет  начальные  представлен ия о  составляющ их (важных  компонентах ) здорового  образа жизни (правильное  питание,  3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 2 2 2 31 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 2 2 3 2 2 2 2 3 2 3 3 3 2 2 3 2 3 3 2 2 2 3 3 3 3 2 2 27 29 27 27 28 27 28 29 24 27 25 2 1 2 0 В С С 3 3 движение,  сон) и  факторах,  разрушающи х здоровье знает о  значении для здоровья  человека  ежедневной  утренней  гимнастики,  закаливания  организма,  соблюдения  режима дня имеет  представлен ие о роли  гигиены и  режима дня  для здоровья человека имеет  представлен ие о  правилах  ухода за  больным Всего баллов 29 28 3 3 2 2 Уровень В Высокий показатель – 23 – 30 (от 75% до 100% В В В В В В В В В В В Средний показатель – 11– 22 (от 35% до 75%) Низкий показатель   – 0 – 10 (от 0% до 35%) Таким образом, наглядно видно, что интегративные качества по направлению «Физическое развитие» развиты у всех детей. 32 3. Результаты анкетирования родителей: (15 человек – 100%) 1. Кто из родителей занимается спортом? – 45%. 2. Есть ли дома спортивный снаряд? – 60%. 3. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? – 55%. 4. Установлен ли для вашего ребенка дома режим дня? – 80%. 5. Соблюдает ли ребенок этот режим? – 75%. 6. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику? – 65%. 7. Соблюдает ли ваш ребенок правила личной гигиены? – 100%. 8. Знаете ли вы основные принципы и методы закаливания? – 100%. 9. Проводите ли дома с детьми закаливающие мероприятия? – 80%. 10. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком: мама – 90%, папа – 5%, вместе – 5%. 11. Гуляете ли вы с ребенком после д/с? – 100%. 12. Гуляет ли ваш ребенок один? – нет – 100%. 13. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни: – подвижные игры – 100%; – спортивные игры – 80%; – настольные игры – 75%; – конструирование – 85%; 33 – просмотр телепередач – 100%; – музыкально­ритмическая деятельность – 70%. Беседа   выявила,   что   детям   нравится   заниматься   физическими упражнениями (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, метание), спортивными играми,   игры   с   мячом,   народные   подвижные   игры.   Так   же   в   результате проведённой работы с установили, что в данном дошкольном образовательном учреждении   ведётся   работа   по   просвещению   родителей,   передаче   им необходимой информации по данному вопросу. Вывод по второй главе.   На   основании   проведённых   исследований   можно   сказать,   что оздоровительно   –   профилактическая   работа   в   ДОУ   проводится   регулярно, систематически.  Положительный   результат   оздоровительно­профилактической работы зависит от факторов: 1. Правильная организация режима дня. 2. Психологическое сопровождение развития. ­ создание психологически комфортного климата; ­ обеспечение   педагогами   положительной   эмоциональной   мотивации всех видов детской деятельности; ­ личностно   ориентированный   стиль   взаимодействия   педагогов   и специалистов с детьми; ­психолого­медико­педагогическая поддержка в     ребенка   адаптационный период;            3. Разнообразные виды организации режима двигательной активности.                        4. Система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни.                 5. Правильная   организация питания.               6. Оздоровительное и лечебно­профилактическое сопровождение.  34 7. Общеукрепляющие мероприятия.    8. Положительные примеры сверстников и взрослых Заключение Курсовая работа была посвящена изучению проведения оздоровительно­ профилактической работы в дошкольном образовательном учреждении.    Оздоровительно­профилактическая   работа   –   системно   организованная совокупность   программ,   приемов,   методов   организации   образовательного процесса,   направленная   на   укрепление   и   сохранение   здоровья   детей; качественная   характеристика   педагогических   технологий   по   критерию   их воздействия на здоровье воспитанников и педагогов. Дошкольное   образовательное   учреждение  (ДОУ)–  тип   образовательного учреждения   реализующий   образовательные   программы   дошкольного образования   различной   направленности.   ДОУ   обеспечивает   воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.  Исследование   проведения   оздоровительно­профилактической   работы проходило в ГБОУ СОШ №4 п.г.т. Безенчук Самарской области СП детский сад «Росинка».   Исследованием   было   охвачено   15   детей   старшего   дошкольного возраста.   На   основании   проведённых   исследований   можно   сказать,   что оздоровительно   –   профилактическая   работа   в   ДОУ   проводится   регулярно, систематически.   