Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова с помощью однокоренных слов и изменения слова
Оценка 4.9

Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова с помощью однокоренных слов и изменения слова

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
16.05.2021
Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова с помощью однокоренных слов и изменения слова
урок русского языка.docx

Конспект открытого урока  русского языка во 2 классе

Тема: «Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова с помощью однокоренных слов и изменения слова»

.Класс:  2 «А»

Дата проведения:  13.05.2016

Учитель: Шульская Елена Владимировна

Тип урока: урок закрепления знаний  (Программа развивающего обучения Д.Б.Эльконина  и В. В. Давыдова)

Цель:  закреплять   умение учащихся  выполнять проверку орфограмм слабых позиций в корне слова  с помощью однокоренных слов и изменений слова

Задачи:

·        закреплять умение находить слабую позицию в корне слова;

·        формировать  умение подбирать однокоренные слова;

·        развивать  умение находить однокоренные слова и слова-изменения для проверки орфограмм слабых позиций в корне слова.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: учащиеся получат  возможность проявлять познавательную инициативу через систему  упражнений, ориентирующих второклассников  на оказание помощи персонажам учебника в исправлении ошибок, одноклассникам в групповой, парной и фронтальной работе.

Познавательные УУД: умение проверять орфограммы слабых позиций в корне слова с помощью родственных слов.

Коммуникативные УУД: устанавливать коммуникацию, соблюдая  правила речевой культуры; выстраивать диалог и монолог, подирая точные языковые средства  с учётом учебной конкретной речевой задачи.

Регулятивные УУД: способность  определять учебную задачу, цели урока; оценивать результат работы, вносить исправления; объективно оценивать свои достижения, находить пути преодоления трудностей.

Используемые технологии:

1.     ИКТ-технология.

2.     Технология развивающего обучения.

3.     Технология  сотрудничества (групповая, в паре).

4.     Здоровьесберегающие технологии.

Оборудование:

1.     Ноутбук, интерактивная доска, презентация в PowerPoint

  1. Листы с заданиями

3.     Схемы «Алгоритм проверки  орфограмм слабых позиций в корне слова»,  «Одинаковые корни», «Корни-синонимы», «Корни-омонимы», «Разные корни», « Доска помощников»

4.     Листы самооценки.

Ход урока

I.                  Организационный момент.

Эмоциональный настрой учащихся на успешный урок:

Вначале урока все дети и учитель становятся в круг, взявшись за руки. Учитель обращается к детям стихами Михалкова С.:

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг. (С. Михалков)
- Посмотрите на своих друзей, улыбнитесь друг другу.
Вы хороший, дружный класс.
Урок получится у нас!

II. Актуализация знаний учащихся.

У.  -Ребята, у нас сегодня на уроке много гостей: ваши родители, а также к нам пришли на урок наши друзья: Маша, Алёша и Незнайка. В первом классе он учился вместе с вами читать и писать буквы и слова. Во  втором классе Незнайка также как и вы учится проверять орфограммы слабых позиций в корне. Но у него возникают трудности.  Алёше и Маше   интересно узнать, научились ли вы проверять орфограммы слабых позиций в корнях слов и сможете ли вы помочь Незнайке разобраться в этой теме.

Как можно проверить орфограмму слабой позиции гласного звука в корне слова?

Д. Алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в корне слова.

Чтобы проверить орфограмму слабой позиции в корне слова, нужно подобрать однокоренные слова или изменения слов, в которых этот гласный звук будет под ударением.

III.           Целеполагание.

Задание 1. Проверка умения учащихся осознать  причину ошибки.

У.  Незнайка записал слово по транскрипции. Слайд 1

 [пал ,анка] – палянка.  Вы согласны с Незнайкой?  Как вы думаете, что забыл Незнайка?

Д. Незнайка забыл, как проверять  слабые позиции в корне слов.

У. Давайте поможем Незнайке.

Д. Слабая позиция гласной буквы  находится в корне слова. Её можно проверить, поставив в сильную позицию – подобрав проверочное однокоренное слово – поле.

Слайд 2.

Фронтальная работа:             

- Проверьте  пропущенные орфограммы, вставьте буквы на месте пропусков и обоснуйте  выбор:

Цв_точный , ч_сы, прил_тел, в_ренье, м_рской 

- Запишите в тетради проверяемые и проверочные слова, выделив корень и  подчеркнув орфограммы сильных и слабых позиций.

В тетрадях  дети записывают:

Цв_точный – цвет – цветочный
ч_сы – час – часы  и т.д.

Слайд 3 - проверка

IV.            Постановка проблемной учебной задачи

Задание 2. Определение  границ применения способа проверки  орфограмм слабых позиций.

У. Незнайка написал слово перо с буквой и (пиро). На вопрос, каким словом он проверял орфограмму, Незнайка  ответил: «Словом перинка. И в сильной позиции, поэтому пишем  гласную и».

У. Что вы заметили? Почему Незнайка допустил ошибку?

Д. Слабая позиция находится в корне пер-,  а проверку он  выполняет  по сильной позиции в суффиксе –инк-. Наверное, Незнайка не умеет правильно находить корень слова.

Д. Слабую позицию в корне слова нужно  проверять по сильной позиции в этом же корне.

 Задание 3.  Выяснение способности учащихся различать формальную проверку орфограмм слабых позиций от истинной.

Слайд 4.

