КИМ (БИОЛОГИЯ-8 КЛАСС- 1 вариант)
Задание 1
Как называют специалиста-зоолога, объектом изучения которого являются изображённые на фотографии животные?
1) орнитолог
2) гельминтолог
3) герпетолог
4) энтомолог
Объясните свой ответ с использованием названия науки по изучению этих животных.
Ответ:_______________________________________________________
Задание 2
Рассмотрите изображённое на фотографии животное. Укажите:
1.Тип симметрии животного
Ответ:____________________________________________
2.Среда обитания
Ответ:_____________________________________________
3.Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с самой крупной. Используйте слова и словосочетания из предложенного списка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
СПИСОК СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ:
1) Членистоногие
2) Животные
3) Широкопалый речной рак
4) Ракообразные
5) Десятиногие раки
Царство |
Тип |
Класс |
Отряд |
Вид |
|
|
|
|
|
Ответ:
4. Укажите одно из значений, которое имеют речные раки в жизни человека.
Ответ:________________________________________________________
Задание 3
Определите тип питания организмов, приведённых в списке.
СПИСОК ОРГАНИЗМОВ:
1) палочка Коха
2) лев
3) ряска
4) сосна
5) белый гриб
6) ромашка
Запишите цифры, под которыми указаны организмы в списке, в соответствующую ячейку таблицы.
Ответ в каждую ячейку запишите в виде последовательности цифр, в порядке их возрастания.
Ответ:
Автотрофный тип питания |
Гетеротрофный тип питания |
|
|
Задание 4
Известно, что озёрная лягушка — позвоночное земноводное, являющееся хищником. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Озёрная лягушка вымётывает икру одним комком или отдельными кучками.
2) Животное живёт на суше, а размножается в пресной воде.
3) Длина тела животного составляет 6—13 см, а масса — до 200 г.
4) Крупные размеры и высокая численность делают озёрную лягушку промысловым видом.
5) Озёрная лягушка питается личинками стрекоз, водяными жуками и их личинками, моллюсками.
6) Шейный и крестцовый отделы позвоночника появляются впервые у представителей класса и имеют только по одному позвонку.
Ответ:________________________________________________________
Задание 5
Рассмотрите рисунок, на котором представлен цикл развития бычьего цепня, и ответьте на вопросы.
1.Какой цифрой обозначен на рисунке основной хозяин?
Ответ:________________________________________________________
2.Как человек может заразиться бычьим цепнем? Опишите механизм одного из способов заражения
Ответ:________________________________________________________
Задание 6
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Животное |
Орган |
... |
Трахеи |
Краб |
Жабры |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) улитка виноградная
2) планария белая
3) лягушка озёрная
4) жук майский
Ответ:________________________________________________________
Задание 7
К какому классу относят животных, строение покровов которых показано на рисунке
1) Птицы
2) Млекопитающие
3) Земноводные
4) Пресмыкающиеся
Ответ:________________________________________________________
Задание 8
Установите соответствие между характеристиками кровеносной системы животных и их классами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ |
КЛАССЫ ЖИВОТНЫХ |
А) В сердце содержится только венозная кровь. Б) Сердце образовано четырьмя камерами. В) В венах малого круга течёт артериальная кровь. Г) У животных имеется один круг кровообращения. Д) Венозная кровь из сердца поступает непосредственно к лёгким. Е) Сердце образовано предсердием и желудочком. |
1) Костные рыбы 2) Птицы |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Ответ:
Задание 9
Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ
Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) почва
2) вода
3) лес
4) неполное превращение
5) полное превращение
6) куколка
7) гусеница
8) яйцо
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание 10
Если у животного сердце, изображенное на рисунке, то для этого животного, вероятнее всего будут характерны:
1) Один круг кровообращения
2) Два круга кровообращения
3) Плавники
4) Сухая кожа без желез
5) Теплокровность
Запишите в ответе 2 цифры, под которыми указаны выбранные характеристики.
Ответ:________________________________________________________
Задание 11
Пользуясь таблицей «Размножение рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы и выполните задание.
Размножение рыб
Вид рыбы |
Количество икринок, тыс. |
Средний диаметр икринок, мм |
Среднее время наступления половозрелости, лет |
Средний возраст рыб, выловленных рыбаками в разных водоёмах, лет |
Щука быкновенная |
30 |
2,7 |
3–4 |
5 |
Норвежская сельдь |
200 |
1,3 |
2–7 |
8 |
Треска балтийская |
10 000 |
1 |
5–9 |
3 |
Сазан |
1500 |
1 |
5–6 |
8 |
Колюшка трёхиглая |
0,1–1 |
1,8 |
1 |
2 |
1) У каких видов рыб наименьший диаметр икринок?
Ответ:________________________________________________________
2) С чем у рыб связана высокая плодовитость?
Ответ:________________________________________________________
3) Как Вы считаете, у какой из представленных в таблице рыб развита забота о потомстве? Объясните свой ответ с помощью данных таблицы.
Ответ:________________________________________________________
Задание 12
Верны ли следующие суждения об особенностях строения хордовых животных?
А. Центральная нервная система хордовых состоит из брюшной нервной цепочки, надглоточных и подглоточных нервных узлов.
Б. Хордовые имеют внутренний скелет.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:________________________________________________________
Задание 13
Рассмотрите фотографию собаки породы немецкий пинчер и выполните задания.
Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению собаки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма хвоста.
А.Окрас
Б. Форма ушей
В. Форма хвоста
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
|
|
|
Задание 14
Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы.
1) Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?
2) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?
3) Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ
В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого, и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки змею, рыбу, угря и кусок говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых(контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.
В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.
Ответ:
1._____________________________________________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.