Проведение свободного времени, как характеристика стиля жизни молодёжи
Оценка 4.6

Проведение свободного времени, как характеристика стиля жизни молодёжи

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
28.04.2017
Проведение свободного времени, как характеристика стиля жизни молодёжи
Роль учреждений дополнительного образования в формировании ценностных ориентаций молодежи. Проблемы организации досуга касаются всего подрастающего поколения, и в отдельности молодежи нашего города. На наш взгляд, эта проблема является очень актуальной, но в тоже время очень сложной и трудно предложить какие либо пути решения этой проблемы, кроме этого: Мы считаем, что занятость части подростков, в каких либо секциях, творческих коллективах, студиях учреждений дополнительного образования влияет на то, как они проводят свое свободное время. Поэтому очень важно поддерживать заинтересованность подростков в посещении УДО. Ведь одним из главных принципов в системе дополнительного образования - это воспитание и молодежи в принципе духовности.
Проведение свободного времени как характеристика стиля жизни молодёжи.docx
Проведение свободного времени, как характеристика стиля жизни молодёжи  ПДО: Ткаченко С.В. Молодые люди, особенно до 18 лет, росли и воспитывались уже в новое время. Процесс их  становления пришелся на период исторического развития нашей страны, когда не было единой  идеологии, когда в прошлое ушли пионерские и комсомольские организации, и воспитание стало  больше зависеть от семьи, нежели от общества. По сути, растет первое поколение нового времени, от  которого зависит будущее нашей страны. Трансформация российского общества не могла не  затронуть систему ценностей и ценностных установок россиян.  Проблема социальных ценностей, затронутая в многочисленных научных публикациях,  потребовала систематизации и теоретического обобщения.  Большой вклад в изучение ценностных ориентации молодежи внесли такие известные  исследователи в сфере молодежных проблем как С.Н. Иконникова, И.М. Ильинский, И.С. Кон, В.И.  Чупров, С.В. Алещенок, М.Х. Титма, П.­Э. Митев (Болгария), В. Фридрих, К. Штарке (Германия), В.  Адамски, Б. Голембиовский (Польша), Ф. Малер (Румыния) и др.   Особое место в исследовании социальных ценностей молодого поколения принадлежит  научной школе Института молодежи. Важное теоретическое и практическое значение имеют работы  И.М. Ильинского, Б.А. Ручкина, В.А. Лукова, А.И. Ковалевой, В.Ф. Левичевой и др.  Сегодня очень важно понять, в какую сторону меняются поведенческие нормы, ­ пишут  социологи, ­ осознать механизмы закрепления тех норм, которые отражают общечеловеческие  ценности. Такое понимание поможет в поиске возможностей целенаправленного влияния на развитие  и установление поведенческих принципов. Внимание к формированию ценностных ориентаций у молодежи должно проявляться не только  со стороны родителей, родственников или друзей, но и со стороны учебных, образовательных и других организаций, которые тесно взаимодействуют с подрастающим поколением.  Одной из таких важных организаций является учреждение дополнительного образования детей,  потому что внутренний мир человека, его мировоззрение и ценности формируется при помощи  информации и знаний, которые получают воспитанники при посещении занятий. Поэтому  исследование ценностных ориентаций молодежи, проведенное в молодежном психологическом клубе,  Дворца детского и юношеского творчества всегда будет актуально. Стиль жизни ­ это особый, присущий только данной личности или группе способ восприятия  условий жизни, это особая манера действий и поведения, которая отвечает индивидуально  неповторимым чертам психики, характера, темперамента, интересам и потребностям. Стиль жизни во  многом определяет свободное время личности. Свободное время ­ часть времени, свободная от труда  в общественном хозяйстве. Оно характеризуется удовлетворением духовных и социальных (в  широком смысле) потребностей (повышение квалификации, посещение учреждений культуры,  пассивный отдых и ряд других занятий). К основным функциям свободного времени относят: 1)  отдых и восстановление израсходованных умственных и физических сил; 2) развитие умственных и  физических сил и способностей; 3) развлечения и общение. Свободное время выступает как индикатор уровня общественной и личной жизни. На  содержание свободного времени человека влияет ряд факторов, в частности, его возраст, интересы,  наклонности, ценностные ориентации, уровень духовной культуры, характер трудовой деятельности,  материальные возможности, место жительства (мегаполис, провинция или сельская местность).  