 -  Верно ли выполнена проверка?

Ст_кло – ... – стекло
з_лотая – ... – залотая
в_зать – ... – везать
л_цо – ... – лицо

Работа в парах. Давайте поработаем в парах и поможем Незнайке правильно подобрать проверочные слова. Что мы для этого должны знать? (где находится орфограмма слабой позиции)

 Подбор проверочных слов: стёкла, золото, вяжет, лица.

Анализ полученных результатов парной работы

V.               Закрепление умений, применение  полученных знаний.

Задание 4.

У. Незнайка, выполняя подобное задание, сделал  такую проверку:

    в_зать– вёз– везать.  

Вы согласны с Незнайкой? Верно ли он подобрал проверочное слово?

Д.  Нет. Он подобрал неродственное слово. Значения этих слов разные. Давайте исправим ошибку, которую допустил Незнайка

У. Алёша и Маша приготовили  для Незнайки  задание. Давайте поможем ему.

У. Запишите слова, выберите проверочные. Вставьте безударную гласную.

Работа в группах.

I и  IV группы:  Р_левой – ролики, ралли, роль

                           Тр_сёт – треск, тряска

                           К_чать – кочка, качка, качели

                           П_лить  - пилка, пели

Дети выполняют задание в группах.

– Ребята, докажите, что  выбранные вами  слова являются  проверочными.

Д. Это однокоренные слова, и проверяемая гласная – в сильной позиции:

Ролевой – роль,  трясёт – тряска, качать - качка, пилить – пилка. Также эти слова похожи по смыслу.

У.  Обозначьте  корень в данных  словах, подчеркните орфограммы.

VII.  Закрепление умений, применение  полученных знаний.

Задание 5.

Слайд 7.

У.  Наши герои, отвечая на вопрос: «Как найти корень слова?», сказали следующее:

Незнайка:  Найду середину слова.

Алёша:  Подберу  близкие по смыслу слова и найду у них одинаковую  часть.

Маша:  Корень – это первые три буквы слов.

 У. Кто из ребят прав?  Как вы будете искать корень слова?

Д. Прав Алёша: нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и выделить у них общую часть.

У. Сколько родственных слов необходимо  подобрать, чтобы верно выделить  корень?

Д. Больше трёх слов.

 У. Найдите  проверочные слова-родственников  для слов: река, летать, говорить, земля. Работать будем в группах.

I группа: р_ка – речка, речной, заречье;

II группа: л_тать – полёт, лётчик, лётный, перелететь;

III группа: г_ворить – говор, заговор, разговорный;

IV группа: з_мля – землица, земляника, землистый.

У.  – Во всех ли группах удалось подобрать проверочное однокоренное слово?

Д.  – Нет, в четвёртой группе для проверки подобрали изменение  по числу слова земли.

VIII. Промежуточная рефлексия.

Задание 6. -С помощью однокоренных слов проверьте  безударную гласную только в тех словах, в которых это  можно  сделать: _гурец, м_лодой, ры_ка, п_дберёзовик , уч_ник, л_теть.

Групповая работа.  Анализ  результатов совместной деятельности.

Д. Из этих  слов проверить орфограммы слабых позиций по сильной  можно  в словах: молодой - молод, лететь - лёт, рыбка – рыба.

У. А в остальных словах?

Д. Огурец  – словарное слово;
подберёзовик – слабая позиция не в корне, а в приставке;
ученик  – безударная  гласная в суффиксе.

IX. Закрепление умений, применение полученных знаний

Самостоятельная работа.

Слайд 8.

У. Незнайка написал текст под диктовку. Прочитайте. Что вы заметили? Спишите, исправляя ошибки. Докажите свой выбор.

 

Зема в лису.

        Пришла марозная зема. Пушыстый снек укрыл лес лёхким кавром. Лёт скавал ручей.  сосны надели снежные шупки. Чюдестный шарф лижит на ведках кедра. Вот балшой сугроп. Там спит мидветь. Влису стаит тешына.         

XII. Подведение итогов урока:

У.  - Ребята, назовите  цель, которую мы поставили перед собой вначале  урока. Задания, которые  мы выполнили,  помогли нам достичь  данной цели урока?

Д. - Цель урока – закрепить умение проверять  орфограмму слабой позиции в корне слова с помощью однокоренных слов  и изменений.

XIII. Рефлексия. Оцените свою работу на специальных бланках.

Лист самооценки

Умения

Оценка ученика

Оценка учителя

1.

Нахожу в слове слабую позицию

 

 

2.

Умею  подобрать родственные слова и выделить корень в слове

 

 

3.

Могу подобрать изменения  слов для проверки орфограмм в корне

 

 

 

Учащиеся работают с листами самооценки.


 

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе

ИКТ-технология. 2. Технология развивающего обучения

ИКТ-технология. 2. Технология развивающего обучения

Но у него возникают трудности.

Но у него возникают трудности.

Слайд 3 - проверка III.

Слайд 3 - проверка III.

Вы согласны с Незнайкой? Верно ли он подобрал проверочное слово?

Вы согласны с Незнайкой? Верно ли он подобрал проверочное слово?

У. Сколько родственных слов необходимо подобрать, чтобы верно выделить корень?

У. Сколько родственных слов необходимо подобрать, чтобы верно выделить корень?

Зема в лису. Пришла марозная зема

Зема в лису. Пришла марозная зема
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2021