С целью улучшения здоровья детей дошкольного возраста в систему   физического   воспитания   в   детском   образовательном   учреждении включены различные формы занятий физическими упражнениями, повышающие уровень двигательной активности детей (утренняя гимнастика, физкультурное занятие, игры, упражнения на прогулке и др.). 35 Оздоровительно­профилактическая работа с детьми дошкольного возраста планируется   в   соответствии   с   принципами   последовательности, систематичности,  комплексности   использования   естественных   сил   природы   и гигиеничных факторов, а также методов оздоровительной направленности. Педагоги   владеют   методикой   организации   и   проведения   традиционных средств   оздоровления   (закаливание   водой,   воздухом,   солнцем   в   сочетании   с «тропой   здоровья»   и   физическими   упражнениями),   а   также   нетрадиционных   цветотерапия, способов   оздоровления     фитотерапия, (ароматерапия, фитонцидотерапия,   металлотерапия   игротерапия,   камнетеропия   и   т.д.)   и успешно используют её в работе с детьми и родителями. Исследования   состояния   здоровья   детей   данного   дошкольного образовательного учреждения подтверждают, что проведение оздоровительно­ профилактической   работы   в   дошкольном   образовательном   учреждении способствует   оздоровлению   и   существенным   образом   влияет   на   состояние здоровья детей. Гипотеза подтвердилась. 36 Список литературы 1. Агаджанова   С.   Н.   Медико­педагогические   аспекты   оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях // Дошк. педагогика. ­ 2008. ­ № 7. ­ С. 4­6. 2. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно­оздоровительной работы с дошкольниками / Е. Н. Борисова. ­ изд. 2­е, перераб. ­ М.: Панорама: Глобус, 2009. ­ 140 с. 3. Брусенцева С. Н. Физкультурно­оздоровительная работа в ДОУ как приоритетное   направление   [Электронный   ресурс]   //   И   Д   «Первое   сентября: [сайт].   –   М.,   2003­2010.   –   URL:http://festival.1september.ru/articles/517493/ (26.01.10). 4. Виноградова Н. А, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева; Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Н. В. Микляевой. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 510 с. — Серия: Бакалавр.Углубленный курс. 5.             Волчкова   В.Н.,   Степанова   Н.В.   Развитие   и   воспитание   детей младшего дошкольного возраста: Практ. пос. для воспит. дет. садов.­Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.­392 с. 37 6. Голиков   Н.   Забота   о   здоровье   детей   ­   задача   общая   //   Дошк. воспитание. – 2005. ­ № 6. ­ С. 14­16. 7. Горбунова Н. Если хочешь быть здоров! // Там же. – 2005. ­ № 6. ­ С. 29­33. 8.  Глушкова   Г.В.   Физическое   воспитание   в   семье   и   ДОУ: Методические рекомендации: домашние задания / Г.В.Глушкова, Л.Г. Голубева, И.А. Прилепина. ­ М.: Школьная Пресса, 2005. ­ 95 с. 9. Зимонина   В.Н.   Воспитание   ребенка   дошкольника.   ­   М.;   Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003.­304 с. 10. Курашова В. А. Эколого­оздоровительная работа в детском саду // Ребенок в детском саду. – 2007. ­ № 2. ­ С. 56­59. 11. Лисина   Е.   А.   Социально­психологические   основы   адаптации   и оздоровления  детей дошкольного  возраста:  дис. … канд. пед,  наук / Лисина Елена Аркадьевна. – СПб, 2004. [Электронный ресурс] // Науч. электронная б­   [сайт]. ка: ru.net/diss/cont/111419.html (26.01.10).   –   [Б.м],   2003­2010.   –   URL:   http://www.lib.ua­ 12. Морозова   Т.   Ю.   О   современных   подходах   к   обеспечению здоровьесберегающей среды в условиях детского сада // Дошк. педагогика. ­ 2009. ­ № 5. ­ С. 4­5. 13. Оздоровительная   работа   в   ДОУ   :   нормативно­правовые   док., рекомендации / авт.­сост. М. С. Горбатова. ­ Волгоград : Учитель, 2008. ­ 428 с. 14. Оздоровительная   работа   в   дошкольных   образовательных учреждениях по программе "Остров здоровья" / авт.­ сост. Е. Ю. Александрова . ­ Волгоград : Учитель, 2007. ­ 151 с. 15. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ / В. И. Возная, И. Т. Коновалова, Г. И. Кулик. ­ М. : ТЦ Сфера, 2006. – 124 с. 38 16. Протопопова   С.   Ю.   Оздоровление   детей   в   ДОУ   [Электронный ресурс]   //   И   Д   «Первое   сентября»   [сайт].   –   М.,   2003­2010.   –   URL :http://festival.1september.ru/articles/515042/ (26.01.10). 17. Программа воспитания в детском саду «От рождения до школы»/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой ­2­е изд. испр. и доп.­М.: Мозаика ­ Синтез. 2005.­208 с. 18. Социокультурная и оздоровительная деятельность инновационного детского образовательного учреждения / [Л. К. Косарева, С. М. Безух, Е. В. Данилевская и др.]