Гипотеза исследования.  В последние десятилетия свободное время молодежи ухудшило свои качественные показатели, т.е.  произошло изменение содержания свободного времени в отрицательную сторону. Причинами этого  являются: деидеологизация общества, пропаганда средствами массовой информации западной  культуры, научно­технический прогресс, обострение материальных проблем, снижение доступности  социально­культурных услуг, нарастание социально­экономического "водораздела" между  мегаполисом и провинцией. Характер и содержание досуга молодёжи. В ходе исследования было выявлено противоречие между увеличением свободного времени у  молодёжи и возможностями качественного его насыщения. Так, из свободного времени  преобладающей части молодежи г. Братска исчезли или существенно сократили свои пропорции те  формы его проведения, которые преобладали ранее.  Данные исследования показали, что современная молодежь активному отдыху предпочитает «сидение в сети» ­ 56% .  Среди форм проведения  свободного времени преобладают: общение в своей компании – 71%, принятие алкоголя – 25%,  просмотр сериалов 25%, слушание музыки – 40%, занятия своим хобби ­19%.  На чтение приходится  – 29%, на занятия спортом  ­ 19%, общение в семье – 23%. Половина свободного времени подростков  занято общением с друзьями и прогулками. Самым значимым способом проведения досуга подростки  считают помощь родителям, а наиболее желаемым – вновь общение с друзьями.  Исследовательская группа: Попова Е., Ткаченко О. , Яковлев Н. ­ воспитанники молодежного  психологического клуба «Школа жизни» МАУ ДО ДДЮТ МО г. Братска   Руководитель: ПДО Ткаченко С.В. Аннотация исследования: Тип исследования: разовое, выборочное, прикладное. Генеральная совокупность: молодёжь г. Братска, Иркутской области в возрасте от 14 до 17 лет. Общий объём выборки: 48 человек. Социально­демографическая характеристика выборочной совокупности: 33%  юношей и 67%%  девушек, доля учащихся в школе ­100%; школы №41, 45, 18, лицей №1 Тип выборки: случайная. Методы сбора социологической информации: персонализированная индивидуальная анкета,  заполняемая респондентом. Методы анализа социологической информации: элементарный статистический анализ. Цель исследования: изучение и анализ стиля проведения свободного времени, выявление основных  проблем в современном обществе. Задачи исследования: ­ выявить факторы, влияющие на формирование и развитие стиля жизни молодежи провинции; ­ проанализировать особенности стиля жизни молодежи; ­ изучить свободное время молодежи, как составляющую стиля жизни; ­ выявить проблемы, существующие в городе Братск, связанные с проведением досуга. Сроки проведения: январь­февраль 2015 г.  Отчёт по результатам исследования. Распределение ответов респондентов о характере проведения свободного времени: На вопрос: Как вы проводите свое свободное время? (выбрать не более трех вариантов)               гуляю с друзьями: 27 учащихся (56%) хожу в клуб: 4 учащихся (8%) смотрю телевизор: 3 учащихся (6%)  смотрю сериалы: 12 учащихся (25%) сижу за компьютером: 22 учащихся (46%) занимаюсь с репетитором: 4 учащихся (8%) сижу дома: 10 учащихся (21%)  общаюсь в семье: 11 учащихся (23%) посещаю кружки, секции : 9 учащихся (19%) получаю дополнительное образование: 5 учащихся(10%) занимаюсь хобби: 19 учащихся(40%) занимаюсь спортом: 19 учащихся(40%) подрабатываю: 6 учащихся (13%) Другое: 0 На вопрос: Ваше отношение к чтению? Чтение  не люблю: 7   учащихся (15%) Люблю (что именно): 14 учащихся (29 %)  научная фантастика: 14 учащихся (29%)  журналы, газеты: 6 учащихся (13%)            детективы: 7  учащихся (15%)           любовные романы: 10 учащихся (21%) литература по программе: 12 учащихся (25%)  мистика: 7 учащихся (15%)   поэзия: 10 учащихся (21%) другое: 12 учащихся ( 6 человек читают манги) (25%) На вопрос: 4) Чему твои друзья отдают  предпочтения на досуге?  (выбрать не более двух)  Алкоголь: 12 учащихся(25%)   Сигареты: 8 учащихся (17%)  ночной клуб: 3 учащихся (6%)  чтение: 11 учащихся (23%)  компьютер: 27 учащихся (56%)  телевидение: 7 учащихся (15%)  у них вообще нет свободного времени: 2 учащихся (4%)  общение в своей компании: 34 учащихся(71%) На вопрос: Относите ли вы себя к какой­либо субкультуре? Какой?    Да: 7  учащихся (15%)     Нет: 41 учащийся(85%) На вопрос:  Как вы относитесь к современным субкультурам?   меня это не интересует: 24 учащихся (50%)     считаю, что это просто веяние моды: 9 учащихся (19%) положительно: 9 учащихся (19%) враждебно: 2  учащихся (4%)  Другое: 2 учащихся (4%) На вопрос:  «Где Вы обычно отдыхаете в каникулы?»   на даче: 23   учащихся (48%) на диване: 11 учащихся (23%)    на море: 11   учащихся (23%) в санатории: 4   учащихся (8%) за рубежом: 2 учащихся (4%)  в городе: 12  учащихся (24%)  другое: 3 учащихся (6%) На вопрос: «Какой стиль музыки Вы предпочитаете слушать?»      рок: 13 учащихся (27%)  поп­музыка: 24  учащихся (50%)  рэп:  13 учащихся (27%)               альтернатива: 1  учащихся (2%) классическая музыка: 2 учащихся (4%)  фольклорная музыка: 2 учащихся (4%)   джаз: 9  учащихся 19%) другое: 3 учащихся  (6%)            Результаты показывают, что популярность спорта у нынешнего поколения практически не  снизилась. Очевидно, спорт в жизни молодёжи является базовой ценностью. Хотя в настоящее время  бесплатных спортивных секций практически не существует, возникли многочисленные платные  секции, в том числе в новых видах спорта, обеспечивающие эту потребность молодёжи.  Неожиданным в исследовании оказалось отношение молодежи к чтению. Несмотря на  некоторое снижение интереса к чтению всё же большинство указывают, что они любят читать. Это  является, безусловно, положительным фактом. Однако, сама структура читательских предпочтений  качественно изменилась. Если раньше чтение было более серьёзным (в его круг входила классическая  литература, исторические романы и т.д.), то в настоящее время очевиден чисто развлекательный  уклон, а так же литература по программе.       Из ответов, опрашиваемых видны сильные различия в проведении молодёжью каникулярного  времени. Вследствие того, что пионерские лагеря более не существуют, а количество их аналогов  очень мало и постоянно уменьшается, у молодых самым распространенным является отдых на даче.  Далее идут, как говорят сами ребята – «шатание в городе», «лежание на диване перед телевизором и  компьютером» и отдых на море.    То что многие,  имеющееся свободное время проводят в основном дома, может быть объяснено тем,  что во –первых досуг дома в настоящее время можно проводить более разнообразно (компьютер,  телевизор с большим количеством программ, видео и т.д.). Во­вторых, изменились жилищные условия  (большинство молодых людей имеют отдельную комнату).      Молодёжь, по­прежнему, занимается активным отдыхом на улице, хотя игры и увлечения  изменились. На смену дворовому волейболу и футболу, постепенно приходят ролики, скейтборд,  сноуборд, массовое катание  на катках. Таким образом, проанализировав все ответы на поставленные вопросы, мы выделили  такие проблемы: 1. Очень многие из тех ребят, говорили, что большую часть времени проводят, играя в компьютерные  игры. А здесь необходимо вспомнить о такой проблеме, как насилие в компьютерных играх и их  влияние на психику подростка. 2. Употребление спиртных напитков среди подростков. Не секрет, что даже небольшие дозы алкоголя губительно действуют на формирующийся мозг  подростка. А в последнее время многие подростки (как показал опрос  25 %) употребляют различные  спиртные напитки и не видят в этом ничего особенного. Причем на самом деле тех, кто периодически  употребляет спиртные напитки больше, примерно 36%. В этом признались респонденты в личных  беседах. Причины по которым подростки начинают употреблять спиртные напитки самые разные:  начиная от семейных( неблагополучные семьи, злоупотребление алкоголя кем­то из родителей) и  заканчивая личными психическими изменениями и проблемами. Многие подростки начинают  употреблять спиртные напитки в компаниях, т.