. ­ СПб. : [б. и.], 2005. ­ 95 с. 19. Стратегия развития : здоровое поколение // Обруч : образование, ребенок, ученик. – 2007. ­ № 1. ­ С. 2­8. 20. Сундукова   А.   К.   Организация   лечебно­   оздоровительной   и профилактической работы в ДОУ / А. К. Сундукова, Г. Н. Калайтанова, Е. В. Майгурова // Соврем. детский сад. ­ 2008. ­ № 2. ­ C.9­17 ; № 3. – С. 19­28. 21. Тарасова   О.   Ю.   Растим   здоровых   детей   (физкультурно­ оздоровительная работа в ДОУ) [Электронный ресурс] // И Д «Первое сентября» : [сайт]. – М., 2003­2010. – URL: http://festival.1september.ru/articles/507974/. 22. Тимченко О. А. Игровое пространство дошкольного учреждения как здоровьесберегающая среда : автореф. дис. … канд. пед. наук / Тимченко Ольга Алексеевна. – Ростов н/Д, 2007 [Электронный ресурс] // Педагогический ин­т       [сайт].   URL: ЮФУ: http://rspu.edu.ru/rspu/science/dissertation_councils/dissertations/avtoref/Timchenko 2006­2010. н/Д,   ­   Ростов   – Avto.pdf. 23. Федорова Л.А.  Организация деятельности дошкольного образования / М.: ООО Изд. «Астерель», 2003.­ 189 с. 39 24. Физкультурно­оздоровительная работа в ДОУ : практ. пособие: [из опыта работы] / авт.­сост. О. Н. Моргунова. ­ Воронеж : Учитель, 2005. ­ 127 с. 25.  Федеральный государственный образовательный стандарт                                                                                                               Приложение 1 Мониторинг результатов освоения программы "От рождения до школы". Под редакцией Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Диагностический   материал   по   программе   "От   рождения   до   школы" составлен с учетом ФГТ по образовательным областям для подготовительной к школе   группе.   Осуществляется   в   начале   и   конце   учебного   года   (при необходимости может быть проведена промежуточная диагностика в середине года). Разработанные   диагностические   таблицы   по   всем   разделам   программы следует предоставить педагогам в начале учебного года. Воспитатели оценивают успешность   выполнения   только   тех   разделов   программы,   по   которым   ведут занятия. Специалисты (при наличии в детском саду) проводят диагностическое обследование по своим направлениям работы. 40 Рекомендуемые материалы предполагают общую систему оценки детской деятельности по 4­бальной шкале ("Экспресс­анализ и оценка детской деятельности"   (методические   основы)   под   ред.О.А.Сафоновой,   Н.Новгород, 1995 г.): 4 балла ­ деятельность соответствует норме, 3 балла ­ незначительное отклонение от нормы, 2 балла ­ существенное отклонение от нормы, 1 балл ­ практическое несоответствие уровню нормы. Если по совокупности выполненных заданий диагностирования качества развития   образовательных  областей,  баллы,  набранные   ребенком,  попадают   в диапазон   от   3,5   до   4   баллов   ­   его   деятельность   находится   на   оптимальном уровне; от 2,4 до 3,4 балла ­ деятельность высокого уровня; от 1,3 до 2,3 балла ­ деятельность среднего уровня; ниже 1,2 балла ­ деятельность низкого уровня. Усвоение   программного   материала   определяется   по   четырёх   бальной системе: ребенок самостоятельно справляется с заданием ­ 4 балла; ребенок справляется с заданием с незначительной помощью взрослого ­ 3 балла; ребёнок затрудняется с выполнением задания, даже с дополнительными вопросами взрослого 2 балла; ребенок требует дополнительных инструкций, пояснений, при выполнении заданий допускает ошибки, вывод не делает. ­1балл. Использование бальной системы оценки позволяет получить более точный результат   в   конце   диагностического   обследования.   Можно   использовать   и 41 другие   обозначения:   цвет,   буквы,   условные   знаки.   Важно   применять   их   в соответствии   с   установленными   критериями.   При   подведении   итогов диагностики   результаты   привести   к   уровням   усвоения   детьми   программных требований (высокий, средний, низкий). Условные обозначения: в ­ высокий уровень, с ­ средний уровень, н ­низкий уровень, 1 ­ начало года, 2 ­ конец года, у ­ уровень. Для успешного проведения диагностического обследования предлагаются контрольные   задания,   которые   в   большинстве   случаев   организуются   как итоговые   занятия,   коллективные   работы   детей.   Такая   форма   диагностики позволяет   экономить   время   педагогов.   Успешность   усвоения   программного материала   проходит   также   в   процессе   наблюдения   за   воспитанниками   на занятиях   и   в   их   свободной   деятельности.   Полученные   данные   заносятся   в таблицы   по   каждому   разделу   программы.   В   них   отражены   успехи   каждого ребенка группы. При   заполнении   диагностических   таблиц   можно   провести «горизонтальный» (выводы по каждому ребенку) и «вертикальный» (выводы по задачам   раздела)   анализ.   Таким   образом,   педагоги   видят,   на   что   следует обращать особое внимание при планировании воспитательно­образовательного процесса, как строить индивидуальную работу с детьми. Данные   по   каждому   разделу   заносятся   в   сводную   таблицу.   Это количественный и качественный анализ выполнения программных требований. В таблице указывается процент усвоения детьми программы (высокий и средний уровень).   Оформление   сводной   таблицы   ЗУН   по   дошкольному   учреждению позволяет   сравнивать   успехи   работы   в   параллельных   возрастных   группах, оценивать   результаты  по  каждому  разделу  программы  всего   детского  сада  в целом.   Данная   форма   обработки   педагогической   деятельности   дает возможность   оценить   качество   работы   каждого   отдельного   педагога   и 42 определить положительные изменения в работе всего ДОУ. Итоги диагностики укажут на «западающее» звено, в результате чего одной из годовых задач работы учреждения на следующий год станет совершенствование этого направления. Таким   образом,   система   оценки   качества   организации   воспитательно­ образовательного процесса позволит: проследить динамику развития каждого ребенка; оценить     успешность     усвоения     принятой     в     ДОУ     образовательной программы; ­        определить перспективы, направления работы педагогического коллектива детского сада. Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ: Беседа с детьми (индивидуально): А) Какие органы в человеке самые главные? Б)   Как   правильно   питаться?   Сколько   человеку   нужно   съесть?   С   чего нужно начинать обед и чем заканчивать? Можно ли питаться одним и тем же любимым блюдом каждый день? Почему? Для чего человеку нужна вода? В) Нужно ли делать зарядку, заниматься спортом? Почему? Покажи свое любимое упражнение. Г) Как ты отдыхаешь в детском саду, дома? (активный отдых) Д) Зачем нужно закаляться? Как можно закаляться? Критерии оценки: 4 балла – на все вопросы ребенок отвечает самостоятельно и правильно, понимая содержание заданных вопросов. 43 3 балла – на все вопросы ребенок отвечает правильно после небольшой словесной подсказки взрослого. 2   балла   –   ответ   на   поставленные   вопросы   ребенок   находит   только   с помощью взрослого, при этом не может ответить на все поставленные вопросы. 1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого. Уровень   соблюдения   культурно­гигиенических   навыков   (в   ходе наблюдений): А) Умение быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем. Б) Сформированность ежедневной привычки чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном. В) Умение правильно использовать носовой платок и расческу, следить за своим внешним видом. Г) Умение быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определнном порядке, следить за чистотой одежды и обуви. Д) Правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, умеет принимать пищу аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом. Е) Умение обращаться с просьбой, благодарить. Критерии оценки: 4   балла   –   все   задания   ребенок   выполняет   самостоятельно,   без напоминаний взрослого. 3 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно после словесной подсказки взрослого. 44 2 балла – задания ребенок выполняет только с помощью взрослого, при этом не может ответить на все поставленные вопросы. 1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого. Приложение 2 Анкета для родителей 1. Занимаетесь ли Вы спортом?  2. Есть ли дома спортивный снаряд? 3. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию?  4. Установлен ли для вашего ребенка дома режим дня? 5. Соблюдает ли ребенок этот режим?  6. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?  7. Соблюдает ли ваш ребенок правила личной гигиены?  8. Знаете ли вы основные принципы и методы закаливания?  9. Проводите ли дома с детьми закаливающие мероприятия?  45 10. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком: мама, папа, вместе? 11. Гуляете ли вы с ребенком после д/с? 12. Гуляет ли ваш ребенок один? 13.   Виды   деятельности   ребенка   после   прихода   из   детского   сада   и   в выходные дни: – подвижные игры  – спортивные игры – настольные игры  – конструирование  – просмотр телепередач  – музыкально­ритмическая деятельность  46

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении

Проведение оздоровительно-профилактической работы в дошкольном общеобразовательном учреждении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017