к. в подростковом возрасте на какое­то время главным  смыслообразующим отношением становится отношение "я и группа". Существенным, а со временем и главным системообразующим моментом в этих отношения  очень часто становится групповая выпивка, регулярное злоупотребление алкоголем, которое  становится не только особой, асоциальной по своей направленности деятельностью, не только ведет к  оторванному от реальности, не только подавляет и перестраивает иерархию мотивов, но и является  опаснейшим ядом для детского организма, его нервной системы, головного мозга.  Мы не хотим сказать, что вся та часть подрастающего поколения, которая часто употребляет  спиртные напитки обязательно доходит до такой стадии, когда их уже можно назвать больными или  попросту алкоголиками, но по данным опроса, касающегося именно этой темы, нельзя сказать, что  данная тема не является актуальной и проблематичной. Мы считаем, что это непосредственно  касается досуга молодых. Ведь многие из них попросту считают употребление спиртных напитков в  компании, лучшим для себя времяпровождением.  ВЫВОД Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи.  Трансформация всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной  ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее  восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей  направленности влияние на становление личности молодого человека.  В целом результаты наших исследований позволяют заключить: события последних двадцати  лет в России привели к тому, что у большинства молодежи выявляется отсутствие какой­либо более  или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок. Российское общество  переживает духовно­нравственный кризис, государство лишилось официальной идеологии, а общество – духовных и нравственных идеалов. Мир молодых людей  отличается прагматизмом, озабоченностью  материальными проблемами.   Таким образом, современный молодой человек  предстает перед нами в противоречивом свете.  С одной стороны в его сознании заложены четкие представления о том, что и как нужно делать, для  того, чтобы считаться полноценным членом современного общества. Выражая свое мнение, они  стараются предстать в лучшем свете, выбрав правильные ответы на вопросы. Но с другой стороны, их  реальные действия  и поступки расходятся с этими идеальными представлениями  Мы считаем, что проблемы организации досуга касаются всего подрастающего поколения, и в  отдельности молодежи нашего города.  На наш взгляд, эта проблема является очень актуальной, но в  тоже время очень сложной  и нам трудно предложить  какие либо пути решения этой проблемы, кроме этого: Мы считаем, что занятость части подростков, в каких либо секциях, творческих коллективах, студиях учреждений дополнительного образования  влияет на то, как они проводят свое свободное  время. Поэтому очень важно поддерживать эти учреждения. Ведь одним из главных принципов  в  системе дополнительного образования ­ это воспитание и молодежи в  принципе духовности. Поэтому настоятельной необходимостью, сегодня  для нашего общества в целом и для Братска в частности,  является формирование системы духовно­нравственного воспитания и социализации молодежи.   И  помня простую истину: народ имеет дело с той молодёжью, которую они сами  воспитывают, хотим обратиться ко всем, от кого это зависит ­ любое проявление невнимания к  молодёжным проблемам способно (возвращаясь, подобно бумерангу) создать ещё большие проблемы  для настоящего и будущего общества. Поэтому проблему досуга молодежи в городе Братске,  необходимо решать, про нее нельзя забывать, откладывать,  иначе потом, ее решение станет еще более  сложным.

Проведение свободного времени, как характеристика стиля жизни молодёжи

Проведение свободного времени, как характеристика стиля жизни молодёжи

Проведение свободного времени, как характеристика стиля жизни молодёжи

Проведение свободного времени, как характеристика стиля жизни молодёжи

Проведение свободного времени, как характеристика стиля жизни молодёжи

Проведение свободного времени, как характеристика стиля жизни молодёжи

Проведение свободного времени, как характеристика стиля жизни молодёжи

Проведение свободного времени, как характеристика стиля жизни молодёжи

Проведение свободного времени, как характеристика стиля жизни молодёжи

Проведение свободного времени, как характеристика стиля жизни молодёжи

Проведение свободного времени, как характеристика стиля жизни молодёжи

Проведение свободного времени, как характеристика стиля жизни молодёжи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017